Эстрадный вокал – это собирательный термин, включающий в себя огромное множество жанров и стилей, главным образом песенных направлений от блюза и рок-н-ролла до нынешних Chaotic и TranceCore. Часто эстрадную музыку называли «лёгкой» (даже в случае с хард-н-хэви), но в нашем случае это не так. Вокал Стиви Вандера и его музыку лёгкой не назовёшь.

Есть существенные отличия между эстрадным вокалом и классическим (академическим):

  • Во-первых, эстрадный вокал включает в себя не только технические приемы классического и народного вокала, но и специфические приемы, присущие только ему;
  • Во-вторых, цели и задачи эстрадного вокалиста - поиск "своего" неповторимого звука, раскрытие уникального личного вокала, определение оригинальной возможно даже уникальной манеры пения для наиболее эффективного донесения главной мысли песни до слушателя;
  • В-третьих, данный вид вокала требует наличие внятной дикции, способной донести смысл слов песни, а также способности быстрой смены ритма дыхания и «выпевания» сложных фраз;

Основные приемы эстрадного вокала:

  • Расщепление;
  • Драйв (гроулинг, рев, хриплый голос, дэт-вокал и т.д.);
  • Обертоновое («горловое») пение;
  • Субтон;
  • Глиссандо («слайд»);
  • Фальцет;
  • Йодль («тирольское пение»);
  • Штробас;

Каждый прием имеет свои особенности, а для постижения их необходимы специфические упражнения, которые может дать только профессионал.

Почему обучению эстрадному вокалу стоит доверить школе «Красный Химик»?

В легендарной Школе рок-музыки «Красный Химик» обучение вокалу проводят профессиональные преподаватели в специализированных помещениях, оборудованных необходимой современной техникой.

Многие наши выпускники после обучения на курсах вокала поступают в средние и высшие музыкальные учебные заведения на вокальные факультеты. Мы помогаем не только поднять ваш профессиональный уровень, но и готовим учащихся к самостоятельной концертной и студийной работе.

Стоимость обучения в месяц составляет 9000 рублей: это 4 урока практического вокала и 4 урока теории музыки и сольфеджио. Занятия проходят как индивидуально, так и в группах. Одно практическое занятие вы получаете в подарок при оплате первого месяца.

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Хотите попробовать?

Да, хочу!

Наши выпускники

солистка группы "Слот"

Дария Ставрович (Нуки) родилась в семье преподавателя и врача 1.02.1986-го года (г. Вельск, Архангельская обл.). Школу Дария оканчивала в Арзамасе, после чего поступила в Нижегородское музучилище. По приезду в Москву Ставрович окончила школу вокала «Красный Химик», где ей уроки преподавал Арнольд Манукян.

Алина Перова родилась 15.03.1982 года в Нижнем Новгороде. Всю свою сознательную жизнь Алина связывала с музыкой, считая сцену своеобразным наркотиком. Постоянно работая над собой и своими навыками, Алина перебралась в Москву, где продолжила свое обучение. Одним из заведений, где Алина брала уроки вокала, стала школа «Красный Химик». Ее преподавателем был Арнольд Манукян.

Уроки эстрадного вокала с нашими преподавателями откроют вам много нового: вы не только разовьете свой голос и разучите эстрадный репертуар, но и научитесь отделять хороший вокал от плохого, качественный от некачественного. И сами сможете стать образцом для подражания. Мы научим вас управлять своим голосом и придавать ему различные краски и оттенки, увеличим ваш вокальный диапазон и, конечно, разовьем индивидуальный тембр голоса, который с каждым уроком вокала будет все интереснее слушателям.

Ближайшие концертные мероприятия уже в декабре и январе в концертных залах и клубах Москвы!

Записывайтесь на занятия! Вы еще успеете подготовиться к выступлению!

Постановка дыхания на уроках эстрадного вокала

Правильная постановка дыхания – это тот фундамент, на котором можно построить здание в любом архитектурном стиле или выстроить голос для пения в различных музыкальных направлениях: эстрадный вокал, джазовый вокал, классический вокал и т.д. Если вы слышите сильный объемный голос у певца, то это не столько природные данные, сколько хорошая постановка дыхания. Именно такие голоса нам запоминаются, способны воздействовать на нас, и мы хотим подражать им.

Правильное использование дыхательного аппарата дает возможность не только петь на одном дыхании длинные фразы, но, главное, открывает новые возможности для вашего голоса. Использование мышц брюшного пресса и диафрагмы во время эстрадного пения снимает нагрузку и давление (зажим) с мышц горла. За счет этого горло никогда не устанет, вы не сможете сорвать голос и дадите ему возможность развиваться и вверх, и вниз одинаково легко. На уроках вокала вы освоите специальные упражнение на развитие мышц, отвечающих за опору при пении. Более подробно об этом читайте на странице Постановка дыхания.

Постановка голоса и его развитие на уроках эстрадного вокала

Чем отличается постановка голоса для эстрадного вокала от постановки голоса для других видов пения на наших уроках вокала, вы можете прочитать здесь. Упражнения, развивающие голос для эстрадного пения, и упражнения, подготавливающие голос к джазовому пению или академическому вокалу, - одни и те же. Но в разных видах пения используется разная подача звука, разные приемы звукоизвлечения. Без специального тренинга на уроках вокала вы не сможете развить диапазон голоса и освоить различные вокальные техники. А значит, сможете петь только самые простые (часто примитивные) эстрадные песни при условии, что тональность песни вам удобна, диапазон мелодии маленький и манера исполнения – полуречитативная. Качественный же эстрадный вокал подразумевает сильный развитый голос вокалиста с большой технической свободой исполнения.

Часто на первом этапе обучения эстрадному вокалу наши ученики, нацеленные на профессиональное развитие, занимаются постановкой голоса с нашими преподавателями академического вокала. Ведь, выступая на театральной сцене, академическим певцам приходится петь без микрофона в сопровождении большого симфонического оркестра. В таком режиме пения ваш голос выдержит нагрузку, только если на занятиях вы его правильно тренировали. Современных же эстрадных исполнителей чаще всего без микрофона не услышишь вообще. Потому что они с самого начала приучены к пению в микрофон без опоры, без правильной постановки голоса. Именно поэтому мы рекомендуем нашим ученикам на уроках эстрадного вокала большую часть времени петь без микрофона, чтобы правильно настроить дыхательно-голосовой аппарат, чтобы вашему голосу не страшны были любые нагрузки и любые условия пения. Подробнее об этом читайте в статье Работа с микрофоном на уроках эстрадного вокала.

Нашими специалистами разработана специальная эффективная методика обучения вокалу, которая позволит вам добиться очень хороших результатов за меньшие деньги! Подробнее об этом читайте на странице “Уроки вокала дешевле!”

Вокальные приемы пения в эстрадном вокале

Самый простой прием в эстрадном пении (как и в академическом пении) и самый сложный одновременно – это кантилена (итал. cantilena, от лат. cantilena - пение), что значит максимально певучее звучание, плавный ровный переход одного звука в другой. Это базовый прием, то, что вы начинаете отрабатывать уже на первых уроках эстрадного вокала. Только после того, как вы освоите этот прием пения, можно переходить к разучиванию других приемов пения. Кантилена переводится как пение. Пение это как раз и есть владение плавным и певучим звучанием голоса.

В современной эстрадной музыке есть много направлений, которые предполагают владение другими различными приемами пения:

Рэп – это ритмичный речитатив на фоне инструментального сопровождения. Партия солиста – рэпера предполагает виртуозное владение голосом в пределах разговорного диапазона. Часто непрофессиональный подход исполнителя к речитации приводит к тому, что голос садится и начинает болеть горло. Призываем вас отнестись к этому серьезно и освоить другую манеру речитации, с помощью которой полностью снимается нагрузка с горла. На уроке эстрадного вокала наш преподаватель поможет вам освоить приемы чтения рэпа.

Р’н’Б (R&B) музыка использует мягкий мелодичный вокал, идущий от манеры пения афроамериканцев. В сравнении с обычной поп-музыкой требует более виртуозного владения голосом, большой подвижности голоса.

Соул – одно из направлений джазовой музыки. В современной эстрадной музыке спокойного, размеренного характера часто можно услышать влияние этого джазового стиля. Соул опирается на блюзовую гамму и блюзовые гармонии, отсюда вокальные приемы исполнения – соскальзывающие интонации, заниженные ступени звукоряда, глиссандо и т.д.

Рок, метал – такие стили, как: дэт-, блэк-, трэш- и дум-металл, грайндкор, дэткор, скримо, эмокор, подразумевают владение гроулингом и скримингом (читайте на странице Виды пения). С нашими преподавателями пения на уроке эстрадного вокала вы без труда освоите эти вокальные приемы.

Не забывайте, что любые вокальные приемы следует осваивать только после того, как вы овладели правильной постановкой чистого голоса!

Нужно ли развивать слух для занятий эстрадным вокалом?

Если у вас неразвитый музыкальный слух, вам нужно развивать его независимо от того, каким именно вокалом вы собираетесь заниматься: эстрадным вокалом,джазовым вокалом, народным вокалом, академическим вокалом. Всем нам понятно, что если мы не попадаем в ноты, не можем повторить мелодию точно, то и пения не получится.

Если вы занимаетесь вокалом для себя, хотите петь караоке, то вам необязательно проходить целый курс сольфеджио (освоение музыкальной грамоты). Достаточно просто вокального сольфеджио, с помощью которого вы разовьете устойчивую координацию между слухом и голосом.

В том случае же если вы хотите профессионально заниматься эстрадным вокалом, вам обязательно нужно осваивать музыкальную грамоту и развивать музыкальный слух. Подробно об этом читайте на страницах Музыкальная грамота и Развитие музыкального слуха.

Как строятся уроки эстрадного вокала

Главный этап обучения эстрадному вокалу – овладение вокальным дыханием (см. статью Постановка дыхания) и развитие голоса (см.статью Развитие голоса). Если вы хотите научиться петь, то нельзя пропускать этот очень важный этап обучения эстрадному вокалу. На уроке эстрадного вокала постановкой вашего дыхания и голоса занимается профессиональный педагог вокала. Итак, первая и основная часть урока эстрадного вокала посвящена специальным вокальным упражнениям, на которых выстраивается ваше дыхание и голос. Подробно о постановке дыхания и постановке голоса читайте на странице Постановка дыхания и постановка голоса.

После усвоения основополагающих принципов эстрадного пения на наших уроках вокала, вы начинаете разучивать репертуар, который вам хотелось бы петь и который вам поможет в освоении техники эстрадного пения: эстрадные песни рок, поп и других направлений, романсы, песни из кинофильмов и мультфильмов. Именно этот репертуар вы будете осваивать на уроках эстрадного вокала. Освоение репертуара по эстрадному вокалу происходит с использованием минусовых фонограмм, а также под живой аккомпанемент.

Работа с микрофоном на уроках эстрадного вокала

Работу с микрофоном мы советуем начинать только после хорошего усвоения основных принципов пения: постановки голоса и дыхания. Если вы можете петь без микрофона сильным ярким и свободным голосом без устали, то с микрофоном вам петь не составит никакого труда вообще, ведь он облегчает процесс пения. На наших уроках эстрадного вокала вы получите необходимые навыки пения с микрофоном, а также опыт записи своего вокала в профессиональной звукозаписывающей студии. Подробно о работе с микрофоном читайте на странице Работа в студии для записи вокала.

Выступления на концертах

Эстрадный репертуар пользуется большой популярностью у публики. Поэтому наши учащиеся выступают на наших концертах, посвященных исполнению эстрадной музыки. Концертное выступление – важный этап обучения эстрадному вокалу. Вы получите незаменимый опыт публичных выступлений и проверите на прочность себя и результат обучения вокалу.

Эстрадный вокал - эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.

Джазовый вокал

Джазовый вокал – прежде всего, подразумевает идеальное чувство ритма и гармонии, а так же подвижность голоса и умение импровизировать. В джазовом пении необходимо чувствовать форму произведения, уметь преподнести своё понимание мелодической темы, видоизменяя её но, не покидая нужной гармонии. Так же важно чуткое партнёрство музыкантов, умение импровизировать на ходу.

Рок вокал

Рок вокал - обычно пение вокалиста в рок группе. Рок вокал отличается от джазового пения более эмоциональной подачей. Рок вокал предполагает более смысловую нагрузку, нежели вокальную. Однако, рок вокалисту необходимо иметь серьёзную вокальную подготовку. Рок вокалист должен так же иметь кураж и полную свободу в эмоциональном и музыкальном смысле.

Академический вокал

Академический вокал – старая классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а так же в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях, академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут облегчить подачу звука.

Потеря голоса

Потеря голоса – специфическое болезненное состояние голосовых связок, при котором не возможно петь или даже говорить. Это состояние может возникнуть по ряду причин: инфекционное заболевание верхних дыхательных путей, отёк голосовых складок, узлы на связках. Проблемы с голосом у певцов могут возникнуть от неправильного звукоизвлечения, неправильного дыхания. Чрезмерное напряжение во время пения так же может привести к потере голоса. Существуют специальные восстановительные методики и упражнения, а так же врач фониатр может помочь вернуть голос. Певцу необходимо пройти вокальную школу, что бы предохранить свой голосовой аппарат от подобных неприятностей

Развитие голоса

Развитие голоса – развитие певческого диапазона, придание большего объёма звуку и приобретение новых обертонов тембровой окраски. Благодаря авторской методике Наталии Княжинской, певцы имеют возможность не только развить свой голос, но и научиться петь в разных жанрах. Голос станет более подвижным, певец преодолеет переходные ноты и сгладит регистры. Основа для развития голоса - это прежде всего правильная вокальная позиция и верное дыхание. Правильная вокальная позиция верна и для академического вокала и для джазового пения и для эстрадного и для рок- вокала.

Постановка голоса

Постановка голоса – применение вокальной методики на практике. Прежде всего, к постановке голоса относится постановка дыхания. Навыки дыхательной методики необходимы вокалисту. Диафрагма – грудобрюшная перегородка, на которую опирается грудная клетка. Правильная работа диафрагмы определяет правильное вокальное дыхание и подачу звука. Затем следует работа с вокальной позицией, резонаторами. Вокалисту важно понимать, что ему нужно делать для того, что бы звук был полным, чистым и лёгким. Петь должно быть приятно.

Для наилучших результатов желательно посещать занятия дважды в неделю. Не получается? Можно заниматься и один раз в неделю, тогда сроки растягиваются. Перед важным мероприятием количество посещений уроков вокала можно увеличить.

У меня нет слуха и голоса, эстрадный вокал не для меня?

За сколько времени я могу научиться петь хорошо?

Ответ зависит от многих факторов: какие у вас природные данные, есть ли музыкальный опыт, образование, как часто и какую музыку вы слушаете, как быстро «схватываете» информацию, поете ли дома, в караоке и т.д. Лучше прийти на пробный урок. Преподаватель проанализирует исходные данные и более точно ответит на этот вопрос.

Чему вы научитесь на курсах эстрадного вокала?

    Попадать в ноты, в ритм;

    Правильному певческому дыханию;

    Уберете зажимы и страхи;

    Научитесь петь под «минусовку»;

    Пользоваться микрофоном;

    Сценическому воплощению песенного образа;

    Освоите различные вокальные приемы (субтон, штробас, вибрато, фальцет, микст, белтинг…);

    Найдете свою манеру исполнения;

    Разучите произведения разных стилей и жанров.

Где проходят уроки эстрадного вокала?

Эстрадный вокал – направление, связанное с исполнением произведений в микрофон со звукоусиливающей аппаратурой, поэтому уроки проходят в кабинетах, оснащенных всем необходимым современным оборудованием (микшеры, колонки, микрофоны).

Как проходят уроки эстрадного вокала?

Студия работает ежедневно с 10 до 22 часов, поэтому вы можете посещать уроки, когда вам удобно. Мы составляем расписание, исходя из ваших пожеланий. Вы можете как зафиксировать определенные дни и время, так и составить «плавающий» график.

Каждые три месяца у нас проходят отчетные концерты. При желании вы можете выступить на сцене и продемонстрировать свои навыки перед публикой.

Кто ведет занятия эстрадным вокалом?

    Все преподаватели нашей студии вокала имеют высшее вокальное образование лучших вузов страны, сценический опыт и педагогический стаж работы с детьми и взрослыми с разным уровнем данных.

    Педагоги используют в своих уроках мировые российские и зарубежные методики, а также собственные наработки.

    Преподаватели постоянно повышают свою квалификацию, посещая различные семинары и мастер-классы, а также принимают участие в конкурсах разного масштаба.

Как начать заниматься эстрадным вокалом?

Чтобы начать обучаться эстрадному вокалу, запишитесь на пробный урок длительностью 60 минут. Вы познакомитесь с преподавателем, зададите различные вопросы, и сможете понять, насколько вам подходит педагог и его методика.

Музыкальное искусство эстрады занимает особое место в современной культуре. Эстрадная музыка сегодня - это не просто вид искусства, но и социокультурный феномен . Она привлекает почитателей своей экспрессивностью, непосредственной связью с движением и ритмом, красочностью сценического воплощения, достаточно простым, по сравнению с академическим пением, содержанием и эмоциональным строем произведений.

Эстрадный вокал обычно по своему звучанию определяют как нечто среднее между академическим (или классическим) вокалом и народным вокалом. Главное отличие эстрадного вокала от академического и народного состоит в целях и задачах вокалиста. Дело в том, что академические и народные певцы всегда работают в рамках определенного канона или регламентированного звучания и для них отклоняться от нормы не принято. Задача эстрадного заключается в другом - в поиске своего оригинального звука, своей собственной характерной, легко узнаваемой манеры поведения, а также сценического образа. По той же причине, в эстрадных песнях гораздо чаще встречаются трудные для выпевания фразы, требующие быстрой смены дыхания, в то время как в академических и народных песнях, зачастую, текст в большей степени адаптируется под музыку. Таким образом, основной спецификой эстрадного вокала являются поиск и формирование своего неповторимого, уникального голоса вокалиста.

Этот процесс во многом аналогичен тому, как эстрадные инструменталисты ищут «свой звук». Конечно, для того, чтобы добиться этой цели и найти свою оригинальную манеру пения, необходимо овладеть достаточно широким диапазоном технических приемов. Так, к примеру, в эстрадном вокале, в отличие от народного и классического, имеет важное значение внятная дикция, поскольку слова являются одной из значимых составляющих любой хорошей песни.

Также особенность эстрадного пения заключается в том, что в эстрадных песнях гораздо чаще можно встретить трудные для выпевания фразы, которые требуют от исполнителя быстрой смены дыхания.

В эстрадном вокале сочетается техника академического вокала и народного пения, а также ряд специфических приемов, характерных именно для эстрады. Иногда многие, кто только начинает постигать азы техники пения, невольно, а порой и сознательно, пытаются подражать любимым эстрадным исполнителям, слепо копируя их манеру пения. Как показывает практика, далеко не всем это идет на пользу в будущем. Здесь все индивидуально: для одних рождение красивого певческого голоса будет счастливой неожиданностью, а для других - результатом долгого и кропотливого труда.

Разговорной манерой пения пользуются все. Народную манеру пения обычно называют "белым звуком", "открытым пением", в противовес округленному прикрытому звучанию голоса в академической манере. Прикрывание звука, которым человек обычно от природы не владеет, дает возможность певцу получить выровненный (по тембру и силе звучания) двухоктавный (и более) диапазон смешанного звучания с плавным переходом от грудной части диапазона к головной. Кто умеет прикрывать, тот сумеет и открыть. Но тот, кто поет только открытым звуком, никогда прикрыть не сможет.

На современной эстраде в основном поют певцы и певицы полуприкрытой манеры вокала. При полуприкрытом пении положение губ близко к разговорному, но с приподнятым мягким небом. При таком пении увеличивается объем ротоглоточной полости и достигается полутораоктавный диапазон голоса уже не в чистом грудном, а в смешанном звучании. При этом заметно увеличивается амплитуда вибрато голоса певца, голос перестает быть прямым; тембр становится "насыщеннее", красочнее и эмоциональнее. Но в верхнем регистре при насыщенном звучании появляется дребезжащий тембр, "барашек" - сигнал о напряженности голосовых связок. Прикрытие переходных звуков и головного регистра при академической постановке голоса приводит к созданию защитных механизмов голосового аппарата. Игнорирование закрытого звука лишает верхние ноты их красивой тембровой округленности, а также может привести к преждевременной порче голоса.

Часто невольно, а иногда сознательно многие подражают любимым эстрадным исполнителям, слепо копируя их манеру пения. Далеко не всем это идет на пользу. Рождение красивого певческого голоса для одних - счастливая неожиданность, а для других - долгий и кропотливый труд.

Слово вокал происходит от итальянского "воче" - голос. Но голос служит только инструментом, само же искусство пения гораздо сложнее одного звуковедения. Оно рисует нам образы, отражает эмоциональные состояния. В пении участвует не только звук, но и осмысленное слово. Вокал рассматривается как технологический процесс художественного пения. Как всякий специалист вооружен знаниями и определенными приемами, так и певец должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом .

По определению международной ассоциации эстрадный вокал (эстрадное пение) как направление возник с появлением городской культуры. В средние века это были мотеты, кантаты, позже - романсы. Отличала их простая повторная форма (чаще куплетная), светское содержание текстов (не духовной тематики) и доступная манера исполнения. Главное отличие эстрадной музыки и по сей день - это простота формы и содержания, доступность понимания массам .

Сегодня на эстраде сосуществуют много различных музыкальных стилей и направлений: поп-музыка, рок-музыка, фолк-музыка, рэп, хип-хоп, Р"н"Б (R&B), классический джаз, соул и много-много их разновидностей и гибридов. Каждому стилю соответствует своя манера исполнения, свои вокальные приемы, своя форма и образное наполнение содержания, однако, одинаковая для всех постановка дыхания и постановка голоса.

При обучении эстрадно-вокальному пению необходима основательная работа. При работе с эстрадным вокальным репертуаром нельзя сразу работать над динамикой, драматургией, звуком и т.д. Все должно происходить поэтапно. Такой подход обеспечивает качественный и скорейший результат. Сначала необходимо выучить мелодию и вокалировать её на любую удобную гласную. Нельзя сразу приклеивать мелодию к словам, поскольку можно не достичь требуемого результата. Вместе с работой над интонацией необходимо разобраться с дыханием. Следует помнить, что дыхание нужно брать как можно чаще не забывать о фразировке на кантилене. Правило гласит - дыхание меняется на каждой паузе. В самом начале песни, а также после проигрыша нужно делать носом активный вдох. В оставшихся случаях необходим активный выдох со сменой дыхания. В тексте песни или в нотах дыхание очень удобно обозначать галочками.

В это же время можно начать работать и с текстом. Его нужно прочесть несколько раз и определить сложности в дикции. Эти отрывки нужно изолировать от всего текста и заучить как скороговорку. Темп проговаривания можно довести до быстрого. Это обеспечит запас прочности.

После выполнения технической работы можно заняться и творческой работой. Нужно прочесть весь текст как стихи. Они подскажут драматургию песни. Это позволит окрасить песню живыми эмоциями. После этого можно всё соединить воедино. Главное, чтобы в конечном итоге ни один компонент не пострадал. Этот этап обычно немного дольше всех предшествующих. Песню нужно записать на магнитофон и объективно оценить.

Выводы по главе 1

Глава 1 посвящена рассмотрению вопроса определения понятия музыкальных способностей и их сущности.

Под музыкальными способностями понимается комплекс индивидуальных психологических способностей ребенка, таких как чувство ритма, ладовое чутье, музыкальный слух.

Отмечено, что в процессе восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, которые соответствуют ритму, акцентам. Музыкально-ритмическое восприятие основано не только на моторных, но и эмоциональных компонентах. Содержание музыки эмоционально. Ритм считается одним из компонентов выразительных средств музыки, помогающим в восприятии содержания музыки. Таким образом, музыкально-ритмическое восприятие или, как его называют, чувство ритма, наравне с ладовым чувством, является основой эмоционального восприятия музыки.

Также отмечено, что при обучении эстрадно-вокальному пению необходима основательная работа. При работе с эстрадным вокальным репертуаром нельзя сразу работать над динамикой, драматургией, звуком и т.д. Все должно происходить поэтапно. Такой подход обеспечивает качественный и скорейший результат.