Когда аль-Хасан ибн Али пришёл к отцу после сражения и рассказал о случившемся, тот сказал: «Клянусь Аллахом, я не думал, что дойдёт до этого!». (См. Ибн Абу Шейба, «аль-Мусаннаф», событие Сыффина). А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отозвался об аль-Хасане с похвалой: «Поистине, этот мой сын — господин, и я надеюсь, что посредством него Аллах помирит две группы мусульман». «Сахих» аль-Бухари, № 3746.

Он сказал это об аль-Хасане, но не об Али, потому что аль-Хасан стал причиной примирения, тогда как Али сражался.

Что же касается Али, то он заслужил похвалу за сражение с хариджитами при Нахраване, ибо оно принесло мусульманам лишь радость и не доставило им огорчений, поскольку в нём погибли хариджиты.

Покончив с хариджитами в битве при Нахраване, Али совершил земной поклон Аллаху в знак благодарности Ему, а после Верблюжьей битвы он плакал, и после битвы при Сыффине он искренне скорбил по убитым.

Абу Бакрата передаёт: «Я слышал, как однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, стоя на минбаре, причём аль-Хасан стоял рядом с ним и смотрел на людей: “Поистине, этот мой сын — господин, и я надеюсь, что посредством него Аллах помирит две группы мусульман”». «Сахих» аль-Бухари,№ 3746.

Усама ибн Зейд (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, брал его и аль-Хасана и говорил: «О Аллах, я люблю их обоих, полюби же их и Ты!». «Сахих» аль-Бухари, № 3735.

Укба ибн аль-Харис передаёт: «Я видел, как Абу Бакр брал на руки аль-Хасана и приговаривал: ― Клянусь, на пророка похож ты, и совсем не похож на Али! И Али улыбался». «Сахих» аль-Бухари, №№ 3542, 3750.

Аль-Хасан ибн Али скончался в эпоху Муавийи в 49 году от хиджры.

Говорят, что ядом аль-Хасана напоила его жена Джа’да бинт аль-Аш’ас, однако у нас нет достаточных оснований, чтобы утверждать это. Аз-Захаби сказал: «Это недостоверные сведения, ибо кто может знать это?». Аз-Захаби, «Тарих аль-ислам», книга «Эпоха Муавийи», стр. 40.

Ибн Касир сказал: «Я считаю, что это недостоверные сведения». Ибн Касир, «Аль-бидайа ва ан-нихайа», (8/44).

После убийства Али, дабудет доволен им Аллах, жители Куфы присягнули его сыну аль-Хасану. Став халифом, он отправился в Шам, потому что жители Шама отказывались подчиняться халифу Али до самой его смерти.

Договор с Му‘авией и прекращение разногласий между мусульманами

Аль-Хасан отправился в Шам с намерением заключить мир. Он не любил войны и не желал сражаться. Более того, он отговаривал своего отца Али от сражения с жителями Шама. А бдур-Раззакъ, «аль-Мусаннаф», (5/462).

Одним из доказательств того что аль-Хасан изначально стремился к примирению, было то, что он сместил Кайса ибн Са’да ибн Убаду и поручил командование Абдуллаху ибн Аббасу (да будет доволен Аллах ими обоими).

Аль-Хасан аль-Басри передаёт, что когда аль-Хасан ибн Али отправился к Муавийи в сопровождении своего войска, Амр ибн аль-Ас сказал Муавийи: «Я вижу войска, которые не прекрашают сражаться пока не истреблят друг друга».

Аль-Хасан аль-Басри также передаёт, что он слышал от Абу Бакраты, что однажды, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произносил проповедь, пришёл аль-Хасан, и посланник Аллаха сказал: «Поистине, этот мой сын — господин, и я надеюсь, что посредством него Аллах помирит две группы мусульман». «Сахих» аль-Бухари, № 3746.

Аз-Зухри передаёт, что Муавийа послал аль-Хасану свиток с печатью внизу и сказал: «Напиши на нём, что пожелаешь. Он принадлежит тебе». Амр ибн аль-Ас сказал: «Нет, мы должны сражаться с ним!» Муавийа же, который был лучшим из них двоих, сказал: «Успокойся, о Абу Абдуллах. Ты не сможешь убить их, пока они не убьют столько же жителей Шама… А какой смысл жить после этого? Я не стану сражаться с ним, если только сражение не будет неизбежным».

Аль-Хасан и Муавийа встретились после этого, и аль-Хасан отказался от власти в пользу Муавийи. Муавийа стал повелителем верующих, а этот год был назван годом объединения.

Правление аль-Хасана продолжалось шесть месяцев.

Ибн Хаджар (да помилует его Аллах) сказал: «Ахлю-с-Сунна единодушны в том, что обязательно пресекать очернение кого бы то ни было из сподвижников из-за того, что происходило между ними, даже в том случае, когда известно, кто из них был прав, потому что их сражения были результатом их иджтихада, а Аллах простил того, кто ошибся в своём иджтихаде, и обещал ему одну награду, а тому, кто оказался прав в своём иджтихаде, — две награды».


Из книги Усмана аль-Хамис, "Период из исламской истории от кончины Пророка до гибели Хусайна в 61 г.х." Подготовил: www.sawab.info http://www.sawab.info/pravlenie-hasana-ibn-ali/

Все Имамы Ахль аль-Бейт, да будет над ними мир и Божье благословение, сотворены Аллахом из единого света, а потому в траурные дни месяца Мухаррам, в который мы оплакиваем Господина мучеников Хусейна, полезно вспомнить и о трагической судьбе его брата - Имама Хасана ибн Али, да будет мир с ним, ознакомившись с этим переведённым нами преданием, из которого вам станет ясно, что даже после своей мученической смерти от сильнейшего яда, враги пророческого рода не оставляли в покое Имама своего времени…

И бн Аббас передал, что когда Хасан ибн Али, да будет мир с ним, испытывал мучения от болезни, которая привела к его смерти, [его брат] Хусейн ибн Али, да будет мир с ним, подошёл к нему и спросил: «Как ты себя чувствуешь, о мой брат?». Имам Хасан ответил: «Я ощущаю себя в последнем дне этой жизни и в первом дне жизни вечной. Я знаю, что моя смерть пришла, и вскоре я присоединюсь к моему деду и отцу. И хотя я очень не хочу быть вдали от тебя и наших братьев и близких, я жажду встретить Посланника Аллаха и Повелителя верующих Али ибн Абу Талиба, да будет благословение Аллаха над ними всеми, и мою мать Фатиму, и Хамзу, и Джафара… Да будет Аллах утешением в каждой трагедии! О мой брат! Видишь ли ты мою печень в тазу, и знаешь ли, кто сделал это со мной? Что ты сделаешь с моим убийцей, [если я назову его имя]?». «Клянусь Аллахом, я убью того, кто сотворил это с тобой», - ответил Хусейн.

На что Имам Хасан, да будет мир с ним, сказал: «Тогда клянусь Аллахом, я не стану упоминать имя своего убийцы, пока не встречусь с Посланником Аллаха. Но, брат мой! Я прошу тебя записать кое-что. Это завещание Хасана ибн Али ибн Абу Талиба своему брату Хусейну ибн Али.

Предсмертное завещание Хасана своему брату Хусейну

Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и нет у Него сотоварищей. И я поклоняюсь Аллаху так, как Он достоин того, чтоб Ему поклонялись, поскольку нет у Него соучастника в господстве и не унижен Он потребностью в помощнике. Он создал всё и определил всему меру. Он имеет больше прав на своих рабов, чем они сами на себя, и Он достоин наибольшей хвалы. Те, кто повинуется Ему, на верном пути, а те, кто ослушались Его - отклонились [от пути истинного], и тот, кто кается Ему - направлен [руководством верным].

О Хусейн! Что касается моей семьи, моих сыновей и твоей семьи, то я завещаю тебе быть снисходительным к их проступкам, и быть благосклонным к тем, кто вершит добро из их числа, и быть им моей заменой и отцом.

О Хусейн! Похорони меня рядом с Посланником Аллаха, поскольку я заслуживаю быть похороненным рядом с ним и в его доме больше, чем те, кто вошёл в его дом без его разрешения. Аллах не ниспослал никакой [другой] книги после [Книги, ниспосланной] Пророку, и сказал Он в Книге Своей: „О те, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только [не будете вы приглашены]“ (33:53). Клянусь Аллахом, что Пророк ни разу не позволил им войти в свой дом при его жизни, и нет у них никакого дозволения относительно этого после его смерти.

Но у нас есть полномочия поступать самостоятельно в нашем наследстве. Так что если [эта] женщина (Аиша бинт Абу Бакр) встанет на твоём пути, то я прошу тебя посредством близости и родства с Посланником Аллаха, которыми Аллах наделил нас, не воевать с ней и с теми, кто [будет] с ней, и не проливать кровь из-за этого вопроса, пока мы не встретим Посланника Аллаха [на том свете] и не пожалуемся ему на то, как люди отнеслись к нам после его кончины».

Семьи Абу Суфьяна и Усмана ибн Аффана угрожают Ахль аль-Бейт, не желая видеть Хасана ибн Али похороненным возле Посланника Аллаха

Но Марван ибн Хакам, семейство Абу Суфьяна и сыновья Усмана ибн Аффана остановили нас на нашем пути и сказали:

„Повелитель верующих Усман ибн Аффан, мученик, был несправедливо захоронен в отдалённом ужасном месте (на мусорной свалке), а вы хотите похоронить Хасана с Посланником Аллаха? Мы клянёмся Аллахом, что не позволим вам сделать это, и будем бороться с вами нашими мечами и копьями!“.

Хусейн ибн Али ответил:

„Я клянусь Аллахом, что Хасан, сын Али и Фатимы, более достоин быть похороненным рядом с Пророком в его доме, чем те, которые были захоронены в его доме без его разрешения! И Хасан ибн Али более достоин [этого], нежели нечестивец [Усман], который изгнал Абу Зарра, который сделал то, что он сделал Аммару, который сделал то, что он сделал Абд-Аллаху [ибн Мас’уду], который вернул тех, кого изгнал Посланник Аллаха (Марвана ибн Хаккама), и который сделал вас правителями после него. И теперь наши враги и их сыновья следуют за вами“.

Попытка Аиши воспрепятствовать погребению Хасана ибн Али рядом с Посланником Аллаха

Потом мы принесли Хасана на [кладбише] Аль-Баки и похоронили его рядом с его матерью Фатимой (или бабушкой Фатимой бинт Асад). Затем я услышал топот лошадей. Когда я оглянулся, то увидел человека, чья озлобленность [по отношению к пророческому роду] была мне хорошо известна. Подойдя ближе, я увидел Аишу, [сидящую] на муле [в сопровождении] сорока всадников. Она приказала им атаковать и убить нас. Когда она увидела меня, то сказала:

„О Ибн Аббас! Я не питаю к вам, людям, никакого уважения! Вы постоянно надоедаете мне! Теперь вы хотите принести в мой дом того, кого я не желаю!“.

И я (Ибн Аббас) ответил:

„Что за несчастье! Однажды [верхом] на верблюде [в день битвы Джамаль], а сейчас - на муле! Всё, что вы хотите сделать - это погасить свет Аллаха, убивать друзей Аллаха и встать между Посланником Аллаха и его любимым Хасаном, да будет мир с ним! Возвращайтесь назад, ибо Хасана уже похоронили рядом с его бабушкой! И, не будучи похороненным рядом с Посланником Аллаха, да благословит Аллах его и его род, он стал только ближе к Аллаху, а вы, люди, - только отдалились от Него! Возвращайся, ибо ты получила то, что хотела!“.

Аиша, посмотрев на меня, закричала: „Разве ты забыл день Джамаль, о Ибн Аббас?“. И я ответил: „Клянусь Аллахом, этот день не забыли жители небес, так как же люди на земле могли забыть об этом?“».

Туси, «Аль-А’мали», т. 1, с. 159-161

Было передано от Мухаммада ибн Хасана, от Хусейна ибн Хасана ибн Абата, от Надра ибн Сувейда, от Хишама ибн Салима, от Сулеймана ибн Халида, от Имама Садыка, да будет мир с ним, который сказал: «Когда Хусейн ибн Али хотел похоронить Хасана ибн Али рядом с Посланником Аллаха, да будет мир над ними всеми, к нему пришла группа людей. Один из них сказал: „Я слышал, как Хасан ибн Али сказал, что Хусейну передали, чтобы на его похоронах не было кровопролития, и потому Хасан ибн Али не был похоронен рядом с Посланником Аллаха. После Посланника Аллаха, Аиша - первая женщина, оседлавшая мула. Она, заявившись в мечеть [Пророка], воспрепятствовала тому, чтобы Хасан ибн Али был похоронен рядом с Посланником Аллаха“».

«Илал аш-шараи’», т. 1, с. 221, хадис 1

Хасан ибн Али ибн Абу Талиб (да будет доволен ими обоими Аллах), внук Пророка (мир ему и благословение Аллаха), сын Али ибн Абу Талиба и Фатимы (да будет доволен ими обоими Аллах) – пятый праведный халиф, отказавшийся от власти во избежание кровопролитий и ради окончания смуты в мусульманской умме.

Во время халифата своего отца Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), участвовал в битвах Джамаль и Сиффин. После трагической смерти отца был провозглашен халифом. Однако спустя несколько месяцев Хасан вступил в переговоры с Муавией Ибн Абу Суфьяном(да будет доволен ими обоими Аллах) для того, чтобы передать ему власть. Хасан понял, что если он противопоставит имеющиеся у него силы и средства правителю Шама, который сконцентрировал в своих руках большую власть, это приведет к большому кровопролитию и уничтожению многочисленных мусульман. После своего отречения он уехал со своим младшим братом в Медину.

Ибн Хаджар аль-Хайтами, описывая его недолгое пребывание во главе халифата и передачу власти, в своей книге «Ас-Саваик аль-мухрика» пишет:

«Он является последним праведным Халифом, как об этом свидетельствуют слова его деда Пророка (мир ему и благословение Аллаха). По согласованию с джаматом Куффы он был провозглашен правителем мусульман после того, как его отец пал шахидом от рук хавариджей. Его правление длилось всего шесть месяцев и несколько дней, но он был истинным халифом и справедливым имамом. Он полностью оправдал то, о чем предвещал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) своими словами:

الْخلَافَة بعدِي ثَلَاثُونَ سنة

«После меня халифат просуществует тридцать лет ». (Имам Ахмад)

Поистине, те шесть месяцев и несколько дней, в течение которых халифом мусульман был Хасан (да будет доволен им Аллах), являются завершающим периодом тридцатилетнего праведного правления халифатом. Поэтому его нахождение во главе халифата однозначно является законным. С этим согласился весь джамаат Куффы, и нет никакого сомнения в его подлинности (истинности). Это признал и сам Муавия (да будет доволен им Аллах) и сначала уступил ему. Хасан(да будет доволен им Аллах)сам об этом говорил:

إِن مُعَاوِيَة نَازَعَنِي حَقًا وَهُوَ لي دونه

«Муавия оспаривал то, что по праву принадлежит мне, а не ему ».

По истечении шести месяцев своего правления он с сорокатысячным войском вышел навстречу Муавии. Когда оба войска встретились с глазу на глаз, Хасан (да будет доволен им Аллах) понял, что ни одна из сторон здесь не выйдет победителем, пока большая часть противоборствующей стороны не будет истреблена. Поэтому он написал Муавии письмо, в котором обещал передать ему власть и требовал от него отказаться от всех претензий к жителям Медины, Хиджаза и Ирака по делам, которые были во время правления его отца (Али Ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах)), и погасить все его долги. Муавия принял все эти условия, кроме некоторых. Переговоры продолжались до тех пор, пока Муавия не отправил к Хасану чистый кусок пергамента и сказал ему: «Напиши на нем всё, что ты хочешь, а мы это выполним».

От Хасана аль-Бассри (да будет доволен им Аллах) передаётся:

«Хасан Ибн Али (да будет доволен ими обоими Аллах) встретил Муавию войсками, подобными высоким горам. Тогда Амр ибн аль-Асс (да будет доволен им Аллах) сказал Муавии: «Я вижу эти войска. Ты не станешь правителем, пока не встретишь их такими же войсками».На это Муавия (да будет доволен им Аллах) –поистине,(ваЛлахи) он был лучшим из этих двух людей, то есть он был лучше Амра ибн аль-Асса – ответил ему словами: «Если эти убьют этих, а эти – этих, кто будет заботиться о делах мусульман, кто будет в ответе за их жён, кто будет отвечать за их гибель и за эти потери»?

Затем он отправил к Хасану двух людей из Курейшитов из рода Бану Абд аш-шамс, Абдуррахмана ибн Самурата и Абдуррахмана ибн Амира, и сказал им: Вы идите к этому человеку, поговорите с ним, выслушайте, чего он хочет, и передайте ему наши требования». Они пришли к Хасану (да будет доволен им Аллах) и сказали всё, что им было поручено. Тогда Хасан ибн Али (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал им:

إِنَّا بَنو عبد الْمطلب

دمائهاقد أصبْنَا من هَذَا المَال وَإِن هَذِه الْأمة قد عامت فِي

««Мы – потомки Абдульмутталиба. Поистине, мы, будучи у власти, получили это имущество (они предлагали ему имущество). И поистине, эта умма (оба войска) проливала много крови, и их может сохранить только имущество (если раздать имущество несогласным, этим их можно успокоить)».

Далее послы Муавии сказали: «Вам предлагается (они предлагали обеспечивать каждый год необходимым имуществом, едой и одеждой всех тех, кого он упоминал), от вас также требуется вот это и это, и вас просят вот об этом и этом». Хасан спросил их: «Кто мне за всёэто будет отвечать»? Они ответили: «Мы за это тебе и ответим». Чтобы ни просил Хасан, они отвечали: «Мы гарантируем выполнить это». И на этом они заключили мирный договор». (Бухари)

Возможно, Муавия вначале отправлял к Хасану послов, а Хасан в ответ на это написал ему письмо, в котором изложил вышеуказанные требования.

А после того, как между ними был заключен мир, Хасан написал к Муавии другое письмо следующего содержания:

«Во имя Аллаха, милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том свете. Это то, на чем заключили мирный договор между собой Хасан ибн Али и Муавияибн Абу Суфьян (да будет доволен ими всеми Аллах).Они договорились, что Хасан передаёт ему власть над мусульманами с условием, что он будет править согласно Книге Аллаха, Сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сире праведных халифов. Муавия не имеет права назначать никого своим преемником, а правителя после него выберет Шура (совет) мусульман, посоветовавшись между собой. Также договорились, что в будущем всех людей, где бы они ни находились, на земле Аллаха, в Шаме, Ираке или в Хиджазе, он оставит в безопасности и проявит к ним милость. Также договорились, что соратникам Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах)и его сторонникам предоставляются гарантии безопасности их самих, их имущества, женщин и детей, где бы они ни находились. Также договорились, что Муавия ибн Абу Суфьян берёт на себя перед Аллахом обязательство не причинять тайно или явно никакого зла Хасану, его брату Хусайну и никому из числа Ахль аль-байт – родственников Пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы не испытывал страха никто из них в любой точке земли. Об этом свидетельствуют такой-то и такой-то, сын такого-то, и достаточно Аллаха этому свидетелем».

После того, как был заключен мирный договор, Муавия попросил Хасана поговорить с собравшимися людьми и объявил им, что он присягнул Муавии и передал ему власть. Хасан принял его просьбу, поднялся на минбар (кафедру), воздал хвалу Всевышнему Аллаху, потом благословил Его пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и далее сказал:

«О люди, поистине, самой лучшей проницательностью является богобоязненность, а самым худшим безумием является разврат…», а закончил свою речь словами: «…вы знаете, что Всевышний Аллах посредством моего деда вёл вас по правильному пути, спас вас от заблуждений и невежества и возвысил вас после того, как вы были унижены, Аллах также его посредством увеличил вашу численность после того, как вы были малочисленными. Поистине, Муавия оспорил то, что по праву принадлежит мне, а не ему. Но я увидел, что, хотя вы присягали мне на верность, для сохранения Уммы и прекращения смуты будет лучше оставить в покое того, кто меня не беспокоит, и воевать против того, кто будет со мной воевать. Я посчитал, что будет лучше, если я помирюсь с Муавией и прекращу войну, которая была между нами. Поистине, я присягнул ему и считаю, что это будет лучше, чем кровопролитие. И этим я не желал ничего, кроме вашего исправления и сохранения».

Прекратив смуту и заключив мирный договор, Хасан выявил еще один муджизат нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Произошло событие, о котором он предвещал в своих словах:

(إِن ابْني هَذَا سيد وسيصلح الله بِهِ بَين فئتين عظيمتين من الْمُسلمين)

«Этот мой сын– саййид (господин), посредством него Аллах примирит две большие группы мусульман ». (Бухари)

Ад-Дулаби также передает от Хасана Ибн Али:

إِن كَانَت جماجم الْعَرَب بيَدي يسالمون من سالمت ويحاربون من حَارَبت فتركتها ابْتِغَاء وَجه

الله وحقن دِمَاء الْمُسلمين

«Поистине, в моих руках была власть над арабами, и они были готовы на мир с тем, с кем я мирно живу, и воевать с тем, с кем я воюю, но вместе с этим я оставил это ради Аллаха и сохранения мусульман от кровопролития ».

И эти события, при которых Хасан Ибн Абу Талиб (да будет доволен ими обоими Аллах) передал власть Муавии (да будет доволен им Аллах), произошли в сорок первом году хиджры в месяце Раби уль-Авваль. Есть и другое мнение, что это происходило в месяце Джумада уль-Авваль. Когда он отказался от власти и заключил мирный договор, его сподвижники говорили ему: «Какой позор для мусульман!» А он на это отвечал:

– «Аль-ар хайр мин ан-нар» – «В любом случае позор лучше огня».الْعَار خير من النَّار

Дело дошло до того, что один человек сказал ему: «Ассаламу алайка – мир тебе, о тот, который унизил мусульман». На это он ответил:

«Я не являюсь человеком, унизившим мусульман, но я не пожелал убивать вас ради власти».

После этого он оставил столицу халифата Куффу и поселился в Медине. Прожив в Медине девять с половиной лет, старший внук пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) Хасан ибн Али(да будет доволен ими обоими Аллах)перешёл в мир иной. Он пал шахидом, отравленный ядом, от рук врагов ислама в 51 году хиджры. Джаназа-намаз по нему делал Саид Ибн Аль-Асс, так как он был наместником Муавии в Медине. Он похоронен рядом со своей бабушкой Фатимой бинт Асад (да будет доволен ими обоими Аллах). Он прожил на этом свете сорок семь лет, из которых семь прожил вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), потом тридцать лет – со своим отцом Али ибн Абу Талибом (да будет доволен им Аллах), далее шесть месяцев он был халифом, а остальные девять с половиной лет провел в Лучезарной Медине, да будет доволен им Аллах».

Мухаммад Султанов

Родился в Медине в 3-ем году месяца шабан (январь-февраль 625) или 15-го числа месяца рамадан (1 марта). Известно несмотря на то, что отец хотел назвать его Харб , Пророк нарек неизвестным во время джахилийи (Аравия до Пророка) именем Хасан, дал ему браслет Абу Мухаммада и и при этом прочитал на ухо младенце азан; на 7-мой день рождения совершил жертвоприношение акика (принести жертву в честь благодарности рождения ребенка) и распорядился раздать всем беднякам серебро равному весу волос Фатимы. В источниках говорится оттого, что он был похожим на Пророка, Абу Бакр любя звал его: "О похожий на Посланника и не похожий на Али ", а Али на это улыбался.

Хасан (да будет доволен им Аллах), как и его брат Хусейн, не занимал действующего места в важных текущих событиях во время первого халифа. Во время приемничества Османа вместе с братом Саид б. Асом участвовал в походе в Хорасан, еще позже со стороны отца и снова вместе с братом был наставлен охранять от мятежников и носить воду в дом Усмана.

Хасан, после того, как отец стал халифом, и против него восстали Талха б. Убайдаллах и Зубайр б. Аввам, вместе с Аммар б. Йасиром пошел в Куфу, что бы уговорить куфийцев встать на сторону отца. Находился рядом с отцом в битве Джамал и Сиффин. После того, как Али пал шахидом, Убайдаллах б. Аббас б. Абдальмутталиб призвал куфийцев к признанию его как халифа и по одному преданию в тот же день, по другому через два дня избрал себя в Куфе. Незадолго до смерти Али, на вопрос Хасану по избранию ответил: "Я это и не прикажу, и не запрещу "; но шииты верят что Али сделал его своим наследником.

Услышав, что Али пал шахидом и Хасан возвелся в халифы Муавиййа б. Абу Суфйан начал тяжелую деятельность, что бы перетянуть на свою сторону его сторонников и куфийцев. В команду Абдаллах б. Амира приготовил войско состоящее из сил Сирии, Палестины и аль-Джазиры. И Абдаллах б. Амир направляясь в Медину восстал перед войском Хасана вышедшему за город и Муавиййа окружил Анбар, сказав что он не был намерен с ними воевать, а что даже сам Хасан сказал, что если войны перейдут к нему он помилует им жизнь. После этих слов большинство решило воздержаться от войны; Хасан возвратясь в Медину вынужден был сообщить Абдаллах б. Амиру условия передачи халифата Муавиййи.

Воздвинутые условия были таковы:

1. Из-за мести никто из иракцев не будет схвачен.

2. Все должны быть обезопасены от незаинтересованности народом.

3. Будут прощены все совершенные преступления.

4. Налог Ахваза будет выплачиваться ему раз в год.

5. Брату Хусейну будет выплачено 2 миллиона дирхама.

6. Они тоже будут на равне с хашимитами и Бани Абд аш-Шамс.

Абдаллах б. Амир понес условия Хасана Муавиййе и он собственноручно подписавшись вернул Хасану (25 раби" аль-авваль 41/29 Июль 661).

Хасан довольный тем, что все его условия были приняты, распорядился что бы Кайс б. Саад передал все полномочия Муавиййе и возвратился в Медину. В это время хоть и некоторые люди, такие как Хусейн и Худжр б. Ади были против договора Хасана с Муавиййей, который унизил всех мусульман, Хасан не отступаясь от своего решения вместе с людьми пошел из Медины в Куфу и подтвердил договоренность пришедшим туда Муавиййей.

В истории Ислама 41 год в честь этого договора был назван "ам аль-джамаа" (год объединения). Таким образом Хасан, не смотря на то, что брат Хусейн яростно выражал недовольство, договорившись с Муавиййей, как и указывал Пророк (Бухари, "Сулх", 9; "Фитан", 20) предупредил пролитие крови среди мусульман и люди хоть и короткий срок жили в мире и спокойствии. После этого Хасан ушел с семьей в Медину и оставшуюся часть жизни провел там отдалясь от политики. Только в конце, судя по рассказам под предлогом женитьбы Йазид б. Муавиййа, обманув жен, Хасан был отравлен со стороны Джада бинт Аш"ас б. Кайс и умер 28 сафар 49-го года (7 апреля 669).

Перед смертью он попросил брата Хусейна похоронить его рядом с Пророком, если же это невозможно, то похоронить его на Джаннат аль-Баки рядом с матерью, так как Марван б. Хакем выступил против первой просьбы, после проведения похоронного намаза правителем Медины Саид б. Асом, был похоронен рядом с матерью на Джаннат аль-Баки.

Личность

Известный по прозвищам "избранный, осторожный, умный" и "внук" Хасан, обладал добрым характером, был щедрым, спокойным, серьезным и избегал политики и раздора. Существуют разные данные о сроке его пребывания халифом; некоторые писатели утверждают, что 4 месяца 3 дня, другие говорят, что 6 месяцев 3 дня. По договоренности с Муавиййей сделанной 25 раби" аль-авваль 41 (29 июля 661), больше всего подходит второе утверждение. Хасан напрямую от Пророка, мамы и отца передал 13 хадисов. И от него передали сын Хасан с Сувайд б. Гафала, Абу-ль-Хавра ас-Саади, Шааби, Хубайра б. Йарим, Асбаг б. Нубата и Мусаййаб б. Наджаба.

Вспоминаемый под прозвищем "Митлак " (часто разводимый) говорится, что при жизни Хасан женился около 100 раз; а по шиитскому писателю Ибн Шахрашубу еще было 250 или 300 наложниц. И только по отдельному расследованию сделанным Бакир Шариф аль-Кураши, который отрицает данные рассказы, говорит, что он совершил только 13 браков.

Спорно также и число детей; рассказывается что детей было 12, 15, 16, 19, 20, 22 девочек мальчиков. В источниках названы эти имена детей: Зайд, Хасан, Касим, Абу Бакр, Абдаллах, Амр, Абдаррахман, Хусейн, Мухаммад, Йакуб, Исмаиль и Тал-ха. Историки считают, что род продолжают дети под именами аль-Мусанна и Зайд. Тем кто был из рода Хасан давалось звание "шариф". В истории образованы многие роды такие как идриситы, рассииты, саадиты и существующие по сегодняшний день филалииты (Марокко) и хашимиты (Иордания).

В источниках приводится, что Пророк называл их "господинами рая ", также говорится, что он очень любил двух внуков и обращался с молитвами:"О Аллах ! Я их люблю и ты их тоже люби ", исполнял все их желания, играл с ними, катал их на спине, даже во время совершения намаза, если они забирались на спину, не вставал с саджды пока они сами не слезали и также в очень многих рассказах передается о его сильной любви к ним.

Хасан, вместе со своим братом Хусейном, один из тех, кто донес до нашего времени род Пророка. Любовь и великодушие, которые испытывал Посланник к Хасану и Хусейну продолжалась и после его смерти. Например во время своего халифата Умар, определил им доход размером как для участников сражения Бадр. Как и во всем исламском мире, так и среди турков в лице любимых внуков Посланника Хасан и Хусейн всегда высокопочитались, были любимы и значимы, их имена стали самыми распространенными.

По мнению некоторых суннитских ученых Хасан после смерти отца, за прошедшее время до передачи халифата Муавиййе б. Абу Суфйану, принят как пятый и последний халиф из "Хулафа ар-Рашидин" (праведных халифов) (Шавкани, стр.606). В шиитской же культуре Хасан был наречен самим Али вторым имамом и является четвертым из 14 "масум-и пак" (Чар-дех Масум-и Пак) и ему самому приписывают множество сверхъестественных особенностей. И только некоторые шиитские общины встали против него из-за заключения перемирия с Муавиййей и критиковали его. В сегодняшних странах как Иран и Ирак, в первые дни (11 дней) месяца мухаррам вместе с показами церемоний поминания, а в 28 сафар проводятся религиозные обряды как по случаю смерти Пророка и Хасана.

Внук Посланника Аллаха, старший сын Али и Фатимы и не желая пролития крови мусульман, Хасан как человек отрекшийся от халифата, создал широкую литературу. По источникам исламской литературы и биографическим произведениям мы можем увидеть сделаные им другие отдельные работы. В сочинениях хадисов в различных разделах Бухари и Муслим присутствуют множество преданий о том, как много говорил Посланник о Хасане и Хусейне (Бухари, "Фадаиль асхаб ан-Наби", 18, 22; Муслим, "Фадаиль ас-сахаба", 32, 56, 58-61, 67). В двух произведениях открыты по одному отдельные главы об особенных чертах характера Хасана и Хусейна и сохранены похвальные слова Посланника сказаные про обоих. И в Тирмизе открыты главы под названием "Манакиб аль-Хасан ва-ль-Хусейн" и "Манакиб ахл байт ан-Наби" и здесь рядом с другими частями передаются свыше 20-ти преданий.