В своем романе Толстой изобразил целый ряд героев. Автором не зря представлена подробная характеристика персонажей. "Война и мир" - роман, в котором составляющие целые дворянские роды, являют читателю отражение людей, живших во времена войны с Наполеоном. В "Войне и мире" мы видим русский дух, черты исторические события, характерные для периода конца 18 - начала 19 века. Величие русской души показывается на фоне этих событий.

Если составить список персонажей ("Война и мир"), получится всего около 550-600 героев. Однако они не все одинаково важны для повествования. "Война и мир" - роман, героев которого можно поделить на три основные группы: главные, второстепенные персонажи и просто упомянутые в тексте. Имеются среди них как вымышленные, так и исторические личности, а также герои, которые имеют прототипы среди окружения писателя. В этой статье будут представлены основные персонажи. "Война и мир" - произведение, в котором подробно описана семья Ростовых. Поэтому начнем с нее.

Илья Андреевич Ростов

Это граф, у которого было четверо детей: Петя, Николай, Вера и Наташа. Илья Андреевич - весьма щедрый и добронравный человек, который любил жизнь. В итоге его непомерная щедрость привела к расточительности. Ростов - любящий отец и муж. Он хороший организатор приемов и балов. Но жизнь на широкую ногу, а также бескорыстная помощь раненым солдатам и выезд из Москвы русских нанесли по его состоянию роковые удары. Совесть все время мучила Илью Андреевича из-за приближающейся нищеты его родных, однако он не мог ничего поделать с собой. После гибели Пети, младшего сына, граф оказался сломлен, но оживился, готовя свадьбу Пьера Безухова и Наташи. Граф Ростов умирает через несколько месяцев после того, как поженились эти персонажи. "Война и мир" (Толстой) - произведение, в котором прототипом этого героя является Илья Андреевич, дед Толстого.

Наталья Ростова (жена Ильи Андреевича)

Эта 45-летняя женщина, жена Ростова и мать четверых детей, имела некоторые восточные Окружающими расценивалось средоточие степенности и медлительности в ней как солидность, а также высокая значимость ее для семьи. Однако истинная причина этих манер кроется в слабом и изнуренном физическом состоянии из-за родов и сил, отданных на воспитание детей. Наталья очень любит семью, детей, поэтому ее чуть не свело с ума известие о гибели Пети. Графиня Ростова, как и Илья Андреевич, любила роскошь и требовала от всех выполнения своих приказаний. В ней можно найти черты бабушки Толстого - Пелагеи Николаевны.

Николай Ростов

Этот герой - сын Ильи Андреевича. Он является любящим сыном и братом, почитает семью, но в то же время преданно служит в армии, что является весьма важной и значимой чертой в его характеристике. Он часто видел даже в своих однополчанах вторую семью. Хоть Николай и был влюблен долгое время в Соню, свою кузину, все же женится в конце романа на Марье Болконской. Николай Ростов - очень энергичный человек, с "открытым и курчавыми волосами. Его любовь к русскому императору и патриотизм не иссякали никогда. Пройдя через тяготы войны, Николай становится храбрым и отважным гусаром. Он выходит в отставку после смерти Ильи Андреевича для того, чтобы поправить денежное положение семьи, оплатить долги и стать наконец-то хорошим мужем для своей супруги. Толстому этот герой представляется как прототип его собственного отца. Как вы уже, вероятно, заметили, наличием прототипов у многих героев характеризуется система персонажей. "Война и мир" - произведение, в котором нравы дворянства представлены через черты семьи Толстого, который был графом.

Наташа Ростова

Это дочь Ростовых. Очень эмоциональная и энергичная девушка, которая считалась некрасивой, однако привлекательной и живой. Наташа не очень умна, но при этом интуитивна, так как могла хорошо "угадывать людей", их черты характера и настроение. Эта героиня весьма порывиста, склонна к самопожертвованию. Она красиво танцует и поет, что было в то время важной характеристикой девушки, принадлежащей к светскому обществу. Лев Толстой неоднократно подчеркивает основное качество Наташи - близость к русскому народу. Она впитала в себя нации и русскую культуру. Наташа живет в атмосфере любви, счастья и добра, однако через некоторое время девушка сталкивается с суровой реальностью. Удары судьбы, а также сердечные переживания делают эту героиню взрослой и в итоге дарят ей настоящую любовь к мужу, Пьеру Безухову. История перерождения души Наташи заслуживает особого уважения. Она начала посещать церковь после того, как стала жертвой лживого обольстителя. Наташа - это собирательный образ, прототипом которого выступила невестка Толстого, Татьяна Андреевна Кузьминская, а также сестра ее (жена автора) - Софья Андреевна.

Вера Ростова

Эта героиня - дочь Ростовых ("Война и мир"). Портреты персонажей, созданные автором, отличаются многообразием характеров. Вера, например, славилась своим строгим нравом, а также неуместными, хотя и справедливыми замечаниями, которые она делала в обществе. Мать ее, неизвестно почему, не очень любила, и это остро ощущала Вера, часто идя поэтому наперекор всем. Эта девушка стала впоследствии женой Бориса Друбецкого. Прототип героини - Льва Николаевича (Елизавета Берс).

Петр Ростов

Сын Ростовых, совсем еще мальчик. Петя, подросший, порывался юношей идти на войну, и родители его удержать никак не могли. Он вырвался из-под их опеки и определился в полк Денисова. В первом же бою погибает Петя, не успев еще повоевать. Очень подкосила семью гибель любимого сына.

Соня

Этой героиней мы заканчиваем описание персонажей ("Война и мир"), относящихся к семейству Ростовых. Соня, славная миниатюрная девушка, приходилась родной племянницей Илье Андреевичу и прожила всю жизнь под его крышей. Любовь к Николаю стала роковой для нее, так как ей не удалось выйти за него замуж. Наталья Ростова, старая графиня, была против этого брака, поскольку возлюбленные были кузенами. Соня поступила благородно, отказав Долохову и решившись любить всю жизнь лишь Николая, освобождая его при этом от обещания, данного ей. Она проводит всю оставшуюся жизнь на попечении Николая Ростова, при старой графине.

Прототип этой героини - Татьяна Александровна Ергольская, троюродная тетя писателя.

Не только Ростовы в произведении - главные персонажи. "Война и мир" - роман, в котором большую роль играет также семья Болконских.

Николай Андреевич Болконский

Это отец Андрея Болконского, генерал-аншеф в прошлом, в настоящем же - князь, заслуживший прозвище в русском светском обществе "прусский король". Он социально деятелен, строг как отец, педантичен, является мудрым хозяином имения. Внешне это худощавый старик с густыми бровями, которые нависали над умными и проницательными глазами, в напудренном белом паричке. Николай Андреевич не любит проявлять своих чувств даже к любимой дочери и сыну. Он изводит Марью постоянными придирками. Князь Николай, сидя в своем имении, следит за событиями, происходящими в стране, и лишь перед смертью теряет представление о масштабности войны русских с Наполеоном. Николай Сергеевич Волконский, дед писателя, был прототипом этого князя.

Андрей Болконский

Это сын Николая Андреевича. Он честолюбив, как и отец, в проявлении чувств сдержан, однако очень любит свою сестру и отца. Андрей женат на Лизе, "маленькой княгине". Он сделал успешную военную карьеру. Андрей много философствует о смысле жизни, состоянии его духа. Он находится в постоянных поисках. В Наташе Ростовой после смерти жены он нашел надежду для себя, так как увидел настоящую, а не фальшивую, как в светском обществе, девушку, поэтому и влюбился в нее. Сделав этой героине предложение, он был вынужден отправиться лечиться за границу, что стало испытанием их чувств. Свадьба в итоге сорвалась. Андрей отправился на войну с Наполеоном, где был тяжело ранен, в результате чего скончался. До конца его дней Наташа ухаживала преданно за ним.

Марья Болконская

Это сестра Андрея, дочь князя Николая. Она очень кроткая, некрасивая, однако добра душой и к тому же очень богата. Ее преданность религии многим служит примером кротости и добронравия. Марья любит незабвенно своего отца, часто донимающего ее своими укорами и насмешками. Эта девушка любит также своего брата. Она приняла не сразу Наташу как будущую невестку, так как она ей казалась чересчур легкомысленной для Андрея. Марья после всех невзгод выходит замуж за Николая Ростова.

Ее прототипом является Мария Николаевна Волконская, мать Толстого.

Пьер Безухов (Петр Кириллович)

Главные персонажи романа "Война и мир" были бы перечислены не полностью, если не упомянуть Пьера Безухова. Этот герой играет в произведении одну из важнейших ролей. Он пережил много боли и душевных травм, обладает благородным и добрым нравом. Очень любит Пьера сам Лев Николаевич. Безухов, как друг Андрея Болконского, весьма отзывчив и предан. Несмотря на интриги, плетущиеся у него под носом, Пьер не утратил к людям доверия, не озлобился. Женившись на Наташе, он обрел наконец счастье и благодать, которых ему не хватало с первой женой, Элен. В конце произведения заметно его стремление изменить в России политические устои, даже можно угадать издалека декабристские настроения Пьера.

Таковы основные персонажи. "Война и мир" - роман, в котором большая роль отводится таким историческим лицам, как Кутузов и Наполеон, а также некоторым другим главнокомандующим. Представлены и другие социальные группы, кроме дворянства (купечество, мещане, крестьянство, армия). Список персонажей ("Война и мир") весьма внушительный. Однако наша задача - рассмотреть лишь главных героев.

Введение

Лев Толстой в своей эпопее изобразил более 500 типичных для русского общества персонажей. В «Войне и мире» герои романа – представители высшего сословия Москвы и Петербурга, ключевые государственные и военные деятели, солдаты, выходцы из простого народа, крестьяне. Изображение всех слоев русского общества позволило Толстому воссоздать цельную картину русской жизни в один из переломных этапов истории России – эпоху войн с Наполеоном 1805-1812 годов.

В «Войне и мире» персонажи условно разделены на главных героев – чьи судьбы вплетены автором в сюжетное повествование всех четырех томов и эпилога, и второстепенных – героев, которые появляются в романе эпизодически. Среди главных персонажей романа можно выделить центральных героев – Андрея Болконского, Наташу Ростову и Пьера Безухова, вокруг судеб которых и разворачиваются события романа.

Характеристика главных героев романа

Андрей Болконский – «весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами», «небольшого роста». С Болконским автор знакомит читателя еще в начале романа – герой был одним из гостей на вечере Анны Шерер (где также присутствовали многие главные герои романа «Война и мир» Толстого).

По сюжету произведения, Андрею надоело высшее общество, он мечтал о славе, не меньшей славы Наполеона, поэтому и едет на войну. Эпизодом, перевернувшим мировоззрение Болконского, становится встреча с Бонапартом – раненый на поле Аустерлица Андрей осознал, как на самом деле незначителен Бонапарт и вся его слава. Вторым переломным моментом в жизни Болконского становится любовь к Наташе Ростовой. Новое чувство помогло герою вернуться к полноценной жизни, поверить, что после смерти жены и всего перенесенного, он может полноценно жить дальше. Однако их счастью с Наташей не суждено было сбыться – Андрей получил смертельное ранение во время Бородинской битвы и вскоре умер.

Наташа Ростова – жизнерадостная, добрая, очень эмоциональная и умеющая любить девушка: «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая». Важной чертой образа центральной героини «Войны и мира» является ее музыкальный талант – прекрасный голос, которым очаровывались даже неискушенные в музыке люди. С Наташей читатель знакомится в день именин девушки, когда ей исполняется 12 лет. Толстой изображает моральное взросление героини: любовные переживания, выход в свет, предательство Наташей князя Андрея и ее переживания из-за этого, поиск себя в религии и переломный момент в жизни героини – смерть Болконского. В эпилоге романа Наташа предстает перед читателем совершенно другой – перед нами скорее тень мужа, Пьера Безухова, а не яркая, активная Ростова, которая еще несколько лет назад плясала русские танцы и «отвоевывала» у матери подводы для раненых.

Пьер Безухов – «массивный, толстый молодой человек со стриженною головой, в очках». «Пьер был несколько больше других мужчин в комнате», у него был «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд, отличавший его от всех в этой гостиной». Пьер – герой, находящийся в постоянном поиске себя через познание окружающего мира. Каждая ситуация в его жизни, каждый жизненный этап становились для героя особым жизненным уроком. Женитьба на Элен, увлечение масонством, любовь к Наташе Ростовой, присутствие на поле Бородинского сражения (которое герой видит именно глазами Пьера), французский плен и знакомство с Каратаевым полностью меняют личность Пьера – из нелепого увальня «вырастает» целеустремленный и уверенный в себе мужчина с собственными взглядами и целями.

Другие важные персонажи

В «Войне и мире» Толстой условно выделяет несколько блоков персонажей – семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, а также действующих лиц, входящих в круг общения одного из этих семейств. Ростовы и Болконские как положительные герои, носители истинно русской ментальности, идей и духовности, противопоставляются отрицательным персонажам Курагиным, которые мало интересовались духовным аспектом жизни, предпочитая блистать в обществе, плести интриги и выбирать знакомых по их статусу и богатству. Лучше понять суть каждого главного персонажа поможет краткая характеристика героев «Войны и мира».

Граф Илья Андреевич Ростов – добрый и щедрый мужчина, для которого самым главным в его жизни была семья. Граф искренне любил свою жену и четырех детей (Наташу, Веру, Николая и Петю), помогал жене в воспитании детей и всеми силами поддерживал теплую атмосферу в доме Ростовых. Илья Андреевич не могу жить без роскоши, ему нравилось устраивать пышные балы, приемы и вечера, но его расточительство и неумение управлять хозяйственными делами в итоге привели к критическому финансовому положению Ростовых.
Графиня Наталья Ростова – женщина 45-ти лет с восточными чертами лица, умеющая производить впечатление в высшем обществе, жена графа Ростова, мать четырех детей. Графиня, так же как и ее муж, очень любила свою семью, стараясь поддерживать детей и воспитывать в них лучшие качества. Из-за чрезмерной любви к детям, после смерти Пети женщина чуть не сходит с ума. В графине доброта к близким соединялась с расчетливостью: желая поправить финансовое положение семьи, женщина всеми силами старается расстроить женитьбу Николая на «не выгодной невесте» Соне.

Николай Ростов – «невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица». Это простодушный, открытый, честный и доброжелательный юноша, брат Наташи, старший сын Ростовых. В начале романа Николай предстает восхищенным юношей, который хочет воинской славы и признания, однако после участия сначала в Шенграбеском сражении, а затем в Аустерлицкой битве и Отечественной войне, иллюзии Николая развеиваются и герой понимает, насколько нелепа и неправильна сама идея войны. Личное счастье Николай находит в браке с Марьей Болконской, в которой почувствовал близкого по духу человека еще при первой их встрече.

Соня Ростова – «тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густой черной косой, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице», племянница графа Ростова. По сюжету романа это тихая, рассудительна, добрая девушка, умеющая любить и склонная к самопожертвованию. Соня отказывает Долохову, так как хочет быть верна только Николаю, которого искренне любит. Когда девушка узнает, что Николай влюблен в Марью, то безропотно отпускает его, не желая препятствовать счастью любимого человека.

Николай Андреевич Болконский – князь, генерал-ашеф в отставке. Это гордый, умный, строгий к себе и другим мужчина невысокого роста «с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз». В глубине души Болконский очень любит своих детей, но не смеет показывать этого (только перед смертью смог показать дочери свою любовь). Умер Николай Андреевич от второго удара, находясь в Богучарово.

Марья Болконская – тихая, добрая, кроткая, склонная к самопожертвованию и искренне любящая своих родных девушка. Толстой описывает ее как героиню с «некрасивым слабым телом и худым лицом», но «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Красота глаз Марьи после поразила и Николая Ростова. Девушка была очень набожна, всю себя посвящала заботе за отцом и племянником, потом перенаправив свою любовь на собственную семью и мужа.

Элен Курагина – яркая, блистательно-красивая женщина с «неизменяющейся улыбкой» и полными белыми плечами, которой нравилось мужское общество, первая жена Пьера. Элен не отличалась особым умом, однако благодаря своему очарованию, умению держать себя в обществе и налаживать нужные связи, устроила собственный салон в Петербурге, была лично знакома с Наполеоном. Женщина умерла от сильной ангины (хотя в обществе ходили слухи, что Элен покончила жизнь самоубийством).

Анатоль Курагин – брат Элен, такой же красивый внешне и заметный в высшем обществе, как и его сестра. Анатоль жил так, как ему хотелось, отбрасывая все моральные принципы и устои, устраивал пьянки и дебоши. Курагин хотел украсть Наташу Ростову и повенчаться с ней, хотя уже был женат.

Федор Долохов – «человек среднего роста, курчавый и со светлыми глазами», офицер семеновского полка, один из лидеров партизанского движения. В личности Федора удивительным образом соединились эгоистичность, цинизм и авантюризм с умением любить своих близких и заботиться о них. (Николай Ростов очень удивляется, что дома, с матерью и сестрой Долохов совершенно другой – любящий и нежный сын и брат).

Заключение

Даже краткое описание героев «Войны и мира» Толстого позволяет увидеть тесную и неразрывную взаимосвязь судеб персонажей. Как и все события в романе, встречи и прощания действующих лиц происходят по иррациональному, неуловимому разумом закону исторических взаимовлияний. Именно эти непостижимые взаимовлияния создают судьбы героев и формируют их взгляды на мир.

Тест по произведению

Меню статьи:

В романе Л.Н. Толстого множество действующих персонажей. Одни их них действуют лишь фрагментарно и кратковременно, другие на протяжении всего романа, однако все они находятся на своих местах – исключение хоть кого-либо из героев – губительно для всей эпопеи. Все персонажи взаимосвязаны – действие одних напрямую или косвенно влияют на жизнь и судьбу других героев. Одним из ключевых персонажей романа является образ Николая Ростова.

Прототип Николая Ростова

Для многих своих героев Толстой использовал прототипы. Некоторые персонажи были сформированы совокупностью качеств и привычек нескольких людей, другие имеют только одного прототипа.

Николай Ильич Ростов – не существовавший в реальной жизни персонаж, однако, отыскать человека, очень похожего на него, не составляет труда. Прототипом для этого героя стал отец Льва Николаевича Толстого – Николай Ильич Толстой.

Автор не полностью отобразил в романе своего отца, а взял за основу литературного образа лишь некоторые фрагменты жизни Николая Ильича. Подобно Толстому, его художественный образ наделен сангвистическим типом темперамента, он также искренний и добрый по отношению к другим. Жизнерадостная позиция, принципиальность и неотступность в своих взглядах – эти качества их также роднят.

Отец Льва Николаевича принимал участие в военных событиях 1812 года и показал себя доблестно и храбро.
Николай Ильич в свое время был влюблен в свою троюродную сестру, но в результате в жены взял себе Марию Болконскую. Их свадьба состоялась в 1822 году, как и у Николая Ростова и Марии Болконской.

Роднит Ростова и Толстого и умение вести хозяйство: оба очень щепетильные в этом вопросе они пытаются все делать с умом. Что правда, граф Толстой научен своими ошибками молодости (в свое время он прилично проигрался), а Ростову урок преподал отец, спровоцировавший своими необдуманными действиями разорение семьи.
Воспоминания об отце и другие эпизоды ее биографии послужили материалом для окончательного формирования других образов, например, Пьера Безухова и Ильи Николаевича Ростова.

Биография Николая Ростова

Николай Ростов – богатый граф, молодой помещик. Старший сын и второй по старшинству ребенок в семье Ильи Андреевича и Натальи Ростовых.

На момент начала романа – он молодой студент 20 лет от роду и один из самых завидных женихов: его семья знатна и богата. Ростовы имеют множество связей и знакомств в кругах аристократии.

Личная жизнь Николая не лишена разочарований и трудностей. Долгое время Ростов находится в состоянии влюбленности по отношению к своей троюродной сестре – Соне. Ситуацию усугублял тот факт, что чувства эти были взаимны, а родители были не в восторге от такого развития событий. Особенно их пугало то, что Николай всерьез планировал жениться на девушке.

Перспектива улучшить материальное положение семьи с помощью выгодного брака выглядела для матери Николая более привлекательной, и, несмотря на то, что самому молодому человеку была чужда мысль жениться по расчету, она все же не лишала себя надежды на ее вариант развития событий.

Николаю близка военная служба, такое отношение не удивительно – его родители истинные патриоты, их отношение к Отечеству искренне, поэтому Николай, подобно всем детям Ростовых, тоже не лишен чувства патриотизма и долга.



Он принимал участие в боевых действие в войне в Наполеоном, после вернулся домой и женился на княжне Болконской. Этот поступок не был результатом только страстной любви – за княжну давали значительное приданое, которое могло бы улучшить плачевное состояние семьи. Графиня Ростова некоторое время уговаривала сына жениться на княжне Мари, но Николай был непоколебим. Узнав о том, что княжна в него влюблена, он постепенно начинает менять свои взгляды на брак с ней, так как сам испытывает к ней нежные чувства. Вскорее состоялась их свадьба.

Семейная жизнь Мари и Николая сложилась, как ни на есть лучшим образом. В их браке родились трое детей: два мальчика (Андре, Митя) и дочь Наталья. Семейство их в скором времени пополнится еще одним членом семьи – Марья – беременна, но об этом Толстой нам уже не рассказывает – его роман закончен, о дальнейшем ходе развития событий читателю остается только предугадывать.

Внешность Николая Ростова

Внешность человека говорит о многом. Дело здесь не только в том, в какой мере следит человек за состоянием своей внешности, а и в том, что все, возникающие у нас эмоции, чувства оставляют определенный след на внешнем виде человека. У одних появляются счастливые морщинки вокруг глаз, у вторых глубокая морщина на лбу после недовольных тяжелых дум.



Молодые люди редко имеют какое-либо необычное отличие, свидетельствующие об их характере и привычках, так как ни первое, ни второе практически еще не сформировались у них. Все они стремятся носить чистую, хорошую одежду и обувь, с восторгом воспринимают уделенное им внимание в обществе. В этом плане 20-летний Николай не исключение.

Николай Ильич – очень красивый человек. Он невысокого роста, у него светлые кучерявые волосы. Он обладает восторженным выражением лица, внешность его привлекательна и располагает к себе.

Лицо его кажется по-детски милым и открытым. В глазах застыло что-то доброе, искреннее. Они у него доброжелательные и честные. Улыбка у него тоже напоминает улыбку детей – чистая, милая.

С возрастом меняется его форма усов, на лице появляются мимические морщины, но в целом его образ все так же остается источником искренности, доброты и честности.

Военная служба

Военная служба всегда привлекала Ростова. Для его круга общения это не было чем – то необычным – многие находили такую карьеру отличным занятием. Это и верный ключ к улучшению своего материального положения, и ключ к сердцу практически любой женщины. Дамы с умилением наблюдают за военными, появившимися в обществе, их восхваляют, невзирая на их поступки и личностные качества.

С началом военных действий с Наполеоном, Николай оставляет учебу и отправляется на фронт. Он считает это своим призванием. Николай не стремится к чинам и званиям. Многие считают, что это от того, что его семья довольно обеспечена, ему чуждо понятие нехватки средств даже на самое необходимое. «Хорошо рассуждать о чести и отказываться от чинов, когда тебе их дому присылают постоянно круглую сумму» – думают его сослуживцы. После разорения Ростовых отношение Николая все равно не меняется, он также остается бескорыстным, что подтверждает ошибочность мнения.

Подопечные его любят, не потому что он им прощает и позволяет многие вольности, а потому, что он действует справедливо. Он всегда пытается разобраться в ситуации и действовать, руководствуясь здравым смыслом и человечностью.

Первое ранение Ростова вводит его в замешательство – на какое-то время мысль о том, что он, тот, которого все так любят, может умереть, ему чужда и дика. Со временем Ростов понимает, что руководствоваться исключительно страхом умереть, или же стремглав несясь напролом – нельзя. Губительно и первое, и второе. Нужно всегда принимать решение исходя из обстоятельств.

Отношение к другим членам семьи

Николай Ростов изображен в романе идеалом и офицера, и барина, и мужа, и сына, и брата. Кажется, что нет ничего в нем такого, что бы могло оттолкнуть или вызвать неприязнь у читателя. Он горячо любит своих родителей. Его отец и мать были добры с ним, и он тоже относится к ним с добротой и уважением даже в самые трудные периоды своей жизни и жизни его семьи в целом. После разорения, Николай не винит и не упрекает отца в случившимся – перспектива рассчитываться с долгами не вызывает у него восхищения, но он и не отказывается это делать.

По отношению к другим членам семьи он тоже действует учтиво – такое поведение – не залог общепринятых традиций и этикета – он искренне любит своих родных.

Николай пытается вести себя сдержанно и вежливо и с теми людьми, кто ему неприятен, как, например с Борисом Друбецким. Раньше молодые люди были очень дружны, но со временем их дружба пошла врозь. Борис стремился выбиться в люди, ему хотелось стать богатым и влиятельным.

Такое стремление противоречило принципам Ростова, но Николай старается не высказываться слишком резко на этот счет – вариант, при котором он будет меньше общаться с Борисом его абсолютно устраивает. Николай Ильич по своей сути человек не конфликтный и настроенный доброжелательно по отношению ко всем.

Личностные качества и характеристика

Николай Ильич Ростов – в очень многих моментах напоминает ребенка. Это касается не только внешних проявлений эмоций и впечатлений, но и поступков. Он переполнен добром и искренностью. Ростов не умеет врать и лукавить – он слишком порядочен и честен для его аристократического общества. Поэтому это резко бросается в глаза.

Особое место для Николая составляют чувства ответственности и благородства. Он не руководствуется принципом: «это благородно – и поэтому я так сделаю». Его поступки носят в себе неосознанный характер благородства, который в его случае, тесно связан обще моральными принципами. Он всегда думает, не причиняли ли дискомфорт и боль его поступки и высказывание окружающим.

«Он славный малый», его многие любят и уважают. Всеобщая любовь для него не становится поводом возгордиться собой, хотя она ему приятна и лестна. Его все заслуги сделаны не для того, чтобы кому-то понравиться или вызвать чувство уважения, привязанности либо угодить кому-либо, а по причине своих личных убеждений. Для него вполне естественно поступать по совести, даже если так поступают лишь некоторые – он умеет быть независимым от чьего либо мнения и позиции. Для того, чтобы переубедить Николая, нужны веские доказательства.

Ростов не отличается проницательностью, но со временем, в связи с жизненными ситуациями, он учится и этому.
Николай любит охоту и лошадей. После женитьбы он часто любил поохотиться, особенно после выполненных сезонных работ. Его страсть и к лошадям и к охоте была столь велика, что он готов был пропадать за этими занятиями все свое свободное время.

Он наделен талантами к танцам и музыке. Общество было в восторге от его грациозности в танцах, а родные часто просили его с Натальей спеть что-нибудь.

После окончание войны с Наполеоном Николай Ильич оставляет военную службу и занимается делами поместья и семьи. Он не желает, чтобы его дети оказались в столь затруднительном положении и никогда не знали тягости бедной жизни и поэтому очень скрупулезно и внимательно относится к делам. Его отношение к крепостным всегда находится на должном уровне – он придерживается все того же принципа отношения к другим – чтобы к тебе относились хорошо – относись хорошо к другим.

Подведем итог. Николай Ростов – один из немногих абсолютно положительных героев. Он добропорядочен и честен. Всегда думает, а лишь потом делает и никогда не рубит с плеча, несмотря на то, что обладает страстной натурой. Николай умеет сделать нужные выводы и не допуситить ошибок, сделанных другими людьми.

Николай Ростов - один из самых органичных образов романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Мы знакомимся с героем в бытность его студентом. В то время он “невысокий курчавый молодой человек”. Позже мы встречаемся с Николаем во время его службы в гусарском Павлодарском полку. Служба Ростова, его взаимоотношения с сослуживцами определяются тремя основополагающими принципами: честью, достоинством и верностью присяге.

Николай весь мир делит на две половины: к одной относит он родной дом и не менее родной Павлоградский полк, ко второй половине относится весь остальной мир, который его совершенно не интересует. У себя дома и на службе герой уверен в себе, только здесь проявляются лучшие его качества: порядочность, благородство, прямодушие, доблесть, поэтичность. Здесь всё близко и знакомо Николаю, всё понятно, от него не требуется принятие ответственных решений, напряженная умственная работа. Именно этого Ростов и не любит, он не терпит духовных исканий, поисков смысла, сомнения – всё это не для него.

Он привык к ясности и четкой определенности.

Характер Николая Ростова не развивается в романе подобно характерам Андрея Болконского или Пьера Безухова, которым были свойственны глубокие духовные искания. Однако он тоже меняется, познавая особенности жизни, понимая, чего требует от него та или иная ситуация. Образ Николая можно назвать положительно статичным.

После неблаговидного поступка Телятина и увещеваний штаб-ротмистра Ростов понимает, что честь полка стоит на более высокой ступени, чем честь личная. Именно в этот момент порывистый молодой человек становится настоящим защитником своего отечества, он понимает, что связан с товарищами по оружию понятием чести.

Не всегда герой выглядит героем. Как обычному человеку, Ростову свойственны и недостатки. Не лучшим образом выглядит Николай во время Шенграбенского сражения. Он понимает, что убийство и смерть несопоставимы с ним. Он не стреляет, а бросает свой пистолет в противника. Нет, он не боится врага, он просто жалеет себя, не хочет расстаться со своей молодой жизнью.

Персонаж отличается поэтичностью натуры, но он интеллектуально беден. Степень проявления его гибкости определяется обстоятельствами, в которых он находится. После проигрыша Долохову Николай пребывает в ужасном состоянии. Он ненавидит себя за те слова, которые говорит отцу, он мысленно готов к отпору, но отец мудрый и любящий, он не даёт возможности проявиться низменным качествам сына. Николай со слезами бросается к ногам отца. Это был важный урок для героя. Он решает максимально сократить свои расходы, чтобы вернуть отцу деньги. Узнав о смерти отца, находясь при этом в Париже, Ростов тут же подает в отставку, чтобы вернуться домой и помочь семье. В Богучарове Николай встречает княжну Марью, но не её состояние, главным образом, привлекает героя. Он разглядел в ней тонкую, высоконравственную натуру и внутреннюю красоту. Он будто чувствует, что лишён той духовности, которой наделена Марья Болконская, и тянется к ней. Будучи помолвленным с Соней, отношения Николая и Марьи развиваются сложно. Но они удивительно подходят друг другу, дополняя теми чертами, которых не хватает в каждом. Но и богатство жены оказывается весьма кстати.

В финале романа Николай Ростов превращается в помещика – трезвого, практичного, делового. Как ранее герой полностью отдавался службе в полку, так сейчас он всецело посвящает себя семье и хозяйству. Толстой говорит о нем, что это герой со «здравым смыслом, верным нравственным чутьем, мужеством и психической доброкачественностью хорошего среднего человека».

ОБРАЗ НИКОЛАЯ РОСТОВА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР”

Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” - один из самых “густона­селенных" романов, известных мировой литературе. Каждое событие повествования притягивает к себе, подобно магниту, множество имен, судеб и лиц, огромное количество исторических персонажей, десятки героев, созданных творческой фантазией автора. Вослед за Толстым мы идем и спускаемся в сложный быт человеческого су­ществования и вместе с ним разглядываем живые существа, кото­рые в нем действуют. Это очень сложная, разнообразная, уходящая в бесконечный мир идей реальность.

Есть лица раздражающие, есть герои, которые вызывают восхи­щение или ненависть, любовь, и среди них Николай Ростов - самый задушевный персонаж романа.

Какой чудный детский мир в доме Ростовых: жизнь чище и “разговоры веселее”. Два красивых молодых человека, один офи­цер, другой - студент, Николай Ростов, “невысокий курчавый мо­лодой человек” с открытым выражением лица.

В следующий раз мы встречаем Ростова в гусарском Павлодар­ском полку: “Эскадрон, в котором служил Николай Ростов, распо­ложен был в немецкой деревне Зальценек”, - сообщает Толстой. Сложный мир воинских взаимоотношений Николай выстраивает при помощи трех главных для него оснований: честь, достоинство и верность присяге. Он даже помыслить не может солгать. Двусмыс­ленное положение, в котором оказывается благодаря поступку Те­лятина, удивляет даже бывалых однополчан. Недаром седовласый штабротмистр увещевает Ростова: “Спросите у Денисова, похоже это на что-нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полко­вого командира?”

И выясняет молодой Ростов, что честь полка во внутренней ие­рархии ценностей выше и дороже чести личной. “Я виноват, кру­гом виноват!” - восклицает он, когда осознает это. На наших гла­зах происходит “мужание” характера. Порывистый, чистый юноша превращается в защитника отечества, связанного с товарищами по оружию корпоративным понятием чести.

Когда сюжетная логика приводит Николая на поле Шенграбен-ского сражения, наступает “момент истины”. Ростов осознает не­возможность убийства и смерти. “Не может быть, чтобы они хотели убить меня”, - думает он, убегая от французов. Он растерян. Вместо того чтобы стрелять, он швыряет в противника пистолетом. Он убегает с чувством “зайца, убегающего от собак”. Его страх - это не страх перед врагом. Им владеет “чувство страха за свою счастли­вую молодую жизнь”.

Николая Ростова не отличают ни глубина ума, присущая, на­пример, князю Андрею, ни способность глубоко мыслить и пережи­вать боль и чаяния людей, характерная для Пьера Безухова. Бол­конский справедливо видит в нем недалекого гусарского офицера, тот тип людей, который он особенно не любил. Автор называет его “простодушным”, и это как раз то слово, которым можно выразить его внутреннее существо. Простая душа. Честная и порядочная.

Полюбив княжну Марью, он до конца, до некоего предела ра­зумности хранит верность Соне, которой дал слово.

Женившись, он так же, как когда-то отдавался служению оте­честву, отдался служению своей семье и хозяйству. “Николай был хозяин простой, - замечает Толстой, - не любил нововведений... смеялся над теоретическими сочинениями о хозяйстве. У него перед глазами было только одно имение, а не какая-нибудь отдель­ная часть его... И хозяйство Николая приносило самые блестящие результаты”. (Высшая похвала гр. Толстого.)

Автор неохотно прощается с Николаем Ростовым. Определен­ные черты его характера легко угадываются в Константине Левине из “Анны Карениной”. Они получили окончательное оформление в образе Дмитрия Нехлюдова из “Воскресения”.