Венский конгресс и «Священный союз»

Венский конгресс 1814 – 1815 гг.

После победы над наполеоновской империей в 1814 г. в Вене собрался конгресс европейских государств. Главную роль на нем играли Россия, Англия, Австрия и Пруссия. К закулисным совещаниям был допущен также уполномоченный Франции. На этих совещаниях решались все важные вопросы. Главные цели участников конгресса заключались в восстановлении по возможности прежних династий и власти дворянства, в переделе Европы в интересах победителей и борьбе с назревшими новыми революционными движениями. Не считаясь с народом, победители кромсали карту Европы в своих интересах, Англия удержала за собой остров Мальту и бывшие голландские колонии – остров Цейлон у берегов Индии и Капскую землю на юге Африки. Главным успехом Англии было ослабление ее основного врага – Франции, закрепление британского превосходства на море и в колониальных захватах. Россия закрепила за собой большую часть Польши.

Раздробленность Германии намного уменьшилась. Вместо двухсот с лишним мелких государств был создан Германский союз из 39 государств. Самыми крупными из них были Австрия и Пруссия. Германский союз не имел ни правительства, ни денег, ни армии, ни влияния на международные дела.

К владениям Пруссии отошли богатые и экономически развитые провинции – Рейнская область и Вестфалия. Там сохранились некоторые введенные во время Наполеона буржуазные порядки. Западные польские земли также признаны были владением Пруссии.

Территория Австрии значительно увеличилась – к ней вновь отошли ее прежние владения в Италии и ряд других земель. В Пьемонте была восстановлена прежняя династия, а в малых государствах Северной Италии воцарились австрийские герцоги.

Восстановлена была светская власть папы над Римской областью, а в Неаполитанском королевстве водворена на престол прежняя династия Бурбонов. Римский папа и неаполитанский король правили опираясь на швейцарских наемников.

В Испании восстановлена была абсолютная монархия и инквизиция. Начались преследования и казни патриотов – участников революции 1808 – 1814 гг.

Бельгия была присоединена к Нидерландскому королевству. Швейцария вернула себе горные проходы, ведущие в Италию, и была объявлена вечно нейтральным государством.

Была увеличена территория Сардинского королевства, главной частью которого был Пьемонт с городом Турином.

По мирному договору с Францией, заключенному в 1815 г., ее территория была возвращена к прежним границам. На нее была наложена контрибуция в 700 млн. франков. До ее уплаты северо-восточная часть Франции должна была оставаться занятой войсками союзников.

Англия, Россия, Австрия и Пруссия возобновили военный союз с обязательством не допускать восстановления во Франции династии Бонапартов и созывать время от времени конгрессы для охраны в Европе порядка, установленного после наполеоновских войн.

«Священный союз»

В целях закрепления абсолютизма и дворянской реакции европейские государи по предложению Александра I в 1815 г. заключили так называемый «Священный союз» против революционных движений. Его участники обязывались помогать друг другу при подавлении революций, поддерживать христианскую религию. Акт о «Священном союзе» подписали Австрия, Пруссия, а затем и почти все монархи европейских государств. Англия формально не вошла в «Священный союз», но фактически поддерживала политику подавления революций.

В начале 20-х гг. в Испании, Неаполитанском королевстве и Пьемонте против абсолютизма вспыхнули буржуазные революции во главе с передовыми офицерами. По решению «Священного союза» они были подавлены – в Италии австрийскими войсками, а в Испании – французской армией. Но увековечить абсолютистские феодальные порядки было невозможно. Революции и национально-освободительные войны охватывали все новые страны и континенты.


Глава 13. 1815–1825 Священный союз и конец реформаторского порыва

Начиная с 1815 политика Александра I становится все более двусмысленной, а его действия все чаще расходятся с провозглашенными ранее намерениями. Во внешней политике высокие принципы, легшие в основание Священного союза, уступают место более приземленным интересам, прежде всего национальным, что выражается, в частности, в изменении позиции России в греческом и балканском вопросах. Внутри страны предоставление Польше конституции, воспринятое было как предвестие грядущих реформ, не получает продолжения, если не считать некоторых конфиденциальных проектов.

При всем том Александру не удается добиться полного приятия своей политики консерваторами, которых шокируют религиозные взгляды императора и некоторый налет «космополитизма» на всей его деятельности. Впрочем, меры, свидетельствующие о повороте к реакции, принимаются все чаще и связываются с именем А. А. Аракчеева, деспотизм которого достигает своего предела в начале 20-х: это ужесточение цензуры, чистки в университетах, разгон масонских лож и упорное, несмотря на многочисленные случаи неповиновения, продолжение губительного эксперимента с военными поселениями.

Что касается оппозиции этому царю, отправившему в ссылку Александра Пушкина, то она в виде тайных обществ развивается лишь в весьма узких кругах, среди дворянской и офицерской молодежи, как правило, под влиянием западного либерализма и находит выход в восстании декабристов 1825.

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

6.5. Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг Усиление реакцииПосле создания Священного союза и возвращения в Россию в 1815 г., Александр I проявлял все больше сомнений в необходимости конституционной реформы.В документах Венского конгресса содержалось постановление,

Из книги Всемирная история. Том 4. Новейшая история автора Йегер Оскар

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

«Священный союз» В 1656 году пост великого визиря Османской империи захватил Мехмет Кепрюлю. Он сумел провести реформу в армии и нанес несколько чувствительных поражений врагам.Через семь лет после начала его правления Австрия подписала невыгодный для нее мир в Васваре, в

автора Фроянов Игорь Яковлевич

Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли первой,

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Внешняя политика Александра I в 1815–1825 гг Победа над Наполеоном чрезвычайно усилила международные позиции России. Александр I являлся могущественнейшим монархом Европы, и влияние России на дела континента было велико как никогда. Охранительные тенденции отчетливо

Из книги Тысячелетняя битва за Царьград автора Широкорад Александр Борисович

Глава 1 КАВКАЗ, ГРЕКИ И СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ После Бухарестского договора мир между Россией и Турцией продлился 16 лет. Как ранее говорилось, мир мы должны понимать как перемирие, поскольку основная проблема взаимоотношений двух стран - Проливы - решена не была, плюс

автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 8. Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг. Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 9. Внешняя политика Александра I в 1815–1825 гг. Победа над Наполеоном чрезвычайно усилила международные позиции России. Александр I являлся могущественнейшим монархом Европы, и влияние России на дела континента было велико как никогда Охранительные тенденции отчетливо

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Внешняя политика (1815–1825) Разгром Наполеона привел к реставрации Бурбонов и возвращению Франции в границы 1792 г. Окончательное урегулирование вопросов послевоенного мира проходило на Венском конгрессе, где между державами-победительницами возникли острые разногласия.

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

59. РЕЙНСКИЙ СОЮЗ 1806 г. ГЕРМАНСКИЙ СОЮЗ 1815 г. В 1806 г. под воздействием наполеоновской Франции, активно влиявшей на европейскую политику, используя свою военную мощь, 16 германских государств вошли в «Рейнский союз». Таким образом была окончательно разрушена

Из книги Том 3. Время реакции и конситуционные монархии. 1815-1847. Часть первая автора Лависс Эрнест

ГЛАВА II. СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ И КОНГРЕССЫ. 1815-1823 Мирная политика и конгрессы. В одном мемуаре о Венском конгрессе Гентц, корреспондент господарей Валахии, писал: «Пышные фразы о «восстановлении общественного порядка», «обновлении европейской политической системы», «прочном

Из книги История русской культуры. XIX век автора Яковкина Наталья Ивановна

§ 6. ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ 1815–1825 ГОДОВ Творчество основоположника русского романтизма В. А. Жуковского идейно претворило новую страницу в истории отечественной литературы, которая в значительной степени определялась общественной обстановкой послевоенных

Из книги Теория войн автора Кваша Григорий Семенович

Глава 4 СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ После большой войны должен наступить большой мир. Это рассуждение достаточно банально и проистекает из простых предпосылок: устали воевать народы, устали воевать экономики, устали воевать правители. Все внешнеполитические вопросы решены военным

Из книги Александр I автора Хартли Джанет М.

ГЛАВА 7 ПОВЕЛИТЕЛЬ ЕВРОПЫ: 1815–1825

Из книги Александр I автора Хартли Джанет М.

ГЛАВА 8 ХРАНИТЕЛЬ ДОМА: 1815–1825

26 сентября 1815 года в Париже русским государем Александром I, королём Пруссии Фридрихом-Вильгельмом III и австрийским императором Францем I был подписан Акт Священного союза. Для обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814–1815 годов и предотвращения возможных конфликтов державам-победительницам была необходима общая цель, которая бы их объединяла. И такой целью стало укрепление идеалов христианства, подавление революционных и национально-освободительных движений в Европе.


Заключение Священного союза между Россией, Пруссией и Австрией 26 сентября 1815 года, литография на меди
Йоганн Карл БОК

Инициатором создания и идейным вдохновителем Союза, основанного на заповедях Евангелия, был мистически настроенный русский монарх Александр Павлович. Он собственноручно набросал проект документа вчерне, поручив своему статс-секретарю Александру Скарлатовичу Стурдзе и графу Иоанну Антоновичу Каподистрии облачить его в дипломатическую форму, строго наказав при этом: но сущности не изменяйте! это мое дело, я начал, и с Божией помощью довершу...



Освободители Европы 1815 год
Соломон КАРДЕЛЛИ

Фридрих-Вильгельм III охотно присоединился к акту, вызвавшему в его памяти клятву верности, которую он, королева Луиза и Александр I дали тёмной осенней ночью 1805 года в склепе гарнизонной церкви Потсдама у гроба Фридриха Великого. Не склонный к мистицизму император Франц I был сдержаннее и колебался, но его убедил хитроумный канцлер Меттерних. Несмотря на то, что князь пренебрежительно называл Акт звонкой, но пустой бумагой , он прекрасно понимал, каким полезным орудием станет Священный союз в дальнейшем в политике и дипломатии, особенно в руках такого пройдохи, как он сам...

19 ноября 1815 года состоялось присоединение к Священному союзу Франции и ряда других европейских государств. Кивнула головой в знак согласия, но вежливо уклонилась от подписания документа Англия, сославшись на то, что принц-регент не имеет на то полномочий. Кроме этого, турецкий султан отказался участвовать в Союзе, объединившемся под знаком Креста, а папе римскому не понравилось, что в документе не содержалось чёткого разграничения вероисповеданий.

АКТ СВЯЩЕННОГО СОЮЗА

Во имя Пресвятой и Нераздельной Троицы! Их Величества, Император Австрийский, король Прусский и Император Всероссийский, вследствие великих происшествий, ознаменовавших в Европе течение последних трех лет, наипаче же вследствие благодеяний, которые Божию Провидению было угодно излиять на государства, коих правительство возложило свою надежду и уважение на Единаго Бога, восчувствовав внутреннее убеждение в том, сколь необходимо предлежащих держав образ взаимных отношений подчинить высшим истинам, внушаемым вечным законом Бога Спасителя, объявляют торжественно, что предмет настоящаго акта есть открыть перед лицом вселенныя их непоколебимую решимость, как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам, руководиться не иными какими-либо правилами, как заповедями сея святыя веры, заповедями любви, правды и мира, которыя не ограничивались приложением их единственно к частной жизни, долженствуют, напротив того, непосредственно управлять волею царей и водительствовать всеми их деяниями, яко единое средство утверждающее человеческиея постановления и вознаграждающия их несовершенство. На сем основании Их Величества согласились в следующих статьях:

I. Соответственно словам священных писаний, повелевающим всем людям быть братьями, три договаривающиеся монарха пребудут соединены узами действительнаго и неразрывнаго братства, и почитая себя как бы единоземцами, они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь; в отношении же к подданным и войскам своим, они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства, которыми они одушевлены для охранения веры, мира и правды.

II. По сему единое преобладающее правило да будет, как между помянутыми властями, так и поданными их, приносить друг другу услуги, оказывать взаимное доброжелательство и любовь, почитать всех себя как бы членами единаго народа христианскаго, поелику три союзные государя почитают себя, яко поставленными от Провидения для укрепления тремя единаго семейства отраслями, а именно Австрией, Пруссией и Россией, исповедая, таким образом, что Самодержец народа христианскаго, коего они и их подданные составляют часть, не иной подлинно есть, как Тот, Кому собственно принадлежит держава, поелику в Нем едином обретаются сокровища любви, ведения и премудрости безконечныя, т.е. Бог, наш Божественный Спаситель, Иисус Христос, Глагол Всевышняго, Слово Жизни. Соответственно сим, Их Величества с нежнейшим попечением убеждают своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей, в которыя поставил человеков Божественный Спаситель, яко единосвенное средство наслаждаться миром, который истекает от доброй совести, и который один прочен.

III. Все державы, желающия торжественно принять изложенныя в сем Акте священныя правила, и кои почувствуют сколь нужно для счастья колебленных долгое время царств, дабы истины сии впредь содействовали благу судеб человеческих, могут всеохотно и любовно быть приняты в сей Священный Союз


Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Том 33. 1815-1816. СПб., 1830 год


Император Aлександр I
А.М. АЛИО

Второе пребывание в Париже оказалось для Государя менее приятным, чем первое. Он покинул столицу Франции, в которой провёл несколько месяцев и направился через Швейцарию в Пруссию, отметив напоследок с грустью: На этой земле живет 30 миллионов двуногих животных, обладающих даром речи, но не имеющих ни правил, ни чести: да и что может быть там, где нет религии? А своей любимой сестре Екатерине отписал: Наконец то я удалился от этого проклятого Парижа.



Союз Англии, России, Франции, Австрии и Пруссии. 1819. Акварель Рива по оригиналу Хита и Фрая
Уильям ХИТ

20 ноября Россия подписала с Австрией, Англией и Пруссией двусторонние акты, составившие так называемый Четверной союз. Союз должен был обеспечить проведение в жизнь решений Венского конгресса и координацию усилий в защиту легитимизма. Статья VI договора заложила основу для последующего созыва конгрессов союзных держав, так называемой дипломатии конгрессов .

А 6 января 1816 года в России Акт Священного союза был обнародован в царском манифесте об образовании и миссии Священного союза. В нём было сказано: обязуемся мы взаимно, как между собой, так и в отношении к подданным нашим, принять правило, почерпнутое из словес и учения Спасителя Нашего Иисуса Христа, благовествующего людям жить, аки братиям, не во вражде и злобе, но в мире и любви. По повелению Святейшего Синода, по опубликовании манифеста, надлежало выставить его текст на стенах храмов, а также заимствовать из него мысли для проповедей.


Эра нового мира в Европе. Свобода, торговля и процветание, 1815 год
Фридрих КАМП

СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ

Реакционное объединение европейских монархов, возникшее после падения империи Наполеона. 26. IX 1815 русский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III подписали в Париже т. н. "Акт Священного союза".

Реальная сущность "Акта", выдержанного в высокопарно религиозном стиле, сводилась к тому, что подписавшие его монархи обязывались "во всяком случае и во всяком месте... подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь". Иными словами, С. с. являлся своеобразным договором о взаимопомощи между монархами России, Австрии и Пруссии, носившим чрезвычайно широкий характер.

19. XI 1815 к С. с. присоединился французский король Людовик XVIII; в дальнейшем к нему примкнуло большинство монархов европейского континента. Англия формально не вошла в состав С. с, однако на практике Англия нередко координировала своё поведение с общей линией С. с.

Благочестивые формулы "Акта Священного союза" прикрывали весьма прозаические цели его творцов. Их было две:

1. Поддерживать в неприкосновенности ту перекройку европейских границ, которая в 1815 была произведена на Венском конгрессе (см.).

2. Вести непримиримую борьбу против всех проявлений "революционного духа".

Фактически деятельность С. с. почти целиком сосредоточилась на борьбе с революцией. Узловыми пунктами этой борьбы являлись периодически созываемые конгрессы глав трёх руководящих держав С. с, на которых присутствовали также представители Англии и Франции. Ведущую роль на конгрессах играли обычно Александр I и К. Меттерних. Всего конгрессов С. с. было четыре - Аахенский конгресс 1818, Троппауский конгресс 1820, Лайбахский конгресс 1821 и Веронский конгресс 1822 (см.).

Державы С. с. целиком стояли на базе "легитимизма", т. е. возможно более полного восстановления старых династий и режимов, опрокинутых французской революцией и армиями Наполеона, и исходили из признания абсолютной монархии. С. с. был европейским жандармом, державшим в оковах европейские народы. Ярче всего это проявилось в позиции С. с. по отношению к революциям в Испании (1820-23), Неаполе (1820-21) и Пьемонте (1821), а также к восстанию греков против турецкого ига, начавшемуся в 1821.

19. XI 1820, вскоре после начала революции в Испании и Неаполе, Россия, Австрия и Пруссия на конгрессе в Троппау подписали протокол, который открыто провозглашал право вмешательства трёх руководящих держав С. с. во внутренние дела других стран в целях борьбы с революцией. Англия и Франция не подписали этого протокола, но дальше словесных протестов против него не пошли. В результате решений, принятых в Троппау, Австрия получила полномочия на вооружённое подавление неаполитанской революции и в конце марта 1821 оккупировала своими войсками Неаполитанское королевство, после чего здесь был восстановлен абсолютистский режим. В апреле того же 1821 Австрия насильственно подавила революцию в Пьемонте.

На Веронском конгрессе (октябрь - декабрь 1822) усилиями Александра I и Меттерниха было принято решение о вооружённом вмешательстве в испанские дела. Полномочия на фактическое осуществление этой интервенции были даны Франции, которая 7. IV 1823 действительно вторглась в Испанию со 100-тысячной армией под командой герцога Ангулемского. Испанское революционное правительство сопротивлялось иностранному нашествию в течение полугода, но в конце концов силы интервентов, поддерживаемых испанской внутренней контрреволюцией, одержали победу. В Испании, как раньше в Неаполе и Пьемонте, был восстановлен абсолютизм.

Не менее реакционной была позиция С. с. в греческом вопросе. Когда делегация греческих повстанцев прибыла в Верону, чтобы просить христианских государей и прежде всего царя Александра I о помощи против султана, конгресс даже отказался её выслушать. Этим немедленно воспользовалась Англия, которая ради укрепления своего влияния в Греции стала оказывать поддержку греческим повстанцам.

Веронский конгресс 1822 и интервенция в Испании были по существу последними крупными актами С. с. После этого он фактически перестал существовать. Распад С. с. обусловливался двумя главными причинами.

Во-первых, внутри союза очень скоро вскрылись противоречия между его главными участниками. Когда в декабре 1823 испанский король Фердинанд VII обратился к С. с. за помощью для приведения к покорности своих "мятежных" колоний в Америке, Англия, заинтересованная в рынках этих колоний, не только заявила решительный протест против всех попыток подобного рода, но и демонстративно признала независимость американских колоний Испании (31. XII 1824). Это вбило клин между С. с. и Англией. Несколько позднее, в 1825 и в 1826, на почве греческого вопроса стали портиться отношения между Россией и Австрией- двумя главными столпами С. с. Александр I (к концу своего царствования), а затем Николай I оказали поддержку грекам, в то время как Меттерних продолжал свою прежнюю линию в отношении греческих "мятежников". 4. IV 1826 между Россией и Англией был даже подписан т. н. Петербургский протокол о координации действий в греческом вопросе, явно направленный против Австрии. Вскрылись противоречия и между другими участниками С. с.

Во-вторых, - и это было особенно важно, - несмотря на все старания реакции, рост революционных сил в Европе продолжался. В 1830 произошли революции во Франции и Бельгии, а в Польше вспыхнуло восстание против царизма. В Англии бурное движение народных масс вынудило консерваторов пойти на избирательную реформу 1832. Это нанесло тяжёлый удар не только принципам, но и самому существованию С. с, который фактически распался. В 1833 монархи России, Австрии и Пруссии попытались восстановить С. с, но эта попытка окончилась неудачей (см. Мюнхенгрецкая конвенция).

Идейно-политической основой венской системы международных отношений стал союз великих держав Европы- вначале Четверной (тетрархии) в составе России, Австрии, Пруссии и Великобритании, как главных участников победы над Наполеоном, а впоследствии- с подключением к нему Франции- Пятерной (пентархия). Сердцевиной того и другого на договорной основе стал Священный союз первых трёх, в котором Россия играла значительную роль, ориентируясь на тесное сотрудничество с двумя главными германскими государствами- Австрийской империей и Прусским королевством.

Четверной союз был чисто светской конфедерацией из четырех великих держав, опрокинувших владычество Наполеона. Ее прямым назначением было, во-первых, отрешить династию Наполеона от французского престола и, во-вторых, предотвратить распространение идей французской революции в Европе. По смыслу договора, четыре державы увековечивали и осуществляли тот тесный союз, который первоначально был заключен для продолжения войны против корсиканского узурпатора до благоприятного исхода и затем распространен и на последующий мирный период. Было создано и установлено европейское «господство четырех» (тетрархия), вместо французской гегемонии, против которой державы выступили и которую сокрушили. Но так как сфера их соединенного законодательства была шире сферы наполеоновского влияния, то можно утверждать, что никогда до того времени Европа не была так близка по условиям правления к унитарном государству, как при действии трактата 20-го ноября 1815 года. Четыре державы взяли континент Европы под свою охрану, объявили себя «одинаково благосклонными ко всякой спасительной мере, принимаемой для обеспечения спокойствия Европы», и пришли к соглашению для того, чтобы «упрочить отношения, которые в настоящий момент так тесно связывают четырех монархов к благополучию вселенной, возобновлять свидания «через определенные промежутки или в непосредственном присутствии самих монархов, или при участии замещающих их министров, для совещаний по поводу интересующих каждого из них вопросов, а также для обсуждения тех мер, которые для данной эпохи могут быть признаны как наиболее полезные для спокойствия и благоденствия народов и для поддержания европейского мира». Таким образом, был основан в Париже на тех принципах, которые были приняты за основные в Шомоне и Вене, тот европейский концерт, который в продолжение следующих семи лет держал континент в строгой дисциплине. Под его покровительством были созваны конгрессы в Аахене, Троппау, Лайбахе и Вероне. В промежутках между этими конгрессами послы четырех держав, имевшие свои резиденции в Париже, образовали нечто в роде постоянного комитета, при посредстве; которого четыре правительства удобно и быстро могли приходить к единодушным решениям. Главное руководство «концертом» оказалось в руках Меттерниха, который и воспользовался своим огромным влиянием для того, чтобы при всяком удобном случае бороться против принципов революции, т.-е демократизма и национализма. Но согласие и единодушие концерта недолго шли по тому курсу, который дал ему его руководитель Меттерних. В 1822 году Британия официально отделилась от своих трех соучастниц, протестуя против принципа вмешательства во внутренние дела суверенных государств. В 1827 году Россия принуждена была разорвать с Пруссией и Австрией, дабы получить возможность свободно действовать в защиту греков, которых уничтожали турки Киняпина Н. С. Внешняя политика России первой половины XIXв. - М., 1963..

Если русские дореволюционные консервативные историки восхваляли царизм, выступая апологетами дворянско-самодержавного строя в России, то западные, наоборот, всемерно преуменьшают роль России и возвеличивают правительства европейских держав. Общим недостатком тех и других являются безмерный субъективизм в оценке правителей государств и очень слабое использование архивов.