Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Логопедическая тема: Дифференциация звуков [д]-[т], [д"]-[т"].

Грамматическая тема: Предлоги К, ОТ, ДО.

Лексическая тема: Обогащение словаря по теме «Транспорт».

Форма проведения: урок-путешествие.

Тип занятия: объяснение нового материала.

Группа: обучающие 1 класса, имеющиеНВ ОНР.

Продолжительность урока: 45 минут (второе полугодие)

Цель занятия: дифференциация звуков [д] – [т], [д"] – [т"] в слогах, словах и предложениях с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • уточнить артикуляционный уклад при произношении звуков [д] -[т], [д"]-[т"];
  • дифференцировать звуки [д] – [т], [д"] – [т"] в слогах, словах, предложениях и обозначение их на письме соответствующими буквами;
  • активизировать, уточнить и обогатить словарный запас обучающихся;
  • уточнить конкретное значение предлогов к, от, до ;
  • упражнять в правильном употреблении предлогов.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • упражнять в употреблении слов сложной слоговой структуры;
  • развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
  • развивать и тренировать двигательно-моторную координацию, зрительно – пространственный гнозис и праксис;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление и память;
  • развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать умение работать в заданном темпе;
  • воспитывать умение работать в группе;
  • воспитывать культуру произношения;
  • способствовать воспитанию усидчивости и внимательности;
  • формировать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование занятия: магнитная доска, маркер, цветные магниты, рабочие тетради, ручки, карандаши; экран, проектор, компьютер.

Дидактический материал: изображение транспорта.

Лексический материал: слоги, слова, предложения насыщенные изучаемыми звуками.

План занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.
  3. Сравнительная характеристика звуков. Формулировка темы занятия.
    1. Сопоставление по артикуляции.
    2. Характеристика звуков, соотнесение с символами для их обозначения.
  4. Артикуляционная гимнастика
  5. Речевая зарядка
  6. Развитие фонематического восприятия.
  7. Физкультминутка «Паровозик»
  8. Звуковой и слоговой анализ.
  9. Дифференциация в слогах: Определение слога со звуками д–т, д"-т" в словах.
  10. Физкультминутка «Как живешь?».
  11. Дифференциация д–т, д"-т" в словах: Преобразование слов. Работа с омонимами.
  12. Дифференциация д–т, д"-т" в предложениях: Работа с предлогами К, ОТ, ДО.
  13. Итог занятия.

Презентация выполнена для фронтальной работы. Каждый слайд состоит из заданий, смена которых происходит по щелчку мыши или автоматически после предыдущего слайда. При необходимости установить на компьютер шрифт Propisi.TTF (включен в пакет презентации).

Ход занятия

I. Организационный момент .

(Приветствие)

– Ребята, назовите по порядку дни недели. Сколько дней в неделе? Какой сегодня день недели? Какое время года? Что наступит после зимы, после весны? Какое время года перед осенью? И т.п.

II. Введение в тему .

– Сегодня мы будем путешествовать, поэтому давайте соберем вещи, которые понадобятся нам в пути (кеды, чемодан, телефон, вода, зонт, зубные щётки).(Слайд 2)

Анализ слов: наличие звуков д – т в словах, место звука (начало, середина, конец).

– Какие звуки мы находили в словах? (звуки Д – Т, Д " – Т ")

III. Сравнительная характеристика звуков. Формулировка темы занятия.

1. Сопоставление по артикуляции

– Посмотрите в зеркало и определите, что помогает нам произносить звуки [д] – [т]. Когда мы их произносим, наш язычок и губы ведут себя совершенно одинаково. Разница лишь в том, что при произнесении звука [д] участвуют голосовые связки, то есть горлышко наше работает, мы произносим звук с голосом. Приложите ручку к горлу тыльной стороной и ощутите сами. А при произнесении звука [т] горлышко не работает, то есть, звук произносится без голоса.

– Какой вывод мы можем сделать? (звук Д произносится с голосом, значит он звонкий, а звук Т произносится без голоса – значит, он глухой).

– Какими буквами обозначаются эти звуки? (буквами Дэ и Тэ).

– Вспомним, как они пишутся. (Слайд 3, 4)

2. Характеристика звуков, соотнесение с символами для их обозначения.

– Сейчас мы дадим характеристику звукам:

  • [д] – согласный, звонкий, твердый, его символ – синий квадратик с колокольчиком;
  • [д"] – согласный, звонкий, мягкий, его символ – зеленый квадратик с колокольчиком;
  • [т] – согласный, глухой, твердый, его символ – синий квадратик;
  • [т"] – согласный, глухой, мягкий, его символ – зеленый квадратик. (слайд 5, 6)

– Сегодня мы будем учиться различать звуки Д – Т, Д " – Т ".

(Дети записывают строчные и заглавные буквы Д и Т в тетрадях.)

IV. Артикуляционная гимнастика.

– Проведем гимнастику для язычка.

Упражнения для язычка: «Улыбочка», «Трубочка», «Лопаточка», «Часики».

V. Речевая зарядка .

– В пути всегда веселее, когда поешь песни. Давайте, потренируемся.

ТА-ДА-ТА ТРА-ДРА-ТРА ДА-ДА-ТА? (спрашиваем)

ТА-ДА-ДА ДИМ-ДИМ-ТИМ ТУ-ДУ-ДУ. (отвечаем)

ТИ-ДИ-ТИ ДОМ-КОМ-ТОМ ДЫ-ТЫ-ДЫ! (удивляемся)

VI. Развитие фонематического восприятия.

– Ну, вот, теперь мы готовы к путешествию. Ребята, посмотрите на доску, назовите то, что изображено одним словом (транспорт). Какие виды транспорта вы здесь видите? (наземный пассажирский и грузовой; подземный пассажирский; водный пассажирский и грузовой; воздушный пассажирский).

– Какой вид транспорта вы не назвали? (если дети не называют какой-либо транспорт, логопед объясняет)

– Мы с вами будем путешествовать на наземном пассажирском транспорте, в названии которого есть звуки [Т] или [Д]. Назовите транспорт, который нам понадобится (автобус, трамвай, автомобиль, поезд ) (Слайд 9).

– Давайте отхлопаем, сколько слогов в этих словах. Определим, в каком слоге находятся наши звуки. Дайте характеристику этим звукам.

VII. Физкультминутка «Паровозик» .

– Первый вид транспорта, на котором мы будем путешествовать, это поезд. Давайте, представим, что мы едем на паровозе.

Едет, едет паровозик: Вращаем обеими руками поочерёдно в локтевом суставе;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» под счёт 2 раза;
По домам ребят развозит: повторить движение «паровозик»;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» 2 раза;
Мимо сосен и рябинок: «паровозик», ускоряем темп;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» 2 раза;
Мимо ёлок и осинок: «паровозик» в быстром темпе;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» 2 раза, быстрый темп;
Остановка на лужайке: медленно развести руки в стороны, потянуться;
Чух-чух-чух, чух-чух-чух. «кулак-ребро-ладонь» 2 раза, замедляем темп;
Мы, попрыгаем, как зайки: руки на поясе, прыжки на двух ногах;
Раз-два-три, раз-два-три. прыжки поочерёдно на левой-правой ноге;
Поиграем, порезвимся прыжки с поворотами влево-вправо;
И в автобус мы садимся. маршируем на месте. (Слайд 10)

VIII. Звуковой и слоговой анализ.

– А теперь отхлопаем, сколько слогов в слове «автобус» (3 слога). Нарисуйте схему слова в тетрадях. Какой первый слог? (ав) Наполняем первый слог цветными кружками. (Аналогично проводится работа со 2 и 3 слогами. Один ученик составляет у доски с магнитами)

– Давайте позовём слово «автобус» и выделим ударный слог. Поставим ударение в схеме над гласным.

– Какой по счёту звук [т]? (звук [т] третий по счёту)

– Проверим, правильно ли вы сделали.

IX . Дифференциация д–т, д"-т" в слогах.

Определение слога со звуками д–т, д"-т" в словах.

– Когда мы путешествовали на автобусе, то вдоль дороги мы увидели много интересного. – Кто запомнил, что мы видели? (деревья, дома, цветы).

– Я вам буду называть слова, а вы будете записывать в свои тетради только слог, в котором есть звукид – т, д"-т".

Слова: ду бы, сосны, то поль, берёза, до мик, да ча, де ревня, те лега.

– Проверим, какие слоги вы записали. (ду, то, до, да, де, те)

(Проводится коллективная проверка)

X. Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика. «Как живешь?»

– Как живёшь? – Вот так (показывают большой палец)

– Как идешь? Вот так (прошагать двумя пальцами по ладони)

– А бежишь? – Вот так (согнуть руки в локтях и сделать движения, как при беге)

– Ночью спишь? – Вот так (руки под щеку, нагнуть голову)

– Как берешь – Вот так (ладонь согнуть в кулачок)

– Как даешь? – Вот так (ладонь раскрыть)

– Как молчишь? – Вот так (Прикрыть ладонь рукой)

– А грозишь? – Вот так (погрозить соседу пальцем).

XI. Дифференциация д–т, д"-т" в словах.

Работа с омонимами.

– Чтобы вам было не скучно путешествовать, предлагаю поиграть в игру «Назови слово». (Слайд 12–15)

– Перед вами зашифрованные слова. Давайте разгадаем первое слово. Какой третий звук, в слове «ведро»; какой звук перед звуком М в слове «сом»; третий звук в слове «чемодан»? (Слайд 12)

– Какое слово получилось? (слово «дом»).

Второе слово аналогично разбирается по заданию (слово «том») (Слайд 13).

– Каким звуком отличаются слова? (отличаются звуками Т – Д) (Слайд 14)

– Запишем слова ДОМ, ТОМ в столбик в тетради. Замените в слове ДОМ гласную О на Ы. Какое получится слово? (ДЫМ) Запишите это слово в тетрадь, отступив вправо от слова ДОМ.

Замените в слове ТОМ гласную О на А. Какое получится слово? (ТАМ).

– Запишите его в тетрадь, отступив вправо от слова ТОМ. Подчеркните одной чертой т, а двумя – д .

дом дым

том там

– Чем отличаются слова уточка – удочка?

(в слове удочка второй звук [д], а в слове уточка второй звук [т]) (Слайд 15).

XII. Дифференциация д–т, д"-т" в предложениях.

Работа с предлогами К, ОТ, ДО.

– Чтобы доехать до дома, нам нужно пересесть на другой пассажирский транспорт. Отгадайте загадку и узнаете, на каком транспорте поедем дальше.

Он по рельсам едет звонко,
И звенит: "Эй, не зевай!"
Отдохнет на остановке,
И поедет вновь...(трамвай )

– Наше путешествие подходит к концу, поэтому нам пора отправляться домой. Посмотрите на экран. До какого места доехал трамвай?

(Трамвай доехал до дома). (Слайд 16)

– Сколько слов в предложении? (четыре) Слово «до» пишется отдельно, потому что это предлог.

– Составьте предложение со словом «автомобиль» и « трактор».

(Автомобиль подъехал к подъезду. Трактор отъехал от дома.) (Слайд 16)

– Назовите предлоги в этих предложениях. (предлоги к и от ).

– Запишем схему предложения «Трактор отъехал от дома» в тетради.

– Давайте найдем в словах и впишем в схему буквы Дэ и Тэ. Запишите предлог ОТ в схему.

– Проверьте, правильно ли вы записали. (Слайд 17)

– Запишем схему предложения «Автомобиль подъехал к подъезду».

(Предложение разбирается аналогично. Один ученик записывает на доске.)

– Какие вы молодцы! Все верно сделали!

XIII. Итог занятия.

– Вот путешествие наше и закончилось. Итак, что мы сегодня делали на занятии? Какие звуки учились выделять из слогов и слов, какие буквы писали, что узнали нового? (мы учились выделять звуки [д]-[т] и [д"]-[т"]. Писали буквы «Дэ» «Тэ». Мы учились правильно использовать маленькие слова – предлоги, вспомнили все виды транспорта. Записывали слоги и слова со звуками [д]-[т]. Составляли схемы предложений.

– Молодцы, до свидания!

Логопед благодарит всех детей за работу, особо отмечая отдельных учеников. Прощается с группой.

Список литературы :

  1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.
  2. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
  3. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М: КОГИТО – ЦЕНТР, 1996.– (Министерство образования Российской Федерации. Республиканский институт повышения квалификации работников образования).

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками от­личаются эти пары слогов.

да - та та - да дя- тя тя - дя дя- тя до-то то-до дё - те тё-дё те-де ду - ту ту - ду дю-тю тю-дю дё-те ды - ты ты - ды ди - ти ти - ди тю - дю.

Задание 2. Прослушайте слоги, запишите первую букву каждого слога.

Та, дя, по, до, то, ты, ды, до, тя, те, де, дё, то, ту, тю, дю;

тла, для, тло, дло, тля, дли, тлы, дра, тра, тру, вру.

Задание 3. Прослушайте звукосочетания, запишите только соглас­ный:

Ада, ата, ода, ота, уту, уду, иди, ити, удю, уди, ути.

Задание 4. Прослушайте, Запомните ряды слогов, повторитеих в той же последовательности :

та - да -та ту - ду - ту та - да - та - да да - та - да ду - ту - ду да - та - да -та

ту - ду- ду- ту

ду - ту - ту - ду.

Задание 5. Прочитайте и повторите слоговые ряды:

то-до- то то - до - до- то то -до - то - до ди - ти - ди ти - ди - ди - ти ди - ти - ди - ти тя - дя- тя ду- ту - ду - ту ты - ды - ты - ды де- те - де бе - те - те - де дё - те - дё - те.

Задание 6. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую - с буквой д, во вторую - с буквой т:

а) Да, та, ту, де, те, ту, тю, дю, ды, ты, то, до, ди, ти;

б) ада, ата, ату, аду, оду, оту, уда, ута уте, уде, уди, ути.

Задание 7. Запишите слоги и звуковые сочетания под диктовку :

Да, то, до, ты, ты, ды, ти, де, те, дю, тю; аду, ату, оте, оде, иди, ити, юта, еде, эти.

Дифференциация д - т в словах

Задание 1. Прослушайте слова, назовите, какой звук - д или т - а) стоит в начале слова, б) стоит в середине слова.

Образец ответ а: а) в слове дом - звук д;

б) в слове петух - звук т.

а) Дом, дым, там. Тома, темный, доля, толь, думай, тихо, туфли, друг, тля, для, дружба, трудный, труд;

б) петух, ветка, ведра, ветер, погода, победа, посуда.

Задание 2. Прослушайте слова, выпишите слоги с буквами д илит, запишите эти слоги.

Дыни, тело, дело, дыши, тише, диван, духи, тебе, туман, сады, соты, коты, иду, иди, следы, радуга, победа, затихло, труба, трава, дракон, стена, метла, другой, трудно.

Задание 3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звука­ми отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом.


Дом - том;

дачка - тачка;

Дима - Тима;


дочка - точка;

душ - тушь;

дело - тело;


удочка - уточка;

плоды - плоты;

день - тень.


Задание 4. Рассмотрите картинки. Определите наличие и места зву­ков д, т в названиях этих картинок.









Задание 7. Выпишите слова в три столбика: в первый - с буквой д, во второй - с буквой то, в третий - с буквами д и т. Трех- и более сложные слова разделите ва слоги.

Туда, трудно, тетрадь, дата, дотронулся, дотянулся, ветер, туча, подул, стук, нарядный, отодвинулся, страны, ударил, туман, дотащил, задремал, двери, свисток, труба, подруга, тра­ва.

Задание 8. Закончите слова, добавив слоги да или та.

Задание 9. Закончите слова, добавив слоги ду или ту.

Май за...мал забу... ...май за...шил зае...

Га прос...да при... ...гой по...шил по...шка

Задание 10. Закончите слова, добавив слог ди. или ти.

де... ...хо лю... бан...ки

во... ...кий тетра... вой...те

уй... ...хий лю...ки во...те.

Задание 11. Измените слова, добавив слог те. Запишите получившие­ся слова по слогам.

Об р а з е ц: войди -вой-ди-те.

Иди - ..., уйди - ..., приди - ..., отойди - ..., найди - ..., зайди - ..., отодвинь- ..., надень - ..., думай - ..., стирай -

Задание 12. Измените слова, добавив приставку до. Запишите полу­чившиеся слова.

Образец: тащить - дотащить.

Топить - .... таять - .... тянуть - ..., держать -..., нести - ...,пить-..., бежать-...,есть-..., тронуться - ...,стучаться -...,терпеть - ...,толочь - ....

Задание 13. Измените слова, добавив приставку от. Запишите полу­чившееся слово по слогам.



Образец: таял - от-та-ял.

Дал - ...» тащил- ..., делил -..., давил - ..., точил - ..., тянул - ..., таял - ..., толкнул - .... давал - ....

Задание 14. Вставьте в слова пропущенную букву д или т.

Трак...ор, боро...а, с...реоа, воро...а, гра...усник, заво...ной, ве...ка, ве...ро, пого...а, желу...и, м6ло...ок, о...еяло, ве...ер, капус...а, пар...а, у...очка, ...е...ра...ь, ...ож...ик, с...а...о, ...ру...но.

Задание 15. Спишите слова, вставляя пропущенную букву д или т. Объясните, почему вы ставили именно эту букву:

а) Утка - у...очка, ягода - яго...ка, погода - пого..;ка, се­ледочка - селе...ка, лодочка - ло...ка, шуточка - шу...ка,

тетрадочка - тетра...ка, веточка -ве,..ка, деточка - де...ка, подкладочка-подкла.-.ка; .

б) сладок - ела...кий, меток - ме...кий, гладок - гла...-кий, редок -- ре...кий, краток д - краткий;

в) гряда - гря...ка, платок - пла.-.ки, заплата - запла...ка, пряди-пря...ка.

Задание 16. К данным словам подберите проверочные слова так, что­бы после согласныхд, т появился гласный. Запишите эти слова.

О б р а з е ц: куст - кусты, тетрадь -тетради.

холод-... лед-... билет-... халат- ... завод - ...

рекорд - ... город-... гвоздь-... медведь-... пруд-…

обед- ... ледоход-... мост-... привет-... прут-...

след - ... парад - ... груздь - ... крот-... год-...

брат-... енот-... самолет-... град-...

Задание 17. Вставьте в слова пропущенную букву д или т. В скобках запишите проверочное слово.

Образ е ц: город (города).

еле..., голо..., кну..., пру..., гра..., салю..., заво..., пило..., огоро..., са..., виногра..., ала..., плака..., комо..., еле..., еле..., шокола..., мармела..., дроз..., клее... .

Задание 18. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите слова-отве­ты. Подчеркните в них буквы д, т. "

Вопросы.

Какая погода бывает зимой?

Какая погода бывает летом?

Какие дни бывают летом?

Какие дни бывают зимой?

Как называется инструмент, с помощью которого делают отверстия в стене?

С л о в а д л я справок: теплая, холодная, короткие, длинные, дрель.

Задание 19.. Назовите и запишите одним словом следующие поня­тия:

Последний месяц года, первый месяц весны; последний ме­сяц лета, первый день недели; третий день недели; пятый день недели.

Задание 20. Отгадайте загадки. Запюпите отгадки. Подчеркните букву д или т.


Круглая, а не месяц. Желта, а не масло. Сладка, а не сахар.

С хвостом, а не мышь.


Я шарик пушистый

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -

Остался стебелек.


Она идет между сел и полей, Я в любое время года А люди все идут по ней. И в любую непогоду


Цветное коромысло,

На небе повисло.


Очень быстро в час любой Провезу вас под землей.


Отгадки: дыня, одуванчик, дорога, радуга, метро

Задание 21. Разгадайте кроссворд.

Методические указания. Учащимся раздают карточки с кроссвор­дом. На доске помещено описание предметов, которые входят в кроссворд. Обязательное условие: подбирать для кроссворда только те слова, в назва­ниях которых есть звук д или т.

По вертикали: 1. Учебная принадлежность для классных и домашних работ.

4 6 8

По горизонтали: 2. Знак препинания, который ставится в кон­це предложения.

3. Инструмент, которым работает кузнец.

4. Вещество, находящееся в градуснике. .

5. Предмет классного оборудования, на котором пишут уча­щиеся.

6. Лесная птица. .

7. Месато, где дети развлекаются зимой.

8. Внезапное наступление войск. ---- Слова для справок: по вертикали: 1. Тетрадка.

По горизонтали; 2. Точка. 3. Молот. 4. Ртуть, 6. Доска. 6.

Дятел. 7. Каток. 8.Атака.

Дифференциация д - т в предложениях

Тренировочные упражнения

Задание 1. Закончите предложения, подобрав подходящее по смыслу слово .

дачка -тачка Летом мы жили на маленькой....

Толя возил кирпичи на....

дочка - точка В конце предложения надо поставить....

Мама вела за руку маленькую....

душ - тушь Для чертежей нужна....

Холодный... полезен всем.

удочка - уточка На озере плавала серенькая....

Рыболову нужна хорошая....

плоды - плоты В саду созрели вкусные....

По реке плыли....

день - тень Под деревом-...

Сегодня хороший....

доска - тоска У сестрицы Аленушки на сердце....

В заборе сгнила....

стул - сдул Ветер... последние листья.

Придвинь гостю.... Подвинь... ближе.

сдал-стал Коля... инженером.

Брат... последний экзамен.

Задание 2. К словам из пункта а подберите подходящие по смыслу слова из пункта б:

а) Холодный, густая, тяжелое, медная, младшая, старинная;

б) Мелодия, ведро,.трава, сестра, труба, ветер;

а) Товарные, летний, медная, лебединая, студеная, ягодные;

б) Дождик, поезда, места, труба, стая, вода.

Задание 3. Выпишите из предложения словосочетания с буквамид, т. Подчеркните буквыд, т разными карандашами.

Образец: Весь день дует холодный ветер. Холодный ве­тер.

Солнце светит тускло. Дует холодный ветер. Часто идут хо­лодные дожди. С деревьев опадают последние листья. Птицы улетели в теплые страны. Дни стали короткие. У Димы всегда чистые тетради. Ученики писали трудный диктант. Алеша за­болел, ему поставили градусник. Холодный душ полезен. У пруда стояла старенькая дачка. Набрала девица студеной води­цы из деревянного колодца.

Задание 4. Придумайте и запишите предложения с каждым словосочетанием. Подчеркните буквыд, т.

Трудное дело. Тенистый садик. Трудная задача,

Чистая тетрадь. Дубовые столбы. Тяжелое ведро.

Сладкий торт. Гладкий лед. Последние листья

Тимонова Ирина
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Д] - [Т]»

Цель :

Профилактика дисграфии и дислексии; -уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [д] и [т] ; - развитие фонематического восприятия; - развитие навыков звукового анализа и синтеза ; -обогащение словаря детей; -закрепление знаний языковых норм; -способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков) ; -способствовать формированию устанавливать причинно-следственные связи;

Оборудование :

буквы «д» и «т» на каждого ребенка;

колокольчики из самоклейки;

полоски для выкладывания букв;

полоски для выкладывания схемы предложения;

демонстрационный материал «СМАРТ»

Ход занятия:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Игра «Лопни шарик» .

Дети дотрагиваются до шарика, шарик лопается, называют появившуюся букву и садятся на место.

2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

На интерактивной доске появляются картинки (дом, Том)

Рассмотрите предметные картинки и назовите их. (дом, Том) .

Назовите звуки по порядку .

Сколько звуков в этих словах ? (3 звука ) .

Это очень похожие слова «дом Том» .

А в чем их различие?

В слове «дом» первый звук - [д] .

В слове «Том» первый звук - [т] .

Посмотрите, поменяли один звук , а изменилось все слово.

Сегодня мы будем учиться различать звуки и буквы [д] и [т] для того, чтобы их не путать.

Давайте вспомним правило.

Правило : звуки слышим и произносим , а букву видим и пишем.

4. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ

Давайте сравним и дадим характеристику нашим звукам .

Произнесите звуки [д] и [т] . Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков ? (Одинаково) .

Как мы произносим эти звуки ? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух «взрывом» разрушает эту преграду. Звуки согласные .

Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука [д] ? (Дрожит) .

А теперь произнесите звук [т] и послушайте , дрожит ли горлышко при произношении этого звука ? (Не дрожит) . Значит, звук произносится без голоса.

Какой вывод мы можем сделать?

[д] - согласный, звонкий, в произношении участвует голос.

Перед вами лежат буквы и колокольчики, приклейте каждой букве нужный колокольчик.

(Дети под буквой из самоклейки приклеивают колокольчик)

ФИЗМИНУТКА

Руки кверху поднимаем

А потом их опускаем

А потом к себе прижмем

А потом их разведем

А потом быстрей быстрей

Хлопай топай веселей.

5. СООТНЕСЕНИЕ ЗВУКА И БУКВЫ

Вспомните, из каких элементов состоят буквы «т» и «д» .

На что похожа буква «т» , «д» (показ букв)

Выложите из синих полосок буквы Т, Д.

А скажите, если поставить согласный и гласный звук вместе , то что они образуют? (Слог) .

6. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОГАХ

(на доске появляются слоги)

Давайте прочтем слоги.

АТ, ОТ, УТ, ИТ ТА, ТО, ТУ, ТИ

АД, ОД, УД, ИД ДА, ДО, ДУ, ДИ

А если мы добавим одну букву получится у нас слово?

(дети добавляют буквы и читают получившиеся слова)

А что образуется из слогов ? (Слова) .

7. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ

Игра «Разложи картинки» на доске находятся картинки в названиях которых есть звуки «т» , «д» . Дети поделившись на команды раскладывают по ящикам картинки с заданным звуком и определяют позицию звука в слове .

Молодцы справились с этим заданием хорошо.

Скажите, что образуют слова, связанные между собой по смыслу? (Предложения) .

8. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Игра «Собери предложение» . Дети переставляют слова и называют получившиеся предложение. На каждое предложение появляется картинка. Дети считают количество слов в предложении и выкладывают схему предложения.

У, дом, в деревне, дедушки.

Пруд, деревни, около.

Летом, Тёма, был, у, дедушки.

Подумайте, какой рассказ может получиться из этих предложений.

Предложения, связанные между собой по смыслу образуют что? (Рассказ) .

Давайте попробуем поставить наши предложения так, чтобы получился рассказ.

У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тёма был у дедушки.

Как можно озаглавить наш текст?

9. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Какие звуки мы научились различать? ([т], [д]) .

Дайте краткую характеристику этих звуков .

[т] - согласный, глухой, произносится без участия голоса.

[д] - согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.

Для чего мы учились различать эти звуки ?

(Чтобы писать без ошибок) .

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р], [Р’]» Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков «Р» / «Рь» (подготовительная к школе группа). Автор учитель-логопед Козырева А. В.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[С’]» Дифференциация звуков [c](подготовительная группа) Цели: закреплять навыки четкого произношения звуков и их дифференциацию; формировать.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ж], [З]» Ф. И. О. : Овчинникова Светлана Владимировна Должность: Учитель - логопед Образовательное учреждение:МДОУ Детский сад "Березка"п. Новая Игирма.

Конспект группового логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [г]-[к]» Групповое логопедическое занятие (2 класс). Грамматическая тема: Дифференциация согласных звуков [Г-К]. Лексическая тема: Деревья. Цель:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [л]-[л’]» Цель: учить дифференцировать звуки [Л]- [Ль]. Задачи: Коррекционно-образовательные: -закреплять умение дифференцировать звуки [Л]- [Ль].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]» Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах. Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный.

Пупкова Н.А., учитель-логопед, Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 3”, г. Салехард, ЯНАО.

Тема. Дифференциация звуков д-т в слогах, словах, предложениях.

Цель: уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков д, т.

  • учить детей дифференцировать звуки, обогащать словарь детей;
  • развивать навыки слогового анализа и синтеза;
  • закреплять знания языковых норм; способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков);
  • учить устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование.

  • Карточки с артикуляционной гимнастикой; буквы т, д.
  • Предметные картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус, уточка, удочка.
  • Карточки со словами: уточка, удочка.

Ход занятия:

  1. Организационный момент
  2. Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать.

    Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

    Мы будем проговаривать все правильно и внятно,

    Чтоб было всем понятно.

    Для того чтобы нам красиво говорить мы должны сделать

    артикуляционную гимнастику.

  3. Артикуляционная гимнастика

Упражнения “Маляр”

“Лягушка и слоненок”

“Качели”

Молодцы вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе.

3. Развитие фонематического восприятия

Рассмотрите предметные картинки и назовите их.

Сколько звуков в этих словах? 6 звуков

Это очень похожие слова уточка-удочка.

А чем они различаются? (второй звук т, в слове уточка)

В слове удочка второй звук д

Какой второй звук в слове уточка? Т

А какой второй звук в слове удочка? Д

На доску вывешивается слова, уточка-удочка посмотрите, поменяли

одну букву, а изменилась все слово.

Сегодня мы будем учиться различать эти звуки т, д и буквы тэ, дэ для

того чтобы на письме их не путать.

  1. Сравнительная характеристика звуков.

Дайте характеристику нашим звукам

Произнесите звуки т и д. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково)

Как произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух “взрывом” разрушает эту преграду. Звуки согласные.

Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука д? (Дрожит.) С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом) А теперь произнесите звук т и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (не дрожит) Значит, звук произносится без голоса.

Какой вывод можем сделать?

5. Соотнесение звука и буквы.

Звуки на письме и при чтении обозначаются чем? (Буквами)

Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв и составьте эти буквы. тэ, дэ.

А скажите если поставить согласный и гласный звук вместе, то, что они образуют? (Слог)

6. Дифференциация звуков в слогах

Рассмотрите схему и составьте и прочитайте слоги.

Запишите слоги парами по звонкости – глухости запись на доске.

Укажите в них наличие звуков изучаемых на занятии.

ТА, ТО, ТУ;

ДА, ДО, ТУ;

А что образуется из слогов? (Слова)

Откройте тетради 2 строчки вниз и запишите сегодняшнее число

  1. Дифференциация звуков в словах

Сейчас поиграем в игру “Что где находится?” (Приложение 1)

Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять букву,

с которыми мы сегодня работаем.

Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки,

Что находится в верхнем левом углу? Какой звук слышим в этом слове? Капуста. В слове капуста слышу звук т, он согласный, глухой, значит, пишу букву тэ, выделяю букву тэ, рисую колокольчик без язычка.

Что находится в правом нижнем углу? Какой звук слышим в этом слове?

Что находится над домом? Какой звук слышим в этом слове? дыня

Что находится слева от дома? Какой звук слышим в этом слове?

Карандаш

Что находится между карандашом и стулом? Дом

Что находится под тарелкой? ведро

Молодцы справились с этим заданием хорошо.

Скажите, слова связанные между собой по смыслу образуют, что?

(Предложения)

  1. Дифференциация звуков в предложении.

Составьте из предложенных слов предложения и подумайте, какой рассказ может получиться из этих предложений.

У, дом, в, дедушки.

Около, деревни, пруд.

Летом, Тёма, был, у, дедушки.

Прочитайте, что у вас получилось.

Запишите каждый свое предложение в тетрадь и найдите в нем наши

Буквы выделите, их как мы это делали в словах.

Предложения, связанные между собой по смыслу образуют что?

(Рассказ)

Давайте попробуем поставить, наши предложения так чтобы

получился рассказ.

У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тёма был у

Придумайте продолжение нашему рассказу.

1 вариант

Он ходил летом на рыбалку. В пруду водилось много рыбы. Тёма любит отдыхать летом в деревне.

2 вариант

Дедушка подарил Тёме удочку. Мальчик каждое утро ходил на рыбалку. Рыбу он отдавал коту Ваське. Мальчик очень любит рыбалку.

Как можно озаглавить наш текст.

  1. Итог занятия

Какие звуки учились различать на занятии? Т, д.

Дайте краткую характеристику этих звуков?

Т-согласный, глухой, произносится без участия голоса.

Д- согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.

Для чего мы учились различать эти звуки?

Чтобы писать без ошибок.

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка изменять темп движения в зависимости от изменения музыкального ритма.

2. Развивать динамический праксис рук.

3. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Т] — [Д], [Т"] — [Д"] (дифференциация звонких и глухих согласных).

4. Научить ребенка слоговому синтезу слов.

5. Учить анализировать и сравнивать слова.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Слушай внимательно» (формирование общей координации движений под ритмичную музыку).

Взрослый звенит бубном, а ребенок под звон бубна бежит. Затем взрослый стучит в бубен, ребенок под эту музыку марширует. Игра повторяется несколько раз.

Задание 2. Упражнение «Кулачки — ладошки» (развитие динамического праксиса рук).

По заданию взрослого (по образцу, устной инструкции) ребенок выполняет следующие движения правой, а затем левой рукой: сжимает руку в кулак, показывает ладошку и т. д.

Задание 3 . Дифференциация звуков [Т] — [Д]. Назвать первый звук в именах детей:

Таня, Толя, Тамара; Даша, Дуня, Данила.

Сравнить артикуляцию звуков [Т] и [Д] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»); вспомнить характеристику звуков [Т] и [Д], их обозначение.

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т]»:

т, д, д, т, т...; та, да, ду, ту, ты...; Таня, Даня, туфли, вода, молоток...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: та-да, то-...; да-та, ду-...

та-та-да; да-да-та; да-та-та; та-да-да; да-та-да; та-да-та.

Дидактическое упражнение «Составь слово»: взрослый по слогам произносит слово, а ребенок называет его целиком.

Са-мо-лет, то-по-ры, то-ва-ри-щи, до-ро-га, за-са-да, ду-би-на...

Взрослый произносит ряд слов и просит ребенка назвать лишнее слово (по наличию в словах звуков [Т] и [Д]):

туфли, дом, дорога, дуб; топор, дрова, труба, ток.

Задание 4 . Из ряда картинок выбрать те, названия которых начинаются на звук [Т] ([Д]); игры с картинками: «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Подобрать слова со звуками [Т] и [Д], определить место звуков в словах (при затруднении использовать карточку и синие кружки, с колокольчиком и без).

Вспомнить загадки на звуки [Т] и [Д] (см. темы № 7, 10).

Заменить звук [Т] на звук [Д] в словах. Какие слова получились? Придумать с ними предложения:

том — дом, точка — ..., тачка — ...

Исправить ошибку. Какие звуки перепутаны?

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Мальчик уточкой ловит рыбу.

Удочка плывет по озеру.

Задание 5. Дифференциация звуков [Т"] — [Д"]. Назвать первый звук в словах Тима, Дима.

Сравнить артикуляцию звуков [Т"], [Д"], обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить характеристику и обозначение этих звуков.

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д"]»:

ть, дь, дь, ть...; тя, дя, ди, ти...; Тимур, Денис, девочка, тигр...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

тя-дя, те-..., ди-ти, ти-..., дю-...

Повторить за взрослым серию слогов:

тя-тя-дя, дя-тя-тя, дя-тя-дя, тя-дя-дя, тя-дя-тя, дя-дя-тя.

Дидактическое упражнение «Составь слово»:

те-ле-фон, те-ле-ви-зор, де-ре-во, Ди-му-ля...

Задание 6. Из ряда картинок ребенок должен убрать лишнюю (по наличию в словах звуков [Т"] и [Д"]), взрослый при этом картинки не называет:

телевизор, диван, тигр, телефон.

Дидактическое упражнение «Подари подарок Тиме и Диме» (подобрать слова со звуками [Т"] и [Д"]).

Заменить звук [Т"] на звук [Д"] в словах. Какие слова получатся? Придумать предложения с этими словами:

тело — дело, тень..., Тима..., тина...

Задание 7. Дифференциация звуков [Т] — [Д], [Т"] — [Д"].

Назвать звонкие согласные звуки, глухие согласные; назвать твердые согласные, мягкие согласные ([Т], [Д], [Т"], [Д"]). Выучить скороговорки:

Сидит тетерев на дереве,

А тетерка с тетеревятами.

На дворе трава,

На траве — дрова.

Взрослый называет слово с одним из звуков ([Т], [Д], [Т], [Д"]), а ребенок поднимает соответствующую букву.

Упражнение для развития координации речи с движениями:

— Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Потерял пастух ду-ду!

А я дудочку нашла,

Пастушку отдала.

Ду-ду-ду...

(Ребенок имитирует игру на дудочке.)

Задание 8 . Звуковой анализ и сравнение слов.

Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку, преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки.

Тима — Дима, том — дом.