Карта Англии

Марстон-Мур, близ г. Йорка

Место одного из главных сражений первой гражданской войны. Ввиду критического положения, создавшегося для роялистов на севере, король приказал принцу Руперту спешно соединиться с герцогом Ньюкастлом, что и произошло 28 июня. Командующему парламентской армией Т. Ферфаксу и шотландцам под командованием Д. Лесли пришлось снять осаду с Йорка и отступить к западу. Здесь в местности, известной под названием Марстон-Мур (Марстонская пустошь), примерно в десяти милях от Йорка, состоялась битва. Часть парламентских сил составили солдаты "Восточной ассоциации" под командованием графа Манчестера и Кромвеля. Во главе соединений роялистов стояли принц Руперт и лорд Горинг, также герцог Ньюкастл. Сражение 2 июля 1644 г. при Марстон-Муре было крупнейшим по числу участников за все время Гражданской войны: в нем участвовало более 40 тысяч, из которых 6 тысяч остались лежать на поле брани.

В ходе сражения конница принца Руперта нанесла серьезный удар по отрядам Кромвеля, но помощь шотландцев во главе с Лесли позволила перестроить эскадроны и нанести по Руперту решающий удар. На других участках сражения перевес был на стороне кавалеров, однако отряд Кромвеля пришел на выручку солдатам Ферфакса, способствовал разгрому конницы лорда Горинга и неприятельской пехоты. Последствиями победы при Марстон-Муре было полное уничтожение армии герцога Ньюкастла, падение Йорка и освобождение от кавалеров всего севера.

Незби

Местечко в графстве Нортхэмптоншир в центральной Англии, где 14 июня 1645 года произошло последнее крупное и решающее сражение первой гражданской войны Силы короля при Незби уступали по численности. У Карла было всего 7 500 человек (из них 4 тыс. конницы), у Ферфакса и Кромвеля - 14 тыс. (из них 6,5 тысяч - конница). Под влиянием Руперта Карл решился дать бой. Принц Руперт стремительной атакой с правого фланга прорвал находившуюся перед ним линию войск Г. Айртона, помощника Кромвеля. Парламентская пехота заколебалась. Но Кромвель, командовавший на правом фланге парламентской армии, исправил положе-ние. Он снова применил фланговый удар, разбив войска роялистов на левом фланге, затем, обрушившись на стоящую в центре королевскую пехоту, создал непосредственную угрозу королевскому резерву, где находился сам Карл. Король вынужден был бежать, Руперт также бежал вслед за королем. Битва продолжалась 3 часа. Её результатом было фактическое уничтожение королевской армии. Парламентской армией было захвачено 5 тысяч пленных, военные припасы, королевский обоз со всеми секретными документами.

Престон

Город в северной Англии, возле которого 17 августа 1648 года произошло сражение, в котором Кромвель разгромил основные силы шотландцев во главе с Гамильтоном, овладев северным берегом реки Райбл и отрезав им путь к отступлению.

Эджгилл

Местечко на юге графства Уорвикшир, где 23 октября 1642 г. произошло сражение при попытке королевских войск захватить Лондон. Число участников с обеих сторон достигло 14 тыс. человек, причем силы противников были приблизительно равны. Битва продолжалась с полдня до позднего вечера. Ее результаты были неопределенны, но она ясно показала слабые стороны парламентского войска. Натиск королевской конницы, которой командовал принц Руперт, рассеял конные отряды парламентского войска. Однако парламентская пехота, ядро которой составляла Лондонская милиция, держалась в бою довольно твердо. Таким образом, принц Руперт не сумел развить первоначальный успех. В результате битвы граф Эссекс был вынужден отступить к городу Уорвику, а король вскоре захватил Оксфорд.

Высокая комиссия

Суд по религиозным и политическим делам, учрежденный актом парламента уже в 1543 г., для борьбы с теми, кто отрицал верховенство короля в церковных вопросах, кто противился установлению господства англиканской церкви. Высокая комиссия состояла из духовных и светских лиц и следила за осуществлением единообразия в религии. Ликвидирована Долгим парламентом в 1641 году.

Долгий парламент

После неудачи с Коротким парламентом и в условиях продолжавшейся конфронтации с Шотландией король Карл I был вынужден пойти на созыв нового парламента, который собрался в Вестминстере в ноябре 1640 г. За продолжительность срока своего существования (он действовал в течение 13 лет) получил название Долгого. Созыв Долгого парламента обычно рассматривался в отечественной историографии как начало Английской революции.

Железнобокие

Название, которое получили во время Английской революции XVII в. солдаты армии О. Кромвеля. Первоначально название было дано роялистами О. Кромвелю и его солдатам за их мужество и стойкость в битве при Мартон-Муре (2 июля 1644 г.)

Звездная палата

Высший судебный трибунал, существовавший уже при Тюдорах и являвшийся орудием укрепления английского абсолютизма, борьбы с политическими противниками. Рассматривалась как часть Тайного королевского совета. В компетенцию Звездной палаты входили уголовные и политические дела, а в некоторых случаях и гражданские. Ликвидирована Долгим парламентом в 1641 году.

Индепенденты

Направление в пуританстве, оформившееся в 80-90-х гг. XVI в. Индепендентами, т.е. независимыми, называли тех. кто выступал за полную автономию и независимость каждой религиозной общины как от государственной власти, так и от какой-либо общей церковной власти. Индепенденты высказывались за "свободные" формы самого богослужения, считая противоречащим священному писанию составление каких-либо молитв, гимнов или обрядов. Индепенденство делилось на множество сект и в организационном соотношении было совершенно раздроблено. В период гражданской войны 1642-1646 гг. в парламентской оппозиции оформилась более радикальная, чем пресвитериане, индепендентская политическая партия. Именно индепенденты установили свое политическое господство в результате гражданских войн, выдвинув из своей среды вождя революции - О. Кромвеля.

Кавалеры

Кличка, данная сторонниками парламента своим противникам - роялистам; вошла в употребление в конце 1641 г. Подразумевался дворянский характер королевской армии, в которой главную роль играла кавалерия, всадники носили яркие одежды и пышные парики.

Круглоголовые

Кличка, применяемая приверженцами короля по отношению к сторонникам парламента. Объясняется характерной стрижкой в кружок, принятой у пуритан и широко распространённой в буржуазной среде.

Левеллеры

Или уравнители, название радикальной политической группировки, лидерами которой были Дж. Лильберн, Р. Овертон, Р. Уолвин. Возникла в 1647 году, в ходе общественно-политических дебатов об устройстве Англии. Название пошло от политических противников (пресвитериан и индепендентов), использовавших его как ярлык. Основным документом явилось "Народное соглашение", главные требованиями которого было введение свободы совести и всеобщего избирательного права, уничтожение палаты лордов и установление республики. Критиковали политический режим индепендентской республики. Лишившись поддержки в армии, движение постепенно сошло на нет к середине 50-х гг.

Пороховой заговор

После воцарения Якова I против него был составлен заговор, главную роль в котором играли дворяне-католики. Короля планировалось взорвать во время открытия сессии парламента в 1605 году, для чего в подвалы Вестминстера были свезены бочки с порохом. О заговоре стало известно правительству, и его участники (в том числе Гай Фокс, сжигать чучело которого стало традицией) были подвергнуты жесточайшим пыткам и "квалифицированной" казни.

Прайдова чистка

Государственный переворот, совершённый индепендентами 6-7 декабря 1648 года, когда из Долгого парламента были изгнаны 143 просвитериан, 47 из которых были арестованы. "Операция" была проведена под командованием полковника Прайда. После Прайдовой чистки Долгий парламент превратился в "охвостье", заседания которого посещали не более 80 человек (до чистки - 300 человек).

Пресвитериане

Одно из течений в пуританстве, возникшее уже в XVI в. Пресвитериане были сторонниками такой церковной организации, в которой главную роль играли пресвитеры - старейшины, - особые выборные лица от мирян, руководившее вместе с пасторами ("министрами") делами церковной общины. Пресвитерианское церковное устройство, при котором через пресвитеров решающее влияние на дела общин оказывают ее самые состоятельные члены, предполагало независимость церкви от государственной власти, периодически созываемые церковные съезды - синоды, отмену обрядов, оставшихся в англиканстве от католичества. В ходе Английской революции пресвитерианство получило политическое значение. Лидеры революции на ее начальном этапе в первые годы гражданских войн были именно пресвитерианами.

Протестантизм

Одно из основных направлений в христианстве. Основатель - Мартин Лютер. Сначала протестантами называли немецких князей, поддержавших Реформацию в XVI в. В протестантизме выделяются различные самостоятельные течения, церкви и секты (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.) Для протестантизма характерны: отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощённый культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к 2-м (крещению и причащению). Протестантская англиканская церковь утвердилась в Англии при короле Генрихе VIII в 1534 г. Крайнее течение протестантизма в Англии - пуританизм.

Пуритане

Термин "пуританин" происходит от латинского "puritus" (чистый) и отражает черты, присущие кальвинистскому мировоззрению: скромность в повседневной жизни, строгие моральные устои, отказ от веселых мирских развлечений и т. д. Пуритане требовали углубления в Англии реформации, уничтожения епископального строя англиканской церкви, упрощения обрядности, освобождения церкви от украшений. Чертами пуританской этики считают трудолюбие, расчетливость, поклонение богатству, презрение к бедности ("хотеть быть бедным - все равно, что хотеть быть больным"). В историографии ХIХ века С. Гардинером выдвинута концепция, что Английская революция ХVII века была по своему характеру "пуританской революцией".

Тридцатилетняя война (1618 - 1648)

Крупнейший военный конфликт в европейской истории раннего нового времени. Одна из главных предпосылок войны вытекала из религиозных противоречий, вызванных Реформацией и последовавшей за ней контрреформацией. Начавшись как конфликт внутри Империи Габсбургов, война приобрела характер общеевропейской. Католической партии, основную опору которой составляли Империя и Испания, противостояли преимущественно протестантские государства (Дания, Швеция). Приверженность католицизму не помешала ведущему политику Франции, главному министру короля Людовика ХШ кардиналу Ришелье всецело поддержать противников Габсбургов, что привело к ее непосредственному вступлению в войну в 1635 году. Англия прямого участия в войне не принимала, поэтому звучали обвинения в адрес Стюартов и их министров в предательстве протестантских интересов. Тридцатилетняя война завершилась Вестфальским миром, открывшим новую эпоху в истории международных отношений, характеризующуюся снижением значения религиозного фактора.

Карикатура Дж. Легестера "Чудесное сохранение Англии", 1646 год.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что символизирует изображение корабля и почему?
  2. Что символизирует бушующее море?
  3. Кто тонет в волнах?
  4. Чьи портреты даны на картинке?
  5. Какую цель хотел донести художник?

Карикатура "Королевский дуб Британии", 1646 год

Вопросы для обсуждения:

  1. Где Кромвель, на чем он стоит?
  2. Что символизирует королевский дуб? Обратите внимание, что изображено на его ветвях.
  3. Кто подрубает дерево, и кто набрасывает веревку?
  4. О чем говорят надписи?
  5. Одобряет ли Бог деяние Кромвеля?
  6. Каковы политические пристрастия художника?

Особенности и основные этапы английской буржуаз­ной революции XVII в. Буржуазное государство и право Англии возникло в ходе двух английских революций XVII в., получивших названия "Великий мятеж" и "Славная рево­люция". Идеологическую оболочку движения составили лозунги реформы господствующей церкви и восстановления "старинных обычаев и вольностей", характерные для соци­альных движений средневековья. Вместе с тем в англий­ской буржуазной революции впервые отчетливо проявились основные закономерности развития буржуазных революций нового времени, что позволило назвать ее прообразом Ве­ликой французской буржуазной революции.

Основные особенности английской буржуазной револю­ции обусловлены своеобразной, но исторически закономер­ной для Англии расстановкой социально-политических сил. Английская буржуазия выступила против феодальной мо­нархии, феодального дворянства и господствующей церкви не в союзе с народом, а в союзе с "новым дворянством". Раскол английского дворянства и переход его большей, обур­жуазившейся части в лагерь оппозиции позволили еще не­достаточно окрепшей английской буржуазии одержать по­беду над абсолютизмом.

Этот союз придал английской революции незавершен­ный характер, обусловил ограниченность социально-эконо­мических и политических завоеваний.

Сохранение крупного землевладения английских ленд­лордов, решение аграрного вопроса без наделения землей крестьянства - основной показатель незавершенности английской революции в экономической сфере. В политиче­ской области буржуазии пришлось разделить власть с но­вой земельной аристократией при определяющей роли по­следней. Влияние аристократии сказалось на образовании в Англии такой разновидности буржуазной, конституционной монархии, которая наряду с представительным органом сохранила феодальные учреждения, в том числе сильную ко­ролевскую власть, палату лордов, Тайный совет. Последо­вавшие в XVIII и XIX вв. аграрная и промышленная революции, в конечном счете, обеспечили господствующее поло­жение капиталистическим производственным отношениям и лидерство промышленной буржуазии в осуществлении политической власти. На протяжении этого времени полу­феодальная, аристократическая политическая система Британии медленно и постепенно превращалась в буржуазно-демократическую.

Политические течения. В преддверии и в ходе рево­люции определились два лагеря, представлявших противо­положные политические и религиозные концепции, а также разные социальные интересы. Представители "старого", феодального дворянства и англиканского духовенства были опорой абсолютизма и отстаивали сохранение прежних фео­дальных порядков и англиканской церкви. Лагерь оппози­ции режиму объединял новое дворянство и буржуазию под общим названием "пуритане". Противники абсолютизма в Англии выступали за буржуазные преобразования под знаменем "очищения" англиканской церкви, завершения рефор­мации и создания новой церкви, не зависимой от королев­ской власти. Религиозная оболочка социально-политических требований буржуазии, многие из которых имели чисто свет­ский характер, во многом объяснялась особой ролью англи­канской церкви в защите основ абсолютизма и в подавлении оппозиции церковно-бюрократическим аппаратом.

Вместе с тем революционный лагерь не был единым ни в социальном, ни в религиозном отношении. В ходе револю­ции в лагере пуритан окончательно определились три глав­ных течения: пресвитериан, индепендентов и левеллеров. Пресвитерианское течение, объединявшее крупную буржуа­зию и верхушку джентри, составляло правое крыло рево­люции. Их максимальным требованием было ограничение королевского произвола и установление конституционной монархии с сильной властью короля. Религиозно-политиче­ская программа пресвитериан предусматривала очищение церкви от пережитков католицизма, ее реформу по шот­ландскому образцу и утверждение во главе церковно-административных округов пресвитеров из наиболее состоятель­ных граждан. Пресвитериане захватили и удерживали власть в период 1640-1648 гг., который сопровождался вначале мирным, или "конституционным", развитием революции, а затем переходом к гражданской войне.

Индепенденты, политическим лидером которых, стал О. Кромвель, являлись в основном представителями сред­него и мелкого дворянства, средних слоев городской буржуазии. Они добивались, как минимум, установления огра­ниченной, конституционной монархии. Их программа пре­дусматривала также признание и провозглашение неотъемлемых прав и свобод подданных, прежде всего свободы совести (для протестантов) и свободы слова. Индепенденты выдвигали идею упразднения централизованной церкви и создания независимых от административного аппарата местных религиозных общин. Индепендентское течение было самым пестрым и неоднородным по составу. "Индепендентский", радикальный, этап революции (1649-1660 гг.) связан с упразднением монархии и установлением Республики (1649-1653 гг.), переродившейся затем в военную диктату­ру (1653-1659 гг.), которая привела, в свою очередь, к рес­таврации монархии.

В ходе революции из индепендентского течения выде­лились так называемыелевеллеры, которые стали пользо­ваться наибольшей поддержкой среди ремесленников и кре­стьян. В своем манифесте "Народное соглашение" (1647) левеллеры выдвинули идеи народного суверенитета, всеоб­щего равенства, требовали провозглашения республики, установления всеобщего мужского избирательного права, возврата огороженных земель в руки общин, реформы слож­ной и громоздкой системы "общего права". Идеи левелле­ров заняли важное место в дальнейшей идейно-политиче­ской борьбе с феодальным строем. Вместе с тем, выступая за неприкосновенность частной собственности, левеллеры обошли основное требование крестьянства об упразднении копигольда и власти лендлордов.

Наиболее радикальную часть левеллеров составили диггеры, представлявшие беднейшее крестьянство и пролетарские элементы города и деревни. Они выступили с требова­нием уничтожения частной собственности на землю и пред­меты потребления. Социально-политические взгляды диггеров являлись разновидностью крестьянского утопическо­го коммунизма.

Изменение формы государства. Английская револю­ция развивалась в виде традиционного противостояния ко­роля и парламента. Существенная часть государственно-пра­вовой программы революции была подготовлена парламент­ской оппозицией еще в 20-х гг. XVII в., по мере обострения экономического и политического кризиса абсолютизма. ВПетиции о праве 1628 г. был сформулирован ряд требований, облеченных в старую феодальную форму, но уже имевших новое, буржуазное содержание. Перечислив зло­употребления королевской администрации и ссылаясь на Великую хартию вольностей, парламент просил короля, чтобы: 1) никто впредь не принуждался платить налоги и сборы в королевскую казну "без общего согласия, данного актом парламента"; 2) ни один человек не заключался в тюрьму за отказ платить незаконные налоги; 3) армия не размещалась на постой в дома жителей; 4) никакие лица не наделялись особыми полномочиями, которые могут служить предлогом для предания подданных смерти "противно за­конам и вольностям страны".

Таким образом, в документе был отражен главный по­литический вопрос революции - о правах короля в отно­шении жизни и имущества подданных. Кроме того, был поднят и важнейший социальный вопрос - о неприкосно­венности частной собственности. Охрана собственности, как говорилось в Петиции, есть истинная цель закона и право­судия. Требования парламентской оппозиции привели к роспуску парламента и длительному беспарламентскому правлению Карла I (1629-1640 гг.). В этот период король для пополнения казны единолично вводил все новые побо­ры и штрафы, пресекая недовольство в стране с помощью чрезвычайных судов. Однако в условиях начавшейся вой­ны с Шотландией король был вынужден вновь обратиться к парламенту.

В созванном в 1640 г. парламенте, получившем названиеДолгого (1640-1653), господствующее положение за­няли пресвитериане. В течение 1640-1641 гг. парламент добился от короля утверждения целого ряда важных право­вых актов. Прежде всего по инициативе палаты общин были осуждены главные советники Карла I - граф Страффорд, архиепископ Лод. Тем самым было утверждено право пар­ламента на импичмент высших должностных лиц. Далее, согласноТрехгодичному акту 16 февраля 1641 г., парла­мент должен был созываться, по крайней мере, один раз ка­ждые три года, а при несогласии короля сделать это он мог быть созван другими лицами (пэрами, шерифами) или собраться самостоятельно. Эти положения были дополнены законом, запрещавшим прерывать, отсрочивать заседания и распускать Долгий парламент иначе, как актом самого парламента. Тем самым исключалась возможность возвра­щения к беспарламентскому правлению. Наконец, в июле 1641 г. были приняты два акта, которые ограничили полно­мочия Тайного совета в области судопроизводства и преду­смотрели уничтожение системы чрезвычайных трибуналов, прежде всего Звездной палаты и Высокой комиссии. Серия актов, принятых летом 1641 г., провозгласила неприкосновенность имущества подданных и лишала короля права про­извольно налагать различные штрафы. Программным доку­ментом революции сталаВеликая Ремонстрация, приня­тая 1 декабря 1641 г. Она содержала, в частности, новое требование о том, чтобы король впредь назначал только тех должностных лиц, которым парламент имел основание до­верять. Это означало, по сути, политическую ответствен­ность должностных лиц перед парламентом и было воспри­нято королем как вторжение в его прерогативу, исполни­тельную власть. Король отказался утвердить Великую Ремонстрацию.

Акты парламента 1641 г. были направлены на ограни­чение абсолютной власти короля и означали переход к оп­ределенной разновидности конституционной монархии. Од­нако фактически эта форма буржуазного государства не успела утвердиться с началом гражданских войн между королем и парламентом (1642-1647 и 1648-1649 гг.).

Во время войны в стране установились две враждую­щие и независимые власти, которые контролировали раз­личные территории Английского королевства и пользовались в них всей полнотой законодательных и административных полномочий. Основным направлением деятельности короля и парламента в этот период стала организация собственной армии. Парламент, соединивший в своих руках законодательную и исполнительную власть на контролируемой террито­рии, издал ряд законов и ордонансов, предусматривающих реформу сложившейся военной системы. В 1642 г. парламент несколько раз утверждал так и не подписанный королем "Ордонанс о милиции", согласно которому командующие на­родным ополчением назначались только с согласия парла­мента и несли всю полноту ответственности перед парла­ментом. Король в ответ издал Прокламацию, запрещавшую народному ополчению действовать по воле парламента без согласия короля. В так называемой "Протестации", приня­той летом 1642 г., парламент вновь потребовал утверждения королем "Ордонанса о милиции" и своих требований, выдви­гаемых ранее относительно осуществления некоторых пре­рогатив исполнительной власти: о назначении всех высших должностных лиц с согласия парламента, о несменяемости судей "до тех пор, пока они не поведут себя ненадлежащим образом", о расширении судебной компетенции парламента в области уголовного правосудия. Отказ короля принять все эти предложения привел к началу непосредственно военных действий. Уже в ходе гражданской войны парламентом был принятОрдонанс о новой модели 1645 г., который был на­правлен на образование вместо ополчения отдельных графств постоянной армии. Она должна была содержаться за счет государства. Рядовой состав комплектовался из свободных крестьян и ремесленников. Офицерские должности замещались вне зависимости от происхождения, по способностям. Эти меры привели к превращению парламентской армии в боеспособную силу, которая нанесла ряд решительных поражений армии короля.

В период первой гражданской войны Долгим парламен­том был проведен и ряд других важных преобразований, которые свидетельствовали об углублении революции "под контролем" пресвитерианско-индепендентской верхушки. В 1643 г. был упразднен епископат и введено пресвитериан­ское устройство церкви. Земли епископов и роялистов были конфискованы в собственность государства и пущены в рас­продажу. В результате этих мер, значительная часть земельной собственности перешла в руки буржуазии и джентри. Закрепить новый статус этих земель был призванАкт 1646 г. об отмене системы феодальных рыцарских держа­ний и превращении их в свободные держания "на общем праве", т. е. фактически в частную собственность владель­цев. Таким образом, было осуществлено одностороннее ре­шение аграрного вопроса, выгодное только буржуазии и новому дворянству. Бывшие рыцарские держания были ос­вобождены от условий феодального землевладения (вассаль­ных обязанностей), однако копигольд как форма держания был сохранен. Крестьяне-копигольдеры не стали собствен­никами земли, а остались в поземельной зависимости от лендлордов. Кроме того, основная масса крестьян не могла приобрести землю, так как она поступала в распродажу по очень высоким ценам. Наконец, парламент подтвердил за­конность огораживаний крестьянских земель.

Окончание войны и пленение короля сопровождалось обострением борьбы в парламенте между пресвитерианами и основной массой индепендентов. Открытое выступление пресвитериан в поддержку короля привело ко второй гра­жданской войне. В декабре 1648 г., учитывая "левеллерские" настроения основной части армии, индепендентское руко­водство провело чистку парламента от активных пресвите­риан. Политическая власть перешла в руки индепендентов. 4 января 1649 г. палата общин объявила себя носителем верховной власти в Англии, постановления которой имеют силу закона без согласия короля и палаты лордов. После суда над королем и его казни в конце марта 1649 г. королевское звание и верхняя палата были упразднены. Конститу­ционное закрепление республиканской формы правления было завершено актом19 мая 1649 г. В нем провозглаша­лось образование республики, верховной властью в госу­дарстве объявлялись "Представители Народа в Парламен­те". Высшим органом исполнительной власти стал Государ­ственный совет, который нес ответственность перед парла­ментом. Однако фактическое руководство им осуществлял военный совет во главе с Кромвелем.

Установление республики - наиболее демократической в существующих условиях формы правления - стало вер­шиной революции. Однако после учреждения республики социальная борьба не ослабела, а, наоборот, приняла более острые формы. Новые конфискации земель роялистов, рас­продажа королевских земель (акт 1649 г.) и захватническая война в Ирландии в начале 1650-х гг. превратили значи­тельную часть индепендентов в крупных земельных собст­венников, стремившихся к прекращению революции. На­против, для левеллеров провозглашение республики было лишь начальным этапом борьбы за углубление преобразо­ваний. В армии, состоящей в основном из среднего кресть­янства и ремесленников, влияние левеллеров продолжало усиливаться. В этих условиях лидеры индепендентов, опи­раясь на армейскую верхушку, прибегли к установлению режима диктатуры, которая была прикрыта провозглаше­нием "протектората".

В конце1653 г. Совет офицеров подготовил проект акта о новой форме правления, названногоОрудие управления. Согласно ст. 1 акта, высшая законодательная власть в Анг­лии, Шотландии и Ирландии сосредоточивалось в лице лор­да-протектора и народа, представленного в парламенте. Что­бы в однопалатный парламент попали только представите­ли буржуазии и джентри, акт предусматривал высокий иму­щественный ценз для избирателей (200 ф. ст.). Кроме того, избирательных прав лишались католики и лица, участво­вавшие в войне на стороне короля.

Исполнительная власть в государстве вверялась лор­ду-протектору и Государственному совету, число членов которого могло колебаться от 13 до 21. Лорд-протектор на­делялся широкими полномочиями. Он осуществлял, командование вооруженными силами, с согласия большинства со­вета мог объявлять войну и заключать мир, назначать но­вых членов высшего исполнительного органа и офицеров, поставленных во главе административных округов. Главной опорой протектора оставалась армия. Для ее содержания и покрытия других издержек правительства вводился еже­годный налог, который не мог быть отменен или уменьшен парламентом без согласия лорда-протектора. Таким обра­зом, финансовые прерогативы лорда-протектора практиче­ски стали бесконтрольными, как у абсолютного монарха.

И, в более широком понимании, реформатской церкви .

Основы пресвитерианства

Организационная основа пресвитерианской церкви была заложена в период Реформации в Шотландии протестантскими реформаторами Джоном Ноксом и Эндрю Мелвиллом . Пресвитерианская доктрина базируется на вере в верховную власть Бога, в том числе и в вопросе спасения , божественном предопределении , непогрешимости Святого Писания , а также на догмате о том, что для ниспослания божественной благодати необходима исключительно вера. Пресвитерианство отрицает необходимость участия духовенства в вопросе спасения и, в связи с этим, в пресвитерианских церквях отсутствует епископальное устройство, а церковная организация представляет собой совокупность приходов, управляемых пасторами и пресвитерами , избираемыми прихожанами.

В настоящее время пресвитерианство распространено, прежде всего, в Шотландии , США , Канаде и Австралии . Существенное значение имеют также пресвитерианские церкви Англии и Северной Ирландии . Пресвитерианство также развито в бывших английских колониях Африки . Пресвитерианство очень развито в Республике Корея (Южная Корея).

История пресвитерианства

Пресвитерианство в Шотландии

Пресвитерианство зародилось в период протестантской революции в Шотландии в - гг. Его возникновение связано с деятельностью Джона Нокса , радикального протестанта и ученика Жана Кальвина . Победа протестантов в 1560 году позволила им приступить к созданию новой церковной организации, основанной на отказе от необходимости посредничества духовенства в отношениях человека с Богом. Доктрина пресвитерианства («пресвитерианский символ веры ») была утверждена в г. шотландским парламентом. Одновременно началось создание новой церковной организации, в основу которой были положены автономные церковные приходы, подчиняющиеся десяти назначаемым государством суперинтендантам, которые должны были прийти на смену епископам (полностью не реализовано). Верховным органом пресвитерианской церкви стала генеральная ассамблея шотландского духовенства и мирян. На уровне приходов создавались «конгрегации», в состав которых входили пасторы и наиболее авторитетные прихожане. После свержения Марии Стюарт в г. пресвитерианство окончательно утвердилось в качестве официальной религии Шотландии.

Дальнейшее развитие пресвитерианства связано с именем Эндрю Мелвилла (1545-1622), который отстаивал позицию полной независимости церкви от государства и усиления автономии приходских церквей. Под его влиянием была принята новая «Книга послушания», в шотландской церкви были созданы пресвитерии - специальные органы церковного самоуправления на уровне приходов, включающие пасторов, богословов и пресвитеров (избираемых пожизненно авторитетных и благочестивых прихожан). Государство было отстранено от участия в назначении духовенства. Борьба между адептами «чистого пресвитерианства» и сторонниками сохранения епископального устройства велась на протяжении конца XVI-первой половины XVII веков и завершилась только после Английской революции ликвидацией епископата. «Вестминстерское исповедание », принятое в г., зафиксировало основные догматы пресвитерианства. После Славной революции г. Акт о веротерпимости ( г.) утвердил пресвитерианство в качестве государственной религии Шотландии.

Пресвитерианство в Англии и Ирландии

В организационном плане базовой ячейкой церкви является церковный приход, управляемый конгрегацией (или сессией), в состав которой входят пасторы, ответственные за богослужения, организацию таинств и обучение, а также выборные из состава прихожан мирские «старейшины». В обязанности конгрегаций входят также организация общественных работ и благотворительность. Несколько конгрегаций объединяются в пресвитерии , в которые также наряду с церковнослужителями входят и авторитетные миряне, избираемые конгрегациями. Пресвитерии посылают своих представителей на проходящие регулярно генеральные ассамблеи (или генеральные синоды) пресвитерианских церквей. Генеральные ассамблеи обладают правом законотворчества в церковных вопросах и одновременно являются высшей судебной инстанцией по церковному праву. В некоторых странах (Канада, Австралия, США) промежуточным звеном между пресвитериями и генеральной ассамблеей являются синоды . Отличием пресвитерианской организации церкви является отсутствие епископов .

См. также

Напишите отзыв о статье "Пресвитерианство"

Отрывок, характеризующий Пресвитерианство

Пьер, чувствуя себя не на своем месте и без дела, боясь опять помешать кому нибудь, поскакал за адъютантом.
– Это здесь, что же? Можно мне с вами? – спрашивал он.
– Сейчас, сейчас, – отвечал адъютант и, подскакав к толстому полковнику, стоявшему на лугу, что то передал ему и тогда уже обратился к Пьеру.
– Вы зачем сюда попали, граф? – сказал он ему с улыбкой. – Все любопытствуете?
– Да, да, – сказал Пьер. Но адъютант, повернув лошадь, ехал дальше.
– Здесь то слава богу, – сказал адъютант, – но на левом фланге у Багратиона ужасная жарня идет.
– Неужели? – спросил Пьер. – Это где же?
– Да вот поедемте со мной на курган, от нас видно. А у нас на батарее еще сносно, – сказал адъютант. – Что ж, едете?
– Да, я с вами, – сказал Пьер, глядя вокруг себя и отыскивая глазами своего берейтора. Тут только в первый раз Пьер увидал раненых, бредущих пешком и несомых на носилках. На том самом лужке с пахучими рядами сена, по которому он проезжал вчера, поперек рядов, неловко подвернув голову, неподвижно лежал один солдат с свалившимся кивером. – А этого отчего не подняли? – начал было Пьер; но, увидав строгое лицо адъютанта, оглянувшегося в ту же сторону, он замолчал.
Пьер не нашел своего берейтора и вместе с адъютантом низом поехал по лощине к кургану Раевского. Лошадь Пьера отставала от адъютанта и равномерно встряхивала его.
– Вы, видно, не привыкли верхом ездить, граф? – спросил адъютант.
– Нет, ничего, но что то она прыгает очень, – с недоуменьем сказал Пьер.
– Ээ!.. да она ранена, – сказал адъютант, – правая передняя, выше колена. Пуля, должно быть. Поздравляю, граф, – сказал он, – le bapteme de feu [крещение огнем].
Проехав в дыму по шестому корпусу, позади артиллерии, которая, выдвинутая вперед, стреляла, оглушая своими выстрелами, они приехали к небольшому лесу. В лесу было прохладно, тихо и пахло осенью. Пьер и адъютант слезли с лошадей и пешком вошли на гору.
– Здесь генерал? – спросил адъютант, подходя к кургану.
– Сейчас были, поехали сюда, – указывая вправо, отвечали ему.
Адъютант оглянулся на Пьера, как бы не зная, что ему теперь с ним делать.
– Не беспокойтесь, – сказал Пьер. – Я пойду на курган, можно?
– Да пойдите, оттуда все видно и не так опасно. А я заеду за вами.
Пьер пошел на батарею, и адъютант поехал дальше. Больше они не видались, и уже гораздо после Пьер узнал, что этому адъютанту в этот день оторвало руку.
Курган, на который вошел Пьер, был то знаменитое (потом известное у русских под именем курганной батареи, или батареи Раевского, а у французов под именем la grande redoute, la fatale redoute, la redoute du centre [большого редута, рокового редута, центрального редута] место, вокруг которого положены десятки тысяч людей и которое французы считали важнейшим пунктом позиции.
Редут этот состоял из кургана, на котором с трех сторон были выкопаны канавы. В окопанном канавами место стояли десять стрелявших пушек, высунутых в отверстие валов.
В линию с курганом стояли с обеих сторон пушки, тоже беспрестанно стрелявшие. Немного позади пушек стояли пехотные войска. Входя на этот курган, Пьер никак не думал, что это окопанное небольшими канавами место, на котором стояло и стреляло несколько пушек, было самое важное место в сражении.
Пьеру, напротив, казалось, что это место (именно потому, что он находился на нем) было одно из самых незначительных мест сражения.
Войдя на курган, Пьер сел в конце канавы, окружающей батарею, и с бессознательно радостной улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него. Изредка Пьер все с той же улыбкой вставал и, стараясь не помешать солдатам, заряжавшим и накатывавшим орудия, беспрестанно пробегавшим мимо него с сумками и зарядами, прохаживался по батарее. Пушки с этой батареи беспрестанно одна за другой стреляли, оглушая своими звуками и застилая всю окрестность пороховым дымом.
В противность той жуткости, которая чувствовалась между пехотными солдатами прикрытия, здесь, на батарее, где небольшое количество людей, занятых делом, бело ограничено, отделено от других канавой, – здесь чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление.
Появление невоенной фигуры Пьера в белой шляпе сначала неприятно поразило этих людей. Солдаты, проходя мимо его, удивленно и даже испуганно косились на его фигуру. Старший артиллерийский офицер, высокий, с длинными ногами, рябой человек, как будто для того, чтобы посмотреть на действие крайнего орудия, подошел к Пьеру и любопытно посмотрел на него.
Молоденький круглолицый офицерик, еще совершенный ребенок, очевидно, только что выпущенный из корпуса, распоряжаясь весьма старательно порученными ему двумя пушками, строго обратился к Пьеру.
– Господин, позвольте вас попросить с дороги, – сказал он ему, – здесь нельзя.
Солдаты неодобрительно покачивали головами, глядя на Пьера. Но когда все убедились, что этот человек в белой шляпе не только не делал ничего дурного, но или смирно сидел на откосе вала, или с робкой улыбкой, учтиво сторонясь перед солдатами, прохаживался по батарее под выстрелами так же спокойно, как по бульвару, тогда понемногу чувство недоброжелательного недоуменья к нему стало переходить в ласковое и шутливое участие, подобное тому, которое солдаты имеют к своим животным: собакам, петухам, козлам и вообще животным, живущим при воинских командах. Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище. «Наш барин» прозвали его и про него ласково смеялись между собой.
Одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера. Он, обчищая взбрызнутую ядром землю с платья, с улыбкой оглянулся вокруг себя.
– И как это вы не боитесь, барин, право! – обратился к Пьеру краснорожий широкий солдат, оскаливая крепкие белые зубы.
– А ты разве боишься? – спросил Пьер.
– А то как же? – отвечал солдат. – Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться, – сказал он, смеясь.
Несколько солдат с веселыми и ласковыми лицами остановились подле Пьера. Они как будто не ожидали того, чтобы он говорил, как все, и это открытие обрадовало их.
– Наше дело солдатское. А вот барин, так удивительно. Вот так барин!
– По местам! – крикнул молоденький офицер на собравшихся вокруг Пьера солдат. Молоденький офицер этот, видимо, исполнял свою должность в первый или во второй раз и потому с особенной отчетливостью и форменностью обращался и с солдатами и с начальником.
Перекатная пальба пушек и ружей усиливалась по всему полю, в особенности влево, там, где были флеши Багратиона, но из за дыма выстрелов с того места, где был Пьер, нельзя было почти ничего видеть. Притом, наблюдения за тем, как бы семейным (отделенным от всех других) кружком людей, находившихся на батарее, поглощали все внимание Пьера. Первое его бессознательно радостное возбуждение, произведенное видом и звуками поля сражения, заменилось теперь, в особенности после вида этого одиноко лежащего солдата на лугу, другим чувством. Сидя теперь на откосе канавы, он наблюдал окружавшие его лица.
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.
– Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия.
– Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал.
– Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
– К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны.
– Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку.
– Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.

Пресвитерианство (от греческого пресвитерос — старейшина ) — религиозное протестантское течение в христианстве , возникшее в 16-м веке как разновидность кальвинизма .

Как видно из названия, особую роль в пресвитерианстве играет организационная структура церкви, в основе которой лежит выборность руководства (пресвитеров).

История зарождения пресвитерианства тесно связана с Шотландской протестантской революцией , которая пришлась на 1559-1560 годы. Основателем данного религиозного течения можно считать Джона Нокса , являвшегося учеником Кальвина . Закономерно, что после победы протестантов и организации ими собственной церкви , пресвитерианство позаимствовало многие черты кальвинизма . Изначально пресвитерианство отрицало необходимость посредничества со стороны духовенства в отношениях человека и Бога , в противоположность католической церкви. К 1567 году пресвитерианство со своим верховным органом — генеральной ассамблеей шотландского духовенства и мирян , и выборными органами управления на местах (конгрегации ), — окончательно утвердилось как доминирующая религия в Шотландии .

Следующий этап развития пресвитерианства связан с деятельностью Эндрю Мелвилла (1545-1622). В это время усиливается независимость церковных структур от государства при одновременном росте автономии отдельных приходов . Заслугой Мервилла является возникновение специальных органов самоуправления — пресвитерий, в состав которые входили пасторы, богословы и пресвитеры.

И на сегодняшний день пресвитерианство удерживает религиозный приоритет в Шотландии , — действующая церковь Шотландии включает более одного миллиона верующих.

Закономерно, что в Англии пресвитерианство не могло занять ведущие позиции, как это случилось в Шотландии, так как здесь ей конкуренцию составляло англиканство , поддерживаемое на государственном уровне. Таким образом, проникновение пресвитерианства в Англию связано с так называемым "теневым путём ", в результате реализации которого оно постепенно совмещалось с господствующим англиканством .

Распространение пресвитерианства в Ирландии , связано с переселением туда многих шотландцев , в результате на сегодняшний день эта религия занимает по числу верующих второе место в Северной Ирландии.

Разумеется, колонизация Америки сопровождалось миграцией туда из Старого Света больших масс пресвитериан, которые основали там несколько церквей. В настоящее время в США и Канаде пресвитерианство является самой распространённой религией среди протестантских течений (например, в США проживают четыре миллиона пресвитериан).

Что касается особенностей пресвитерианского вероучения, то следует выделить следующие:

  • Догмат о божественном предопределении , т.е. изначально предопределено, будет человек спасён или нет — повлиять на это с помощью совершения добрых или злых поступков невозможно;
  • Единственный глава церкви — Христос ;
  • Библия является высшим правилом , регламентирующим вопросы веры и жизни;
  • Повышенное внимание к обряду крещения ;
  • Практика группового исполнения псалмов и общего причастия ;
  • Отрицание посреднической роли церкви при общении с Богом ;
  • Исключение догматов о канонизации святых ;
  • Большое внимание проповедям , которые чащи читаются, чем произносятся;
  • Молитвы , произносимые во время службы, являются в основном импровизацией пастора .

Культ пресвитерианства , как и многих других протестантских течений, отличается простотой и минимализмом . В храмах отсутствуют иконы, изображения распятия, алтари, свечи, не звучит органная музыка.

Сегодня пресвитерианство получило наибольшее распространение в таких странах как США, Англия, Канада, а также некоторых бывших британских колониях . В мире насчитывается около 59-и миллионов пресвитериан .

Пресвитериане

ПРЕСВИТЕРИА́НЕ [тэ], -риа́н; мн. Последователи протестантского вероучения, возникшего в Англии и Шотландии в 16 в., отвергающие власть епископов и признающие только пресвитера и пастора (в период английской буржуазной революции 17 в. составляли политическую партию).

Пресвитериа́нин, -а; м.; Пресвитериа́нец, -нца; м. Пресвитериа́нка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж.

пресвитериа́не

(от пресвитер), в период Английской революции XVII в. религиозно-политическая партия, правое крыло пуритан; в 1640-48 фактически у власти (до так называемой Прайдовой чистки). Как религиозное течение пресвитерианство - разновидность кальвинизма в англоязычных странах.

ПРЕСВИТЕРИАНЕ

ПРЕСВИТЕРИА́НЕ (от пресвитер (см. ПРЕСВИТЕР) , англ. ед. ч. presbyterian), умеренное крыло английских и шотландских пуритан (см. ПУРИТАНЕ) ; политическая партия в период Английской революции 17 века (см. АНГЛИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ) .
Пресвитерианство основано в Шотландиии Джоном Ноксом (см. НОКС Джон) , учеником Жана Кальвина (см. КАЛЬВИН Жан) . Требования строгого единообразия, упрощения и удешевления церковных обрядов, замены епископов (см. ЕПИСКОП) выборными пресвитерами, отделения церкви от светской власти получили в Шотландии широкую поддержку и в 1592 году пресвитерианство было признано государственной религией.
Общины пресвитериан в Англии появились в 1570-х годах. С началом революции пресвитериане приобрели значение политической партии, выражавшей интересы умеренных слоев нового дворянства (см. НОВОЕ ДВОРЯНСТВО) , купечества и предпринимателей. В 1640-1648 годах пресвитериане обладали твердым большинством в Долгом парламенте (см. ДОЛГИЙ ПАРЛАМЕНТ) и фактически были у власти. Под их влиянием в 1643 году была заключена «Торжественная лига и ковенант» с Шотландией (смотри Ковенант (см. КОВЕНАНТ) ). В 1644 году пресвитерианство стало государственной религией Англии. Углубление революционного процесса привело к усилению индепендентов (см. ИНДЕПЕНДЕНТЫ) , которые изгнали пресвитериан из Долгого парламента в ходе Прайдовой чистки (см. ПРАЙДОВА ЧИСТКА) в декабре 1648 года.
Вновь пресвитериане заявили о себе лишь после смерти Оливера Кромвеля (см. КРОМВЕЛЬ Оливер) в 1658 году. Они активно стремились вернуть себе власть и способствовали реставрации монархии в 1660 году. Но после возвращения Стюартов (см. СТЮАРТЫ) на престол пресвитериане сошли с политической арены.
Как религиозное течение пресвитерианство - разновидность кальвинизма (см. КАЛЬВИНИЗМ) в англоязычных странах.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "пресвитериане" в других словарях:

    - (этим. см. след. сл.). Английские протестанты, не признающие епископства. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРЕСВИТЕРИАНЕ одно из протестантских вероисповеданий; п. отвергают церковную иерархию,… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от пресвитер) в период Английской революции 17 в. религиозно политическая партия, правое крыло пуритан; в 1640 48 фактически у власти (до т. н. Прайдовой чистки). Как религиозное течение пресвитерианство разновидность кальвинизма в англоязычных… … Большой Энциклопедический словарь

    ПРЕСВИТЕРИАНЕ, пресвитериан, ед. пресвитерианин, пресвитерианина, муж. (рел.). Последователи одного из протестантских религиозных исповеданий в Англии и Америке, отвергающего епископат и признающего лишь сан священника (пресвитера). Толковый… … Толковый словарь Ушакова

    Пресвитериане - (Presbyterians), христиане протестанты, выступавшие против власти епископов в церкви, последователи Жана Кальвина. В эпоху Реформации кальвинисты утверждали, что оппозиция епископам не ересь, а возврат к истинной церкви ранних христиан, как… … Всемирная история

    Протестантская деноминация, в которой церковная власть возложена на избранных представителей местных общин (конгрегаций) или более крупных объединений пресвитерий. Название деноминации восходит к греч. presbyteros (старший, старейшина), оно… … Энциклопедия Кольера

    Реформация Реформация 95 тезисов Формула согласия Контрреформация Движения и деноминации Протестантизм Реформация в Германии Лютеранство Анабаптизм … Википедия

    Протестантская ересь, возникшая в Шотландии и Англии в конце XVI века. По сути пресвитериане являются последователями протестантских церквей кальвинистской ориентации. Пресвитериане отвергали церковную централизацию и епископат, боролись против… … Религиозные термины

    - (англ., единственное число presbyterian, от греч. presbýteros старейшина) умеренное крыло английских и шотландских пуритан (См. Пуритане); политическая партия периода Английской буржуазной революции 17 века (См. Английская буржуазная… … Большая советская энциклопедия

    Кальвинисты, преимущественно XVI и XVII вв., в Англии, Шотландии и североамериканских английских колониях, державшиеся пресвитериально синодального устройства церкви (см. Пресвитерианство). В Шотландии направление это возобладало с самого начала… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (англ., ед. ч. presbyterian, от греч. presbuteros старший) приверженцы ортодоксально кальвинистских церквей (см. Кальвинизм) шотл. англ. происхождения; политич. партия периода английской буржуазной революции 17 века. Пресвитерианская церковь в… … Советская историческая энциклопедия