Фёдор Толстой обладал множеством талантов: он был великолепным скульптором и графиком, знаменитым медальером и уникальным мастером силуэтов. Фёдор Петрович прожил необычайно интересную жизнь длиною в 90 лет. И была в его жизни одна удивительная история, связанная с красной и белой смородиной. Это была не простая ягода. Это была смородинка-кормилица! Именно так называл её сам Толстой. Вот она - та самая ягода. Живописная.
Очень красиво и реалистично изображена, не правда ли? Вся как будто светится изнутри. И даже капельки воды на бумаге присутствуют. Тоже нарисованные. Эти грозди написаны Толстым настолько убедительно, что вот уже 200 лет у людей, которые на них смотрят, становится кисло во рту и обильно выделяется слюна. Ну, что тут сказать - волшебная сила искусства!
В молодые годы граф Фёдор Петрович Толстой, вы не поверите, испытывал нужду. А всё потому, что пошёл против воли семьи и отказался от службы государева человека, которую ему прочили родители. Он сознательно отверг успешную военную карьеру: после завершения учёбы в Морском кадетском корпусе он не захотел стать адмиралом и выбрал искусство. Фёдор Толстой прекрасно понимал, что его ждёт отлучение от дома знатных родителей, утеря благосклонности родственников, непонимание влиятельных друзей и знакомых, а также нищета и лишения. Однако это не остудило и не остановило графа-художника.
И вот однажды Фортуна преподнесла Фёдору Толстому судьбоносную встречу с женой императора Александра I - Елизаветой Алексеевной.
Художник подарил царице свой скромный натюрморт с двумя веточками красной и белой смородины. Рисунок так понравился императрице, что та пожаловала художнику со своей руки бриллиантовый перстень стоимостью в полторы тысячи рублей.
Столь щедрая плата позволила Фёдору Толстому решить многие финансовые трудности. Его семья переехала из маленького съёмного домика у Смоленского кладбища Петербурга в новый добротный особняк. Вскоре императрица Елизавета Алексеевна пригласила художника и попросила нарисовать ещё одну такую же акварель. И за новый натюрморт мастер снова получил драгоценный перстенёк.
Надо отметить, что Елизавета Алексеевна была необычайно красива, умна и утонченна. Когда ей хотелось удивить своих заграничных родственников чем-нибудь новым и изящным, она каждый раз заказывала Фёдору Толстому свежие грозди смородины. А расплачивалась по заведённой традиции ювелирными украшениями. Продажа ягод за бриллианты повторялась такое множество раз, что художник потерял счёт тому, сколько он нарисовал смородинок для Елизаветы Алексеевны и сколько перстней от неё получил. Очень выгодная торговля получилась. Обычную смородину, да и прочую садово-огородную продукцию за столько не продашь!
Спустя годы, вспоминая начало своего безденежного творчества, художник говаривал: «Тяжело мне приходилось, да меня тогда моя смородинка выручала! Если бы не она, то не знаю, как бы я вывернулся… Можно не шутя сказать, что целая семья питалась одной только смородиной» .
|
Несмотря на аристократическое происхождение и графский титул, Федор Петрович Толстой (1783-1873) своим трудом зарабатывал на жизнь. Его семья жила чрезвычайно скромно, Толстые снимали маленький домик у Смоленского кладбища.
Зарянко С.К. «Портрет художника и скульптора Федора Петровича Толстого,
вице-президента Академии художеств». Ок. 1850
Удача вошла в дом в лице статс-секретаря Николая Михайловича Лонгинова. Он представил Толстого императрице Елизавете Алексеевне, а та попросила художника показать ей свои акварели. Одна из них, на которой была нарисована ветка смородины, чрезвычайно понравилась императрице. Толстой преподнес акварель ей в подарок.
Ф.П. Толстой.
«Ягоды красной и белой смородины»
.
1818.
Елизавета Алексеевна была очень довольна, и в ответ послала Толстому бриллиантовый перстень. Нужда в деньгах заставила Толстого перстень продать. Это позволило семье снять хороший дом в Петербурге. Но на этом история не закончилась. Елизавета Алексеевна еще несколько раз заказывала Толстому рисунок смородины для своих родственников за границей, и всякий раз художник получал за акварель дорогой перстень. Вспоминая потом эти годы, Федор Петрович говорил: «Тяжело мне приходилось, да выручала меня моя смородинка. Можно не шутя сказать, что целая семья питалась одной смородиной...»
Вообще-то Федор Петрович был медальером. Вот пара примеров того, чем он зарабатывал на жизнь (как видим из описанного выше, не очень успешно зарабатывал):
Народное ополчение 1812 года. 1816. Медальон. Воск
Первый шаг императора Александра за пределы России в 1813 году. Барельеф
Но как художник Федор Толстой работал в жанре «натюрморта-обманки». Такие натюрморты, с одной стороны, выглядят довольно примитивно и в то же время все на них настолько живо, что, кажется, можно потрогать и даже попробовать на вкус или ощутить запах изображенных на картинах ягод, цветов, что вот-вот улетит бабочка или вспорхнет птичка.
Толстой Ф.П. Букет цветов, бабочка и птичка. 1820
Толстой Ф.П. Цветок, бабочка и мухи. 1817
Вот как о натюрмортах Ф.П.Толстого писал Ю.М. Лотман в работе «„Натюрморт в перспективе семиотики“»: «... „На первый взгляд натюрморты этого типа могут показаться то ли данью примитивному натурализму, то ли чем-то относящимся к внехудожественному иллюзионизму, „tour de force“, демонстрирующим ловкое мастерство и более ничего. Такое представление ошибочно: перед нами игра на грани, требующая изощренного семиотического чувства и свидетельствующая о сложных динамических процессах, которые, как правило, протекают на периферии искусства еще до того, как захватывают его центральные сферы. Именно имитация подлинности делает понятие условности осознанной проблемой, границы и меру которой нащупывают и художник, и его аудитория. Если с этой точки зрения посмотреть, например, на акварель Ф. Толстого „Цветок, бабочка и мухи“, то нетрудно заметить, что на лежащем перед нами листе художник сталкивает разные типы условности: бабочка и цветок „как бы нарисованы“, а капли воды на рисунке и мухи, ползающие по нему и пьющие эту воду, „как бы настоящие“. Таким образом, бабочка и цветок становятся рисунками рисунка, изображениями изображения. Для того чтобы зритель уловил эту игру, ему необходимо тонкое ощущение семиотических регистров, ощущение рисунка как невещи, а вещи как нерисунка“...»
Толстой Ф.П. Ветка сирени и канарейка. 1819
Толстой Ф.П. Веточка винограда. 1817
Человек обширных и разнообразных познаний, Толстой, среди прочего, интересовался и ботаникой. В библиотеке Русского музея хранится некогда принадлежавший художнику атлас, посвященный флоре российской империи. Вступая в творческое соревнование с французским художником, чьи гуаши с изображением цветов однажды показала Толстому императрица Елизавета Алексеевна, он определил свою задачу так: «...со строгою отчетливостию переводить с натуры на бумагу копируемый цветок, как он есть, со всеми малейшими подробностями, принадлежащими этому растению...»
С.К. Зарянко «Портрет художника и скульптора Федора Петровича Толстого,
вице-президента Академии художеств». Ок. 1850
Несмотря на аристократическое происхождение и графский титул, Федору Петровичу Толстому (1783-1873) приходилось самому зарабатывать на жизнь. Его семья жила чрезвычайно скромно, Толстые снимали маленький домик у Смоленского кладбища.
Талант графа Толстого ярче всего проявился в работах по медальерной части, каковы двадцать медальонов с аллегорическими изображениями событий Отечественной войны 1812 - 14 годов, двенадцать подобных же медальонов в память персидской и турецкой войн 1826 - 29 годов и медали. Его усилиями медальерное дело было поднято на большую высоту и в первой четверти XIX века достигло своего расцвета.
Кроме медалей Толстой занимался скульптурой и писал картины маслом; сочинил балет «Эолова арфа», написал к нему либретто и даже был постановщиком некоторых танцев; стал основателем и бессменным руководителем (досточтимым мастером) масонской ложи «Избранного Михаила», в которую входили многие будущие декабристы; оставил нам «Записки графа Федора Петровича Толстого». Но благосостояние ему принесли понравившиеся императрице Елизавете Алексеевне натюрморты-обманки, написанные акварелью. За исполненные по её заказу акварели граф получал в подарок драгоценные перстни.
Букет цветов, бабочка и птичка
https://tiina.livejournal.com/10538711.html
Цветы, фрукты, птица. Крышка стола
Такие натюрморты, с одной стороны, выглядят довольно примитивно и в то же время все на них настолько живо, что, кажется, можно потрогать и даже попробовать на вкус или ощутить запах изображенных на картинах ягод, цветов, что вот-вот улетит бабочка или вспорхнет птичка.
Ветка сирени и канарейка
Ветка малины, бабочка и муравей
Крыжовник
Крыжовник
Ветка винограда
Красная и белая смородина
Ягоды красной и белой смородины
Вот как о натюрмортах Ф.П.Толстого писал Ю.М. Лотман в работе «Натюрморт в перспективе семиотики»: «На первый взгляд натюрморты этого типа могут показаться то ли данью примитивному натурализму, то ли чем-то относящимся к внехудожественному иллюзионизму, „tour de force“, демонстрирующим ловкое мастерство и более ничего. Такое представление ошибочно: перед нами игра на грани, требующая изощренного семиотического чувства и свидетельствующая о сложных динамических процессах, которые, как правило, протекают на периферии искусства еще до того, как захватывают его центральные сферы. Именно имитация подлинности делает понятие условности осознанной проблемой, границы и меру которой нащупывают и художник, и его аудитория. Если с этой точки зрения посмотреть, например, на акварель Ф. Толстого „Цветок, бабочка и мухи“, то нетрудно заметить, что на лежащем перед нами листе художник сталкивает разные типы условности: бабочка и цветок „как бы нарисованы“, а капли воды на рисунке и мухи, ползающие по нему и пьющие эту воду, „как бы настоящие“. Таким образом, бабочка и цветок становятся рисунками рисунка, изображениями изображения. Для того чтобы зритель уловил эту игру, ему необходимо тонкое ощущение семиотических регистров, ощущение рисунка как невещи, а вещи как нерисунка».
Цветок, бабочка и мухи
Персик
Бабочка
Бабочки
Стрекоза
Стрекоза
Снегирь на ветке
Птичка в кольце
Птичка
Птички и цветы
Человек обширных и разнообразных познаний, Толстой, среди прочего, интересовался и ботаникой. В библиотеке Русского музея хранится некогда принадлежавший художнику атлас, посвященный флоре российской империи. Вступая в творческое соревнование с французским художником, чьи гуаши с изображением цветов однажды показала Толстому императрица Елизавета Алексеевна, он определил свою задачу так: «...со строгою отчетливостию переводить с натуры на бумагу копируемый цветок, как он есть, со всеми малейшими подробностями, принадлежащими этому растению...».
Липа
Цветы настурции
Герань
Фиалки
Нарциссы
Цветок кавалерская звезда