art director - «руководитель по искусству»), худо́жественный руководи́тель , тво́рческий руководи́тель , арт-ме́неджер , гла́вный худо́жник - начальник художественного, либо иного творческого отдела или медиа-проекта: «воплотитель проекта»; общее название для целого ряда аналогичных управленческих должностей в различных областях деятельности, таких как: реклама , издательский бизнес , кино , дизайн, ресторанный бизнес, телевидение , Интернет , видеоигры , индустрия развлечений .

История в России

Профессия арт-директор являлась относительно новой для Российской Федерации , по утверждению специалиста крупного кадрового агентства Светланы Головатюк, в середине 90-х о существовании арт-директоров не подозревали в отечественных рекрутинговых агентствах , так известный кадровик Анатолий Купчин был удивлен не только существованием подобных работников, но и их высокой зарплатой в рекламных агентствах, к примеру, в московском Leo Burnett Worldwide . В России 2000-х годов мнения о том, что за профессия арт-директор сильно разнились , в тот период основная тема спора была «арт-директор обязан иметь художественное образование» или может обойтись без него , в этом отношении любопытно, что, к примеру, в ПОК (производственно-оформительском комбинате) ВДНХ СССР нежелание профессиональных советских художников брать на себя малодоходную хлопотную административную нагрузку приводило к тому, что в творческие бригады сложно было найти даже бригадиров, не говоря про мастеров творческих цехов, т.е, по сути, мало кто добровольно хотел быть «арт-директором», в результате подобного рода управленцами, зачастую, назначались рядовые сотрудники, а порой и уборщицы комбината, однако, конечную работу принимала государственная комиссия из заслуженных художников , членов Союза художников СССР , и руководителей ВДНХ .

Издательский бизнес

В издательском бизнесе, в котором этот термин и возник, арт-директор отвечает за дизайн журнала или газеты и, в сотрудничестве с редактором, выбирает или участвует в создании необходимых изображений и фотографий. В крупных издательствах и журналах у арт-директора есть ассистенты. Арт-директор контролирует работу всей творческой команды и несет за неё ответственность.

Реклама

Арт-директор или креативный директор в рекламном агентстве является начальником художественного отдела как и в издательском бизнесе. В современной рекламной практике, арт-директор работает над концепцией рекламы (телевизионной, печатной, наружной и любой другой). Обычно, арт-директор отвечает за отслеживание современных тенденций, анализ рынка, внесение руководству предложений, подготовка технического задания, выбор команды, анализ результатов завершения рекламных проектов, отчетность. Арт-директор отвечает за качество представляемых идей, он может предложить визуальное решение, интересный слоган, концепцию в рамках которой должен работать творческий коллектив. Копирайтер и дизайнер как правило находятся в подчинении у креативного директора . Арт-директор может также курировать работу копирайтеров, дизайнеров, иллюстраторов (это зависит от структуры агентства). В маленьких агентствах арт-директор порой выполняет роль дизайнера и иллюстратора в одном лице. В больших рекламных агентствах иерархия может включать в себя: креативного директора или арт-директора, начальника творческой группы (начальника отдела дизайна), старшего дизайнера и остальной творческий коллектив.

Кино

Должность арт-директора в киноиндустрии (при производстве художественных фильмов) аналогична художнику-постановщику, хотя иногда он выступает в роли художественного руководителя, работает вместе с художником по костюмам, художником-декоратором, художником-гримером, специалистами по спецэффектам и т. д. Большая часть его обязанностей связана с административными аспектами художественного производства. Он ставит задачи перед персоналом и следит за их выполнением, а также за бюджетом и графиком работ, следит за качеством. По сути в его обязанности входит контроль всех визуальных аспектов фильма (начиная от костюмов и заканчивая грандиозными декорациями) - то есть выполняет непосредственно объём художника-постановщика.

Индустрия развлечений

Арт-директор в индустрии развлечений, например, арт-директор ночного клуба, выполняет в основном административные функции: занимается организацией концертов, подбором репертуара, организацией вечеринок, а также участвует в процессе продвижения заведения. В обязанности арт-директора в индустрии развлечений входит позиционирование заведения, привлечение новых клиентов в заведение, организация развлекательных мероприятий в заведении, разработка концепций мероприятий, работа с партнерами заведения.

Изобразительное искусство

Арт-директор (арт-менеджер) в изобразительном искусстве занимается целенаправленной маркетинговой коммуникацией при художникe, скульпторe, графикe, фотохудожникe или представителе декоративно-прикладного искусства с целью продвижения eгo на рынок.

  • Создание «имени» (сделать его известным и узнаваемым).
  • Продажа и продвижение (реклама) работ художника.
  • Повышение ценности художественных работ конкретного художника.

Арт-менеджер должен хорошо разбираться в искусстве (художественное образование - необязательно), владеть PR-технологиями и техниками продаж (маркетинговое образование - желательно).

В основные обязанности арт-менеджера входит:

  • Написание всех текстов (статей) для периодических изданий и интернет ресурсов.
  • Обработка фотоматериалов для онлайн галереи.
  • Создание персональных страниц в интернете и персонального сайта художника.
  • Создание каталога работ и других рекламно-информационных материалов.
  • Примечания

Художественный руководитель

Двадцать лет я возглавляю Театр имени Вахтангова, но рассказывать о себе как о художественном руководителе трудно. Поэтому хочу остановиться лишь на некоторых общих аспектах своей деятельности.

Когда мне предложили занять эту должность, я долго размышлял над этим, мне было нелегко, так как представлял себе ответственность, которую налагает этот пост, и испытывал вполне понятное чувство страха: справлюсь ли? Но все-таки согласился, потому что знал - «варяга» вахтанговцы не примут. Также, и это показал тогдашний опыт МХАТа, нельзя руководить театром коллегиально. Им может руководить только один человек. Только один человек может его поднять. И, взвесив все «за» и «против», я понадеялся, что мне все-таки удастся поддержать престиж и уровень нашего театра. Поэтому в должность я вступал, имея перед собой главную задачу - сохранить Вахтанговский театр, не дать его коллективу распасться на группки.

Для этого сформулировал три пункта своей программы. Во- первых, привлечение в театр известных режиссеров для постановки отдельных спектаклей. Во-вторых - опора на талантливую драматургию. И в-третьих, уже имея опыт театральной и кинорежиссуры, я дал слово сам спектакли не ставить, потому что знал: как только художественный руководитель начинает ставить спектакли, они сразу становятся доминантой репертуара. А настоящего режиссерского дара у меня нет. Если я где и понимаю, то лишь в актерстве.

За эти двадцать лет о нашем театре судили по-разному. В трудное десятилетие после перестройки одни говорили, что театр загублен, другие лишь сетовали, что потускнела его прежняя слава. Однако сначала мы выжили, когда вместе с развалом

СССР погибало многое из советского, а затем театр ожил и теперь активно развивается, и в этом я отчасти вижу свою заслугу.

Было время, когда мы в какой-то мере разделили судьбу всех театров: при резком падении идеологического пресса нас как будто поразила болезнь типа кессонной. Действительно, десятилетиями все было строго регламентировано, иногда лишь чуть-чуть ослабляли клапан и вдруг объявили полную свободу! Разве не резкая смена давления?.. И пришлось жить по-новому в непривычных для нас условиях рыночной экономики.

Большой бедой для театра обернулось разрушение эстетики ассоциативного искусства. Эзопов язык вдруг оказался ненужным в нашей стране. И «Брестский мир» Шатрова, который шел при аншлагах даже за границей, у нас стал идти при полупустых залах, и его пришлось убрать из репертуара. Прохладно воспринял зритель и остроактуальный по смыслу спектакль «Мартовские иды» по Уайлдеру.

Что говорить, если даже в «Таганке», где ставились яростные, гражданственные спектакли, все тоже стало «нормально-прохладно» от внезапно снизившегося внимания зрителей. И театр- борец Юрия Любимова словно приостановился в недоумении: с кем же бороться? На какой-то период и он потерял голос. Это странное время перемен потребовало от театров новых красок и слов. А находить их становилось все труднее.

Люди гораздо реже посещали театры, и не в последнюю очередь из-за недоступных для обнищавшего общества цен на билеты. Конечно, люди много теряли, но не меньше страдал и театр, лишенный общих со зрителем размышлений, переживаний, чувствований. Он просто не поспевал за жизнью, когда события камнепадом обрушивались на растерянных граждан России. Разве можно было их потрясти театральным действом, когда сама жизнь ежечасно удивляла и потрясала? Поэтому не один наш театр задержался на перепутье: какое теперь выбрать направление в своем творчестве, где искать точки соприкосновения со зрителями? А ведь не хотелось в погоне за ним идти на любые средства, терять лицо, опускаясь до уровня сферы обслуживания, а то и откровенного попустительства бескультурью. Но очень было огромное желание и в новых условиях сохранять в театре вечные ценности искусства!

А вокруг создавалось много коммерческих театров, которые жили и живут, по сути, ради рубля. По большому счету там не поставлено ни одного значительного спектакля, не воспитано ни одного актера. Потому что туда выгодно брать уже признанных профи, а те идут, потому что там хорошо платят! По-человечески их можно понять: кому не хочется заработать денег побольше и побыстрее. А известные актеры на одном месте долго задерживаться не могут, их ждут везде. Отсюда халтура, снижение уровня игры, удивление периферийного зрителя: куда подевался талантливый актер имярек? А он подвизался в какой-нибудь французской безделушке. В конце концов, такое было, есть и будет. И пусть будет, хотя бы для того, чтобы сохранялся серенький фон для резкой прорисовки на переднем плане настоящих театральных открытий!

При всех трудностях, которые нам пришлось пережить в прошлом, мы все-таки не ощутили сполна, что такое духовный кризис. Сколько угодно можно иронизировать над этим, но у нас осталось много образованных людей, хотя был момент, когда образованность была не в моде. Чего только стоила эта фразочка: «Что же ты такой бедный, раз такой умный?» Но наша публика - и это отмечают все - осталась самой искушенной в том, что касается искусства, будь то театр, музыка или живопись. И я совсем не желаю, чтобы этот уровень снизился. А причины для беспокойства есть.

Посмотрите, что творится на нашей эстраде. Кто идол молодежи, герой, так сказать, нашего времени? Филипп Киркоров. У него море поклонников и поклонниц. Его всячески превозносят. Ему подражают, завидуют. Да, он не лишен таланта и красоты. Но завидуют не столько этому, сколько его богатству. В самом деле: он летает чуть ли не на собственном самолете, туда же загружается его «Линкольн», ведь только в «Линкольне» кумир может въезжать в Красноярск или в какой-нибудь другой город. Но даже это полбеды, потому что Киркоров, по крайней мере, узнаваем, у него есть индивидуальность. Однако новые поветрия от массовой культуры надули нам какие-то «фабрики звезд», которые штампуют безликих исполнителей, и те пачками меняются в составе скороспелых вокальных коллективов без вреда для их коммерческой программы. Впрочем, вредить-то там особенно и нечему, если рассматривать вопрос с позиции культуры.

Я понимаю, все это реклама, эпатаж. Однако если бы наш Вахтанговский театр захотел прорекламировать какой-нибудь из своих спектаклей, у него бы не нашлось и сотой доли средств, затраченных шоу-бизнесом на раскрутку своих фаворитов. Кроме того, мне кажется, что театр вообще не научится рекламировать себя. Он старомоден, он будто одет в старинные одежды, сковывающие движения. Он стесняется о себе говорить и сохраняет достоинство.

Вроде бы совместными усилиями государственных и частных структур страну удается вывести из всеобщего экономического кризиса. А вот выход из своих проблем каждый театр ищет практически в одиночку. Это трудный путь, но дорогу осилит идущий.

Когда от нас уходил Евгений Рубенович Симонов, он не порвал связи с Вахтанговским театром. Имя этого режиссера вошло в историю театра, которую я, как и все вахтанговцы, свято чту - со всеми нашими победами, поражениями, обретениями и утратами. И мы не станем ее переписывать, «подгоняя» минувшее под выгодный расклад современности. Свои последние годы Евгений Симонов посвятил созданию Театра имени своего отца, считая своим сыновним долгом увековечить его память. И театр существует уже много лет. Он находится в арбатских переулках очень близко от нас, и сегодня им руководит один из ведущих актеров Вахтанговского театра Вячеслав Шалевич. И многие проблемы нынешнего бытия мы решаем сообща: Вахтанговский театр, Театральное училище имени Щукина, Театр имени Рубена Симонова, актеры и режиссеры всех поколений вахтанговцев.

Мы по-прежнему ищем. Ищем в драгоценных кладовых русской классики, в современной драматургии. Наша цель - отстоять театр как храм культуры. Уловить душевное тяготение зрителя - в этом залог успеха. И все театры сегодня находятся в поисках того, может быть, очень простого сценического действия, которое приведет в зрительные залы людей, жаждущих понять, кто мы сегодня, что нам нужно, чтобы почувствовать свою человеческую высоту, свою необходимость в жизни. Мне думается, что и литература, и театр, и вообще искусство нужны сами по себе для того, чтобы увеличить, прибавить количество доброты на свете. Чтобы люди могли черпать из этого источника правды и справедливости, веры и любви кто сколько может.

Когда думаешь о том, что же самое главное в искусстве театра, понимаешь, что это - мастерство, профессионализм, ухо, которое слышит сегодняшнее время, голос, который может о времени рассказать.

Этим мастерством должен обладать в первую очередь режиссер. Создавая спектакль, он становится всем: актером, художником, музыкальным оформителем, волшебником, творцом, лгуном, фантазером - всем! Наконец, он выпускает спектакль, и тот живет уже сам по себе, независимо от своего создателя.

Сегодняшняя проблема с режиссурой заключается в том, что возник некий «гамак», провисание между когортой великих знатоков театра 20-30-х годов прошлого века - Станиславским, Немировичем-Данченко, Вахтанговым, Мейерхольдом, Таировым, их учениками Рубеном Симоновым, Завадским, Охлопковым, Акимовым, Лобановым, Товстоноговым - и современными режиссерами.

Поколение «учителей» не вырастило свою смену, что ощутимо сказывается на режиссерском поле. Ощущаю неправомерность этого своего упрека: вырастить режиссера из человека, у которого нет к тому природного дара, все равно что вознамериться научить кого-то стать большим писателем. Георгий Александрович Товстоногов заявлял прямо: «Режиссер не может воспитать преемника, потому что это художественно невозможно». А уж ему ли не знать все лоции режиссерского дела.

Современные режиссеры в своем большинстве взросли не естественным путем «постепенного созревания», а накачали себе мускулы. «Качки» много ставят, они энергичны, мастеровиты, в незнании своего дела их обвинить нельзя, но отсутствие школы сказывается на их работах. Философского осмысления темы, духовности и убедительной жизненной «оснастки», которая присутствовала в спектаклях известных режиссеров недавнего прошлого, исходивших в своем творчестве из глубинной сущности театрального искусства, очень не хватает нынешним постановкам.

Обо всех судить не могу, говорю, исходя из собственных наблюдений художественного руководителя театра. По тому, что приносят нам молодые режиссеры, я вижу: это «мозговые», холодновато-расчетливые профессионалы. В этом не их вина: они живут в эпоху, когда в театре сломаны прежние понятия и привычные категории, да и в обыденной жизни человек не всегда ощущает твердую почву под ногами. Тут, что называется, не до духовного постижения и взирания в небеса, тут многие подумывают о том, как устроиться в этом сумасбродном мире, за что зацепиться в этом «броуновском движении», в творящейся кутерьме. И режиссеры приносят в театр именно эту кутерьму. А духовное постижение прекрасного требует покоя и творческого досуга. Но в погоне за материальным ни того, ни другого ни для кого сегодня не существует. К сожалению, изменились и зрительские потребности: набегавшись по делам, современная публика в большинстве хочет одного от любого срежиссированного действия - возможности выпустить пар. Вот идет по телевидению ток-шоу «К барьеру». Ведет его талантливейший журналист Владимир Соловьев, он умело манипулирует действиями самых влиятельных политиков страны и просто известных людей. Они - его актеры. Но что решает его передача? Ничего! Это все пустые разговоры, возгласы настаивающих на своей правоте сценических марионеток, но никто из них никого не слушает. В какой-то мере участникам ток-шоу это выгодно - так они привлекают к себе общественное внимание. А что получает зритель? Усталость, утомительную сказку на ночь, порцию своеобразного снотворного и - одновременно - допинга с замедленным действием, приняв который через несколько часов отдыха можно снова сломя голову броситься в сутолоку дел. Вот и говори теперь о том, что режиссеры - жрецы прекрасного…

Такая же картина в современной драматургии: пьес вроде бы много, но все они говорят об одном и том же - как нам сегодня плохо и как будет хорошо, если мы сделаем то-то и то-то. Вот уж чем зрителя не удивишь!

В этой связи мне почему-то вспомнился спектакль «Полонез Огинского» Романа Викгюка. Там был показан всеобщий развал. И что мне открыл этот спектакль? Что мир сошел с ума? Я и так это знаю. Что люди через соблазны превращаются в скотов? В своей жизни я нередко наблюдал такое. Что они не знают, куда идти? Я порой это и по себе ощущаю. Так зачем такой спектакль, если мне не подсказывают выхода? Если в нем даже просвета нет? Зато соль на раны мне в нем сыплют и сыплют! Для чего?

Настоящий театр не успокоительный наркотик, но он же и не психотропное средство для того, чтобы взбудораживать покоробленные души. Я бы сказал, что он - образец более нормального, более умного и цельного мира, чем тот, что зачастую остается за порогом зрительного зала. Идеального мира? Вполне возможно, коль скоро искусство - это почти всегда стремление к идеалу.

Да, театр должен быть современным, но зрителю, да и актеру, больше нужны фигуры и коллизии, которые содержат вневременные ценности. А ценностями они остаются потому, что в них всегда есть перекличка с тем, что происходит сегодня. Но и напоминание, что жизнь - это не только курс доллара и оперативные сводки милиции. Однако мы, находясь в бурлящем котле повседневности, далеко не всегда можем ухватить суть происходящего, а потому и не можем сами ответить на вопросы, которые ставит перед нами действительность. Тогда на помощь приходит классика. В ней заложены вечные духовные богатства - ответы на вопросы человеческого бытия, а значит, в ней опора всем ныне живущим.

Представить невозможно, что бы мы делали сегодня без Островского, Гоголя, Достоевского, Чехова, Шекспира! Но классику сегодня просто так не поставишь. Она должна в каждую новую эпоху, на каждом новом повороте времени прочитываться заново. Ведь все постоянно меняется. Что-то отмирает и нарождается в обществе. Меняется человек, его мироощущение, вкусы. Обновляется эстетика. А спектакль должен органично вписываться в наш «безумный, безумный, безумный мир». Нельзя же благодушествовать, за чашкой чая с вареньем, на фоне нарисованного деревянного Замоскворечья из XIX века, когда за стеной строятся небоскребы из стекла и бетона.

Но есть нечто, объединяющее обе декорации, - узнаваемость страстей человеческих и неизменность нравственных ценностей, что во все века позволяет театру черпать и черпать из по- истине бездонного кладезя драматургии всех времен и народов.

Любовь… Сколько бы мы ни говорили, ни писали о ней, как бы глубоко ни переживали ее сами, она остается загадочным, сокровенным, непостижимым чувством. Нет определения любви, которое годилось бы на все случаи. Она - всегда открытие. Трудно предугадать, на какой поступок она вдохновит или толкнет человека. Да почти вся классика - этр истории любви. И ни одна из них не похожа на другую. Перефразируя поэта, можно сказать: любовь - единственная новость, которая всегда нова…

Классика тоже всегда нова. Но не всегда бывает так, что черпнул - и вот она, золотая рыбка успеха! И мы до хрипоты спорим в театре по поводу того, что взять в текущий репертуар. Режиссер предлагает «Ревизора» или чеховскую «Чайку». Мне же кажется, что стало некой навязчивой модой - все время трактовать Чехова и Гоголя на свой лад. Будто каждый театр старается найти в Чехове нечто, что еще никто не находил. Да, и Чехов, и Гоголь - великие знатоки человека, но я боюсь моды, которая и в театральном репертуаре становится такой же принудительно непременной, как джинсы.

Некогда, став художественным руководителем, я поставил себе задачу широко раскрыть двери Вахтанговского театра для новой актуальной драматургии и острой, звучащей по-современному классики. Для этого требовалось приглашать как серьезных известных режиссеров, так и молодых, но уже интересных, обещающих самобытно раскрыться постановщиков. Над этим я и работал, и были на этом пути успехи, хотя и от неудач мне никто не давал страховки. Только успехи и неудачи нормальны для творческого поиска. Всех, кого я приглашал, не перечислишь. Однако упомяну, что свои режиссерские замыслы у нас раскрывали Роберт Стуруа, Петр Фоменко, Аркадий Кац, Роман Виктюк, Владимир Мирзоев, Вячеслав Шалевич, Сергей Яшин, Александр Горбань. Под их руководством были поставлены такие спектакли, как «Брестский мир», «Уроки мастера», «Мартовские иды», «Без вины виноватые», «Али- баба и сорок разбойников», «За двумя зайцами», «Посвящение Еве», «Сирано де Бержерак», «Нбчь игуаны» и многие другие. Но, конечно, не все из сделанного было увенчано лаврами большого зрительского успеха. Тем не менее эти спектакли есть этапы становления нашего театра в непростые годы, когда в России все наши соотечественники искали свое, часто новое место под солнцем.

Но это, так сказать, творческая часть забот художественного руководителя, а зиждется она на хозяйственно-экономиче- ском фундаменте и отчасти зависит от межличностных отношений в труппе - и об этом тоже приходится задумываться. Подобные проблемы были донельзя обострены в 90-е годы прошлого века, и, наверное, мне проще всего было бы отмахнуться от них и занять какую-нибудь удобную и несколько отстраненную позицию. Но, признаться, я и по сей день испытываю ответственность за дело, которому служу всю жизнь, - за театр.

Вот в свое время закончилась перестроечная эйфория, и обнаружилось, что вместе с некоторой административной самостоятельностью театры обрели кучу проблем, а механизмов для их решения не освоили. И приходилось многим заниматься самому.

Вот износился у нас реквизит, устарело сценическое оборудование, а в провальной финансовой ситуации (хорошо известно, что происходило в экономике в ту эпоху) средств для устранения этой прорухи у театра не было. Значит, надо идти к чиновникам, начальникам, имя которым всегда было легион. У нас и сейчас начальства больше, чем работающих. Было много, а стало еще больше. Куда ни пойдешь, масса каких-то комитетов, парламентов и департаментов. Вот еще бы хорошо для чиновников вицмундиры ввести - мы бы тогда абсолютно стали похожи на николаевскую «палочную» Россию, как ее описывали в советское время. Только нам тогда и не снилось то, что есть сейчас! Ходить же по высоким кабинетам сродни Дантовым кругам ада: не факт, что требуемое выделят, но унижений точно натерпишься. А ходить надо, чтобы дело твое не пресеклось, чтобы не приказали долго жить лучшие традиции театрального искусства, отечественной культуры вообще, которая и так во многом на ладан дышит.

Вот я и ходил. Например, возле нашего театра на Арбате долгое время стоял дом-развалюха, который реставрации не подлежал и никому при этом не принадлежал. Нам же как воздух нужна была вторая сцена для экспериментальной деятельности в театре, для расширения репертуара, наконец, для обеспечения работой всей труппы. А получить землю по соседству с формулировкой «в полное хозяйствование», чтобы привлечь инвесторов и строителей, никак не удавалось. На наши просьбы и резоны был ответ один: «нет средств, нет возможностей». И кончиться все могло тем, что какой-нибудь шустрый предприниматель или вездесущая мафия наложили бы лапу на эти развалины и появилось бы посреди Арбата очередное казино. Ведь в постсоветской России бывало, что даже под театральной вывеской открывались сомнительные лавочки ради барыша, и для этого новоявленные бизнесмены легко забывали о подлинном значении сценического искусства для общества. Однако свою правоту Вахтанговский театр доказать все-таки сумел, и землю нам выделили.

Сложности были и с гастролями. Даже так случилось, что из- за экономических неурядиц два или три летних межсезонья Москва оставалась без приглашенных театральных коллективов - их просто не на что было пригласить. Тогда даже путешествие из Петербурга в Москву было сопряжено с изрядными проблемами. Более того, стране реально угрожала утрата единого культурного театрального пространства. Причем столичные труппы также находились в серьезном затруднении при организации своих творческих выездов на периферию. Выпутывались мы из ситуации как могли. И выпутались! В начале 2002 года вахтанговцы в полном составе побывали на гастролях в Киеве, давали спектакли в Театре имени Леси Украинки. Это значит, что занятость труппы в постановках была полной.

Как занять всех актеров в спектаклях, обеспечить им возможности для творческого роста и приличный заработок - это разговор особый. Проблема не уникальна для вахтанговцев, она универсальна для всех театров. Пока денег не было, пока мы не научились их зарабатывать, театральные труппы, которые создавались годами, стали напоминать огромные неповоротливые дредноуты. С одной стороны, приходили молодые актеры - они еще не набрались достаточного опыта, чтобы тащить репертуар, однако им уже надо предоставлять перспективу. С другой - была масса пенсионеров, которые играли все меньше по состоянию здоровья, но увольнять их нельзя ни в коем случае - пенсии-то были мизерные, и отнять у заслуженного человека, твоего многолетнего товарища по сцене, роль в очередной постановке - значит поставить его на грань полуголодного существования. Поэтому я, сколько хватало сил, боролся за то, чтобы сохранить шаткое равновесие между старшим поколением актеров и молодежью, так сказать, творчески поддерживал стариков, все-таки ориентируя театр на молодую, свежую кровь. И вот результат: за последние двадцать лет на вахтанговской сцене выросли настоящие мастера - А.Дубровская, М.Аронова, Е.Сотникова, Н.Гришаева, С.Мако- вецкий, М.Суханов, В.Симонов, Е.Князев, А.Завьялов, имена перечислять можно еще. Многие из них в качестве отличных профессионалов известны за рубежом, их приглашают к сотрудничеству на разных театральных и киносъемочных площадках, и они постоянно фигурируют в нашей труппе. Но и мои старинные друзья-актеры по-прежнему в чести - на примере многих и многих замечательно сыгранных ролей они вырастили достойную смену себе, в том их заслуга. И тут же постепенно начинают заявлять о себе и совсем юные ребята, недавние выпускники театрального училища… И у всех актеров нашего театра свой творческий голос, есть право со сцены рассказать зрителю нечто важное.

У кого-то из великих есть замечательное высказывание о различии ораторского искусства Цицерона и Демосфена. Когда речь произносил Марк Туллий Цицерон, римский сенат охватывал восторг: «Боже, как он говорит!» А когда речь перед греками держал Демосфен, афиняне кричали: «Война Филиппу Македонскому!»

То же можно сказать о различии в искусстве и режиссуры, и актерства. Искусство вообще многолико - и этим оно интересно. Искусство безгранично - и этим оно прекрасно. Искусство всезнающе - и этим оно замечательно.

Сегодня искусство по-прежнему ищет пути, как в заваленной шахте, - к людям, к свету и находит их часто с помощью классики. А еще классика - посох в руке усталого путника, бредущего по жизни.

При необходимости в сложные годы мы опирались на нее, но мы также ставили в репертуар произведения современных авторов. И те и другие пьесы могли идти с аншлагами и без.

Но важно, что с их помощью Театр имени Вахтангова выстоял. Выстоял еще и благодаря своей изумительной, искрометной актерской школе. Двадцать лет я, как умел, сберегал наши традиции и теперь, оборачиваясь назад, могу с удовлетворением констатировать: на моем отрезке пути это удалось. Возможно, потому, что удачу любого режиссера, любого актера в нашем театре я воспринимал как свою. И выгоды для себя, кроме успеха театра, не видел.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Письма, заявления, записки, телеграммы, доверенности автора Маяковский Владимир Владимирович

Из книги Неувядаемый цвет: книга воспоминаний. Т. 3 автора Любимов Николай Михайлович

Художественный театр Художественный театр – это лучшие страницы той книги, которая будет когда-либо написана о современном русском театре. Чехов Художественный театр – это для меня теперь Страна Воспоминаний, но зато таких дорогих, таких нетленных, что одна мысль о

Из книги Двойной агент. Записки русского контрразведчика автора Орлов Владимир Григорьевич

Дзержинский - руководитель ВЧК Кроме основного задания по сбору информации у меня была еще одна задача - помогать беглецам, бывшим офицерам. Являясь председателем шестой комиссии по уголовным делам, я неоднократно клал в свою книгу приказов и распоряжений

Из книги А. С. Тер-Оганян: Жизнь, Судьба и контемпорари-арт автора Немиров Мирослав Маратович

Театр художественный Вот история из жизни Тер-Оганяна А.С., описанная очевидцем. Лето 1993-го отличалось особой моросливостью. Автор этих строк проживал тогда в Серебряном переулке, что на Арбате, и, идя уж не помню зачем и куда по Камергерскому переулку, бывшему проезду

Из книги Шелепин автора Млечин Леонид Михайлович

РУКОВОДИТЕЛЬ КОМСОМОЛА 5 октября 1952 года, в воскресенье, открылся Х1Х съезд партии. Это был последний съезд при Сталине и первый, на котором присутствовал Александр Шелепин.«Со своего места я мог рассмотреть Сталина до мельчайших подробностей, – рассказывал украинский

Из книги Книга 2. Начало века автора Белый Андрей

«Литературно-художественный кружок» Я с Соколовым знакомился в «Литературно-художественном кружке», на одном из боев символистов с газетчиками - каждый «вторник»; за бранной газетной статьею у публики появлялась потребность пощупать бородку Бальмонта и собственным

Из книги Стив Джобс. Уроки лидерства автора Саймон Вильям Л

Из книги Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и статьях современников. Книга 2. 1941–1984 гг. автора Петелин Виктор Васильевич

А.Н. Квасов, художественный руководитель Государственного ансамбля песни и пляски донских казаков Две встречи Первым серьезным экзаменом для нашего ансамбля после его реорганизации стал московский фестиваль «Русская зима» 1972 года. Выступление прошло успешно.

Из книги Тропинин автора Амшинская Александра Михайловна

Из книги Сергей Тигипко автора Корж Геннадий

Руководитель Я считаю, что сильный, уверенный в своих силах человек должен быть добрым. Часто злость – это комплекс неполноценности. Сергей Тигипко Сама по себе страна мало что значит. Главное – это люди, в ней живущие. Если страна в свое время не имела демократии,

Из книги Операция «Ы» и другие приключения Вицина, Никулина и Моргунова автора Мягкова Лора

«Джентльмены удачи». Режиссер А. Серый, художественный руководитель картины Г. Данелия, сценаристы В. Токарева, Г. Данелия (1971). А в тюрьме сейчас ужин. Макароны.* * *- А вот моего мужа ни за что стирать не заставишь.- Доцент бы заставил.* * *А Гаврила Петрович по фене ругается.*

Из книги Чехов автора Громов Михаил Петрович

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР 1«Я благодарю небо, что, плывя по житейскому морю, я наконец попал на такой чудесный остров, как Художественный театр», - написал Чехов однокашнику по гимназии, ставшему артистом этого театра, A. Л. Вишневскому.Увлечение театром началось еще в

Из книги Хрестоматия по истории русского театра XVIII и XIX веков автора Ашукин Николай Сергеевич

Московский Художественный театр Начало МХТ Начало МХТ…Помню, когда я была еще подростком, в театральных кругах - за несколько лет до основания Художественного театра - словно стрижи по небу, начали проноситься какие-то беглые фразы, какие-то рассказы, которые

Из книги Юрий Любимов. Режиссерский метод автора Мальцева Ольга Николаевна

Ассоциативность как художественный принцип Вероятно, ассоциативность как художественный принцип существует наряду с причинно-следственным, сюжетно-фабульным, свойственна искусству в большей или меньшей степени в зависимости от типа мышления, присущего художнику.

Из книги "Дни моей жизни" и другие воспоминания автора Щепкина-Куперник Татьяна Львовна

Художественный театр К концу девяностых годов преимущественный интерес публики к Малому театру стал постепенно ослабевать. Это объяснялось главным образом отходом Ермоловой от роли ведущей актрисы. Прошло тридцать лет ее непрерывного «служения» Малому театру: она

Из книги Сюжет в центре автора Хабаров Станислав

Технический руководитель Он был организатором всех работ, хотя и именовался их техническим руководителем. Однако его дeла заставляли звучать любое название. Должность Сергея Павловича – Главный конструктop – стала восприниматься, как уникальная, принадлежащая одному

Должностная инструкция художественного руководителя [наименование организации, учреждения и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Художественный руководитель относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется руководителю Учреждения культуры.

1.2. На должность художественного руководителя принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж творческой работы не менее 5 лет.

1.3. Художественный руководитель принимается и увольняется с работы приказом руководителя Учреждения культуры.

1.4. Художественный руководитель должен знать:

Конституцию Российской Федерации;

Законы Российской Федерации и решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства;

Региональные нормативные документы по вопросам культуры и искусства;

Внутренние документы Учреждения культуры;

Организацию театрального (музыкального) производства;

Психологию управления и творческого труда;

Современную и классическую отечественную и зарубежную драматургию и музыкальную литературу;

Классический и современный репертуар музыкальных театров и концертных организаций;

Основы организации труда, трудового законодательства и авторского права;

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

В рамках своих должностных обязанностей художественный руководитель:

2.1. Осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства и Устава Учреждения культуры и является организатором всего комплекса его творческой и производственной деятельности.

2.2. Несет ответственность за творческие и экономические результаты работы.

2.3. Обеспечивает художественное качество репертуара, способствующего формированию и удовлетворению потребностей населения в сценическом и музыкальном искусстве.

2.4. Определяет готовность спектаклей и принимает решения об их публичном исполнении.

2.6. Обеспечивает разработку и выполнение обязательств по заключенным договорам.

2.7. Организует работу по развитию творческих связей с коллективами предприятий, учреждений, организаций, предпринимателями с целью пропаганды театрального, музыкального искусства и привлечения внебюджетных средств на его развитие.

2.8. Принимает меры по обеспечению Учреждения культуры квалифицированными кадрами, их правильной расстановке и рациональному использованию.

2.9. Создает необходимые условия для творческого роста художественного персонала.

2.10. Обеспечивает органическое сочетание экономических и административных методов руководства, моральных и материальных стимулов для развития активности работников в творческо-производственной деятельности.

2.11. Способствует формированию и сохранению в коллективе благоприятного морально-психологического климата.

2.12. Поручает решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, другим работникам Учреждения культуры.

3. Права

Художественный руководитель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства Учреждения культуры, касающимися его деятельности.

3.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

3.4. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.

3.5. Требовать от руководства Учреждения культуры оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.7. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность

Художественный руководитель несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[инициалы, фамилия]

[должность]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

УТВЕРЖДАЮ:

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Художественного руководителя театра

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность художественного руководителя театра [Наименование организации в родительном падеже] (далее-Организация).

1.2. На должность художественного руководителя театра назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж творческой работы не менее пяти лет.

  • 18 разряд -в театрах оперы и балета (в том числе имеющих звание «Академический»), во всех остальных академических театрах.
  • 16-17 разряды -в театрах музыкальной комедии (оперетты), музыкально-драматических, драматических театрах, ТЮЗах, театрах кукол, в филармониях, самостоятельных музыкальных и танцевальных коллективах, симфонических, камерных, духовых оркестрах и оркестрах народных инструментов в составе филармоний, в концертных залах с правами юридического лица, цирках.
  • 15 разряд -в других театрах и художественных коллективах.

1.3. Художественный руководитель театра назначается и освобождается от должности руководителем организации (театра).

1.4. Художественный руководитель театра относится к категории руководителей, подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Организации.

1.5. В своей деятельности художественный руководитель театра руководствуется:

  • нормативными актами по вопросам культуры и искусства;
  • методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;
  • уставом Организации;
  • правилами трудового распорядка;
  • приказами и распоряжениями руководителя организации (театра), непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.6. Художественный руководитель театра должен знать:

  • законы Российской Федерации и решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства;
  • приказы, распоряжения и другие нормативные документы, утверждаемые Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и руководителем Организации (театра);
  • организацию театрального (музыкального) производства;
  • психологию управления и творческого труда;
  • современную и классическую отечественную и зарубежную драматургию и музыкальную литературу;
  • классический и современный репертуар музыкальных театров и концертных организаций;
  • историю и современные проблемы отечественного и мирового театрального, музыкального искусства;
  • основы организации труда, трудового законодательства и авторского права;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
  • положения настоящей должностной инструкции.

1.7. В период временного отсутствия художественного руководителя театра его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Художественный руководитель театра осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Осуществляет организацию всего комплекса творческой и производственной деятельности театра.

2.2. Обеспечивает художественное качество репертуара, способствующего формированию и удовлетворению потребностей населения в сценическом и музыкальном искусстве.

2.3. Определяет готовность спектаклей и принимает решения об их публичном исполнении.

2.5. Обеспечивает разработку и выполнение обязательств по заключенным договорам.

2.6. Организует работу по развитию творческих связей с коллективами предприятий, учреждений, организаций, предпринимателями с целью пропаганды театрального, музыкального искусства и привлечения внебюджетных средств на его развитие.

2.7. Принимает меры по обеспечению театра квалифицированными кадрами, их правильной расстановке и рациональному использованию.

2.8. Создает необходимые условия для творческого роста художественного персонала.

2.9. Обеспечивает органическое сочетание экономических и административных методов руководства, моральных и материальных стимулов для развития активности работников в творческо-производственной деятельности.

2.10. Способствует формированию и сохранению в коллективе благоприятного морально-психологического климата.

2.11. Поручает решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, другим работникам театра.

В случае служебной необходимости художественный руководитель театра может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Художественный руководитель театра имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководителя Организации (театра), касающимися его деятельности.

3.2. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

3.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

3.4. Повышать свою квалификацию.

3.5. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4. Ответственность

Художественный руководитель театра несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией,-в соответствии с действующим трудовым законодательством.

4.2. Правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности,-в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.

4.3. Причинение материального ущерба-в соответствии с действующим законодательством.

4.4. Нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в организации.

5. Условия работы

5.1. Режим работы художественного руководителя театра определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Организации (театре).

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «__» _______ 20__ г.

Кто в театре «хозяин» – худрук или директор?

То, что Владимир Путин любит спорт, всем известно, поскольку занимается им давно, подтверждая тем самым известную истину: «В здоровом теле здоровый дух». Но вряд ли кто-то знал, что премьер стал неравнодушен и к теа

Ни одна страна в мире не может похвастаться таким количеством стационарных коллективов, существующих за счет бюджета и требующих с каждым годом все больше и больше средств на свое содержание. Здесь есть о чем задуматься. Скажем, нужны ли они в каком-нибудь заштатном городишке с населением 5 тысяч человек? Или на Крайнем Севере, где полярная ночь длится 7-8 месяцев, а мороз доходит до 40 градусов? Не говоря уже о том, что в этих театрах трудятся в основном альтруисты, а проклятая бедность проглядывает сквозь все щели, как их ни затыкают. А меценаты, на которых так уповали в начале перестройки, все не идут и не идут.

Так вот. Накануне выборов в Государственную думу и новогодних елок, когда все театры «стоят на ушах», давая по три спектакля в день для детворы, Владимир Путин снова собрал художественных руководителей известных московских и питерских театров и сообщил им радостную весть: теперь они могут тратить без проведения торгов от 100 до 400 тысяч рублей. Казалось бы, цифра немаленькая и можно понять Валерия Фокина – худрука Александринки, благодарившего Путина за столь щедрый подарок… Но ведь прежний любимец экс-мэра Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко не раз получал гранты на свои спектакли, в том числе от правительства Северной столицы. Как, впрочем, и присутствующие на этом заседании Олег Табаков со своим МХТ от московского правительства, и Галина Волчек с «Современником», и Марк Захаров, в театре которого и проходила эта знаменательная встреча, а актеры были освобождены от репетиций. Именно Захаров в период объявленной гласности предложил закрывать нерентабельные театры, чем вызвал праведный гнев провинции. После чего Марку Анатольевичу пришлось долго оправдываться и объяснять, что он имел в виду не только театры за пределами Садового кольца, но и столичные.

Что правда, то правда. Так, расположенный в самом центре Москвы на Тверской Театр имени Станиславского не первый год трясет от смены худруков и завышенных оценок собственного творчества, не имеющих ничего общего с реальным положением вещей, сопровождающимся скандалами с пришлыми «назначенцами». Не случайно Владимир Путин поднял вопрос: кто главный в театре – худрук или директор, контролирующий расходы и доходы театра?

Поднаторевшая в конфликтах Галина Волчек попыталась сгладить этот обоюдоострый вопрос, поскольку у нее с директором полный альянс, но, по-видимому, слухи о «бархатных революциях» в том же Театре Станиславского, на Таганке, связанные с уходом легенды русской сцены Юрия Любимова, свержением Сергея Арцибашева в Маяковке, не прошли мимо ушей премьер-министра. Да и встреча с председателем Союза театральных деятелей России Александром Калягиным накануне перевыборов дала богатую пищу для раздумий. В первую очередь касающуюся реформации репертуарного театра, которая должна начаться с контрактной системы для всех работников театра: от актерского цеха до бутафорского. По всему было видно, что эта идея нравится Путину, и как это ни будет горько институту директоров, но главным в театре, по мнению премьера, должен оставаться художественный руководитель. Так что Лев Додин, возглавляющий Малый драматический театр в Петербурге, мог вздохнуть с облегчением, его трон не пошатнется.

Но это в Москве и в городе на Неве, где худруки (за редким исключением) подмяли под себя строптивых директоров и своим многолетним авторитетом держат театры на плаву, что бы ни писала о них критика. Ну а ежели взять провинцию, то там совсем другой коленкор и другая жизнь, где все зависит от губернаторов, которые могут перекрыть кислород, а могут и устраивать за свой счет международные фестивали, как в Саранске или Белгороде. Кстати, в этом пограничном с Украиной городе недавно объявилась так называемая «полиция нравов», и к показу в студенческом театре Института культуры были запрещены пьесы Евгения Гришковца, Ивана Вырыпаева, Ярославы Пулинович, якобы развращающие молодежь. Вот вам и первые признаки цензуры, о которой так пекутся некоторые представители партии КПРФ. А может быть, это своеобразное проявление засевшего в генах страха, который продолжает жить в нас, несмотря на все демократические преобразования и свободу слова? Этот же страх – остаться не удел – заставляет директоров провинциальных театров полагаться только на себя, а не на приезжих худруков, которые подобно Хлестакову наобещают с три короба, а потом поминай как звали. Значит, здесь тоже надо учредить отдельную графу, связанную с обязательствами приглашенного главного режиссера.

Не случайно Владимир Путин поддержал идею инвентаризации творческих кадров. Ведь на виду только федеральные театры, а что творится в глубинке – тайна за семью печатями. Надо отдать должное художественному руководителю Малого театра Юрию Соломину – он всегда грудью защищал театральную периферию: и когда был министром культуры, и сейчас, что и продемонстрировал на встрече с Владимиром Путиным.

Олег Табаков – главный строитель общедоступного художественного театра с коммерческой жилкой и проданными на месяц вперед билетами – давно завел в МХТ контрактную систему и выиграл немало судов с уволенными актерами, так как всегда руководствовался принципом «под лежачий камень вода не течет». Любой театр – это как велосипед, который либо едет вперед, либо падает, если не крутят педали. Несмотря на свой солидный возраст, Олег Павлович продолжает крутить педали менеджмента, прекрасно понимая, что ничто так не обеспечивает успех спектаклю и наполнению кассы, как ансамбль вышколенных актеров, которые впоследствии становятся звездами.

Напоследок Владимир Путин еще раз напомнил собравшимся мэтрам, что подготовлена Концепция долгосрочного развития театрального дела до 2020 года, то есть в течение ближайших восьми лет будет идти реорганизация стационарных театров, в результате которой, как заверил Путин, провинциальные театры должны повысить свою художественную планку. Ну а те, кому предстоит это делать, пока пытаются выжить…