Для современной государственно-правовой системы Российской Федерации характерна многопартийность. Учитывая этот факт, решение о принятии закона о политических партиях было также обусловлено и потребностью в более точном определении значения политики в совокупности с гражданскими общественными институтами. Учитывая стремительные изменения в правовой сфере, количественного роста в государственной партийности, появилась необходимость в создании нового закона.

Принятый Государственной Думой 21 июня 2001 года, одобренный Советом Федерации 29 июня того же года Федеральный Закон «О политических партиях» N 95-ФЗ регламентирует тождественность всех партий перед законом. При этом их идеологии и целенаправленность значения не имеют.

Право, предусмотренное ФЗ «О Политических Партиях», позволяет добровольно вступать или воздерживаться от вступления в политические партии, создавать и участвовать в их непосредственной деятельности. В выборе направленности общественного объединения, гражданин руководствуется исключительно своими интересами и идеологией.

Одной из основных задач действующего закона 95-ФЗ является регулирование социальных отношений, возникающих в процессе осуществления гражданами их конституционного права на организацию политических движений. Важно обеспечить юридическую и социальную безопасность в условиях разницы в политических взглядах и чаяний в социуме.

Современное законодательство гласит, что политическая партия создаётся свободно, на добровольных началах. Любое давление со стороны федеральных и управленческих органов на её основателей рассматривается как неправомерное.

В статье 3 рассматриваемого закона даётся чёткое разъяснение внутренней структуры политической партии. Согласно тексту второй части статьи, она должна соответствовать следующим критериям:

  • Региональные отделения каждой должны базироваться минимум в половине субъектов Российской Федерации. В каждом из городов может быть только один филиал конкретной общественной организации.
  • Минимальное количество членов подобного объединения должно составлять 500 человек.
    Штаб руководства и все региональные представительства политической партии находятся на территории Российской Федерации.
  • Партийная эмблема должна отличаться от символики РФ и других государств. Все совпадения в данном случае исключены. В качестве личной символики не может быть использовано изображение, носящее оскорбительный или угрожающий характер по отношению к государству и его гражданам. Также при использовании того или иного изображения не должны нарушаться авторские права (ст. 7, ч. 1-3).

При соблюдении всех указанных выше условий и при соответствующем решении, принятом на учредительном съезде, политическая партия считается созданной. Необходимо уточнить, что любое партийное решение принимается на основании подавляющего большинства голосов политиков, представляющих по меньшей мере половину территориальных субъектов Российской Федерации.

Новое социально-политическое объединение заносится в государственный реестр, как юридическое лицо. С этого момента им могут свершаться предусмотренные пропагандистские и информационные деяния, не противоречащие уставу Конституции РФ (ст. 11, ч. 2, 3).

Согласно действующему закону 95-ФЗ, действия политической партии не могут быть негласными. Вся её деятельность должна быть открытой и поддающейся структурному анализу. Принципы и идеология, которые исповедуются той или иной партией, не должны нарушать конституционные права граждан, угрожать их жизни или свободам, вне зависимости от пола, этнической принадлежности, вероисповедания этих людей. В противном случае, подобное сообщество признаётся экстремистским, и, как следствие, – противозаконным.

Ликвидация политической партии может быть провозглашена на съезде, на основании голосов большинства её членов. Однако она может быть упразднена по решению Верховного Суда Российской Федерации. Это происходит в случаях:

  • Несоблюдения нормативов, указанных в пунктах 4 и 5 ст. 9 95-ФЗ;
  • Непринятия своевременных мер по купированию нарушений, из-за которых деятельность партии ранее была временно приостановлена;
  • Отказа от участия в выборах (статья 37);
  • Качественного несоответствия региональных филиалов требованиям подпункт «а» ч. 2 ст. 3;
  • Наличие идеологии, агитации и деятельности, признанных экстремистскими.

Таким образом, государство обеспечивает политическую и социальную безопасность граждан, не позволяя разрастаться расовой, межнациональной и классовой неприязни.

Как и любой другой современный закон, 95-ФЗ периодически претерпевает правки и изменения. Это связано с постоянно и стремительно меняющейся политической и социально-экономической обстановкой в государстве.

В 95 Федеральный Закон «О политических партиях» последние поправки были внесены 28 декабря 2016 года и вступили в силу 1 марта следующего года.

Скачать

Закон о политических партиях в новой редакции доступен на нашем сайте. Скачать текст действующего Федерального Закона «О политических партиях» N 95-ФЗ можно

Последние изменения, внесенные в закон о партиях в РФ

Федеральным законом N 505-ФЗ, принятым Государственной Думой 28 декабря 2016 года и получившим одобрение Совета Федерации 1 марта 2017 года, были внесены последние поправки в закон РФ о политических партиях в РФ.

Эти изменения относятся к пункту 9 статьи 26.3 рассматриваемого закона. Указанная часть статьи дополняется указанием на то, что понятие «иностранные финансовые инструменты» отныне необходимо рассматривать, опираясь на определение Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ.

В первоначальном тексте статьи говорилось, что до момента выдвижения своей кандидатуры как члена той или иной партии, гражданин обязан закрыть все свои счета в иностранных банках. Также он обязан отказаться от хранения собственных сбережений и ценностей в банках, находящихся за пределами Российской Федерации – фактически отказаться от «иностранных финансовых инструментов».

С 1 марта 2017 года к указанному тексту внесено дополнение, гласящее что понятие «иностранные финансовые инструменты» отныне необходимо рассматривать, опираясь на определение Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ.

Ранее в 2016-м году была в Федеральный Закон «О политических партиях» N 95-ФЗ была внесена ещё одна, не менее важная поправка. Согласно данным изменением, принятым 19 февраля 2016 года, текст пункта 8 статьи 25 гласит, что абсолютно все внутрипартийные процессы, начиная от деятельности региональных филиалов, заканчивая суммами членских взносов членами объединения, решаются в соответствие с уставом данной организации.

Также настоящей поправкой к указанной статье рассматриваемого закона был добавлен пункт 9. Согласно этой части статьи, членам политического сообщества предоставляется право не избирать своего главу.

Российская федерация федеральный закон о политических партиях

(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ , от 25.07.2002 N 112-ФЗ , от 23.06.2003 N 85-ФЗ , от 08.12.2003 N 169-ФЗ , от 20.12.2004 N 168-ФЗ , от 28.12.2004 N 183-ФЗ , от 21.07.2005 N 93-ФЗ , от 31.12.2005 N 202-ФЗ , от 12.07.2006 N 106-ФЗ , от 30.12.2006 N 274-ФЗ , от 26.04.2007 N 64-ФЗ , от 22.07.2008 N 144-ФЗ , от 23.07.2008 N 160-ФЗ , от 08.11.2008 N 200-ФЗ , от 05.04.2009 N 41-ФЗ , от 05.04.2009 N 42-ФЗ , от 28.04.2009 N 75-ФЗ , от 12.05.2009 N 94-ФЗ , от 19.07.2009 N 196-ФЗ , от 17.12.2009 N 319-ФЗ , от 06.05.2010 N 80-ФЗ , от 04.06.2010 N 116-ФЗ , от 03.11.2010 N 289-ФЗ , от 05.04.2011 N 44-ФЗ , от 23.07.2011 N 259-ФЗ , от 08.12.2011 N 421-ФЗ , от 02.04.2012 N 28-ФЗ , от 02.10.2012 N 157-ФЗ )

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач. Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий.

Глава I. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации.

Статья 2. Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии

Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий.

Статья 3. Понятие политической партии и ее структура

1. Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. 2. Политическая партия должна отвечать следующим требованиям: а) политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии; (в ред. Федерального закона от 02.04.2012 N 28-ФЗ ) б) в политической партии должно состоять не менее пятисот членов политической партии с учетом требований, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях; (в ред. Федерального закона от 02.04.2012 N 28-ФЗ ) в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 75-ФЗ ) 3. Под региональным отделением политической партии в настоящем Федеральном законе понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом. 4. Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе. Основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов. (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ , от 02.10.2012 N 157-ФЗ ) 5. Под политической партией, представленной в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в настоящем Федеральном законе понимается политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, или политическая партия, федеральному списку кандидатов которой передан депутатский мандат (переданы депутатские мандаты) в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". (в ред. Федерального закона от 04.06.2010 N 116-ФЗ ) Под политической партией, представленной в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, в настоящем Федеральном законе понимается политическая партия, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, или политическая партия, списку кандидатов которой передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". (в ред. Федерального закона от 04.06.2010 N 116-ФЗ )

"

Конституция Российской Федерации 1993 года гласит, что «каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется», при этом «в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность».

Таким образом, в Конституции не упоминается понятия политической партии, она гарантирует деятельность всех общественных объединений: профсоюзов, ассоциаций, клубов и многих других, в том числе и политических партий.

В отличие от России большинство современных демократических государств включило в основной закон положение о политических партиях. Это свидетельствует о признании особой роли, которую они играют в организации и осуществлении государственной власти.

При этом, однако, вопрос о конституционализации политических партий, о придании им статуса конституционного института остается дискуссионным в западной политической и юридической литературе. Главный из аргументов состоит в том, что партии рассматриваются как практическое осуществление одного из основных прав человека - свободы объединения и, следовательно, любое их правовое регулирование, особенно конституционное, является ограничением этой свободы. Другой довольно распространенный аргумент - конституционное признание политических партий означает включение их в сферу государственности.

Указанные аргументы нельзя признать полностью состоятельными. Конечно, «любое правовое регулирование партий, в том числе и конституционное, является в определенной мере ограничением свободы объединения. Но эта свобода не может быть абсолютной, как желалось бы сторонникам радикального либерализма. Придание партиям конституционного статуса призвано ввести их деятельность в правовые рамки (что необходимо, учитывая ту роль, которую они играют в политической жизни современного государства), предотвратить использование свободы объединения в ущерб демократии».

Конституция, на мой взгляд, как основной закон должна закреплять принципиальные основные положения, определяющие правовой статус политической партии и взаимоотношение с государством, но при этом независимо от объема конституционного регулирования политических партий, положения основного закона - лишь основа их правового статуса, который детально регулируется иными нормативными актами.

В настоящее время действует Федеральный закон «О политических партиях». Принятие этого закона является очень важным шагом в развитии демократического общества России.

Вокруг данного закона шла острая полемика как в процессе принятия его (между первым и вторым чтениями депутаты внесли в президентский проект почти полторы тысячи поправок, самые существенные из них исходили из отклоненных Думой четырех альтернативных проектов), так и после вступления его в силу.

По мнению многих политиков, Закон не является идеальным, однако он предоставляет правовую основу для деятельности политических партий; кроме этого, он служит консолидации общества вокруг политических идей. Важным фактом является и то, что принятие соответствующего закона было одним из требований Совета Европы.

Федеральный закон «О политических партиях» состоит из 10 глав. Предметом его регулирования «являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации».

Важным является то, что закон практически дублирует положение Конституции о праве граждан на объединение, но при этом конкретизирует право на объединение непосредственно в политическую партию.

Сфера деятельности партии - вся территория Российской Федерации, либо ее часть, но в соответствии с требованиями настоящего закона. Закон содержит и ряд иных принципов деятельности политической партии: это добровольность, равноправие, самоуправление, законность и гласность.

В главе «Общие положения» сформулированы два основных понятия - политической партии и регионального отделения.

Затронут острый вопрос о государстве, государственных органах, должностных лицах и их вмешательстве в деятельность политической партии. Так, в соответствии со статьей 10 «вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается» При этом «вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующей политической партии или по согласованию с ней».

При этом связь государства и политических партий в России довольно значительна, особенно в период участия партий в выборах и референдумах. Поэтому нужно подчеркнуть, что значение избирательного законодательства в правовом регулировании деятельности политических партий велико.

Особый случай представляло до недавнего времени избирательное законодательство России, - оно не признавало политические партии основными субъектами избирательного процесса, допуская к участию в нем практически все общественные объединения. Политические партии не выделялись в этом законодательстве из общего понятия «избирательное объединение».

Положение изменилось с принятием в 1997 году Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права участия в референдуме граждан Российской Федерации». В отличие от ранее действовавшего законодательства в нем дается иное определение понятия «избирательного объединения». Им является не любое общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах, а только политическое объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение).

Затем с принятием Федерального закона «О политических партиях» положение изменилось. Теперь «политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти».

Наряду с участием в избирательном процессе важнейшим видом деятельности политической партии является их парламентская деятельность. «Современный российский парламент партиен по своему составу и, следовательно, его функционирование во многом зависит от деятельности в нем политических партий». Это обусловило необходимость ее правового регулирования, которое осуществляется регламентом палат, в котором определяется порядок образования парламентских фракций, их права и обязанности, связанные с формированием парламентских органов, парламентской процедурой и тому подобное.

Правовой статус политической партии в законодательстве Российской Федерации, прежде всего, исходит из права граждан на объединение. Это право закрепляется не только в Конституции России и федеральном законодательстве, но и в Конституциях, Уставах субъектов федерации.

Международные стандарты так же влияют на правовую базу законодательства о политических правах граждан, так «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», гласит:

«Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов».

«Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности».

Суммируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы.

Содержание законодательства об общественных объединениях Российской Федерации в целом соответствует международным стандартам и механизмам в области обеспечения политических прав человека. В силу этого оно не вступает в противоречие с международными обязательствами России в данной сфере (в частности, с положениями Европейского комитета по правам человека), а, напротив, дополняет и детализирует их, вводя понятие «политической партии».

Вместе с тем следует признать слабую разработку в текущем законодательстве РФ спектра политических прав и свобод граждан. Важно отметить, что они не нашли должного отражения, в первую очередь, в действующей Конституции РФ.

Это особенно актуально в свете статьи 4 Федерального закона «О политических партиях»: «Деятельность политических партий регулируется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами».

В этом смысле, при отсутствии даже упоминания о политических партиях в Конституции страны, настоящий закон призван восполнить образовавшийся вакуум в нормативном оформлении права граждан на объединение. Вместе с тем, в связи с образовавшимися пробелами в тексте конституции, возникает необходимость внесения в нее соответствующих поправок. Однако аналитики сходятся во мнении, что действующий механизм внесения поправок в Конституцию РФ практически не реализуем. Но нельзя забывать, что чрезмерная регламентация, усложненность процедуры легализации политических партий ведут к недопустимому ограничению свободы объединения.

«И хотя нет, и не может быть единой модели, общим должно стать требование ее соответствия разумному балансу между свободой объединения и конкретно обусловленной необходимостью ее ограничения». А такая тенденция прослеживается в действующем законодательстве.

Анализ конституционно-правовой базы деятельности политических партий выявляет интересную закономерность: в странах с давними многовековыми традициями многопартийности упоминания о партиях в конституциях, равно как и специальные законы, посвященные партиям, обычно отсутствуют, а их деятельность регулируется в рамках гражданского законодательства либо законов о выборах. В частности, законы о политических партиях отсутствуют в Австралии, США (на федеральном уровне) и Швейцарии. В Великобритании закон о политических партиях был принят лишь в 2000 году. Во Франции правовое регулирование деятельности партий осуществляется в рамках закона о свободе ассоциаций, принятом еще в 1901 году. Напротив, в странах с относительно недавно сформировавшимися конституционными традициями правовое регулирование партийной деятельности более предметно. В частности, подробные законы о политических партиях приняты в ФРГ (1967), Португалии (в 1974 году, дополнен в 1995-м), Австрии (1975), Испании (1978), Бразилии (1979), Болгарии (1990, 2004), Буркина-Фасо (1991), Израиле (1992), Эфиопии (1993). Законы, регулирующие деятельность политических партий, приняты в большинстве стран СНГ: Азербайджане, Белоруссии, Киргизии, Казахстане, Молдавии, Таджикистане, Узбекистане, Украине. Необходимость в этом очевидна: в странах с тоталитарным и авторитарным прошлым переход к демократическим формам организации политической власти требовал создания правовых предпосылок для обеспечения участия граждан в общественной жизни и предметного регулирования деятельности партий.

В ряде зарубежных государств (Австрия, Бельгия, Испания, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Швеция) статус политических партий непосредственно увязан с закреплением в конституциях основ избирательной системы. В некоторых странах вопросы правового регулирования деятельности политических партий и порядка организации и проведения выборов объединены в рамках единого нормативного правового акта (например, в Мексике - федеральный закон о политических организациях и избирательном процессе). В ряде зарубежных государств (Бельгия, Греция, Италия, Испания, Швеция, Финляндия) приняты специальные законы о порядке финансирования политических партий.

В Российской Федерации законодательство о политических партиях образуют нормативно-правовые акты, предметом регулирования которых выступают общественные отношения, связанные с созданием и деятельностью политических партий, их участием в выборах и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Эти акты различаются по своей юридической силе, источнику принятия, масштабу действия юридических норм и образуют иерархически выстроенную систему.

В системе нормативных актов, определяющих правовой статус политической партии, ее права и обязанности, основания и порядок участия в выборах, референдуме, отзыве избранных депутатов и выборных должностных лиц, следует выделить:

  • Конституцию Российской Федерации;
  • общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации;
  • федеральные нормативные правовые акты;
  • нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
  • нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, а также решения, принятые на местном референдуме или сходе граждан.

Конституция Российской Федерации . Базовым, отправным актом, определяющим правовой статус политической партии и основные начала ее участия в избирательном процессе, выступает Конституция Российской Федерации, нормы которой имеют наивысшую юридическую силу и прямое действие. В комплексе норм, непосредственно закрепленных в Основном Законе, следует особо выделить две группы:

  • определяющие основы статуса политической партии как общественного объединения и субъекта публичной политики;
  • закрепляющие основные избирательные стандарты и принципы организации избирательного процесса.

Хотя Конституция Российской Федерации не содержит специальных статей о политических партиях, основы их правового положения как общественного объединения и субъекта публичной политики закреплены в ряде статей Конституции Российской Федерации. Системная связь норм, содержащихся в Конституции, позволяет выявить основные элементы правового статуса политических партий, которые могут быть конкретизированы в текущем законодательстве при условии полного соответствия его норм конституционным положениям и нормам международного права.

К важнейшим положениям Конституции, закрепляющим основы правового статуса партии, следует отнести признание идеологического и политического многообразия, многопартийности, запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной, провозглашение равенства общественных объединений перед законом, запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Часть первая ст. 30 Конституции России закрепляет право граждан на объединение, гарантирует свободу деятельности общественных объединений, а часть вторая - запрещает принуждение к вступлению в какое-либо объединение и пребыванию в нем. Право каждого на объединение относится к базовым ценностям общества и государства, основанным на принципах господства права и демократии, и включает в себя право свободно создавать объединения для защиты своих интересов и свободу деятельности общественных объединений. Как отметил в своем решении Конституционный суд Российской Федерации, ст. 30 Конституции «непосредственно не закрепляет право граждан на объединение в политические партии, однако, по ее смыслу во взаимосвязи со статьями 1, 13, 15 (часть 4), 17 и 32 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации названное право, включающее право создания политической партии и право участия в ее деятельности, является неотъемлемой частью права каждого на объединение, а свобода деятельности политических партий как общественных объединений гарантируется».

Провозгласив право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32), закрепив федеративный характер государственного устройства (ст. 1, 5), признание самостоятельности местного самоуправления (ст. 12), избрание Президента Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 81), сроки полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы (ст. 81, 96), Конституция Российской Федерации в основных чертах предопределила основные векторы деятельности политических партий по содействию формирования политической воли граждан посредством участия в выборах и в деятельности представительных органов государственной власти и муниципальных образований. Общепризнанные принципы и нормы международного права.

Международные договоры . Конституция Российской Федерации закрепляет общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в качестве составной части правовой системы Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В последние годы в вопросах правового регулирования деятельности политических партий все большее значение приобретают и международно-правовые нормы, закрепленные в международных договорах, ратифицированных Российской Федерацией и являющихся частью ее правовой системы. В числе наиболее значительных документов следует отметить Международный пакт о гражданских и политических правах, п. 1 ст. 22 которого закрепляет право каждого человека на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов».

Многие региональные международные стандарты содержатся в документах Совета Европы, в том числе Европейской конвенции о защите основных прав и свобод человека, резолюциях ПАСЕ «О кодексе надлежащей практики в избирательных вопросах», «Об ограничении на деятельность политических партий в государствах - членах Совета Европы». В 2002 году подписана (и 11 ноября 2003 года вступила в силу) Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах -участниках Содружества Независимых Государств. Важное методологическое значение имели Декларация о критериях свободных и справедливых выборов (1994) и принятые в 1999 году Европейской комиссией Совета Европы «За демократию через право» (Венецианской комиссией) «Руководящие принципы запрета и роспуска политических партий».

Указанные акты определяют невозможность ограничения права на свободу ассоциации, которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. В то же время Международный пакт не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции, а Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод -также и для лиц, входящих в состав административных органов государства. Кроме того, ст. 11 этой конвенции специально оговаривает возможность государств-участников вводить ограничения на политическую деятельность иностранцев.

Законодательство Российской Федерации, регулирующее порядок участия политических партий в выборах, составляют федеральные конституционные законы, федеральные законы, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации.

В отличие от ряда зарубежных стран (Румыния, Тунис и другие), Конституция Российской Федерации не предусматривает возможности комплексного регулирования деятельности политических партий конституционным либо органическим законом.

Вместе с тем, отдельные аспекты деятельности политических партий получили нормативное закрепление в федеральных конституционных законах (в рамках обозначенных в Конституции предметов их правового регулирования). Так, основания приостановления деятельности политических партий предусмотрены федеральными конституционными законами «О военном положении» и «О чрезвычайном положении».

Федеральным конституционным законом «О Конституционном суде Российской Федерации» установлен запрет на членство судей Конституционного Суда в политических партиях, а Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» - предписание о необходимости прекращения Уполномоченным членства в партии после назначения (может осуществляться в форме выхода из партии либо приостановления членства в партии). Вопросы участия политических партий в агитации по вопросам общероссийского референдума предметно раскрыты в Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации».

Основной формой правового регулирования политических партий является закрепление соответствующих норм в федеральных законах, прежде всего в федеральных законах «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации».

Именно эти законодательные акты являются основными в процессе институционализации российских партий как по охвату важнейших предметов правового регулирования, так и полноте содержащихся в них предписаний.

Так, Федеральным законом «Об общественных объединениях» определено правовое положение политической партии как одной из организационно-правовых форм общественного объединения, определены некоторые особенности их правового регулирования. Тем самым на уровне текущего федерального законодательства снимаются любые вопросы о распространении на политические партии положений Конституции Российской Федерации и ратифицированных Российской Федерацией международных договоров, определяющих правовые гарантии свободы создания и деятельности общественных объединений.

Федеральным законом «О политических партиях» регулируются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации. В нем получили закрепление правовые нормы и институты, определяющие понятие, цели деятельности политических партий, ограничения на создание политических партий, порядок их создания, регистрации, приостановления и ликвидации, основы внутреннего устройства, вопросы государственной поддержки и финансирования их деятельности. В рамках данного закона предметно определены и вопросы, связанные с условиями участия партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений в выборах и правовые критерии такого участия.

Вопросы, связанные с гарантиями избирательных прав граждан Российской Федерации, общим порядком и процедурой выдвижения политическими партиями кандидатов и списков кандидатов и их регистрации, правил ведения предвыборной деятельности, подведением итогов голосования и распределения депутатских мандатов, участием в референдуме, урегулированы Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В ряду источников избирательного права он занимает особое место, поскольку определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации и политическими партиями как коллективными субъектами избирательного процесса конституционного права на участие в выборах и референдуме, определяет порядок совершения политическими партиями, их уполномоченными представителями, выдвигаемыми ими кандидатами необходимых избирательных действий и основных избирательных процедур выборах и референдумах на всех уровнях.

Особенности, связанные с участием политических партий в выборах депутатов Государственной Думы определяются Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Данным законом, в частности, определяется вид избирательной системы, применяемый на выборах депутатов Государственной Думы, особенности выдвижения кандидатов, состав и структура федерального списка кандидатов и условия, необходимые для его регистрации, порядок распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов и внутри каждого списка.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации и их значение для развития системы законодательства о политических партиях. Важное значение в правовом регулировании статуса политических партий и их участия в избирательном процессе имеют правовые позиции, содержащиеся в решениях Конституционного Суда Российской Федерации1, которые оказывают значительное влияние на развитие партийной системы страны, своевременно указывают федеральному законодателю пределы конституционного поля, в которых он может осуществлять законодательное регулирование.

Помимо федеральных законов проведение выборов в определенных случаях может регулироваться указами Президента Российской Федерации. Если срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления истек или полномочия были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта Российской Федерации о выборах отсутствует либо положение (положения) закона субъекта Российской Федерации не может быть применено (не могут быть применены) вследствие признания его судом недействующим и не подлежащим применению, выборы в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в орган местного самоуправления в части положения (положений) закона субъекта Российской Федерации, признанного судом недействующим и не подлежащим применению, проводятся соответствующей избирательной комиссией на основе Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иных федеральных законов, обеспечивающих реализацию права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а в случае, если имеющаяся правовая база недостаточна, в части, не урегулированной законом, также на основе указов Президента Российской Федерации.

Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальных образований . Нормы, затрагивающие вопросы деятельности политических партий, содержатся в конституциях и уставах, а также в законах субъектов Российской Федерации, нормативных актах муниципальных образований. В ряде конституций, уставов субъектов Российской Федерации вопросам избирательной системы посвящены не только статьи, но и отдельные главы. Законодательство большинства субъектов Российской Федерации включает отдельные законы о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, глав местного самоуправления и депутатов представительных органов местного самоуправления, о региональном и местном референдумах. В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы об отзыве депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.

В 16 субъектах Российской Федерации законодательство о выборах кодифицировано. В этих документах субъекты Российской Федерации в рамках определенных федеральным законодательством правовых стандартов определяют ключевые параметры избирательной системы, в том числе вид избирательной системы (пропорциональная или смешанная), структуру регионального списка кандидатов, число мандатов, подлежащих распределению в мажоритарных избирательных округах, порядок распределения мандатов внутри списка кандидатов, уровень явки, необходимый для признания выборов состоявшимися, и так далее.

Значительное воздействие на место и роль партий в общественной жизни регионов оказывают законы субъектов Российской Федерации и регламенты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это воздействие особенно заметно в детализации различных аспектов участия политических партий в региональных и местных выборах, а также вопросов деятельности депутатских объединений в представительных органах государственной власти и местного самоуправления. До 2001 года в ряде субъектов Российской Федерации (например, в республиках Башкортостан, Калмыкия, Тыва) также действовали законы, регулирующие деятельность региональных политических партий на региональном уровне. В настоящее время все они признаны утратившими силу.

Наконец, последними по уровню правового регулирования, но далеко не последними по важности являются акты самой политической партии- ее устав, а также принятые на его основе и в соответствии с ним иные локальные акты: положения о руководящих органах партии, об уплате членских взносов, об аппарате партии и другие документы. Их важность усиливается и положениями федерального законодательства, содержащего многочисленные отсылки к положениям устава, в том числе в отношении порядка реализации партией права на выдвижения кандидатов, прав региональных отделений и иных структурных подразделений, оснований и процедур отзыва и исключения кандидатов из списка, особенностей выдвижения кандидатов на повторных и дополнительных выборах.

Российская Федерация

Глава I. Общие положения

Статья 1. Право граждан на объединение в политические партия

Право граждан объединяться в политические партии основано на следующих принципах:

    · создания политических партий в соответствии со своими убеждениями, вступления в политические партии при условии признания вступающими их уставов,

    · участия в деятельности политических партий в соответствии с целями, определенными их программами, и в формах, установленных их уставами;

    · свободного выхода из политических партий.

Статья 2. Законодательство о политических партиях

Деятельность политических партий регулируется Конституцией Российской Федерации. Федеральным законом «Об общественных объединениях», настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Политическая партия

Под политической партией по смыслу настоящего Федерального закона понимается общественное объединение, целью которого является участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах, в организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Цели и задачи политической партии отражаются в ее учредительных и программных документах, публикуемых для всеобщего сведения в средствах массовой информации.

Статья 4. Виды политических партий

В Российской Федерации могут создаваться общероссийские политические партии, межрегиональные политические партии и региональные политические партии.

Общероссийские политические партии - это политические партии, которые имеют территориальные организации более чем в половине общего числа субъектов Российской Федерации с количеством членов в каждой не менее ста или получили поддержку более 5 процентов общего числа избирателей, принимавших участие в выборах федеральных органов государственной власти.

Межрегиональные политические партии - это политические партии, которые имеют территориальные организации не менее чем в двух, но не более чем в половине общего числа субъектов Российской Федерации с количеством членов в каждой не менее десяти.

Региональные политические партии - это политические партии, которые действуют на территории одного субъекта Российской Федерации.

Глава II. Создание и деятельность политических партий

Статья 5. Создание политической партии

Политическая партия создается свободно, без каких-либо разрешений, на учредительном съезде (конференции, собрании) политической партии, на котором принимаются устав, программа и формируются руководящие органы политической партии. Политическая партия считается созданной с момента принятия решения о создании политической партии, об утверждении ее устава и о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов.

Учредителями политической партии являются физические лица в количестве не менее десяти человек.

О месте и дате проведения учредительного съезда (конференции, собрания) политической партии, а также об основных положениях устава политической партии инициативная группа по ее созданию сообщает в средства массовой информации не позднее чем за месяц до дня созыва учредительного съезда (конференции, собрания) политической партии.

Статья 6. Ограничения на создание и деятельность политических партий

Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Не допускаются в любых формах создание и деятельность организационных структур политических партий в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления. Вооруженных Силах Российской Федерации, правоохранительных органах, а также в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В случае введения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях чрезвычайного положения на политические партии могут распространяться временные ограничения их деятельности в порядке и объеме, предусмотренных федеральным конституционным законом о чрезвычайном положении.

Статья 7. Членство в политической партии

Членство в политической партии возможно только на основе добровольного волеизъявления граждан Российской Федерации. Коллективное членство в политической партии не допускается.

Статья 8. Устав политической партии

Устав политической партии должен определять:

    1) название, цели и задачи политической партии,

    2) структуру политической партии, руководящие и контрольно-ревизионные органы политической партии, территорию, в пределах которой данная политическая партия осуществляет свою деятельность,

    3) условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, права и обязанности членов политической партии,

    4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов политической партии, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа,

    5) порядок выдвижения кандидатов от политической партии на выборные, а также на иные должности в органы государственной власти и органы местного само управления,

    6) порядок внесения изменений и дополнений в устав политической партии,

    7) источники формирования денежных средств и иного имущества политической партии, права политической партии и ее структурных подразделений по управлению этим имуществом,

    8) порядок решения имущественных споров, связанных с реорганизацией политической партии;

    о равноправии членов политической партии,

    о гласности всей деятельности политической партии и ее руководящих органов; о символике политической партии (если она имеется);

    о порядке реорганизации или ликвидации путем самороспуска политической партии.

В уставе политической партии могут содержаться и иные положения, относящиеся к ее деятельности, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

В своей служебной деятельности члены политической партии, за исключением работников ее аппарата, решениями политической партии не связаны.

Статья 9. Государственная регистрация политических партий

Государственная регистрация общероссийской политической партии производится Министерством юстиции Российской Федерации.

Государственная регистрация межрегиональной политической партии производится органом юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа политической партии.

Государственная регистрация региональной политической партии осуществляется органом юстиции субъекта Российской Федерации.

Для государственной регистрации политической партии в регистрирующий орган подаются следующие документы:

· заявление, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа данной политической партии с указанием места жительства каждого,

· устав политической партии в двух экземплярах, выписка из протокола учредительного съезда (конференции, собрания) политической партии, содержащая сведения о создании политической партии, об утверждении ее устава и о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов;

· сведения об учредителях - членах политической партии, документ об уплате регистрационного сбора, документ о предоставлении юридического адреса политической партии; протокол учредительного съезда (конференции, собрания) - для общероссийской или межрегиональной политическом партии,

· экземпляр издания средства массовой информации, в котором помещено сообщение о месте и дате проведения учредительного съезда (конференции, собрания) политической партии, а также сообщено об основных положениях ее устава.

Регистрирующему органу запрещается требовать от политической партии представления документов, не указанных в части четвертой настоящей статьи.

Общероссийские политические партии могут использовать в своих названиях наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа.

При использовании политической партией личного имени гражданина или символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, представляются документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Документы подаются на государственную регистрацию политической партии в течение трех месяцев со дня проведения ее учредительного съезда (конференции, собрания).

При обнаружении в представленных документах ошибок или неточностей регистрирующий орган обязан в двухнедельный срок письменно уведомить политическую партию о допущенных нарушениях и предложить устранить их.

Государственная регистрация политической партии производится регистрирующим органом в течение одного месяца со дня подачи документов (если нет ошибок и неточностей в представленных политической партией документах). Нарушение указанного срока не допускается и влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При отказе политической партии в государственной регистрации регистрирующий орган обязан выдать ее учредителям мотивированный отказ в письменной форме.

Изменения и дополнения, вносимые в устав политической партии, подлежат государственной регистрации тем же органом, в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация самой политической партии, и приобретают юридическую силу с момента такой регистрации.

За государственную регистрацию политической партии взимается регистрационный сбор в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Министерство юстиции Российской Федерации и его органы в субъектах Российской Федерации ведут ежегодно публикуемые государственные реестры политических партий.

Документом, удостоверяющим факт государственной регистрации политической партии, а также внесения ее в государственный реестр политических партий, является свидетельство о государственной регистрации, выдаваемое в установленном порядке.

Истребование у политической партии каких-либо иных документов, удостоверяющих факт ее государственной регистрации, запрещается.

Политическая партия приобретает права юридического лица со дня ее государственной регистрации.

Данный порядок государственной регистрации политической партии действует до принятия федерального закона о государственной регистрации юридических лиц.

Статья 10. Отделения политической партии

Региональные, местные отделения политической партии создаются в порядке, устанавливаемом уставом политической партии.

Постоянно действующий руководящий орган политической партии письменно уведомляет о создании отделения политической партии регистрирующий орган (с приложением копии устава политической партии и свидетельства о ее государственной регистрации) по месту создания отделения данной политической партии.

Регистрирующий орган в недельный срок со дня получения уведомления о создании отделения политической партии вносит сведения о создании отделения политической партии в соответствующий единый государственный реестр юридических лиц, взимает с указанного отделения регистрационный сбор, равный трем минимальным размерам оплаты труда, и выдает этому отделению свидетельство о государственной регистрации отделения политической партии.

Со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц отделение политической партии приобретает права юридического лица.

Статья 11 . Основания для отказа в государственной регистрации политической партии

В государственной регистрации политической партии может быть отказано, если:

· положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации и части первой статьи 23 Федерального закона «Об общественных объединениях»,

· устав политической партии не соответствует требованиям статьи 6 настоящего Федерального закона,

· не выполнены требования части третьей статьи 5 и части четвертой статьи 9 настоящего Федерального закона,

· юридический адрес политической партии находится за пределами территории Российской Федерации.

Мотивированный отказ в государственной регистрации политической партии выдается в письменной форме с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло отказ в государственной регистрации.

Отказ в государственной регистрации политической партии может быть обжалован в судебном порядке.

Глава III. Права политических партий и формы контроля за их деятельностью

Статья 12. Права политических партий

Каждая политическая партия в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, имеет право:

· выдвигать кандидатов на выборные, а также на иные должности в органы государственной власти и органы местного самоуправления,

· участвовать в подготовке и проведении референдумов и выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления,

· создавать партийные фракции и другие депутатские объединения в законодательных (представительных) органах государственной власти и выборных органах местного самоуправления,

· вносить предложения (выступать с инициативами) по организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, участвовать в выработке решений по политическим и иным вопросам жизни общества;

· свободно распространять в устной, письменной и иной формах информацию о своей деятельности, пропагандировать свои цели и задачи, иметь свои программные документы,

· учреждать собственные издательства и средства массовой информации, пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой ин формации, включая прессу, радио и телевидение;

· проводить собрания, митинги, демонстрации и иные публичные мероприятия; устанавливать и поддерживать международные связи и контакты с зарубежными политическими партиями и объединениями; вступать в международные союзы и ассоциации; создавать отделения и представительства в соответствии со своими уставными целями и задачами;

· осуществлять в соответствии со своим уставом хозяйственную, финансовую и иную деятельность, не противоречащую законодательству Российской Федерации.

Статья 13. Имущество политических партий

В собственности политических партий могут находиться здания и сооружения, оборудование и инвентарь, типографии, теле- и радиостанции, денежные средства, а также иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, предусмотренной уставами политических партий и законодательством Российской Федерации.

Имущество политических партий используется только для реализации уставных целей и задач политических партий и не подлежит распределению между их членами.

Статья 14. Денежные средства политических партий

Денежные средства политических партий формируются из:

· вступительных и членских взносов, если они предусмотрены уставами политических партий;

· государственных субсидий, добровольных пожертвований,

· поступлений от проведения в соответствии с уставами политических партий лекций, выставок и иных подобных мероприятий,

· доходов от издательской и иной деятельности, соответствующей уставным целям и задачам политических партий, иных поступлений, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Пожертвования на нужды политических партий

Политические партии вправе принимать пожертвования в виде имущества, включая денежные средства, от физических лиц, негосударственных организаций, общественных объединений и фондов и иных юридических лиц при условии, что эти пожертвования документально подтверждены с обязательным указанием их источника.

Не допускаются пожертвования от:

· благотворительных и религиозных организаций; государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также организаций с участием государства и (или) органов местного самоуправления,

· органов государственной власти и органов местного самоуправления, за исключением субсидий, предоставляемых этими органами в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона,

· иностранных государств, иностранных граждан и юридических лиц, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 30 процентов,

· анонимных лиц,

· политических партий, не входящих в объединение с политической партией, которой оказывается финансовая помощь.

Пожертвования, указанные в части второй настоящей статьи, политическая партия должна в двухнедельный срок со дня их получения передать в доход государства на цели образования, науки, культуры и здравоохранения.

Сумма пожертвований, полученная политической партией от одного юридического лица в течение календарного года, не может превышать одной тысячи, а от физического лица - ста установленных законом минимальных размеров оплаты труда.

Статья 16. Хозяйственная деятельность политических партий

Политические партии в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими уставами обладают самостоятельностью в принятии решений в хозяйственных вопросах, в вопросах оплаты труда сотрудников данной партии, в использовании финансовых и материальных ресурсов.

В целях создания финансовых и материальных условий для реализации своих уставных целей и задач, а также закрепленных статьей 12 настоящего Федерального закона прав политическая партия вправе создавать организации в порядке, установлен ном законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Государственная поддержка политических партий

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают поддержку политическим партиям, имеющим свидетельство о государственной регистрации:

· обеспечивая им равный доступ к государственным и муниципальным средствам массовой информации, а также к средствам массовой информации с участием органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления,

· предоставляя на равных льготных условиях помещения и средства связи, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности;

· осуществляя финансирование деятельности политических партий согласно статье 18 настоящего Федерального закона;

· обеспечивая равенство возможностей для проведения избирательных кампаний. Государственная поддержка политической партии временно прекращается в случае приостановления деятельности данной партии на основании положений статьи 24 настоящего Федерального закона.

В случае запрета деятельности политической партии ее государственная поддержка прекращается со дня вступления в законную силу решения суда о запрете деятельности политической партии, а авансированные выплаты, предусмотренные статьей 18 настоящего Федерального закона, возвращаются органу, осуществившему эти выплаты.

Статья 18. Государственное финансирование политических партий

Государственное финансирование общероссийских политических партий, участвующих в выборах в федеральные органы государственной власти, производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или иными избирательными комиссиями. Порядок государственного финансирования избирательных кампаний общероссийских политических партий и порядок отчетности об использовании государственных субсидий на проведение избирательных кампаний определяются федеральным законодательством о выборах и нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Государственное финансирование межрегиональных и региональных политических партий осуществляется исходя из возможностей бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.

Финансирование деятельности фракций политических партий в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации и выборных органах местного самоуправления производится в соответствии с нормативными актами, определяющими порядок деятельности этих органов.

Денежные средства, выделяемые на государственное финансирование политических партий, не подлежат налогообложению.

Статья 19. Контроль за финансовой деятельностью политических партий

Руководящие органы политических партий обязаны публиковать финансовые отчеты об источниках, о размерах и расходовании средств, поступивших в партийные кассы в течение отчетного года, а также об имуществе политических партий и уплаченных налогах.

Финансовые отчеты общероссийских политических партий после проверки их соответствующими органами Государственной налоговой службы Российской Федерации направляются в Счетную палату Российской Федерации не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Счетная палата Российской Федерации направляет финансовые отчеты общероссийских политических партий Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для последующего распространения.

Государственное финансирование политических партий в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона может быть приостановлено в случае нарушения ими положений настоящей статьи.

Глава IV. Участие политических партий в выборах

Статья 20. Формы участия политических партий в выборах

Политические партии участвуют в выборах:

· самостоятельно,

· заключая предвыборные соглашения с другими политическими партиями,

· вступая в избирательные блоки с другими политическими партиями. Политические партии в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах имеют право на:

· выдвижение кандидатов самостоятельно или от избирательных блоков, проведение предвыборной агитации с соблюдением равных условий, в том числе равного доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации, а также к средствам массовой информации с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления наблюдение за ходом выборов и участие в определении их результатов; участие в работе избирательных комиссий.

Статья 21. Участие политических партий в избирательных блоках

После регистрации избирательных блоков соответствующими избирательными комиссиями политические партии, выдвинувшие своих кандидатов по спискам одного избирательного блока, не имеют права выдвигать своих кандидатов самостоятельно или по спискам от другого избирательного блока на том же уровне.

Статья 22.Фракции политических партий

Фракции политических партий в законодательных (представительных) органах государственной власти и выборных органах местного самоуправления образуются и действуют в соответствии с нормативными актами, определяющими порядок деятельности этих органов, и уставами политических партий.

Глава V. Приостановление, запрет деятельности (ликвидация) политической партии

Статья 23. Приостановление деятельности политической партии

В случае нарушения политической партией Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации органами юстиции выносится предупреждение о прекращении незаконной деятельности данной политической партии. Если политическая партия в десятидневный срок не выполнит требования о прекращении незаконной деятельности, ее деятельность может быть приостановлена в соответствии со статьей 42 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Статья 24. Последствия приостановления деятельности политической партии

В случае приостановления деятельности политической партии на срок, определенный решением суда, приостанавливаются ее права как учредителя средств массовой информации; ей запрещается пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой информации, организовывать митинги, демонстрации и иные публичные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах, использовать банковские вклады, за исключением осуществления расчетов по хозяйственной деятельности и по трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных ее действиями, и уплате налогов, штрафов.

Если в течение установленного судом срока приостановления деятельности политической партии она устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления ее деятельности, то после окончания указанного срока политическая партия возобновляет свою деятельность в полном объеме.

В случае неустранения политической партией нарушения, указанного в части первой настоящей статьи, орган, внесший в суд заявление о приостановлении деятельности данной политической партии, вносит в суд заявление о запрете деятельности (ликвидации) данной политической партии.

Статья 25. Запрет деятельности (ликвидация) политической партии

Деятельность политической партии может быть запрещена только по решению суда о ее ликвидации. Основаниями запрета деятельности (ликвидации) судом политической партии являются:

· деятельность политической партии, запрещенная частью первой статьи 6 настоящего Федерального закона;

· противоправная деятельность политической партии после приостановления ее деятельности по решению суда в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

Статья 26. Решение о запрете деятельности (ликвидации) политической партии

Запрет деятельности (ликвидация) политической партии допускается по решению суда и только по основаниям, предусмотренным статьями 25 и 29 настоящего Федерального закона.

Заявление в суд о запрете деятельности (ликвидации) общероссийской политической партии по указанным в статье 25 настоящего Федерального закона основаниям вносится Генеральным прокурором Российской Федерации.

Заявление в суд о запрете деятельности (ликвидации) межрегиональной, региональной политической партии по указанным в статье 25 настоящего Федерального закона основаниям вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации».

Статья 27. Реорганизация и ликвидация политической партии

Реорганизация политической партии осуществляется по решению съезда (конференции, собрания) политической партии путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.

Государственная регистрация вновь образованной в результате реорганизации политической партии осуществляется в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Ликвидация политической партии осуществляется путем самороспуска в соответствии с ее уставом либо в судебном порядке по основаниям и в порядке, предусмотренными статьями 25, 26 и 29 настоящего Федерального закона.

Статья 28. Последствия реорганизации и ликвидации политической партии

Имущество политической партии после удовлетворения имущественных претензий направляется:

· в случае ее ликвидации путем самороспуска - на цели, предусмотренные в ее уставе,

· при реорганизации - в собственность того общественного объединения, которое является правопреемником политической партии, прекратившей свою деятельность,

· в случае запрета ее деятельности (ликвидации) - по решению суда в доход государства.

Депутатская фракция Государственной Думы, образованная из числа депутатов от политической партии, прекратившей свою деятельность в силу запрета деятельности (ликвидации), реорганизации или самороспуска, считается распущенной.

Прекращение деятельности политической партии в случаях запрета ее деятельности (ликвидации), реорганизации или ликвидации путем самороспуска влечет аннулирование свидетельства о государственной регистрации политической партии, утрату ею прав юридического лица и исключение политической партии из соответствующего государственного реестра политических партий, а также из единого государственного реестра юридических лиц.

Глава VI. Заключительные положения

Статья 29. О государственной регистрации политических партий, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона

Положения настоящего Федерального закона о государственной регистрации политических партий распространяются на политические партии, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона.

Уставы политических партий, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с настоящим Федеральным законом со дня его вступления в силу на ближайших съездах (конференциях, собраниях) политических партий. Уставы политических партий до их приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом действуют лишь в той части, которая не противоречит настоящему Федеральному закону.

Государственная перерегистрация политических партий, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должна быть проведена до 1 января 1997 года с освобождением от регистрационного сбора. К указанным политическим партиям не применяются положения части четвертой статьи 9 настоящего Федерального закона о представлении учредительных документов на государственную регистрацию до истечения трех месяцев со дня проведения учредительных съездов (конференций, собраний) политических партий. По истечении указанного срока государственной перерегистрации политические партии, не прошедшие ее, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществившего государственную регистрацию этих политических партий.

Статья 30. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 31. О признании нормативного правового акта не действующим в Российской Федерации

В связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона признать не действующим в Российской Федерации Закон СССР «Об общественных объединениях» (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990,

No 42, ст. 839), включая его статьи 6, 9 в части положений, касающихся политических партий.

Статья 52. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации
Б. Ельцин