Старчество в России, как явление, стоит особняком в ряду других религиозных явлений. Основателем русского старчества традиционно считается святой преподобный Паисий Величковский (1722-1794), подвизавшийся на Афоне и в Молдовлахии, сегодняшней Румынии. Расцвет старчества пришёлся на девятнадцатый век, когда такие островки ярко пылали во многих монастырях России - в Введенской Оптиной пустыни, на Соловках, в Саровской, Глинской, Санаксарской пустыни, Киево-Печёрской лавре, Псково-Печерском монастыре, Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и т.д. Причём постепенно чисто монашеская традиция духовного окормления стала охватывать и мирян. Образ старческого служения, сложившийся у преп. Амвросия, уже подразумевал широкое наставление и людей иногда и вовсе далёких от православия.
Постепенно стали появляться старцы, которые и вовсе не принадлежат к монашеству. Самый известный из этих старцев - о. Алексий Мечев (1859-1923), священник московского храма Николы в Кленниках. Возникает всеобщее убеждение, что) старец это старый мудрый монах или священник, который путём глубинного личного общения с любым человеком, без труда проникает в его внутренний мир, сразу и точно выявляет его проблемы, больные места, озаряет их светом своей христианской любви и подсказывает пути их решения, одновременно и исцеляя. Меняются местами духовное окормление и чудеса, и если раньше дары провидчества, исцеления и т.п. были вторичны и не обязательны, то теперь они порою даже в церковной среде считаются приоритетными. Ну, что ж всё логично, когда нет веры в Бога, её заменяет вера в чудеса...
Впрочем, в советское время старцев уже практически не стало. Аналогичная картина и ныне...
Из бесспорных нынешних единичных авторитетов, последних из могикан, признаваемых всеми, остаётся схиархимандрит Илий (Ноздрин), у которого вчера мне удалось побывать. Ну, обо всём по-порядку...
Лучшее жизнеописание отца Илия можно прочитать по ссылке http://derjava-rusi.narod.ru/simplelii.html , здесь же и наиболее удачная фотография батюшки - ни добавить, ни убавить. Таков он и есть, старый, тщедушный, горбатенький, но какая духовная мощь, какой взгляд "как силу имеющий", истинно, как Господь сказал Павлу: "Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи".
Духовник Оптиной пустыни и Патриаршего подворья, духовник обоих патриархов - Алексия II и нынешнего Кирилла. Попасть к нему не совсем просто, но вполне возможно. Отец Илий периодически то в Оптиной пустыне (249723, Калужская обл., г. Козельск, монастырь «Оптина Пустынь». Сайт http://www.optina.ru/), то в Храме преображения Господня патриаршего подворья в Переделкино (Москва, Лазенки 7-я ул., д. 42.,координаты GPS N 55,657300° E 37,347000° , сайт www.spas-pr.ru).
В век интернета человек пропасть не может, были сведения от френдов, что две недели назад отца Илия видели на Афоне. Оставалась два варианта - Оптина и Переделкино, но это уже не Греция, было легче. Так, как ехал к другу в Апрелевку, а Переделкино не так уж и далеко, решил заехать на удачу... В рабочие дни в 7.30 в Преображенском Храме служится Божественная литургия. Окончание где-то в 9.15-9.30. После этого батюшка в течение часа завтракает, отдыхает, а с 10.30 принимает посетителей в братском корпусе - двухэтажном домике слева от храма.
Как и везде в России там бардак (странно было бы, если бы было иначе). Почитатели батюшки шведским клином ломятся в узенькие двери небольшой комнаты на первом этаже корпуса. И здесь на передовой появляется калоритный персонаж - келейник батюшки Георгий Богомолов. Его трубный глас перекрывает все имеющие неосторожность ворваться сюда звуки," мордасьтенкий богатырь с конским хвостиком" (как его описала одна прихожанка)начинает первичную сортировку по половому признаку - сначала проходят женщины и дети, затем мужчины. Счастливчики усаживаются с обоих сторон за длинным столом, постепепенно пересаживаясь на один стул при движении очереди. Остальные стоят в коридоре и на улице. Батюшка сидит сбоку от начала стола в низком креслице. Подходящий становится перед ним на колени или садится на стоящий рядом стульчик и в течение нескольких минут рассказывает ему свои проблемы, затем отец Илий отвечает ему и даёт несколько брошюр или книгу, диски, после чего место занимает следующий. Дышащие в затылок люди и красноричевые взгляды вкупе с братским похлопыванием по плечу келейника Георгия - основные двигатели этого людского потока. (http://www.znamenye.ru/index.php?name=gallery&op=cat&cid=133)
Пока народ божий ждёт своей очереди, он досканально узнаёт всю нелёгкую биографию Георгия - и то, что он 11 лет в Оптиной, и что в своё время командовал полком(!) ВДВ, и то, что он возглавлял игорный бизнес гостиницы "Россия" и нескольких других и что у него один сын в ген.прокуратуре, а другой - главный врач онкоцентра, особенно часто повторялось, что он из черкесских казаков и крут со всеми "черножопыми". Всё это перемежалось христианскими пассажами о греховности всех понаехавших и предложениями покинуть всем помещение в связи с необходимым срочным отъездом в свои приходы. Несмотря на всю комичность ситуации, за всем этим самовлюблённым кудахтаньем, была очевидна его всеобъемлющая, какая-то сыновняя любовь к батюшке. Было удивительно смотреть, как этот ожиревший богатырь на цыпочках в мгновение ока подбегал к батюшке, когда тот его звал и мигом выполнял его поручения, общаясь при этом удивительно тихим голосом. Было видно снисходительно-любящее (снисходитльное не в смысле свысока, а именно как снисходительное к слабостям) отношение самого батюшки, так порою мать смотрит на своё любимое, не в меру расшалившеееся дитё...
При всём при этом, Георгий периодически выдавал довольно зрелые наставления, когда читали вслух духовную книгу, которую он "за послушание" дал читать пришедшим. Удивительная создавалась картина - в суете и шуме читалась книга, периодически прерываемая лирическим отступлениями Георгия,а в это время в углу шептали на ухо друг другу исповедуемый и отец Илий. Странно, но всё это было как-то естественно, органично что-ли, будто так и должно было быть.
Наслушались разных удивительных вещей об отце Илие от стоящих в очереди очевидцев. Стоящей впереди женщине, он сказал, чтобы она вела своего больного мужа их храма в братский корпус - он его первым примет, и при этом назвал по имени, хотя никогда не видел ни его, ни её. Другая женщена рассказала, что они с дочкой приезжали к нему за советом о женитьбе. Девушке было за тридцать и один порядочный и не бедный, но нелюбимый ею человек сделал ей предложение. Она колебалась выходить замуж или нет. Отец Илий сказал, что это не её мужчина, посоветовал, чтобы они ехали в такую-то деревню в такой-то дом. Пару дней они всё обсуждали чудной наказ, а потом (что теряем!) поехали. Открыл калитку какой-то дед, и, услышав всё, это решил, что они какие-то сумасшедшие, позвал бабку. Об отце Илии никто из них и не слышал. Пригласили их в дом, а там оказались два брата. За одного из них эта девушка и вышла замуж через 3 месяца. Сейчас у них уже ребёнок, счастлива...
К отцу Илию попал только на второй день... В первый было слишком много народа, вижу не укладываюсь. На второй день поехал уже в компании, видно так уж судил Бог, чтобы я поработал в роли красного агитатора и привёл к отцу Илию и своих знакомых, к которым поехал...
Подарил ему дореволюционную книгу с печатью библиотеки из оптиной пустыни о монастырском уставе Нила Сорского (в своё время выкупил на молотке.ру). Отец Илий сразу открыл её на биографии Нила и стал мне читать. Потом сказал, почитаю,мол, и отвезу в библиотеку в пустынь, там им больше нужно...
Самое, пожалуй, удивительное не то, что сказал, что у меня двое детей (мальчик и девочка), хотя я и не говорил ему этого, а именно ощущение какой-то необыкновенной "жалеющей любви" охватывающей тебя, абсолютно незнакомого человека, которого после твоих признаний и любить то, по большому счёту, не за что... Это удивительное, ни с чем не сравнимое чувство, это не поддающееся рациональному описанию ощущение мощной энергетики, исходящее от этого тщедущного,больного и старого человека, такого родного и почему-то сразу горячо любимого. Это, наверное, и есть Христова любовь... Хочется сидеть и сидеть рядом с этим удивительным человеком и ещё, эти необыкновенно мягкие тёплые руки, которые касаются твоей головы. "Ну, ты уж больше не греши! Постарайся!"..
Моли Бога о нас, батюшка Илий!!! И будь ещё с нами, мы очень нуждаемся в тебе и твоих молитвах!

P.S. Георгий дал свой сотовый телефон, но так как он уже оказался выложен в интернете, то думаю ничего плохого не сделаю, дав ссылку на него (http://www.znamenye.ru/index.php?name=pages&op=page&page_id=63), можно будет хоть узнать, где батюшка, всё таки езда в неизвестность не всем легка... Георгий личность любящая себя и потому очень активная - он и на фейсбуке


Добрый день! Очень много лет знаю о старце, и всегда хотелось увидеть его и попросить о помощи в трудных ситуациях, но не умею просить. И вдруг увидела о. Илия по телевизору на богослужении в Храме Христа Спасителя в Пасху и случайно зашла на Ваш сайт и захотелось попросить, что батюшка помолитесь, пожалуйста, за р. б. Ольгу и р. б. Георгия и благословите нас, пожалуйста, на зачатие и рождение ребёночка. Спасибо.

Подскажите, пожалуйста, как попасть на прием к старцу Илии - очень тяжелые обстоятельства, нужен совет. Спасибо. E-mail: [email protected].

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как можно попасть к старцу Илию (Оптина Пустынь)? Спасибо большое. Мой номер телефона: 89209302440.

Здравствуйте! Очень прошу, помогите попасть к батюшке Илии, очень серьезная ситуация с моим мужем, у меня 6 детей. Тел.: 89610686571, 89096878561, Елена.

Добрый день! Подскажите, как можно попасть Старцу Илию, когда можно придти на службу к нему?

Кто может, помогите, пожалуйста, попасть на прием к старцу Илию. Мой телефон: 89601016806. E-mail: [email protected].

Нужна помощь, совет очень сложная ситуация, я не знаю выхода. Как попросить совета у Илия? Заранее благодарна. Мой телефон: 89228386086.

Буду благодарна всем, кто подскажет как увидеть и получить совет у старца Илии. Спасибо, моя почта: [email protected].
2015-01-18


Здравствуйте! Я очень хочу встретиться и спросить у батюшки Илия совета, как поступить. У меня не получается завести детей. Нужно ли продолжать попытки или перестать ходить к врачам, нужно ли сохранять семью или одной взяться за усыновление? Я отчаиваюсь и не знаю, что делать. Спасибо.
Кто такие старцы? Каждый человек идет по жизни своим собственным путем. Чтобы не сбиться с верного пути, не угодить в пропасть, ему нужен кто-то, кто укажет ориентир, не даст заблудиться, а в нужный момент поддержит и наставит на путь истинный. Такими помощниками с незапамятных времен на Руси были старцы. Их уважали и боялись одновременно, ведь они - последователи древнерусских волхвов, впитавшие с кровью предков Великую Мудрость. Многие старцы обладали даром предсказания и исцеления, но главная цель настоящего старца – познать откровение Божье и духовно помочь нуждающемуся.
Старец Илий: биография Родился Илий (в миру - Алексей Афанасьевич Ноздрин) в 1932 году в многодетной крестьянской семье в поселке Становой Колодезь Орловской области. Его отец, Афанасий, во время Отечественной войны в 1942 году был тяжело ранен и скончался в госпитале. Мать, Клавдия Васильевна, в одиночку воспитывала четверых детей. Окончив школу в 1949 году, Алексей прошел срочную службу в армии. В 1955 году поступил учиться в Серпуховский механический техникум, а после его окончания в 1958 году по распределению был направлен в Волгоградскую область для строительства хлопчатобумажного комбината в г. Камышин. Но не найдя себя в профессии строителя, решил посвятить свою жизнь Богу, поступив учиться в Духовную семинарию города Саратова. В 1961 году, в связи с хрущевскими гонениями и давлением на церковь, семинария была закрыта, а Алексей был вынужден переехать в Ленинград, где продолжил учебу в духовной академии и принял постриг инока с именем Илиан.

На протяжении последующих 20-ти лет он возрождал в обители старческое служение, что в итоге вернуло Оптиной пустыни былое величие. В 2009 году старец Илий был назначен духовником Патриарха всея Руси Кирилла и переехал в его резиденцию в Троицко-Сергиевой Лавре в поселке Переделкино Московской области. В апреле 2010 года на праздник Пасхи старец возведен Патриархом в сан схиархимандрита.
Если Богу угодно Многие хотят, чтобы с ними пообщался старец Илий (Переделкино). "Как попасть на прием к старцу и примет ли он?" – это основные вопросы приезжающих паломников. Конечно же, схиархимандрит не сможет удовлетворить всех страждущих, но, как говорят местные монахи, если Богу будет угодно, то встреча обязательно состоится. Обычно старец Илий до обеда принимает в трапезной, где за столами располагаются приехавшие, а очередь движется вокруг этих столов. Если люди шумят в очереди или спорят, то он лично разгонит или примирит гостей. Ближе к 16 часам старец удаляется отдыхать, а когда вернется и вернется ли в этот день, одному Господу известно. -
Сила молитвы Считается, что молитва старца обладает двойной силой, потому как это молитва просветленного. Поговаривают, что если он помолится об упокоении души, то душа грешного может освободиться даже от адского плена. Удивительный случай произошел и в Оптиной пустыни. Однажды в скит к Илию привезли тяжелораненого в Чечне бойца. Врачи не знали, как спасти военного и не решались на операцию, так как тот был без сознания, а пуля находилась в нескольких миллиметрах от сердца. Молитва старца Илия «Да воскреснет Бог» заставила поверить в чудо отчаявшихся докторов – раненый пришел в себя и открыл глаза. После проведенной операции солдат начал выздоравливать.

Чтобы задать ему вопросы, волнующие сегодня многих людей.

К этому интервью готовилась вся редакция. За день до него в кабинете руководителя мы долго обсуждали, что спросим у старца. Отцу Илию (Ноздрину) 83 года - возраст почтенный, и просто так тревожить батюшку неправильно. Но старец до сих пор принимает народ, который приезжает к нему со всех уголков нашей страны, да и со всего мира.

Со мной поехал коллега - журналист английской версии нашего портала Джесси Доминик . Он американец, православный, окончил семинарию.

Если собираешься брать интервью у старца - будь готов к трудностям или искушениям . Они начались на Киевском вокзале. Электричка в Переделкино должна была отправиться в 12:22. Мы приехали за семь минут до отхода поезда. И началось!.. Беготня по перронам, поиск нужного состава… Пассажиров было так много, что в вагоне мы оказались только в 12:30. Нам повезло: электричка задержалась.

И вот мы в Переделкино. У храма нас встретил Георгий Богомолов - помощник отца Илия. Он одновременно и строгий, и добрый. Всегда приветлив, но злоупотреблять его добротой никому не советую. Нам он подарил по книге и предложил согреться и попить чаю. Отец Илий пока никого не принимал - совершал Таинство Крещения .

Батюшку мы дожидались в храме во имя святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского. Будний день, народу в храме не очень много. Литургия закончилась. Просто наблюдать, как молится батюшка, - уже радостно.


Старец читает молитву. За спиной отца Илия мужчина держит ребенка на руках. Пока старец молится, малыш пытается дотронуться маленькой ручкой до его спины.

Но вот Таинство завершено. С амвона старец обращается к народу с напутственным словом. Его снова окружают люди. Отец Илий, кажется, готов выслушивать просьбы, вникать в проблемы абсолютно каждого человека. С одной женщиной он говорит минут 20. Георгий Богомолов просит народ поберечь батюшку: он с раннего утра на ногах. Люди понимающе молчат, но расходиться никто не собирается. Меньше чем через три часа начнется праздничная вечерняя служба. На отдых у отца Илия времени уже практически не остается. А народ всё прибывает… Мы с Джесси как-то не очень уверены, состоится ли беседа со старцем.

Выходим из храма и направляемся к домику, где обычно отец Илий принимает народ. По дороге нам удается получить благословение .

Домик батюшки уютный и теплый. Каждому предлагают чай и угощение.

Обычно у отца Илия вслух читают духовную литературу. Он в это время принимает очередного человека. Уверен: многие ответы на свои вопросы можно получить и до беседы со старцем. Не раз замечал, что фраза, например, случайно оброненная Георгием, оказывалась к месту.

Я отдал батюшке подготовленные и распечатанные вопросы. Отец Илий внимательно ознакомился с ними. И вот его ответы.

Россия объявила войну ИГИЛ. Батюшка, что бы вы могли сказать тем, кто поднимает истерику и говорит, что террористы начнут мстить нашей стране на ее территории?

“У нас есть сила. У нас есть защита. Мы можем защититься”

ИГИЛ не слушает никого. Они делают, что хотят. Ничего, у нас есть сила. У нас есть защита, мы можем защититься.

А те, кто поднимает истерику, пускай сами и смиряют ИГИЛ. Они по категории социальной равны ИГИЛ.

Всё больше стран, в том числе и православных, где государственная власть участвует в дехристианизации народа: принимаются «антидискриминационные законы», защищающие содомию; под охраной полиции проводятся гей-парады, например в Сербии. Что, на ваш взгляд, происходит?

Это провокация. Это провоцируют специально. В Сербии этого не было. Всё было сделано, якобы сербы были такие. Всё переворачивается с ног на голову.

Батюшка, папа Римский сегодня выступает везде: в ООН, на международных встречах… А голос Православной Церкви звучит не так громко.

Будет, может, со временем. Потому что был у нас государственный атеизм. Он не давал России свободно выразить свое мнение. Церковь не могла себя защищать. Она была ограничена в своих действиях. Да и сейчас у нас, собственно, много коммунистического. Поэтому Церковь еще не вышла из окопа по-настоящему, поскольку у нас еще много коммунистов, которые держат этого проклятого Ленина.

- А молодежь сегодня вообще не знает о Православии…

Да они знают! Знают! Просто не хотят. Так их настроили атеистически. У нас был государственный атеизм. Церковь опорочили. Лили грязь на Церковь 80 лет. Поэтому молодежь верит всему этому. Самое страшное, что преподавательский состав, профессура - все они воспитаны в атеизме. Они и молодежь так же оболванивают. Так же и в семьях. Вырастают семьи, где Церкви нет. Семьи не воспитывают детей своих по-нормальному. Нет понимания жизни.

- Какова, на ваш взгляд, роль России в современном мире?

“Россия хочет жить как православная страна, законным путем. Она не выходит из рамок своих”

Как и всегда, как и во все времена. Бог дал каждому человеку место жительства. Всё необходимое, возможности, чтобы прожить в стране жизнь.

Россия хочет жить как православная страна, законным путем. Она не выходит из рамок своих. Как и любое цивилизованное государство. Чтобы исполнять нормы моральные и нормы политической жизни.

Святые Николай Японский и Иоанн Шанхайский смогли перевернуть мировоззрение сотен тысяч людей в Японии, Китае, странах Европы и в США. Всего два человека смогли достучаться до многих и многих. Что могут сделать простые прихожане, чтобы улучшить духовно-нравственный климат вокруг себя?

Как и все. Ну что можно? Сделай, как вот святой Серафим Саровский говорит: мир создай себе в душе! Посей мир в душе - и многие сотни вокруг спасутся. Главное - жить по-христиански.

На Западе есть католический апостолат мирян. Есть проповедь. Если ты знаешь хороших людей.

Мы знаем, что есть Бог, что есть Истина. Правильно жить. Чтобы человек себе создал нормы правильной жизни. Чтобы он не страдал и не мучился душой от внутренних грехов своих.

Совершенно очевидно: есть Бог, есть диавол. И сказано в Священном Писании: идут многие в муку вечную! Если человека мучают, допустим, десять минут, час мучают - это страшно, да? А если человек попадет в вечные мучения? Этого отрицать нельзя.

Как человека праведного, понимающего отвернуть? Не допустить до этого. Нас Евангелие учит, чтобы человек жил правильно. Церковь всегда говорила, чтобы человек жил нормально, духовной жизнью. Боролся с диаволом, который «яко лев рыкает и хочет поглотить».

- В чем, на ваш взгляд, красота, глубина и загадка русской души, о которой так любят говорить иностранцы?

“Молодежь должна следовать совести и закону Божию. Вот так!”

Простота русского человека. Доверчивость. Почему революция победила? Сказали: «Сложите оружие» - складывают. Всё обманом, на лжи. Революция на лжи, деньгах и простоте русского человека.

- Батюшка, что бы вы могли сказать молодежной аудитории нашего портала?

Молодежь должна следовать совести и закону Божию. Вот так!

После интервью мы с Джесси поговорили с батюшкой, задали личные вопросы. Отец Илий обратил особое внимание на увлечение футболом, природу этой игры, причины страсти к ней.

Через десять минут возвращались в редакцию. Шли к электричке довольные и счастливые. На улице толпились люди. И слышался самый популярный в Переделкино вопрос: «А старец Илий принимает?»

13 марта 1966 года митрополитом Никодимом (Ротовым) Алексей Ноздрин был пострижен в монашество с именем Илиан в честь одного из сорока мучеников Севастийских. Позднее митрополитом Никодимом был последовательно рукоположён в сан иеродиакона и иеромонаха. Нёс своё служение в разных храмах Ленинградской епархии.

10 лет батюшка Илий провёл в Псково-Печерском монастыре, и под влиянием книги о Силуане Афонском принял решение о поступлении в Пантелеимонов монастырь на Афоне.

3 марта 1976 года определением Священного Синода он был направлен нести иноческое послушание на Афоне, где батюшка жил в Старом Русике, исполнял обязанности духовника Пантелеимонова монастыря. Вместе с другими насельниками будущий старец сумел сохранить здесь монашескую жизнь, поддерживал связь обители с русским Православием и предотвратил закрытие монастыря. Нёс послушание в скиту, скрытом в горных ущельях.

В конце 1980-х гг. направлен в качестве духовника в восстанавливающуюся после 65-летнего запустения Оптину пустынь. В те годы в знаменитом монастыре царила сильная разруха, приходилось поднимать монастырь с нуля. Здесь принял постриг в великую схиму с именем Илий в честь другого Севастийского мученика. В течение 20 лет схиигумен Илий возрождал старческое служение, которым всегда славился монастырь.

В 2009 году батюшка Илий был избран духовником своего сокурсника по Ленинградской духовной академии - новоизбранного патриарха Московского Кирилла (Гундяева). 4 апреля 2010 года на праздник Пасхи Христовой в кафедральном храме Христа Спасителя в Москве патриархом Кириллом был возведён в сан схиархимандрита.

Сейчас схиархимандрит Илий проживает в Переделкине на территории Патриаршего подворья. Но бывает старец там нечасто. Несмотря на преклонный возраст, батюшка возглавляет миссионерские экспедиции по всей стране, и, как мы уже писали, старец часто бывает на Орловщине – своей малой Родине.

Образование

  • Саратовская духовная семинария.
  • Ленинградская духовная семинария.
  • Ленинградская духовная академия.

Награды

Церковные:

  • 2012 г. - орден прп. Сергия Радонежского I ст.
  • 2017 г. ― орден прп. Серафима Саровского I ст.

Светские:

  • 2004 г. - награда «За вклад в духовное возрождение Отечества»;
  • 2011 г. - почётный гражданин г. Орла.