11 класс . Тест « Происхождение человека». 1 вариант.

Тестовые задания могут применяться как в целях текущей, так и итоговой проверки знаний и умений обучающихся.

1.Назовите ученого, который первым определил систематическое положение человека и поместил его в группу приматов.

а) К. Линней4 б) Ж.-Б. Ламарк; в) Ч. Дарвин.

2) Какой объем мозга был неандертальцев?

а) около 450смЗ; б) 500-800смЗ; в)800-1400смЗ; г) около 1400смЗ.

3) У человека имеются признаки, связанные с прямохождением. Назовите один из таких признаков.

а) сводчатая стопа; б) хорошо развитые ключицы; в) небольшие надбровные дуги; г)противопоставленный палец руки.

4) Кто из ниже перечисленных предков человека является наиболее древним? а) человек умелый; б) питекантроп; в) австралопитек; г) неандерталец.

5) Назовите вид, к которому относят неандертальцев.

6) Укажите признак, который имеется не только у человека, но и у человекообразных обезьян.

а) отставленный первый палец верхней конечности; б) плоская грудная клетка; в) широкий таз.

7) Действует ли в настоящее время в такой эволюционный фактор, как борьба за существование?

а) да; б) нет.

8) Назовите форму биологического прогресса, посредством которого в ходе эволюции у человека сформировались такие признаки, как прямохождение, речь, абстрактное мышление.

а) ароморфоз; б) дегенерация; в) идиоадаптация.

9) Сохраняется ли в человеческих популяциях такая функция естественного отбора, как поддержание наследственного разнообразия?

а) да; б) нет.

10) Назовите ископаемого предка человека, представители которого характеризуются следующими особенностями: они ходили на двух ногах, имели рост около 170см, толстые кости черепной коробки, головной мозг объемом 900-ЮООсмЗ, покатый лоб, не имели подбородочного выступа, пользовались огнем, изготавливали из камней примитивные орудия труда.

а) неандерталец; б) человек умелый; в) питекантроп; г) кроманьонец.

11) Среди характерных только для людей особенностей укажите ту, которая сформировалась у предков человека в ходе эволюции раньше остальных.

13) Назовите вид, к которому относят питекантропов.

а) человек умелый (Homo habilis); б) человек прямоходящий; в) человек разумный (Homo sapiens).

14) Действует ли в настоящее время в популяциях людей такой эволюционный фактор, как мутационная изменчивость?

а) да4 б) нет.

15) Какой объем мозга был у кроманьонцев?

а) около 450смЗ; б) 500-800смЗ; в) 800-1400смЗ; г) около 1400смЗ; д) около 1600смЗ.16) Назовите стадию формирования современного человека, на которой произошло выделение человеческих рас.

а) австралопитеки; б) древнейшие люди; в) древние люди; г) кроманьонцы.

17) Назовите движущие силы антропогенеза, преобладающие на стадии австралопитеков, а) биологические; б) социальные.

18) Укажите предков человека, обитающих на Земле 30-40тыс. лет назад, а) питекантропы; б) австралопитеки; в) неандертальцы; г) кроманьонцы.

19) У человека имеются признаки, связанные с прямохождение. Назовите один из таких признаков.

а) подбородочный выступ; б) слабое развитие надбровных дуг; в) смещение затылочного отверстия черепа к центру тяжести черепа; г) существенное преобладание мозгового отдела черепа над лицевым.

20) Среди характерных только для людей особенностей укажите ту, которая сформировалась у предков человека в ходе эволюции позже остальных.

а) речь; б) прямохождение; в) абстрактное мышление; г) сознание.

21) Какой объем мозга был у питекантропа?

а) около 450смЗ; б) 500-800смЗ; в) 800-1400смЗ; г)около 1400смЗ; д) около 1600смЗ.

22) Назовите особенность строения человека, которая в ходе эволюции сформировалась в основном под действием социальных факторов антропогенеза.

а) широкий таз; б) отставленный первый палец кисти; в) подбородочный выступ; г) сводчатая стопа.

23) Кто из предков человека имел хорошо развитый подбородочный выступ? а) питекантропы; б) человек умелый; в) неандертальцы; г) кроманьонцы.

24) Действует ли в настоящее время в популяциях людей такой эволюционный фактор, как естественный отбор? а) да; б) нет.

25) В ходе эволюции у предков человека появились особенности строения, связанные с использованием ими огня, животной пищи и ее термической обработкой. Назовите одну из таких особенностей строения.

а) мощные жевательные мышцы; б) небольшая нижняя челюсть; в) подвижный мускулистый язык; г) хорошо развитые теменные гребни;

Тест « Происхождение человека». 2 вариант.

1) У человекообразных обезьян есть особенности, связанные с древесным образом жизни. Назовите такую особенность: а) хорошо развита мускулатура конечностей;

б) отставленный первый палец; в) густой волосяной покров.

2) Укажите ответ, в котором перечислены предки человека, которых относят к группе «древние люди»:

а) питекантропы; б) кроманьонцы; в) неандертальцы; г) австралопитеки.

3) Назовите особенность стояния человека, которая в ходе эволюции сформировалась в основном под действием биологического фактора антропогенеза:

а) сводчатая стопа; б) праворукость; в) подбородочный выступ; г) широкоотставленный палец руки.

4) Какой объем мозга был у австралопитеков?

а) около 450см34 б) 500-800смЗ; в) 800-1400смЗ; г) около 1400смЗ;д) около 1600смЗ.

5) Укажите предков человека обитающих на Земле 200 тыс.-1,6 млн. лет назад, а) питекантропы; б) кроманьонцы; в) неандертальцы; г) австралопитеки.

6) Назовите ученого, который собрал многочисленные доказательства происхождения человека от обезьяноподобных предков.

а) К. Линней; б) Ж.-Б. Ламарк; в) Ч. Дарвин.

7) Объем мозга одного из ископаемых предков человека составлял около 500-800смЗ. Назовите этого предка человека.

8) Назовите особенности, которые характерны не только человеку, но и его обезьяноподобным предкам.

а) абстрактное мышление; б) речь; в) общественный образ жизни г) создание орудий труда.

9) Назовите группу факторов (движущих сил) антропогенеза, которые в формировании человеческих рас явились решающими.

а) биологические; б) социальные.

10) Укажите предков человека, обитающих на Земле 1.5-5,5млн лет назад, а) неандерталец; б) человек умелый; в) австралопитек; г) кроманьонец.

11) Назовите группу предков человека, к которой относят неандертальцев. а) древние люди; б) древнейшие люди; в) современные люди.

12) Укажите ответ, в котором перечислены предки человека, которых относят к группе «современные люди».

а) питекантропы, синантропы; б) кроманьонцы; в) неандертальцы; г) человек умелый.

13) Среди характерных только для человека особенностей строения укажите ту, которая сформировалась у предков человека в ходе эволюции позже остальных.

а) сводчатая стопа; б) S-образный изгиб позвоночника; в) подбородочный выступ.

14) В ходе эволюции у предков человека появились особенности строения, связанные с использованием ими огня, животной пищи и ее термической обработкой. Назовите одну из таких особенностей строения.

а) мощные жевательные мышцы: б) небольшая нижняя челюсть; в) подвижный мускулистый язык; г) хорошо развитые теменные гребни.

15) Назовите предка человека, представители которого характеризуются следующими особенностями: ходили на двух ногах, имели рост около 180см, высокий прямой лоб, головной мозг объемом около 1 бООсмЗ, развитый подбородочный выступ, жили в жилищах, изготавливали орудия, пользовались огнем, у ни было развито искусство, а) австралопитеки; б) древнейшие люди; в) древние люди; г) кроманьонцы.

16) Назовите основополагающий и ведущий социальный фактор антропогенеза, действие которого обеспечило формирование остальных социальных факторов.

а) речь; б) сознание; в) абстрактное мышление; г) трудовая деятельность; д) общественные отношения.

17) Назовите группу предков человека, к которой относят кроманьонцев, а) древние люди; б) древнейшие люди; в) современные люди.

18) Объем мозга одного из предка человека составляет около 1600смЗ. Назовите этого предка человека.

а) кроманьонец; б) неандерталец; в) питекантроп; г) австралопитек; д) человек умелый.

19) Что является основным показателем наличия у предков человека сложной трудовой деятельности?

а) особенности строения кисти; б) особенности строения костей лицевой и правой половины черепа.

в) разнообразие орудий

20) Среди характерных только для человека особенностей строения укажите ту, которая сформировалась у предков человека в ходе эволюции раньше остальных.

а) сводчатая стопа; б) S-образный изгиб позвоночника; в) подбородочный выступ;

г) отставленный первый палец руки.

21) Укажите признак, свидетельствующий о том, что у неандертальцев была зачаточная речь.

а) низкий скошенный лоб; б) большой надглазный валик; в) подбородочный выступ; г) сводчатая стопа.

22) Кто из предков человека имел хорошо развитый подбородочный выступ? а) питекантропы; б) человек умелый; в) неандертальцы; г) кроманьонцы.

23) Сохраняется ли в человеческих популяциях такая функция естественного отбора, как видообразование?

а) да; б) нет.

24) Назовите вид, к которому относят питекантропов.

а) человек умелый (Homo habilis); б) человек прямоходящий; в) человек разумный (Homo sapiens).

25) что для австралопитеков служило средой обитания?

а) тропические леса; б) болотистая местность; в) саванна, степь; г) пустыня. 9-11 классы.

ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

  1. В антропологии существует несколько разных классификаций внутри семейства ЛЮДИ: А) австралопитеки, древнейшие люди, древние люди, современные люди; Б) австралопитеки (афарский, африканский, массивный), человек умелый, человек прямоходящий, человек, разумный; в) парантроп, синантроп, питекантроп, австралопитек, кроманьонец, неандерталец, гейдельбергский человек, зинж и еще ряд находок со своими названиями. Создайте обобщенную схему эволюции человека, объединяющую информацию этих трех вышеупомянутых классификаций.
  2. Составьте схему эволюции орудий труда, речи и общественных отношений человека.
  3. Как вы считаете, с чем связан переход предков человека от четвероногого к двуногому способу передвижения? Предложите и обоснуйте не менее 2-х гипотез.
  4. Существует несколько групп доказательств происхождения человека от обезьяноподобных предков: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические, цитогенетические. По рекомендованной учителем литературе и самостоятельно найдите в каждой группе доказательств аргументы, опровергающие происхождение человека от общих с обезьянами предков.
  5. Предложите схемы возникновения у человека таких признаков, как отсутствие волосяного покрова, постоянный рост волос и ногтей.

Вопросы для блицопроса по теме « Эволюция человека».

  1. Какие группы доказательств происхождения человека от животных вы знаете?
  2. По какому признаку австралопитека включают в семейство ЛЮДИ?
  3. Как переводится с латинского «австралопитек»?
  4. От какой группы произошли австралопитеки?
  5. Какие виды этого рода вы знаете?
  6. Назовите первого представителя рода ЧЕЛОВЕК.
  7. Чем все представители рода ЧЕЛОВЕК отличались от всех представителей рода АВСТРАЛОПИТЕК?
  8. Как по латыни звучит «Человек умелый»?
  9. Перечислите виды рода ЧЕЛОВЕК в порядке их возникновения.
  1. Латинское название «Человека прямоходящего».
  2. Латинское название «Человека разумного».
  3. Перечислите основные находки ископаемых предков человека (переходящий вопрос для нескольких учеников).
  4. К какому виду относился неандерталец?
  5. К какому виду относился кроманьонец?
  6. К какому виду относился питекантроп?
  7. К какому виду относился синантроп?
  8. К какому виду относился гейдельберский человек?
  9. К какому виду относился пилтдаунский человек?
  10. Какие виды рода ЧЕЛОВЕК относились к древнейшим людям?
  11. Какой представитель вида Homo sapiens относился к древним людям?
  12. Какие представители вида Homo sapiens относятся к новым людям?
  13. Перечислите сходства человека и человекообразных обезьян (переходящий вопрос для нескольких учеников).
  14. Перечислите отличия человека и человекообразных обезьян (переходящий вопрос для нескольких учеников).
  15. Какие особенности строения человека связаны с прямохождением?
  16. Назовите основные направления эволюции человека.
  17. Назовите социальные движущие силы эволюции человека.
  18. Что такое рудименты?
  19. Что такое атавизмы?
  20. Назовите атавизмы, присущие человеку.
  21. Назовите рудименты человека.

11 класс . Тест « Происхождение человека». 1 вариант.

Тестовые задания могут применяться как в целях текущей, так и итоговой проверки знаний и умений обучающихся.

1.Назовите ученого, который первым определил систематическое положение человека и поместил его в группу приматов. <

а) К. Линней4 б) Ж.-Б. Ламарк; в) Ч. Дарвин.

2) Какой объем мозга был неандертальцев?

а) около 450смЗ; б) 500-800смЗ; в)800-1400смЗ; г) около 1400смЗ.

3) У человека имеются признаки, связанные с прямохождением. Назовите один из таких признаков.

а) сводчатая стопа; б) хорошо развитые ключицы; в) небольшие надбровные дуги; г)противопоставленный палец руки.

4) Кто из ниже перечисленных предков человека является наиболее древним? а) человек умелый; б) питекантроп; в) австралопитек; г) неандерталец.

5) Назовите вид, к которому относят неандертальцев.

6) Укажите признак, который имеется не только у человека, но и у человекообразных обезьян.

а) отставленный первый палец верхней конечности; б) плоская грудная клетка; в) широкий таз.

7) Действует ли в настоящее время в такой эволюционный фактор, как борьба за существование?

а) да; б) нет.

8) Назовите форму биологического прогресса, посредством которого в ходе эволюции у человека сформировались такие признаки, как прямохождение, речь, абстрактное мышление.

а) ароморфоз; б) дегенерация; в) идиоадаптация.

9) Сохраняется ли в человеческих популяциях такая функция естественного отбора, как поддержание наследственного разнообразия?

а) да; б) нет.

10) Назовите ископаемого предка человека, представители которого характеризуются следующими особенностями: они ходили на двух ногах, имели рост около 170см, толстые кости черепной коробки, головной мозг объемом 900-ЮООсмЗ, покатый лоб, не имели подбородочного выступа, пользовались огнем, изготавливали из камней примитивные орудия труда.

а) неандерталец; б) человек умелый; в) питекантроп; г) кроманьонец.

11) Среди характерных только для людей особенностей укажите ту, которая сформировалась у предков человека в ходе эволюции раньше остальных.

12) Укажите ответ, в котором перечислены предки человека, которых относят к группе «современные люди».

13) Назовите вид, к которому относят питекантропов.

а) человек умелый (Homo habilis); б) человек прямоходящий; в) человек разумный (Homo sapiens).

14) Действует ли в настоящее время в популяциях людей такой эволюционный фактор, как мутационная изменчивость?

а) да4 б) нет.

15) Какой объем мозга был у кроманьонцев?

а) около 450смЗ; б) 500-800смЗ; в) 800-1400смЗ; г) около 1400смЗ; д) около 1600смЗ.16) Назовите стадию формирования современного человека, на которой произошло выделение человеческих рас.

а) австралопитеки; б) древнейшие люди; в) древние люди; г) кроманьонцы.

17) Назовите движущие силы антропогенеза, преобладающие на стадии австралопитеков, а) биологические; б) социальные. <

18) Укажите предков человека, обитающих на Земле 30-40тыс. лет назад, а) питекантропы; б) австралопитеки; в) неандертальцы; г) кроманьонцы.

19) У человека имеются признаки, связанные с прямохождение. Назовите один из таких признаков.

а) подбородочный выступ; б) слабое развитие надбровных дуг; в) смещение затылочного отверстия черепа к центру тяжести черепа; г) существенное преобладание мозгового отдела черепа над лицевым.

20) Среди характерных только для людей особенностей укажите ту, которая сформировалась у предков человека в ходе эволюции позже остальных.

а) речь; б) прямохождение; в) абстрактное мышление; г) сознание.

21) Какой объем мозга был у питекантропа?

а) около 450смЗ; б) 500-800смЗ; в) 800-1400смЗ; г)около 1400смЗ; д) около 1600смЗ.

22) Назовите особенность строения человека, которая в ходе эволюции сформировалась в основном под действием социальных факторов антропогенеза.

а) широкий таз; б) отставленный первый палец кисти; в) подбородочный выступ; г) сводчатая стопа.

23) Кто из предков человека имел хорошо развитый подбородочный выступ? а) питекантропы; б) человек умелый; в) неандертальцы; г) кроманьонцы.

24) Действует ли в настоящее время в популяциях людей такой эволюционный фактор, как естественный отбор? а) да; б) нет.

25) В ходе эволюции у предков человека появились особенности строения, связанные с использованием ими огня, животной пищи и ее термической обработкой. Назовите одну из таких особенностей строения.

а) мощные жевательные мышцы; б) небольшая нижняя челюсть; в) подвижный мускулистый язык; г) хорошо развитые теменные гребни;

Тест « Происхождение человека». 2 вариант.

1) У человекообразных обезьян есть особенности, связанные с древесным образом жизни. Назовите такую особенность: а) хорошо развита мускулатура конечностей;

б) отставленный первый палец; в) густой волосяной покров.

2) Укажите ответ, в котором перечислены предки человека, которых относят к группе «древние люди»:

а) питекантропы; б) кроманьонцы; в) неандертальцы; г) австралопитеки.

3) Назовите особенность стояния человека, которая в ходе эволюции сформировалась в основном под действием биологического фактора антропогенеза:

а) сводчатая стопа; б) праворукость; в) подбородочный выступ; г) широкоотставленный палец руки.

4) Какой объем мозга был у австралопитеков?

а) около 450см34 б) 500-800смЗ; в) 800-1400смЗ; г) около 1400смЗ;д) около 1600смЗ.

5) Укажите предков человека обитающих на Земле 200 тыс.-1,6 млн. лет назад, а) питекантропы; б) кроманьонцы; в) неандертальцы; г) австралопитеки.

6) Назовите ученого, который собрал многочисленные доказательства происхождения человека от обезьяноподобных предков.

а) К. Линней; б) Ж.-Б. Ламарк; в) Ч. Дарвин.

7) Объем мозга одного из ископаемых предков человека составлял около 500-800смЗ. Назовите этого предка человека.

8) Назовите особенности, которые характерны не только человеку, но и его обезьяноподобным предкам.

а) абстрактное мышление; б) речь; в) общественный образ жизни г) создание орудий труда.

9) Назовите группу факторов (движущих сил) антропогенеза, которые в формировании человеческих рас явились решающими.

а) биологические; б) социальные.

10) Укажите предков человека, обитающих на Земле 1.5-5,5млн лет назад, а) неандерталец; б) человек умелый; в) австралопитек; г) кроманьонец.

11) Назовите группу предков человека, к которой относят неандертальцев. а) древние люди; б) древнейшие люди; в) современные люди.

12) Укажите ответ, в котором перечислены предки человека, которых относят к группе «современные люди».

а) питекантропы, синантропы; б) кроманьонцы; в) неандертальцы; г) человек умелый.

13) Среди характерных только для человека особенностей строения укажите ту, которая сформировалась у предков человека в ходе эволюции позже остальных.

а) сводчатая стопа; б) S-образный изгиб позвоночника; в) подбородочный выступ.

14) В ходе эволюции у предков человека появились особенности строения, связанные с использованием ими огня, животной пищи и ее термической обработкой. Назовите одну из таких особенностей строения.

а) мощные жевательные мышцы: б) небольшая нижняя челюсть; в) подвижный мускулистый язык; г) хорошо развитые теменные гребни.

15) Назовите предка человека, представители которого характеризуются следующими особенностями: ходили на двух ногах, имели рост около 180см, высокий прямой лоб, головной мозг объемом около 1 бООсмЗ, развитый подбородочный выступ, жили в жилищах, изготавливали орудия, пользовались огнем, у ни было развито искусство, а) австралопитеки; б) древнейшие люди; в) древние люди; г) кроманьонцы.

16) Назовите основополагающий и ведущий социальный фактор антропогенеза, действие которого обеспечило формирование остальных социальных факторов.

а) речь; б) сознание; в) абстрактное мышление; г) трудовая деятельность; д) общественные отношения.

17) Назовите группу предков человека, к которой относят кроманьонцев, а) древние люди; б) древнейшие люди; в) современные люди.

18) Объем мозга одного из предка человека составляет около 1600смЗ. Назовите этого предка человека.

а) кроманьонец; б) неандерталец; в) питекантроп; г) австралопитек; д) человек умелый.

19) Что является основным показателем наличия у предков человека сложной трудовой деятельности?

а) особенности строения кисти; б) особенности строения костей лицевой и правой половины черепа.

в) разнообразие орудий

20) Среди характерных только для человека особенностей строения укажите ту, которая сформировалась у предков человека в ходе эволюции раньше остальных.

а) сводчатая стопа; б) S-образный изгиб позвоночника; в) подбородочный выступ;

г) отставленный первый палец руки.

21) Укажите признак, свидетельствующий о том, что у неандертальцев была зачаточная речь.

а) низкий скошенный лоб; б) большой надглазный валик; в) подбородочный выступ; г) сводчатая стопа.

22) Кто из предков человека имел хорошо развитый подбородочный выступ? а) питекантропы; б) человек умелый; в) неандертальцы; г) кроманьонцы.

23) Сохраняется ли в человеческих популяциях такая функция естественного отбора, как видообразование?

а) да; б) нет.

24) Назовите вид, к которому относят питекантропов.

а) человек умелый (Homo habilis); б) человек прямоходящий; в) человек разумный (Homo sapiens).

25) что для австралопитеков служило средой обитания?

а) тропические леса; б) болотистая местность; в) саванна, степь; г) пустыня. 9-11 классы.

ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

  1. В антропологии существует несколько разных классификаций внутри семейства ЛЮДИ: А) австралопитеки, древнейшие люди, древние люди, современные люди; Б) австралопитеки (афарский, африканский, массивный), человек умелый, человек прямоходящий, человек, разумный; в) парантроп, синантроп, питекантроп, австралопитек, кроманьонец, неандерталец, гейдельбергский человек, зинж и еще ряд находок со своими названиями. Создайте обобщенную схему эволюции человека, объединяющую информацию этих трех вышеупомя нутых классификаций.
  2. Составьте схему эволюции орудий труда, речи и общественных отношений человека.
  3. Как вы считаете, с чем связан переход предков человека от четвероногого к двуногому способу передвижения? Предложите и обоснуйте н е менее 2-х гипотез.
  4. Существует несколько групп доказательств происхождения человека от обезьяноподобных предков: сравнительно-анатомические, эмбриологич еские, палеонтологические, цито генетические. По рекомендованной учителем литературе и самостоятельно найдите в каждой группе доказательств аргументы, опровергающие происхождение человека от общих с обезьянами предков.
  5. Предложите схемы возникновения у человека таких признаков, как отсутствие волосяного покрова, постоянный рост волос и ногтей.

Вопросы для блицопроса по теме « Эволюция человека».

  1. Какие группы доказательств происхождения человека от животных вы знаете?
  2. По какому признаку австралопитека включают в семейство ЛЮДИ?
  3. Как переводится с латинского «австралопитек»?
  4. От какой группы произошли австралопитеки?
  5. Какие виды этого рода вы знаете?
  6. Назовите первого представителя рода ЧЕЛОВЕК.
  7. Чем все представители рода ЧЕЛОВЕК отличались от всех представителей рода АВСТРАЛОПИТЕК?
  8. Как по латыни звучит «Человек умелый»?
  9. Перечислите виды рода ЧЕЛОВЕК в порядке их возникновения.
  1. Латинское название «Человека прямоходящего».
  2. Латинское название «Человека разумного».
  3. Перечислите основные находки ископаемых предков человека (переходящий вопрос для нескольких учеников).
  4. К какому виду относился неандерталец?
  5. К какому виду относился кроманьонец?
  6. К какому виду относился питекантроп?
  7. К какому виду относился синантроп?
  8. К какому виду относился гейдельберский человек?
  9. К какому виду относился пилтдаунский человек?
  10. Какие виды рода ЧЕЛОВЕК относились к древнейшим людям?
  11. Какой представитель вида Homo sapiens относился к древним людям?
  12. Какие представители вида Homo sapiens относятся к новым людям?
  13. Перечислите сходства человека и человекообразных обезьян (переходящий вопрос для нескольких учеников).
  14. Перечислите отличия человека и человекообразных обезьян (переходящий вопрос для нескольких учеников).
  15. Какие особенности строения человека связаны с прямохождением?
  16. Назовите основные направления эволюции человека.
  17. Назовите социальные движущие силы эволюции человека.
  18. Что такое рудименты?
  19. Что такое атавизмы?
  20. Назовите атавизмы, присущие человеку.
  21. Назовите рудименты человека.

Тестирование по теме «Происхождение человека»

1 . Способность к изготовлению орудий труда проявилась впервые в антропогенезе

1) у дриопитеков 2) у австралопитеков 3) у гиббонов 4) у питекантропов

2 . Начальные этапы развития искусства обнаружены в антропогенезе

1) у синантропов 2) у кроманьонцев 3) у австралопитеков 4) у питекантропов

3. Сходство человека и млекопитающих свидетельствует

1)об их родстве и общем плане строения 2) одинаковом количестве хромосом 3) их конвергентном сходстве 4) их происхождении от разных предков

4. Наличие у человека выроста слепой кишки - аппен­дикса - одно из доказательств

1)усложнения строения человека по сравнению с животными

2) его участия в углеводном обмене 3) его участия в обмене белков

4) родства человека и млекопитающих животных

5. У двухмесячного плода человека и детенышей выс­ших приматов несколько пар сосков, а у взрослого че­ловека только одна пара, что свидетельствует о родст­ве человека

1) с рыбами 2) с земноводными 3) с пресмыкающимися4) с млекопитающими

6 . Для человека, как и для других млекопитающих, ха­рактерно живорождение, выкармливание детенышей молоком, что свидетельствует

1) о более высоком уровне развития человека 2) о дивергентной эволюции

3) о развитии класса Млекопитающие в процессе эволюции

4) о родстве человека и млекопитающих животных

7 . Череп человека отличается от черепа других млекопи­тающих

1) наличием только одной подвижной кости - нижней челюсти

2) наличием швов между костями мозгового черепа

3) преобладающим развитием мозгового черепа над лицевым

4) строением костной ткани

8 . Увеличение размеров мозгового отдела черепа челове­ка по сравнению с лицевым способствовало

1)развитию мышления 2) развитию наземного образа жизни

3) редукции волосяного покрова 4) использованию животной пищи

9 . О родстве человека и человекообразных обезьян свиде­тельствует

1) способность к прямохождению 2) сходство заболеваний

3) наличие у них S-образного позвоночника

4) способность к абстрактному мышлению

10. Человек и человекообразные обезьяны

1) имеют абстрактное мышление 2) способны к трудовой деятельности

3) имеют сходные группы крови 4) ведут общественный образ жизни

11 . В скелете человека в отличие от человекообразных обезьян наблюдается

увеличение 1) мозгового отдела черепа 2) лицевого отдела черепа

3) шейного отдела позвоночника 4) хвостового отдела позвоночника

12. У человека в связи с прямохождением

1) сформировался свод стопы 2) когти превратились в ногти 3) срослись фаланги пальцев 4) большой палец противопоставлен остальным

13. Расовые различия у людей сформировались под влия­нием факторов

1) социальных 2) антропогенных3) географических 4) ограничивающих

14. Все расы человека объединены в один вид, что свиде­тельствует об их

1) едином уровне физического развития 2) генетическом единстве

5) едином социальном уровне 4) способности к наземному образу жизни

15. Какое значение имело приобретение людьми негроид­ной расы темного цвета кожи?

1) усиление обмена веществ 2) приспособление к жизни в морском климате

3)предохранение от воздействия ультрафиолетовых лучей

6) улучшение дыхательной функции кожи

16 . К движущим силам антропогенеза не следует относить

1) борьбу за существование 2) общественный образ жизни

3)наследственную изменчивость 4) модификационную изменчивость

17. Какой из перечисленных признаков проявляется у че­ловека как атавизм?

1) удлиненный хвостовой отдел 2)расчлененность тела на отделы

3) дифференциация зубной системы 4) пятипалый тип конечности

18 . Трудовую деятельность, речь, мышление, сыгравших большую роль в развитии предков человека, относят к факторам эволюции

1) биологическим 2) социальным 3) антропогенным 4) абиотическим

19. Под воздействием биологических факторов эволюции у людей сформировались

1) речь и воля 2) мышление и эмоции 3)трудовая деятельность и общество

4)фенотипические признаки

20. Развитие на теле отдельных людей большого числа со­сков в молочных железах - пример

1) ароморфоза 2) регенерации 3) атавизма 4) идиоадаптации

21. Появление у предков человека S-образного позвоноч­ника, подбородочного выступа произошло под влияни­ем факторов

1) биологических 2) географических 3) абиотических 4) антропогенных

22. Действием только биологических факторов эволюциинельзя объяснить формирование у человека 1) свода стопы 2) S-образного позвоночника 3) зубов мудрости 4)общественного образа жизни

23. Действием только биологических факторов эволюции нельзя объяснить появление у человека

1) извилин в переднем мозге 2) сознания 3) высокого свода стопы

4) S-образного позвоночника

24 . Человека относят к классу млекопитающих, так как у него

1) внутреннее оплодотворение 2) легочное дыхание

3)четырехкамерное сердце 4) есть диафрагма, потовые и млечные железы

25. Человек в системе органического мира

1) представляет собой особый отряд класса млекопитающих

2)выделяется в особое царство, включающее наиболее высокоорганизованные живые существа

3) представляет особый вид, который входит в отряд приматов, класс млекопитающих, царство животных

4) является составной частью человеческого общества и не имеет отношения к системе органического мира

26. Какой из перечисленных признаков человека относят к атавизмам?

1) рождение человека с удлиненным хвостовым отделом

2) расчленение тела на отделы

3) дифференциация зубов 4) наличие грудной и брюшной полостей тела

27. Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о 1) возникших мутациях 2) проявлении атавизма

3)нарушении развития плода в организме 4) происхождении человека от животных

28 . Под воздействием биологических и социальных факто­ров происходила эволюция предков

1)птиц 2) человека 3) млекопитающих4) пресмыкающихся

29 . Биологическим фактором, обеспечивающим развитие мышления и трудовой деятельности человека на раннем этапе эволюции, считают

1) прогрессивное развитие мозга2) заботу о потомстве

3) появление четырехкамерного сердца 4) усиление легочного дыхания

30. На ранних этапах эволюции человека под контролем биологических факторов происходило формирование

1) особенностей его строения и жизнедеятельности 2) членораздельной речи

3) трудовой деятельности4) мышления, развитого сознания

31 . В процессе эволюции у человека под влиянием биологи­ческих факторов произошло формирование

1)потребности в трудовой деятельности развитого сознания

3)речи 4)сводчатой стопы

32 . Трудовая деятельность, мышление, речь, сыгравшие большую роль в развитии предков человека, относятся к факто­рам эволюции

социальным2) биологическим 3) антропогенным 4) биотическим

33 . Социальные факторы эволюции сыграли решающую роль в формировании у человека

1) уплощенной грудной клетки 2) прямохождения

3) членораздельной речи 4) S-образных изгибов позвоночника

34 . Прямохождение у предков человека способствовало

1) освобождению руки2) появлению речи

3) развитию многокамерного сердца 4) усилению обмена веществ

35 . Какая часть верхней конечности человека наиболее резко изменилась в процессе его эволюции? 1)плечо2) предплечье 3)кисть 4) лопатка

36 . Человек, как и человекообразные обезьяны, имеет
1)4 группы крови 2) сводчатую стопу

3)объем головного мозга 1200-1450 см 3 4) S-образный позвоночник

37. Человек, в отличие от млекопитающих животных

1) обладает возбудимостью 2) имеет кору головного мозга

3) мыслит абстрактно4) обладает раздражимостью

38. В отличие от человекообразных обезьян у человека

1) имеется резус-фактор 2) появилась рассудочная деятельность

3)имеется четырехкамерное сердце 4) развито абстрактное мышление

39. В головном мозге человека, в отличие от других млеко­
питающих, в процессе эволюции появляются центры

1) речевые 2) обоняния и вкуса 3)слуха и зрения 4) координации движения

40 . Формирование человеческих рас шло в направлении при­способления к

1) использованию различной пищи2) наземному образу жизни

1) жизни в различных природных условиях

2) невосприимчивости к различным заболеваниям

41. О единстве, родстве человеческих рас свидетельствует

1) их приспособленность к жизни в разных климатических условиях

2) одинаковый набор хромосом, сходство их строения

3) их расселение по всему земному шару

4) их способность преобразовывать окружающую среду

42. Все виды деятельности человека относят к факторам

1)абиотическим 2) биотическим 3) антропогенным 4) периодическим

43 . Социальные факторы стали играть ведущую роль в антропогенезе начиная с:

1) питекантропов 2) синантропов 3) неандертальцев 4) кроманьонцев

44. В эпоху великого оледенения жили:

1) кроманьонцы 2) неандертальцы 3) синантропы 4) все перечисленные

45 . Человек умелый относится к:

1) древнейшим людям 2) древним людям 3) обезьянолюдям 4) новым людям

46 . К виду Homo sapiens относят:

1) австралопитеков 2) питекантропов 3) синантропов 4) никого из перечисленных

47. К древнейшим людям относят:

1) кроманьонца 2) австралопитека 3) питекантропа 4) неандертальца

48 . К современным людям относят:

1) кроманьонца 2) австралопитека 3) питекантропа 4) неандертальца

49 . Прямохождение с опорой на руки было характерно для:

1) австралопитека 2) питекантропа 3) синантропа 4) неандертальца

50 . Дальними предками приматов считают:

1) насекомоядных 2) грызунов 3) яйцекладущих 4) рукокрылых

51 . Неандерталец умел: 1) охотиться с луком2) хорошо говорить 3) производить бронзу 4) поддерживать огонь

В 1 . Установите последовательность стадий эволюции человека:

А) австралопитек Б) древнейшие люди В) дриопитек Г) новые люди

Д) древние люди Е) человек умелый

В 2 . Выберите рудименты, встречающиеся у человека:

1) копчик 2) хвост 3) аппендикс 4) густой волосяной покров тела

5) многососковость 6) третье веко

В 3 . Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Homo sapiens

А) класс млекопитающие Б) тип хордовые В) вид Homo sapiensГ) отряд приматы Д) подкласс плацентарные Е) семейство люди

В 4 . Укажите правильную последовательность эволюции человека:

А) неоантроп Б) архантроп В) австалопитек Г) палеоантроп

В 5 . Человек, в отличие от высших человекообразных обезьян,

A) обладает абстрактным мышлением
Б) имеет вторую сигнальную систему

B) имеет кору больших полушарий

Г) создает искусственную среду обитания

Д) характеризуется поведением, основанным на безусловных рефлексах

Е) адаптируется к новым условиям жизни путем выработки ус­ловных рефлексов

С 1. Какие известны доказательства происхождения человека от животных?

С 2. Какие социальные факторы являются движущими силами антропогенеза?

Тренировочные тесты по теме «Эволюция человека»

1. В головном мозге человека, в отличие от головного мозга млекопитающих животных, имеются центры

1) речи2)обоняния 3)слуха 4)координации движения

2 . Человека относят к классу млекопитающих, так как у него

1)дыхание осуществляется с помощью легких

2)кровь течет по двум кругам кровообращения

3)передний мозг включает два полушария

4)развитие зародыша происходит в матке

3 . Переход предков человека к прямохождению способствовал

1)высвобождению рук2)появлению условных рефлексов

3)развитию четырехкамерного сердца 4)усилению обмена веществ

4. Чем череп человека отличается от черепа человекообразной обезьяны?

1)наличием лицевого и мозгового отделов

2)большим объемом мозгового отдела

3)расположением глазниц и надбровных дуг

4)способом соединения теменных и височных костей

5. У человека, в отличие от млекопитающих животных, развиты

1)абстрактное мышление2)условные рефлексы

3)разные виды торможения4)большие полушария головного мозга

6 . Кого относят к древним людям?

1)неандертальца2)питекантропа 3)синантропа 4)кроманьонца

7 . В чем состоит сходство Человека умелого и австралопитека?

1)объём мозга 1200 см 3 2)развита речь

3)прямохождение 4)умение изготавливать орудия труда

8 . Что лежит в основе расовых различий?

1)умственные способности 2)социальные возможности

3)биологические наследственные различия

4)уровень эволюционного развития

9 . В чём проявляется сходство человека и человекообразных обезьян?

1)сводчатая стопа2)развито абстрактное мышление

3)отсутствует волосяной покров на лице 4) 4 изгиба позвоночника

10. В чём состоит отличие древних людей от древнейших?

1)пользовались огнём 2)изготавливали орудия труда

3)прямохождение 4)речь в форме лепета

11 . Какой из признаков человека относится к рудиментам?

1)мышцы, двигающие ушную раковину 2)хвост

3)густой волосяной покров тела 4)сильно развитые клыки

12 . Признаками какой расы являются высокий и длинный нос, кожа с небольшим количеством меланина, нетолстые губы, хорошо развитый у мужчин волосяной покров на лице?

1)австралоидной2)европеоидной3)монголоидной 4)негроидной

13 . Что НЕ относят к рудиментам человека?

1) остаток третьего века 2)аппендикс

3)многососковость 4)зубы «мудрости»

14 . Что НЕ относят к атавизмам человека?

1)аппендикс2)хвост 3)многососковость 4)волосяной покров на лице

15. У человека передние конечности хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным), как у всех

1)хордовых2)млекопитающих3)плацентарных4)приматов

16 . Какой из признаков человека относится к атавизмам?

1)аппендикс 2)хвост3)зубы мудрости4)третье веко

17 . Первые примитивные орудия труда изготовил

1)австралопитек2)Человек умелый3)неандерталец 4) кроманьонец

18 . Первые представители вида Человек разумный

1)дриопитеки2)австралопитеки3)неандертальцы 4)кроманьоньцы

19 . Человек как биологический вид возник в результате:

1)социальной эволюции 2)эволюции органического мира

3)развития способности к труду 4)появления рассудочной деятельности

В 1 . Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Человек разумный в классификации животных, начиная с наименьшей категории:

A)класс МлекопитающиеБ) семейство ЛюдиB)отряд Приматы

Г) тип Хордовые Д) вид Человек разумный Е) род Человек

В 2 . У человека к рудиментам относятся:

1)третье веко2)густой волосяной покров тела3)многососковость

4)копчик5)аппендикс 6) хвост


Своё Спасибо, еще не выражали..

Тема: «Происхождение человека».

Задание: выбрать правильный ответ или закончить предложение.

1. Мужские половые клетки называются:

А - семенники; В - сперматозоиды;

Б - мужские половые гормоны; Г - яйцеклетки.

2. У человека есть, а у обезьяны нет:

А – ногти; В – мимические мышцы;

Б – когти; Г – свод стопы.

3. Аппендикс – это:

А – рудимент; В – пессимизм;

Б – атавизм; Г – аппендицит.

4. Недоразвитые органы, ткани и признаки, имевшиеся у предковых форм и утратившие в процессе эволюции своё значение у потомков, - …

5. Антропогенез – процесс:

А – исторического развития живой природы;

Б – индивидуального развития человека;

В – эмбрионального развития человека;

Г – эволюционно–исторического формирования человека.

6. Социальными движущими силами антропогенеза явились:

А – естественный отбор; В – труд;

Б – борьба за существование; Г – образование.

7. Человеком современного типа считают:

А – питекантропов; В – кроманьонцев;

Б – синантропов; Г – неандертальцев.

8. Женские половые клетки называют:

А – яйцеклетками; В – маткой;

Б – яичниками; Г – плацентой.

9. У человека, так же как у гориллы:

А – объём мозга 1500см3;

Б – нет хвоста;

В – четыре изгиба позвоночника;

Г – есть свод стопы.

10. Что является атавизмом:

А – аппендикс; В – остаток третьего века;

Б – копчик; Г – хвост.

11. Признаки, появляющиеся у некоторых особей вида, имевшиеся у отдалённых предков, называются…

12. Ведущую роль в эволюции человечества играют:

А – только социальные факторы; В – социальные факторы и биологические законы;

Б – только биологические законы; Г – движущие формы естественного отбора.

13. К биологическим движущим силам антропогенеза относят:

А – наследственность; В – изменчивость;

Б – речь; Г – воспитание.

14. Черты отличия человека от человекообразных обезьян:

А – высокоразвитая нервная система, сложные безусловные и условные рефлексы, выраженная забота о потомстве;

Б – способность к прямохождению, отсутствие хвоста, развитие на пальцах ногтей вместо когтей;

В – способность к выражению эмоций посредством мимики и жестов, развитые органы чувств;

Г – способность к созданию и использованию орудий труда для производства других орудий.

15. Черты сходства человека с человекообразными обезьянами:

А – способность к созданию и использованию орудий труда для производства других орудий;

Б – лицевой отдел черепа меньше мозгового, слабые челюсти, маленькие клыки, отсутствие надбровных дуг;

В – высокоразвитая нервная система, сложные безусловные и условные рефлексы; выраженная забота о потомстве;

Г – изгибы позвоночника, плоская форма грудной клетки, широкий таз, мощные кости и мускулатура нижних конечностей.

16. Форма вида Человек разумный, которая выделилась при приспособлении кроманьонцев к различным природно-климатическим условиям.

17. Появление и развитие человека относят к:

А – палеогеновому периоду; В – антропогеновому периоду;

Б – неогеновому периоду; Г – кайнозойской эре.

18. Фактором, ослабившим действие биологических закономерностей и усилившим роль социальных, является:

А – переход от древесного к наземному существованию;

Б – формирование S -образного позвоночника;

В – облегчение челюстного аппарата;

Г – коллективное (стадное) существование.

19. Учёные предполагают, что общими предками человека и человекообразных обезьян могли быть:

А – неандертальцы; В – древесные обезьяны;

Б – питекантропы; Г – австралопитеки.

20. Важнейшим фактором, подтверждающим принадлежность людей всех рас к одному виду – Человек разумный, является:

А – морфологическое сходство строения;

Б – наличие одних и тех же групп крови;

В – скрещиваемость и плодовитое потомство;

Г – сходство в строении верхних и нижних конечностей.

11 класс . Тест « Происхождение человека».

Тестовые задания могут применяться как в целях текущей, так и итоговой проверки знаний и умений обучающихся.

1.Назовите ученого, который первым определил систематическое положение человека и поместил его в группу приматов.

а) К. Линней б) Ж.-Б. Ламарк; в) Ч. Дарвин.

2) Какой объем мозга был неандертальцев?

а) около 450см3; б) 500-800см3; в) 800-1400см3; г) около 1400см3.

3) У человека имеются признаки, связанные с прямохождением. Назовите один из таких признаков.

а) сводчатая стопа; б) хорошо развитые ключицы; в) небольшие надбровные дуги; г)противопоставленный палец руки.

4) Кто из ниже перечисленных предков человека является наиболее древним? а) человек умелый;

б) питекантроп; в) австралопитек; г) неандерталец.

5) Назовите вид, к которому относят неандертальцев.

а) человек умелый (Homo habilis Homo sapiens ).

6) Укажите признак, который имеется не только у человека, но и у человекообразных обезьян.

а) отставленный первый палец верхней конечности; б) плоская грудная клетка; в) широкий таз.

7) Действует ли в настоящее время в такой эволюционный фактор, как борьба за существование?

а) да; б) нет.

8) Назовите форму биологического прогресса, посредством которого в ходе эволюции у человека сформировались такие признаки, как прямохождение, речь, абстрактное мышление.

а) ароморфоз; б) дегенерация; в) идиоадаптация.

9) Сохраняется ли в человеческих популяциях такая функция естественного отбора, как поддержание наследственного разнообразия?

а) да; б) нет.

10) Назовите ископаемого предка человека, представители которого характеризуются следующими особенностями: они ходили на двух ногах, имели рост около 170см, толстые кости черепной коробки, головной мозг объемом 900-1000см3, покатый лоб, не имели подбородочного выступа, пользовались огнем, изготавливали из камней примитивные орудия труда.

а) неандерталец; б) человек умелый; в) питекантроп; г) кроманьонец.

11) Среди характерных только для людей особенностей укажите ту, которая сформировалась у предков человека в ходе эволюции раньше остальных.

12) Укажите ответ, в котором перечислены предки человека, которых относят к группе «современные люди».

а) питекантропы, синантропы; б) кроманьонцы; в) неандертальцы; г) человек умелый.

13) Назовите вид, к которому относят питекантропов.

а) человек умелый (Homo habilis ); б) человек прямоходящий; в) человек разумный (Homo sapiens ).

14) Действует ли в настоящее время в популяциях людей такой эволюционный фактор, как мутационная изменчивость?

а) да б) нет.

15) Какой объем мозга был у кроманьонцев?

а) около 450 см3; б) 500-800 см3; в) 800-1400 см3; г) около 1400 см3; д) около 1600 см3.

16) Назовите стадию формирования современного человека, на которой произошло выделение человеческих рас.

а) австралопитеки; б) древнейшие люди; в) древние люди; г) кроманьонцы.

17) Назовите движущие силы антропогенеза, преобладающие на стадии австралопитеков,

а) биологические; б) социальные.

18) Укажите предков человека, обитающих на Земле 30-40тыс. лет назад, а) питекантропы;

б) австралопитеки; в) неандертальцы; г) кроманьонцы.

19) У человека имеются признаки, связанные с прямохождение. Назовите один из таких признаков.

а) подбородочный выступ; б) слабое развитие надбровных дуг; в) смещение затылочного отверстия черепа к центру тяжести черепа; г) существенное преобладание мозгового отдела черепа над лицевым.

20) Среди характерных только для людей особенностей укажите ту, которая сформировалась у предков человека в ходе эволюции позже остальных.

а) речь; б) прямохождение; в) абстрактное мышление; г) сознание.

21) Какой объем мозга был у питекантропа?

а) около 450смЗ; б) 500-800смЗ; в) 800-1400смЗ; г)около 1400смЗ; д) около 1600смЗ.

22) Назовите особенность строения человека, которая в ходе эволюции сформировалась в основном под действием социальных факторов антропогенеза.

а) широкий таз; б) отставленный первый палец кисти; в) подбородочный выступ; г) сводчатая стопа.

23) Кто из предков человека имел хорошо развитый подбородочный выступ? а) питекантропы;

б) человек умелый; в) неандертальцы; г) кроманьонцы.

24) Действует ли в настоящее время в популяциях людей такой эволюционный фактор, как естественный отбор? а) да; б) нет.

25) В ходе эволюции у предков человека появились особенности строения, связанные с использованием ими огня, животной пищи и ее термической обработкой. Назовите одну из таких особенностей строения.

а) мощные жевательные мышцы; б) небольшая нижняя челюсть; в) подвижный мускулистый язык;

г) хорошо развитые теменные гребни;