Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Речевое развитие дошкольников МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №12» Воронеж 2016 Подготовила: учитель-логопед Борушевская Л.И.

« Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний». Константин Дмитриевич Ушинский

Речь - специфическая человеческая функция, которую можно определить как процесс общения с помощью языка. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является его общение со взрослыми. Язык - важнейшее средство человеческого общения. Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью.

Виды речи

Функции речи дошкольников Коммуникативная (функция общения ребенка с окружающим миром). Познавательная (когнитивная функция) – функция передачи и получения знаний, опыта предшествующих поколений. Регулирующая – функция, регулирующая поведение ребенка (возникает к 4-5 годам).

Целевые ориентиры для ребенка раннего возраста по речевому развитию Владеет активной речью, включенной в общение; м ожет обращаться с вопросами и просьбами; п онимает речь взрослых; з нает названия окружающих предметов и игрушек; с тремится к общению со взрослыми; п роявляет интерес к сверстникам; п роявляет интерес к стихам и сказкам.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования по речевому развитию Ребенок проявляет инициативу в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; а ктивно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; с пособен договариваться, учитывать интересы и чувства других; р ебенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности.

ФГОС ДО определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли.

Цель: обеспечение взаимосвязи всех участников образовательного процесса в создании единого речевого пространства в ДОУ. Задачи: 1. Повышение профессионального уровня педагогов. 2. Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развитие их речевой активности во всех видах детской деятельности, потребности в речевой коммуникации. 3. Создание обогащенной предметно-пространственной речевой среды в соответствии с возрастными особенностями и образовательными потребностями детей. 4. Формирование единых требований к речи детей на основе учета их возраста и индивидуальных речевых возможностей. 5. Реализация комплексного профилактического и коррекционно-развивающего воздействия на речевое развитие дошкольников. 6. Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье.

Задачи формирования устной речи дошкольников: развитие словаря; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматической стороны речи; формирование разговорной (диалогической) речи; о бучение рассказыванию (монологической речи); ознакомление с художественной литературой; подготовка детей к обучению грамоте.

Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Средства развития речи Игровая деятельность; п ознавательно-исследовательская деятельность; с овместная деятельность педагога с ребенком; организованная образовательная деятельность; и ндивидуальная работа; ч тение художественной литературы; к ультурная языковая среда.

Методы и приемы развития речи

Теория и методика развития речи К. Д. Ушинский (1824-1870) Е. И. Тихеева (1867-1943) Е.А. Флерина (1889 - 1952)

А.Н. Гвоздев (1892-1959) А. П. Усова (1898 – 1965) Д. Б. Эльконин (1904-1984) А. А. Леонтьев (1936-2004)

Образовательная программа «Развитие речи» О.С. Ушакова Е.М. Струнина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Эссе"Физическая культура и умственное развитие дошкольников""(анализ программы Л.Д.Глазыриной"Физическая культура-дошкольникам")

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физическог...

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребёнка-дошкольника"

Эта консультация поможет Вам, родители, понять следующее -для чего, зачем и почему необходимо развивать творческие способности вашего ребёнка....

Пособие для родителей и педагогов (с приложениями) Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с дошкольниками

Методическая разработкаСоциально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками...

Cлайд 1

Cлайд 2

Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г.Гегель Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой. Аристотель Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает. Р.Эмерсон Речь – способность говорить, говорение; разновидность или стиль языка; звучащий язык; разговор, беседа; публичное выступление. Толковый словарь русского языка

Cлайд 3

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста Речь человека – показатель его интеллекта и культуры. Психолог Н.И.Жинкин считает, что речь - это канал развития интеллекта. Чем раньше осваивается язык, тем легче и полнее усваиваются знания. Чем речь точнее и образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества.

Cлайд 4

Умения ориентироваться в ситуации общения, т.е. определять, кому, зачем, о чём буду говорить; умение планировать высказывание, т.е. осознавать, как буду говорить (кратко или подробно, эмоционально или по-деловому), в какой последовательности излагать мысли; умение воплощать свой замысел в жизнь, т.е. говорить строго на тему, развивая мысль, используя различные средства выразительности; умение осуществлять контроль за речью. Развивать речь – значит формировать определенные речевые умения

Cлайд 5

Интересно организовать жизнь детей. Постоянно побуждать ребёнка говорить. Создавать соответствующую обстановку, среду. Своевременно исправлять ошибки в речи ребенка и давать правильный образец. Дать детям одинаковые стартовые возможности. Условия для успешного развития речи

Cлайд 6

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста Самокритично относится к своему высказыванию. Словарь увеличивается до 3500 слов. Подбирает противоположные по смыслу слова (антонимы). Овладевает грамматически правильной речью. Передает содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описывает те или иные события, свидетелем которых он был. Правильно произносит все звуки родного языка. Воспроизводят стихи с соблюдением интонационных средств выразительности.

Cлайд 7

Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка. Не знает уровня развития речи. Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций. При обучении воспитатели ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы. Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься. Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период. Причины низкого уровня развития речи

Речь ребёнка

Слайдов: 23 Слов: 1527 Звуков: 0 Эффектов: 5

Мы рисуем. Мой кот Васька. Я люблю свою лошадку. Мы лепим. Моя маленькая ферма. Идет бычок качается… Мы читаем. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Сколько вскрытие механизмов нарушения. Направления: 1. Определение степени сформированности отдельных звеньев механизма речепроизводства; -4-. Текст зачитывается дважды, перед повторным чтением даётся установка на полный пересказ. После выполнения первого задания предлагается пересказать кратко. Второе задание ориентирует детей на составление рассказа по найденной программе. При оценке результата данной серии учитывается степень воплощения замысла в целое речевое сообщение. - Речь ребёнка.ppt

Речь малыша

Слайдов: 14 Слов: 1129 Звуков: 0 Эффектов: 0

Развитие связной речи у дошкольников. Советы неравнодушным родителям. Как сделать общение занимательным? Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком и в творческих играх. Вспомни случай. Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Говорим по-разному. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать! Бюро путешествий. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Всегда под рукой. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. - Речь малыша.ppt

Развитие речи

Слайдов: 15 Слов: 974 Звуков: 0 Эффектов: 126

Развитие речи младших школьников на начальном этапе обучения. “ Приятная для слуха речь - своего рода музыка”. Д.Уэбстер. Во-вторых, развитие речи может осуществляться в ходе специально организованного обучения. Развитие речи – важная задача при обучении языку. Звуковая культура речи. Четкая артикуляция звуков. Отчетливое произношение. Умение использовать голос. Техника речи. Дыхание. Голос. Дикция. Артикуляция. Работа над развитием речи на уроках литературного чтения. Дикция – чистота, правильность, четкой произношения. Изображение цоканья копыт. Чищу зубы \кончиком языка почистить верхние и нижние зубы\. - Развитие речи.ppt

Речевые умения

Слайдов: 19 Слов: 964 Звуков: 0 Эффектов: 22

Мультимедийное приложение к родительскому собранию. Логопедическая Готовность к школе. Готовность к школе. наша речь – процесс общения, Родителям в первую очередь следует обратить внимание на: Правильное произношение всех звуков. Умение различать звуки речи на слух. Владение элементарными навыками звукового анализа. Словарный запас. Грамматический строй речи Связную речь. Речевую коммуникацию. Мелкую моторику рук. Звукопроизношение. Владение элементарными навыками звукового анализа: Грамматический строй речи В норме к 6 – 7 годам у ребенка сформированы: Связная речь. Речевая коммуникация. - Речевые умения.ppt

Речь и её развитие

Слайдов: 7 Слов: 102 Звуков: 0 Эффектов: 38

Развитие речи. Стили речи. Книжный разговорный - научный - публицистический - официально-деловой - художественный. Типы речи. Повествование (что происходит?) Описание (какой?) Рассуждение (почему?). Композиция повествования. Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка Заключение. Композиция описания (предмет, пейзаж, портрет, интерьер, памятник, животное). Признаки предмета, явления. III.Общая оценка предмета, явления. Композиция описания (действие, спорт). I.Подготовка к работе, действию. II.Ход работы, действия. III.Результат работы, действия. Композиция рассуждения. - Речь и её развитие.ppt

Развитие речи в ДОУ

Слайдов: 11 Слов: 336 Звуков: 0 Эффектов: 1

Структура единого образовательного пространства для детей с нарушениями речи. Содержание единого образовательного пространства. Структура единого речевого режима. Итоги внедрения. Игры и пособия для развития мелкой моторики пальцев рук. Игровые модули для организации сюжетно-ролевых игр. Наборы предметных и сюжетных картинок для рассматривания детьми. Игрушки-маркеры. Наборы для театрализованной деятельности. Стабильно высокий уровень освоения программы воспитанниками МАДОУ. Показатели сформированности культуры речи педагогов. Проблемы. Низкий уровень развития связной речи у детей общеразвивающих групп. - Развитие речи в ДОУ.ppt

Развитие детской речи

Слайдов: 8 Слов: 492 Звуков: 0 Эффектов: 1

Программы логопедической работы по преодолению речевых нарушений у детей, применяемые в МДОУ детском саду компенсирующего вида «Родничок». Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи Составители: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи Составители: Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова, Г.В. Чиркина. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи Составители: Г.А. Каше, Т.Б. Филичева. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи (с 3-х до 5-и лет) Составитель: С.А. Миронова. - Развитие детской речи.ppt

Развитие речи и мышления

Слайдов: 20 Слов: 954 Звуков: 0 Эффектов: 0

Развитие речи и мышления с помощью русской классики. Травка зеленеет. Солнышко блестит. Ласточка с весною. В сени. С нею солнце краше и весна милей. Прощебечь с дороги нам привет скорей. Дам тебе я зёрен. Песню спой. Цель занятия. Упражнение на образование уменьшительно-ласкательных форм. Ход занятия. Просмотр презентации. Чтение текста. Какие признаки поздней весны видно на этом слайде. Прощебечь. - Развитие речи и мышления.pptx

Развитие речи у ребёнка

Слайдов: 5 Слов: 1201 Звуков: 0 Эффектов: 0

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Развитие речи в дошкольном возрасте: этапы, типичные проблемы, упражнения. Как развивать? Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Давайте посмотрим, какие упражнения провести с ребенком можем мы сами. Поэтому каждую игру-упражнение мы сопроводили подробным комментарием. Постарайтесь втянуть ребенку в игру "вопросов и ответов". Задавайте РАЗНЫЕ вопросы с использованием всего многообразия вопросительных слов: Что? - Развитие речи у ребёнка.ppt

Речевое развитие ребёнка

Слайдов: 15 Слов: 2323 Звуков: 0 Эффектов: 0

Ребёнку дают в руки два флажка. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз. Игру повторяют 4–5 раз. «Угадай, кто сказал». Ребёнка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке. Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки в два ряда. В каждом ряду должны находиться картинки, названия которых звучат сходно. Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребёнок должен поднять соответствующий символ. Запишите в «Словарик» слова, в которых ребёнок переставляет или пропускает слоги. - Речевое развитие ребёнка.ppt

Развитие речи дошкольников

Слайдов: 18 Слов: 999 Звуков: 0 Эффектов: 29

Игра как средство развитие речи. Развитие речевой активности. Задачи проекта. Многообразная, богатая дополнениями, описаниями и синонимами речь. Характерные проблемы развития речи дошкольников. Выявление уровня развития речи. Занятие по развитию речи. Выявление уровня развития игровых навыков воспитанников. Примерная тематика дидактических игр. Месяц. Ожидаемый результат проекта. - Развитие речи дошкольников.pptx

Речевое развитие дошкольников

Слайдов: 15 Слов: 605 Звуков: 0 Эффектов: 213

Формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста. Структура программы «Истоки». Структура возрастной периодизации. Образовательная область. Компетентностный подход. Цели образования. Аспекты общения. Общение. Образовательная область «Коммуникация». Дошкольное детство. Задачи речевого развития. Формы обучения. Работа по закрытой картинке. Колобок. - Речевое развитие дошкольников.pptx

Познавательно-речевое развитие детей

Слайдов: 25 Слов: 1788 Звуков: 0 Эффектов: 0

Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности. Уточнение и обогащение словарного запаса. Виды познавательной активности. Взрослые организуют экскурсии на природу, по городу. Наблюдение, познавательные беседы, экспериментирование. Дети поступают в детский сад. Приведем примеры игр и упражнений, направленных на развитие. Узнавание предметов по заданным признакам. Мышление дошкольников по природе. Природа, природные объекты воздействуют на все органы чувств человека. Разрезать картинки по пунктирным линиям. Ведущий раздаёт детям по 2-3 картинки. Ведущий описывает какое-либо дерево. - Познавательно-речевое развитие детей.ppt

Средства речевого развития дошкольников

Слайдов: 13 Слов: 486 Звуков: 0 Эффектов: 0

Ресурсный центр по речевому развитию дошкольников. Содержание семинара-практикума. Основные методы развития связной речи дошкольников. Приемы развития связной речи дошкольников. Нетрадиционные методы. Технология обучения детей составлению сравнений. Постановка. Прием «Изосказка». Организация взаимодействия специалистов ДОУ. Методы и приемы в контексте развития речи детей. Мнемотехника. Постановка проблемного вопроса. - Средства речевого развития дошкольников.ppt

Развитие речи детей дошкольного возраста

Слайдов: 30 Слов: 685 Звуков: 0 Эффектов: 76

Почему ребёнок плохо говорит. Причины. Осложнения во время беременности. Развитие речи зависит от многих факторов. Активный и пассивный запас. Нормы развития речи. Гуление. Запас слов от 2-3 до 20-30. Понимает действия и предметы на картинках. Пытается произносить трёхсложные и четырёхсложные слова. Минимальный запас слов – 250. Начинает подбирать рифмы к словам. Советы логопеда. Словарный запас достигает 2000 – 3000 слов. Развивайте мелкую моторику малыша. Развитие мелкой моторики. Слуховое внимание. Звуковые предметы для развития слухового внимания. Логопедический экран. - Развитие речи детей дошкольного возраста.pptx

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Слайдов: 20 Слов: 2045 Звуков: 0 Эффектов: 41

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Логопед. Презентация и распространение педагогического опыта. Теоретическая часть. Развитие связной речи. Инновационные формы работы. Обучение пересказу. Обучение рассказыванию. Рассказы по серии сюжетных картинок. Инновационные формы работ. Описание предметов. Пересказ. Пересказ рассказа. Подвижное рассказывание. Составление шуточного рассказа. Использование круговых диаграмм. Составление комбинированных рассказов. Формы приветствий. Педагоги. - Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.ppt

Связная речь дошкольников

Слайдов: 22 Слов: 814 Звуков: 0 Эффектов: 0

Формирование связной речи у дошкольников. Задачи. Знакомство детей с грибами. Знакомство детей с грибами с использованием мнемотаблицы. Работа над словообразованием. Почему грибы так называются. Лисички рыжие как лиса. У маслёнка шляпка масляная, как будто намазана маслом. Игровое упражнение. Формирование лексико-грамматических категорий. Дидактические игры и упражнения. Построение простого предложения с помощью схем. Суп из грибов. Распространение простого предложения с помощью схемы. Составление маленького рассказа с помощью схем предложений. Составление предложения с элементом отрицания. - Связная речь дошкольников.ppt

Развитие связной речи у дошкольников

Слайдов: 21 Слов: 1717 Звуков: 0 Эффектов: 0

Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования. Особенности речевого развития детей. Использование приема наглядного моделирования. Прием наглядного моделирования. Элементы модели. Разнообразие видов работ. Геометрические фигуры. Силуэтные изображения. Предметные картинки. Рассказ-описание. Пересказ. Рассказ по сюжетной картине. Рассказы-описания по пейзажной картине. Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине. Логопедическая сказка. Сравнительное описание предметов. Творческий рассказ. Творческая сказка. Примерные виды работ. Скованные одной целью. - Развитие связной речи у дошкольников.ppt

Развитие диалогической речи

Слайдов: 25 Слов: 1929 Звуков: 0 Эффектов: 61

Развитие диалогической речи дошкольников. Художественно-эстетическое развитие. Коммуникация. Методы развития коммуниккации. Общение. Вид активности. Обмен информацией. Цели общения. Виды общения. Влияние общения. Ребенок. Целостная активность. Позитивное влияние общения. Общение ребенка со сверстниками. Игра. Диалог. Опыт речевого общения. Разговор воспитателя с детьми. Педагог. Чередование говорения одного собеседника с прослушиванием. Научный стиль. Понятие культуры речи. Навыки отбора и употребления языковых средств. Ребенок овладевает контекстной речью. - Развитие диалогической речи.ppt

Методы развития речи

Слайдов: 40 Слов: 2194 Звуков: 0 Эффектов: 0

Педагогическое сопровождение речевого развития. Интеллектуальное развитие ребенка. Внутреннее проговаривание. Направления деятельности по развитию речи. Средства развития речи. Цель развивающей речевой среды. Принципы построения развивающей среды. Развивающий потенциал. Функции речи. Действия обучающего. Практические методы. Метод имитации. Метод разговора. Метод пересказа. Профессиональные умения. Дидактические требования. Воспитание ЗКР предполагает. Культура речепроизношения. Звуковые единицы языка. Этапы работы над звуком. Автоматизация звука. Организация работы. Формирование грамматического строя речи. - Методы развития речи.ppt

Методика развития речи

Слайдов: 23 Слов: 1132 Звуков: 0 Эффектов: 3

Методика развития речи. Дар слова. Становление методики развития речи. Родной язык. Обогащение словаря. Педагогическая наука. Эффективные средства. Основные вопросы. Связь МРР с другими науками. Семь основных компонентов языка и речи. Средства осуществления программы. Типы занятий по развитию речи. Методы и приемы развития речи. ФГТ к речевому развитию дошкольников. Задачи речевого развития в соответствии с ФГТ. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Развитие всех компонентов устной речи. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Подготовка к обучению грамоте. - Методика развития речи.ppt

Игры по развитию речи

Слайдов: 23 Слов: 1265 Звуков: 0 Эффектов: 0

Игры на развитие речи. Речевое развитие. Скачок в развитии речи. Артикуляционный аппарат. Учите малыша считалкам. Комплексный подход. Дудочки и свистульки. Кто дольше. Повторяй за мной. Проводи мишку. Голоса животных. Угадай животное. Кукла спит. Повтори за мной. Яблоко. Телефон. Чем заняться. Загадалки. Длинные слова. Кто есть кто. Скороговорки. Течёт речка. - Игры по развитию речи.ppt

Работа по развитию речи

Слайдов: 21 Слов: 436 Звуков: 0 Эффектов: 94

Индивидуальная работа по развитию речи. Формирование правильной речи. Формирование звуковой культуры речи. Правильная речь. Нарушения речи. Необходимость проведения коррекционно-речевой работы. Отклонения в речевом развитии. Коррекционно-речевая работа. Диагностика речевого развития. Планирование индивидуальной работы. Нарушение звукопроизношения. Формирование словаря. Формирование грамматических умений и навыков. Организация индивидуальной работы по развитию речи. Взаимодействие с логопедом. Формирование звукопроизношения. Подготовительный этап. Этап появления звука. Этап усвоения звука. - Работа по развитию речи.pptx

Скороговорки для развития речи

Слайдов: 14 Слов: 1319 Звуков: 0 Эффектов: 5

Использование скороговорок в развитии речи. Борьба с дефектами речи. Малые формы. Речевое развитие детей. Речевая гимнастика. Основные результаты. Результаты обследования речевого развития детей. Скороговорка. Контакт. Итоги логопедических занятий. Предложения по использованию методики. Скороговорки. - Скороговорки для развития речи.ppt

Связная речь

Слайдов: 12 Слов: 461 Звуков: 0 Эффектов: 46

Методика развития связной речи. Понятие связной речи. Ситуативная и контекстная речь. Две основные формы связной речи. Диалогическая речь Монологическая речь. Диалог. Методы и приемы обучения диалогу. Монолог. Типы монолога (по функции). Описание – характеристика предмета в статике Повествование – связный рассказ о каких-нибудь событиях Рассуждение – логическое изложение материала в форме доказательства Контаминация – смешанный тип, с элементами остальных типов. Рассказывание по игрушкам и картинам – дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, готовой игровой ситуацией Рассказывание из опыта – опирается на представления ребенка, полученные в процессе наблюдений, различной деятельности Творческое рассказывание – рассказы о вымышленных событиях. - Связная речь.ppt

Занятия по развитию речи

Слайдов: 11 Слов: 326 Звуков: 0 Эффектов: 1

«Формы работы по развитию связной речи с детьми дошкольного возраста». Основные направления работы: Развитие словаря. Воспитание ЗКР. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Формирование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Воспитание интереса и любви к художественному слову. Принципы развития связной речи: Взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития. Коммуникативно – деятельностный подход к развитию речи. Развитие языкового чутья. Формирование элементарного осознания явлений языка. Обогащение мотивации речевой деятельности. Обеспечение активной языковой практики. - Занятия по развитию речи.ppt

Рассуждение

Слайдов: 18 Слов: 478 Звуков: 0 Эффектов: 0

Урок развития речи. Тема: Рассуждение. Типы речи: - Повествование - описание - рассуждение. К тексту рассуждению можно поставить вопрос ПОЧЕМУ? Композиция полного рассуждения. I.Тезис (то, что нужно доказать, объяснить или опровергнуть). Доказательства (аргументы, доводы, обоснования, объяснения): 1. … 2. … 3. … III. Вывод (то, что доказано, объяснено или опровергнуто). В некоторых рассуждениях может отсутствовать тезис или вывод. Такие рассуждения называются сокращёнными. Языковые средства рассуждения: Подведём итоги. Из всего сказанного выше следует, что… 1) Книгу листайте с верхнего угла. -


Подписи к слайдам:

Этапы развития речи:
Довербальный
Переход ребенка к активной речи,

как ведущего средства общения
Совершенствование речи. Как ведущего средства общения

Речь человека не является чем-то врожденным,
она возникает и формируется в ранние годы. Очень часто родители уделяют недостаточно
внимания развитию речи ребенка в раннем возрасте,
что приводит к нарушению процессов речевого онтогенеза и ведет к проявлению следующих
проблем
:
.
Нарушенное звукопроизношение.
2) Ограниченный словарный запас. Ребенок не способен к обобщению и классификации понятий.
3)
Несформированность
грамматического строя речи
4)
Несформированность
связной речи.
Критерии базового уровня речевого развития, который ребенок должен достичь в дошкольном детстве.
*
владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении любого типа высказывания;
* умение вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять;
* знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими сообразно ситуации;
* элементарные умения чтения и письма.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Виды речи
Речь автономная детская
.
Речь
внутрен-няя
.
Речь
эгоцент-рическая
.

Особенности речевого развития старших дошкольников.
Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития.
Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей,
общение со взрослыми и сверстниками– все это активно вводит ребенка в
жизнь, способствует
интеллектуаль
-
ному развитию и формированию
гармонически развитой личности.
Основные задачи педагогической работы по развитию связной речи детей
развитие связной речи;
развитие лексической стороны речи;
формирование грамматического строя речи;
развитие звуковой стороны речи;
развитие образной речи.
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
.

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
1. Звуковая культура речи.
Устойчивое чистое звукопроизношение.
Неустойчивое произнесение отдельных звуков (чистый звук встречается, но
нево
всех позициях, не автоматизирован.)
Нарушение звукопроизношения.
2. Словарь.
Правильное выполнение всех заданий (подбор точных определений, глаголов)
Движения, обобщающего наименования (животные), синонимов.
Справился с 3 заданиями из 4 (не сумел подобрать синоним к слову).
3. Грамматика.

Точное
формо
- и словообразование (правильно выполнил все задания на
образование наименований детенышей животных в единственном множественном числе, на образование форм родительного падежа мн. числа, существительных в сценке с
Гавом
).
В заданиях на
формо
- и словообразование допустил 3 ошибки (сюда относится
образование родительного падежа мн. числа от уменьшительно-ласкательных
наименований “носиков”, “ротиков»).
4. Связная речь.

Самостоятельное составление небольшого творческого рассказа (наличие
элементов творчества импровизации).
Самостоятельный пересказ традиционной сказки или зачина методики
репродуктивная речь).
Совместное с логопедом творческого рассказа и/или сказки (отсутствие
самостоятельных развернутых высказываний).
Речь -
великая сила: она убеждает, обращает, принуждает.

В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная.

Каждая из трех функций речи в свою очередь разделяется еще на ряд функций. Так, в рамках коммуникативной
межиндивидуальной
функции различаются функции
сообщения и побуждения,
указания (индикативная) и суждения (предикативная),
эмоционально-выразительная.
Совершенствование речи как ведущего средства общения.

В ней все точнее отражаются
намерения говорящего, все точнее
передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.

Три основные функции речи:

Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее
межиндивидуальная
функция;

Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит
внутрииндивидуальная
функция речи;

Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи.

возник-новения
речевых
наруше-ний
:
:
ухудшение экологической обстановки;
УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА ПАТОЛОГИЙ БЕРЕМЕННОСТИ
увеличение количества родовых травм;
ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
Различные социальные причины.

Он приходится обычно на 2 год жизни.
Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.
Переход ребенка к активной речи.

Развитие всех сторон речи, взятой в аспекте ее образности, выступает фундаментальным условием развития самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в сочинении сказок, рассказов, стихов,
потешек
, загадок.

Речь -
это сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком.

Довербальный
этап -

Приходится на первый год жизни.
В этот период в ходе
довербального
общения
с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями
является
формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи.
Довербальный
этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.

Методика выявления уровня речевого развития старших дошкольников

Словарная работа


понимание смысловой стороны слова: определение значения слова, подбор синонимов, антонимов и ассоциаций к многозначным словам разных частей речи, выявление точности словоупотребления в рассуждениях и повествовательных высказываниях.
Грамматика

– понимание понятий "слово", "словосочетание", "предложение"; согласование существительных и прилагательных в родительном падеже множественного числа; образование новых слов с заданной основой; определение смысловой структуры предложения; составление предложений разных типов.
Фонетика

– понимание терминов "звук", "слог", звуковой анализ слова, звуковое оформление высказывания: темп речи, дикция, владение голосом, интонация законченности предложения и высказывания, плавность изложения текста, его интонационный рисунок, выразительность речи. Связная речь – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно.

Слайд 2

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходима формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка. Гораздно успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрастеигровая деятельностьявляется ведущей.

Слайд 3

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

Слайд 4

Основные задачи речевого развития

Развитие звуковой культуры речи; Формирование грамматического строя речи; Обогащение словарного запаса; Развитие связной речи. Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребенка.

Слайд 5

Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников

Ведущая линия развития речи детей 3-4 лет – это воспитание звуковой культуры речи, обучение правильному звукопроизношению, формирование грамматического строя речи.

Слайд 6

Слайд 7

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Ведущая линия развития детей данного возраста – обогащение словарного запаса. Продолжается работа по воспитанию звуковой культуры речи (формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности). Дети знакомятся с новыми терминами «звук», «слово».

Слайд 8

Слайд 9

Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста является развитие связной речи, усвоение фонетической стороны речи. Проводится работа по дальнейшему совершенствованию речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи. Дети дифференцируют, что такое звук, слово, предложение.

Слайд 10

Слайд 11

Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники сокращает время обучения и одновременно решает следующие речевые задачи: обогащение словарного запаса, составление рассказов, пересказ худ. литературы, отгадывание и загадывание загадок, заучивание стихов.

Слайд 12

Последовательность работы:

1.Мнемоквадраты 2.Мнемодорожки 3.Мнемотаблицы

Слайд 13

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность – это не просто игра, а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащение словаря, а так же развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

Слайд 14

Музыкальные занятия и развитие речи

Музыкальное воспитание в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Чёткое произношение ритмического текста и стихов под музыку развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук произносятся осмысленно, с искренним отношением.

Слайд 15

Художественное творчество и развитие речи

Художественное творчество – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Дети учатся анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов.

Слайд 16

Влияние оригами на развитие речи дошкольников

Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. В процессе складывания фигур оригами дети знакомятся с основными геометрическими понятиями, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами способствует концентрации внимания, имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения. Оригами стимулирует развитие речи, памяти и активизирует мыслительные процессы.

Слайд 17

Основные виды дидактических игр

Настольно-печатные игры Игры с предметами (игрушки, природный материал и т.д.) Словесные игры

Слайд 18

Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, творческие способности, фантазию малыша. Это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

Слайд 19

Сюжетно-ролевая играоказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.. Развивается диалогическая речь.

Слайд 20

Подвижные игры в речевом развитии

Во время игры педагог стремится к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.

Слайд 21

Предметно развивающая среда в группе

«В пустых стенах ребенок не заговорит…» Е.И. Тихеева Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, движении и в общении. Группы должны быть оснащены современным игровым оборудованием, которое включает наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.

Слайд 22

Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды