Древний Египет, наверно, самая известная цивилизация древнего мира. Народ, живший на берегах Нила за тысячу лет до нашей эры, имел собственный самобытный пантеон богов и богатую культуру. В обывательском сознании с Древним Египтом больше всего связаны мумии фараонов, которые привлекают интерес своей таинственностью и принадлежностью к культу смерти.

Значение мумификации

Древние египтяне считали, что после кончины человек отправляется в загробный мир. Поэтому тела самых богатых и влиятельных жителей страны после смерти обязательно подвергались мумификации. Это делали с фараонами, верховными жрецами, аристократами. Процесс обработки трупа был полон различных тонкостей, которые были известны только в Древнем Египте.

Суеверные жители африканской страны считали, что мумии фараонов помогают своим владельцам беспрепятственно отправиться в загробный мир. В массовом сознании было устойчивым мнение о том, что правители имеют божественное происхождение, это делало их связь со сверхъестественными явлениями еще более тесной. Мумии фараонов хоронили в специальных гробницах - пирамидах. Этот стиль архитектуры был уникальным египетским изобретением, которое стало небывалым новшеством в Древнем мире. Ни в Средиземноморье, ни в Междуречье ничего подобного тогда не строили. Самыми знаменитыми являются пирамиды Гизы.

Процесс мумификации

Мумификация считалась уделом избранных, но фактически ее можно было купить, если человек хотел обеспечить себе спокойное пребывание в загробном мире, а также если у него было достаточно денег для этого. Но были и процедуры, доступные только фараонам и членам их семьи. Например, только их органы помещались в специальные сосуды (канопы). Для этого тело умершего разрезалось специальным способом. Отверстия заполняли маслом, которое сливалось через несколько дней. Мастера, которые занимались мумификацией, являлись привилегированными членами общества. Им была известна недоступная для других наука бальзамирования. За столетия существования египетской цивилизации эти секреты так и не стали известны другим народам, например шумерам.

Органы в сосудах хранились рядом с саркофагом мумии. Секреты фараонов хоронились вместе с их телами. В гробницу помещались все личные вещи, которые, по религиозной убежденности древних египтян, в дальнейшем также исправно служили владельцам в потустороннем мире. То же самое было с органами, которые должны были вернуться к фараонам, когда они окажутся по ту сторону бытия.

Обработка мумии

Обработанное тело подвергалось сушке, которая могла продолжаться до 40 дней. Процедура позволяла ему сохраниться на протяжении многих лет. Для того чтобы тело не потеряло свою форму от естественных процессов, оно заполнялось специальным раствором, который в том числе содержал и натрий. Необходимые вещества бальзамировщики добывали на берегах Нила, который был священной рекой всей цивилизации.

Мумии фараонов Египта также подвергались обработке косметологами и парикмахерами. На последнем этапе тело покрывали специальным маслом из воска, смолы и других природных ингредиентов. Наконец труп обматывался бинтами и помещался в саркофаг, где на него надевали маску. Всего процесс мумификации занимал около 70 дней и включал в себя труд дюжины человек. Секретному ремеслу обучали жрецов культа Разглашать его было нельзя. Нарушителей закона ждала смертная казнь.

Долина царей

Вместе с мумией в усыпальнице хоронили еще и все имущество умершего: украшения, мебель, золото, а также колесницы, которые вообще были символом принадлежности к главному социальному слою. Члены одной семьи, как правило, имели собственную гробницу, которая становилась фамильным склепом. Археологи находят в таких пирамидах по несколько мумий. Существовали священные места, где строилось особенно много пирамид. Они находились на юге Египте. Это Долина царей, а также Долина цариц. Здесь нашли свой покой представители нескольких династий, правивших древним государством.

Был город Фивы. Именно на его месте находится знаменитая Долина царей. Это обширный некрополь, в котором хранились многие мумии фараонов. Долина была обнаружена почти случайно братьями-учеными Расулами во время их экспедиции в 1871 года. С тех пор работа археологов здесь не останавливалась ни на один день.

Хеопс

Одной из самых знаменитых является мумия Он правил Египтом в XXVI веке до н. э. Его фигура была известна античным историкам, в том числе Геродоту. Уже этот факт говорит о том, что этот фараон действительно был великим даже по сравнению со своими предшественниками и преемниками, потому что имена многих фараонов вообще не сохранились ни в одном историческом источнике.

Хеопс был деспотом, сурово каравшим своих поданных за любую оплошность. Он был беспощаден к своим врагам. Такой характер был привычным для чья власть, как считали современники, происходила от богов, что давало фараонам карт-бланш на любые капризы. При этом народ и не пытался сопротивляться. Также Хеопс стал известен тем, что воевал на Синайском полуострове против бедуинов.

Пирамида Хеопса

Но величайшим достижением этого фараона является именно пирамида, которая была выстроена для его собственной мумии. Правители Египта готовились к своей смерти заранее. Уже при жизни фараона начиналось строительство его пирамиды, где он должен был найти вечный покой. Не исключением в этом правиле был и Хеопс.

Однако его пирамида поражала своими размерами всех современников и далеких потомков. Она была включена в список 7 древних чудес света и остается единственным памятником из этого списка, который просуществовал до наших дней.

Культовый комплекс в Гизе

Утраченная мумия египетского фараона хранилась внутри огромного лабиринта коридоров внутри сооружения высотой в 137 метров. Этот показатель был побит только в конце XIX века, когда в Париже появилась Эйфелева башня. Хеопс сам выбрал место своей усыпальницы. Им стало плато на территории современного города Гизы. В его эпоху это был северный край кладбища древнего Мемфиса - столицы Египта.

Вместе с пирамидой была создана монументальная скульптура Большого сфинкса, который известен всему миру не хуже самой пирамиды. Хеопс рассчитывал, что со временем на этом месте появится целый комплекс из ритуальных сооружений, посвященный его династии.

Рамзес II

Другим великим фараоном Египта был Рамзес II. Он правил почти всю свою долгую жизнь (1279-1213 гг. до н. э.). Его имя вошло в историю благодаря ряду военных кампаний против соседей. Больше всего известен конфликт с хеттами. Рамзес много строил при жизни. Он основал несколько городов, большая часть которых была названа по его имени.

Это был правитель, который изменил и преобразовал Древний Египет. Мумии фараонов часто становились объектами охоты гробокопателей. Не стала исключением гробница Рамзеса II. Жрецы Египта следили за тем, чтобы царские некрополи оставались нетронутыми. Пока древняя цивилизация еще существовала, тело этого правителя перезахоронили несколько раз. Сперва мумия фараона Рамзеса была помещена в склеп его собственного отца. Неизвестно точно, когда его разграбили, но в итоге жрецы нашли новое место для тела. Им стал тщательно спрятанный тайник, который принадлежал фараону Херихору. Туда же были помещены мумии из других гробниц, ограбленных разбойниками. Это были тела Тутмоса III и Рамзеса III.

Борьба с грабителями могил

Тайник был обнаружен только в XIX веке. Сначала его нашли арабские грабители могил. В те эпоху это был прибыльный бизнес, поскольку в африканских песках по-прежнему находилось много сокровищ, которые продавались за хорошую цену на европейских Как правило, грабителей интересуют сокровища и драгоценные камни, а не мумии фараонов Египта. Фото разоренных могил подтверждают эту тенденцию.

Однако уже в XIX веке власти Египта создали специальное министерство, которое отслеживало нелегальную торговлю древностями. Вскоре источник драгоценностей был обнаружен. Так в 1881 году нетронутая мумия Рамзеса попала в руки ученых. С тех пор она хранилась в различных музеях. Изучая ее, исследователи всего мира до сих пор получают новую информацию о мумификации. В 1975 году останки подвергли уникальной современной процедуре консервации, которая позволила сохранить уцелевший артефакт прошлого.

Такой случай - крайняя удача для научного сообщества. Как правило, когда обнаруживают новую гробницу, в ней уже ничего не остается, в том числе и мумии. Секреты фараонов и их богатства на протяжении многих столетий привлекали искателей приключений и торговцев.

Тутанхамон

В популярной культуре больше всего известна мумия Тутанхамона. Этот фараон правил в юном возрасте с 1332 по 1323 год до н. э. Он умер в возрасте 20 лет. При жизни он ничем не выделился в череде своих предшественников и преемников. Его имя стало известно благодаря тому, что его гробница оказалась не тронутой древними мародерами.

Современные научные исследования мумии позволили детально изучить обстоятельства смерти юноши. До этого было расхожим мнение о том, что Тутанхамон был насильно убит своим регентом. Однако это не подтверждает сама мумия фараона Египта. Пирамида, в которой она хранилась, была полна склянками с лекарством от малярии. Современный анализ ДНК не исключил версию о том, что молодой человек переболел тяжелым недугом, из-за которого преждевременно скончался.

Когда команда археологов обнаружила склеп в 1922 году, он был полон всевозможных уникальных артефактов. Именно гробница Тутанхамона позволила современной науке воссоздать ту обстановку, в которой хоронились мумии фараонов Египта. Фото усыпальницы сразу же проникли в западную печать и стали сенсацией.

Проклятие фараонов

Еще большая шумиха вокруг гробницы Тутанхамона началась, когда неожиданно скончался лорд Джордж Карнавон, который профинансировал исследование далекой находки. Англичанин умер в каирской гостинице вскоре после того, как был вскрыт древний склеп. Пресса тут же подхватила этот сюжет. Вскоре появились новые умершие, связанные с археологической экспедицией. В печати поползли слухи о том, что существует проклятие, которое пало на головы тех, кто проник в гробницу.

Популярной точкой зрения была идея о том, что источником зла была мумия фараона. Фото умерших попадали в широко тиражируемые некрологи. Со временем появились опровержения, которые развинчивали миф о проклятии. Тем не менее легенда стала популярным сюжетом западной культуры. В XX веке было снято несколько художественных фильмов, посвященных проклятию.

В немалой степени именно благодаря им тема Древнего Египта приобрела популярность среди самой широкой публики. Известными стали любые новости, в которых фигурирует та или иная мумия. Гробница фараонов, которая была бы целой и нетронутой, так и не была найдена со времен находки Тутанхамона.

Джордж Герберт, 5-й граф Карнарвон, читает на веранде в доме Говарда Картера. Около 1923 года Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

5 апреля 1923 года в каирском «Континенталь-Савое» умер Джордж Карнарвон — британский аристократ и любитель-египтолог, финансировавший раскопки археолога Говарда Картера в Долине царей. Говорили о несчастливом стечении обстоятельств: укус комара и последовавший за ним неаккуратный жест бритвой, а дальше заражение крови, пневмония и смерть, вызвавшая настоящую панику каирского бомонда. Еще бы: едва все мировые газеты успели отрапортовать об уникальном открытии в Долине царей — сохранившейся почти в первозданном виде гробнице фараона Тутанхамона, — как один из главных героев события погибает в самом расцвете сил, в возрасте 56 лет. В отличие от многих других гробниц, разграбленных уже в XIX веке, в усыпальнице Тутанхамона побывали только древнеегипетские воры, оставившие после себя немало ценного. Корреспонденты фамильярно называли фараона XVIII династии Мальчиком-фараоном или просто Тутом. История открытия сама по себе была удивительной: семь лет Говард Картер, финансируемый Карнарвоном, перекапывал Долину царей в поисках неразграбленной гробницы — и только в ноябре 1922 года, когда Карнарвон уже собирался прекратить финансирование, обнаружил таковую.

После этого началась чертовщина: египтолог и корреспондент Daily Mail Артур Вейгалл, освещавший историю с самого начала, написал о том, что птичку Картера вскоре после открытия гробницы съела кобра — символ власти фараона. Еще рассказывали, что собака Карнарвона умерла в это же время в его родовом поместье Хайклер (сегодня более известном по сериалу «Аббатство Даунтон»). Узнав о кончине Карнарвона, читатели быстро соотнесли одно с другим — и проклятие гробницы стало реальностью. Вейгалл, всячески отрицавший его существование, умер в 1934 году в 54 года и был охотно занесен в число жертв гробницы.

Погребальная маска Тутанхамона. Фотография 1925 года

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочий египтянин в погребальной камере гробницы Тутанхамона. 1924 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Объекты, найденные в гробнице. 1922 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер и Артур Каллендер заворачивают статую перед транспортировкой. 1923 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Бюст богини Мехурт и сундуки в сокровищнице гробницы Тутанхамона. 1926 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер изучает внутренний гроб, сделанный из чистого золота. 1925 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Церемониальная кровать в форме Небесной Коровы и другие предметы в гробнице. 1922 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер изучает крышку второго (среднего) гроба в погребальной камере гробницы. 1925 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Артур Мейс и Альфред Лукас изучают одну из колесниц, найденных в гробнице. 1923 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Алебастровые вазы в гробнице. 1922 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Ковчег со статуей бога Анубиса на пороге сокровищницы. 1926 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочие в погребальной камере. 1923 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Медиаистерия вокруг Тутанхамона объяснялась еще и тем, что у репортеров в тот год было не так много громких тем для обсуждения. Лето выдалось настолько скупым на новости, что история о фермере, вырастившем крыжовник размером с яблоню, попала на первые полосы ведущих изданий. Кроме того, Карнарвон продал эксклюзивные права на освещение открытия гробницы газете The Times, что вызвало бурю протестов со стороны других репортеров и только усугубило гонку за сенсациями. Одна из американских пароходных компаний даже ввела дополнительные рейсы в Египет, чтобы все желающие туристы могли побыстрее попасть в Луксор. В результате Картер был настолько замучен прессой и зеваками, осаждавшими раскопки, что однажды даже в сердцах выпалил: «Лучше бы я вообще не находил эту гробницу!»

Несмотря на то что ни на входе в гробницу, ни в погребальной комнате так и не нашли никаких посланий с проклятиями, легенда продолжала курсировать и только набирала обороты, когда умирал кто-нибудь хоть как-то связанный с гробницей. Количество предполагаемых «жертв проклятия» варьируется от 22 до 36 человек; при этом, согласно данным, опубликованным в The British Medical Journal, средний возраст умерших составлял 70 лет. «Тутмания», как тогда говорили, охватила и киноиндустрию — в 1932 году вышел фильм «Мумия» с главным актером фильмов ужасов Борисом Карлоффом.

Согласно популярным представлениям, именно открытие гробницы Тутанхамона положило начало легендам о проклятиях, которые позже капитализировали писатели-фантасты и Голливуд. Однако при таком объяснении удивляет готовность, с которой образованные европейцы на протяжении всей первой половины XX века распространяли невероятные истории о мумиях и фараонах. В действительности это было обусловлено тем, что к 1923 году страшные сказки о мстительных мумиях и древних египетских проклятиях были частью популярного ориенталистского фольклора уже больше века.


Кадр из сериала «Пуаро Агаты Кристи». 1993 год В рассказе Агаты Кристи «Тайна египетской гробницы», обыгрывающем историю Тутанхамона, единственный человек, не воспринимающий всерьез проклятие, — опытный и циничный сыщик Эркюль Пуаро. ITV

21 июля 1798 года французские боевые отряды встретились с армией мамлюков в тени великих пирамид Гизы — свидетельства величия Древнего царства. Прологом к Битве у пирамид считается ставший крылатым монолог Наполеона Бонапарта:

«Солдаты! Вы прибыли в эти края, чтобы вырвать их из варварства, принести цивилизацию на Восток и уберечь эту прекрасную часть мира от английского ига. Мы будем воевать. Знайте, что сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид».

Несмотря на то что египетская кампания закончилась для Бонапарта поражением при Абукире, торжеством британского флота и лично адмирала Нельсона, авантюра Наполеона имела успех — но не военный, а научный. На берега Нила вместе с ним отправились не только солдаты, но и целая армия ученых — 167 человек: лучшие французские математики, химики, физики, геологи, историки, художники, биологи и инженеры. На месте они основали главную научную институцию тех времен по изучению Египта — Institut d’Égypte. Под его эгидой была выпущена серия публикаций «Description de l’Égypte», из которой многие европейцы впервые узнали о великой истории древней цивилизации. Вкус к египетским древностям проснулся и у англичан, которые после победы в Абукире получили немало французских трофеев, в том числе знаменитый Розеттский камень Каменная плита, найденная капитаном французских войск в 1799-м году в Египте, близ города Розетта. На плите выбиты три идентичных по смыслу текста: один записан древнеегипетскими иероглифами, другой — на древнегреческом, и третий — демотическим письмом, скорописью Древнего Египта. Сопоставив их, лингвисты смогли впервые расшифровать иероглифы. . Обелиски, изящные статуи богов и фараонов, погребальные и ритуальные предметы покидали Египет на французских и британских кораблях. Не регулируемые никакими властями раскопки, граничащие с вандализмом, создали обширный рынок торговли древностями — не успев появиться на рынке, лучшие экспонаты сразу же оказывались в частных коллекциях богатых аристократов Лондона и Парижа.

В 1821 году в театре неподалеку от Пиккадилли была воссоздана гробница фараона Сети I, более известная как гробница Бельцони — в честь археолога и путешественника Джованни Бельцони, ответственного за находку в 1817 году. За время показа аттракцион посетили тысячи лондонцев. Английский поэт Гораций Смит, состязавшийся с поэтом Шелли в написании сонетов, посвященных Нилу, сочинил «Обращение к мумии » — оно было публично зачитано на выставке.

Разворачивание мумий, привезенных из Египта, в 1820-е годы стало популярным светским развлечением. Приглашения на подобные события выглядели так: «Lord Londesborough at Home: A Mummy from Thebes to be unrolled at half-past Two» («Лорд Лондсборо приглашает: мумию из Фив будут разворачивать в половине третьего»).


Приглашение на разворачивание мумии. 1850 год UCL Institute of Archaeology

За техническую часть представления отвечали настоящие хирурги. Главным специалистом в области mummy unwrapping считался Томас Петтигрю по кличке Мумия. За всю свою яркую карьеру Петтигрю публично развернул более 30 мумий.

В 1824 году архитектор Английского банка сэр Джон Соун в обход Британского музея выкупил за 2000 фунтов изящный алебастровый саркофаг Сети I (мумия была найдена только в 1881 году).


Саркофаг Сети I в Доме-музее сэра Джона Соуна Sir John Soane’s Museum, London

По случаю покупки Соун закатил масштабное суаре: на протяжении трех вечеров в комнате, обставленной для пущего эффекта масляными лампами, представители лондонского истеблишмента поднимали бокалы за Сети I. Дошло до того, что целые аллеи на кладбищах оформлялись в стиле луксорской Долины царей. На парижском кладбище Пер-Лашез, открытом по указу Наполеона в 1804 году, и сегодня можно увидеть несколько выдающихся экземпляров египтомании, в частности могилы участников наполеоновской экспедиции — математиков Жозефа Фурье и Гаспара Монжа. Неподалеку от них возвышается обелиск Жана Франсуа Шампольона — молодого французского гения, расшифровавшего в 1822 году Розеттский камень и положившего начало египтологии.

Могила Гаспара Монжа на кладбище Пер-Лашез. Гравюра из книги «Manuel et itinéraire du curieux dans le cimetière du Père la Chaise». 1828 год Wikimedia Commons

В Англии погребальная мода на Древний Египет лучше всего видна на Хайгейтском кладбище, открытом в 1839 году. Египетская авеню Хайгета насчитывает 16 склепов — по восемь с каждой стороны. Вход на авеню украшает массивная арка в обрамлении крупных колонн в духе Карнакского храма и двух египетских обелисков. В 1820-30-е годы обелиски начали появляться на могилах людей, не имевших к Египту никакого отношения, — и быстро стали неотъемлемой частью викторианского кладбищенского пейзажа.


Египетская аллея на Хайгейтском кладбище. Гравюра XIX века Friends of Highgate Cemetery

В появлении египетской символики на европейских кладбищах нет ничего удивительного — практически все знания о Древнем Египте, которыми располагали ученые и обыватели, были связаны с темой смерти: из устройства усыпальниц и пирамид они узнавали о загробном мире египтян, храмы рассказывали о богах и мифологии. О жизни и быте обычных людей было известно очень мало. Получалось, что Древний Египет был цивилизацией великих фараонов и их жрецов. Отсюда и мистификация, ощущение тайны и сакральности, окружающей Древний Египет и все, что с ним связано.

Несмотря на то что горожане толпами и без всякой опаски ходили смотреть на мумифицированные тела древних египтян, уже в 1820-е стали появляться первые страхи и опасения. Они нашли отражение в литературных произведе-ниях, которые историки позже назовут египетской готикой. Первым автором в этом жанре была Джейн Уэбб-Лудон. Под впечатлением от лондонской египтомании и романа Мэри Шелли «Франкенштейн» она написала в 1827 году готический хоррор «Мумия! ».

Кроме того, что Лудон была одной из первых писательниц-фантастов (действие книги происходит в XXII веке в мире, наполненном невероятными технологиями, одна из которых подозрительно напоминает интернет), она еще и придумала образ мстительной мумии. Правда, в книге Лудон месть мумии по имени Хеопс принимает форму скорее личного реванша, нежели страшного проклятия, которое может постигнуть каждого.

Имперская паранойя только подпитывала суеверный ужас перед древнеегипетскими тайнами. Одновременно происходил любопытный процесс адаптации экзотического жанра к классической викторианской готике: ожившие мумии разгуливали по мрачным старинным особнякам со скрипящими половицами. Впрочем, само появление мумии в контексте английского особняка выглядело вполне правдоподобно: англичане, побывавшие в Египте, часто привозили подобные артефакты к себе домой — в домашние музеи. В 1860-е годы появляется еще один гибридный жанр — рассказы о привидениях в египетском антураже, вроде «Египетской истории о привидениях» («An Egyptian Ghost Story») о призраках в коптском монастыре. В коротком рассказе «История поместья Бэлброу », опубликованном в 1898 году, английское привидение-вампир завладевает телом мумии, привезенной хозяином дома из Египта, и начинает терроризировать домочадцев.

К концу XIX века политическая и экономическая ситуация в Египте заметно ухудшилась. Непомерные траты хедива Исмаила, а также неоправданное доверие, которое хедив оказывал своим европейским «советникам», постепенно привели страну на грань банкротства. Сначала британский премьер-министр Дизраэли в 1875 году совершает на деньги лондонских Ротшильдов «покупку века» — 47 % акций Суэцкого канала, — а через год англичане с французами устанавливают финансовый контроль над Египтом и создают Кассу египетского долга. В 1882 году Великобритания, подавив мощное восстание египетского офицерства, оккупирует страну фараонов.

Иллюстрация к роману «Фарос-египтянин» из журнала The Windsor Magazine. 1898 год Project Gutenberg

Одновременно археологи совершают потрясающие находки в Фиванском некрополе. Египет становится еще ближе к обывателю, читающему ежедневные газеты и посещающему публичные лекции и салоны. Именно в этот период египетская готика переживает настоящий расцвет. В 1898-1899 годах выходит роман «Фарос-египтянин » Гая Бутби, близкого друга Редьярда Киплинга. По сюжету Фарос — это мстящий осквернившим его землю англичанам Птахмес, верховный жрец фараона XIX династии Мернептаха, сына Рамзеса II. Антиколониальный мотив (вернее, страх перед ним) чувствуется на протяжении всего рассказа. В частности, в эпизоде про мумию, которую отец главного героя вывез в свое время из Египта, встречаются такие слова: «О, мой друг из XIX века, твой отец украл меня из моей родной земли и из могилы, которая была предписана мне богами. Но остерегайся, так как наказание преследует тебя и уже скоро настигнет».

Коварный (и, вероятно, бессмертный) жрец, одетый как обычный лондонец, заманивает добродушного англичанина в Египет, где заражает того чумой. Ничего не подозревающий европеец плывет обратно в Англию — в итоге миллионы погибают от эпидемии. Но до этого Фарос устраивает своей жертве экскурсию по английскому парламенту и закрытым клубам, демонстрируя ему коррумпированность элиты. Удивительный сюжет соединил в себе все потаенные страхи жителя империи, в том числе и боязнь подхватить на Востоке страшную болезнь — не случайно в Порт-Саиде был установлен карантин для выезжающих в Британию судов. По удивительному стечению обстоятельств мумия настоящего Мернептаха была найдена археологами в 1898 году, когда автор романа Бутби был на отдыхе в Египте.

Первое издание книги Ричарда Марша «Скарабей». 1897 год

Из сочинений египетской готики создается ощущение, что мести восставших мумий и фараонов больше всего боялись элиты: в книге Ричарда Марша «Скарабей » древнеегипетское создание, не имеющее определенной формы, нападает именно на члена британского парламента. Собственно, ответственность политических элит за установление оккупации, а позже и протектората, была бесспорна — отсюда и страх возмездия, которое настигнет их первыми.

Книга была опубликована в один год с романом «Дракула» Брэма Стокера и значительно опередила его по продажам. Возможно, именно успех конкурента вдохновил Брэма Стокера на его другой роман «Проклятие мумии, или Камень семи звезд », рассказывающий историю о том, как молодой адвокат пытается оживить мумию египетской царицы Теры (в 1971 году по нему сняли фильм «Blood from the Mummy’s Tomb»).

Рассказы о смертоносных мумиях египетских цариц и жриц из литературного жанра постепенно переходили в разряд народных суеверий — и, наоборот, суеверия подпитывали литературу. Так, на протяжении нескольких лет в Британском музее разворачивалась настоящая драма с саркофагом под непримечательным серийным номером ЕА 22542.

Обложка журнала Pearson’s Magazine с историей «несчастливой мумии». 1909 год Wikimedia Commons

История, обросшая слухами и выдумками, берет свое начало в 1889 году, когда Британский музей получил от частного коллекционера саркофаг. При его осмотре стало понятно, что он принадлежал состоятельной женщине. Египтолог Уоллис Бадж, работавший тогда в департаменте египетских и ассирийских древностей, обозначил ее в музейном каталоге как жрицу Амона-Ра, предположительно XXI или XXII династии. Несмотря на то что саркофаг был пустым, все упорно говорили о мумии и распространяли странные истории: мол, купивший ее в Египте британец прострелил себе руку, после чего подарил мумию своей знакомой — от той в скором времени ушел жених, потом у нее заболела и умерла мать, а вскоре и сама она слегла. После чего «несчастливая мумия», как ее прозвали, попала в Британский музей. В музее козни мумии не прекратились — рассказывали, что со снимавшими ее фотографами случались разные неприятные инциденты. Написавший о ней журналист Бертрам Флетчер Робинсон умер через три года после публикации — ему было 36 лет. Близкий друг Робинсона Артур Конан Дойл сразу же заявил, что тот стал жертвой проклятия мумии. Разошлись даже слухи о том, что музей решил избавиться от мумии и послал ее в дар Метрополитену на лайнере «Титаник» в 1912 году — хотя саркофаг все эти годы не покидал здание на Грейт-Расселл-стрит, и на него и сегодня можно посмотреть в зале № 62 (так как «несчастливая мумия» до сих пор пользуется популярностью у публики, иногда саркофаг увозят на временные выставки). Кстати, создатель Шерлока Холмса внес свой посильный вклад не только в становление легенды о «несчастливой мумии», но и в жанр египетской готики: в 1890 году он выпустил короткий рассказ «Кольцо Тота », в котором египтолог, заснувший за работой в Лувре, обнаруживает себя взаперти с мумиями и почти бессмертным жрецом Осириса Сосрой. Еще в одном рассказе Дойла «Лот номер 249 », вышедшем двумя годами позже, мумия нападает на студентов Оксфорда: оказывается, что она действует по указке одного из учащихся.

Таким образом, к 1920-м годам среди прочих популярных представлений европейцев о Египте прочно укоренились легенды о смертоносных мумиях и проклятиях пирамид. Поэтому когда в 1923 году репортеры начали сообщать о том, что участники экспедиции Картера и причастные к раскопкам гробницы Тутанхамона один за другим умирают, быстро нашлось объяснение, которое понравилось бы читателям Daily Mail. Публика, знакомая с рассказами Конан Дойла и Брэма Стокера, если и не верила в проклятие, то охотно его обсуждала — оживали не мумии, а знакомые с детства сюжеты.

Историки пытались посчитать, сколько рассказов и романов о мумиях и проклятиях вышло за весь колониальный период до начала Первой мировой войны — получилось что-то около сотни. Однако египетская готика не ограничивалась литературой — она создала целый набор довольно сомнительных представлений о Древнем Египте, которые до сих пор продолжают транслироваться в поп-культуре.

Источники

  • Beynon M. London’s Curse: Murder, Black Magic and Tutankhamun in the 1920s West End.
  • Brier B. Egyptomania: Our Three Thousand Year Obsession with the Land of the Pharaohs.
  • Bulfin A. The Fiction of Gothic Egypt and British Imperial Paranoia: The Curse of the Suez Canal.

    English Literature in Transition, 1880–1920. Vol. 54. № 4. 2011.

  • Day J. The Mummy’s Curse: Mummymania in the English-speaking World.
  • Hankey J. A Passion for Egypt: Arthur Weigall, Tutankhamun and the «Curse of the Pharaohs».

    L., N. Y., 2007.

  • Luckhurst R. The Mummy’s Curse: The True History of a Dark Fantasy.
  • Riggs C. Unwrapping Ancient Egypt.

Мумии Египта - это одна из загадок человечества. И несмотря на то, что многие секреты уже раскрыты, остается немало вопросов по этой теме.

Мумии начали привлекать к себе внимание мировой общественности, ученых, туристов сравнительно недавно.

Время всплеска приходится примерно на времена открытия гробницы Тутанхамона.

Сегодня известно, что мумии древним египтянам нужны были не для того, чтобы оставить на планете место, в котором будет жить душа, а, скорее, для связи с духовным миром, загробным миром, в который души попадали после смерти.

Тело, мумифицированное, по мнению жителей древнего Египта, связывало душу и землю, служило своеобразным проводником.

Правда, далеко не каждый мог позволить себе заказать мумификацию, а только богатые и известные люди.

Исключением была . Для них создавался специальный склеп еще при жизни, подготавливалась посуда, разные предметы быта, нужные для жизни обычного человека.

Все это после смерти человека складывалось в склепе, а его тело подготавливалось соответствующим образом.

Из кого делали мумии

Кого мумифицировали:

  • фараонов. Во-первых, они были известными и богатыми, а во-вторых, им предписывались внеземные способности и божественное происхождение. Фараоны были не просто своеобразными вождями, правителями и лидерами, но и теми, кому поклонялись;
  • египетские мумии создавались и для животных, которые были отнесены к священным. Обычно это были кошки и быки;
  • птиц. Соколы и ястребы тоже считались священными. Люди старались подражать им, перенимая таким образом, по их мнению, важные способности этих уникальных живых существ. Из этих соображений создавались мумии.

Кто создавал мумии в Египте

Первый этап в развитии мумификации - бальзамирование. Считается, что первым, кто начал практиковать подобное, был Анубис. Он был проводником душ с мира живых в мир мертвых.

В последующем Анубис научил людей делать то же, что и он, тем самым передав мастерство.

На данный момент никто не может точно сказать, как именно способности Анубиса были переданы людям. Но с тех пор египетские мумии создавались просто совершенными, они сохранились по сегодняшний день в том же первозданном состоянии.

Кроме того, археологические раскопки, изучения склепов и прочие мероприятия по исследованию всего, что связано с мумификацией, привели к тому, что были найдены сосуды с содержимым, применяемым для создания мумий.

Удивительно, но свойства эликсиров остались неизменными, несмотря на тысячелетний возраст.

В целом уникальная, она может быть рассмотрена как в общем смысле, так и в контексте отдельного племени. И сложно в Африке встретить человека, который не верил бы в то, что египетские мумии - результат работы сверхчеловека, имеющего в ранние времена уникальные способности.

Как именно делали мумии в Египте

По сути мумия - это тело человека или животного, пропитанное бальзамирующим составом. Тело обматывалось бинтами, причем достаточно обильно и плотно, чтобы консервирующие вещества сохранились там, где их воздействие необходимо.

Примечательно и то, что мумификацией были заняты только специально избранные жрецы.

Из чего делали бальзамы и как их наносили, не знал больше никто. Известно было одно - на мумификацию нужно немало времени, примерно два месяца.

Бальзамирование начиналось с того, что органы умершего удалялись с его тела. Их не выбрасывали, но старались сохранить в целостности.

Это делалось для того, чтобы после смерти, в загробном мире, существо могло воспользоваться всем, что ему может потребоваться. Тело же освобождали от всего, кроме сердца.

Что касается мозга, здесь был особый подход. Мозг, по мнению египтян, был не нужен, точнее, люди попросту не знали, каково его предназначение.

Чтобы удалить мозг полностью, использовали специальные средства для растворения. Основной была цель - сохранение внешнего вида тела в неизменном виде.

Следующий этап - заполнение почти пустого тела тканью с составом, не позволяющим остаткам тела разлагаться. То, как делали мумии, сегодня понятно досконально.

Последнее, что делалось - это перевязка внешней части тела бинтами, пропитанными тем же составом.

Такой была мумификация изначально, но в последующем некоторые методики были усовершенствованы.

Так, разрабатывались ароматические средства, которые несли аналогичное предназначение, но сокращали время, необходимое на полную подготовку к созданию мумии.

Суть процедуры создания мумии в Египте сократилась до таких действий:

  • сначала тело освобождали от органов;
  • далее его наполняли маслами;
  • через несколько дней масла удаляли;
  • тело сушили;
  • через 40 дней тело обрабатывалось снаружи.

Позже был создан , который предполагал более тщательную внешнюю подготовку мумии. Ее красили, оформляя щеки и губы в яркие цвета, делали прическу.

Понятие «мумификация» известно с древних времен. Этот обряд был тесно связан с религиозными воззрениями египтян о переходе человека после смерти в потусторонний мир и вечной жизни души. Считалось, что египетские фараоны имеют не человеческое, а божественное происхождение. Для них строились просторные украшенные гробницы, самыми яркими примерами из которых могут служить Пирамиды Гизы в Египте.

Вместе с мумифицированным телом представителя династии в усыпаььницы помещались все богатства и предметы, которые могли потребоваться в потусторонней жизни: украшения, золото, предметы интерьера, колесницы. Одна династия хоронилась в одном склепе или месте. На юге Египта рядом с Луксором находятся массовые захоронения и .

Некрополи древних Фив — Долины Царей и Цариц

Долина Царей, расположенная на территории древней столицы Египта Фивы, представляет собой огромный некрополь гробниц представителей мужской половины династии фараонов. Всего в восточной Долине Царей обнаружено около 80 захоронений царей Древнего Египта.

Долина Цариц, ранее название «Долина Детей», объединяет некрополь, высеченный в восточной части древней столицы Египта Фивы, где покоятся останки жён фараонов, их детей, жрецов и высокопоставленных чиновников. Одной из самых ярких гробниц считается высеченная в скале усыпальница . Она щедро украшена изображениями, повествующими о жизни и достоинствах царицы, а также ее значении для мужа, фараона Рамзеса II. Смерть настигла царицу, когда она находилась на пятом месяце беременности. Мумия ее была перевезена и хранится в Брюсселе, а мумифицированное тело не ожденного ребенка осталось в этой гробнице Древнего Египта.

Древние Фивы остаются одним из самых обширных мест проведения археологических исследований, которые не приостанавливаются ни на один день с момента случайного обнаружения гробниц и мумий фараонов Египта учеными братьями Расулами в 1871 году.

Мумификации в Древнем Египте подвергались не только тела людей, но и животных. В гробницах фараонов обнаруживали мумии кошек. Они считались священным животным, обеспечивающим магическую защиту своих хозяев и дома от нечистой силы. Олицетворяли собой красоту, изящество и ум.

Благодаря известному и широко применяемому в Древнем Египте искусству мумификации и в наше время можно увидеть нетронутые временем тела правителей старейшей цивилизации, их свиту и животных.

Музеи мумий Древнего Египта

В в Каире туристам и исследователям предоставлена возможность посетить зал «Королевские мумии», где представлены сохраненные благодаря процессу бальзамирования тела династии фараонов: Аменхотепа III, Рамзеса II, Рамзеса III, Рамзеса IV, Рамзеса V, Рамзеса VI, Сети I, Тутмоса I, Тутмоса II, Тутмоса III, Сиптаха, Тийе, Меренптах и других членов царской семьи. Здесь же можно увидеть глиняные сосуды с маслами и благовониями, которые использовались при мумификации в Древнем Египте. Удивительно, но их свойства и запах остались неизменными на протяжении тысячелетий.

Искусство древнеегипетской мумификации также представлено в Египетском музее Барселоны в Испании. Коллекция экспонатов времен Древнего Египта дополнена предметами одежды и быта, аксессуарами, статуями, свитками рукописей. Всего их насчитывается более 600.

В Отделе искусств Древнего Египта в Эшмоловском музее, Великобритания, хранится одна из самых больших коллекций мумий кошек.

Обширный некрополь, где были обнаружены мумии, находится в Египта. В подземных гробницах хранились не только мумифицированные останки царей, но и животных. В частности, в Саккаре исследовали нашли 24 саркофага, помеченных маркировкой о захоронении быков. Такие обычаи связаны с духовными верованиями древних египтян о священной природе некоторых животных, как например, быка Аписа.

Как проводили мумификацию древние египтяне?

Как и большинство услуг в Древнем Египте, качество мумификации напрямую зависело от финансовой состоятельности умершего. Из тел представителейдинастии и высших сановников внутренние органы удалялись через небольшие надрезы. Отверстия заполнялись масляной смесью. Через несколько дней жидкость сливалась.

Для чиновников низшего звена в Древнем Египте такая процедура при мумификации была недоступна.

После удаления внутренних органов из тела, они помещались в сосуды, заполненные специальными бальзамами, где и хранились в той же гробнице рядом с . Древние египтяне верили в то, что после смерти дух возвращался к телу умершего. А для последующей жизни в другом мире ему требовались все органы жизнедеятельности. Для того чтобы предотвратить быстрый распад тканей и завершить мумификацию тело подвергалось процессу сушки. Оно оставалось нетронутым 40 дней. После удаления всех органов, за исключением сердца, в тело, для поддержания его формы, заливалась смесь соединений натрия. Его состав добывался на берегах Нила. Натрием покрывалось также все тело фараона, жреца или мумифицируемого животного. Затем над телом работали парикмахеры и косметологи. Затем бальзамировщики наносили на тело слой влагостойкой смолы из натуральных веществ, таких как масла, пчелиный воск, смолы сосны. Затем мумию обматывали бинтами. Как заключительный этап, на мумию наносили маску и помещали ее в саркофаг.

Весь процесс мумификации в Древнем Египте занимал 70 дней.

Мумификацией в Древнем Египте занимались только жрецы, владеющие определенными знаниями и имеющими соответствующий сан. Ее проведение требовало навыков в этом виде искусств.

Древние египтяне скрывали их метод проведения мумификации, и никаких записей об этом не было найдено в достоверных источника. Однако ученые выяснили, как выглядела применяемая ими технология. Они отметили, что песок сушит тело и не позволяет разлагаться тканям и тем самым способствует естественной мумификации в условиях засушливого климата Египта. В Долине Царей в Египте можно увидеть множество простых отверстий в песке и скалах. В них были обнаружены мумии граждан, которые могли позволить себе такую роскошь, как собственную гробницу во времена Древнего Египта.

Видео о мумификации в Древнем Египте

ар.) – труп, предохраненный от разложения мумификацией или бальзамированием. Создание мумий практиковалось разными народами, особого совершенства достигло в Древнем Египте.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МУМИЯ

в Др. Египте тело усопшего предохраняемое от разложения искусств. способом. Этого требовала вера в загроб. жизнь и бессмертие души. До эпохи Др. царства, отмеч. сооружением пирамид, мумификация не получила широкого распростр. Считалось, что после смерти следовало сохранять только тела фараона и его вельмож. Однако по мере усиления заупокойн. культа мумификация перестала быть привилегией фараона и стала общедоступной. По Геродоту, она делилась на 3 класса. Общим было стремление сохранить тело покойного от разложения путем удаления мозга и внутренностей (кроме сердца). Затем труп выдерживали в соляном растворе. По истеч. ритуал. срока в 70 дней труп вынимали и, в зависимости от имеющ. средств на мумификацию, заливали душистыми смолами и запеленывали полотняной тканью или заполняли полости груди, живота и черепа опилками. К эпохе Др. царства восходит традиция изображать на этом холсте облик покойного в полный рост. Впослед. появился обычай снимать маску с лица (еще позднее ее заменил заупокойный портрет). Внутренности также обрабатывались благовониями и консервирующ. веществами и опускались в саркофаг. Амулеты, помещ. между погребальными пеленами в изголовье и ногах, должны были охранять покойного в загробном мире.