Это хозяин и покровитель дома, домашний дух. Главная его функция в доме - это отвечать за благополучие человеческого жилья. Существо демонического характера, но его черты наиболее близки человеческим. Это своеобразный двойник хозяина или очень на него походящий одеждой, привычками. Он невысокого роста, с седыми волосами, сердитым выражением лица, все его тело кроме рук, на которых растут длинные когти, покрыто белой шерстью. Он, как правило, живет за печкой, под порогом, на чердаке или в подполе. Он и порядком в доме командует и о домашних животных заботу проявляет. В недружных семьях он стучит по ночам, кашляет, ворчит или даже может оставить этот дом - что будет действительным несчастьем, ведь никакой дом без домового стоять не будет. Он связан не только с домом, но и с самими жильцами, поэтому переезжая в новый дом, прежде всего, нужно пригласить с собой домового.

На лапоть насыпают земли из под печки и приговаривают: «Домовой, домовой, не оставайся тут, а иди с нами» или «Дедушка, соседушка, иди к нам». Считалось, что если домового не забрать с собой, то он будет пугать людей по ночам своим плачем и шататься в развалинах.

При покупке крупного домашнего скота, обращаются с просьбами к нему поберечь скотинку: «Хозяин, царь дворовый, прими моего живота в свои простые ворота». Считалось, что если не спросить милости у него, то он может извести скотину. Существуют специальные обряды, чтобы умилостивить домового. На Руси считалось, что, когда устраивают праздничный стол перед начатием поста (заговины), то и для домового часть кушаний относят на скотный двор и там оставляют в специальном для этого месте, при этом приговаривают такие слова: «Хозяюшко-батюшко, хлеб-соль прими, скотинку води».

Ему приписывали людские слабости. Существовали такие поверья - у него тоже есть своя семья: жена-домовиха, кикимора по-нашему, она выходит ночью из под пола и прядет. Будто и дети у него есть, которые едят хлеб , который «неумойки лапают». Он греется на печке и ходит в гости к другим домовым. Он может, так же дружить и воевать с другими духами - банником , овинником, лесовиком. Может, словно случайно, ночью показаться человеку, но как правило это бывает возле скотины, в чистый четверг со свечой из церкви, либо на Пасху от заутрени - за трубой на чердаке.

Смотреть на домового можно только по очереди, ни в коем случае не всем вместе, а то можно его рассердить. А кто ему по нраву придется, тому и прибыль в дом, и благополучие в семью. Если не пригласить его с собой, то хозяин рисковал своим домом - мог лишиться пожаром. Он же выступает в роли вещуна, предсказывающего плохое и хорошее. Плач и стоны домового - быть беде, если он наваливался на грудь спящему, то тот в скором будущем должен умереть. Если домовой играет на гребенке или пляшет - то это к свадьбе.

Домового называют нечистым, но он все-таки добрый дух, с которым можно, и уживаться в мире.

Говорят, домовой и до сих пор живет в каждой деревенской избе, да не каждому об этом известно. Зовут его дедушкою, хозяином, суседкою, доможилом, бесом-хороможителем, но это все он – хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев.

Домовые, художник Виктор Корольков

Конечно, он может и во сне щекотать, и греметь по ночам посудою, или за печкой постукивать, но делает это больше от озорства. Главное же дело его – досмотр за хозяйством. Домовой видит всякую мелочь, неустанно заботится и хлопочет, чтобы все было в порядке и наготове.

Домовой всегда подсобит работящему, поправит его промах; ему приятен приплод домашних животных и птицы; он не терпит излишних расходов и сердится на них – словом, он склонен к труду, бережлив и расчетлив. Если домовому жилье по душе, то он служит этой семье, словно в кабалу к ней пошел. За эту верность в иных местах его так и называют: доможил. Зато ленивым и нерадивым он охотно помогает запускать хозяйство, мучает людей до того, что давит по ночам чуть не до смерти или сбрасывает с постелей. Впрочем, помириться с рассерженным домовым не трудно: стоит только подложить под печку нюхательного табаку, до которого он большой охотник, или сделать любой подарочек: разноцветный лоскут, горбушку хлеба...

Если хозяева своего суседку любят, если живут с ним в ладу, то нипочем не захотят с ним расстаться, даже переезжая в новый дом: поскребут под порогом, соберут мусор в совок – и посыплют его в новой избе, не приметив, как с этим мусором перебирается на новое место жительства «хозяин». Только надо не забывать принести ему на новоселье горшок каши и со всем возможным уважением сказать: «Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить!» Кого домовой всерьез не любит, это пьяниц и простоволосых женщин: по его старинным воззрениям, каждая замужняя женщина должна непременно носить платок. А какая рачительная хозяйка ему понравится, о той он денно и нощно печется: во сне наплетет ей на голове несчетно маленьких косичек. Ей хлопотно, поди расчеши потом, а ему радость – приукрасил свою любимицу. Оттого еще зовется он лизун.

Редкий человек может похвалиться, что видал домового. Для этого нужно надеть на себя в Пасхальную ночь лошадиный хомут, покрыться бороной, зубьями на себя, и сидеть между лошадьми целую ночь. Если повезет, то увидишь старичка – маленького, словно обрубочек, всего покрытого седенькой шерстью (даже ладошки у него волосатые), сивого от древности и пыли. Иной раз, чтобы отвести от себя любопытный взор, он примет облик хозяина дома – ну как вылитый! Вообще домовой любит носить хозяйскую одежду, но всегда успевает положить ее на место, как только понадобятся вещи человеку.

Порою домовой до того не терпит, когда за ним подсматривают, что по его указке лошади начинают бить задом по бороне и могут до смерти забить нескромного и любопытного. Гораздо проще домового не увидеть, а услышать: его плач и глухие сдержанные стоны, его мягкий и ласковый, а иногда глухой голос. Иной раз ночью в образе серой, дымчатой кошки навалится на грудь и давит: это он. Тому, кто, проснувшись, поспешит спросить его: «К добру или к худу?» – он ответит человеческим голосом, но тихо, словно ветер листьями прошелестит. Часто гладит он сонных своею мягкой лапою, и тогда не требуется никаких вопросов – и так ясно, что это к добру. Если слышится плач домового, даже в самой избе, – быть покойнику. Когда умирает кто-то из домочадцев, он воет ночью, выражая тем свою непритворную печаль. Смерть самого хозяина предрекает домовой тем, что, садясь за его работу, прикрывает голову его шапкою.

Перед чумою, пожаром и войною домовые выходят из села и воют на выгонах. Если идет большая нежданная беда, дедушка извещает о ее приближении, веля собакам рыть среди двора ямы и выть на всю деревню... Если у трубы на крыше заиграет в заслонку – будет суд из-за какого-нибудь дела и обиды. Обмочит кого-то домовой ночью – заболеет тот человек. Подергает женщину за волосы – остерегайся жена, не вступай в спор с мужем, не то побьет. Загремит домовой в поставце посудой – поосторожнее обращайся с огнем, не урони искру. К радости суседка скачет, песни мурлычет, смеется; иногда, поигрывая на гребешке, предупреждает о скорой свадьбе. Особым расположением всякого домового почему-то пользуются куры. Поэтому 14 ноября в его честь устраивают курячьи именины – пекут пироги с курятиной, а корочки бросают в домашний очаг, жертвуя его хранителю – домовому.


Алексей Ремизов. Плач домовых

Однажды маленький Чуйко проснулся от того, что послышался ему чей-то тоненький плач. Вскинул голову – нет, тихо в избе, даже младшая сестренка крепко спит. И родители спят. И дед с бабкою. Кто же плачет?
Сунул Чуйко голову под подушку – нет, все равно не уснуть: плач мешает. Разливается он уже на много голосов, да с приговором, с причетом! А может, это на дворе кто-то плачет? Калика перехожий милости просит?
Не выдержал Чуйко, сполз с печки и осторожно, крадучись, выбрался на крылечко. Пусто во дворе, в небе луна светит. А плач доносится из-за околицы. Ступил Чуйко босыми ногами в росистую траву и, поеживаясь да подпрыгивая, ринулся со двора. Добежал до околицы – да так и обмер.

Луна высоко поднялась, светло стало, почти как днем, и в этом свете увидал Чуйко каких-то низеньких человечков, которые стояли вдоль околицы и горько плакали на разные голоса. Кто-то из них был похож на крепенького мужичка, кто-то казался старше Чуйкова прадеда. Но все они были одеты по-крестьянски, в рубахи да лапотки. Утирая слезы кулаками, глядели они на небо, и когда Чуйко поднял глаза, он так и обмер, потому что увидал он огромного, в полнеба высотой, всадника на белом коне. Лицо всадника было искажено мученической мукою, потому что его пронзила стрела. Он понукал усталого коня, пытаясь уйти от погони, но она близилась с каждым мгновением, и вот уже Чуйко увидел меховые шапки степняков, разглядел их низкорослых, мохноногих и резвых коней, увидел длинные копья в руках ордынцев. А еще он узнал умирающего всадника. Это был Воля, его отец!
Закричал Чуйко и грянулся оземь без памяти. Рано утром нашла его матушка, которая встала подоить корову да хватилась сына. Кое-как привели мальчишку в сознание. Сначала он только плакал, ни слова сказать не мог, но выпил парного молочка, поуспокоился – и поведал о ночном видении.

К тому времени вокруг полдеревни собралось, и взрослые, выслушав его, молча переглянулись. Они сразу поняли, что видел Чуйко домовых, слышал их причитания. Известно – если домовой плачет ночью, это всегда предвещает беду, а может быть, и смерть хозяина. Что же вещует плач всех деревенских домовушек? И что заставило их, домоседов-доможилов, покинуть свои избы и выйти к околице, рыдать там, словно на пепелище? Уж не грозит ли беда всей деревне?
- Парнишка видел степняков – не их ли надобно опасаться? – сказал Воля, Чуйков отец.
- Сон это и бредни глупые, – зевнул пастух Мушка. – Гоните коровушек в стадо, полно время терять.
- Глупец тот, кто не чтит старых примет и не внемлет разумным советам, – сурово ответил Воля. – Если уж духи жилищ наших возрыдали – не миновать беды. Изготовимся к обороне, односельчане, чтоб не встретить врага с разинутым ртом.
Многие его охотно послушались, многие ворчали и строптивились, однако в конце концов все взялись оружие чистить и боевой припас готовить. На ночь вдоль всей околицы караулы встали... и что же? Напали-таки степняки на деревню!

Только ждали они найти сонных, безоружных людей, а наткнулись на стрелы да копья, да рогатины. Завязался тяжелый бой, длился он целые сутки. Ушли степняки с большим уроном, ну а село удалось отстоять. Воля был ранен стрелою в плечо, но не до смерти.
Терпя боль, улыбнулся Воля перепуганному сыну:
- Это все пустое. Нет на свете воина, кто хоть раз не был ранен. Но когда бы не услышал ты плач домовых, все могло быть куда хуже!

(кутный бог) - это домашний дух славян, мифологический хозяин и покровитель дома. Он способствует благополучию семьи, чад и домочадцев в повседневной жизни, следит за хозяйством, состоянием дома, животных. Может даже и вмешиваться в отношения людей между собой, полюбить или возненавидеть кого-либо из живущих дома. У каждого домового есть собственный нрав, свои причуды и особенности. Наши предки старались наладить контакт с Домовым - приглашали его в новый дом при переезде, почитали по особым дням.

Как выглядит настоящий Домовой?

Славяне полагали, что Домовой является родоначальником семьи. Сам облик Домового, как его представляли люди, а иногда и видели, если верить быличкам - отражал это.

У сестры доць, с повети спущатся, видит: в красных сапожках, в красной шубейке старицок спущается. Бородка узенька, длинна.

Вообще, Домового считали еще и основным хозяином жилища, поэтому и рассказывали, что он мог принимать облик главы семьи или самого его старшего члена. У Домовых часто бывают жены, которых прозывают Домахами. Верили также, что Домахи - это Домовые в женском проявлении, духи-хозяйки домов, где живут одни женщины.

Как появляется Домовой в доме или в квартире?

Наши предки полагали, что Домовой живет в каждом доме. Домовые есть и в квартирах. Домовой в доме чаще всего невидим, и появляется только перед каким-то важным событием, как правило, вечером или ночью. Тогда-то люди и узнают, как выглядит настоящий домовой.

Сижу я, спину к печке жму. Зашел такой маленький мужичок, немного от пола, и говорит: «Через три дня война кончится». Война и кончилась через три дня.

Но чаще этого домашнего духа не видят, а ощущают его присутствие: он может погладить человека по руке или по голове, иногда наваливаться и давить во время сна. Поговаривали, что такие нападения Домового предвещают будущее.

Он иногда бывает, если голое, голый как человек, это к плохому давит, а если мохнатенький, как кошечка, это к хорошему давит.

Иногда советовали спросить у Домового прямо: к добру ли его появление или к худу. Может дух быть довольно агрессивным - щипаться до синяков, и если такие синяки очень болезненны, то это тоже к несчастью. Если Домовой особенно любит кого-то из членов семьи или домашних животных, он заплетает в волосах или шерсти своеобразные «косички» - колтуны, которые невозможно вычесать. Животных, которые ему приглянулись, он холит и лелеет, те же, какие пришлись не ко двору, начинают хиреть и болеть. В квартирах и домах Домовой проявляется и тем, что издает различные звуки, шумы. Тот, кто их услышал, тоже по характеру их может судить о грядущих событиях в семье.

Фото, на которых показано, как выглядят Домовые или Домахи, не найдешь, но мы можем их вполне представить по рассказам. Иногда это двойник хозяина или хозяйки, кого-то из знакомых и родственников. Иногда видят маленького старичка, бородатого, покрытого шерстью. Причем полагали, что, чем богаче хозяйство, тем более мохнат Домовой. Они часто перевоплощаются в небольших диких или домашних зверей: ласок, собак, кошек, змей. Но в любом облике шерсть Домового совпадает с цветом волос хозяина дома.

Где живет Домовой?

Домовой живет в красном углу, на печи, у порога, на чердаке, в подполье - словом, там, где хочет и где его не потревожат. Часто его видят в хозяйственных постройках: сарае, хлеву, иногда даже в бане. В места, где, как верили, жил Домовой, ничего не ставили, сами туда не ложились, иначе можно ощутить сильный гнёт ночью или заболеть.

Когда чествуют Домового?

У Домового есть особый праздник: Зимние Кудесы , которые отмечают 28 января . Тогда этого домашнего духа угощают кашей, чтобы задобрить, а иначе он может и проказить.

Домовой - это один из многочисленных духов славянских мифов и поверий. Сейчас, когда интерес к традициям и обычаям старины растет, былые рассказы и истории вновь оживают в нашем сознании. Предки верили, что все в природе, вокруг нас имеет свою душу, свой характер. И знание этого наполняет жизнь особым смыслом.

Почему "нельзя" здороваться за руку или передавать что-либо через порог? Дело в том, что порог – естественная "граница" избы – был для древнего человека нешуточной границей между мирами: "своим" и "чужим", "хорошо обжитым" и "менее обжитым". Пересечение её таило серьёзные опасности уже само по себе; в те времена ко всем рубежам – как в пространстве, так и во времени – относились необыкновенно серьёзно. Существовали отдельные Боги, ведавшие границами. Ромул, легендарный основатель Рима, убил своего брата-близнеца за то, что тот... перепрыгнул через ров, отмечавший границу будущего города, – это была достаточная причина для казни. Соседи и современники древних славян, скандинавские викинги, хоронили преступников в полосе прилива – в местах, не принадлежавших ни морю, ни суше… О границах во времени мы поговорим позже, но, вероятно, все слышали про особенные свойства полуночи, про то, что понедельник – день тяжёлый, и ещё: чем занимаешься в первый день года, тем будешь заниматься весь год.
А кроме того, подобное обращение с границей домашнего мира навряд ли понравилось бы Домовому.
Кто такой Домовой и как он заводится в доме?
Домовой – это душа избы, покровитель строения и живущих в нём людей.
Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего религиозного смысла, ведь человек при этом уподоблялся Богам, создавшим Вселенную. Он тоже строил свой мир, создавал из разрозненных частей и на пустом месте что-то новое, чего не было в природе. Соответственно, огромное значение придавалось выбору времени для начала работ, выбору места для новой избы и, конечно, выбору строительных материалов. Так вот, по некоторым представлениям, из души жертвенного животного и возникал Домовой. По другим легендам, Домовой рождался из душ деревьев, срубленных и использованных для строительства. Согласно народным верованиям, у Домовых бывали и жёны, и ребятишки: стало быть, Домовой для нового жилища мог появиться на свет и "естественным путём".


Деревянные фигурки домашних Божеств и навершия деревянных жезлов.
XI–XIII века

Впрочем, в некоторых случаях – например, если заново строились после пожара – на новое место брали с собой прежнего Домового. Не оставлять же его на развалинах, чтобы он плакал там ночами, пугая прохожих. Домового с угощением и уговорами переносили в стоптанном лапте или на лопате, которой сажали в печь хлебы.
Домовой устраивался жить в подполе под печью (в позднейшие времена, когда появились потолки, он облюбовал ещё и чердак). Домового обычно представляли себе в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи, только заросшего до глаз волосами и с коготками на мохнатых лапах. По нраву же Домовой – идеальный домохозяин, вечный хлопотун, зачастую ворчливый, но в глубине души заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым хорошие отношения, не забывали обратиться к "дедушке-суседушке" с ласковым словом, оставить немного вкусной еды. И тогда Домовой платил добром за добро: ухаживал за скотиной, помогал содержать дом в порядке, предупреждал о грозящем несчастье – скажем, мог разбудить ночью: "Вставай, хозяин, пожар!.." – и точно, тлеют рассыпанные угли, вот-вот полыхнёт...
И прежде чем войти в заброшенный дом или в лесную избу-зимовье, выстроенную нарочно для прохожих гостей, надо хотя бы мысленно попросить разрешения у её Домового: "Хозяин, хозяин, пусти переночевать!"
И тогда Домовой, обрадованный вниманием, защитит гостя от любой нечисти, промышляющей в ночи. Если же не уважить, обидеть чем-нибудь душу избы, сварливый маленький "хозяин" будет строить всякие пакости, покуда не повинишься, не помиришься с ним. Впрочем, он и сам иногда, расшалившись, переходит границы дозволенного. Скажем, принимается мучить какое-нибудь животное. В этом случае его можно усовестить – "оговорить": "Что же ты, дедушка-суседушка, кошку оземь бросаешь! Какое без кошки хозяйство?"
Говорят, помогает. Кстати, точно так же порой реагирует на увещевания и современный "барабашка", или, по-немецки, "шумный дух" – "полтергейст". А что, если это заблудившийся, обиженный кем-нибудь Домовой?..

Домовой – у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие.

От бесов он отличается тем, что не делает большого зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку.

Перед смертью кого-нибудь из семейства воет, иногда даже показывается кому-нибудь, стучит, хлопает дверьми и пр.


Борис Кустодиев. Купчиха и домовой


По общему поверью, живет он по зимам около печи или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит ее, заплетает гриву и хвост, дает ей корм, отчего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он его мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли и пр. От этого мнения многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть любима домовым.

Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор, в противном же случае он бьет и колотит посуду, кричит, топает и пр. Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, того ночью щиплет до синяков. По этим синякам судят о какой-нибудь неприятности, особенно если синяк сильно болит. Также наваливается во время ночи на спящего и давит его, так что в это время нельзя ни пошевелиться, ни сказать ни слова. Обыкновенно эта напасть наваливается на того, кто спит на спине, в это время спрашивают, к худу или к добру, а домовой отвечает мрачным голосом – «да» или «нет».


На Русском Севере записаны такие былички. «Ну, а я видела домового, не то, что видела… Это было перед смертью тетушки. Тетушка умерла тут, так мне весть подавало. И он даже привалился к боку, хозяин, такой лохматый. Он прямо на кровать пришел ко мне. Я его не видела глазами, а рукой пощупала. Я слышала – шорох был на кровати, а потом он даже вот так за бок захватил меня и за спину ко мне лег. А я одна была в доме-то. А потом я стала молитвы творить, и он исчез. А потом тетушка умерла.

Хозяин-домовой в каждом доме есть. Да не в каждом доме он покажется. А бывает, что и покажется – если весть подает. Вот, например, случится что-нибудь с детьми или внуками, родными – домовой обязательно вечером покажется. В окно поколотится или в двери поколотит. Дает весть, значит, он знает, что должно быть. И во многих домах это бывает. Мой муж умирал. Вот что произошло за несколько часов до его смерти. Я на кровати лежу, а муж встал с дивана и в проем двери смотрит. Спрашивает меня:

– А ты, Клаша, спишь?

– А ты никого не видела в избе-то? А вот ты, Клашенька, не видела. Пришел мужчина такой, как я. Только стол обошел. И потом вышел и дверью хлопнул. Я ждал-ждал – а на улицу никто не вышел.

Муж умер на следующее утро. Это ему хозяин домовой показался».

«Построил один наш мужичок зимовье. Скот там пасти. Скотину перегнал. А перед тем попросился у домового: „Хозяин-хозяин, пусти меня к себе и скотинку мою жалуй!“ На ночь каши наварил полный горшок, сам не тронул, а на шесток домовому поставил.

Загнал во дворы скотину, стал жить, пасти. И как-то раз дождь был. Он промок весь, к вечеру загнал во дворы, пошел, согрелся и уснул. Спит, вдруг кто-то его за плечо встряхнул: „Хозяин, хозяин! А быки-то твои изгородь разбили, ушли вверх по оврагу!“

Выбежал: правда, дворы пусты. Он – на коня и вверх по оврагу. Уже в вершине их догнал, заворотил.

Потом снова как-то спит, слышит: „Хозяин, у тебя зимовье горит!“ Проснулся: вот беда, огнем все занялось! Он говорит: „Дедушка-домовой, помогал бы мне тушить-то“. И сразу дело лучше пошло, затушил скоро, ничего как-то не погорело».


Считается, что домовой не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит около порога или под порогом. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, между тем как ничего этого не видно.

В простом народе к домовому питают уважение, боятся его чем-либо оскорбить и даже остерегаются произнести его имя без цели. В разговорах не называют его домовым, а «дедушкой, хозяином, набольшим или самим».

При переезде из одного дома в другой непременною обязанностью считают в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, с хлебом-солью просить домового на новое место. Хозяйство находится под влиянием домового. Без особого приглашения домовой не может покинуть старого дома и мстит новому хозяину изводя у него скотину, причиняя другие убытки в хозяйстве. Домовой, оставшийся в старом доме, плачет и воет по ночам, а семью, не позвавшую его, в новом доме ждут несчастья, болезни, падеж скота и разрушение хозяйства. В одном из орловских сел рассказывали, что когда в селе сгорело несколько домов, то домовые, оставшись после пожара без крова, так стонали и плакали, что для каждого из них построили временные шалашики, положили возле них по ломтю посоленного хлеба и попросили: «Хозяин-дворовой, иди покель на спокой, не отбивайся от двора своего».

Говорят, что домовой не любит ленивых. Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить, в этом случае пред порогом дома зарывают в землю череп или голову козла, а если его проказы выражаются в самовозгорании предметов, нехороших надписях на стенах и прочего в этом роде, то тогда домовому следует показать, кто в доме хозяин. Надо взять в руку кнут с железным наконечником или ремень и, обходя дом и стегая мебель, стены, пол и вещи, приговаривать властным и сильным голосом:

«Знай свое место, знай свое место.

Ты, домовой, должен дом стеречь, хозяйство беречь,

Да хозяйке угождать, а не воевать,

Знай свое место, знай свое место».

Слова можно говорить любые, главное – чтоб они были произнесены хозяином дома.

Спастись от разгневанного домового, если он примется душить, можно бранью и крестным знамением, а вот молитвы он не боится. Если он мучает скотину, то хребты животных и углы хлева надо обязательно намазать дегтем, а еще помогает, если в хлев ввести медведя или козла, повесить убитую сороку либо зеркало. В качестве оберега от чужого домового в хлеву вешали венки, сплетенные на Троицу.



Николай Рерих. Город строят



Николай Рерих. Строят ладьи


Рассерженного домового можно и припугнуть. Для этого хозяин должен выйти во двор с длинной липовой палкой и как следует помахать ею или же воткнуть над дверью нож. Если же домовой не унимался и продолжал терзать скотину его стегали плеткой. «Бывало как-то у нас, придет дед утром, а конь-то весь в мыле. Раз, два, на третий решил подкараулить. Пошел в конюшню, спрятался с плеткой, вот за полночь вскочил на коня домовой и стал ездить. А дед как выскочит и говорит: „Раз!“ – и плеткой его стегает и все приговаривает: „Раз! Раз!“ А домовой ему: „Скажи два! Скажи два!“ Когда бьешь нечистую силу, можно говорить только „раз“; если сказать „два“, к ним возвращается прежняя сила и они могут одолеть человека. А дед знай только: „Раз! Раз!“ Так и отхлестал домового».

Считается, что домовой рождается стареньким дедушкой, а умирает младенцем. Родственные домовому духи – кикимора (может быть, даже жена), банник, гуменник (он же «овинник»), полевой.

Вера в домового тесно переплеталась с верой в то, что умершие родичи помогают живым. В сознании людей это подтверждается связью домового с печью. В древности многие верили, что именно через дымоход в семью приходит душа новорожденного и так же через дымоход уходит дух усопшего.

Изображения домовых вырезали из дерева; они представляли собой бородатого мужика в шапке. Такие фигурки назывались чурами и одновременно символизировали умерших предков. Выражение «Чур меня!» означало просьбу: «Предок, храни меня!» На Руси верили, что домовой лицом сходен с хозяином дома, только руки у него покрыты шерстью.

«По русскому преданию, – писал А. Н. Афанасьев, – домовой бесится 30 марта, с ранней утренней зори до полночи, пока запоют петухи. В это время он никого не узнает из своих домашних, почему ночью боятся подходить к окнам, а скот и птицу запирают с солнечным закатом. Вдруг востоскуется домовой, рассказывают крестьяне, и злится так, что готов бы, кажется, весь дом сокрушить: лошадей забьет под ясли, собак перекусает, коров от еды отобьет, утварь всю разбросает, хозяину под ноги подкатывается, бывает с ним такая перемена или потому, что с весною спадает с домового старая шкура, или находит на него бешенство (чума), или захочется ему жениться на ведьме».


Константин Маковский. У околицы


Чужой домовой считался лихим. От него следовало обороняться специальными заговорами. Оберегом от чужого домового считалась медвежья голова или сам медведь, которого водят по всем углам и шерстью которого окуривают дом. Этот обряд можно поставить в один контекст с предположениями ученых о связи медведя с Волосом, который, вероятно, покровительствовал мелким змеевидным духам, в том числе и домовым.


Виктор Васнецов. Домовой


В северных областях духа домашнего очага называли Жихарько. Он маленького роста, взъерошенный, с большой бородой, весьма добродушный, безвредный и большой шутник.

Чаще всего домовой дает информацию самому пожилому человеку в семье. Это могут быть сны, пророчества, знамения, намеки, стуки, какие-либо образы, увиденные боковым зрением. Могут видеть домового домашние животные и маленькие дети: он, например, иногда даже играет с ребенком и отвечает на его вопросы.

У домового есть и враги. Это души самоубийц, не отпетых по христианским обычаям, которых не принимают ни небо, ни земля. Они пытаются вытеснить из дома домового.

Домовые, по народным поверьям, – единственные представители нечистой силы, которые не боятся икон. Поэтому они спокойно могут жить в домах верующих.

Домовые защищают дом от воров, пожаров, другой нечистой силы. Известно множество способов призыва домового. Например, выйти в полночь, в полнолуние на улицу с левым ботинком, привязанным на веревочку, и тянуть его за собой. Ни в коем случае нельзя оглядываться. Как только почувствуете «тяжесть», это означает, что домовой согласился жить с вами. Или другой способ – нужно взять живого петуха, желательно черного, и, отрубив ему голову в доме, окропить пол кровью. Считается, что если в округе бродит одинокий домовой, он сразу же примет этот «знак».


Иван Билибин. Домовой


Познакомиться и подружиться с домовым было довольно сложно. Вот что говорит описание, сделанное в середине XIX в. в Вятской губернии: «Должно достать травы плакуна, которую собирают в ночь на Купала, но не с черным корнем, какой у него бывает обыкновенно, а с белым, и привесить его себе на шелковый пояс, потом взять озими, добытой с трех полей, завязать ее в узелок и привязать узелок к змеиной головке, которая должна висеть на гайтане (шнурке для нательного креста) – вместо креста, должно вложить в одно ухо клочок козьей шерсти (которую особенно уважает домовой), а в другое – последний в порядке домашней пряжи клочок шерсти летнины, который крестьянка бросает, когда допрядает кудель, и который должно подобрать скрытно от всех домашних, потом должно перенадеть сорочку на ночь, т. е. на левую сторону, взять тряпку, которой берут горячий горшок, и отправиться ночью в хлев, где, завязав глаза этой тряпкой, сложенной вчетверо, и затворив за собой дверь, должно сказать: „Суседушко, домоседушко, раб к тебе идет, низко голову несет, не томи его напрасно, а заведи с ним приятство, покажись ему в своем облике, заведи с ним дружбу да сослужи ему легку службу“.

Слова эти должно повторять до тех пор, пока не запоют петухи, или пока не услышишь легкого шороха в хлеве. В первом случае вызывание должно отложить до другой ночи, во втором схватиться одной рукой за корень плакуна, а другой за змеиную головку и крепко держаться за них, что бы ни делал домовой: тогда последний покажется, если же вызывающий не успеет ухватить за гайтан или корень или выпустит их из рук, то домовой, схватив гайтан, порвет его и змеиною головкой застегает вызывающего до полусмерти».