Облик этих растений необычен: у них нет ни стебля, ни листьев, ни корней. Многие связывают их жизнь с водой, но они живут и на суше: на поверхности почвы, в её толще, на деревьях, скалах, в пещерах и даже в городах — на тротуарах, влажных стенах зданий, крышах... это — водоросли.

Водоросли — древнейшая группа низших одноклеточных и многоклеточных растений, содержащих хлорофилл и вырабатывающих органические вещества в процессе фотосинтеза. Водоросли появились на Земле в протерозое — примерно 2,7 млрд. лет назад. Они играют важную роль в природе: образуют органические вещества, участвуют в круговоротах кальция и кремния, очищают воду; продукты жизнедеятельности водорослей разрушают скалы, способствуя образованию почв.

Микроскопические водоросли входят в состав планктона. Эти мельчайшие организмы плавают в тонком поверхностном слое воды и перемещаются с течениями. Фитопланктон (водоросли) вырабатывает органические вещества, за счёт которых существует остальной живой мир водоёмов.

Что делаем. Поместите на предметное стекло каплю «цветущей» воды, накройте покровным стеклом.

Что наблюдаем. Найдите и рассмотрите при малом увеличении одноклеточные водоросли: хламидомонаду (грушевидной формы тело с заострённым передним концом).

Что делаем. Оттяните часть воды из-под покровного стекла полоской фильтровальной бумаги.

Что наблюдаем. Рассмотрите клетку водоросли при большом увеличении.

Что наблюдать. Найдите в клетке водоросли: оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор. Обратите внимание на форму и окраску хроматофора. Пронаблюдайте за работой пульсирующей вакуоли.

36. Закончите схему «Значение растений»
В природе
Воздух – обогащают кислородом, поглощают углекислый газ.
для животных – пищей источник – питаются хищники.
В жизни человека
Источник – пища, сырьё.
сырьё для отраслей промышленности – злаковые, плодово-ягодные, лекарственные, Кормовые и технические
Познавательное – высокоурожайные сорта культурных растений, устойчивые сорта культурных растений
Эстетическое – растения очень красивые
37. Закончите определение.
Ботаника – наука о растениях.
38. Сравните строение низших и высших растений. Заполните таблицу.

Группа растений

Особенности строения

Представители

Низшие

не имеют корней, стеблей

водоросли

Высшие

имеют корни

деревья

39. Выполнив лабораторную работу «Строение зелёных (одноклеточных) водорослей», укажите, клетки каких водорослей изображены на рисунках. Подпишите их основные части.
1 – жгутики
2 – оболочка
3 – цитоплазма
4 – ядро
5 – хроматофор
6 – красный глазок
Вывод: все водоросли – низшие растения одинаковы по строению. У хламидомонады имеются жгутики и красный глазок.
40. Укажите, какие многоклеточные водоросли изображены на рисунках. Подпишите их основные части.
1 – оболочка
2 – хроматофор
3 – цитоплазма
4 – ядро

41. Заполните таблицу.

Группа водорослей

Среда обитания

Особенности строения

Представители

Зелёные одноклеточные водоросли

Пресные водоёмы

Одна клетка, м.б. жгутики, глазок

Хламидомонада

Зелёные многоклеточные водоросли

Моря, океаны, пресные водоёмы

Улотрикс

Бурые водоросли

Моря, океаны

ламинария

Красные водоросли

Моря, водоёмы

Многоклеточные морские растения

багрянки

42. Закончите схему. Значение водорослей.
В природе:
– обогащают кислородом гидросферу;
- являются пищей водных животных;
- индикаторы загрязнения и заболевания.
В жизни человека:
– химическая промышленность;
- йод, спирт;
- агар-агар;
- блюда пищи;
- хлорелла, хламидомонада, очистка вод.
43. На рисунке подпишите составные части слоевища лишайника.
1 – клетки водоросли
2 – грибница
Вывод: в лишайниках есть клетки водоросли, грибница.
44. Заполните схему.
Формы лишайников:
- накипный, Бацидия;
- листованный, Пармелия;
- кустистые, бородач плад.
45. Почему лишайники способны поселяться в самых бесплодных местах?
Ответ: Потому что им для жизни нужна только вода, её им хватит из дождей, туманов и т.д.
46. Подпишите, что обозначено на рисунке цифрами:
1 – мужская особь;
2 – женский экземпляр мха;
3 – коробочка со спорами;
4 – стебель;
5 – листья;
6 – ризоиды (корн. выросты)
47. Выполнив лабораторную работу «Строение мха», сделайте рисунок и вывод.
Вывод: тело мхов расчленено на стебель и листья, а размножаются спорами и относятся к высшим растениям.
48. Сравните водоросли и мхи. Какие усложнения произошли в строении мхов по сравнению с водорослями?
У мхов есть органы, где созревают споры; Ж, М коробочка со спорами. Имеются стебель, листья, ризоиды. Мхи – высшие споровые, а водоросли – низшие.
49. Выполните лабораторную работу «Строение спороносящего хвоща». Подпишите, что изображено на рисунке цифрами:
1 – корни
2 – стебель
3 – колосок со спорами
Вывод: у хвоща есть корни, стебель, споры. Это спороносящее растение и относится к высшим. В колосках созревают споры.
50. Выполнив лабораторную работу «Строение спороносящего папоротника», укажите, что обозначено на рисунке цифрами:
1 – щитовник
2 – стебель
3 – группа спорангиев
4 – поперечный срез листа сорусы
5 – споры
Вывод: у папоротников споры, спорангии, стебель, листья, сорусы. Это высшие растения.

51. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика хвойных».

52. Выполните лабораторную работу «Строение хвои и шишек хвойных». По результатам лабораторной работы заполните таблицу.

53. Заполните схему «Жизненные формы покрытосеменных растений».
Формы растений:

– деревья (ясень, клён, дуб)
- кустарники (сирень, шиповник)
- травы (одуванчик)
54. Рассмотрите рисунок учебника и объясните, какие растения называют однолетними, двулетними и многолетними. Приведите примеры таких растений.
1. Дерево – берёза – многолетнее, т.к. надземные и подземные органы не отмирают каждый год.
2. Кустарники(чки) – многолетние.
4. Травы – однолетние, двулетние и многолетние.
55. Охарактеризуйте несколько известных вам растений по продолжительности жизни и особенностям плодоношения. Заполните таблицу.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
МБОУ «СОШ №2»
Учитель: Мельникова Светлана Николаевна
Класс 5
Предмет Биология
Урок № 22
Тема урока: Водоросли - одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение. Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе, использование человеком. Лабораторная работа № 7 «Изучение строения водорослей» Многообразие водорослей.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся в процессе лабораторной работы.
Образовательная цель: расширение понятийной базы учащихся о многообразии и особенностях строения водорослей, за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: у учащихся формируется элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и учащимися класса в процессе образовательной деятельности (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: учащиеся узнают и формулируют выводы о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках, развивают представление о систематике организмов (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
№ Этап урока
методы и приёмы Действия учителя Деятельность
обучающихсяУУД
1 Организационный момент
(Мотивирование к учебной деятельности). Приветствие. Настрой на позитивную работу. Приветствие учителя К,Л2 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Проверка знаний. Фронтальная беседа - Расскажите о разнообразие растений.
- Какие признаки присущи представителям царства Растения?
- Что такое ткани и органы? Выделяют существенные признаки растений. П,К3 Выявление места и причины затруднения. Проверка знаний. Фронтальная беседа - Чем отличаются представители низших и высших растений? Различают высшие и низшие растения. П,К4 «Открытие нового знания» (Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Рассказ учителя с демонстрацией таблиц, слайдов и видеофрагментов. У Багамских островов на глубине 269 м., где поглощается 99,9995% солнечного света, в 1984 г. обнаружили бурые водоросли. Бурая водоросль макроцистис грушеносный вырастает за день на 45 см. и достигает длины 160 м. Кислородом нашу планету снабжают растения и больше всего его выделяют водоросли. В процессе фотосинтеза водоросль хлорелла выделяет количество кислорода, значительно превышающее её массу. Способность хлореллы давать большое количество органических веществ и выделять много кислорода позволяет учёным предполагать, что хлореллу можно использовать в оранжереях космических кораблей как источник кислорода и пищи для космонавтов.
Водоросли встречаются и в местах обитания с экстремальными условиями – во льдах горных вершин и Заполярья. В горячих источниках Камчатки, температура которых достигает 75,7С (обнаружено 27 видов водорослей). В настоящее время обнаружено более 100 видов водорослей, развивающихся на поверхности снега и льда. Окраска снега может быть зелёной, красной, голубой, бурой, жёлтой и даже чёрной – в зависимости от видов, которые преобладают среди снежных водорослей. Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении характерных признаков водорослей как группы низших растений.
П,К,
5 Постановка учебной задачи Рассказ учителя с демонстрацией таблиц, слайдов и видеофрагментов. Сегодня на уроке мы с вами должны узнать, каковы особенности строения и жизнедеятельности растений отдела водоросли. Сравнить эти растения с ранее изученными, выявить черты приспособленности к условиям окружающей среды.
Ребята, мы с вами уже знаем, что водоросли - первые растения на Земле, синтезирующие органические вещества из углекислого газа и воды на свету. Они являются самыми древними растениями на земле, поэтому ученые считают, что современные наземные растения произошли от древних водорослей.
Какие признаки объединяют все водоросли в одну группу? Выделять существенные признаки водорослей. Различать представителей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека П,К,Л
6 Первичное закрепление
(Реализация построенного проекта). Работа с ЦОР. Виртуальная образовательная лаборатория virtulab.net Характерные признаки водорослей.
- Большинство водорослей обитатели рек, озер, морей.
- В природе существует около 30 тысяч водорослей.
- Водоросли встречаются одноклеточные и многоклеточные.
- Относятся к низшим растениям.
- Они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев.
- Размножаются простым делением клеток, спорами, половыми клетками.
- Самые древние растения на Земле.
- Способность к фотосинтезу.

1. Изучение строения одноклеточного представителя класса Зелёные водоросли – хламидомонады.
1.1. Ознакомиться со строением хламидомонады. Определить основные элементы её строения. 1.2. Определить, какие функции выполняют указанные структуры.
2. Изучение строения многоклеточного представителя класса Зелёные водоросли – спирогиры.
2.1. Ознакомиться со строением спирогиры. Определить основные элементы её строения.
2.2. Определить, какие функции выполняют указанные структуры.
П.К.
7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. ЛР Подготовьте микроскоп к работе и микропрепарат с аквариумной водорослью Лагаросифон (Курчавая Элодея) . Найдите 1 клетку, внимательно изучите её. Определите, чем отграничено содержимое клетки от внешней среды, имеется ли ядро и другие органоиды, характерные для растительной клетки (какие?). Обратите внимание на форму и окраску хроматофора (рис. 102 учебника). Какова его функция? Попытайтесь обнаружить клетки иного строения или ткани. Легко ли это сделать? Почему? Зарисуйте в тетради строение клетки спирогиры. Подпишите оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль, хроматофор. Сравните строение спирогиры со строением одноклеточных водорослей. Отметьте черты сходства и отличия. Выделять существенные признаки водорослей. Различать представителей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека К, П, Р,Л8 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Виртуальная образовательная лаборатория virtulab.net ВЫВОДКакой итог мы подведём по нашей ЛР? 3. Дать сравнительную характеристику строению изученных организмов.
П,Р
9 Выпишите их в таблицу:
П
Д.з. П.1
http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&catid=42%3A7&id=149%3A2009-08-23-11-36-00&Itemid=103

Лабораторная работа №7

по теме: «Строение одноклеточных зеленых »

Цель работы: 1) Ознакомиться со строением одноклеточных зеленых водорослей.

2) Определить основные элементы их строения, и какие функции

они выполняют.

3) Дать сравнительную характеристику строению изученных организмов.

Оборудование: инструктивная карта с рисунками, схемами и таблицами, §18

Ход работы

1. Изучение строения одноклеточного представителя класса Зелёные водоросли – хламидомонады.

1.1. Ознакомиться со строением хламидомонады. Определить основные элементы её строения.

1.2. Определить, какие функции выполняют указанные структуры.

Задание 1.

Рассмотрите изображение представителя отдела Зеленые водоросли-хламидомонады. Обозначьте основные элементы её строения, используя ниже перечисленные термины.

Жгутики, ядро, светочувствительный глазок, сократительные вакуоли, хроматофор, оболочка, цитоплазма

Задание №2.

Определите, какие функции выполняются разными структурами клетки хламидомонады.

Перечертите таблицу в тетрадь! Заполните её, используя ниже предлагаемые варианты, добавив их на правильные места в таблице.

Генетическая информация, обеспечивает форму клетки, выделение лишней воды, фотосинтез, движение, восприятие света.

2. Изучение строения одноклеточного представителя класса Зелёные водоросли – хлореллы.

2.1. Ознакомиться со строением хлореллы. Определить основные элементы её строения.

2.2. Определить, какие функции выполняют указанные структуры.

Задание №3.

Рассмотрите изображение представителя отдела Зеленые водоросли-хлореллы. Обозначьте основные элементы её строения, используя ниже перечисленные термины.

Хроматофор, ядро, цитоплазма.

Зарисуйте рисунок с готовыми обозначениями в тетрадь!

Задание №4.

Определите, какие функции выполняются разными структурами клетки хлореллы.

3. Дать сравнительную характеристику строению изученных организмов.

Задание №5

Сравните строение изученных организмов. Найдите сходство и различия в строении клеток.

4. Сделайте вывод по проделанной работе.