• 1.Основные понятия – «культура», «духовная жизнь».
  • 2.Виды культуры человека.
  • 3.Типы культуры.
  • 4.Примеры взаимовлияния культур.

  • Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок.
  • Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:



  • На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как – КУЛЬТУРА –
  • исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем.


  • Информационная
  • Физическая
  • Массовая
  • Народная
  • Элитарная

Формы культуры человека.


Субкультура и контркультура.

Субкультура

Контркультура

  • часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Субкультура формируется у каждой группы общества и отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.
  • это субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.

2.Виды культуры.

МАТЕРИАЛЬНАЯ-

ДУХОВНАЯ-

  • Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.
  • Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

Структура духовной жизни общества:

- Духовные потребности Представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности - Духовная деятельность (духовное производство) Производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом - Духовные блага (ценности): Идеи, теории, образы и духовные ценности.


  • Духовные общественные связи индивидов.
  • Сам человек как существо духовное.
  • Воспроизводство общественного сознания в его целостности.
  • Особенности - Его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя. Всеобщий характер его потребления, так как духовные блага доступны всем - индивидам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

  • По мере движения истории в мировой культуре всё более доминируют и проявляются общечеловеческие черты, поскольку культурная деятельность человека становится всё более единой по своим формам, задачам и способам, что, соответственно, формирует единую культуру всего человечества.


  • Образец задания
  • A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о культуре?
  • А. Культура – совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития людей.
  • Б. Культура – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
  • 1) верно только А
  • 2) верно только Б
  • 3) верны оба суждения
  • 4) оба суждения неверны
  • Ответ: …..

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культура и духовная жизнь общества 10 класс Учитель Бойкова В.Ю.

Предварительные вопросы Для чего обществу нужна культура? Какую пользу она приносит? Как вы оцениваете свой личный уровень культуры?

Вспомните Известное вам о пределение культуры? Виды культуры

Духовная жизнь - это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Духовная жизнь Н Общества Личности -Нравственность -Религия -Философия -Искусство -Учреждения науки, культуры -Религиозные органы -Наука, т.е. Духовная деятельность людей Духовный мир: -знания -вера -эмоции,переживания -потребности -способности -стремления -мировоззрение…

Духовная деятельность людей Духовно-теоретическая Духовно-практическая Производство духовных благ и ценностей: мысли, идеи, теории, идеалы, худ. образцы Сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, потребление созданных благ и ценностей Конечный итог-изменение сознания людей

Понятие культуры Цицерон -1 в.до н.э С 17 века -то, что изобретено человеком человек природа Творческая деятельность Культура Возделывание

Понятие культуры культура - это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты. Она является исторической совокупностью производственных, общественных и дуxoвных достижений человечества.

Понятие культуры С более узкой точки зрения: культура-это особая сфера жизни общества, где cкoнцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности. Это понимание культуры близко к определению духовной сферы жизни общества

Науки о культуре к у л ь т у р о л о г и я, история и социология, этнография, лингвистика, археология,эстетика, этика и искусствоведение

Развитие культуры Культура - явление сложное, мнoгoгpaннoe и динамичное. Развитие культуры - процесс двуединый Опыт,традиции (Стабильный элемент) Новаторство (динамика)

Функции культуры Самостоятельно выписать со стр. 81-82

Функции культуры 1.Приспособления к окружающей среде 2.Накопления,хранения,передачи культурных ценностей 3.Целепологания и регулирования жизни общества и деятельности человека 4.Социализации 5.Коммуникативная функция

Многообразие культур Диалог культур Академик Д. С. Лихачев: «Настоящие ценности культуры развиваются только в coприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Мoжет! - но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

Многообразие культур Диалог культур Взаимообмен и взаимодействие культур Преодолеление границ Сохранение самобытности Какие проблемы могут возникать в связи с интернационализацией культур?

Виды культуры Вид культуры Особенности Кем создается На кого ориентирована народная массовая элитарная Заполните таблицу

Разновидности культуры Субкультура -часть общей культуры, система ценностей, присущих определённой группе (детская, молодёжная, женская, этнические, криминальная и т.д.) Контркультура - оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре

Домашнее задание Параграф 8, задания и документ (устно) эссе


Учреждения культуры - религиозные организации - соответствующую деятельность людей. Цель: Ознакомить с сущностью фундаментальных ценностей и основными функциями культуры. Культурный человек терпим и толерантен. Духовно-теоретическая (производство духовных благ и ценностей). Изначально (лат.) – «возделывание, обработка почвы. Зачем нужна культура? Мировая и национальная Материальная и духовная. - Науку - нравственность - религию - философию - искусство - научные учреждения.

«Научно-техническая революция» - Пререстройка энергетического хозяйства. Революционный путь. Технополисы. Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований. Характерные черты НТР. Интеллектуализация. Финансирование НИОКР по регионам мира. Космизация. Черты НТР. Примеры эволюционных и революционных изменений. Эволюционный путь. Какие функции выполняют техника и технология. Технопарки м технополисы. Совершенствование уже известной техники.

«Духовность» - Важнейшими элементами человеческой духовности являются ценности, мораль, мировоззрение. Важнейшими являются нормы морали. Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Кто же устанавливает моральные нормы? Также есть совесть, патриотизм, гражданственность. Существует главное общечеловеческое требование, которое называется «золотое правило» нравственности. Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей?

«Мировоззрение» - Венгерский кроссворд. Понятие категорического императива. Обыденное мировоззрение. Все под одним Богом ходим, хоть и не в одного веруем. Сильная сторона. Призыв к миру. Роль мировоззрения в деятельности человека. Ненависть – сильная вражда, отвращение к кому- или чему-нибудь. О богатстве. Мировоззрение. Поворот к человеку. О помощи нуждающимся. Типы мировоззрения. Одна из классификаций типов мировоззрений.

«Социальное познание» - В узком смысле – познаваемый предмет. Особенности социального познания. В узком смысле – познающий человек, наделенный волей и сознанием. Виды социальных фактов. Субъект. Объект. Ограничена возможность применения эксперимента. Познание -. В широком смысле – общество. Установление социальных закономерностей крайне затруднено. Конкретно-исторический подход к социальным явлениям. Обществознание 10 класс.

«Философия и наука» - Культурология появилась в XIX веке. Что изучает культурология? Наука и философия. Учение о благе и ценностях. Археология. Философия. Родоначальница наук - философия. Социология. Философия как общественная наука. Учение о бытии. Культурология. Классификация социально-гуманитарных наук. Гражданская история. Рассел. Какие методы использует социология? История. Физическая химия. Науки об обществе. Что такое история?

ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА?
Культура – это совокупность достижений человечества в производственном,
общественном и духовном отношении.
Культура - это продукт творческой работы духа над природными условиями.
Материальная
совокупность всех материальных
ценностей,
созданных
определенной
культурой,
её
овеществлённая составляющая
Духовная
утвердившиеся
в
обществе
нормы и нравы, сложившиеся
представления о прекрасном,
религиозные взгляды и научные
идеи

Дом Бальо́, архитектор Антонио Гауди

Духовная культура
Во-первых – духовный мир каждого
человека и его деятельность по
созданию духовных продуктов
Во-вторых – сами продукты духовной
деятельности.

К духовной культуре
относятся религия, наука,
образование, искусство,
язык, письменность и т.д.
Её составляют правила,
эталоны, модели и нормы
поведения,
законы,
ценности,
ритуалы,
символы, мифы, знания,
идеи, обычаи, язык

Эдвард Хоппер. «Кафе-автомат»
Иван Айвазовский. «Девятый вал»
Мировоззренческо-философские,
смысложизненные
ценности
выражают
основы
человеческого
бытия, соотношение человека и мира.
Ключевые понятия: жизнь и смерть,
время, судьба, память, природа,
пространство, отношения с другими
людьми,
гумманизм,
индивидуальность

Нравственные ценности регулируют отношения
между людьми с позиции противостояния
должного и предписанного. Они связаны с
утверждением достаточно жёстких неписаных
законов - принципов, предписаний, заповедей,
табу, запретов и норм. Честность, труд, дружба,
любовь, такт, вежливость и так далее.
Фрида Кало. Всего несколько маленьких царапин

Эстетическая ценность воплощает идеальные
представления о должном, о совершенстве, о
целостности
и
целесообразности. Прекрасное, возвышенное,
трагическое
и
комическое
основные
эстетические ценности.
Леонардо да Винчи. Витрувианский человек

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
по предназначению
Элитарная
сложная по восприятию,
адресована
профессионалам и
привилегированным
членам общества
Народная
создается
неизвестными
творцами,
адресована народу
Массовая
адресована массам
в обществе
потребления
Универсальная
понятная всем
членам общества

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
по охвату
Доминирующая
Культура большинства
населения
(господствующие
духовные ценности)
Субкультура
Культура социальной группы
(малые культурные миры).
Отличается системой
ценностей, языком, манерой
поведения, одеждой и т.д.
Контркультура
Течение, отрицающее
ценности доминирующей
культуры

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Что должно отражать искусство: правду жизни или высокие идеалы?
Что должно пробуждать искусство: чувства или мысли?
Существуют ли объективные показатели шедевра, великого искусства,
великой литературы?
Стоит ли отделять личность автора от созданного им произведения?

МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ
Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и
душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также
выполнение этих правил, поведение.
Мораль – это правила нравственности, а также сама нравственность.
Моральные принципы – это внутренние нравственные рамки
отдельно взятого человека или коллектива, сообщества либо всего
общества в целом.
Гуманизм - человечность в общественной деятельности, в
отношении к людям.

ПОЯВЛЕНИЕ МОРАЛИ
Мораль
реакция
на
взаимное
обособление людей в сообществе.
Формируется параллельно формированию
государства,
одновременно
с
возникновением политического общества
как
компенсация
таких
связей
и
зависимостей, которые устанавливаются с
помощью силы.
Мораль возникает как механизм культуры,
который
способствует
преодолению
обособления и отчуждения между людьми,
созданию нормативных и духовных условий
для их единения.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Принцип талиона. Око за око, зуб за зуб
Золотое правило нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы
другие поступали по отношению к тебе
Принцип золотой середины: избегай крайностей, соблюдай меру
Принцип наибольшего счастья: обеспечить счастьем как можно большее количество людей
Принцип справедливости
Первый принцип: каждый человек должен иметь равные права в отношении основных свобод.
Второй принцип: социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы:
(а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и (б) доступ к положениям и
должностям был бы открыт всем.