Наиболее развитой из письменностей, созданных американскими индейцами, является слоговая письменность чироки. Чироки - это североамериканское индейское племя, говорящее на языке ирокезской группы. Чироки жили раньше в Северной Джорджии и в Северной Каролине (США), но в 1838-1839 гг. были переселены в резервацию на индейскую территорию.

Письменность чироки была изобретена в 1821 г. индейцем по имени Секвойя, или Сиквайя, которого называли также Джон Гист, Гест или Гесс. По-видимому, он был человеком необразованным, но очень одаренным и понимал, какие преимущества может дать его народу письменность. Сначала он создал идеографическую письменность, но, поняв вскоре, насколько она громоздка изобрел слоговое письмо. Примерно через десять лет созданная им письменность получила столь широкое распространение, что почти все мужчины племени стали грамотными; сохранилось много чирокских рукописей 1 На этой письменности даже издавалась газета . В настоящее время письменность чироки вышла из употребления.

Силлабарий чироки состоит из восьмидесяти пяти знаков, которые могут быть разделены на четыре группы:

  1. знаки, основанные на формах прописных и строчных латинских букв (не совпадающие с ними по значению);
  2. знаки, представляющие собой перевернутые или как-либо измененные латинские буквы (например, с какими-либо дополнительными линиями), тоже имеющие иное значение;
  3. европейские цифры, применяемые так же, как и латинские буквы;
  4. произвольные знаки.

Слоговые знаки письменности чироки.

Письменность чироки характеризуется изобилием согласных и групп согласных и большим разнообразием гласных. В целом эта система письма стоит на безупречно научной основе и, как показал опыт, легко и быстро усваивается.

Происхождение

Происхождение силлабария чироки является одним из лучших исторически засвидетельствованных примеров создания системы письма. Некоторые ученые полагают, что фонетические значения знаков Секвойи и соответственных латинских букв различаются потому, что Секвойя плохо знал английский алфавит. Однако это объяснение представляется ошибочным. То обстоятельство, что чирокские знаки ни в одном случае не сохранили значения латинских букв, является, по нашему мнению, ярчайшим доказательством намерения Секвойи создать письменность, совершенно отличную от английского алфавита. А тот факт, что силлабария Секвойи вполне удовлетворительно передает язык чироки, подтверждает, что создатель этой письменности понимал, как следуй подходить к разрешению тех проблем, с которыми он столкнулся.

Трудно объяснить, почему Секвойя заменил латинскую алфавитную систему письма слоговой. Не исключено, что Секвойя понял самого принципа алфавитного письма и что его вполне удовлетворяло деление слов на составляющие их слоги. Впрочем, вполне возможно и то, что Секвойя сознательно предпочел слоговую систему алфавитной, так как она вполне соответствовала языку чироки,- приспособление слоговой письменности к языку типа английского, например, которому свойственно частое скопление разнообразных согласных, оказалось бы делом значительно более сложным.

Как бы то ни было, письменность чироки является одним из лучших примеров заимствования письма без сохранения первоначального фонетического значения соответствующих знаков.

Письменности чироки, созданные Морисом и Юбэнксом

Дж. Муни упоминает две более новые письменности, созданные около 1890 г. Попытка применить их для языка чироки потерпела неудачу.

1) Аббат Морис, служивший при миссии форта на оз. Стюарт в Британской Колумбии, разработал полуалфавитное письмо по образцу силлабариев племен дэнэ (или тиннэ) и кри. «В этой системе все родственные звуки изображаются одним и тем же знаком в разных положениях, а также с прибавлением точки или черты». Как указывает Муни, схема была очень проста и знаки легко различимы, «однако их, к сожалению, трудно было соединять в слова в рукописном начертании».

2) Вторая система была гораздо более остроумной; ее придумал Вильям Юбэнкс. Он сам был наполовину чироки, родом из Тахлека, расположенной на индейской территории. Система Юбэнкса представляла собой род стенографического письма, весьма удобного для скорописи. «Пятнадцать основных знаков, писавшихся при помощи одной прямой или изогнутой линии, сочетались с по-разному расположенными точками, передавая, таким образом, все звуки языка» (Муни).

Яркая иллюстрация на эту тему из истории письменности - слоговая азбука, придуманная около 1820 г. в Арканзасе индейцем-чероки по имени Секвойя. Секвойя видел, что белые люди рисуют на бумаге какие-то значки и что благодаря этим значкам им гораздо проще запоминать и произносить длинные речи. Однако поскольку вместе с подавляющим большинством соплеменников Секвойя был неграмотным и не умел ни говорить, ни читать по-английски, как именно работали эти значки, оставалось для него тайной. Будучи кузнецом, Секвойя начал с того, что изобрел систему, облегчающую учет задолженностей своих заказчиков. Для каждого заказчика он нарисовал картинку, к которой пририсовывались разной величины кружки и линии, обозначающие сумму долга.

Около 1810 г. Секвойя решил сделать следующий шаг и придумать систему записи для родного языка. Он снова начал с рисования картинок, но скоро забросил это занятие как слишком трудноосуществимое - и с точки зрения объема, и с точки зрения его личных художественных способностей. Тогда он стал придумывать отдельные знаки для каждого слова, но тоже остался недоволен результатом, поскольку даже когда счет его знакам пошел на тысячи, конца работе по-прежнему не было видно.

Наконец, Секвойя осознал, что все слова состоят из сравнительно небольшого числа звуковых элементов, которые повторяются во множестве разных сочетаний, - того, что мы называем слогами. Поначалу он придумал 200 силлабических символов и постепенно довел это число до 85, из которых большинство представляло комбинацию одного согласного и одного гласного.

Одним из источников знаков для Секвойи стал сборник упражнений по правописанию на английском, который достался ему от школьного учителя. Около пары дюжин его силлабиче­ских символов были непосредственно скопированы с латин­ских букв, хотя, разумеется, они имели совершенно иное значение, поскольку их английских значений Секвойя не знал. Например, он выбрал значки D, R, b и h, как обозначение для слогов а, э, си и ни соответственно, а значок 4 был заимствована для слога се. Другие символы он получил модификацией анг­лийских букв, например, назначив слогам йу, са и на обозначения, и соответственно. Остальные символы были исключительно плодом его воображения - например, (для слога хо), (слог ли) и (слог ну)*. Чрезвычайно точное соответствие фонетике языка чероки и легкость, с которой его можно выучить, заслужили силлабарию Секвойи практически единодушное восхищение профессиональных лингвистов. За короткий срок чероки почти поголовно освоили новую слоговую азбуку, купили печатный пресс, заказали набор оригинальных литер и начали печатать книги и газеты.


Письменность индейцев Чероки

Едва ли легенда о Млечном пути сохранилась бы, если бы не слоговая азбука индейцев Чероки.
Фрагмент из книги Д. Даймонда "Ружья, сталь и микробы":
Яркая иллюстрация на эту тему из истории письменности - слоговая азбука, придуманная около 1820 г. в Арканзасе индейцем-чероки по имени Секвойя. Секвойя видел, что белые люди рисуют на бумаге какие-то значки и что благодаря этим значкам им гораздо проще запоминать и произносить длинные речи. Однако поскольку вместе с подавляющим большинством соплеменников Секвойя был неграмотным и не умел ни говорить, ни читать по-английски, как именно работали эти значки, оставалось для него тайной. Будучи кузнецом, Секвойя начал с того, что изобрел систему, облегчающую учет задолженностей своих заказчиков. Для каждого заказчика он нарисовал картинку, к которой пририсовывались разной величины кружки и линии, обозначающие сумму долга.

Около 1810 г. Секвойя решил сделать следующий шаг и придумать систему записи для родного языка. Он снова начал с рисования картинок, но скоро забросил это занятие как слишком трудноосуществимое - и с точки зрения объема, и с точки зрения его личных художественных способностей. Тогда он стал придумывать отдельные знаки для каждого слова, но тоже остался недоволен результатом, поскольку даже когда счет его знакам пошел на тысячи, конца работе по-прежнему не было видно.

Наконец, Секвойя осознал, что все слова состоят из сравнительно небольшого числа звуковых элементов, которые повторяются во множестве разных сочетаний, - того, что мы называем слогами. Поначалу он придумал 200 силлабических символов и постепенно довел это число до 85, из которых большинство представляло комбинацию одного согласного и одного гласного.

Одним из источников знаков для Секвойи стал сборник упражнений по правописанию на английском, который достался ему от школьного учителя. Около пары дюжин его силлабиче­ских символов были непосредственно скопированы с латинских букв, хотя, разумеется, они имели совершенно иное значение, поскольку их английских значений Секвойя не знал. Например, он выбрал значки D, R, b и h, как обозначение для слогов а, э, си и ни соответственно, а значок 4 был заимствована для слога се. Другие символы он получил модификацией английских букв, например, назначив слогам йу, са и на обозначения, и соответственно. Остальные символы были исключительно плодом его воображения - например, (для слога хо), (слог ли) и (слог ну)*. Чрезвычайно точное соответствие фонетике языка чероки и легкость, с которой его можно выучить, заслужили силлабарию Секвойи практически единодушное восхищение профессиональных лингвистов. За короткий срок чероки почти поголовно освоили новую слоговую азбуку, купили печатный пресс, заказали набор оригинальных литер и начали печатать книги и газеты.
...
Прекрасной иллюстрацией объединения перед угрозой внешней силы является образование конфедерации индейцев чероки на юго-востоке США. Первоначально чероки были разделены на 30–40 независимых вождеств, каждое из которых представляло собой деревню, где проживали около 400 человек. Постепенно разрастание белых поселений стало приводить к вооруженным конфликтам между белыми и чероки. Когда отдельные индейцы грабили или нападали на поселенцев и коммерсантов, белые не могли отличить одно вождество чероки от другого, а потому принимали ответные меры - военные экспедиции или торговый бойкот - без разбора. Как следствие, чероки постепенно начали осознавать необходимость объединения в одну конфедерацию, которая и оформилась в середине XVIII в. Ее начало было положено в 1730 г., когда более крупные вождества выбрали из своих рядов единого лидера, вождя по имени Мойтой (в 1741 г. должность перешла к его сыну). Первой задачей такого лидера являлось наказание лиц, совершавших нападения на белых, и ведение дел с белым правительством. Примерно в 1758 г. чероки упорядочили процесс принятия решений в конфедерации и учредили ежегодный совет, который был смоделирован по образцу знакомых им деревенских советов и проводился в одной и той же деревне (Эчота), тем самым фактически ставшей их неофициальной столицей. Со временем чероки разработали собственную
письменность и приняли письменную конституцию.

Предыдущий пост с легендой индейцев Чероки навел меня на мысль, что едва ли эта легенда сохранилась бы, если бы не слоговая азбука индейцев Чероки. Фрагмент из книги Д. Даймонда "Ружья, сталь и микробы":
Яркая иллюстрация на эту тему из истории письменности - слоговая азбука, придуманная около 1820 г. в Арканзасе индейцем-чероки по имени Секвойя. Секвойя видел, что белые люди рисуют на бумаге какие-то значки и что благодаря этим значкам им гораздо проще запоминать и произносить длинные речи. Однако поскольку вместе с подавляющим большинством соплеменников Секвойя был неграмотным и не умел ни говорить, ни читать по-английски, как именно работали эти значки, оставалось для него тайной. Будучи кузнецом, Секвойя начал с того, что изобрел систему, облегчающую учет задолженностей своих заказчиков. Для каждого заказчика он нарисовал картинку, к которой пририсовывались разной величины кружки и линии, обозначающие сумму долга.

Около 1810 г. Секвойя решил сделать следующий шаг и придумать систему записи для родного языка. Он снова начал с рисования картинок, но скоро забросил это занятие как слишком трудноосуществимое - и с точки зрения объема, и с точки зрения его личных художественных способностей. Тогда он стал придумывать отдельные знаки для каждого слова, но тоже остался недоволен результатом, поскольку даже когда счет его знакам пошел на тысячи, конца работе по-прежнему не было видно.

Наконец, Секвойя осознал, что все слова состоят из сравнительно небольшого числа звуковых элементов, которые повторяются во множестве разных сочетаний, - того, что мы называем слогами. Поначалу он придумал 200 силлабических символов и постепенно довел это число до 85, из которых большинство представляло комбинацию одного согласного и одного гласного.

Одним из источников знаков для Секвойи стал сборник упражнений по правописанию на английском, который достался ему от школьного учителя. Около пары дюжин его силлабиче­ских символов были непосредственно скопированы с латин­ских букв, хотя, разумеется, они имели совершенно иное значение, поскольку их английских значений Секвойя не знал. Например, он выбрал значки D, R, b и h, как обозначение для слогов а, э, си и ни соответственно, а значок 4 был заимствована для слога се. Другие символы он получил модификацией анг­лийских букв, например, назначив слогам йу, са и на обозначения, и соответственно. Остальные символы были исключительно плодом его воображения - например, (для слога хо), (слог ли) и (слог ну)*. Чрезвычайно точное соответствие фонетике языка чероки и легкость, с которой его можно выучить, заслужили силлабарию Секвойи практически единодушное восхищение профессиональных лингвистов. За короткий срок чероки почти поголовно освоили новую слоговую азбуку, купили печатный пресс, заказали набор оригинальных литер и начали печатать книги и газеты.
...
Прекрасной иллюстрацией объединения перед угрозой внешней силы является образование конфедерации индейцев чероки на юго-востоке США. Первоначально чероки были разделены на 30–40 независимых вождеств, каждое из которых представляло собой деревню, где проживали около 400 человек. Постепенно разрастание белых поселений стало приводить к вооруженным конфликтам между белыми и чероки. Когда отдельные индейцы грабили или нападали на поселенцев и коммерсантов, белые не могли отличить одно вождество чероки от другого, а потому принимали ответные меры - военные экспедиции или торговый бойкот - без разбора. Как следствие, чероки постепенно начали осознавать необходимость объединения в одну конфедерацию, которая и оформилась в середине XVIII в. Ее начало было положено в 1730 г., когда более крупные вождества выбрали из своих рядов единого лидера, вождя по имени Мойтой (в 1741 г. должность перешла к его сыну). Первой задачей такого лидера являлось наказание лиц, совершавших нападения на белых, и ведение дел с белым правительством. Примерно в 1758 г. чероки упорядочили процесс принятия решений в конфедерации и учредили ежегодный совет, который был смоделирован по образцу знакомых им деревенских советов и проводился в одной и той же деревне (Эчота), тем самым фактиче­ски ставшей их неофициальной столицей. Со временем чероки разработали собственную письменность и приняли письменную конституцию.