С 1 января 2010 года согласно изменениям, внесенным приказом Минфина России от 30.12.2009 № 152н (далее - приказ № 152н) в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н (далее - Инструкция № 148н), введенные в эксплуатацию объекты основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов недвижимого имущества, библиотечного фонда, драгоценностей и ювелирных изделий, подлежат отражению на забалансовом счете 21 "Основные средства стоимостью до 3 000 рублей включительно в эксплуатации" до момента их списания или выбытия по иным основаниям. В настоящей статье методисты фирмы "1С" разъясняют особенности применения новых правил.

Применение забалансового счета 21

Списание или выбытие объекта основных средств с забалансового учета осуществляется на основании:

  • Акта о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033);
  • Акта о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031).

Списание с забалансового счета производится в порядке, установленном для ценностей, отражаемых в балансе учреждения, и осуществляется одновременно с их выбытием (передачей, ликвидацией, реализацией и др.).

Объекты основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно как имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, подлежат обязательной инвентаризации.

При выявлении недостач, потерь, хищений объекты основных средств списываются с забалансового учета с отражением суммы причиненного ущерба на соответствующем счете аналитического учета счета 020900000 "Расчеты по недостачам":

Дебет 1 209 01 560 Кредит 1 401 01 172 - на сумму рыночной стоимости объектов имущества, по которым выявлена недостача.

Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в порядке, установленном учреждением.

Согласно Методическим указаниям по переходу на новые положения Инструкции по бюджетному учету в связи с изменениями, утвержденными приказом № 152н (письмо Минфина России от 01.04.2010 № 02-06-07/1169), учреждение в рамках урегулирования учетных процедур в отношении государственного (муниципального) имущества должно своим правовым актом (приказом, распоряжением) определить порядок осуществления учета указанных объектов на забалансовом счете 21, в том числе порядок учета объектов (принятие, выбытие, списание) в денежном эквиваленте:

  • в условной единице: один объект имущества - 1 руб.,
  • либо по фактической стоимости объектов (по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости объектов).

Методологи Минфина России обращают внимание на то, что учреждение своим распорядительным актом (приказом по учетной политике) должно установить порядок ведения аналитического учета указанных объектов основных средств.

При этом, принимая решение об учетных процедурах указанных объектов и операций по их движению, необходимо предусматривать обязанность обеспечения сохранности государственного (муниципального) имущества и его эффективного использования. Обязательными требованиями ведения аналитического учета для всех учреждений являются:

  • учет по номенклатуре объектов;
  • учет в разрезе материально ответственных лиц;
  • ведение Карточки количественно-суммового учета материальных ценностей.

При этом возможны различные варианты организации аналитического учета:

  • аналитический учет осуществляется в разрезе материально ответственных лиц реестровым способом по номенклатуре поступаемых к учету объектов основных средств (с регистрацией в реестре по мере их ввода в эксплуатацию), с отражением в реестре объектов их количества и в условной единице стоимости один объект - 1 руб.;
  • аналитический учет осуществляется в разрезе материально ответственных лиц реестровым способом по номенклатуре поступивших к учету объектов основных средств (с регистрацией в реестре по мере их ввода в эксплуатацию), с отражением в реестре объектов их количества и их фактической стоимости.

При этом внутри реестра аналитический учет может быть сгруппирован по следующим группам основных средств: мебель, инвентарь, оборудование, прочие основные средства и т. п.

Если учреждение не установило порядок ведения учета объектов имущества на забалансовом счете 21, такой учет следует осуществлять в разрезе материально ответственных лиц по количеству и фактической стоимости объектов.

Учет на счете 21 в "1С:Бухгалтерии бюджетного учреждения 8"

В программе "1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8" учет основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, списанных с учета в момент ввода в эксплуатацию (далее - ОС в оперативном учете), ведется на забалансовом счете 21. К счету 21 открыты субсчета, соответствующие аналитическим счетам счета 101 "Основные средства", на которых объекты ОС учитывались до их списания с учета.

Приказом № 152н уточнено, что основные средства, являющиеся объектами недвижимости, независимо от стоимости отражаются на балансовых счетах. Напомним, что согласно статье 130 ГК РФ объектами недвижимости являются:

  • земельные участки;
  • участки недр;
  • все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;
  • подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Поэтому к счету 21 открыты следующие субсчета:
21.04 "Машины и оборудование";
21.05 "Транспортные средства";
21.06 "Производственный и хозяйственный инвентарь";
21.09 "Прочие основные средства".

По счету 21 ведется аналитический учет по номенклатурным группам (по субконто1 "Основные средства"), по материально ответственным лицам и подразделениям (по субконто2 "Центры материальной ответственности"), по видам деятельности (КВД) в количественном и суммовом измерении.

Следует отметить, что в программе учет объектов ОС в оперативном учете предусмотрен по фактической стоимости каждой единицы.

При работе в программе поступление основных средств на счет 21 регистрируется документами по вводу объектов ОС в эксплуатацию: Принятие к учету ОС и НМА, Внутреннее перемещение ОС, Безвозмездное поступление ОС, Оприходование ОС (НМА) на счет 101 (102) с видом операции Оприходование ОС по результатам инвентаризации . Таким образом, объекты ОС принимаются к учету на счет 21 по балансовой стоимости, а не в условной оценке.

В "1С:Бухгалтерии бюджетного учреждения 8" ведется инвентарный учет основных средств, предусмотрен также групповой учет объектов ОС стоимостью до 3 000 руб. включительно. При групповом учете объекты ОС принимаются к учету по стоимости партии. Таким образом, на счете 21 учет ведется по фактической стоимости каждой единицы.

Для оформления и регистрации движения ОС в оперативном учете применяются следующие документы.

Ввод остатков ОС в оперативном учете - предназначен для ввода входящих остатков по счету 21 в начале работы с программой "1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8".

Внутреннее перемещение ОС в оперативном учете - предназначен для оформления операций внутреннего перемещения ОС, списанных с балансового учета при вводе в эксплуатацию. Из документа можно распечатать Накладную на внутреннее перемещение основных средств (форма № ОС-2) или Требование-накладную М-11 (ф. 0315006).

Списание ОС в оперативном учете - предназначен для оформления операций списания объектов ОС со счета 21 в связи с непригодностью для дальнейшего использования и по другим основаниям. Поскольку причиной списания объекта может быть порча, недостача, потери, хищение, ликвидация, реализация, передача, к документу предусмотрено формирование нескольких печатных форм:
- Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);
- Акт о приеме-передаче ОС-1б (ф. 0306031);
- Акт о списании групп объектов основных средств ОС-4б (ф. 0306033);
- Требование-накладная М-11 (ф. 0315006);
- Накладная М-15.

Работа с документами ведется в журнале Журнал документов ОС в оперативном учете (меню ОС, НМА, НПА - Основные средства в оперативном учете ). В журнале по кнопке Открыть отчет можно сформировать отчет Оборотная ведомость по ОС в оперативном учете . Также предусмотрено формирование Карточек количественно-суммового учета материальных ценностей по форме 0504041 (меню Бюджетный учет - Регламентированные регистры бюджетного учета ). По счету 21 можно формировать любые стандартные отчеты.

Для оформления данных инвентаризации по форме № 0504087 "Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов", а также для регистрации результатов инвентаризации применяется документ Инвентаризация ОС в оперативном учете (меню ). При выявлении недостач на основании документа вводится документ Списание ОС в оперативном учете . При наличии излишков на основании документа вводится документ Оприходование ОС (НМА) на счет 101 (102) .

Для оформления и регистрации результатов инвентаризации драгоценных металлов, содержащихся в объектах ОС, учитываемых на счете 21, применяется документ Инвентаризация драгметаллов .

Работа с документами Инвентаризация ОС в оперативном учете и Инвентаризация драгметаллов ведется в Журнале инвентаризации (меню ОС, НМА, НПА - Инвентаризация ).

Следует отметить, что в целях обеспечения надлежащего контроля за движением основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, списанных с балансового учета при передаче в эксплуатацию, ранее в программе "1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8" был организован их оперативный учет в регистре накопления ОС в оперативном учете .

Для переноса остатков из регистра накопления ОС в оперативном учете на счет 21 при переходе на учет в соответствии с приказом № 152н предусмотрен документ Перенос ОС в оперативном учете (можно открыть из Журнала документов ОС в оперативном учете ).

Не знаете, что такое забалансовый счет в бухгалтерии? В рабочих планах счетов, применяемых при ведении бухучета как в бюджетных, так и в коммерческих и некоммерческих организациях, выделяют основные (балансовые) и забалансовые счета. На основных счетах бухгалтерам надлежит вести операции, связанные с движением денежных и иных материальных средств, поступлений и выбытий, прибыли и взаиморасчетов с контрагентами, учитывается информация о различных товарах и работах, а также реклама и иные услуги. Забалансовые счета используются для учета товарно-материальных ценностей, которые временно находятся в распоряжении организации и не принадлежат ей на правах собственности. Еще забалансовые счета нужны для отражения операций по тем обязательствам, которые ожидают исполнения, и движения ценностей, не предназначенных для учета на основных бухгалтерских счетах.

Такие счета являются вспомогательными бухсчетами. Остатки по ним не входят в баланс и иллюстрируются за итогами основного бухгалтерского баланса, то есть за балансом. Они не влияют на финансовый результат и не отражаются в периодических и итоговых отчетах организации.

Счета за балансом открываются предприятиями для таких случаев:

  1. Ведение бухучета имущества, которое либо не принадлежит ему, либо списано в расходы.
  2. Сбор сведений, которые необходимо указать в теме пояснительной записки к бухгалтерскому балансу и итоговой отчетности.

Забалансовые счета в бюджетных учреждениях 2019 года регламентируются , утвержденным Приказом Минфина РФ № 157н от 01.12.2010 (Инструкция № 157н). Порядок закреплен Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000. Также они регулируются 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 и ГК РФ. Имея под рукой эти НПА, намного проще и понятнее вести бухгалтерский учет по внебалансовым счетам.

Особенности для бюджетных учреждений

Использование забаланса в бухучете бюджетного учреждения регламентируется Инструкцией 157н (раздел 7). В этом разделе приведен список ценностей, которые не должны учитываться в составе балансовых счетов. По действующему законодательству, учреждения имеют право корректировать данный перечень и при необходимости включать в него иные товарно-материальные ценности.

В соответствии с п. 373 Инструкции 157н в редакции 31.03.2018, на забалансовых счетах бюджетных учреждений ведется бухучет:

  • ценностей, находящихся в организации без права оперативного управления (аренда, бесплатное пользование и т. д.);
  • ценностей, которые учитываются вне балансовых счетов (основные средства в сумме до 10 000 руб., бланки строгой отчетности, призы, путевки и т. д.);
  • обязательств, ожидающих исполнения.

Знаете, сколько забалансовых счетов существует с 2015 года? Сейчас в бюджетном учете применяется 31 счет!

Ознакомиться со всеми счетами, которые используются при ведении учета в бюджетном учреждении можно в таблице.

Наименование

«Имущество, полученное в пользование»

«Материальные ценности, принимаемые на хранение»

«Бланки строгой отчетности»

«Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

«Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению»

«Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности»

«Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры»

«Путевки неоплаченные»

«Запасные части к транспортным средствам»

«Обеспечение исполнения обязательств»

«Государственные муниципальные гарантии»

«Спецоборудование для выполнения НИР по договорам заказчиками»

«Экспериментальные устройства»

«Расчетные документы, ожидающие исполнения»

«Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете государственного (муниципального) учреждения»

«Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок»

«Поступления денежных средств»

«Выбытия денежных средств»

«Невыясненные поступления бюджета прошлых лет»

«Задолженность, невостребованная кредиторами»

«ОС стоимостью до 10 000 рублей включительно в эксплуатации»

«Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению»

«Периодические издания для пользования»

«Имущество, переданное в доверительное управление»

«Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)»

«Имущество, переданное в безвозмездное пользование»

«Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)»

«Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц»

«Акции по номинальной стоимости»

«Активы в управляющих компаниях»

«Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями»

Вот те из них, которые чаще всего используются в работе:

  1. Бухучет имущества ведется с использованием 01, 02, 05, 06, 07, 09, 12, 13, 21, 22, 24, 25, 26, 27 забалансовых счетов.
  2. Бланки строгой отчетности, призы, путевки и периодические издания отражаются на счетах 03, 08, 23.
  3. Бухучет денежных средств и расчетных документов ведется на счетах 14-19, 30.
  4. Дебиторская и кредиторская задолженности проводятся на 04 и 20 забалансовый счет соответственно, обеспечение гарантий — на 10 и 11.
  5. Финансовые вложения записываются на 31, 40, 42 забалансовых счетах.

Порядок ведения забалансового учета

Ведение забалансового учета обеспечивает контроль за использованием и сохранностью ценностей, находящихся у учреждения во временном распоряжении, а также своевременное и корректное оформление соответствующей бухгалтерской документации и организацию надлежащего бухучета по забалансу.

Учет по забалансу ведется в простой форме, избегая спама, то есть суммы по операциям с активами, вынесенными за баланс, отражаются либо по дебету, либо по кредиту. Корреспонденция (двойная запись) по ним не ведется.

Проводки составляются по следующему правилу: необходимая сумма записывается или в Дт, или в Кт. Одна и та же операция не должна проводиться по дебету одного бухсчета и по кредиту другого. На Дт забаланса формируются бухгалтерские записи по получению имущества и выдаче обеспечений, на Кт — выбытие ценностей и завершение обеспечений.

Остаток на начало периода (месяца) указывает на наличие того или иного вида ценностей, которые учитываются на определенном счете. Остаток на конец месяца у ЗС всегда является дебетовым.

Дебетовое сальдо на конец периода определяет остаток средств, сформировавшийся на отчетную дату.

Как списать с забалансового счета материалы

Для некоммерческих организаций типовые проводки будут следующими:

  • Дт 002 — принятие материалов на ответственное хранение;
  • Кт 002 — списание ранее принятых материалов.

Для бюджетной организации объекты основных средств стоимостью до 10 000 руб. отражаются на внебалансовых счетах 21 (п. 373 Инструкции № 157н в ред. от 31.03.2018).

Бухгалтерская запись на списание объекта будет такой: Кт 21 — объект основных средств списан с учета за балансом.

Любое учреждения, фирма или предприятие для ведения учета ценностей, которые находятся во владении, но не закреплены за объектом правом управления, ведут забалансовые счета, регламентирующиеся VII разделом «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета…» утвержденного Министром финансов РФ.

Согласно пункту № 332 этой инструкции забалансовый учет в бюджетных учреждениях имеет такой перечень объектов, которые должны входить в реестр:

  1. ценности, к которым относятся арендованное недвижимое и движимое имущество, не принадлежащее фирме, однако находящееся в её использовании;
  2. учет материальных ценностей, предусмотренных порядком вне балансовых счетов;
  3. документация строгой отчетности;
  4. награды, подарки;
  5. периодические издания и литература в независимости от её стоимости и количества;
  6. все средства и объекты стоимостью до 3 тис. рублей, которые введены в эксплуатацию.
Это объекты, которые подпадают под забалансовый учет в бюджетных организациях.

Правила ведения забалансового учета в бюджетных структурах

Согласно №157 вышеуказанной инструкции забалансовые счета ведутся по простой схеме. Это значит, что все ценности, их выдача, сдача и эксплуатация строго фиксируются в отчетной документации. Кроме этого фиксируется погашения должностных обязательств касательно объекта, обеспечения гарантий.

Можно сделать вывод, что в забалансовых счетах отображаются все операции с ценностями в независимости от их поступления и выбытия.

Однако стоит отметить несколько сложностей, которые связаны с ведением учета. Это:

  1. Отсутствие регулярной инвентаризации всех ценностей, которые имеет бюджетная организация;
  2. Отсутствие четкой документации, в которой отражены все операции с ценностями, относящимися к забалансовому счету;
  3. Отсутствие регистров накопительного учета;
  4. Большинство учреждений не имеют дело с ведением забалансового учета.
Учитывая это, все бюджетные организации, так или иначе, сталкиваются с хозяйственными операциями и должны уделять внимание строгой учетности своего имущества.

Основная цель забалансового учета

Предназначение забалансового учета состоит в корректном расчете всех активов и средств, которые изъяты с пользования учреждения и не отображаются в балансе. Поэтому забалансовый учет необходим для:
  1. Оформления всей документации о поступлении объекта, ценности во владения, использования или выбытии из фирмы;
  2. Контроля за имуществом, которое находится во владении учреждения;
  3. Для анализа нужд управления организацией, возможного использования объекта для достижения поставленных целей в будущем.
Забалансовый учет необходим для таких операций, которые в определенный момент не влияют на состояния бюджетного учреждения, его капиталов и обязательств, однако требуют контроля. На счетах внебалансового учета зачастую хранятся активы, ценные материальные объекты, которые не принадлежат организации или находятся всего лишь во временном использовании.

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 10

В Приказе Минфина России от 03.07.2009 N 69н (далее - Приказ N 69н), которым внесены изменения в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н), уделено большое внимание забалансовому учету. Так, в новой редакции изложено описание четырех счетов: 04, 17, 18 и 19. Одновременно стоит заметить, что сама Инструкция N 148н в первоначальном варианте в сравнении с ранее действовавшей Инструкцией N 25н <1> в части забалансового учета также претерпела ряд изменений. Например , с 01.01.2009 к забалансовым счетам добавлены три новых счета: 20 "Списанная задолженность, не востребованная кредиторами", 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению" и 23 "Периодические издания для пользования". В данной статье мы рассмотрим правила забалансового учета в 2009 г., принимая во внимание Приказ N 69н.

<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (утратила силу с 01.01.2009).

Общие положения и правила забалансового учета бюджетных учреждений содержит п. 263 Инструкции N 148н. Согласно указанному пункту за балансом учитываются:

  • ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему (арендованные основные средства (полученные в безвозмездное пользование));
  • материальные ценности, принятые на ответственное хранение или в переработку, полученные по централизованному снабжению;
  • бланки строгой отчетности, путевки в дома отдыха и санатории и др.;
  • обязательства, ожидающие исполнения.

Всего забалансовый учет насчитывает 22 счета: с 01 по 20, а также 22, 23. Номер 21 не присвоен ни одному из счетов.

Забалансовые счета

Наименование счета

Основные средства в пользовании

Материальные ценности, принятые на ответственное хранение

Бланки строгой отчетности

Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов

Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению

Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные

ценности

Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры

Путевки неоплаченные

Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных

Обеспечение исполнения обязательств

Государственные и муниципальные гарантии

Спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по

договорам с заказчиками

Экспериментальные устройства

Расчетные документы, ожидающие исполнения

Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств

на счете, по деятельности, приносящей доход

Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения

законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок

Поступления денежных средств на счета учреждения

Выбытия денежных средств со счетов учреждения

Невыясненные поступления бюджетов прошлых лет

Списанная задолженность, не востребованная кредиторами

Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению

Периодические издания для пользования

Учреждениям разрешается вводить дополнительные забалансовые счета для обеспечения их управленческого учета. Во многих бюджетных учреждениях за балансом учитываются материальные ценности, списанные по правилам бюджетного учета со счетов учета нефинансовых активов, но используемые в деятельности бюджетных учреждений. Например , согласно п. 22 Инструкции N 148н при выдаче в эксплуатацию основных средств, за исключением объектов библиотечного фонда, стоимостью до 3000 руб. кредитуется счет 0 101 xx 410, то есть объект списывается с баланса. Такой объект еще долго может использоваться в деятельности учреждения. По нашему мнению, срок его службы должен совпадать со сроками эксплуатации той амортизационной группы, к которой относится объект в соответствии с Классификацией основных средств по амортизационным группам. В целях сохранности списанных с баланса объектов целесообразно организовать их забалансовый учет в количественном либо в количественно-суммовом выражении. Правила учета на забалансовых счетах, введенных учреждением самостоятельно, должны быть закреплены в учетной политике учреждения.

Учет на забалансовых счетах ведется по простой системе. Для наглядности приведем пример.

Пример. Согласно учетной политике учреждения объекты основных средств стоимостью до 3000 руб., за исключением объектов библиотечного фонда, после их выдачи в эксплуатацию должны учитываться на забалансовом счете 24 "Основные средства первоначальной стоимостью до 3000 руб., выданные в эксплуатацию" по материально ответственным лицам в оценке 1 руб. за объект учета. В рамках бюджетной деятельности были выданы в эксплуатацию три стула стоимостью 2850 руб. каждый.

В учете операции отражаются следующим образом:

Для справки: согласно Классификации основных средств по амортизационным группам мебель школьных учреждений относится к 4-й амортизационной группе, срок эксплуатации данной группы составляет от пяти до семи лет. Отсюда - стулья за балансом должны числиться не менее пяти лет.

Инвентаризация материальных ценностей, иных активов и обязательств, учитываемых на забалансовых счетах, проводится в порядке и в сроки, которые установлены для объектов, учитываемых на балансе.

Примечание. Согласно п. 170 Инструкции N 148н при определении ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов. Это положение относится не только к объектам, которые числятся на балансе, но и к объектам забалансового учета.

Счет 01 "Основные средства в пользовании"

Счет 01 раньше в соответствии с Инструкцией N 25н назывался "Арендованные основные средства". Теперь название счета соответствует сути операций, отражаемых на нем. На счете 01 учитывается не только арендованное имущество, но и имущество, полученное в безвозмездное пользование (имущество, полученное по договору ссуды).

Аналитический учет по счету ведется в разрезе арендодателей и (или) собственников имущества по каждому объекту основных средств (по инвентарным (учетным) номерам арендодателя и (или) собственника) в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей по форме 0504041 (далее - Карточка ф. 0504041). По нашему мнению, суммовое выражение стоимости арендованных основных средств должно соответствовать данным арендодателя.

Счет 02 "Материальные ценности, принятые на ответственное хранение"

Описание счета 02 по сравнению с Инструкцией N 25н не изменилось. На этом счете учитываются товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение, а также изъятые в принудительном порядке, до момента обращения их в собственность государства. Аналитический учет объектов ведется по организациям-владельцам, по видам, сортам и местам хранения, по договорным ценам или ценам приобретения.

Кроме того, на счете 02 учитываются сырье и материалы, принятые в переработку по ценам, предусмотренным в договорах. В этом случае аналитический учет по счету ведется по заказчикам, видам, сортам материалов и месту их нахождения в Карточке ф. 0504041.

Счет 03 "Бланки строгой отчетности"

Учет бланков строгой отчетности (БСО) за балансом ведется по прежним правилам. На этом счете учитываются находящиеся на хранении и выдаваемые под отчет бланки ценных бумаг, квитанционные книжки, аттестаты, дипломы, бланки удостоверений, бланки трудовых книжек (вкладыши к ним) и другие бланки строгой отчетности.

БСО учитываются в условной оценке 1 руб. за 1 бланк. Списание израсходованных, а также испорченных бланков строгой отчетности производится по Акту о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816).

Аналитический учет по счету ведется по каждому виду бланков и местам их хранения в Книге по учету бланков строгой отчетности (ф. 0504045).

Может ли бюджетное учреждение самостоятельно разрабатывать и утверждать форму БСО?

В Информационном письме Минфина России от 22.08.2008 разъяснено, что организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, вправе использовать самостоятельно разработанный бланк строгой отчетности, в котором должны содержаться реквизиты, указанные в п. 3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники <2> (далее - Положение), если иное не предусмотрено п. п. 5 и 6 Положения. Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется.

<2> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.

Пунктом 5 Положения предусмотрено, что, в случае если в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы исполнительной власти утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Согласно п. 6 Положения при необходимости исключения из формы бланка документа реквизитов, предусмотренных пп. "ж" - "и" п. 3 Положения, формы бланков документов при оказании услуг учреждениями культуры (учреждения кино и кинопроката, театрально-зрелищные предприятия, концертные организации, коллективы филармоний, цирковые предприятия и зоопарки, музеи, парки (сады) культуры и отдыха), включая услуги выставочного характера и художественного оформления, и услуг физической культуры и спорта (проведение спортивно-зрелищных мероприятий) утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Таким образом, если иное не предусмотрено п. п. 5 и 6 Положения, учреждения, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники вправе использовать документ, форма которого разработана и утверждена учреждением самостоятельно, при условии, что такой документ содержит реквизиты, установленные п. 3 Положения:

а) наименование документа, шестизначный номер и серия;

б) наименование и организационно-правовая форма;

в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности);

г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации, выдавшей документ;

д) вид услуги;

е) стоимость услуги в денежном выражении;

ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

з) дата осуществления расчета и составления документа;

и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации;

к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

Может ли бюджетное учреждение самостоятельно изготавливать БСО?

Бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем (п. п. 4, 11 Положения). При этом для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований:

а) автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее пяти лет;

б) при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.

По требованию налоговых органов организации обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах (п. 12 Положения).

Примечание. С 1 декабря 2008 г. не применяются старые формы бланков строгой отчетности, не отвечающие требованиям Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники".

Счет 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов"

Предназначение счета осталось прежним: наблюдение за возможностью взыскания списанной дебиторской задолженности в случае изменения имущественного положения должников.

Изменились требования к учету на данном счете. В частности, на нем должен быть организован аналитический учет списанной задолженности по кодам классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов.

Кроме того, Инструкцией N 25н рассматривался только один вариант срока учета задолженности за балансом - пять лет с момента ее списания с балансового учета в порядке, установленном законодательством. Инструкция N 148н добавила к нему иной срок, установленный законодательством.

Инструкция N 148н в отличие от Инструкции N 25н предполагает списание задолженности с забалансового учета и постановку ее на баланс не только в случае поступления средств в погашение задолженности, но и при возможности возобновления процедуры взыскания задолженности дебиторов. Указанные операции проводятся, соответственно, на дату возобновления взыскания или на дату администрирования указанных поступлений.

Аналитический учет ведется в Карточке учета средств и расчетов с указанием фамилии, имени и отчества должника, полного наименования юридических лиц и реквизитов, необходимых для определения дебитора в целях возможного взыскания задолженности.

Отражение операций по списанию нереальной к взысканию дебиторской задолженности на счетах бюджетного учета

В соответствии с п. п. 151, 155 Инструкции N 148н нереальная к взысканию дебиторская задолженность в части доходов списывается на счет 0 401 01 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами", а в части расходов на счет 0 401 01 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами". По мнению автора, на эти счета можно списывать дебиторскую задолженность, образовавшуюся как в рамках бюджетной, так и в рамках внебюджетной (приносящей доход) деятельности.

Возврат дебиторской задолженности прошлых лет, образованной в рамках бюджетной деятельности, перечисляется в доход соответствующего бюджета. Инструкция N 148н не содержит указаний (проводок) по восстановлению на балансовый учет получателя бюджетных средств списанной дебиторской задолженности в случае возобновления процедуры ее взыскания. По мнению автора, в рамках бюджетной деятельности восстановить на баланс дебиторскую задолженность можно, отразив увеличение дебиторской задолженности за счет увеличения кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет: Дебет счетов 0 205 xx 560, 0 206 xx 560, 0 208 xxx 560 Кредит счета 0 303 05 730.

В рамках приносящей доход деятельности дебиторская задолженность восстанавливается на баланс также за счет чрезвычайных доходов: Дебет счетов 0 205 xx 560, 0 206 xx 560, 0 208 xx 560 Кредит счета 0 401 01 173. В части налогового учета в отношении списанной дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, следует иметь в виду, что согласно разъяснениям Минфина указанная задолженность при списании относится на расходы, а при ее восстановлении (получении) - к доходам, учитываемым при определении налогооблагаемой прибыли (Письмо Минфина России от 21.04.2009 N 03-03-06/1/271).

Примечание. Инструкция N 148н не устанавливает порядок списания дебиторской задолженности, нереальной для взыскания, а в пределах своей компетенции определяет только порядок отражения операций по списанию активов и обязательств на счетах бюджетного учета. В соответствии с законодательством РФ бюджетное учреждение может произвести списание дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности и нереальной к взысканию на основании соответствующего решения суда (Письмо Минфина России от 23.07.2007 N 02-14-10а/1907).

В бухгалтерском учете учреждений - получателей бюджетных средств, за которыми не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет, операции по списанию нереальной к взысканию дебиторской задолженности и поступлению платежей в ее уплату отражаются следующим образом:

на нормативный

документ

  1. Отражено списание

в порядке, установленном

бюджетным

законодательством,

нереальной к взысканию

дебиторской задолженности

на основании подтверждающих

документов (по видам

задолженности)

1.1. В части задолженности

по доходам

Абзац 12 п. 151,

абз. 7 п. 155

Инструкции

Приложения 1 <3>

1.2. В части задолженности

по расходам

1.3. Забалансовый учет

Инструкции N 148н

  1. Отражено начисление

суммы возврата списанной

дебиторской задолженности

по средствам от приносящей

доход деятельности

2.1. Балансовый учет

Проводки

предложены

2.2. Забалансовый учет

Инструкции N 148н

  1. Отражены суммы

средств дебиторской

задолженности прошлых

лет в рамках приносящей

доход деятельности,

поступившие

на соответствующий раздел

лицевого счета бюджетного

учреждения

Абзац 4 п. 99

Инструкции N 148н

  1. Отражено начисление

суммы платежа в бюджет

в части возврата списанной

дебиторской задолженности

по средствам бюджета

4.1. Балансовый учет

Абзац 2 п. 203

Инструкции N 148н

4.2. Забалансовый учет

Инструкции N 148н

  1. Отражены суммы средств,

поступившие в доход бюджета

в погашение дебиторской

задолженности прошлых лет

по средствам бюджета

Абзац 8 п. 203

Инструкции N 148н

<3> Приложение 1 "Корреспонденция счетов бюджетного учета в бюджетном учреждении" к Инструкции N 148н.

Счет 05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению"

Принципы учета на данном счете не изменились. Счет 05 используется вышестоящим учреждением - заказчиком. На счете учитываются материальные ценности, оплаченные вышестоящим учреждением и отгруженные учреждениям (грузополучателям) в рамках централизованного снабжения.

Получив подтверждение получения ценностей от учреждения (грузополучателя), вышестоящее учреждение списывает их стоимость с этого счета. Аналитический учет по счету ведется в Книге учета материальных ценностей (ф. 0504042), оплаченных в централизованном порядке, по каждому учреждению (грузополучателю).

Счет 06 "Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности"

Правила учета на счете 06 остались прежними. На счете учитывается задолженность учащихся и студентов за невозвращенное ими обмундирование, белье, инструменты и другие ценности. Аналитический учет по счету ведется по каждому учащемуся и студенту на Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051).

Порядок учета безнадежной к взысканию задолженности учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности аналогичен учету на счете 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов".

Счет 07 "Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры"

Описание счета 07 не изменилось. На этом счете учитываются переходящие призы, знамена, кубки, учрежденные разными организациями и получаемые от них для награждения команд-победителей, а также ценные подарки и сувениры. Призы, знамена, кубки учитываются в течение всего периода их нахождения в данном учреждении.

Переходящие награды, призы, кубки учитываются в условной оценке 1 руб. за 1 предмет. Ценные подарки и сувениры учитываются по стоимости приобретения. Аналитический учет по счету ведется по каждому предмету и его стоимости в Карточке ф. 0504041.

В бюджетном учете затраты по приобретению сувенирной продукции, предназначенной для дарения, следует относить на расходы и отражать на счете 0 401 01 290 "Прочие расходы".

Счет 08 "Путевки неоплаченные"

На этом счете учитываются путевки, полученные безвозмездно от общественных, профсоюзных и других организаций. Аналитический учет ведется по видам путевок, их количеству и номинальной стоимости в Карточке ф. 0504041.

Примечание. Путевки должны храниться в кассе наравне с денежными документами (п. 263 Инструкции N 148н).

Л.Максимова

Главный редактор

журнала "Бюджетные организации:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Если восстановить основное средство нельзя или использовать его экономически не целесообразно, объект списывают с учета из-за морального или физического износа. Учтите: это два разных понятия. Отличия – в .

Казенное учреждение не может распоряжаться имуществом, которое закреплено за ним на праве оперативного управления, без согласия собственника (п. 4 ст. 298 Гражданского кодекса РФ). То есть нужно получить согласие, чтобы списать даже старую мебель. Порядок согласования зависит от того, на базе какого имущества создано учреждение: федерального, регионального или муниципального. О том, как правильно списать непригодные активы, расскажем далее.

Что нужно сделать комиссии

Отличий в порядке списания недоамортизированного объекта и имущества с нулевой остаточной стоимостью нет. Учреждению надо создать постоянно действующую комиссию.

Эта комиссия должна:

На заметку

Акт о списании утверждает руководитель казенного учреждения после того, как согласует решение о списании с ГРБС

  • осмотреть имущество, подлежащее списанию (при этом проверить данные учетно-технической документации);
  • ответить на вопросы: «Целесообразно ли в дальнейшем использовать имущество?», «Можно ли объект восстановить или использовать его отдельные узлы и детали?»;
  • определить причины списания имущества (физический или моральный износ, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, длительное неиспользование для управленческих нужд, нарушение условий содержания или эксплуатации, иные причины);
  • подготовить акт о списании имущества по установленной форме и сформировать пакет документов в соответствии с перечнем, который утвердил ГРБС.

Чем отличаются моральный и физический износ

Понятие Моральный износ Физический износ
Определение Причины обесценивания: аналогичные объекты производят с меньшими затратами, и они становятся дешевле; появляется более современное, высокотехнологичное и производительное оборудование; объекты отстают по своим технико-технологическим показателям от показателей аналогичных основных средств Причины обесценивания – износ деталей: в процессе эксплуатации; от воздействия природных факторов и агрессивных сред; из-за естественных процессов старения
Суть Имущество утрачивает ценность до того, как наступит физический износ. Устаревший объект можно использовать, но для достижения учреждением целей своей деятельности это неэффективно Имущество утрачивает свою ценность в связи с физическим разрушением, материальным изнашиванием

Как оформить акт о списании

В зависимости от вида имущества применяют разные формы акта. Для транспортных средств используют форму № 0504105 , для мягкого и хозяйственного инвентаря – форму № 0504143 , для исключенной из библиотеки литературы (с приложением списка) – форму № 0504144 , для других ОС (кроме транспортных) – форму № 0504104 . Пример заполнения первой страницы акта о списании основного средства – в образце 1. Данные формы содержат графу «Заключение комиссии», где нужно отразить причину списания объекта (итог результатов осмотра) (образец 2). Проводить мероприятия, которые указаны в акте (разукомплектование, демонтаж, разбор, утилизацию и т. д.), можно только после его утверждения.

Образец 1. Акт о списании основного средства (стр. 1)

Образец 2. Фрагмент акта о списании основного средства (стр. 2)

Комментарий чиновника

Станислав БЫЧКОВ,
заместитель директора департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

На основании акта о списании сделайте отметки о выбытии основных средств в инвентарных карточках, которые используете для учета хранения и движения основных средств:
– в инвентарной карточке учета нефинансовых активов по форме № 0504031 (при выбытии объекта основных средств);
– в инвентарной карточке группового учета нефинансовых активов по форме № 0504032 (при выбытии группы основных средств).
Это предусмотрено в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н .

Когда имущество отразить на счете 02

Так как правила неоднозначны, перед тем как перевести объект за баланс, узнайте мнение ГРБС на этот счет

Имущество, которое списано с учета, но требует демонтажа, нужно учитывать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение». Такая норма содержится в Инструкции № 157н. Однако она неоднозначна. В пунктах и Инструкции № 157н написано иначе. А именно: отразить в бухучете списание объекта со счета 0 101 00 можно только после утверждения акта (то есть просто решения недостаточно) и разборки, демонтажа и т. д. Противоречие налицо.

Мнения экспертов тоже расходятся. Одни говорят, что положения инструкции нелегитимны, так как противоречат друг другу. Другие заявляют, что применять счет 02 нужно, и вот почему. Если имущество не является активом, его надо учитывать за балансом. Например, автомобиль, пока работал, был активом. Попал в ДТП и, по заключению экспертов, не подлежит восстановлению – уже не актив, но продолжает оставаться объектом собственности. Значит, не дожидаясь утверждения акта на списание, его следует перевести за баланс на счет 02.