В ходе похода также дополнительной целью стало освобождения священного города Иерусалима и Святой земли от мусульман.

Первоначально обращение римского папы было адресовано только французскому рыцарству, но впоследствии поход превратился в полномасштабную военную кампанию, а его идея охватила все христианские государства Западной Европы.

Феодалы и простой народ всех национальностей по земле и морю выдвигались на Восток, по пути освободив от власти турок-сельджуков западную часть Малой Азии и устранив мусульманскую угрозу Византии и в июле 1099 г. завоевали Иерусалим.

Во время 1-го крестового похода было основано Иерусалимское королевство и другие христианские государства, которые объединяются под названием Латинского Востока.

Предыстория конфликта

Одной из причин крестового похода был призыв о помощи, с которым обратился к папе римскому византийский император Алексей I.

Этот призыв был обусловлен несколькими обстоятельствами. В 1071 году армия императора Романа IV Диогена была разбита султаном турок-сельджуков Алп-Арсланом в поражении при Манцикерте.

Это сражение и последующее свержение Романа IV Диогена привело к началу гражданской войны в Византии, которая не стихала вплоть до 1081 г., когда на престол взошел Алексей Комнин.

К этому времени различные вожди турок-сельджуков успели воспользоваться плодами междоусобицы в Константинополе и захватили значительную часть территории анатолийского плато.

В первые годы своего правления Алексей Комнин был вынужден вести постоянную борьбу на два фронта - против норманнов Сицилии, которые наступали на западе и против турок-сельджуков на востоке. Балканские владения византийской империи также подвергались опустошительным набегам половцев.

В этой ситуации Алексей достаточно часто пользовался помощью наемников из Западной Европы, которых византийцы называли франками или кельтами. Генералы империи высоко ценили боевые качества европейской кавалерии и использовали наемников в качестве ударных частей. Их корпус нуждался в постоянных пополнениях.

В 1093-94 гг. Алексей, по-видимому направил папе римскому просьбу о помощи в найме очередного корпуса. Возможно, что эта просьба и послужила основанием для призыва к Крестовому походу.

Другим основанием могли послужить попавшие на запад слухи о зверствах, которые творились в Палестине.

В этот момент Ближний Восток оказался на линии фронта между султанатом Великих сельджуков (который занимал значительную часть территории современных Ирана и Сирии) и государством фатимидов Египта.

Сельджуков поддерживали в основном мусульмане-сунниты, фатимидов - в основном мусульмане-шииты.

Христианские меньшинства в Палестине и Сирии защищать было некому и во время военных действий представители некоторых из них подвергались грабежам и разорениям. Это и могло породить слухи о страшных зверствах, творимых мусульманами в Палестине.

Кроме того на Ближнем Востоке зародилось христианство: на этой территории существовали первые христианские общины, на этой территории находилось большинство христианских святынь так как христиане считают, что именно на территории Ближнего Востока произошли Евангельские события. По этой причине христиане считали эту землю своей.

Но в конце VI в. Магомет (570-632) объединяет арабов и воодушевляет на завоевательный поход для создания арабо-мусульманской империи.

Сирия и Палестина даются им победами при Адженадеин (634 г.) и Ярмук (636). Иерусалим занят в 638-м г. Александрия в 643-м и вскоре после Египта завоевывается вся Северная Африка. Кипр занят в 680 г.

Лишь в X в. Византия отвоевывает часть потерянных территорий. Острова Крит и Кипр отбиты Никифором Фокой в 961 и 965 гг. Он же совершает кавалерийский рейд в Сирию (968 г.) и занимает Xолм, Триполи и область Латтакиэ.

Его сподвижник Михаил Буртцес отбивает Алеп (969 г.) Иоанн Тимисхей берет Дамаск и Антиохию, но Иерусалим остается во власти Фатимидского эмира. Закрепляя за собой северную Сирию, Император Василий II-й не чувствует себя достаточно сильным, чтобы заступиться за христиан, против которых халиф Аль-Xаким начинает гонения (1009-1010)которые продолжаются вплоть до крестовых походов. Xpaм Гроба Господня в Иерусалиме почти целиком разрушен. В 1030-31 г. от арабов отбит Эфес.

Во второй половине XI в. (между 1078 и 1081-м годами) в Малой Азии появляются турки, создающие ряд небольших царств турок-сельджуков. (Дамасское, Алепское и др.) Так-же арабы предприняли попытки завоевания в Латинском(Западном)мире (Испания в VIII веке, Юг Италии в IX-м, пиратство арабских стран Сев. Африки).

Вследствие этого у христиан начала зарождаться идея о том, что им нужно защитить от гонений своих собратьев и вернуть утраченные земли и святыни.

Призывы папы римского, неистовые проповеди Петра Пустынника и других религиозных деятелей вызвали небывалый подъем. В разных местах Франции, Германии и Италии наскоро снаряжались походы. Кроме того, тысячи людей стихийно собирались в отряды и двигались на Восток.

На протяжении второй половины I тысячелетия мусульмане завоевали большую часть Северной Африки, Египет, Палестину, Сирию, Испанию и множество других территорий.

Однако ко времени Крестовых походов мусульманский мир был разобщён внутри, между правителями различных территориальных образований шли постоянные междоусобные войны, и даже сама религия претерпела раскол на несколько течений и сект. Этим не преминули воспользоваться внешние противники, в том числе и христианские государства на Западе. Так, Реконкиста в Испании, Норманнское завоевание Сицилии и атаки норманнов на североафриканское побережье, завоевания Пизы, Генуи и Арагона на Мальорке и Сардинии и боевые действия христианских правителей против мусульман на море ясно демонстрировали вектор направленности западноевропейской внешней политики конца XI века.

Так же значительную роль сыграло желание папы римского увеличить свою власть при помощи образования новых государств на захваченных территориях, которые бы зависели от папы. Затем так и случилось. Западные европейцы хотя и награбили много золота, но понесли огромные по тем временам моральные и человеческие жертвы, а мусульмане проиграли вдвое больше, и впоследствии у них начался кризис.

Западная Европа

Идея первого крестового похода в частности и всего крестоносного движения в целом берет своё начало в обстановке, которая сложилась в Западной Европе по окончании эпохи раннего Средневековья. После раздела империи Каролингов и обращения в христианство воинственных венгров и викингов наступила относительная стабильность. Однако за предыдущие несколько веков в Европе сформировался целый класс воинов, которым теперь, когда границам государств более не угрожала серьёзная опасность извне, приходилось применять свои силы в междоусобных конфликтах и усмирении крестьянских бунтов. Благословляя крестовый поход папа Урбан II сказал: «Кто тут обездоленный и бедный, там будет радостный и богатый!»

Непрекращающиеся военные конфликты с мусульманами позволили расцвести идее Священной войны против ислама. Когда мусульмане заняли Иерусалим - сердце христианской религии, - папа Григорий VII в 1074 году призвал воинов Христовых (лат. milites Christi ) отправиться на Восток и помочь Византии, которая тремя годами ранее потерпела серьёзное поражение в битве при Манцикерте, отвоевать священные земли. Воззвание папы было проигнорировано рыцарством, но тем не менее привлекло внимание к событиям на Востоке и спровоцировало волну паломничества на Святую землю. Вскоре начали поступать сообщения об издевательствах и гонениях, которым подвергались паломники со стороны мусульман на пути в Иерусалим и другие священные города. Известия о притеснении пилигримов вызвали волну негодования среди христиан.

В начале марта 1095 года на собор в Пьяченце прибыло посольство императора Алексея Комнина с прошением оказать Византии помощь в борьбе с сельджуками.

26 ноября 1095 года во французском городе Клермоне состоялся собор, на котором перед лицом знати и духовенства папа Урбан II произнёс страстную речь, призвав собравшихся отправиться на Восток и освободить Иерусалим от владычества мусульман. Этот призыв лёг на благодатную почву, так как идеи Крестового похода уже были популярны среди народа западноевропейских государств, и поход мог организоваться в любой момент. Речь папы лишь обозначила устремления большой группы западноевропейских католиков.

Византия

Византийская империя имела множество врагов на своих границах. Так, в 1090-1091 ей угрожали печенеги, однако их натиск был отбит при помощи половцев и славян. В это же время турецкий пират Чака, господствуя в Мраморном море и Босфоре, беспокоил своими налётами побережье вблизи Константинополя. Если учесть, что к этому времени большая часть Анатолии была захвачена турками-сельджуками, а византийская армия потерпела от них серьёзное поражение в 1071-м году в битве при Манцикерте, то Византийская империя находилась в кризисном состоянии, и существовала угроза её полного уничтожения. Пик кризиса пришёлся на зиму 1090/1091, когда напор печенегов с одной стороны и родственных им сельджуков с другой угрожал отрезать Константинополь от окружающего мира.

В этой ситуации император Алексей Комнин вел дипломатическую переписку с правителями западноевропейских стран (наиболее известна переписка с Робертом Фландрским), призывая их о помощи и выказывая бедственное положение империи. Также наметился ряд шагов по сближению православной и католической церквей. Эти обстоятельства вызвали на Западе интерес. Однако к началу Крестового похода Византия уже преодолела глубокий политический и военный кризис и пребывала в периоде относительной стабильности примерно с 1092-го года. Печенежская орда была разгромлена, сельджуки не вели активных кампаний против византийцев, и даже наоборот, император часто прибегал к помощи наёмных отрядов, состоявших из тюрок и печенегов, для усмирения своих врагов. Но в Европе считали, что положение империи бедственно, рассчитывая на унизительное положение императора. Этот расчёт оказался неверным, что привело в дальнейшем ко многим противоречиям в византийско-западноевропейских отношениях.

Мусульманский мир

Большая часть Анатолии накануне Крестового похода находилась в руках кочевых племён турок-сельджуков и сельджукского султана Рум, придерживавшихся суннитского течения в исламе. Некоторые племена во многих случаях не признавали над собой даже номинальной власти султана, либо пользовались широкой автономией.

К концу XI века сельджуки потеснили Византию в её границах, заняв практически всю Анатолию после победы над византийцами в решающей битве при Манцикерте в 1071 г.

Однако, турки больше были обеспокоены решением внутренних проблем, чем войной с христианами. Постоянно возобновляемый конфликт с шиитами и гражданская война, разразившаяся из-за прав наследования султанского титула, приковывали к себе гораздо большее внимание сельджукских правителей.

На территории Сирии и Ливана относительно независимую от империй политику вели мусульманские полуавтономные города-государства, руководствуясь в первую очередь своими региональными, а не общемусульманскими интересами.

Египет и большую часть Палестины контролировали шииты из династии Фатимидов. Значительная часть их империи была утеряна после прибытия сельджуков, и потому Алексей Комнин советовал крестоносцам заключить с Фатимидами союз против общего врага.

В 1076 г. при халифе ал-Мустали сельджуки захватили Иерусалим, однако в 1098 г., когда крестоносцы уже выдвинулись на Восток, Фатимиды отвоевали город.

Фатимиды надеялись увидеть в лице крестоносцев силу, которая влияла бы на ход политики на Ближнем Востоке против интересов сельджуков, извечного врага шиитов, и с самого начала похода вели тонкую дипломатическую игру.

В целом же мусульманские страны претерпевали период глубокого политического вакуума после смерти практических всех ведущих лидеров примерно в одно время. В 1092 г. умерли сельджукский вазир Низам ал-Мулк и султан Малик-шах, затем в 1094 г. аббасидский халиф ал-Муктади и фатимидский халиф ал-Мустансир.

И на востоке, и в Египте, началась ожесточённая борьба за власть. Гражданская война среди сельджуков привела к полной децентрализации Сирии и образованию там небольших, враждующих между собой городов-государств. В Фатимидской империи также существовали внутренние проблемы.

Христиане Востока

Католическая церковь низменно пропагандировала о жестоком обращении мусульман с христианами.

На самом деле, многие из христиан Востока, вопреки мнению церкви, не обращались в рабов (за некоторыми исключениями), а также могли сохранить свою религию. Так было во владениях турок-сельджуков и городов на Восточном Средиземноморье.

Поэтому, доводы католической церкви о тяжёлой судьбе их «братьев» на Востоке частично неверны.

Об этом свидетельствуют данные, что когда первые отряды крестоносцев вступили на территорию турок, большинство местного населения составляли именно христиане, мусульмане же предпочитали мирно сосуществовать с христианами.

Хронология событий похода

Крестьянский крестовый поход

Урбан II определил начало крестового похода на 15 августа (праздник Вознесения Богородицы) 1096 г. Однако задолго до этого к Иерусалиму самостоятельно выдвинулась армия крестьян и мелкого рыцарства, возглавляемая амьенским монахом Петром Пустынником, талантливым оратором и проповедником.

Масштабы этого стихийного народного движения были огромны. В то время, как Папа (Римский патриарх) рассчитывал привлечь к походу всего несколько тысяч рыцарей, Петр Пустынник в марте 1096 года повел за собой многотысячную толпу - состоявшую, правда, по большей части из безоружных бедняков, которые отправлялись в путь с женами и детьми.

Это огромное (по объективным оценкам всего в Поход выступило несколько десятков тысяч (~ 50-60 тыс.) бедняков несколькими «армиями», из которых в Константинополе сосредоточилось более 35 тыс. чел., а в Малую Азию переправилось до 30 тыс.) неорганизованное полчище столкнулось с первыми трудностями ещё в Восточной Европе.

Покидая родные края, люди не успели (а многие просто не смогли из-за своей нищеты) запастись провиантом, так как отправились в путь слишком рано и не застали богатый урожай 1096 года, который уродился в Западной Европе впервые после нескольких лет засухи и голода.

Поэтому они рассчитывали, что христианские города Восточной Европы станут бесплатно обеспечивать их едой и всем необходимым (как это было всегда в Средние века для паломников, шедших в Святую землю), либо же будут отпускать провиант по разумной цене.

Однако Болгария, Венгрия и другие страны, через которые пролегал маршрут бедноты, не всегда соглашались на такие условия, и потому между местными жителями и бесчинствующими ополченцами, силой отнимавшими у них продовольствие, вспыхивали конфликты.

Спускаясь по Дунаю, участники похода разграбили и опустошили венгерские земли, за что неподалеку от Ниша их атаковала объединённая армия болгар, венгров и византийцев.

Около четверти ополченцев было перебито, но остальные практически без потерь добрались к августу до Константинополя. Там к последователям Петра Пустынника присоединились армии, выдвинувшиеся из Италии и Франции. Вскоре наводнившая город крестоносная беднота начала устраивать в Константинополе беспорядки и погромы, и императору Алексею не оставалось ничего другого, как переправить их через Босфор.

Оказавшись в Малой Азии, участники похода перессорились и разделились на две отдельные армии.

На стороне напавших на них сельджуков было значительное преимущество - они были более опытными и организованными воинами и к тому же, в отличие от христиан, отлично знали местность, поэтому вскоре практически все ополченцы, многие из которых ни разу в жизни не держали в руках оружия и не имели серьёзного вооружения, были перебиты.

Эту 1-ю битву на северо-западе Малой Азии при Дорилеуме, «в долине Дракона», сложно назвать битвой – сельджукская кавалерия атаковала и уничтожила первую меньшую группу крестоносцев-бедняков, а потом обрушилась на их главные силы.

Почти все паломники погибли от стрел или сабель тюрок-сельджуков, мусульмане не пощадили никого - ни женщин, ни детей, ни стариков, которых было много среди «горе-крестоносцев» и за которых нельзя было получить хороших денег при продаже на рынке как рабов.

Из примерно 30 тысяч участников «Похода нищих» удалось добраться до владений византийцев всего нескольким десяткам человек, примерно 25-27 тыс. были убиты, а 3-4 тыс., в основном молодые девушки и юноши, попали в плен и были проданы на мусульманских базарах Малой Азии. Военный предводитель «Похода бедняков» рыцарь Вальтер Голяк погиб в бою при Дорилеуме.

Духовный лидер «горе-крестоносцев» Петр Пустынник, которому удалось спастись, позже примкнул к главной армии 1-го крестового похода. Вскоре подошедший византийский корпус смог только сложить из тел павших христиан холм высотой до 30 метров и совершить обряд отпевания павших.

Германский крестовый поход

Хотя антисемитские настроения царили в Европе на протяжении многих веков, именно во время 1-го крестового похода произошли первые массовые преследования евреев.

В мае 1096 г. германская армия численностью около 10 000 человек, возглавляемая мелким французским рыцарем Готье Нищим, графом Эмихо Лейнингенским и рыцарем Фолькмаром, отправилась на север через долину Рейна - в противоположном Иерусалиму направлении - и устроила массовую резню евреев в Майнце, Кельне, Бамберге и других городах Германии.

Проповедники крестового похода только разжигали антисемитские настроения. Призывы бороться с евреями и мусульманами - главными, по мнению церковников, врагами христианства - люди воспринимали как прямое руководство к насилию и погромам.

Во Франции и Германии евреи считались главными виновниками распятия Христа, и, так как они находились несравненно ближе, чем далекие мусульмане, люди задавались вопросом - зачем отправляться в опасное путешествие на Восток, если можно покарать врага дома?

Зачастую крестоносцы предоставляли евреям выбор - принять христианство или умереть. Большинство предпочитало смерти ложное отречение, кроме того в еврейских общинах, до которых доходили известия о произволе крестоносцев, были нередки случаи массовых отречений и самоубийств.

Согласно хронике Соломона бар Симеона, «один убивал брата, другой - родителей, жену и детей, женихи убивали своих невест, матери - детей». Несмотря на попытки местного духовенства и светских властей предотвратить насилие, тысячи евреев были убиты.

В оправдание своих действий крестоносцы приводили слова папы Урбана II, который на Клермонском соборе призвал покарать мечом не только мусульман, но и всех, кто исповедовал любую другую религию, отличную от христианства.

Вспышки агрессии против евреев наблюдались на протяжении всей истории крестовых походов, несмотря на то, что церковь официально осуждала массовые убийства мирных жителей и советовала не уничтожать иноверцев, а обращать их в христианство.

Иудеи Европы со своей стороны также пытались противостоять крестоносцам - они организовывали отряды самообороны, или же нанимали наёмников для защиты своих кварталов, пытались договариваться о защите с местными иерархами Католической церкви.

Также евреи предупреждали о выдвижении очередных отрядов крестоносцев своих собратьев и даже мусульман в Малой Азии и Сев. Африке и даже собирали средства, которые пересылались через еврейские общины для увеличения экономической мощи мусульманских эмиров, активно боровшихся против вторжений европейцев-христиан и терпимо относящихся к еврееям.

Крестовый поход дворянства

После разгрома армии бедняков и массовой резни евреев в августе 1096 г. в поход наконец выдвинулось рыцарство под предводительством могущественных дворян из разных регионов Европы.

Граф Раймунд Тулузский вместе с папским легатом Адемаром Монтейльским, епископом Ле-Пюи, повел за собой рыцарей Прованса.

Норманнов Южной Италии возглавили князь Боэмунд Тарентский и его племянник Танкред. Братья Готфрид Булонский, Эсташ Булонский и Балдуин Булонский были военачальниками лотарингцев, а воинов Северной Франции повели граф Роберт Фландрский, Роберт Нормандский (старший сын Вильгельма Завоевателя и брат Вильгельма Рыжего, короля Англии), граф Стефан Блуаский и Гуго Вермандуа (сын Анны Киевской и младший брат Филиппа I, короля Франции).

Дорога в Иерусалим

Проводником крестоносцев через Малую Азию, был армянский князь Баграт, брат владетеля крупнейшего армянского княжества в Приевфратье Васила Гоха. Матеос Урхаеци сообщает, что с выходом армии крестоносцев из Никеи письма с извещением об этом были посланы владетелю Горной Киликии Константину Рубениду и правителю Эдессы Торосу Пересекая Азию в разгар лета, воины страдали от жары, недостатка воды и провианта. Некоторые, не выдержав тягот похода, погибали, пало много лошадей.

Время от времени крестоносцы получали помощь деньгами и пищей от братьев по вере - как от местных христиан, так и от оставшихся в Европе, - но по большей части им приходилось добывать пропитание самостоятельно, разоряя земли, через которые пролегал их путь.

Военачальники крестового похода продолжали оспаривать друг у друга главенство, однако ни один из них не обладал достаточным авторитетом, чтобы взять на себя роль полноценного лидера.

Духовным вождём похода был, безусловно, Адемар Монтейльский, епископ Ле-Пю

Когда крестоносцы миновали Киликийские врата, армию покинул Балдуин Булонский. С небольшим отрядом воинов он отправился собственным маршрутом через Киликию и в начале 1098 г. прибыл в Эдессу, где завоевал доверие местного правителя Тороса и был назначен его преемником.

В том же году Торос, в результате заговора при участии Балдуина, был убит.

Целью крестового похода была провозглашена борьба с «неверными» за освобождение из-под их власти «гроба господня» в Иерусалиме, а первой жертвой крестоносцев стал правитель христианской Эдессы Торос, со свержением и убийством которого было образовано графства Эдесского - первое государства крестоносцев на Ближнем Востоке.

Осада Никеи

В 1097 г. отряды крестоносцев, разгромив армию турецкого султана, начали осаду Никеи.

Византийский император, Алексей I Комнин, заподозрив, что крестоносцы, взяв город, не отдадут его ему (по вассальной присяге крестоносцев (1097), крестоносцы должны были отдать захваченные города и территории ему, Алексию).

И, после того, как стало ясно, что Никея рано или поздно падёт, император Алексий послал в город послов с требованием сдаться ему.

Горожане были вынуждены согласиться, и 19 июня, когда крестоносцы приготовились к штурму города, они с огорчением обнаружили, что им сильно «помогла» византийская армия.

Осада Антиохии

Осенью армия крестоносцев достигла Антиохии, которая стояла на полпути между Константинополем и Иерусалимом, и 21 октября 1097 г. осадила город.

В понедельник 28 июня готовые к бою крестоносцы вышли из города - «фаланги, выстроившись поотрядно, стояли друг против друга и готовились начать сражение, граф Фландрский сошёл с коня и, трижды простёршись на земле, воззвал к Богу о помощи».

Затем хронист Раймунд Ажильский пронёс перед воинами Святое копьё.

Кербога, решив, что без труда расправится с немногочисленным войском противника, не внял советам своих генералов и решил атаковать всю армию целиком, а не каждую дивизию по очереди. Он пошёл на хитрость и отдал приказ изобразить отступление, чтобы увлечь крестоносцев в более сложную для сражения местность.

Рассредотачиваясь по окрестным холмам, мусульмане по приказу Кербоги поджигали за собой траву и осыпали градом стрел преследующих их христиан, и многие воины были убиты (в том числе знаменосец Адемара Монтейльского).

Однако воодушевлённых крестоносцев было не остановить - они устремились «на иноплеменников, как огонь, что сверкает на небе и сжигает горы».

Рвение их разгорелось до такой степени, что многим воинам явилось видение святых Георгия, Димитрия и Мориса, скачущих в рядах христианской армии.

Само сражение было коротким - когда крестоносцы наконец нагнали Кербогу, сельджуки запаниковали, «передовые конные отряды обратились в бегство, и было предано мечу множество ополченцев, добровольцев, вступивших в ряды борцов за веру, горевших желанием защитить мусульман».

Штурм Иерусалима начался на рассвете 14 июля. Крестоносцы забрасывали город камнями из метательных машин, а мусульмане осыпали их градом стрел и бросали со стен утыканные гвоздями «просмоленные <…> деревяшки, обертывая их в горящие тряпки».

Обстрел камнями, однако, не причинил городу особого вреда, так как мусульмане защитили стены мешками, набитыми хлопком и отрубями, которые смягчали удар.

Под непрекращающимся обстрелом - как пишет Гийом Тирский, «стрелы и дротики сыпались на людей с обеих сторон, подобно граду» - крестоносцы пытались придвинуть к стенам Иерусалима осадные башни, однако им мешал опоясывающий город глубокий ров, который начали засыпать ещё 12 июля.

Сражение продолжалось весь день, однако город держался. Когда наступила ночь, обе стороны продолжали бодрствовать - мусульмане боялись, что последует новая атака, а христиане опасались, что осажденным удастся каким-то образом поджечь осадные орудия.

Утром 15 июля, когда ров был засыпан, крестоносцы смогли наконец беспрепятственно приблизить башни к крепостным стенам и поджечь защищающие их мешки.

Это стало переломным моментом в атаке - крестоносцы перекинули на стены деревянные мостки и устремились в город.

Первым прорвался рыцарь Летольд, за ним последовали Готфрид Бульонский и Танкред Тарентский.

Раймунд Тулузский, армия которого штурмовала город с другой стороны, узнал о прорыве и тоже устремился в Иерусалим через южные ворота.

Увидев, что город пал, эмир гарнизона башни Давида сдался и открыл Яффские ворота.

С самого начала крестовые походы, цель которых декларировалась как освобождение от иноверцев христианских святынь, предполагали наличие серьёзных противников. Тем более, когда стало очевидным изменение характера крестовых походов, как направленных прежде всего на завоевание новых земель и получение богатой добычи, борьба с крестоносцами приобрела ещё более ожесточённый характер. Классическим примером борьбы с крестоносцами считается деятельность Александра Невского . Причём характерно, что крестоносцы выступали противниками Невского в обеих его знаменитых битвах.

Крестоносцы приходили не только с запада, но и с севера

О том, что крупные европейские феодалы и Католическая церковь использовала крестоносцев для продвижения на восток, на земли восточнославянских и прибалтийских племён, хорошо известно. Однако угроза со стороны крестоносцев для северо-западных русских земель, для Новгорода и Пскова, исходила не только с запада, но и с севера. С конца XII века между русскими и шведами шла борьба за установлением влияния над Ижорскими землями. В XIII веке эта борьба усилилась: шведы использовали идеологию крестовых походов для военного вторжения в ижорские земли (якобы с миссионерскими целями, чтобы обратить в христианство местные языческие племена) и неоднократно разоряли и непосредственно новгородские земли. Один из таких походов шведских и норвежских крестоносцев и состоялся летом 1240 года. Момент был выбран удачно: Русь только что пережила страшное вторжение монголо-татарского войска, и даже новгородские и псковские земли, куда вторжение не дошло, были серьёзно ослаблены как с экономической, так и с военной точки зрения - в случае внешней опасности на помощь им не могли придти войска других княжеств.

Сюжет Невской битвы известен: юный князь Александр Ярославович, находившийся в Новгороде в качестве полномочного представителя своего отца, великого князя Ярослава Всеволодовича, получив известия о появлении отряда крестоносцев, решил действовать быстро. Обычно в подобных случаях тратилось много времени на сбор полноценного ополчения, и на это зачастую делали ставку в своих грабительских налётах крестоносцы: они успевали награбить и скрыться до того, как русские войска добирались до места событий. Александр же решил действовать быстро и выступить в поход лишь с княжеской дружиной. Сборы были настолько стремительными, что, согласно летописи, даже не все богатые новгородские граждане, хотевшие присоединиться к походу, успели это сделать. В итоге 15 июля 1240 года Александр с дружиной внезапно напал на лагерь крестоносцев в устье реки Ижоры и благодаря эффекту неожиданности, умелым действиям воинов и личной храбрости разгромил врага. Потери русских составили несколько десятков человек, тогда как убитых шведов и норвежцев насчитывались сотни. После этого поход крестоносцев бесславно завершился.

Ледовое побоище - может, и не ледовое, но побоище

Если о том, что шведские и норвежские воины, участвовавшие в Невской битве , были крестоносцами, известно не столь широко (обычно этих рыцарей изображают просто как грабителей), то вот о том, что в Ледовом побоище Александр невский сражался именно с крестоносцами, знают все. В 1240 - 1242 годах новообразованный Ливонский орден, ставший подразделением могущественного Тевтонского ордена, предпринял масштабный поход на русские земли. В то время новгородские правящие круги изгнали Александра Невского, боясь его чрезмерного усиления. В отсутствие талантливого полководца новгородские и псковские военачальники не смогли достойно сопротивляться крестоносцам, которые захватили Изборск и Псков и реально угрожали Новгороду. В 1241 году вновь был призван на княжение Александр Невский, который начал военную кампанию против Ливонского ордена.

Невский снова сумел использовать быстроту принятия решений и отчасти застал крестоносцев врасплох - они не ожидали от него столь стремительных действий и не успели выслать подкрепление к Пскову, который снова был взят русскими войсками. Однако затем требовалось собрать значительные силы, потому что приближалось генеральное сражение, а силы Ливонского ордена и их союзников были более серьёзным противником, нежели шведские и норвежские крестоносцы 1240 года. Александр собрал внушительное новгородское ополчение, а также дождался прибытия брата Андрея с войсками Суздальского княжества. В итоге численность русских войск, участвовавших в битве на Чудском озере, оценивается специалистами в 15-17 тысяч человек. Ливонский орден также собрал внушительное войско - до 12 тысяч воинов.

Генеральное сражение «северного крестового похода», как именовалась кампания 1240 - 1242 годов в официальных источниках крестоносцев, состоялось 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Вернее, судя по всему, состоялось оно всё-таки на берегу, а не на льду озера. Так как идеально ровный «рельеф» озера лучше подходил для боевых порядков крестоносцев, а вес тяжеловооружённого русского воина не уступал весу крестоносца «в полном обмундировании». К тому же в хрониках крестоносцев указывается, что битва шла на земле. Скорее всего, своё название, Ледовое побоище, битва получила из-за того, что разбитые крестоносцы отступали именно по льду озера и там их настигали русские. Точные потери русского войска неизвестны, но они были сопоставимы с потерями крестоносцев: в русских летописях говорится о 400 убитых немцах и о 50 взятых в плен. Хроники крестоносцев упоминают 20 убитых и 6 пленных, но это не должно вводить в заблуждение: имеются в виду полноправные члены, элита Ордена, братья-рыцари, без учёта простых воинов.

Александр Бабицкий

Дальнейшие походы на Восток (5, 6, 7 и 8-й походы, из которых последний состоялся в 1270 г.) не имели большого значения и не привели к каким-либо территориальным захватам. Упадок военно-колонизационного движения западноевропейских феодалов в Сирию и Палестину в XIII в. обусловливали упорная и не прекращавшаяся борьба народов Передней Азии против чужеземных завоевателей, а также экономические и политические перемены, происходившие в самой Западной Европе. Сопротивление, которое оказывала крестоносцам основная масса населения захваченных ими стран, всё время росло. Временная консолидация ряда мусульманских стран в борьбе с государствами крестоносцев имела своим непосредственным результатом гибель этих государств и изгнание всех крестоносцев из Сирии и Палестины.

Египетско-сирийский султанат, располагавший относительно сильной центральной властью, крепким феодальным ополчением и большими экономическими ресурсами, сумел обеспечить себе поддержку сельджуков Рума (Малой Азии) и некоторых других мусульманских государств в борьбе с крестоносцами. Крестоносцы Сирии и Палестины, понимая, что им не удержаться, если Египет не будет ослаблен, пытались при поддержке, главным образом Франции, организовать несколько экспедиций для завоевания Египта, но каждый раз терпели жестокие поражения. Во второй половине XIII в. у крестоносцев, правда, появился неожиданный союзник. Монгольские ильханы Хулагуиды, утвердившиеся в Иране и в странах Закавказья, взяв Багдад и казнив аббасидского халифа Мустасима (1258 г.), задумали покорить Сирию. Зная, что египетский султанат взял на себя роль главного защитника ислама против крестоносцев, Хулагуиды решили использовать в своих целях борьбу христиан с мусульманами, заключив союз с государствами крестоносцев в Сирии и Палестине. При этом Хулагуиды рассматривали крестоносцев не как независимых и равноправных союзников, а как своих вассалов. Хулагуиды стремились использовать в своих целях также западноевропейские государства и католическую церковь. Начиная с, 60-х годов XIII в. Хулагуиды вступили в дипломатическую переписку с римскими папами (последовательно - с Климентом IV, с Григорием X и с Николаем III), обменивались с ними дипломатическими посольствами и одновременно вели переговоры с Генуей, королями Англии и Франции. Цель ильханов во всех этих дипломатических переговорах была одна: добиться совместных военных действий западных государств и монголов Ирана (Хулагуидского улуса) против египетского султаната.

Хулагуиды в своих сношениях с Западом, особенно с Генуей, пытались добиться и расширения торговых связей. Генуя считалась союзницей Хулагуидов и пользовалась в Иране льготами в торговых делах, тогда как её соперница Венеция большей частью находилась в дружеских отношениях с Египтом.

Во второй половине XIII в. (1260-1303) хулагуидские монголы предприняли ряд походов в Сирию и Палестину и попытались там утвердиться. Вооружённые силы крестоносцев в этой борьбе превратились в придаток монгольских войск, а война в Сирии и Палестине приняла ещё более жестокий характер. При взятии городов (например, Дамаска) хулагуидские монголы беспощадно уничтожали мусульман, но щадили христиан и иудеев, рассматривая их как своих сторонников. Когда же эти города переходили в руки египетских войск, те в свою очередь убивали или угоняли в плен христиан и иудеев. Но в войне хулагуидских монголов с египетским султанатом перевес оказался на стороне последнего. Поэтому поражения монголов повлекли за собой и окончательную гибель государства крестоносцев. В 1268 г. египетские войска взяли Антиохию, в 1289 г. та же участь постигла Триполи Сирийский, а через некоторое время Бейрут, Тир, Сидон и Акру (1291 г.). Никакой помощи с Запада крестоносцам оказано не было.

После четвёртого похода на Западе уже почти не было желающих принимать участие в далёких и опасных предприятиях. За период с XI по XIII в. в Европе произошёл несомненный рост производительных сил, улучшилась сельскохозяйственная техника, выросли города. В связи с этим во многом отпали причины, побуждавшие различные слои западноевропейского общества к участию в крестоносном движении. Крестьяне, нашедшие на Востоке только гибель, после первого опыта с походом бедноты уже, но предпринимали больше попыток столь массового бегства от феодалов на Восток.

Купечество теперь не стремилось к организации новых завоеваний. Оно было удовлетворено результатами четырёх первых походов, подорвавших посредническую роль Византии в торговле между Западом и Востоком и обеспечивших свободу торговых путей по Средиземному морю для купцов из западноевропейских городов. К тому же в странах Западной Европы происходило расширение внутреннего рынка.

Остыл прежний пыл и у главной силы крестоносных отрядов - феодального рыцарства. Оно получило возможность найти себе применение в наёмных королевских войсках, значение которых всё более возрастало в связи с постепенным укреплением королевской власти. Вместе с тем рыцарство «открыло» для себя новые области колонизации в Прибалтике и утратило интерес к далёким походам в Сирию и Палестину. Католическая церковь и римский папа в свою очередь обратились к организации грабительских походов в Прибалтику, видя в них лишь начало осуществления общего плана покорения всех прибалтийских и славянских народов и подчинения Руси Риму. Борьба русского и прибалтийских народов против захватчиков не позволила осуществиться этим планам.

Через 21 год после восьмого крестового похода пало последнее владение западных христиан в Сирии - город Акра. Поэтому 1291 год считают концом крестовых походов в Переднюю Азию. За рыцарями-крестоносцами на Востоке сохранился лишь остров Кипр, завоёванный ещё Ричардом Львиное Сердце во время третьего крестового похода. Так закончилось военно-колонизационное движение западноевропейских феодалов в Сирию и Палестину. Разорение и экономический упадок этих стран - таков был конечный итог крестовых походов для народов Восточного Средиземноморья.

Крестоносная агрессия на территории Руси, достигнувшая своего пика в первой четверти XIII в., берет свое начало еще в XII в. Именно тогда на землях западных и поморских славян обосновались германские рыцари, из которых главным образом состояли на первых порах отряды “крестоносных” захватчиков, они продвигались дальше на восток, вторгались, с одной стороны в Пруссию, с другой - в Прибалтику.

С конца 80-х годов XII в. “крестоносные” отряды “миссио­неров” все чаще совершают вооруженные нападения на терри­торию северо-западной Руси, преимущественно на земли полоц­ких и смоленских князей, на земли ливов, прежде всего.

Древняя ливонская летопись конца XIII в., известная под названием “Рифмованной хроники”, содержит ясное указание на то, что земли, заселенные прибалтийскими племенами, при­надлежали в политическом отношении русским и русские князья получали с них дань: “Земля зелов, ливов, летов находилась в руках русских до появления “братьев”, которые эти земли силой отобрали”. Наша летопись так же подтверждает это известие. Летопись не раз упоминает названия ряда этих племен, рассказывая о том, как они, сообща со славянскими племенами, строили русское госу­дарство.

С древних времен народы Прибалтики были связаны исто­рическими судьбами с Русью. Эти отношения укреплялись по­стоянными торговыми связями и значительным культурным влиянием. В языке эстов и латышей эти древние русские влия­ния сохранились до сих пор. Уже в Х-XI вв. в Прибалтику с Руси проникает и христианство, свидетельством чего остались древние захоронения, предметы культа (кресты и т. п.), найден­ные при раскопках. С середины XII в. немецкие купцы из Бре­мена, Любека и других северных городов, торговавшие различными товарами, добрались до устья Двины и установили эпизодические связи с Прибалтикой. Вскоре эти связи приоб­рели более постоянный характер, вследствие чего росло и крепло стремление немецких купцов создать себе в Прибалтике прочную базу. Из Прибалтики купцы стремились проникнуть и дальше, в пределы собственно русских земель. В 1184 г. в Новгороде был выстроен немецко-латинский купеческий двор, названный именем св. Петра, и церковь. Этот двор вступил в острую конкурентную борьбу с уже существовавшей здесь факторией готландских купцов, носившей имя св. Олафа.

На первых порах захватчиками в Прибалтике было само духовенство, в лице главным образом монахов-цистерцианцев. Действовали они по примеру рыцарей-разбойников того времени. Вскоре на захваченных землях установились обычные формы западноевропейского феодализма: местное население превращалось в крепостных, земли отдава­лись в бенефициальное пожалование вассалам, строились церкви и монастыри. Так делалось не только на землях ливов, но и на землях куров, семигалов и других племен.

Яркую картину этого бесцеремонного хозяйничанья на землях прибалтов оставил Генрих Латвийский-автор пространной “Хроники Ливонии”, сам являвшийся одним из участников “крестоносного” наступления на восток.

Первые шаги “миссионеров” обычно имели “мирный” ха­рактер. Так, около 1188 г. к полоцкому князю Владимиру обра­тился католический монах ордена августинцев Мейнард с тем, чтобы ему было разрешено вести проповедь христианства на земле ливов. Генрих Латвийский пишет о Мейнарде, что он “начал проповедовать ливам и строить церковь в Икесколе”.

Действия “миссионеров” не встречали у местного населения сочувствия, напротив, вызывали сильную ненависть. Как рас­сказывает Генрих Латвийский, ливы едва не принесли в жертву своим богам помощника Мейнарда-Дитриха (Теодориха), а самого Мейнарда не отпускали из своей земли, опасаясь, что он приведет христианское войско. Центром своей деятельности Мейнард избрал отстроенный им замок Икесколе (Икскюль) на Двине, расположенный несколько выше ее устья.

Придавая большое значение деятельности Мейнарда, епи­скоп бременский Гартвиг II назначил его в 1186 г. “епископом икскюльским в Русии”, а через два года папа римский Климент III утвердил это назначение и издал особую буллу об основании нового епископства в подчинении бременского архиепископа. Таким образом, был создан форпост немецко-католической агрессии на востоке, откуда началось планомерное вторжение на земли, входившие в состав Руси и подвластные русским князьям.

Папская курия руководила этой “деятельностью, придавая ей немалое значение в своей общей политике. Мейнард посы­лал в Рим донесения о своей “миссии”, и папа не скупился на благословения, похвалы и иные словесные “дары” и “милости”: помочь новоявленному епископу более существенно папа не мог. Лишь несколькими годами позже, когда неожиданная гибель императора Фридриха Барбароссы развязала руки новому папе Целестину III и когда, с другой стороны, потерпел полный провал III крестовый поход, римская курия сделала попытку оказать Мейнарду более действенную помощь.

Папа призвал к “крестовому походу” в землю ливов для насильственного их обращения в христианство. Всем, кто в та­ком походе примет участие, было обещано отпущение грехов. Однако народные массы в земле ливов единодушно противились всем попыткам “обращения” в католичество. Совершенно справедливо они связывали его с неизбежной окончательной потерей остатков своей свободы. Крестоносцам удалось исполь­зовать только те группы местного населения, которые уже начали выделяться как господствующая социальная верхушка: племенных вождей, старейшин рода. Источники сообщают, что Мейнард именно на них и опирался и перед смертью, осенью 1196 г. созвал их и взял с них обещание продолжить его “мис­сионерскую” деятельность. Однако расчеты Мейнарда и под­держивавших его представителей местной знати не оправдались.

Преемником Мейнарда явился назначенный бременским архиепископом немецкий монах Бертольд, ранее аббат Локкумский. Он намеревался силой обратить ливов в христианство, но в первом же кровопролитном столкновении, вызванном его действиями, 24 июля 1198 г., был убит. Его крестоносцы, правда, принудили значительную часть ливов согласиться на “обращение”, но, как сообщает источник, не успели торже­ствующие победители скрыться на своих кораблях из виду как ливы восстали, бросились сначала в Двину, чтобы смыть с себя ненавистное им крещение, а затем принялись за истребление столь же ненавистных монахов и попов. Созданные за предшествующие 14 лет церкви были сожжены. Все следы навязанного силой христианства были уничтожены в короткий срок.

На смену Бертольду из Бремена прибыл племянник архиепископа Альберт, названный Марксом “паршивым бременским каноником”. Для Альберта вся его деятельность среди ливов была от начала и до конца предприятием военно-разбойничьег характера, в котором “проповедь”, “обращение” вообще уже не играли роли. Молодой отпрыск знатной феодальной семьи графов Буксгевден фон Аппельдерн, он в духе того времени рассчитывал оружием приобрести богатство и славу.

В чьих интересах действовал Альберт Аппельдернский, достаточно ясно говорит тот факт, что из 30 лет своего епископства он 12 лет провел в Германии. Родственными и социальными узами он был тесно связан с феодальной аристо­кратией (светской и духовной) северной Германии.

Альберт сумел заручиться более реальной, чем его пред­шественники, поддержкой папы, в особенности вступившего в 1198 г. на римский престол Иннокентия III, который придал разбойничьему предприятию Альберта против ливов характер “подвига благочестия”. Буллой от 5 октября 1199 г. папа объявил участие в походе против ливов равнозначным выпол­нению обета, за который предоставлялось полное отпущение грехов, а спустя 5 лет, во время IV крестового похода, он другой буллой приравнял крестоносцев в Прибалтике к кресто­носцам, отправляющимся в Палестину, разрешил, в случае если был принесен обет об участии в походе “ в святую землю”, заменять его походом в Прибалтику. Таким образом, папа официально признал так называемую “ливонскую миссию” военным предприятием и сам же призвал к оружию, обратив­шись с особым посланием к бременскому духовенству и к “христианам Нижней Германии”, предлагая принять широ­кое участие в походе Альберта, объявленном при этом “вели­ком делом веры”.

Епископ Альберт действовал заодно с датским королем Канутом VI и герцогом Шлезвигским Вальдемаром, которые в эти же годы опустошали земли эстов, лежавшие севернее земли ливов. Генрих Латвийский упоминает и о германском импера­торе Филиппе Швабском, у которого Альберт, по-видимому, также заручился поддержкой.

После такой основательной подготовки, свидетельствовавшей о том, какое большое значение придавали властители феодаль­ной Европы католической экспансии на восток, походу на рус­ские земли, Альберт весной 1200 г. начал свое вторжение. Несмотря на сравнительно многочисленную рать, которую Альберт привел с собой на 23 судах, население оказало агрес­сорам упорное сопротивление. Хитрый каноник смог обосно­ваться в этих местах только тогда, когда он использовал меж­племенную вражду и натравил на ливов, совладать с сопротив­лением которых сам был не в состоянии, соседнее племя земгалов, а также, по примеру Мейнарда, привлек на свою сторону ливскую и куршскую знать.

Большую роль сыграл захват крестоносцами устья Авины и постройка здесь в 1201 г. на месте, где давно уже существовало поселение, укрепленного города, названного Ригой. Отсюда легко было организовать действенный контроль над Подвиньем, с одной стороны, и над Балтикой-с другой. Папа не оставил без своей помощи и эти действия агрессоров. Генрих Латвий­ский сообщает, что папа запретил под страхом церковного отлучения кому-либо впредь посещать гавань семигалов. Это должно было обеспечить торговую монополию захваченной нем­цами Риги и ухудшить торговлю, которую местное население издавна вело из своей, какой-то другой, гавани. Интересно и другое: русские купцы, постоянно поддерживавшие с ливами и остальными местными племенами торговые отношения, не считали нужным следовать этому папскому запрещению и пы­тались торговать по-прежнему, отправляясь для этого в гавань земгалов. Тогда немцы “напали на них, и после того как двое, а именно лоцман и капитан, были схвачены и преданы жестокой смерти, прочие принуждены были вернуться”.

Тема: « Трудные времена на Русской земле. Отпор крестоносцам».

Цели деятельности учителя: Создать условия для ознакомления с героическими страницами истории нашей Родины - Ледовым побоищем и блестящим полководцем А. Невским; определения границ знания
и «незнания»; способствовать формированию представления учащихся о военном деле на Руси; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, исторической картой, художественной литературой, связанной с темой урока, организовывать рабочее место.

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной

м етоды и формы обучения: о бъяснительно -иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: карточки для индивидуального опроса, контурные карты, картина П. Д. Корина А. Невский, кантаты «А. Невский» С. Прокофьева, схема Ледового побоища, мультимедийный проектор,презентация, компьютер.

Ход урока:

    Оргмомент.

Подготовленный ученик читает стихотворение.\

Русь

Под большим шатром голубых небес –

Вижу – даль степей зеленеется.

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!..

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Это стихотворение написал известный вам поэт Иван Саввич Никитин . Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям?

к огда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена?

о чем пойдет речь на уроке? (Дети отвечают)

учитель цель . Сегодня на уроке мы будем работать по теме: «Борьба русского народа со шведскими и немецкими захватчиками».

Сегодня мы говорим об очень тяжёлых днях нашей страны, которые не закончились монголо-татарским нашествием. Мы продолжим разговор о не менее лёгких временах Отечества - нашей большой Родины. Речь пойдёт о сыне Отечества, о настоящем патриоте, гражданине, победившего неприятеля, посягавшего на русские земли. А в конце урока вы узнаете, почему у него необыкновенная фамилия и почему спустя семь столетий в СССР учреждается высокая награда, боевой орден А. Невского. Новый материал понять нам будет трудно без событий, которые мы изучали на прошлом уроке. Именно они облегчат нам восприятие нового материала.

ii . Проверка домашнего задания.

1. (индивидуальное 1 ученику по карточке)

1.Ответьте на вопрос:

В чём проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды?

2. Покажите на карте территорию Золотой Орды и её столицу .

2. Фронтальный опрос.

Как понимаете слово «нашествие»?

Какие враги поработили в то время Русь?

Почему их так называли?

Почему ни одного монгола – татара нельзя назвать искусным землепашцем?

Покажите на карточках в каком году напали монголо-татары на Русь? Какой век?

Покажите на карте путь монголо-татар. Кто вёл их войско?

Как сказать по - другому: «Огнём и мечом прошли враги по русской земле и оставили новые холмики на сельских погостах».

Почему же монголо-татарам удалось завоевать Русь?

3. Тестирование.

1 ). При нашествии монголо-татар на Русь какой из городов был захвачен первым: а) Киев;

б) Владимир;

в) Рязань.

2) Сколько дней оборонялись жители Козельска:

а)50;

б) 7 недель;

в)7.

3)В каком году войско монголов под руководством хана Батыя пошло на Русь?

а) 1237;

б) 1240;

в) 1238;

4)Про кого говорили «мужество львиное, терпение собачье».

а) монголо - татаров;

б) защитников Козельска.

(Взаимопроверка. Ключ. слайд)

Поставьте столько баллов, сколько правильных ответов.

Встаньте те, кто сделал 1-2 ошибки, те, кто не сделал ошибок.

4) Проверка ученика, работавшего по карточке.

Так что же оставили после себя в памяти людей многих поколений завоеватели?

(Ничего кроме тяжких воспоминаний о реках пролитой крови, разрушенных городах и океане слёз, пролитых по погибшим).

Итог. Итак, тяжёлая, страшная беда, она ещё долго будет испытывать наш народ.

III . Работа над новым материалом.

1) Рассказ учителя.

Русская пословица гласит: «Пришла беда - отворяй ворота».

Какая же это беда в это время?

(Нашествие монголо - татар и беды, причинённые ими.)

Тяжёлое время татарских погромов и вражду между князьями переживала русская земля.

Нашествие с востока совпало с натиском на западные рубежи Руси.

(Показ на карте).

Начались походы Рыцарей-крестоносцев, обосновавшихся в Прибалтике. (Карта).

Почему же их так называли?

В борьбу за новые земли включилась Швеция. (Карта).

Теперь и с этой стороны над Русью нависла серьёзная опасность.

Почему именно в этот период решили крестоносцы отобрать часть русских земель?

(Русь истекала кровью от нашествия монголо-татар, лежала в развалинах.

Русь разделилась на множество княжеств и земель, и князья воевали друг с другом за богатые княжества.)

Узнав о шведском вторжении, новгородский князь Александр Ярославович не стал дожидаться, когда неприятель подойдёт к Новгороду, а поспешил ему навстречу. Слайд

в сражении на реке Неве шведы потерпели поражение. С тех пор стали называть князя Александром Невским.

(Работа с контурной картой. Дети отмечают место и дату сражения.)

(вывешиваю картину П. Д. Корина А. Невский)

Но поживиться на русских землях хотели не только золотоордынцы да шведы. Чесались руки у немецких рыцарей, они с завистью смотрели на наши русские земли. И вскоре после невской победы в русских землях появились крестоносцы. Они взяли пограничную крепость Изборск. (Карта), направились к Пскову и захватили его. (Карта). В этом помогли крестоносцам некоторые изменники - бояре. Ночью они тайно открыли городские ворота. Овладев Псковом, враги двинулись к Новгороду.(Карта). Над городом нависла страшная угроза. А победителя шведов князя Александра Невского в это время не было. После невской битвы он поссорился со своевольными новгородцами и уехал в свои владения во Владимирской земле. (Переяславль-Залесский. Карта). Напуганные крестоносцами, новгородцы решили просить князя возвратиться. Александр не держал на них обиды. Он, прежде всего, думал о земле русской и сразу же вернулся в Новгород со своей дружиной. (Словарная работа)

Дружина

Княжеское войско. Слайд

Вас когда-нибудь обижали? Какое чувство у вас возникло?

Мы должны учиться у А. Невского, прощать во имя общего блага.

Гремели трубы в Новгороде. Со знамёнами, со стягами вышел встречать народ князя Александра. И шум стоял по всему Новгороду, какого давно уже не было. Князь Александр стал собирать войско.

(Мальчик в костюме)

А. Невский: Слушай! Слушай, добрый люд,

Слову князя внемли!

Хан Батый жесток и лют,

Разоряет земли.

Губит нас проклятый враг,

Грабит нас безбожно,

Но от хана как-никак,

Откупиться можно:

Дань заплатим. Спору нет,

Стянем пояс туже,

Но ливонец – наш сосед,-

Дело тут похуже!

Вот теперь не отбери

У ливонцев Пскова,-

Доберутся до Твери,

Суздаля, Ростова.

А захватят города

И начнут селиться,

И прости – прощай тогда,

Русская землица!

Нам их земли не нужны,

Нам своё вернуть бы,

Ведь сейчас нам вручены

Всей Отчизны судьбы!..

(Слушание кантаты «А. Невский» С. Прокофьева).

Росло войско, готовилось оружие.

А какое оружие было у русичей?

Посмотрите на иллюстрации, где изображены русские воины.

Какое вооружение и какую защиту имели русские воины?

Вооружение: Слайд

Меч

Защита:

Шлем

А рыцари-крестоносцы были закованы в стальной панцирь, закрывавший тело - латы. Выбитый из седла рыцарь становился неповоротливым. Доспехи русских были значительно легче(16кг против 50кг) и удобнее (стальной шлем и кольчуга).

Возглавив новгородские полки, князь двинулся к Пскову. (Карта).

Русское войско внезапно приблизилось к городу и освободило его. Враг даже опомниться не успел.

(Инсценирование. Лагерь крестоносцев. Дети в костюмах).

Магистр: Говорите!

1крестоносец: У русских воинов большое войско!

2крестоносец: Они хорошо вооружены!

1крестоносец: Они умело ведут осаду городских стен!

2крестоносец: Они храбры и сильны!

Магистр: Кто же у них во главе войска?

1крестоносец: Князь Александр.

Магистр: Тот самый, который разбил на Неве шведов!

А теперь выступил против нас? И опять победил? Что

же это случай? Или же этот Александр действительно

умный и смелый полководец? Вы его видели?

2 крестоносец : Да!

Магистр: Каков он?

1крестоносец: Высокий.

2 крестоносец: Широк в плечах, голос громкий.

1крестоносец: И молод.

Магистр: Молод… Молод, не опытен. А победы его случайные

удачи. Не видел он ещё грозной силы. Ну что ж, не

видел, так увидит!

Весной 1242года крестоносцы двинулись на Русь. А навстречу

По долине голубой

Снежною дорогой

Соблюдая меж собой

Распорядок строгий,

Шла в поход большая рать

Князя- полководца,

Чтоб от немцев защищать

Землю новгородцев.

Позади остался дом

И тепло людское,

Впереди сверкало льдом

Озеро Чудское. (Карта).

(Работа по учебнику. Объяснительное чтение. Словарная работа.)

Что такое Узмень?Слайд

Узмень

Какое название получила знаменитая битва?

Побоище

Почему побоище названо Ледовым?

Ледовое

Назовите дату битвы.

(Работа с контурной картой. Ученики отмечают 1242г. и место события).

(Схема построения немецких рыцарей. 1 ученик, подготовленный дома рассказывает о строе). Слайд

Как строились немецкие рыцари?

Как называли русские такое построение?

Среди словарных слов найдите рыцарей на конях.

(Слайд:

Конница

(схема Ледового побоища. Дети в костюмах русских воинов, показывая по карте, инсценируют ход битвы Слайд).

Летописец: Выходили в смертный бой

На врагов проклятых

И с дружиной наравне

Мужики в овчинах,

Кто пешком, кто на коне,

Даже при дубинах.

Воин 1: У ливонцев перевес,

Клин « кабаний» страшен,

Он идёт на перерез

Пехотинцам нашим.

Воин 2: Вот врезается он к нам

В строй «кабаньей пастью».

Чтоб разрезать пополам

Войско на две части.

И не сладить нипочём

С этой силой дикой.

Воин 3: Рыцарь сверху бьёт мечом

И пронзает пикой.

Но когда внедрился в тыл

Алый крест зловещий,

Князь с дружиной окружил,

Взял ливонца в « клещи».

Воин 1: И пришла в смятенье та

Рыцарская сила:

«Отвалилось от хребта

Всё «кабанье рыло»».

Александр: Грохот, ржанье, стон и крик

Наши жмут сильнее,

А ливонец не привык

Получать по шее.

Как? Куда теперь бежать

В панцире пудовом?

Или, сняв его, дрожать

На пути ледовом?

И по льду семь вёрст пешком,

В плен дружиной взяты,

Шли ливонцы босиком

Побросавши латы.

Летописец: Эти ратники в борьбе

Землю отстояли!

Ведь спасли они тогда

Русскую землицу-

Сёла, пашни, города

И, стало быть, столицу!

400 рыцарей было убито, 50 взято в плен. Некоторые из пленных крестоносцев были раздеты и босы, потому что во время боя сбрасывали с себя тяжёлые одежды и обувь, пытаясь спастись бегством. Теперь они забыли о своих высоких титулах и знатности, понуро брели по дороге, месили ногами талый снег. Слайд

Титул

Такого поражения не знал до того времени Ливонский Орден. С тех пор со страхом смотрели рыцари на восток. Запомнилось им Чудское озеро. Вскоре после сражения отправили крестоносцы послов в Новгород просить мира. Согласился Александр на мир и сказал:

Александр: Пусть без страха жалуют к нам в гости.

Но кто на русскую землю с мечом придёт, тот от

меча и погибнет. На том стояла и стоять будет

Русская земля!

(Включаю кантату С. Прокофьева «А.Невский»).

Эта музыка, воспроизводящая патриотический дух того времени, преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.

2) Закрепление

Что вы запомнили из нашего урока, а я помогу выбрать главное. И пришёл черёд узнать, почему у Александра Ярославовича такая фамилия?

Сколько лет прошло после Ледового побоища? Посчитайте.

Сколько это столетий?

Почему, спустя семь столетий была учреждена высокая награда - боевой орден А. Невского?

(В этом заключается ценность русского люда. Подвиги предков бессмертны, ибо учат побеждать и защищать Родину и нас с вами).

Какие черты характера у Александра Невского?

(Прежде всего, он был смелым воином и талантливым полководцем).

Кто из вас хотел быть полководцем? Сложи из кубиков схему ледового побоища.

Почему же события, которые происходили, важны и актуальны сегодня?

Какое место вы занимали бы в них?

Почему же русские воины сумели одержать победу над сильным врагом?

(Прежде всего, они любили Родину, талантливый полководец руководил ими, дружно готовились выполнять любой приказ).

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

Чтобы больше узнать о нашествии рыцарей-крестоносцев и героической борьбе русских воинов вы можете прочитать книги из серии «Российская история в картинках» «А. Невский», «Ледовое побоище»; О.Тихомирова «На страже Руси»; «Юность полководца» В. Г.Яна. Стихи Н. Кончаловской, они прозвучали сегодня на уроке.

А рассмотрев картину «Ледовое побоище»,

вы узнаете ещё много интересного, о чём мы не говорили сегодня на уроке.

IV . Итог урока V . Домашнее задание