1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером. 2. Уменьшить рабочую нагрузку на ребенка. 3. Делить работу на короткие, но частые периоды. Использовать физкультминутки. 4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом. 5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. 6. Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым. 7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания). 8. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее. 9. давать короткие, четкие и конкретные инструкции. 10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. 11. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее. 12. Предоставить ребёнку свободу выбора. 13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества! Правила работы с детьми СДВГ


1. Обучение приёмам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций. 2. Обучение самомассажу. 3. Игры для развития быстроты реакции, координации движений. Технологии коррекции СДВГ на занятиях по логопедии 4. Игры для развития тактильного взаимодействия. 5. Пальчиковые игры. 6. Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.













ВНИМАНИЯ

Повышенная психомоторная возбудимость – это патология поведения у детей, всё чаще встречаемая в различных странах. Чаще всего такое отклонение в поведении классифицируется как ADHD . В России такое нарушение называется синдромом дефицита внимания и гиперактивности – СДВГ.

ADHD – это диагноз, который ставят и детям и взрослым, имеющим проблемы в познавательной деятельности, а также нарушенную регуляцию поведения, проявляющуюся в наиболее важных жизненных сферах (например, в семейных и межличностных отношениях, в учёбе или в работе). Такие проблемы являются следствием отклонений в сфере контроля импульсов, а также повышенной возбудимости и расстройства внимания.

В классификации выделяются три подтипа ADHD :

Преобладают нарушения концентрации внимания;

Преобладают повышенная моторная возбудимость и

чрезмерная импульсивность;

Смешанный тип.

Согласно классификации МКБ -10, мы имеем дело с синдромом гиперактивности при наличии следующих симптомов: рассеянность, повышенная возбудимость и импульсивность.

Типичное для СДВГ отклонение в поведении обычно проявляется в возрасте от трех до пяти лет, однако первые симптомы могут проявиться в любом возрасте. Если первые симптомы проявляются в возрасте старше 7лет, то диагноз СДВД исключается. Часто уже в младенческом возрасте сверхвозбудимые дети капризны, плаксивы, имеют проблемы с засыпанием. У некоторых детей наблюдается неприязнь к физическим контактам. Иногда такие дети проявляют отвращение к определённым вкусам, запахам или продуктам, а также чрезмерную чувствительность к свету, к звукам.

Увы, повышенная психомоторная возбудимость – это нарушение, которое не проходит с наступлением периода полового созревания. Симптомы данной патологии могут проявляться и после 20-года жизни. Большая часть взрослых, которым в детстве был поставлен диагноз СДВГ, несмотря на отсутствие типичных отклонений, имеют проблемы с адаптацией в своей школьной, профессиональной среде либо в иных социальных ситуациях.

Дети с СДВГ в два, а в некоторых случаях и в три раза чаще, чем сверстники, терпят школьные неудачи, остаются на второй год либо вообще бросают школу. Даже дети, у которых уровень интеллектуального развития средний и выше среднего, достигают намного меньше своих возможностей.

Несмотря на то, что дети с СДВГ такие же способные, как и их сверстники, они, однако, имеют проблемы с пониманием, переработкой и передачей вербальной информации, ведут себя неадекватно, проявляют иные познавательные стили. Такое поведение часто трактуется как признак низкого уровня интеллектуального развития. Педагоги воспринимают сверхвозбудимых детей как рассеянных, невнимательных, иногда определяют их как способных, но ленивых, в связи с чем не ждут от них хорошей успеваемости.

У детей с СДВГ появляются также проблемы с социальной адаптацией.

Эти дети имеют повышенную потребность в контактах со сверстниками. Увы, низкий уровень способности соблюдать правила поведения в группе, неадекватные эмоциональные и поведенческие реакции нередко приводят к тому, что дети с СДВГ бывают социально изолированными и чувствуют себя одинокими.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью часто встречаются в практике логопедической работы. Чаще его выявляют у мальчиков.

Уже на первых занятиях дети с СДВГ с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецеленаправленные движения, импульсивны, зачастую эмоционально неустойчивы.

Причины данного расстройства чаще всего проявляется при минимальных мозговых дисфункциях как следствие ранних локальных повреждений головного мозга. В отдельных случаях возможно наследственное (генетическое) происхождение СДВГ.

Клинико-возрастные особенности данного синдрома могут проявляться уже с первых месяцев жизни в виде нарушений сна, беспричинного плача, отказа от груди, склонности к жидкому стулу вследствие повышенной возбудимости кишечной стенки. С каждым годом признаки СДВГ у ребёнка становятся все заметнее.

Полная картина синдрома разворачивается к 7 – 12 годам.

В дошкольном возрасте взрослые не всегда осознают глубину проблемы, считая что ребёнок «просто маленький, вот пойдет в школу, тогда...». Но в школьном возрасте проблемы лишь усугубляются.

Вследствие плохой концентрации внимания, повышенной отвлекаемости, слабой самоорганизации дети начинают испытывать трудности в процессе обучения, даже имея неплохие способности. Они составляют группу риска по дислексии и дисграфии, т.е. в школьном возрасте у них могут проявиться специфические стойкие затруднения при обучении их чтению и письму. Значительные отклонения формируются в поведении, развиваются такие отрицательные черты личности, как упрямство, агрессивность, негативизм, и, как следствие, к подростковому возрасту – социальная дезадаптация.

Её последствия могут быть самыми нежелательными: от невозможности получить хорошую профессию, достойную работу, создать благополучную семью до попадания в алкогольную или наркотическую зависимость и развития склонности к антиобщественному поведению

Понимание серьезности нарушения необходимо донести до родителей и настроить их на раннюю коррекцию СДВГ наряду с работой над речью. Лечение СДВГ всегда должно являться комплексным и включать методы модификации поведения, психотерапию, психолого-педагогическую коррекцию.. Важное место занимает медикоментозная терапия

Она назначается врачом, по два-три курса в год, и в тех случаях, когда вышеуказанных методов оказывается недостаточно для преодоления проблем поведения и устранения нарушений когнитивных функций.

Необходимо знать, что не во всех случая. Проявления ребёнком невнимательности, неусидчивости на занятиях можно говорить о СДВГ. Его признаки таковы:

Возникает в возрасте до 8 лет;

Присутствует не менее чем в двух сферах деятельности (в

школе, дома, в труде, играх);

Не обусловлен психотическими, тревожными, аффективными,

диссоциативными расстройствами или психопатиями;

Вызывает значительный психологический дискомфорт и

дезадаптацию;

Признаки сохраняются не менее 6 мес.

На основании изучения медицинских и педагогических источников, из многолетнего опыта разработаны некоторые методические подходы, приемов и правил, позволяющие повысить эффективность занятий с детьми с СДВГ и использовать логопедические занятия для педагогической коррекции данного расстройства.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЁНКОМ

    Демонстрировать позитивное отношение к нему. Не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном.

    Общаться эмоционально. Монотонная речь быстро утомляет.

    Меньше замечаний – больше похвалы, так как психологические особенности гиперактивных детей таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок.

    Находиться рядом. Поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, тактильный (для привлечения внимания и взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).

    Вседозволенность, заискивание перед ребёнком недопустимы.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

1.Форма проведения занятий – индивидуальная или в небольшой группе.

    В поле зрения ребёнка не должны находиться отвлекающие факторы (игрушки, картинки и другие предметы, не имеющие отношения к занятию).

    Ход занятия должен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо обеспечить возможность слушать и говорить, но и двигаться, манипулировать предметами, картинками и т.д.

    Использовать разнообразный наглядный материал.

    Использовать игровые приёмы, сюрпризные моменты.

    Не давать многоступенчатых инструкций. Большие задания лучше разбивать на несколько блоков, с обсуждением промежуточных результатов работы.

    Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузку, не упрощая задания.

    Со старшими дошкольниками и младшими школьниками следует заранее договариваться о продолжительности занятия или об объёме предстоящей работы.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ СНЯТЬ ДВИГАТЕЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЯ.

Ребёнок с СДВГ постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, что крайне осложняет работу логопеда. Предъявление дисциплинарных требований

По отношению к нему не эффективно, а часто и бессмысленно. Важно организовать занятие так, чтобы ребёнок меньше находился в статичной позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, чаще давать ему двигательную «разрядку». Однако движения не должны быть дезорганизующим фактором. Их осмысленный характер служит целям коррекционно-развивающего обучения – совершенствованию мелкой моторики, обучению выделять слова в предложении, развитию слуховой и двигательной памяти и т.д. Возможность расходования избыточной энергии позволяет улучшить концентрацию и устойчивость внимания, повышает интерес к занятиям, делает их более организованными и эффективными.

Повсеместно в логопедической практике используются физкультминутки, но для ребёнка с СДВГ их явно недостаточно. На своих занятиях даю задания, где нужно не только говорить, но и действовать. Например, работая над звукопроизношением, можно использовать упражнения на автоматизацию с двигательными заданиями.

Варианты заданий при работе над звукопроизношением:

Использование биоэнергопластики (соединение артикуляционной гимнастики с движением руки).

Варианты заданий при автоматизации звуков на уровне слога:

Запоминание и повторение слоговых рядов в сочетании с движениями рук, туловища: ША(руки вперёд) – ШО (руки вверх) – ШУ(руки опустить);

- «игра на пианино». « Нажимать на клавиши» поочередно всеми пальцами правой (левой) руки и петь: су-сы-са-со;

Можно предложить сделать «песенку» грустной или весёлой, громкой или тихой.

Варианты заданий при автоматизации звуков в словах:

Игры с перебрасыванием друг другу мяча («Скажи наоборот», «Сложи слово», «Вставь

пропущенный звук», «Назови детёныша» и др.);

- «Шаги»: сделать шаг вперёд только при успешном выполнении задания (правильно повторить слово вслед за логопедом, назвать лишнее слово и т.д.). При ошибочном ответе – шаг назад. Игра заканчивается, когда ребёнок сможет дойти до заранее оговоренного

предмета.

Варианты заданий при работе на уровне предложения:

- «Живые слова»: каждый ребёнок выполняет роль определённого слова, его задача –

занять своё место в предложении;

- «Скажи и покажи»: составить предложение по сюжетной картинке, а затем

продемонстрировать его с помощью пантомимы («Сова летает по лесу. Соня пьёт

ананасовый сок») Возможен вариант, когда сначала составляются все предложения,

затем один из детей демонстрирует пантомиму, а другой угадывает её содержание;

- «Прошагай предложение»:

Ребёнок идёт и произносит предложение. Каждому шагу должно соответствовать одно слово.

Эти и аналогичные задания могут быть применены и в других разделах логопедической работы.

Таким образом логопед не только повышает эффективность и качество своей работы, но и активно участвует в комплексной коррекции СДВГ.

ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом»

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С СИНДРОМОМ

ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ДЕФИЦИТА

ВНИМАНИЯ

Учитель-логопед: Ерышева Ольга Николаевна.

Организация: ГБОУ Школа № 199 ДО №5

Населенный пункт: г. Москва

В настоящее время проводимые реформы дошкольного образования Правительством Российской Федерации ставят своей целью создание равных стартовых возможностей для всех дошкольников, поступающих в школу.

Преемственность между дошкольным учреждением и школой – одна из главных задач современной системы образования. За последние годы требования учителей к уровню знаний детей, поступающих в школу, значительно повысились. Однако уровень готовности детей к обучению в школе оказывается неодинаковым. По данным статистики речевая готовность дошкольников 6-7лет к школьному обучению такова: 68% детей имеют разные речевые нарушения, из них 28% - тяжелые нарушения речи (ТНР). Выделяется отдельная группа детей –группа риска при адаптации к школе, это дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), с нарушением поведения. Практика показала, что 20 – 30% детей, посещающих логопедические группы с заключением общее недоразвитие речи (ОНР), страдают данным расстройством.

Актуальность данного вопроса заключается в том, что в последнее время отмечается значительный рост количества этих детей. В логопедических группах нашего дошкольного учреждения в существующих условиях возникла проблема обучения, воспитания и подготовки к школе детей с общим недоразвитием речи в сочетании с синдромом гиперактивности, так как уже на первых занятиях дети с СДВГ с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецелевые движения, импульсивны, эмоционально неустойчивы. У детей с СДВГ нарушены все характеристики внимания, восприятие, память. Речевое развитие гиперактивных детей часто отстает от нормы. Отмечаются нарушения произношения, недоразвитие фонематических процессов, общее недоразвитие речи, заикание. Нарушение поведения, внимания, недоразвитие речи отрицательно влияют на овладение дошкольником определенных умений и навыков, на формирование коммуникативных качеств, затрудняют процесс подготовки к школьному обучению. Причины данного расстройства чаще всего проявляются при минимальных мозговых дисфункциях как следствие ранних локальных повреждений головного мозга. Согласно мнению специалистов (А.Л. Сиротюк, Ю.С. Шевченко, Н.Н. Заваденко и др.), оптимальным сроком коррекции СДВГ является старший дошкольный возраст. Считается, что полностью излечить СДВГ невозможно, но возможно корректировать.

Поэтому перед педагогами нашего дошкольного учреждения встали вопросы изучения и поиска новых методических подходов, приемов и правил, позволяющих повысить эффективность занятий с детьми с ОНР с СДВГ и использовать логопедические занятия для педагогической коррекции данного расстройства.

К коррекционно-образовательной работе с детьми данной группы осуществляем комплексный подход. В нашем дошкольном учреждении с детьми с ОНР с СДВГ ведут совместную работу специалисты: учитель–логопед, воспитатели, педагог-психолог, физкультурный работник, музыкальный работник, а также привлекаем к коррекционному процессу родителей детей. Ведь родителям как никому другому важно научиться жить со своим ребенком и его СДВГ, понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок и терпеливо помогать ему в их преодолении. Для просвещения родителей используем информационный стенд «Логопед советует», родительские собрания, буклеты, Интернет – ресурсы, консультации, обращаем внимание родителей на то, что СДВГ является хроническим расстройством и для его преодоления необходимо медицинское лечение (курс 2-3 раза в год).

Всю коррекционно-образовательную работу с детьми с СДВГ строим на основных принципах взаимодействия с ребенком:

  1. В любой совместной деятельности демонстрируем позитивное отношение к ребенку. Исключаем раздражение и приказной тон.
  2. Общаемся эмоционально, потому что монотонная речь быстро утомляет этих детей.
  3. Больше хвалим, стараемся меньше делать замечаний.
  4. Поддерживаем зрительный, тактильный контакт.
  5. Не допускаем заискивания перед ребенком, вседозволенности.

Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ОНР у дошкольников с СДВГ имеет свои трудности и особенности. А в современной логопедической практике пока не разработаны методики по устранению СДВГ. Коррекционно-логопедическую работу с детьми данной категории осуществлять очень трудно: дети дезорганизуют работу на занятиях, не могут контролировать свое поведение, перебивают педагога и сверстников, отвлекаются сами и мешают другим и в результате не усваивают программный материал. Чтобы логопедическая работа была результативной создаю специальные условия в группе и ищу эффективные методы и приемы, развивающие внимание и произвольность поведения и позволяющие скорректировать речь ребенка.

  1. Занятия провожу в первой половине дня по стереотипным правилам.
  2. В работе с детьми с СДВГ отдаю предпочтение подгрупповым и индивидуальным занятиям.
  3. Не даю многоступенчатых инструкций и контролирую запоминание и понимание инструкций.
  4. Планирую ход занятия так, чтобы у ребенка была возможность не только слушать и говорить, но и двигаться, действовать, менять позу.
  5. Использую разнообразный наглядный материал, не отвлекающий внимание ребенка от поставленной задачи.
  • осложняет работу логопеда то, что ребенок с СДВГ постоянно находится в движении. И требовать от него соблюдения дисциплины бессмысленно. Поэтому стараюсь правильно организовать занятие, чтобы ребенок меньше сидел в статичной позе, а больше двигался. Но все движения должны носить осмысленный характер и служить целям коррекционно-развивающего обучения – развития общей и мелкой моторики, развитию слуховой и зрительной памяти, фонематического слуха и т. д. Расходование избыточной энергии позволяет улучшить концентрацию и устойчивость внимания, повышает интерес к занятиям, делает их более организованными и эффективными. Для этого на каждом логопедическом занятии использую физкультминутки. Составила картотеку физкультминуток с заданиями, где нужно не только говорить, но и действовать, подборку игр с мячом для детей старшей и подготовительной к школе группы для закрепления лексико-грамматического материала. Чтобы занятие было интересным и имело сюжет, все задания детям приносят сказочные герои, а на каждое занятие по звукопроизношению и обучению грамоте приходят сказочные герои «Шумок» и «Звукоша», которые выполняют речевые задания в движении вместе с детьми.

При работе над звукопроизношением на этапе отработки изолированных звуков я также использую игровые упражнения с двигательными заданиями:

  • «Качать насос», наклоняя туловище вперед – назад, произносить – с-с-с;
  • «Змея ползет». Ползти с игрушечной змейкой по нарисованной на листе бумаги дорожке, имитировать шипение – ш-ш-ш;
  • «Летай с комариком». Расправив руки – «крылья», летать по группе и произносить – з-з-з.

Игровые упражнения на автоматизацию звуков в слогах:

  • «Чтобы вьюга не заморозила и подобрела, надо повторить ее песенки и подвигаться, погреться» - ва (руки вперед) - во (руки вверх) – ву (руки опустить);
  • «Игра на пианино» (на листе бумаги нарисованы клавиши). «Нажимать на клавиши» поочередно всеми пальцами правой (левой) руки и петь: ра-ру-ры-ро. Можно петь грустную или веселую, громкую или тихую песенку.

Игровые упражнения на автоматизацию звуков в словах:

  • Подборка игр с мячом. Игры с перекатыванием или перебрасыванием мяча друг другу «Вставь пропущенный звук», «Повтори слово», «Скажи наоборот», «Сложи слово», «Назови ласково», «Назови детеныша» и др.
  • «Шаги» - сделать шаг вперед только при успешном выполнении задания (правильно повторить слово вслед за логопедом, назвать лишнее слово и т.д.). При ошибочном ответе – шаг назад. Игра заканчивается, когда ребенок сможет дойти до заранее оговоренного предмета.
  • «Нарисуй правильно» - прорисовывание различных линий (при произнесении слога проводим по контуру линию).
  • «Нарисуй отгадку» - ребенок отгадывает загадку и быстро схематично рисует предмет.
  • Игровые упражнения с сюжетным действием – «Рыболовы», «Магазин».

Игры и игровые упражнения при работе над предложением:

  • «Прохлопай предложение», «Прошагай предложение». Ребенок идет и произносит предложение, каждому шагу соответствует одно слово.

«Скажи и покажи». Ребенок составляет предложение по сюжетной картинке, а затем демонстрирует его с помощью пантомимы (Самолет летит по небу. Наташа пишет.)

  • «Живые слова». Каждый ребенок выполняет роль определенного слова, его задача – занять свое место в предложении.

Игры и игровые упражнения по формированию лексико-грамматических средств языка:

  • Игры и игровые упражнения с реальными предметами и игрушками (часто использую игрушки из «киндер-сюрприза»): «Овощи и фрукты», «Большой – маленький», «Кому что дадим» и др. Ребенок действует, раскладывает предметы и происходит запоминание определенной грамматической категории.
  • Использую авторские игры по формированию лексико-грамматических средств языка: «Играем вместе», «Что из чего?» «Танина квартира», «Кто, где живет?», «Играем со словами: летел, шел, бежал, ехал» и др. Особенность этих игр в том, что они оснащены панно и картинками, которые ребенок выбирает, перемещает, меняет, многократно повторяет речевой материал, движется сам, взаимодействует с другими детьми и в результате накапливает словарный запас и запоминает определенную грамматическую категорию.

Игры и игровые упражнения по формированию связной речи:

  • Пересказ текстов и составление рассказов с использованием реальных предметов и предметов заместителей.
  • Зарисовка картинно-графического плана для составления рассказа.
  • Составление картины из элементов, описанных в рассказе, с составлением предложений и оформлением их в связный рассказ.

Игровые упражнения при работе по обучению грамоте:

  • «Путешествие в Город Звуков», «Живые звуки». Звуковой анализ слов с использованием трехцветных фишек, мячиков.
  • «Кто в домике живет?» «Доскажи словечко». Деление слов на части (слоги) с использованием цветных полосок.

Таким образом, применение этих и аналогичных им заданий, игр, приемов и правил в работе с дошкольниками с ОНР с СДВГ помогает не только скорректировать речь детей и подготовить их к школьному обучению, но и является эффективным средством в коррекции СДВГ.

Список использованных информационных источников:

  1. Гончаренко Е.Б. Преодоление синдрома дефицита внимания у детей с гиперактивностью // Логопед. 2009. №4.
  2. Сиротюк А.Л. Детская гиперактивность: причины, рекомендации // Дошкольное воспитание. 2007. №8.
  3. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальные мозговые дисфункции в детском возрасте. // Н. Новгород.1995.


При соблюдении режима проведения - 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 2 месяца.
Время проведения - 50-60 минут.

«Гиперактивные дети доставляют и родителям,

и учителям очень много хлопот и забот.

Но первое, что я хотела бы сказать родителям, -

чрезмерная активность не зависит от желания ребенка.

Он вертится, крутится, отвлекается не потому,

что хочет досадить взрослым.

Гиперактивность, непоседливость,

трудность концентрации внимания,

постоянные отвлечения - это показатели

не очень благополучного развития нервной системы.»

-профессор БЕЗРУКИХ М.М.

СДВГ – невнимательность, импульсивность, гиперактивность.

Проявления - нарушение организации деятельности, речевые нарушения, сенсомоторные нарушения, нарушения восприятия, не сформированность навыков интеллектуальной деятельности, «мягкая» невротическая симптоматика, школьные трудности, асоциальное поведение.

Симптомы невнимательности:

· недостаточно внимателен к деталям;

· с трудом удерживает внимание;

· как бы не слушает говорящего;

· не может довести дело до конца;

· с трудом организует свою деятельность;

· избегает выполнения задания;

· теряет предметы;

· отвлекается на внешние раздражители;

· все забывает.

Симптомы гиперактивности:

· дрыгает руками или ногами, крутится;

· не может усидеть на месте, когда это требуется;

· чрезмерно разговорчив;

· носится и лезет куда-либо, когда это не разрешается;

· с трудом может тихо играть;

· всегда «заведен», «как будто внутри мотор».

Симптомы импульсивности:

· выпаливает ответы;

· чрезмерно разговорчив, с трудом дожидается своей очереди;

· прерывает других, вмешивается в чужой разговор.

Родители,педагоги, воспитатели О детях с СДВГ: непонимание, неадекватные претензии неадекватные советы и требования, неадекватные реакции, неадекватные методы, неадекватные требования.

Результат Ребенокс СДВГ: низкая самооценка, повышенная утомляемость, низкая работоспособность, низкая учебная мотивация, трудности в обучении письму и чтению, нарушение взаимопонимания, повышенная тревожность, обиды, страхи.

Работа с таким ребенком строиться с учетом его сильных и слабых сторон. Как правило, эти дети имеют очень высокий уровень интеллектуального развития. В школе ими чаще всего бывают недовольны, потому что они невнимательны, у них плохой почерк и много ошибок, они часто тянут руку, но когда их спрашивают, отвечают невпопад, выполняют не те задания, не только сами отвлекаются, но отвлекают других детей. К сожалению, такие дети, несмотря на высокий интеллект, часто попадают в коррекционные классы.

При организации занятий с непоседами имеет значение все, что окружает ребенка. Ребенок занимается дома, его не должно ничто отвлекать. Лучше, если это будет либо отдельная комната, либо какая-то отгороженная часть комнаты, при этом стоит выключить радио, телевизор, стараться не разговаривать громко, чтобы не отвлекать ребенка от занятий. Стол, за которым занимается гиперактивный ребенок, не должен быть ничем завален, там могут быть только книги или учебник, которыми он пользуется, тетрадь, ручка, карандаш, т.е. только то, что ему необходимо для конкретной работы. Обязательным является зрительный контакт, позволяющий привлечь внимание ребенка. Во время занятий «собирается» все внимание ребенка. Это может быть взгляд, слово, фраза, например: «Начинаем работать, будь внимателен», и только после этого что-то объясняю. Несмотря на высокий уровень интеллектуального развития, гиперактивным детям иногда приходится два-три раза объяснять одно и то же задание, два-три раза давать инструкцию. Это происходит не потому, что ребенок неспособный, непонятливый, а потому что он выхватывает только часть фразы, часть инструкции. Именно поэтому любая инструкция, которая дается гиперактивному ребенку, должна быть однозначна, проста, должна быть короткой, и в ней не должно быть ни одного непонятного слова. Сложные, многоступенчатые задания лучше разделить на части.

Гиперактивные дети лучше работают в классе, если материал им уже знаком. Если сегодня прочитать и разобрать то, о чем будут говорить завтра в школе, тогда есть гарантия, что этот урок не пройдет впустую.

В процессе занятий часто поощряю ребенка. И не только за хорошее поведение и хорошо выполненное задание, но и за старание, и за желание работать. Порой гиперактивные дети оказываются в сложных ситуациях, потому что могут потерять контроль над собой, стать раздражительными и даже агрессивными. В ответ на какое- нибудь незначительное замечание такой ребенок может бросить книгу, разорвать тетрадь, с такими детьми это бывает. Как быть в этих случаях? Во-первых, не следует делать резких замечаний, во-вторых, ни в коем случае нельзя кричать на ребенка, лучше отвлечь его, успокоить, а потом, как и в любых таких случаях с другими детьми, в спокойной обстановке разобрать ситуацию.

Приступим!

Цель программы: повысить обьем внимания. Увеличение концентрации внимания. Программа развития, для успешных детей в обучении, и для детей испытывающих трудности обучения. Развитие внимания, произвольности и самоконтроля; элиминация гиперактивности и импульсивности; элиминация гнева и агрессии. Занятия могут быть полезны для детей с трудностями самоконтроля, с дефицитом внимания и гиперактивностью. Программа учебно-игровых занятий, направленных на развитие способности к планированию своих действий и самоконтролю над ними.

Методы: Интеллектуальные игры, двигательнаягимнастика мозга, самомассаж. Занятия проходит в игровой форме с элементами, видео, аудио, театральных и игрушечных персонажей.

Диагностика: Нейропсихологическая д иагностика уровня развития проводится в начале учебного года (стартовая диагностика), в течение учебного года (текущая диагностика) и в конце учебного года (итоговая диагностика).

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Растяжка "Половинка".
Цель: оптимизация тонуса мышц.
И.п. - сидя на полу. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.

2. Дыхательное упражнение.
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.
И.п. - сидя на полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом "пьют" воздух.

3. Глазодвигательное упражнение.
И.п. - сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным(вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений ребенок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым,а затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит "соскальзывание" взгляда, следует уделить дополнительное внимание, "прорисовывая" их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
o "Колечко".
Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

O "Кулак-ребро-ладонь".
Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак-ребро-ладонь"), произносимыми вслух или про себя.

5. Функциональное упражнение "Послушать тишину".
Цель: формирование произвольной регуляция собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса.
И.п. - сидя на полу. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.

6. Функциональное упражнение с правилами "Костер".
Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.
Ребенок садятся на ковер вокруг "костра" и выполняют соответствующую команду инструктора. По команде (словесной инструкции) "жарко" ребенок должен отодвинуться от "костра",
по команде "руки замерзли" - протянуть руки к "костру",
по команде "ой, какой большой костер" - встать и махать руками,
по команде "искры полетели" - хлопать в ладоши,
по команде "костер принес дружбу и веселье" - взяться за руки и ходить вокруг "костра". Затем игра выполняется с ведущим ребенком.

7.Упражнения наконцентрацию внимания: «лабиринт», «Соединение цифр».

8. Функциональное упражнение "Море волнуется...".
Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности.
Ребенку предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Инструктор произносит считалку:
Море волнуется - раз!
Море волнуется - два!
Море волнуется - три!
Морская фигура - замри!
Ребенок замирают в одной из поз. По команде инструктора "Отомри!" упражнение продолжается.

9. Релаксация "Поза покоя".
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, ти хим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая -
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье...
И становится понятно -
Расслабление приятно!

Оценка результатов:

Оценка качества усвоения материала определяется в течение года путем проведения промежуточных диагностических тестирований и в конце года определением уровня готовности ребенка к переходу к следующему обучаемому звену.

Материал необходимый для занятий: компьютер, веб-камера, принтер, бумага А4, колонки. Стол, стул, тетрадь, карандаш. Ковер, мяч, фитбол.

Дополнительная литература:

Ахутина Т.В., Пылаевна Н., Безруких М.М.,

В программе используются упражнения, разработанные Б. А. Архиповым, Е. А. Воробьевой, И. Г. Выгодской, Т.Г. Горячевой, В.И. Зуевым, П. Деннисоном, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л.В. Константиновой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Ремеевой, А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, А. С. Султановой, Л. П. Успенской, К. Фоппелем и др.