Занятие по внеурочной деятельности в рамках

творческого проекта по русскому языку в 6 «А» классе

«Моё имя, моя фамилия, моя семья»

Дидактические цели проекта:
- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
- совершенствование навыков исследовательской деятельности;
- приобретение навыков самостоятельной работы с разными источниками информации;

Формирование навыков работы в команде.

Проблемы самостоятельных исследований:
- Откуда появились мои имя и фамилия?
- Как выглядит мое родовое древо?

Каким я вижу герб моей семьи?

Результаты исследований:
Презентация учащихся 6а класса «Антропонимика», творческие работы на тему: «Семейные предания и истории. Реликвии нашей семьи», «Значение имени», рисунки на тему: «Герб моей семьи», выставка фотографий из семейного альбома «История моей семьи»

Этапы работы:

Формирование тем исследования;
- проведение исследования;
- творческая работа над заданием;
- подготовка презентации;
- защита проекта;
- коллективное обсуждение, результаты оценки.

Результаты исследований:
Доклады «Происхождение русских фамилий», «Происхождение русских имён», творческие работы «Значение моего имени», «Происхождение моей фамилии», рисунки «Герб моей семьи», выставка фотографий из семейного альбома, семейных реликвий.

Методы и формы обучения:

Метод проектов;

коллективного взаимодействия;

ИКТ-технологии;

объяснительно-иллюстративный.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные :

    Научатся рассказывать о происхождении фамилии, имени;

    получат возможность научиться отбирать из семейного архива фотографии членов семьи;

    научатся интервьюировать членов семьи;

    оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

    составлять экспозицию выставки.

Метапредметные :

    овладеть способностьюпонимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

    обобщать собственное представление;

    овладеть опытом публичного выступления.

    формировать готовность слушать собеседника и вести диалог,

    оценивать свои достижения в ходе работы над заданием;

    соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.

Личностные:

    формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

    формирование нравственных ценностей семьи и сохранения образа образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

    развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия, УУД :

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, этимологического, орфографического словарей, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти), сравнивают, сопоставляют.

Регулятивные: ориентирование в учебнике, словарях, других источниках информации; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями; творческое выражение своего видения.

Коммуникативные: учатся обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить речевые высказывания устно и письменно.

Форма проведения занятия: устный журнал.

Форма организации: участники рассаживаются по группам.

Оборудование: мультимедийная презентация, выставка творческих работ учащихся «Значение моего имени», «Происхождение моей фамилии», рисунки «Герб моей семьи», выставка фотографий из семейного альбома, семейных реликвий.

Ход занятия:

    Организационный этап.

Учитель:

- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Приветствуем вас на презентации нашего устного журнала клуба любителей русского языка «Мое имя, моя фамилия, моя семья». Выпуск посвящён важной теме, которая касается каждого из нас. Интерес к данной теме возник еще с изучения имён собственных, постепенно привел к изучению собственной фамилии и имени. В ходе исследований вам открыли и семейный альбом, где сохранились портреты ваших родителей, дедушек и бабушек, родоначальниках вашей фамилии. Ваши рассказы о семейных фотографиях и семейных реликвиях, творческие работы дополнят представление о мире имён и фамилий, о связи времен и поколений.

    Презентация работ.

1.Итак, открываем первую страницу журнала «Что в имени тебе моём…».

Учитель : Родился ребенок, и родители дают ему имя. Как это происходило на Руси?

(Доклад ученицы Ретуковой Д. на тему «Происхождение русских имён»)

Учитель:

Что имя – звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья,
Конечно, нет.
И в именах есть тайна,
И таинство есть имя нареченье.

(Выступления учащихся о значение своих имён).

Учитель: В нашем классе есть носители редких имён – Любовь, Дана, Ева. Что они знают о своих именах? (выступления девочек).

2. Игра «Откуда пошли имена».

Учитель: Сейчас мы проведем игру по командам. Задания даны на карточках, вам необходимо ответить на вопросы и заполнить таблицу.

Представление команд. Завершение игры.

Учитель: Открываем вторую страницу журнала «Откуда мы родом». Традиция на Руси - давать имена в честь предков.

Кто был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси.

Звучат как музыка, как стих

Фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них

Историю России.

(Г. Граубин)

Имя вам дали родители, отчество – по имени отца. А как возникла фамилия? К вашему отцу она перешла от его отца. Но кто же был первым и как произошла фамилия?

3.Выступление учащейся Гусевой Л. с презентацией «Откуда произошли фамилии».

Учитель: Каждый человек в нашей стране носит фамилию. Она записана в свидетельстве о рождении, в паспорте, сопровождает нас всю жизнь. Ученые насчитали несколько путей образования русских фамилий:

Во-первых, от древнерусских и славянских имен (Егоров, Петров, Жданов, Любомиров и др.).

Во-вторых, фамилия возникала от древних прозвищ(Бойцов, Белов)

В- третьих, от профессии предков. Так появились Гончаровы, Кузнецовы, Рыбаковы и др.

Также фамилии образовывались от названий села, города, местности (Новгородцев, Москвичев, Муромов).

Знаете ли вы, что означает ваша фамилия? Расскажите о своих находках.

4.Выступления учащихся с представлением собственного герба. (рассказы Поповой А., Корцова С., Леонтьевой Л., Кочиной Л.)

Учитель : Третья страничка журнала «Моё родословное древо». Дань памяти своим предкам можно отдать, составляя свое родословное древо. Родители и вы – верхняя часть древа, в дальнейшем оно будет расти вверх, а ваши дети и внуки будут гордиться вами. В нашем классе есть ребята, которые поучились составлять свое родословное древо.

5.Выступления учащихся с творческими работами.

6. Музыкальная динамическая пауза .

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

Учитель : В каждой семье есть вещи, которые хранят истории, связанные с нашими предками. Бережно сохраняя их, передавая из поколение в поколение, мы можем почувствовать связь времен и событий.

7.Четвёртая страница нашего журнала «Семейные предания и истории. Реликвии нашей семьи».

Выступление Торохина А. с рассказом о семейной реликвииёлочных игрушках из прошлого.

Учитель: А сейчас рассказ пойдет о человеке, чье увлечение стало смыслом жизни и переросло в профессию. Попова Агата расскажет о своей прабабушке Агеенковой Антонине Васильевне и ее увлечении, память о котором она сохранила в альбоме с фотографиями и газетными вырезками о клубной деятельности на селе.

Учитель : Как всем нам в наше непростое время хочется тепла и доброты. А что может быть лучше семейного очага, огонь которого согревает нас. Вглядитесь в семейные фотографии разных лет.

Семейные фото в альбоме потёртом.
Видавшие виды листы в переплёте.
Семейные фото из прошлого века
Собрали с любовью в альбом мы навеки.

8. Фотографии из семейного альбома.

Расскажите о своих находках.

Рассказ Поповой Агаты о старинной фотографии 20-30 х годов ХХ века

Фотографии времен Великой Отечественной войны – особые. Их бережно хранят в своих семьях потомки. (Рассказы о фото с фронта Либерман Евы и Домницкой Иры).

Счастливые лица, на фото и стар, и млад. Кто это? (Рассказ Кононова Вити).

    Заключение .

Учитель: Ребята, сегодня на занятии вы рассказывали про свою семью, о гербе своей семьи, на котором вы изобразили характерные особенности своей фамилии, мы услышали рассказы о памятных фотографиях. О своих оценках мы расскажем друг другу на следующем этапе, подведем итоги проекта. Спасибо за работу, за интересные находки, за уважение к своей семье! Последняя страница журнала – напутствие вам.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.

Приложение 1

Вопросы и задания команде:

1.Вспомните растения, в названия которых присутствует женское или мужское имя.

2.Образуйте имена от сочетаний слов:

Владеть всем

Любить мир

Свято славить

3. Распределите древние русские имена в соответствии с их «характеристиками»

Малёк, Кудряш, Добрыня, Селянин, Третьяк, Умник, Молчан, Ждан.

внешность

Место в семье

Черта характера

Род занятий

Как назвать человека, чтобы он всегда выделялся из общей массы, родители наших героев знают не понаслышке. Имена своим детям они находили в книгах, фильмах и собственных снах. О способах выживания детей с необычными именами в обычной реальности узнавала «Амурлента».

Айна Циритис, 25 лет

Когда я появилась на свет, отец взял меня на руки (он присутствовал на родах) и сразу сказал, что я Айна! Он латыш и назвал меня в честь бабушки, а моя мама - русская. В детстве я еще не понимала, что у меня имя не как у всех. А лет в 12 мне надоело, что люди постоянно переспрашивали, как меня зовут, меняли ударение, коверкали. Мне даже захотелось сменить имя, и я постоянно спрашивала у родителей, зачем же они меня так назвали. Было тяжело, но это длилось недолго. Я повзрослела, стала относиться проще к тому, что говорят другие и полюбила свое имя - почувствовала в нем какую-то загадку, тайну, нежность.

При знакомстве в 90 процентах случаев люди удивляются, задают вопросы, как-то глупо отшучиваются (чего я не люблю). С первых секунд обожаю тех, кто спокойно говорит: «Красивое имя!» - и продолжает общение, не зацикливаясь на его эксклюзивности!

Имя вроде и так короткое, но близкие придумали к нему много производных - Аичка, Айнуля, Ая, Айка-Зайка. В соцсетях я Айночка - для меня это самое близкое и нежное звучание.

Дамир Сергеев, 14 лет

Дамиром меня назвала мама. Знаю, что она очень серьезно подошла к этому вопросу, когда меня ждала. Изучала книги с именами. Еще был вариант назвать меня Ратимиром. Хорошо, что не назвали! Мое имя мне нравится гораздо больше. Мама тоже остановилась на нем, потому что оно характеризуется, как уверенный в себе, настойчивый, любящий родителей, лидер. Папа тоже его одобрил. Мне нравится, что оно громкое и никак не склоняется. Только бабушка еще может назвать меня Дамиркой, а все остальные только Дамиром, и дома и в школе.

На мое имя всегда обращают внимание и часто спрашивают, почему у русских родителей ребенка зовут вот так. Мама считает, что буква Д в имени имеет большое значение, дает сильный характер. Если у меня будет сестренка, то ее назовут Дианой.

Мне нравится то, что таких, как я, немного, ни с кем не перепутают. Это плюс. В классе у нас еще Иосиф есть, у всех остальных обычные имена.

Люцина Балбукова, 23 года

Однажды моя мама смотрела по телевизору фильм, и в титрах ей приглянулось необычное имя - Люцина. Так звали то ли режиссера, то ли оператора. Она сразу решила, что назовет им дочку. Сколько себя помню, я очень любила свое имя и не представляла, что меня могут звать иначе!

Хотя одно время даже подумывала взять себе простенький псевдоним. Когда я пришла работать в школу учителем начальных классов, боялась, дети не выговорят мое имя. Но малыши были смышлеными, кто-то звал меня просто учительница, кто-то Учита Витальевна. Для третьих я и вовсе была Людмилой Витальевной!

У окружающих реакции на мое имя разные, кто-то сразу запоминает, как меня зовут, а кто-то может месяцами переспрашивать. И все равно обзовут Лючитой или Люцитой! У одних мое имя ассоциируется с бабочкой, у других с цветком. Некоторые в шутку и с Люцифером пытались провести связь!

Андриан Аврам, 36 лет

Вообще Андриан - это Андрей, только по-молдавски. Когда мне было 3 года, родители перебрались из Молдавии в Амурскую область. Но родина, конечно, осталась в их сердце, поэтому своих детей они назвали национальными именами. Моих младших брата и сестру зовут Руслан и Юлиана.

Мое имя не такое уж необычное, в детстве меня все называли Андрюшкой. Хотя прозвище Адриано Челентано тоже было. Когда вырос, стал для всех просто Андрианом. И меня никогда ни с кем не путали, я был такой один. Сколько живу, нигде больше Андрианов не встречал.

У меня чаще имя с фамилией путают - вот это реально подбешивает! В школе учитель физкультуры до 11 класса писал меня в журнале Андрианов Аврам, пока я случайно не увидел! Ну и сейчас, когда представляешься, частенько принимают фамилию за имя. Скоро у нас в семье родится сын Платон. Жена специально выбирала имя, чтобы хорошо сочеталось с фамилией и отчеством. Но вот путаницы имя-фамилия он вряд ли избежит!

Венера Сластина, 47 лет

Меня так назвала бабушка, которая была чувашкой. Это имя было популярно в Татарстане, но не в Амурской области, куда мы с семьей переехали, когда мне было 2 года.

В юности я была очень скромной и стеснялась своего необычного имени. Когда называла его при знакомстве, парни часто отвечали «Можно я буду твоим Юпитером или Сатурном?!» Мне эти шутки не нравились, я смущалась. А потом просто стала представляться Верой! Но обман раскрывался, если на улице я не отзывалась на выдуманное имя.

Когда я поступала в пединститут, рядом с нами жили парни с физкультурного отделения, они всегда занимали нам с подругой места в столовой. И вот однажды решили надо мной подшутить. «Венер, подай соль» - сказал один из них. И мы тут же схватились за солонку с парнем напротив. Оказалось, в их компании был молодой человек с именем Венер! Такой гогот поднялся, я была готова провалиться сквозь землю.

Много лет прошло прежде, чем я смирилась с тем, как меня зовут на самом деле. И то иной раз кто-нибудь обратится ко мне Венера Петровна, аж слух режет. Зато маленькая дочка племянницы переставила буквы, как ей удобно, и называет меня Неверой! Звучит забавно.

Илай Галиос, 5 лет

(рассказывает мама Ева)

Когда я еще не была беременна и даже не планировала становиться мамой, мне приснился сон, в котором был мой сын и его звали Лайм. Через пару месяцев я узнала, что жду ребенка. Сразу сказала, сон неспроста - назовем Лаймом! Но меня никто не поддержал. Начали думать другое имя. Специально искали необычное, потому что Саш и Дим и так много. Решили, будет Леонардом. Но потом тоже передумали. А ближе к родам появилось имя Илай. И это никак не связано с фильмом («Книга Илая» - прим.ред.)! Второго ребенка тоже назвали оригинально - Леоном. Потом как-то заметили с мужем, что имена наших детей похожи на лимон и лайм. Теперь иногда их так в шутку называем. Сам Илай с двух лет отлично выговаривает свое имя и его друзья тоже. И вообще на фоне Парамонов, Савелиев и Миронов в песочнице мы не выделяемся. Я не переживаю, что моего ребенка будут дразнить во дворе, уж если Антона не дразнят, то Илая точно не будут!







Включить эффекты

1 из 7

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Конспект

Цели:

I Организация на урок:

-приветствие

I I Родословная

Все мы – ветви и листья

Огромного и переплетённого

Общечеловеческого древа».

(сл.2)-решить кроссворд

4.Сестра мужа. (золовка)

8.Мать мужа. (свекровь)

9.Брат жены. (шурин)

10.Мать жены. (тёща)

А родословный корень? (Да).

(корень на листке)

Четверо мужчин.

Живёт в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка,

И Миха, папин сын,

Ещё живёт красавица

С родными неразлучно.

Один из них её зовёт

Своей любимой внучкой,

Дочкой дорогой

Зовёт её другой,

А третий – милой Машей

И хозяйкой нашей,

И называет мамой

Мужчина младший самый.

III. Моё имя.

Греческого происхождения:

Александр – защитник людей.

Антон – вступающий в бой.

Евгений – благородный.

Ирина – мир, покой.

Оксана – иностранка.

Пётр – скала, камень.

Владислав – славный.

Илья – божья помощь.

Римского происхождения:

Максим – величайший.

Римма – римлянка.

Юлия – кудрявая.

Дед старался для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко:

Товий… Муций…Овен… Орест…

Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

Назовём посовременней –

Гелий… Атом… Космодром…

Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Бабка с нехристями знаться

Не желает, и сама

Псой… Сысой… Кузьма… Фома…

Сочинительством премудрым

Занимались вчетвером.

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был ПЕТРОМ.

III Фамилии

IV Итог урока

Брат жены (шурин).

Брат мужа (деверь).

Сестра жены (свояченица).

Сестра мужа (золовка).

Мать жены (тёща).

Мать мужа (свекровь).

Я вам желаю от души,

Чтобы были дела хороши,

Цели:

познакомить учащихся с понятием «родословная», научить составлению родословной, дать краткую энциклопедическую справку имён учащихся и родных, закрепить и проверить знания учащихся о государственной символике Краснодарского края;

формировать начальные навыки исследовательской работы у младших школьников;

развивать интерес к прошлому и настоящему своей семьи, семейным традициям;

воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за неё, чувство уважения к родителям, гордость и любовь к родному краю.

I Организация на урок:

-приветствие

-проверка организации рабочего места: учебник, тетрадь, листы для индивидуальной работы, ручка,

-сообщение темы урока, целей (сл.1)

I I Родословная

«Никто из нас не свалился с луны.

Все мы – ветви и листья

Огромного и переплетённого

Общечеловеческого древа».

Сегодня я вам предлагаю окунуться в атмосферу семейной жизни с её укладом, традициями, праздниками. Имя урока: «Моя родословная. Моё имя. Моя фамилия». Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать в этой передаче – это слово «семья». Слово это понятно всем, как слова «хлеб» и «вода». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, это дедушка и бабушка..

(сл.2)-решить кроссворд

1.Как называют древнего предшественника по роду? (предок)

2.Ряд поколений происходящих от одного предка. (род)

3.Брат отца или матери. (дядя)

4.Сестра мужа. (золовка)

5.Матери жены и мужа. (сватьи)

6.Дочь брата или сестры. (племянница)

7.Мужья двух сестер. (свояки)

8.Мать мужа. (свекровь)

9.Брат жены. (шурин)

10.Мать жены. (тёща)

11.Группа родственников, живущих вместе. (семья)

На этом уроке мы познакомимся с понятием «родословная», научимся составлению родословной.

Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода.

Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.

Предок – это древний предшественник по роду.

В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево. (сл.3)

Внизу ствола – герб рыцаря, далее ствол делился на две условные ветви: справа рисовался герб отца, а слева – герб матери. Каждая из этих ветвей в свою очередь так же делилась на две меньшие ветви, на которых размещались гербы деда и бабки с отцовской и материнской стороны. И для того, чтобы составить такое родословное дерево, нужно было хорошо знать своих предков.

(сл.4) Славная вещь – родословное дерево. Но если присмотреться к нему, то можно заметить одну несообразность. Выходит из ребёнка вырастает мама с папой, а из них дедушки и бабушки. Странная получается картина. Как же исправить эту странность?… Очень просто. Перевернём рисунок « вверх ногами». Тогда дерево превратится в корень, в большой разветвлённый корень, из которого и вырос этот человек.

И недаром, когда хотят похвалить человека, говорят: «У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в дружной хорошей семье, и семья его воспитала.

Так что правильнее говорить о родословном корне, когда речь идёт о предках, а если мы говорим о потомках, какого – нибудь человека, тогда это действительно родословное дерево. Тут уж мы рисуем столько ветвей, сколько у этого человека детей, а каждая ветвь разветвляется на меньшие ветви: это будут внуки, а дальше – правнуки.

Для любого человека можно нарисовать родословное дерево? (Нет).

А родословный корень? (Да).

Между прочим, выясняется интересная вещь. У каждого человека два родителя – мать и отец, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше – 4, прабабушек и прадедушек ещё вдвое больше – 8. И так далее. Вот сколько у человека предков. Кстати, у многих народов мира уважаем тот человек, который знает своих предков до седьмого колена. Мы на уроке выполним три звена, а вы можете провести дальше эту работу дома.

Сейчас мы начнём исследования своего родословного корня.

(корень на листке)

Вы должны ответить на вопрос, который прозвучит перед чтением стихотворения.

Кто живёт в большой квартире?

Четверо мужчин.

Живёт в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка,

И Миха, папин сын,

Ещё живёт красавица

С родными неразлучно.

Один из них её зовёт

Своей любимой внучкой,

Дочкой дорогой

Зовёт её другой,

А третий – милой Машей

И хозяйкой нашей,

И называет мамой

Мужчина младший самый.

Сколько человек живёт в этой квартире? (5). Назовите их.

(учащиеся называют: отец мужа, дедушка жены, Миша- сын мужа, муж и жена)

III. Моё имя.

Имя - личное название, даваемое человеку при жизни. каждое имя имеет свою историю.

Слово "фамилия" - латинского происхождения. У римлян оно изначально относилось не к супругам и детям, а только к рабам. Familia -совокупность принадлежащих одному человеку рабов. Но по всей Европе это слово распространилось именно в значении "семья", "супруги". И в России слово фамилия поначалу употребляли в значении семья. В XVII-XVIII веках еще бытовало слово "прозвище": оно-то в те дни и обозначало, называло фамилию. И только в XIX веке слово фамилия приобрело собственное второе значение, ставшее превалирующим: "наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени".

Наши предки давали такие имена:

-по внешности: мал, бел, косой, рябой, милава, некраса;

-по чертам характера: добр, храбр, молчак, умник, дурак, несмеян;

-по месту в семье: первой, меньшой, старшой, другой.

Сейчас в это трудно поверить. После крещения Руси пришло много имён из других языков:

Личные имена – это имена, которые присваиваются при рождении людям и под которым они известны в обществе. Знаете ли вы, что на Кубани живут люди 120 национальностей? Большинство из них – русские, много украинцев, адыгов, армян, греков, поэтому так разнообразны фамилии и имена наших предков – земляков.

У одних имена русского происхождения: Светлана, Ярослав; у других – греческого и римского: Андрей, Марина; чьи – то пришли с украины: Остап. Есть имена турецкого происхождения: Аскер; персидского: Рустам; арабского: Юнус, Фарида; адыгейского: Паго, Шумаф.

Ребята, вам интересно узнать, что означают ваши имена, откуда они родом? Тогда слушайте:

Греческого происхождения:

Александр – защитник людей.

Алексей - заступник, отражающий, предотвращающий.

Антон – вступающий в бой.

Евгений – благородный.

Ирина – мир, покой.

Николай – победитель, покоритель народов.

Оксана – иностранка.

Пётр – скала, камень.

Екатерина – чистота, благопристойность.

Старославянского происхождения:

Владислав – славный.

Древнееврейского происхождения:

Илья – божья помощь.

Римского происхождения:

Максим – величайший.

Римма – римлянка.

Юлия – кудрявая.

Дед старался для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко:

Товий… Муций…Овен… Орест…

Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

Назовём посовременней –

Гелий… Атом… Космодром…

Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Эдвин… Мельвин… Сельвин… Джон…

Бабка с нехристями знаться

Не желает, и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой… Сысой… Кузьма… Фома…

Сочинительством премудрым

Занимались вчетвером.

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был ПЕТРОМ.

-Новый поток имён вы узнали. Как вы думаете, почему выбрали не одно из названных имён?

Есть по этому поводу такая поговорка: «Где родился, там и пригодился». Родители поступили мудро: они выбрали то имя, которое не будет слишком экстравагантным, ребёнка не будут дразнить и он точно пригодится в этом мире.

А ещё у каждого человека, названного православным именем есть день ангела – день святого, чьё имя носите и считается вашим ангелом хранителем.

III Фамилии

При Петре Первом Сенатским Указом от 18 июня 1719 года, в связи с введением подушной подати и рекрутской повинности официально были введены и самые ранние документы полицейского учёта - проезжие грамоты (паспорта). Паспорт содержал сведения: имя, фамилия (либо прозвище), откуда выехал, куда направляется, место жительства, характеристика его рода деятельности, сведения о членах семьи, которые ехали вместе с ним, иногда сведения об отце и родителях.

Поучительные истории о былых деяниях пращуров рассказывались на ночь юным продолжателям рода. Многие из мирских были именами собственными (Горазд, Ждан, Любим), другие возникли как прозвища, но потом стали именами (Некрас, Дур, Чертан, Злоба, Неустрой). Здесь надо заметить, что в древнерусской системе имен также было принято называть младенцев охранными именами, оберегами - именами с отрицательным содержанием - для защиты, отпугивания злых сил или для обратного действия имени. Это как до сих пор принято ругать держащих экзамен, или желать охотнику «ни пуха, ни пера». Считалось, что Дур вырастет умным, Некрас красавцем, а Голод всегда будет сытым. Охранные имена потом становились свыкшимися прозвищами, а далее и фамилией.

Первая перепись 1897 г. показала, что фамилии не имеет до 75 % населения (впрочем, это относилось более к жителям национальных окраин, чем коренной России). Окончательно у всего населения СССР фамилии появились только в 30-е годы XX века в эпоху всеобщей паспортизации.

IV Итог урока

Как вы запомнили названия родственных связей:

Брат жены (шурин).

Брат мужа (деверь).

Сестра жены (свояченица).

Сестра мужа (золовка).

Мать жены (тёща).

Мать мужа (свекровь).

Дочь брата или сестры (племянница).

Сестра отца или матери (тётя).

Откуда взялись кубанские фамилии?

Я вам желаю от души,

Чтобы были дела хороши,

Чтоб в дом не стучалась беда,

Чтоб грустить не пришлось никогда.

Сенаторовы Егор и Арина, Рыбин Денис, Судакова Елизавета, Исмаилова Марьям, Чередниченко Виктория, Тюняков Андрей, Лебедева Полина, Дзюбенко Диана и др.

Исследовательская работа учащихся 2а класса, посвящённая истории семьи, значению имён и фамилий, созданию родословной.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект «Моя семья» Моя семья. Моя родословная. Фамилии и имена.

Цели проекта: 1. развитие интереса к истории своей семьи и её традициям; 2. воспитание чувства любви к своей семье и гордости за неё; 3. воспитать чувства уважения к старшим и заботы друг о друге.

Фамилия в переводе с латинского – это семья. Наследственное родовое имя человека, указывающее на происхождение человека от определённого рода. Происхождение той или иной фамилии связано с профессиями наших предков; с регионами, где они жили; их бытом, обычаями, прозвищами, характерами и внешностями. О фамилиях и именах.

Моя фамилия и имя. Лебедева. В старину были известны так называемые «птичьи имена», которые образованы от названий птиц. Имя Лебедь определяет значение фамилии Лебедев. Лебедевы стоят на 2 месте среди «птичьих фамилий» , а в частотном списке всех русских фамилий на 13 месте. Полина - женское имя. Разговорная форма имени Апполинария, что означает «солнечная» . Происходит от имени древнегреческого Бога солнца Апполона. Крестят Полин обычно под именами Пелагея и Апполинария.

Моя фамилия и имя. Чередниченко. Фамилия происходит от слова « чередник », что значит «очередной; кому подходит срок в каком-нибудь деле». В южнорусских говорах и в украинском языке « чередником » называют пастуха, а стадо, которое он пасёт, «чередой». Поскольку в фамилии Чередниченко присутствует украинский суффикс - енко -, то основу фамилии также следует воспринимать, как украинскую, т.е. Чередниченко – потомок пастуха. Виктория – женское имя. Образовано от латинского, в переводе означает «победа». Немного медлительна, но спокойна, уравновешена, скорее молчунья, чем говорунья.

Моя фамилия и имя. Мишулина. Когда-то давно фамилии обозначали, кто был чьим-то сыном. Фамилия Михайлов – быть сыном Михаила. Эта фамилия несколько веков назад была одной из самых распространённых и известных людей с такой фамилией стало очень много. Поэтому от фамилии Михайлов было образовано много других похожих фамилий: Михалков, Мишин, Мишутин, Мишаков … А так же и фамилия Мишулин. Полина – женское имя, образовано от имени Апполинария. Полюшка, Полина – редкое сегодня имя. Среди детей Полина - как дорогая бусинка: отзывчивая, покладистая, приветливая. Где горе – там и Поленька. Она всегда утешит, успокоит, посочувствует. В радости – никогда не позавидует, порадуется вместе с вами. В школе – первая помощница. В делах обстоятельна и надёжна.

Моя фамилия и имя. Пономарёв. Пономарь – сторож, служитель православной церкви, обязанный звонить в колокола, петь на клиросе и прислуживать при богослужении. В современной русской православной церкви пономарей нет. А фамилия, образованная от профессии «пономарь» сохранилась. Фамилия Пономарёв занимает 49 место по распространённости в России. Иван - мужское имя. Старинная форма имени Иоанн. Древнееврейского происхождения, означает: Яхве (Бог) смилостивился, помиловал (дар Бога). Иван – распространённое русское имя. Носителем его может оказаться и умненький спокойный мальчик, и шумный забияка. Широкие натуры. Он корнями связан с роднёй и свято чтит семейные традиции.

Моя фамилия и имя. Воеводин. Воевода – крупный военачальник, позже – местный администратор, назначаемый правительством. Притяжательное прилагательное от слова «воевода» могло относиться к сыну воеводы, а так же и к крестьянину, который состоял на службе у воеводы. Дмитрий – мужское имя. Это имя происходит от древнегреческого слова « деметрисс » - принадлежащий Деметре (в античной мифологии Деметра – богиня земли и плодородия). Очень волевой. Умён, настойчив, изобретателен, не боится труда.

Моя фамилия и имя. Уфимцева. Фамилия моя пришла к нам от моего прапра … дедушки, который переехал из Уфы в Челябинск и открыл там пимокатную фабрику, на которой изготавливали (валяли) валенки. Валенки называли здесь « уфимцами ». Позже это название перешло и к хозяевам фабрики. Их стали называть Уфимцевы. Мария – женское имя древнееврейского происхождения. По одной версии – горькая, по другой – любимая, по третьей – упрямая. Машеньку знают, как добрую, нежную и спокойную девочку. В ней достаточно твёрдости и достоинства, чтобы постоять за себя. Трудолюбива и способна сопереживать.

Семья – это группа близких родственников, живущих вместе. Семья бывает маленькой и большой. Есть семьи, в которых живут вместе два, три и даже четыре поколения. Семья, в которой трое и более детей считается многодетной. Расскажу о своей семье …

Многодетные семьи нашего класса: 1. Ивановской Лилии 2. Исмаиловой Марьям 3. Уфимцевой Марии 4. Чергесбиева Али

Расскажу о своей семье … Мишулина Полина. В нашей семье 5 человек: папа, мама, бабушка, моя сестра Маша и я. Я живу вместе с мамой и сестрой Машей, а папа и бабушка живут отдельно. Папа приходит к нам по выходным, а бабушка живёт рядом и водит меня в школу. А ещё с нами живёт кот Тимоша. Он весь чёрный и у него большие зелёные глаза. Ему уже 14 лет, а весит он 10 кг! Я его очень люблю. Я считаю нашу семью счастливой.

Расскажу о своей семье … Уфимцева Мария. Мои папа и мама работают вместе – на АЗС. У меня две сестры. Старшая сестра Лера учится уже в институте, сестра Даша – ученица 8-а класса нашей школы. В нашем доме проживает ещё кошка Дымка. Дымке 8 лет, она любит хорошо покушать и поспать. Проживает с нами и улитка (большая такая)! Назвали её Фиговинка. Очень она любит капусту и водные процедуры. Все вместе – мы одна большая и дружная семья.

Расскажу о своей семье … Рыбин Денис. В моей семье 4 человека: папа, мама, я и мой маленький братик Дмитрий. Он родился совсем недавно. У меня есть ещё бабушка – Зинаида Алексеевна. Наша фамилия Рыбины, но происхождение нашей фамилии мне неизвестно. Зовут меня Денис. (Денис в переводе означает «Бог веселья») И назвала меня так мама потому, что ей хотелось, чтобы я был весёлым человеком.

Расскажу о своей семье … Сенаторовы Егор и Арина. Наша семья состоит из 4 человек: это папа, мама и нас двое. Наш папа – менеджер по продажам. Работает он на молочном комбинате. Мама наша – домохозяйка. Она следит за чистотой в квартире, а ещё готовит вкусные обеды и ужины. Учимся мы во 2-а классе. Есть у нас бабушки и дедушки. Часто мы гостим у них. Мы любим всех наших родных и близких.

Расскажу о своей семье … Мазикина Виктория. Нас в семье двое: моя мама и я. С мамой вместе мы любим рисовать, играть, рассказывать смешные истории. Есть у меня и родная любимая бабушка. Я к ней езжу на лето. Бабушка учит нас с сестрой готовить, шить. Есть у меня и двоюродные братья и сёстры, дяди и тёти. У нас много с мамой родных и близких. Со всеми поддерживаем хорошие отношения и стараемся жить дружно.

Расскажу о своей семье … Николаев Даниил. Нас в семье четверо: мама – Светлана Евгеньевна, папа – Алексей Сергеевич, я – Даниил и моя младшая сестрёнка – Лиза. Я занимаюсь тхэквандо и плаванием, увлекаюсь « супергонками » и хочу собирать « суперкары ». Моя мама по профессии бухгалтер, а папа – инженер. По выходным мы с папой играм в футбол и бадминтон, а с мамой – в настольные игры. Часто по вечерам с папой играем в шахматы. Моя сестра Лиза любит со мной играть в железную дорогу. У меня есть обязанности по дому: поливать цветы и выбрасывать мусор. У нас дома есть настоящая золотая рыбка, которую зовём Солнце. Мы за ней ухаживаем, любим наблюдать. Я очень люблю и ценю свою семью.

Расскажу о своей семье … Блинов Никита. У меня хорошая семья. Нас в семье трое: мама – Марина Ивановна, папа – Михаил Вячеславович и я – Никита, ученик 2 класса. Моя мама – юрист, она любит водить машину. Папа – тоже юрист, любит ездить на дачу. В деревне Безобразово живут мои бабушка и дедушка. Бабушка любит выращивать цветы, а дедушке нравится читать книги про войну. Я люблю играть в войну, читать книги и смотреть мультфильмы. У нас дружная семья. Каждый день, когда родители уходят на работу, я желаю им удачи.

В каждой семье есть родные, о которых хочется рассказать особенно, потому что не рассказать о них нельзя. Хочу рассказать о …

Исмаилова Марьям. Я хочу рассказать о своём дедушке – Магомеде Магомедовиче Муталипове. Он очень добрый, отзывчивый, все его уважают. Вот уже 40 лет дедушка работает в Медицинской Академии Дагестана. Он обучил много студентов, которые стали хорошими врачами и сейчас спешат помочь тем, кто болен. И, хотя мой дедушка имеет большой стаж работы, он продолжает много читать, пишет статьи, занимается нами – внуками. Каждый его день рождения проходит весело. Собирается много гостей: родных и близких, коллег по работе, бывших студентов. Приезжая летом в Дагестан, дедушка постоянно проявляет к нам – внукам заботу и внимание. И мы его все очень любим.

Кудрявцева Вера. У меня есть дедушка. Зовут его Борис Павлович. Он изобретатель. Мой дед много и долго учился. Закончил он МАИ и поступил на работу в конструкторское бюро «Алмаз». В этом бюро он разрабатывал системы противоздушной обороны, чтобы защитить нашу страну с воздуха. На этом предприятии он работает более 40 лет и является ветераном труда. Моему дедушке присвоено также почётное звание «Заслуженный конструктор РФ», имеет учёное звание «старший научный сотрудник» и дважды получал дипломы Лауреата премии им. Академика Расплетина (в 2009 и 2010 г.) Мой дед много работает и сейчас: пишет научные статьи в журналы, имеет 10 собственных изобретений! Я горжусь своим дедушкой! С дедушкой мы часто общаемся: играем, катаемся на лыжах, ходим в походы, он многому меня учит, помогает мне. Я люблю своего замечательного дедушку.

Лебедева Полина. Как и у многих, у меня есть бабушка, мама моей мамы. Зовут её Валентина Пантелеймоновна. Я часто навещаю её. Детство у бабушки было трудное: родилась перед самой войной в мае 1941 г., была она четвёртым ребёнком в семье и прошла через все тяготы войны. Но несмотря на все трудности, она закончила 10 классов и поступила в институт. Переехала с мужем в Москву и стала воспитателем в дет.саду. Много лет она посвятила этой удивительной профессии. Она часто с теплотой вспоминает о своей работе, о своих выпускниках, которые стали уже взрослыми, многих помнит по именам. Мы с бабушка часто играет, читаем разные книги, она рассказывает нам удивительные истории. Мне с ней всегда интересно. Я считаю, что у моей бабушки была и есть замечательная профессия. Приятно знать, что твой труд полезен людям.

Родословное древо человечества изучалось всегда. Каждый человек должен знать и понимать откуда он родом, кто его родные и близкие. Что такое родословная? Родословная – это перечень поколений одного рода («до седьмого колена») Что такое род? Род – это ряд поколений, происходящих от одного предка. Кто такой предок? Предок – это древний родственник по роду. Моя родословная

Род, род ня, род ственники, род ословная – всё это слова одного корня. Каждому человеку интересно и важно знать свою родословную. Любовь к близким, верность семейным традициям, память о тех, кого уже нет с нами, наполняет нашу жизнь высоким смыслом. Ведь мы появились на свет благодаря людям старшего поколения. Мы учимся у них всему хорошему: доброте, мужеству, честности, взаимопомощи. Уважение к старшим, забота друг о друге делают нашу жизнь счастливее.

Конкурс «Кто это?» 1. Брат жены (шурин) 2. Брат мужа (деверь) 3. Сестра мужа (золовка) 4. Сестра жены (свояченица) 5. Мать жены (тёща) 6. Отец жены (тесть) 7. Мать мужа (свекровь) 8. Отец мужа (свёкор) 9. Дочь брата или сестры (племянница) 10. Сестра отца или матери (тётя) 11. Брат отца или матери (дядя) 12. Жёны двух братьев (свояченицы) 13. Мужья двух сестёр (свояки) 14. Матери жены и мужа (сватьи)

Конкурс пословиц. (объясните значение пословиц) Вся семья вместе, так и душа на месте. Яблоко от яблони недалеко падает. Согласную семью и горе не берёт. Дружная семья и землю превращает в золото. Мы желаем от души, Чтобы были дела хороши, Чтобы в дом не стучалась беда, Чтобы грусть не пришла никогда. Желаем счастья и добра, Желаем светлых тёплых дней, Здоровья, что всего важней!

Семья – основа человеческого общества. Это группа близких родственников живущих вместе. В семьях поддерживаются семейные традиции. Составляем свою родословную

Дзюбенко Диана

Николаев Даниил

Богданов Максим

Судакова Елизавета

Тюняков Андрей

Ивановская Лилия