Материал и оборудование: аудиозаписи (пьеса «Январь» из цикла П. Чайковского «Времена года», голоса и пение птиц), карточки с изображением перелётных (ласточка, соловей, аист, грач) и зимующих (ворона, сорока, дятел, синица, голубь) птиц, 2 мольберта, наклейки на мольберты (солнышко, снежинка), кокошники с изображениями дятла, снегиря, синицы, сороки, разрезанные карточки с изображением водоплавающих птиц, растительное масло; листы бумаги формата А5, кисточки по количеству детей, ёмкость с водой.

Ход занятия

Звучит пьеса «Январь» из цикла П. Чайковского «Времена года». Воспитатель под музыку читает детям стихотворение С. Маршака «Зима»:

Воспитатель (В.). О какой поре года говорится в стихотворении? (Ответы детей.) Что зима принесла с собой? (Ответы детей.) Говорят, что зима бывает разная: то она радостная, то сварливая или даже злая. Как вы думаете, какими природными явлениями зима выражает свою радость? (Ответы детей.) А злость? (Ответы детей.)

Воспитатель зачитывает небольшой отрывок из рассказа К. Ушинского «Проказы старухи зимы».

В. О ком шла речь в этом отрывке? (О птицах.) Как ведут себя птицы с приходом зимы? (Некоторые птицы улетели в тёплые страны.)

У тех птиц, что остались, есть свои секреты, как пережить зиму. Предлагаю вам отправиться в парк и посмотреть, как живут птицы зимой. На чём мы отправимся? (Дети предлагают свои варианты.) Давайте отправимся на лыжах. (Имитируют движения по кругу под музыку.)

В парке много птиц. Как они называются? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? (Дети перечисляют.) Как называются птицы, которые улетели в тёплые края? (Перелётные.) Назовите перелётных птиц. (Ответы детей.)

Игра «Птицы»

Дети делятся на две команды - команда девочек и команда мальчиков, считалочкой выбирают капитанов. Звучит музыка П. Чайковского «Времена года», дети выполняют задание: девочки выбирают карточки с изображением перелётных птиц и ставят на мольберт, обозначенный солнышком, а мальчики размещают на мольберт, обозначенный снежинкой, карточки с изображением зимующих птиц.

В. Сейчас капитаны проверят правильность выполнения задания.

1-й ребёнок.

Я в берете ярко-красном,

В серой курточке атласной,

Я деревьям всем приятель,

А зовут меня все… (дятел).

2-й ребёнок.

Красногрудый, чернокрылый,

Люблю зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Прилетаю к вам опять. (Снегирь.)

3-й ребёнок.

Непоседа-невеличка

Желтогрудая птичка,

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня… (синичка).

Н. Губская

В. Как назвать смелых птиц, которые не улетают от нас зимой? (Зимующие.) Чего больше всего боятся птицы в зимнюю пору? (Ответы детей.) Самое страшное для птиц не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под пёрышками, а голод. Как вы думаете, где они добывают себе корм зимой? (Ответы детей.)

Игра «Чем угостим» (с мячом)

Воробья - крошками.

Синицу - салом.

Голубя - пшеном.

Свиристель - семечками.

Ворону - хлебной коркой и т.д.

Влетает «сорока» (девочка в кокошнике), сообщает: «Новости, новости! Вам письмо!» Отдаёт его воспитателю. В конверте разрезанные карточки с изображениями водоплавающих птиц: утка, гусь, лебедь.

В. Кто это? Не пойму. Давайте подойдём к столам и попробуем сложить карточки.

Дети подходят к своим столам и собирают разрезанные карточки с изображением водоплавающих птиц.

В. Какие птицы у вас получились? (Водоплавающие.) Чем отличаются эти птицы? (Ответы детей.) Знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике хвостовой части.)

Проведение опыта

В. Давайте проверим. Возьмите лист бумаги, сложите его пополам. Одну часть намажьте растительным маслом, другую - оставьте как есть. На обе части листа капните водой. Что вы обнаружили? (Вода скатывается по поверхности листа, смазанного маслом, а несмазанная часть впитала воду и бумага размокла.)

Вывод: жир отталкивает воду.

В. Ребята, пришла пора возвращаться в детский сад.

Дети на «лыжах» под музыку возвращаются в детский сад.

В. Ребята, вам понравилась прогулка по парку? (Да.) Каких птиц вы там повстречали? (Ответы детей.) Как их можно назвать одним словом? (Зимующие.)

Ребята, птицы - наши друзья! Берегите их.

Звучит аудиозапись пения птиц.

Н. Черницкая,
воспитатель высшей категории

Конспект группового логопедического занятия по коррекции устной речи с учащимися ОВЗ

Тема: "Зима. Зимующие птицы"
Мещерякова Светлана Геннадьевна, учитель-логопед специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Гремячинска
Описание: Занятие в С/К/ОУ на современном этапе отражает множество интересных тенденций, изменений, происходящих в специальном образовании. Это практическая и адаптивная направленность занятия, подготовка учащихся с проблемами в развитии к самостоятельной жизни. Структура логопедических занятий для каждого речевого дефекта имеет свои особенности, но вместе с этим выделяю 3 стадии, которые присутствуют в каждом из них.
I стадия – вызов , позволяющий вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.
II стадия – осмысление. Она, представляет возможность получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями.
III стадия – рефлексия. Здесь основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу.
3. На занятие использовала следующие методические приемы, которые относятся к технологии критического мышления, развивают творческое мышление, умение учащихся добывать знания, систематизировать их и применять на практике, что в конечном итоге способствует успешной социализации учащихся:
1. Прием «Составление кластера». Он используется на самых разных стадиях урока и позволяет уточнить, расширить ассоциативные семантические поля какого – либо понятия, так как все слова связаны друг с другом множеством смысловых связей. В задачу логопеда входит включение любого слова в процессе коррекционной работы с учащимися в различные смысловые оттенки. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по теме. 2. Прием «Корзина идей». Этот прием организации индивидуально – групповой работы в начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у детей опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают ученики по обсуждаемой теме урока.
3. Прием «Написание синквейна». Может быть использован, на стадии рефлексии. Данный прием в работе с детьми с недостатками интеллекта предполагает помощь логопеда. На первой строке записывается одно слово – существительное. Это тема. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему. На третьей строчке – три глагола, описывающих действия, относящихся к теме стихотворения. На четвертой строке размещается целая фраза, предложение из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Последняя строка – позволяет выяснить свое личное отношение к теме. Тема должна быть эмоциональной.
Материал будет полезен логопедам, учителям начальных классов, родителям.

ТЕМА: Зима. Зимующие птицы.

Цели:
Образовательные:

1. Актуализировать знания о приметах зимы;
2. Расширить знания учащихся по теме «Зимующие птицы»;
3. Активизировать и обогатить словарь детей через ответы на поставленные вопросы, через игру "Снежный ком", через составление кластера, написание синквейна, через направленный поиск необходимой информации: побуждать детей к самостоятельным высказываниям.
Коррекционные:
1. Способствовать формированию умения обобщать, систематизировать;
2. Способствовать коррекции артикуляционной, общей и мелкой моторики.
3. Способствовать формированию фонематических процессов;
4. Способствовать развитию слухового, зрительного, произвольного внимания при работе с различными видами кластеров.
Воспитательные:
1. Воспитывать у учащихся стремление к самостоятельному поиску знаний;
2. Воспитывать чувство заботы о зимующих птицах

Оборудование занятия:
Презентация, ноутбук, проектор, экран, карточки – «кластеры» для каждого ученика.

Ход занятия:

1. Вступительное слово учителя

(этический настрой) .
-Здравствуйте, ребята! Мне приятно встретиться с Вами. Вижу, у Вас у всех горят глазки, все в ожидании чего – то необычного.
Посмотрите друг на друга, подарите улыбку другу и свое хорошее настроение, ведь хорошее настроение это главное условие нашей с вами совместной работы. Сегодня вас ожидает много разных заданий, открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Какими качествами нужно обладать, чтобы узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие?
-Нужно быть внимательными и наблюдательными. (На экран проецируется слайд №1)
-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
-ЗАПОМНИТЕ! Чтобы вас слушали и понимали, нужно уметь понятно и выразительно рассказывать.
Учащиеся читают правило вслух.
- Говорить надо четко, внятно, так, чтобы было всем понятно.(На экран проецируется слайд №2)
-Попробуйте отгадать вот такую загадку:
"Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода,
Какое это время года?" (На экран проецируется слайд №3)
-Правильно, ребята. Время года называется зима. Поговорим сегодня об этом времени года.

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Снеговики». Цель – учить регулировать мышечный тонус, мимическую мускулатуру.
- Чтобы наша речь была выразительной, выполним специальную гимнастику.
- Пусть эта улыбка нас согреет (Обнимаем себя руками, «греемся»).(На экран проецируется слайд №4)


Снеговик радуется снегу и морозу. Надуть щеки, веселое выражение глаз.(На экран проецируется слайд №5)
Грустный снеговик. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
Снеговик увидел сосульку. Высунуть острый язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении под счет.
Покатился снеговик на санках с горки (упражнение «Горка»).
«Санки» - рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения взад – вперед, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

3. Актуализация знаний детей. Установление – причинно следственных связей.

Посмотрите, пожалуйста, на этот рисунок и назовите, какие приметы вы связываете с приходом зимы. (На экран проецируется слайд №6) На доске большая иллюстрация с изображением примет зимы. Рядом висит рисунок корзины.


-А ваши идеи мы сложим в большую корзину, которую так и назовем «корзина идей» . Дети отвечают, логопед «заполняет» «корзину идей» (На экран проецируется слайд №7)


- Вы правильно назвали приметы зимы.
- Давайте, ребята, теперь расскажем, какие изменения происходят в природе зимой в определенном порядке - по мере их наступления. А чтобы получился интересный рассказ, хорошенько подумайте, ответьте на вопрос и закончите предложения. (На экран проецируется слайд №8)
Приходит студеная (что?) …(зима)
Солнце (что делает?) … (светит, но не греет)
Дует холодный (что?)…(ветер)
Крепчает (что?)…(мороз)
Стали короткими (что?) …(дни)
Длинными стали (что?)… (ночи)
Кружатся легкие (что?)…(снежинки)
На ветках снежные (что?)…(шапки)

Птицы (что сделали?)… (улетели в теплые края, остались воробьи, голуби, вороны).

В природе все взаимосвязано, все происходит в свое время, в свой срок.
- А сейчас послушайте звуки зимы. И скажите, что вы услышали. (Звучит звукозапись с приметами зимы и пением зимующих птиц)(На экран проецируется слайд №9).
(скрипит под ногами снег, дует холодный ветер, слышны голоса птиц)
- С наступлением холодов не все птицы улетают от нас. А как мы называем птиц, которые зимуют рядом с человеком? (зимующие).
- Что вы знаете о зимующих птицах?
Идет актуализация субъектного опыта детей. Дети отвечают, логопед «заполняет» «корзину идей".
(На экран проецируется слайд №10)

4. Объявление темы, целеполагание.

(На экран проецируется слайд №11)
-И главная тема сегодня - «Зима. Зимующие птицы» .
-А что еще о зимующих птицах вы хотели бы узнать?
Вопросы для целеполагания:(На экран проецируется слайд №12)
1. Хочу узнать, какие птицы прилетают к нам на зимовку с других районов, а какие зимуют рядом с людьми?
2. Интересно, легко ли птицам зимовать?
3. Я хотел бы сочинить маленькое стихотворение о птицах.
- Какие интересные вопросы вы задали! На эти вопросы мы постараемся ответить на занятие и сделать маленькие открытия, которые поместим в «Банк маленьких открытий».

5. Сообщение нового материала. Самостоятельный поиск информации.

Ребята, отгадайте, о каких зимующих птицах пойдет речь в загадках.
-Ведь еще красней зимой ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)
(На экран проецируется слайд №13)


- Снегири только зимой прилетают к нам. Как вы думаете, почему они зовутся снегирями? (Они зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом). Увидеть зимой этих птиц нетрудно: их красные грудки хорошо заметны на фоне белого снега.
Итак, мы сделали первое маленькое открытие! «К нам прилетают зимовать снегири».
Табличка с текстом помещается в «Банк маленьких открытий».(На экран проецируется слайд №14)
-В серой шубке перовой и в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится. Не орел, а все же птица. (Воробей.)
(На экран проецируется слайд №15)


- У каждой птицы, как у человека, свой характер.
-Что можно сказать про воробья (какой он?) – шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый.(На экран проецируется слайд №16)
- Да, ребята, снегирь и воробей – зимующие птицы. Но зимующих птиц очень много, а каких еще зимующих птиц вы знаете?(На экран проецируется слайд №17)


- Ребята, сейчас мы поиграем. Первый игрок называет одну зимующую птицу, второй повторяет предыдущее название и добавляет свое и т. д. У нас получится «снежный ком» . Так называется наша игра. Потом мы посмотрим, все ли были внимательными. (Ворона, сорока, клест, голубь, дятел, воробей, снегирь).
- Ну, вот мы сделали ещё одно открытие:
Воробей, синица, ворона, дятел, сорока, поползень – зимующие птицы.
Таблица с надписью помещается в банк маленьких открытий. (На экран проецируется слайд №18)
(На экран проецируется слайд №19)

6. Зрительная гимнастика.

(«Следи за картинкой»).
(На экран проецируется слайд №20 с изображением воробья и вороны и со словами, обозначающими признаки этих птиц.)
Большая, маленький, веселый, черная, хитрая, пестрый.
-Ребята, подберите правильно признаки: какая ворона?, какой воробей?.
- Посмотрите внимательно еще раз на рисунки воробья и вороны и скажите: какая по величине ворона? А воробей? Какую ошибку допустил художник? (Ворона большая, а воробей маленький. На рисунке они одинаковые).

7. Развитие просодии.

Как можно назвать птенцов вороны? (Воронята). Один вороненок выглянул из гнезда и удивился: «Кра-кро-кру».
Произносится тоненьким голосом.
-Ворона пригрозила ему: «Кра-кро-кру-кры!»
Произносится низким сердитым голосом.
Продолжаем нашу работу.(На экран проецируется слайд №21)


- Как вы думаете, легко ли птицам зимовать в нашем районе? Почему? Что делают для этого люди? Да, люди заботятся о них, делают для птиц кормушки. А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? Я вам покажу семена, которыми можно подкормить птиц. Сало любят синицы. Зерна, крошки, семечки любят все птицы. Ягоды любит снегирь. (Семена приготовлены и насыпаны слоями в прозрачную бутылочку). Каждый из вас может сделать простую кормушку, вести за ней наблюдения и заботиться о птицах до весны. (На экран проецируется слайд №22)


-Третье открытие: «Голодно и холодно зимой птицам. Без помощи человека птицам сложно пережить холода».
(На экран проецируется слайд №23)

8. Физкультминутка

(слова произносим и движения делаем под "пение птичек")
(На экран проецируется слайд №24)
Ой, летали птички, птички-невелички.
Все летали, все летали,
Крыльями махали.
(Махать руками, как крыльями)
На дорожку сели,
Зернышки поели.
Клю, клю, клю, клю,
Клю, Клю, клю, клю.
Как я зернышки люблю!
(Присесть на корточки. Указательными пальцами постучать по дорожке)
Перышки почистим,
Чтобы были чище.
Вот так, вот так,
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.
(Руками «почистить» предплечья, как бы обнимая себя)
Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней стать деткам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам.
(Прыжки на месте)
А собачка прибежала
И всех птичек распугала.(Прячемся под лёгкую воздушную ткань "парашют", накрываю ребят, затем разбегаемся)
Кыш – полетели,
На головку сели,
Сели, посидели и опять полетели,
Полетели, полетели,
На животик сели,
Полетели, полетели,
На плечи сели,
Сели, посидели и опять полетели.
Полетели, полетели,
На колени сели…
Сели, посидели и совсем улетели.
(Махи руками. Руки положить на голову. Махи руками. Руки положить на живот. Махи руками. Руки положить на колени. Махи руками)

9. Составление кластера. Самостоятельная работа учащихся.

Сейчас составим кластер о птицах.
Внимание: кластер – это «пучок» слов. Для каждого учащегося в карточках дан кластер и задание к нему. Внимательно прочитайте задание и выполните его. В случае необходимости обращайтесь за помощью.
1) Дополни кластер:
-Напиши названия зимующих птиц.
Зимующие птицы -
2) Кластер – «ералаш»:
-Зачеркни ненужное (какая птица лишняя?).
3) Составьте кластер:
-Допиши нужную информацию.
Снегирь - (внешний вид, пища, когда прилетает)
4) Кластер: «Скажи наоборот».
У воробья туловище мелкое, а у вороны- …(крупное).
У вороны клюв большой, а у воробья - … .
У воробья хвост короткий, а у вороны - … .
У воробья лапки тонкие, а у вороны - … .
5) Кластер: «Разложи правильно» (карточки – слова перемешаны).
-Расскажи, как зимующие птицы подают голоса.
(голубь, ворона, снегирь, воробей, сорока:
воркует, каркает, свистит, чирикает, трещит)
6) Кластер: «Два в одном».
-Назови зимующую птицу и определи, какой корм предпочитает эта птица.
(...-сало, семена подсолнуха, хлебные крошки; ...- ягоды, семена подсолнуха)
-Проверяем нашу работу, у каждого из вас должен получиться небольшой рассказ.
(На экран по очереди проецируются слайды №25, 26, 27, 28, 29, 30)

Интегрированное занятие по экологии и изобразительной деятельности.
на тему: «Зимующие птицы» для детей 4-5 лет.

Цель: сформировать представление о жизни птиц зимой; активизировать желание детей оказывать помощь птицам, относиться к ним бережно.

Задачи:
закреплять знание о видовых признаках птиц;
вырабатывать навыки классификации по определённым признакам;
учить рассуждать;
развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;
воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о птицах;
Развивать творческие способности: чувство цвета, умение размещать части тела на свои места (глаза, клюв, лапки и крылья).

Предварительная работа : наблюдение на прогулке за птицами, чтение стихотворения «Покормите птиц зимой».

Методические приёмы : отгадывание загадок, беседа, дидактические игры, нетрадиционный способ рисования
(оттиск ладошки)

Словарная работа : птицы, воробей, сорока, ворона, зима, голубь.

Оборудование: интерактивная доска, презентация «Зимующие птицы», бумага для рисования голубого цвета, белая гуашь, кисти, баночки с водой, восковые мелки.

Ход занятия:
Организационный момент.
«Круг радости»
-Ребята, встаньте в круг и давайте все вместе произнесём следующие слова:
«Я такой, какой я есть,
И я счастлив, что я здесь.
Я могу быть маленьким,
Могу быть большим,
Могу быть толстым,
А могу быть худым.

Я такой, какой я есть,
И я счастлив, что я здесь!».
(дети выполняют движения, согласно тексту).
-Молодцы! Теперь у вас отличное настроение и я вижу, что вы готовы приступить к работе.
Сегодня мы с вами поговорим, а о ком, вы догадаетесь, если отгадаете мои загадки. Будьте, пожалуйста, внимательны! Прежде чем ответить, прослушайте каждую загадку до конца. Итак, начинаем.
Птицу с грудкой красной
Знают все прекрасно.
Любит птица кочевать
И рябину объедать (снегирь).
- Кто же это?
Дети: снегирь.
-Хорошо! С первой загадкой вы справились. Слушайте вторую загадку.
Озорной мальчишка
В сером армячишке.
По двору шныряет,
Крошки собирает(воробей).
- Кто уже догадался?
Дети: воробей. Илья, молодец!
-Третья загадка:
Кто летает,
Кто стрекочет,
Рассказать нам новость хочет (сорока).
- Кто это, вы, конечно, уже догадались.
Дети: сорока.
- Правильно, это сорока.
-Так о ком же мы с вами будем сегодня беседовать?
Дети: о птицах.
- А как на казахском языке сказать « птицы»?
Дети : құстар.
-Правильно. А на какие два вида делятся птицы? Вспомните.
Дети : птицы делятся на перелётных и зимующих.
-Верно. А воробей, снегирь и сорока- это какие птицы: зимующие или перелётные?
-Ева, как ты определила, что это «Зимующие птицы»?
Ева: я знаю, что снегирь прилетает к нам только тогда, когда наступает зима, а воробей и сорока остаются у нас зимовать, потому что они не боятся холодов.
-Умница! Совершенно верно! У зимующих птиц есть под перьями подпушек, очень твёрдый клюв - и в этом их отличие от перелётных

Сегодня на занятии мы будем беседовать о зимующих птицах. Вы ещё больше узнаете о зимующих птицах: чем они питаются, каковы их повадки, легко ли им переносить долгую и суровую зиму и о том, как мы с вами можем помочь им.
-Ребята, вспомните, а как на казахском языке будет слово «зима»?
Дети : қыс.
--Правильно.
-Ребята, а каких вы ещё знаете зимующих птиц? Мы с вами наблюдали за ними во время прогулок.
Дети: синичка, галка, ворона.
-Хорошо! А ещё вы забыли, его часто называют «лесным доктором», «барабанщиком». Кто же это?
- Дятел, синица, сорока, воробей, ворона, галка, свиристель это зимующие птицы (слайд №4).
-Ребята, а что вы знаете о перелётных птицах?
Дети: перелётные птицы улетают осенью в тёплые края, потому что они питаются насекомыми, а с наступлением холодов насекомые прячутся, а ещё птицам становится холодно и они не смогут пережить долгую и холодную зиму.
- Правильно. А сейчас мы поиграем. Я хочу проверить, насколько вы внимательны.
-Игра называется «Кто лишний»? (слайд № 5). Посмотрите на картинку на экране и найдите, кто лишний (на слайде снегирь, сорока, ласточка, воробей, синица). Кто здесь лишний и почему вы так решили?
Дети : ласточка, потому что она -перелётная птица.
-Давайте проверим (слайд №6). Это ласточка.
-Смотрите дальше(слайд № 7) (на слайде аист, кукушка, скворец, грач и снегирь) Кто здесь лишний?
Дети : сорока, это зимующая птица, а остальные перелётные.
-Проверим (слайд № 7).
-Отлично! Вы очень внимательны. И ещё одна игра «Помоги дятлу» (слайд №8). Сосчитайте сколько на дереве синиц, голу- бей и снегирей. А сколько всего птиц прилетело в гости к дятлу?
Дети считают и дают ответы.
-Молодцы! А сейчас я приглашаю вас отдохнуть. Вы будете «снегирями». Повторяйте текст и движения за мной (первый раз дети только повторяют, затем слова произносят сами).
Вот на ветках, посмотри
В красных майках снегири.

(по 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы).
Распушили пёрышки,
Греются на солнышке.
(на 1-е слово каждой строки- потряхивание руками, на 2-е- один хлопок по бокам)
Головой вертят
Улететь хотят.
(по 2 наклона головы на каждую строку).
-Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
(дети разбегаются, взмахивая руками).Повторить 2 раза.
- Вы хорошо поиграли! А теперь продолжаем беседу о зимующих птицах. Внимание на экран (слайд № 9).
Читаю загадку.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (снегирь).
-Что вы знаете про снегирей?
Дети рассказывают, что снегирь прилетает перед первым снегом, питается ягодами рябины и черёмухи.
-Ребята, а какой клюв у снегиря?
Дети : широкий, крепкий. Он помогает снегирю клевать твёрдые ягоды.
- Есть такая примета, если снегири прилетели, значит, завтра, после- завтра пойдёт снег. Снегирь – это не только гордость и краса наших лесов, он ещё и галантный кавалер. Лучшие гроздья рябины снегирь, как бы он не был голоден, уступит своей подружке. Клюв у снегиря хорошо приспособлен для выуживания семян из ягод рябины, черемухи. Он расклёвывает ягоды, выедает семечки, а мякоть выплёвывает на землю.
(слайд № 10)
Очень шустрый, суетливый
Разговорчивый, крикливый.
По дорожке, прыгает
Чик-чирик! Чирикает.(воробей)
-А на казахском языке слово «воробей» будет «торғай», повторите. Жақсы.
-Какой он?

Дети : Маленький, быстрый, шустрый, крикливый, часто вступает в споры с другими воробьями и даже дерётся с ними. У маленьких воробышков жёлтые рты, которые они широко открывают и просят корм, поэтому птенцов называют «желторотиками».
-Как они летают?
Дети : стайками, потому что вместе им легче заметить опасность и быстрее найти корм. Для воробьёв годятся: овёс, пшено, пшеница и хлебные крошки.
(слайд №11)
За синие крылья она так зовётся.
И в холод, и в зной ей так звонко поётся!
В рубашечке жёлтой и впрямь невеличка.
Так как же её назовёшь ты?… (синичка)
- Что вы знаете о синице? Какая она?
Дети: синичка -маленькая птичка. У неё чёрная головка, белые щёчки, грудка жёлтая и чёрный галстук. Синичкой назвали её за песенку си-си-си, синь-синь.
-Чем питаются синицы?
Дети : синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо.
-Верно. Синички любят делать запасы. Например, поймают бабочку, гусеницу и спрячут с внутренней стороны веточки, чтобы выпавший снег не мешал
подобраться к кладовой. Лапки у неё цепкие- это позволяет ей цепляться за ветку и висеть вниз головой.
(слайд № 12)
Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Верещунья - белобока, а зовут её… (сорока)
- А на казахском языке слово «сорока» будет «сауысқан». Давайте повторим. Жақсы.
- Какая она?
Дети: сорока чёрно- белая, у неё белые пятнышки на крыльях. Голова, шея, грудка – черные. У нее очень длинный хвост. Сороки отлично летают, а по земле – прыгают. Они издают стрекочущие звуки. Так они разговаривают между собой.
-Чем питаются сороки?
Дети: сорока –птица всеядная.
- А вы знаете, что сороку в некоторых странах считают птицей счастья?
(слайд №13)
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.(дятел) -Что вы можете сказать про дятла?
Дети : это небольшая, но очень красивая птичка, сидит на стволе дерева «солдатиком», цепляясь острыми коготками и опираясь на твердый и упругий хвост. Своим длинным клювом извлекает вредителей жуков-короедов. Поэтому он лесной доктор.
- Дятла ещё называют «барабанщиком». Почему?
Дети: он долбит кору дерева, как будто играет на барабане.
(слайд № 14)
Платье серое надела
И к кормушке подлетела
Стала каркать «Кар-кар-кар!»
Что за птичий тут базар?
Кто это? (ворона)
- На казахском языке слово «ворона» будет «қарға».
- Посмотрите, какая она? Что вы знаете о вороне?
Дети: она большая, умная, важная, серьёзная. Сама серая, а крылья, хвост, голова чёрные.
-А почему её зовут ворона?
- Потому что она любит что-нибудь воровать (брать), например, в деревнях цыплят, утят, яйца.
-Да, ребята, ворона может поживиться и запасами продуктов на балконах в городе. Хоть ворона и вороватая птица, но от неё и польза есть. Она уничтожает вредных насекомых и сохраняет деревья в городах. Ворона- всеядная птица.
(слайд № 15)
Эти птички с хохолком
Икрасивые при том.
На рябину прилетели.
Эти птицы… (свиристели)
-Свиристели очень красивые, оперение у них плотное, спинка тёмная, а на крыльях полоски белого, чёрного и жёлтого цвета, а на голове украшение- большой хохолок серовато- розового цвета. Такими красивыми бывают только самцы, а самки и молодые птицы окрашены скромно. Питаются свиристели ягодами рябины, калины, боярышника, шиповника, барбариса.
-У зимующих птиц есть под перьями подпушек и у них очень твёрдый клюв и этим они отличаются от перелётных.
-Давайте отдохнём. Я приглашаю вас поиграть в игру «Воробей». Повторяйте слова за мной.

Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей.
(дети идут по кругу, заложив руки за спину, это - «голуби»)
Воробушек-пташка,
Серая рубашка.
(в центре скачет на корточках ребёнок-«воробей»)
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка не робей.
(встают лицом в круг, берутся за руки, идут приставным шагом).
(«воробей» пытается «вылететь», а «голуби» его не пускают). Повторить 2 раза.
- Ребята, а как вы считаете, что для птиц страшнее холод или голод?
-Тамерлан, как ты думаешь?
Тамерлан:
-Я думаю, что голод для птиц страшнее, потому что от холода они могут спрятаться где-нибудь, а от голода могут погибнуть.
-Ответ принимается. А кто ещё как думает? (выслушать ещё несколько ответов).- Да, ребята, если от холода птиц спасает плотный подпушек под перьями и укрытия, то от голода их спасти может только человек. А что мы с вами можем сделать, чтобы не дать птицам погибнуть, как помочь им выжить?
- Совершенно верно. Мы должны подкармливать птиц, а для этого нужны кормушки. И обязательно нужно соблюдать правила:

1. не сорить: не оставлять полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки из-под корма;
2. подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут прилетать к этому времени;
3. кормить регулярно, особенно в мороз.
И весной птицы будут радовать нас своими песнями, а летом будут защищать наши огороды от вредителей.
-Сейчас мы поиграем (слайд №16). Игра называется « Чей корм?». Внимательно посмотрите и назовите, чем питаются воробей, синица, снегирь и дятел.
Ответы детей.
-Давайте проверим (слайд № 17).
- Ребята, вы сегодня многое узнали о зимующих птицах. Давайте ещё раз все вместе их назовем:
- Воробей, синица, снегирь, ворона, сорока, дятел, свиристель. А ещё, с нами зимуют голуби. Они не улетают в тёплые края. Ещё эту красивую птицу называют – птицей мира. «Көгершін»-это голубь. Давайте, ребята, повторим. Молодцы! Вы хотите, чтобы на нашей огромной земле всегда был мир.
(слайд № 18)
Дети : Да!!!
- Тогда давайте голубей нарисуем. Подойдите, пожалуйста, ко мне. (дети подходят к столу, на котором гуашь в баночках, лежат кисти и бумага голубого цвета) Посмотрите на мою ладошку, мне, кажется, она очень похожа на голубя. А вы как думаете где голова, где шея? Покажите туловище птицы (ответы детей). А вот какой замечательный, пушистый хвост (дети рассматривают свои ладошки). Возьмите кисти и нанесите на ладошку белую гуашь (дети выполняют задание). А теперь приложите ладошки к листу бумаги и крепко прижмите, а потом резко поднимите вверх, стараясь не размазать(дети выполняют).
- Какие красивые у вас получились голуби! Но у них не хватает лапок, глаз, крыла и клюва и вы их сейчас дорисуете восковыми мелками (дети мелками дорисовывают у своих голубей недостающие детали).
-Вы просто художники. Пусть ваши работы подсыхают, а мы пока вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили на занятии.
Дети: о зимующих птицах, чем они питаются и том, что их нужно беречь и подкармливать зимой, чтобы они не погибли.
-Что нужно смастерить, чтобы удобнее было кормить птиц?
Дети: кормушки.
-Вам понравилось занятие?
Дети: да!!!
- Я благодарю вас за хорошую работу. Отдыхайте.

наталия акинина
Занятие «Зимующие птицы».

Цели :

уточнить представление детей о зимующих птицах , их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях; развивать связную речь : расширять объем зрительного и слухового внимания и памяти; воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, любовь к родной природе.

Ход занятия:

Ребята, вы любите отгадывать загадки?- Да. Тогда, слушайте.

Раскрыла снежные объятья,

Деревья все одела в платья.

Стоит холодная погода,

Какое это время года? – ЗИМА.

Вос-ль выставляет картины, на которой изображен зимний лес. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь» .

Что изображено на картине?- Зимний лес.

Представте, что мы оказались с вами в зимнем лесу. Утро, очень тихо. Деревья стоят голые, только на зеленых лапах сосен и елей лежит белый пушистый снег. И вдруг…. Звучит аудиозапись пение птиц .

Какие птицы улетают ?- перелетные.

Назовите перелетных птиц .

Как называются птицы , которые остаются на зиму ?- зимующие .

Назовите зимующих птиц ?

Какие птицы живут зимой в лесу ? Какие рядом с человеком в городе, деревне?

А какие птицы прилетают к нам зимовать?- свиристель, клест.

Подумайте, почему они летят зимой к человеку?

Правильно, птицы летят в города и деревни, чтобы прокормиться. Но и в лесу тоже остаются.

Загадка о синичке :

Непоседа, озорница

Крутится, играется,

А потом, словно певица

Песней заливается.

Ярко-желтую жилетку

Носит эта птица

И в скворечнике на ветке

Первый гость… синица.

Показ иллюстрации.

На зиму эти птицы не улетают в теплые страны, но в поисках корма стайки синиц появляются вблизи жилья даже в городах. Там, где корма много, синицы задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своем саду. Птички заметили нас и улетают. Но если мы остановимся, и не будем двигаться, синицы быстро успокаиваются. Может быть, через несколько минут они даже вернутся на то же дерево. Что за беспокойные птички? На минуты не посидят. Все движения их порывисты и быстро. Никогда нельзя знать, что они сделают в следующую секунду.

Как вы думаете, что они могут находить на этих березовых ветках?

Вспомните, чем питаются синицы летом?

Верно, летом синицы питаются насекомыми. А зимой подбирают любое семечко, какое попадется. Но недаром шныряют они по веткам. Там находят они приклеенные к веткам яички каких-нибудь бабочек, оцепеневших гусениц в трещинах коры, куколок, прикрепленных к сучкам паутинками. Торопливо шныряют синицы по деревьям, производя самый зоркий осмотр стволов и ветвей от зимующих здесь насекомых , среди которых немало вредителей.

Какую же полезную работу для леса выполняют синицы?

Они съедают множество зимующих яичек , куколок и гусениц.

Скажите, а чем питаются синички в городе? Трудно ли им зимовать? Чем мы можем помочь им? Как можем подкармливать их? Где развешивать кормушки?

Верно, голодом страшна зима птицам , а не холодом. Если сыта птичка - и тепло ей под пухом и перьями. Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. При этом семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена . Также их можно кормить крошками белого хлеба. А синицы любят клевать несоленый жир и мясо.

Физкультминутка. В лесу

Весь засыпан снегом лес.

(повернулись вправо,правую руку отвели назад, повернулись влево, левую руку отвели назад)

Здесь по снегу скачет зайка. (прыгаем)

Там синичек села стайка. (машем руками, как крыльями)

Здесь лисичка за кустом. (приседаем, смотрим направо)

Там в дупле бельчонка дом. (встаём, поднимаем руки вверх)

Аудиозапись стука дятла.

Показ иллюстрации.

Гуляя по лесу, можно услышать звонкие удары, словно кто - то стучит в барабан. Но кто, же этот лесной барабанщик?

Знакомьтесь, это дятел. Вот он сидит на стволе дерева, надёжно уцепившись за него лапами с острыми коготками. И опирается ещё и на жёсткие перья хвоста. Крылья и хвост у него чёрные, с белыми полосками. Грудка светлая, а на голове и брюшке заметны красные пятна.

Дятел стучит, барабанит по стволу крепким острым клювом, только кусочки коры летят в разные стороны. А там, под корой, спрятались вредители леса - жуки - короеды, прожорливые личинки, насекомые. Дятел достанет их из пробитой дырочки длинным, узким и липким языком. За это дятла называют лесным доктором, ни одно дерево в лесу не останется без его внимания, будут уничтожены насекомые-вредители, и лес будет жить.

Но не только жуками питается дятел. Зимой он расклёвывает сосновые и еловые шишки. Но, сорвав шишку, птица сначала укрепит её в расщелине дерева или между ветками. Ее называют кузницей. "Кузница" - это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны, в которую он вставляет шишку, прежде чем ее разбить. Расклюет одну шишку - летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под "кузницей" дятла валяется целая куча пустых шишек

Почему дятла называют лесным доктором?

Вопросы по пройденному материалу :

О каких птицах мы сегодня говорили ?

Какую птицу называют лесным доктором?

Какую пользу приносят птицы ?

Как называется место, где дятел расклевывает шишку?

Почему птиц надо охранять ?

Как мы можем помочь птицам пережить холода ?

Вос-ль предлагает детям самим рассказать о дятле или синице по плану :

Внешний вид, место обитания, питание польза.

В конце занятия вос-ль спрашивает детей, что нового они узнали, о каких птицах они хотели бы поговорить на следующем занятии .

Публикации по теме:

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд». Виды деятельности: Познавательная, коммуникативная,.

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Гимназия №1538 Интегрированное открытое занятие по окружающему миру с художественным.

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы «Зимующие птицы» с использованием ИКТ Интегрированное занятие для детей в подготовительной к школе группе по познавательно - речевому развитию с использованием ИКТ Тема: «Путешествие.

задачи: 1. Расширять обогащать знания о зимующих птицах. 2. Воспитывать желание помогать птицам в холодное время года. 3. расширять знания.

Алена Подоскина
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Зима. Зимующие птицы»

Конспект логопедического занятия в старшей группе.

Тема: «Зима. Зимующие птицы».

Цели:

Коррекционно – образовательные:

Расширение и активизация словарного запаса по лексическим темам «Зима» и «Зимующие птицы»;

Обогащение словарного запаса прилагательными;

Развитие связной речи

Коррекционно – развивающие:

Развитие общей и мелкой моторики через игровые упражнения;

Развитие внимания и памяти;

Коррекционно – воспитательные:

Воспитание бережного отношения к природе

Оборудование:

Интерактивная доска с набором дидактического материала;

Корм для птиц: сало, пшено, семечки, зерно, хлеб, еловые шишки, сухие плоды рябины;

Мольберт;

Схема для составления описательного рассказа о птицах;

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети, послушайте загадку:

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу

Теплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора.

Работа со словами.

Дети, давайте посмотрим на экран и расскажем о зиме. Какая она? Какой у нее характер? (Снежная, морозная, пушистая, белая, холодная, теплая, вьюжная, суровая, красивая)

Дети, вы сказали, что зима снежная. Почему? (Потому что впало много снега)

А какой снег? (Липкий, белый, блестящий, мокрый, холодный)

А каким, словом можно назвать зиму ласково? (Зимушка)

Да дети, зима красивое время года, но и очень трудное и суровое, особенно для птиц. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие)

Работа над текстом.

Дети, сейчас я загадаю вам загадки о зимующих птицах, и мы с вами расскажем, что мы знаем о них, послушаем их голоса.

Носит серенький жилет,

Но у крыльев черный цвет,

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат – карр,карр, карр. (Ворона)

Давайте расскажем о вороне.

Всю ночь летает, мышей добывает,

А станет светло, спать ляжет в дупло. (Сова)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)

Кто в беретке ярко – красной,

В черной курточке атласной,

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)

Ну, а это птица мира,

Только в небесах парила,

Быстро к нам спустилась в ноги,

Смело ходит по дороге

И боится только кошек,

Ей даем семян и крошек.

С нами птица круглый год,

Воркованием поет. (Голубь)

Развитие общей моторики.

Физ. Минутка.

Ну – ка, птицы полетели, (бегают, машут руками)

Полетели и присели (присели)

Поклевали зернышки (нос вверх – вниз)

Поиграли в полюшке (кружатся)

Водички попили (нос вверх – вниз)

Перышки помыли (руки на пояс, двигают локтями)

В стороны посмотрели (смотрят по сторонам)

Прочь полетели (машут руками, убегают)

Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти.

Мы послушали с вами рассказы о птицах, а теперь я хочу посмотреть, какие вы были внимательные, как внимательно вы слушали друг друга.

Вы любите компьютерные игры? Мы с вами поиграем в игру «Самый внимательный» (третий лишний).

На экране вы увидите три картинки. Вы должны будете определить, какой предмет не подходит к остальным.

Развитие мелкой моторики.

К нам на участок в детском саду прилетают зимующие птицы. Какие?

Давайте мы с вами угостим наших гостей. Я приготовила для них корм: сало, пшено, семечки, зерно, хлебные крошки, шишки, сухую рябину.

Мы с вами отнесем этот корм на участок, в наши кормушки. Но только когда я готовила корм для птичек, у меня нечаянно порвались бусы. И бусы порвались и бусинки перемешались с зернышками. Что может случится с птичками, если они склюют бусинки?

Давайте поможем птичкам, очистим корм от бусинок. Но, работа наша трудная и мы сначала разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело (дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

Мы расскажем (трут ладонь о ладонь)

Ворона, синица, воробей, голубь и сорока, дятел в пестрых перышках

(складывают пальцы «щепоткой» и стучат по столу)

Всем хватило зернышек (стучат пальцами перебором по столу).

Зерно почистили от бусин, давайте пойдем на прогулку и унесем корм в кормушку нашим гостям.

7. Итог.

Рано утром на опушке

Мы повесили кормушку

Для сорок и для синичек

И для всех голодных птичек.

Не едите вы с ладошки

Зерна, семечки и крошки

Прилетайте на опушку,

Угощенье ждет в кормушке.