План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Звук и буква «С»

Тема недели: «Домашние животные». Тема НОД : «Знакомство с буквой «С»

Интеграция образовательных областей:

  • Познание
  • Коммуникация
  • Здоровье

Технологии:

  • использование игровых методов;
  • игровые технологии, направленные на развитие зрительного внимания;
  • информационные компьютерные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, самомассаж лица;
  • технологии сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковая гимнастика;
  • коррекционные технологии: психогимнастика.

Коррекционно-образовательные: совершенствовать навыки звуково­го анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова).

Коррекционно-развивающие: учить правильно произносить звук [С], выделять его в начале, середине и в конце слов.

Продолжать формировать понятие «согласный звук».

Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие.

Развивать мелкую моторику, длительный плавный выдох, зрительное внимание, память, мышление.

Материал:

магнитная доска, предметные картинки на звук «С», карточка из азбуки буква «С», синие фишки, тетради, цветные карандаши, мяч, карточки для определения места звука в слове для каждого ребенка.

Ход занятия:

1. Организационный момент /вступительная беседа/
– Ребята, какое сейчас время года?
– Сколько всего зимних месяцев?
– Назовите их?
– Какой сейчас месяц?
– А какой сегодня день?

2. Психогимнастика
Логопед:
«На улице холодно, дует ветер, идет снег. Покажите, как вы замерзли, съежились. Давайте, изобразим, как мы лепим снеговика /имитация движений/. Поработали, отогрелись, расслабились».

3. Сообщение темы занятия
– Послушайте, пожалуйста, загадки, если вы их отгадаете, то узнаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся.

Заворчал живой замок

Лег у двери поперек.

– Какой первый звук в этом слове?/«с»/
– В каком положении губы? /улыбка/
– Где находится язычок? /язык широкий, за нижними зубами/.

– Посмотрите на экран нашего компьютера.

4. Характеристика звука (слайд 3)
– Звук «с» согласный, твердый.

– Каким символом обозначаем согласный твердый звук?
– Какие желтогрудые птицы зимуют вместе с нами?

5. Упражнение на дыхание
– Ребята, представьте, что подул сильный ветер, обжигающий лицо. СССС /выдыхают твердый звук «с»/». Когда лопается колесо и выходит воздух, то раздается такой звук «ССС».
6. Рассматривание картинок на звук «С» (Слайд 5)

Дети называют картинки и определяют место звука в словах.

7. Игра с мячом «Эхо»
– Ребята, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» слоги» .
«с», «а» – «са»;
«с», «и» – «си»;
«с», «у» – «су»;
«с», «о» – «со».

8. Раскрась картинки, в названии которых есть звук «С» (работа в тетрадях)

9. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки дети

Маша кашей всех кормила. мешают в левой ладошке.

Положила Маша кашу Загибают по одному пальчику на левой руке.

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, Разжимают кулачок.

Все до крошки раздала. Сдувают «крошки» с ладошки.

10. Знакомство с буквой «С» (слайд 7)

Послушайте стихотворение про букву «С»:

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

– На что похожа буква «С»?

– Давайте сложим ее из пальцев.

– Найдите букву «С» в своих тетрадях в правом верхнем углу. Каким цветом ее нужно раскрасить? Раскрашивайте. Обведите ее пальчиком, напишите в воздухе по очереди всеми пальцами обеих рук.

11. Рассматривание слайдов 8,9

12. Составление предложений по картинкам

Санки, автобус, миска, собака.

13. Итог занятия

Прислала

Учитель-логопед

Стелла Данелян

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Светлана Синицкая
«Посуда». Конспект открытого занятия НОД учителя-логопеда

Конспект НОД учителя -логопеда для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в соответствии с ФГОС ДО.

Организация : МБДОУ д/с № 39

Населённый пункт : город Ставрополь

Тема : Посуда .

Цель : развитие речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Задачи :

1. Коррекционно-образовательные :

Обучать детей составлять рассказ по сюжетной картине и пересказывать его по картинно-графическому плану;

2. Коррекционно-развивающие :

Расширять и активизировать словарь детей по теме «Посуда » ;

Упражнять в употреблении распространённых предложений;

Активизировать у детей словарь прилагательных и антонимов;

Развивать у детей умение грамматически правильно строить своё высказывание;

Развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы;

Развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании.

3. Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать у каждого ребёнка умение слушать высказывания и рассказы других детей;

Воспитывать аккуратность и навыки ухода за предметами посуды ;

Вспитывать у детей навык самоконтроля за речью.

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Оборудование : предметные картинки с изображением разных предметов посуды , двухстороняя магнитная доска, магниты, картинка с наложенными крнтурами разной посуды , игрушечная посудка , мяч, мягкие прищепки, повязка на глаза, мешочек с разными фигурками, картинки с недорисованными частями посуды , фломастеры, мелкие предметы для выкладывания контуров посуды (фасоль, грибочки, косточки, сюжетная картинка, картинно-графические схемы к рассказу, волшебный ларец с хранительницей змейкой, конфеты.

Предварительная работа : чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» и обсуждение содержания, игра «Семья за столом» , игра «Накрой стол» .

Словарь - активный : предметный- стакан, вилка, бокал, блюдце, половник, дуршлак, ложка, нож, солонка, перечница, салфетница, сковорода, сахарница, заварочный чайник, кружка, чайник, кастрюля; глагольный : поставь, держи, положи, возьми; признаков : стеклянный, фарфоровая, чугунная, металлическая, пластмассовая, керамическая; пассивный : селёдочница, сухарница, конфетница, маслёнка, кофейник, салатница, сервиз.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент – дети входят в кабинет, становятся вокруг логопеда (создание мотивационного компонента) .

Все в сборе взрослые и дети,

Мы можем начинать!

Но для начала надо «Здравствуйте» сказать!

Ребята, сегодня у нас необчное занятие , как вы думаете почему? (к нам пришли гости, они наверное хотят посмотреть что мы умеем, чему научились за весь год). - Я вам приготовила много интересных игр и заданий - хотите поиграть, (да) – тогда устраивайтесь поудобнее!

2. У меня для вас есть загадки – хотите отгадать?

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Она бывает глубока, Три телёнка -

Больше греться не хочу. Она бывает и мелка, один хвост.

Крышка громко зазвенела : Однако, это не река

«-Пейте чай, вода вскипела» . Зовут её - ….тарелка.

Коли я пуста бываю, Фу-ты, ну-ты, ручка в бок! Без рук, без ног -

Про тебя я забываю. Не беда, что нету ног. Лапшу крошит.

Но когда несу еду – Если пить захочешь сам - Сама не ем,

Мимо рта я не пройду. Поднеси меня к губам. А людей кормлю.

Будет вкусная еда с золотою коркою,если пользуешся ты (сковородкою) .

Суп, салат, пюре, котлеты подают всегда в (тарелке) .

По моей тарелке лодочка плывёт, лодочку с едою отправляю в рот. (Ложка)

3. Введение в тему :- Вы сегодня завтракали? – а что у вас было на завтрак? – из чего вы кушали и чем? – а из чего вы пили? В чём Ольга Васильевна приносит вам еду? –как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим? – посуде ) . Хотите увидеть картинки, которые я для вас приготовила? Назовём их? (дети называют предметы посуды ) – как мы можем назвать все эти предметы одним словом? –(посуда ) .

4. Основная часть. Новое : посуда - это предметы домашнего обихода; в зависимости от того как её используют она бывает кухонная (в которой готовят еду, чайная (из которой пьют, и столовая (с помощью которой едят еду) . Есть ещё кофейная.

Назовите мне кухонную посуду (с помощью которой готовят еду) сковорода, кастрюли (дети называют) .

Назовите чйную посуду (из которй пьют) – чашка, блюдце …

Назовите столовую посуду (с помощью которой едят) – тарелки, ложки.

5. Дидактическая игра «Дружит или не дружит?» . Все предметы посуды дружат между собой . Как вы думаете - вилка дружит с ложкой? Да, потому что это посуда .

Чайник дружит с куклой? Нет, потому, что кукла игрушка, а чайник – посуда .

Тарелка дружит с шапкой? – Вилка дружит с ножом? – Кружка дружит с мячом?

6. Дидактичкская игра «Глазастики» . (развитие зрительного внимания, мышления) . Несколько предметов посуды наложились друг на друга. Нужно «разглядеть» каждый и назвать. Но прежде нам нужно сделать гимнастику для глаз : «Пол, потолочек, окошко, стеночка, зажмурились (слабо, сильно) » - готовы глазки – (разглядывают, называют) . Глазки работали им нужен отдых : помаргали, зажмурились…. (сюрпризный момент – «Семейка за столом» - Какую посуду они используют ? – чайную, кофейную.)

7. Дидактическая игра «Слушай внимательно, делай старательно» . Выполнение словестных инструкций логопеда с помощью игрушечной посуды .

Возьми большую кастрюлю и поставь её между сковородой и дуршлаком;

Возьми маленькую кастрюлю и положи в неё половник;

Возьми одну тарелку и держи её над большой кастрюлей; и т. д. (по времени) .

8. Дидактическая игра «Из чего сделан предмет?» - Дети, скажите посуда одинаковая или разная, чем она отличается? (цвет, размер, материал) :

Если чашка сделана из пластмассы – она пластмассовая;

Если чайник сделан из металла – он металлический;

Стакан из стекла – он стеклянный и т. д.

9. Дидактическая игра «Чего не бывает» . Логопед показывает на какую то часть посуды , а дети комментируют : Не бывает чайника без (носика)

Не бывает кастрюли без… (крышки)

Не бывает ножа без (лезвия)

Не бывает бокала без (ножки)

Не бывает дуршлага без (дырочек)

Не бывает вилки без….(зубчиков)

Не бывает сковородки без (дна)

Не бывает чайника без. (ручки)

Не бывает тёрки без (дырочек)

10. Дидактическая игра «Скажи наоборот» :

Сковорода тяжёлая, а нож (лёгкий) ;

Кастрюля большая, а ложка (маленькая) ;

Кувшин высокий, а чашка (низкая) ;

Тарелка мелкая, а чашка (глубокая) ;

11. Физкультминутка. Игра с мячом. «Назови ласково» , «Один – много» . Логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет посуды в единственном числе, ребёнок, поймав мяч, должен назвать этот предмет во множественном числе. (стакан-стаканы, ложка-ложки…ит. д.) . + «Назови ласково» . (чашка-чашечка, тарелка-тарелочка, стакан-стаканчик и т. д.

12. Дидактическая игра «Щупальца Осьминожки» . – Устали? Как вы думаете во что я хочу предложить вам поиграть? (дети называют игру) . Один ребёнок прикрепляет прищепки на свою одежду, другой с закрытыми глазами «ищет» их, снимает и считает.

А для вас (не учавствовавшие дети) у меня есть ещё одна игра, продолжим : «Волшебный мешочек – найди такой же предмет» . У логопеда мешочек в котором много разных парных предметов. Педагог достаёт один предмет, даёт его ребёнку в руки и просит найти такой же. Ребёнок на ощупь ищет в мешочке этот предмет.

13. Дидактическая игра «Чего не хватает?» . Логопед говорит детям, что бабушка Федора посуду не жалела , не мыла, била и посуда убежала от неё . На столах у детей лежат картинки с недостающими частями у посуды . Нужно дорисовать недостающую часть предмета и сказать полным предложением : «От Федоры убежал чайник. Я дорисовал носик у чайника. От бабушки Федоры убежала кастрюля. Я дорисовала ручку у кастрюли».

14. Дидактическая игра «Придумай и выложи» . Выкладывание из мелких предметов формы любой посуды . (дети выкладывают разную посуду , а логопед «угадывает» что это за посуда ).

15. Дидактическая игра «Где живут продукты?» Лопед объясняет детям, что у каждого продукта есть свой домик и просит угадать детей название домика.

Сахар живёт в … (сахарнице)

Соль живёт в … (солонке)

Сухари живут в … (сухарнице)

Масло живет в … (масленке)

Перец живет в … (перечнице)

Чай живет в … (чайнике)

Кофе живёт в … (кофейнике)

Селедка живет в … (селёдочнице)

Конфеты жтвут в … (конфетнице)

Салат живёт в … (салатнице)

16. Выход на связную речь. Составление и пересказ рассказа по сюжетной картине с опорой на картинно-графические схемы. – А ещё у меня для вас есть картинка с закодованным рассказом. Хотите увидеть? На магнитной доске сюжетная картинка. Логопед предлагает рассмотреть её, дать название и попробовать придумать рассказ. (дети затрудняются и логопед предлагает «расколдовать» рассказ с помощью опорно-графических схем в которых к каждому слову соответствует определенный символ). - Хотите услышать расколдованный рассказ?

«Машин день рождения» .

1. У Маши был день рождения.

2. Маша ждала гостей и накрыла стол.

3. Она поставила на стол 5 фарфоровых чашек, хрустальную конфетницу, большой медный самовар и стеклянную вазочку с вареньем.

4. К маше пришли ребята и подарили ей подарки.

5. Маша и гости пили горячий, душистый чай с конфетами и вареньем.

6. Чаепитие закончилось.

7. Дети стали петь и танцевать, водить хоровод.

8. На дне рождения было очень весело.

17. Пересказ рассказа по цепочке. (Если позволяет время, можно 2-3 детям пересказать весь рассказ) .

18. Заключительная часть. (создание проблемного поля)

Что было бы, если бы у нас не было посуды ?

Что было бы, если бы перепутались все домики для продуктов?

Сюрпризный момент : логопед говорит детям, что сегодня у нас вместе с гостями пришла змейка Шуша с волшебным ларцом в котором приготовила сюрпризы для детей. Ей очень понравилось как вы справлялись с играми и интересными заданиями, понравились ваши рассказы, но она забыла какие продукты хранятся в конфетнице? (дети отвечают) . Замок на ларце открывается и Шуша угощает детей конфетами.


План-конспект по коррекционной педагогике (средняя группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности логопеда и детей среднего возраста с ОНР
Учитель-логопед Головина Александра Олеговна
на тему:
“В гости к Красной Шапочке”

Используемые технологии: Технология развивающего обучения, проблемно-игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология сказкотератерапияИнтеграция образовательных областей: «Коммуникация» «Познание» «Социализация»
Оборудование: Игрушки (кукла, мишка, машинка, зайчик, поезд), телефон, игрушечная мебель (стул, стол, шкаф, диван), домик Красной Шапочки, плоскостные изображения игрушек (Буратино, Чиполлино, слонёнок, два медведя, зайчонок, диван, кукла), мольберт с коврографом, муляжи лошадок, кукла бибабо- волк, Красная Шапочка, продавец.
Коррекционно-образовательные цели:
1.Уточнить и активизировать словарный запас детей по теме “Игрушки”
2. Продолжать работу по формированию речевой активности и развитию связной речи
3. Формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
4. Формировать навык образования существительных единственного числа Родительного и Винительного падежа по теме “Игрушки”
5. Упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными
6. Уточнить значение простых предлогов места (на, в, под, за)
7. Формировать предложно-падежные конструкции
8. Совершенствование слоговой структуры слова (имён детей)
9. Развивать речевой аппарат для формирования правильного произношения звуков речи
Коррекционно-развивающие цели:
1.Развивать слуховое внимание
2.Развивать зрительную и слуховую память
3. Совершенствовать общую и мелкую и артикуляционную моторику
Коррекционно-воспитательные цели:
1.Формировать навык сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности, умение слушать ответы товарищей
2. Воспитывать положительные эмоции и радостное настроение у детей, активизировать вежливые слова.
Организационный момент
Логопед: Дети, послушайте, звонит телефон.
Красная Шапочка (по телефону): “Здравствуйте ребята, это Красная Шапочка. Я хочу вас пригласить в гости, поиграть. Приезжайте скорее, я вас буду ждать!”
Логопед: Дети, вы слышали, кто нам звонил?
Дети: Красная Шапочка!
Л: Она приглашает нас в гости. Поедем скорее.
Л: А вы не испугаетесь? Ведь Красная Шапочка живёт в лесу. В лесу живёт волк.
Д: Нет, мы смелые, мы не боимся волка!
Основная часть
Ход занятия
I.
Логопед: Хорошо, поедем в гости. Но в гости едут с подарками. Что же мы подарим Красной Шапочке?
Дети: Мы подарим Красной Шапочке игрушки.
Л: Правильно. Игрушки нам нужно купить, и мы купим их в магазине.
А вот и магазин.
(выставляется игрушечный лоток для игры “магазин”)
В магазине продавец игрушек. Давайте поздороваемся.
Д: Здравствуйте!
Продавец: Здравствуйте ребята!
Л: Чтобы продавец знал, какие игрушки нам нужно купить, говорите чётко название игрушки и скажите, какая она.
Д/И: «Магазин» (Составление предложений с употреблением. имён существительных в В.П., единственного числа)
Продавец: Что вы хотите купить?
1 ребёнок: Я хочу купить мишку.
Продавец: Он какой?
1 ребёнок: Он коричневый. Большой. Толстый.

1 ребёнок: Спасибо.
Продавец: Вы что хотите купить?
2 ребёнок: Я хочу купить куклу.
Продавец: Она какая?
2 ребёнок: Она красивая.
Продавец: Во что она одета?
2 ребёнок: У неё красное платье.
Продавец: Пожалуйста, возьмите.
(дети покупают игрушки для Красной Шапочки)
II.
Л: А теперь мы возьмём купленные игрушки и поедем к Красной Шапочке на лошадках.
Чтобы лошадки скакали быстро, нужно обязательно сказать, как мы их любим и за ними ухаживаем.(развитие слухового внимания и памяти)
(Дети вместе с логопедом читают стихотворение А. Барто “ Я люблю свою лошадку” и выполняют действия по тексту)

Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шёрстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик.
Иверхом поеду в гости.
Л: Чтобы лошадки быстро нас домчали, им нужно громко цокать копытцами. А мы им поможем язычками
(дети садятся на лошадок и едут, вместе с логопедом выполняют артикуляционное упражнение “Лошадка”)
III.Л: Прррр. Стойте. Я слышу, кто-то воет.
(слышится вой волка, и сам волк показался- кукла бибабо)
Д: Это волк.
Л: Мы смелые ребята, не боимся волка. Давайте сами его напугаем. Пусть он думает, что мы волки. Повоем грозно, как волки! (Развитие длительного речевого выдоха, звукоподражания- У-У-У)
Л: Волк испугался и убежал. Поскачем дальше.
Пррр. Приехали. Вот и домик Красной Шапочки.
(выставляется домик, игрушечная мебель: кровать, стул, стол)
Л: Здравствуй Красная Шапочка. Какая ты красивая. Мы приехали с тобой поиграть.
Красная Шапочка: Здравствуйте ребята! Я очень рада, что вы приехали. Давайте познакомимся. Меня зовут Красная Шапочка.
IV
Л: Давайте познакомимся с Красной Шапочкой, отхлопывая свои имена в ладошки. (Формирование звуко-слоговой структуры слов)
Давайте ребята начнём знакомство со слов: Меня зовут…
Д: Меня зовут Полина. По-ли-на!
Меня зовут Ростислав. Рос-ти-слав!
Меня зовут Ульяна. Уль-я-на!
Меня зовут Даша. Да-ша!
Меня зовут Павел. Па-вел!
Красная Шапочка: Рада познакомиться!
V
Л: Мы привезли тебе подарки. Они в этой коробке.
Ребята, давайте дарить игрушки.
Полина, что ты подаришь Красной Шапочке? Начните свой ответ со слов: Я подарю …(Закрепление навыка составления предложений с употреблением имён существительных в В. П. единственного числа)
Д: 1.Я подарю Красной Шапочке куклу.
2.Я подарю Красной Шапочке мишку.
3.Я подарю машинку.
Я подарю Красной Шапочке поезд.
VI.(Красная Шапочка сажает игрушки на стульчики)
Давайте поиграём в игру “Кто самый внимательный?” Я буду прятать игрушки, а вы отвечать, кого не стало. (Развитие зрительного внимания, употребление имён существительных в Р.п единственного числа)
Л: Дети, отвернитесь от Красной Шапочки, и повернитесь к нашим гостям. Давайте им улыбнёмся, покажем красивые зубки.
(дети выполняют артикуляционное упражнение “Заборчик”)
Красная Шапочка: Повернитесь, кого не стало?
Д: Не стало мишки.
Л: Правильно. Снова повернёмся к гостям и улыбнёмся, как лягушата.
дети выполняют артикуляционное упражнение “Улыбка”)
Красная Шапочка: Повернитесь. Кого не стало?
Д: Не стало машинки.
Л: Ещё раз поиграем. Повернитесь к гостям, и улыбнитесь, как слоники. Правильно, слоники умеют улыбаться, вытягивая свой длинный хоботок.
(дети выполняется артикуляционное упражнение “Хоботок”)
VII
Л: Красная Шапочка, я вижу у тебя ещё игрушки, но почему они сломаны?
Красная Шапочка: В нашем лесу живёт злой волк, он приходил и сломал игрушки. Ребята, помогите мне их починить.
Д: Да мы видели волка. Мы его сами напугали, и он убежал.
Мы поможем починить игрушки. (употребление имён существительных в Р.п. единственного числа, развитие зрительного внимания)
(На коврограф размещены плоскостные изображения Буратино, Чиполлино, медведей, зайчика, слонёнка, куклы Тани и недостающие детали)
Л: Зайчик без чего?
Д: Зайчик без уха.
Л: Буратино без чего?
Д: Буратино без носа.
Л: Чиполлино без чего?
Д: Чиполлино без ботинка.
Л: Слонёнок без чего?
Д: Слонёнок без хобота.
Л: Кукла Таня без чего?
Д: Кукла Таня без туфельки.
VIII.Л: Пальчики наши работали, чинили сломанные игрушки. Давайте сделаем для пальчиков гимнастику. (развитие речевой активности, интонационной стороны речи)
(Проводится пальчиковая гимнастика “На большом диване в ряд куклы Танины сидят”)
На большом диване в ряд куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино, и весёлый Чиполлино.
И слонёнок, и зайчонок.
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Тане мы игрушки сосчитать.
Заключительная часть
Красная Шапочка: Спасибо, ребята. Я тоже приготовила вам подарки. (Употребление имён существительных с предлогами)
(Красная Шапочка шепчет на ушко логопеду, где спрятаны подарки. Дети находят подарки и повторяют, где они были спрятаны)Л: Полина, твой подарок на стуле.
Павел, твой подарок в шкафу.
Ростислав, твой подарок под столом.
Ульяна, твой подарок за диваном.
Д: Спасибо Красная Шапочка! До свидания!
Л: Дети, нам пора возвращаться в детский сад. Мы весело поиграли с Красной Шапочкой, помогли починить игрушки, прогнали злого волка из леса. Давайте попрощаемся с Красной Шапочкой, с нашими гостями. Сядем на наших лошадок и поскачем в детский сад.
(Дети прощаются, садятся на лошадок и возвращаются в детский сад)


Приложенные файлы

Цель: развитие фонематических процессов

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

— расширять и активизировать словарь по теме «Транспорт»

— упражнять в дифференциации звуков [ш] и [с]

— упражнять в анализе звуков, слогов и слов

— упражнять в чтении слогов

— закреплять умение чётко и правильно отвечать на поставленные вопросы

Коррекционно-развивающие:

— развивать коммуникативные умения и навыки

— развивать познавательные процессы: память, внимание, логическое мышление;

— развивать общую и мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные:

— воспитывать познавательный интерес

— повышать активность и интерес к логопедическим занятиям

Оборудование: магнитофон, билеты-картинки, мяч, картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [ш], [с], карточки со слогами, ребус, карточки со словами.

Логопед предлагает детям отправиться в увлекательное путешествие. Но прежде нужно внимательно послушать звуки приближающегося транспорта и угадать на чём мы отправимся путешествовать.

Дети прослушивают магнитофонную запись – стук колёс, приближение поезда.

Назовите, какой это транспорт по месту передвижения?

Дети: поезд, это железнодорожный транспорт.

Логопед: Билет получит тот, кто придумает слово из 3-х звуков.

Дети: Рак, кот, рот,..

/дети называют слова, логопед раздаёт билеты-картинки/

Логопед: Рассмотрите свои билеты, назовите картинки

Дети называют: Шуба, шишка, шапка, самовар, сапоги, санки

Логопед: Назовите первые звуки в словах.

Дети называют.

Логопед: Правильно, мы будем сегодня говорить о звуках [ш] и [с]

Что это за звуки?

Дети дают характеристику звуков: [ш] — согласный, глухой, всегда твёрдый.

[с] — согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким.

Логопед: Где находится язык, когда мы произносим звук [ш]?

Дети объясняют: язык в форме чашечки, за верхними зубами.

Логопед: Где находится язык, когда произносим звук [с]

Дети объясняют: язык в форме горки, за нижними зубами

Логопед: Я произношу звук, вы покажите рукой, как стоит язычок.

Дети показывают.

Станция «А».

Дети читают: ША, СА

Дети: шалаш, салют,…

Логопед: А теперь давайте загрузим вагоны в поезде.

Детям предлагается взять картинки и разложить их по вагонам – слова со звуком [ш] в оранжевый вагон, со звуком [с] – в голубой.

Логопед: потрудились вы на славу, а теперь поиграем.

Игра с мячом: замени звук [с] на [ш].

пр. Сутки шутки

Стиль штиль

Споры шпоры

Марс марш

Маска Машка

Логопед: садимся в поезд и отправляемся в дорогу.

/дети имитируют движение поезда под магнитофонную запись/.

Станция «У»

Логопед: Подъезжаем и читаем слоги.

Дети читают: ШУ, СУ

Логопед: Придумайте слова, в которых есть такие слоги.

Дети: шутка, сухари,…

Логопед: Отдохнём на этой станции и искупаемся в реке:

Тихо плещется вода, (хлопки в ладоши)
Мы плывём по тёплой речке. (плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки, (поднимаем руки вверх)
Разбежались, кто куда. (бег на месте и присели)
Мы из речки вылезаем, (медленно встали)
Чтоб обсохнуть, погуляем. (ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)

Логопед: Пока мы отдыхали, к нам пришла радиограмма.

Детям предлагается исправить ошибки:

На солдате кашка, Папа красил крысу,

Маша ела каску. В мойке Маша моет мишку.

Логопед: Пока мы разбирали радиограмму, в наш поезд пробрался безбилетный пассажир, чтобы узнать кто это, надо разгадать ребус:

Детям предлагается по первым звукам слов-картинок прочитать слово.

Крыша, Осы, Шуба, Колесо, Аист

Дети читают: КОШКА

Логопед: А почему пришла к нам кошка, мы узнаем на следующей станции.

Садимся в поезд и отправляемся в дорогу.

/дети имитируют движение поезда под магнитофонную запись/.

Станция «О».

Логопед: Подъезжаем и читаем слоги.

Дети читают: ШО, СО

Логопед: Придумайте слова, в которых есть такие слоги.

Дети: шоколад, сорока,..

Логопед: Кошка прибежала не случайно, она почувствовала, что проводник разносит еду.

Логопед раздаёт детям картинки — кастрюли, на которых прикреплены карточки со словами, в которых пропущены буквы. Дети дописывают буквы.

РИ.
МЯ. О
ПЫ. КА
КА. А
. УП

Логопед: вот и подошло к концу наше путешествие, садимся в поезд и отправляемся в детский сад.

Итог: короткая беседа о том, что особенно запомнилось за время путешествия.

Название: Занятия логопеда. Конспект НОД в подготовительной к школе группе детей с ОНР: «Весёлое путешествие»

Должность: учитель-логопед
Место работы: ГБДОУ №81
Месторасположение: г. Санкт-Петербург, Приморский район

Познавательные УУД:

Выделять и формулировать познавательную цель.

Нахождение путей выхода из проблемной ситуации.

Соединение с другими буквами.

Коммуникативные УУД:

Сотрудничество ребёнка, со взрослым, для решения поставленных задач.

Планирование совместной деятельности.

Умение донести свою позицию и понять других.

Регулятивные УУД

Ставить перед собой учебную задачу.

Выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания.

Личностные УУД

Умение оценивать свои действия, стремления к созидательной деятельности.

ЦЕЛИ непосредственно образовательной деятельности:

Закрепление знаний по разделам программы «Звуковая культура речи», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».

Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Коррекционно-образовательные задачи:

ОО. Речевое развитие:

- Закреплять навык произношения звука (л) в слогах, словах, предложениях.

Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять из букв слова, и из слов предложения; обогащение словарного запаса.

Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования - закреплять умение употреблять имена существительные во множественном числе, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе падеже).

ОО. Познавательное развитие:

- Совершенствование навыков и умений работать со схемой, моделью (ориентация на листе бумаги).

ОО. Здоровье:

Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья.(игровой массаж «Мячик»).

Коррекционно-развивающие задачи:

ОО. Речевое развитие:

Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи.

Внимания, памяти, мышления.

Автоматизация звука (л) и правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков; совершенствование навыков чтения слогов.

ОО. Познавательное развитие:

Развитие мелкой моторики; общих речевых навыков (голоса, выразительности речи);

ОО: Здоровье:

Развитие интонационной и мимической выразительности;

Развивать самоконтроль.

Коррекционно-воспитательные задачи:

ОО. Речевое развитие:

Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии. - Воспитание интереса к правильному произношению звуков родной речи.

ОО. Познавательное развитие:

Воспитание ответственности, сотрудничества со взрослым на занятии.

ОО. Здоровье:

Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.

ОО. Социально-коммуникативное развитие:

Воспитание культуры коммуникативных навыков, при взаимодействии со взрослыми.

Методы и приемы:

Наглядный (пособия, картинки, презентация); - Словесный (совместная речевая деятельность); - Игровой (сюрпризный момент - Лунтик); - Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений); - Эмоциональный метод (поощрение); - Самостоятельная работа, беседа, самооценка, формирование рефлексивности, организация самопроверки.

Оборудование занятия : — компьютерная презентация; - дидактический материал - фишки для обозначения звуков, дома для звуков, слогов.

Программное обеспечение:

Операционная система - Windows 7

PowerPoint 2010

Использованная литература:

Е.А.Азова, О.О.Чернова. Домашняя логопедическая тетрадь. Учим звуки [ л], [ль]. Издательство «ТЦ Сфера«,2011.

Н.А. Седых «Воспитание правильной речи у детей», Москва, «Издательство Сталкер», 2003 .

1. Этапы работы.

Организационный момент.

Цель для учителя-логопеда: создать условия для положительного настроя ребёнка, подготовить ребёнка к продуктивной работе на занятии.

Цель для ребёнка: подготовиться к продуктивной работе на занятии, позитивно настроиться на занятие.

Задачи:

- создать положительный эмоциональный настрой.

Методы: словесный, наглядный.

Ход занятия:

Организационный момент. - Люба как думаешь, чем мы сегодня будем заниматься на занятии?

-А для чего тебе нужны все эти задания?

- Давай начнём наше путешествие на самолете.

Д/ИГРА: (Слайд № 2) «Летим на самолете»

-Проведи пальчиком по следу, который оставил самолет между облаками, и гуди. Какой звук слышится? ([л]). Как ты думаешь, с каким звуком мы будем сегодня играть? ([л]).

(Слайд № 3) Сюрпризный момент:

- Посмотри, буквы рассыпались, давай составим из них слово и узнаем, кто пришёл к нам на занятие. Назови гласные звуки в этом слове. А теперь все согласные твёрдые, согласные мягкие. Молодец! Всё правильно!

2. Этапы работы.

Закрепление изученного материала.

Цель для учителя-логопеда: помочь ребёнку в автоматизации звука [л], накоплению новых знаний и в систематизации полученных знаний.

Цель для ребёнка: ребёнок должен знать звуки и буквы, называть звуки, давать характеристику звукам речи, строить звукобуквенную и слоговую схему слова, ориентироваться на листе бумаги.

Задачи:

Организовать работу по характеристике звуков;

Организовать работу по автоматизации звука [л]слогах, словах, предложениях;

Направить деятельность ребёнка на составление слоговой и звукобуквенной схемы слова;

Организовать работу по чтению слогов и слов;

Направить деятельность ребёнка на развития словаря, лексико-грамматического строя речи, составлению предложений из слов и выкладывает его схему.

Методы: наглядный, практический, эмоциональный метод (поощрение).

Критерии: правильно - неправильно произносит звук [л] слогах, словах, предложениях;

классифицирует звуки, даёт характеристику звукам, согласовывает лексико-грамматический строй речи, составляет предложение из слов и выкладывает его схему.

Д/ИГРА: (Слайд № 4) «Подружи звуки».

Сейчас нас Лунтик приглашает в плавание на лодке. Покажи путь лодки. Проведи пальчиком по дорожке слева направо, прочитай слоги. Повтори каждый слог несколько раз.

(Слайд № 5)-Посмотри, Лунтик нам предлагает прочитать вот эти строчки.

Д/ИГРА: (Слайд № 6) «Назови картинки».

-Посмотри, Лунтик приготовил нам новую игру.

- Какие предметы нарисованы? Назови их.

- Назови верхнюю правую картинку, левую нижнюю, левую верхнюю, т.д.

Д/ИГРА: (Слайд № 7-12) «Один - много».

- Измени слова.

Д/ИГРА: (Слайд № 13) Отгадай загадки. Люба, Лунтик предлагает нам отгадать загадки.

Сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (лук)

В сосне дупло,

В дупле тепло,

А кто в сосне живет

В тепле? (белка)

Д/ИГРА: (Слайд № 14) «Где спрятался звук (л)».

- Посмотри на схемы и скажи, где находится звук (Л) в слове ЛУК, выложи столько кружочков, сколько звуков в слове, засели эту картинку на нужный этаж, почему, ты заселила на 1-й этаж, сколько слогов в лове, а почему ты так думаешь? (сколько гласных звуков в слове столько и слогов).

А где находится звук (Л) в слове БЕЛКА. Сосчитай сколько звуков в слове выложи столько кружочков, сколько звуков в слове, засели эту картинку на нужный этаж, почему, ты заселила на 2-й этаж, сколько слогов в слове, а почему ты так думаешь?

­ Д/ИГРА: (Слайд № 15) Физкультминутка.

-Люба давай с тобой отдохнём, помассируем ладошки вот этим мячом и будем проговаривать строчки из стихотворения. Повторяй за мной.

Мышка

Мышка весело жила,

На пуху в углу спала.

Ела мышка хлеб и сало,

Но все мышке было мало.

М. Фомичева

Д/ИГРА: (Слайд № 16-18) «Посчитай»

- Посчитай предметы от 1 до 6. Чтобы тебе было легче считать, «шагай» по кружкам. Молодей!

Д/ИГРА: (Слайд № 19) «Рифмушки».

Лунтик приготовил нам ещё несколько игр: первая «Рифмушки».

- Теперь мы поучимся сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все предложения. Молодец и с этим заданием ты справилась!

Д/ИГРА: (Слайд № 20) «Отвечай-ка». Вторая игра «Отвечай-ка».

- Отвечай на мои вопросы полным предложением.

Д/ИГРА: (Слайд № 21-22) «Придумай предложения».

- Придумай предложения, используя сразу два слова из пары:

лампа - стол, малыш - велосипед. Молодец, а сколько слов в нашем предложении, давай сделаем схему этого предложения.

3. Этапы работы.

Рефлексия.

Цель для учителя-логопеда:

определить степень усвоения изученного материала.

Цель для ребёнка:

продемонстрировать степень усвоения полученных знаний.

Задачи:

Организовать самостоятельную работу,

Организовать беседу, направленную на оценку деятельности на занятии.

Методы: самостоятельная работа, беседа, самооценка, формирование рефлексивности, организация самопроверки.

Критерии: ребёнок рассказывает, какие задачи стояли перед ним, проговаривает все этапы выполняемые им, рассказывает, что было легко, а где ещё возникают трудности.

Итог .

- Какой мы звук сегодня повторяли? А чем ещё сегодня занимались?

Оцени себя, как ты думаешь, как ты работала на занятии. Всё ли у тебя получилось, а в каких заданиях было тебе сложно?

(Слайд № 23) - Молодец! Ты хорошо работала. У тебя все получилось! Лунтик благодарит за правильные ответы и говорит тебе, пока!