Александр Фадеев

Молодая гвардия

Вперед, заре навстречу, товарищи в борьбе!

Штыками и картечью проложим путь себе…

Чтоб труд владыкой мира стал

И всех в одну семью спаял,

В бой, молодая гвардия рабочих и крестьян!

Песня молодежи

© Фадеев А.А., наследник, 2015

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2015

– Нет, ты только посмотри, Валя, что это за чудо! Прелесть… Точно изваяние, – но из какого чудесного материала! Ведь она не мраморная, не алебастровая, а живая, но какая холодная! И какая тонкая, нежная работа, – человеческие руки никогда бы так не сумели. Смотри, как она покоится на воде, чистая, строгая, равнодушная… А это ее отражение в воде, – даже трудно сказать, какая из них прекрасней, – а краски? Смотри, смотри, ведь она не белая, то есть она белая, но сколько оттенков – желтоватых, розоватых, каких-то небесных, а внутри, с этой влагой, она жемчужная, просто ослепительная, – у людей таких и красок и названий-то нет!..

Так говорила, высунувшись из ивового куста на речку, девушка с черными волнистыми косами, в яркой белой кофточке и с такими прекрасными, раскрывшимися от внезапно хлынувшего из них сильного света, повлажневшими черными глазами, что сама она походила на эту лилию, отразившуюся в темной воде.

– Нашла время любоваться! И чудная ты, Уля, ей-богу! – отвечала ей другая девушка, Валя, вслед за ней высунувшая на речку чуть скуластое и чуть курносенькое, но – очень миловидное свежей своей молодостью и добротой лицо. И, не взглянув на лилию, беспокойно поискала взглядом по берегу девушек, от которых они отбились. – Ау!..

– Идите сюда!.. Уля нашла лилию, – сказала Валя, любовно-насмешливо взглянув на подругу.

И в это время снова, как отзвуки дальнего грома, послышались перекаты орудийных выстрелов – оттуда, с северо-запада, из-под Ворошиловграда.

– Опять… – беззвучно повторила Уля, и свет, с такой силой хлынувший из глаз ее, потух.

– Неужто они войдут на этот раз! Боже мой! – сказала Валя. – Помнишь, как в прошлом году переживали? И все обошлось! Но в прошлом году они не подходили так близко. Слышишь, как бухает?

Они помолчали прислушиваясь.

– Когда я слышу это и вижу небо, такое ясное, вижу ветви деревьев, траву под ногами, чувствую, как ее нагрело солнышко, как она вкусно пахнет, – мне делается так больно, словно все это уже ушло от меня навсегда, навсегда, – грудным волнующимся голосом заговорила Уля. – Душа, кажется, так очерствела от этой войны, ты уже приучила ее не допускать в себя ничего, что может размягчить ее, и вдруг прорвется такая любовь, такая жалость ко всему!.. Ты знаешь, я ведь только тебе могу говорить об этом.

Лица их среди листвы сошлись так близко, что дыхание их смешивалось, и они прямо глядели в глаза друг другу. У Вали глаза были светлые, добрые, широко расставленные, они с покорностью и обожанием встречали взгляд подруги. А у Ули глаза были большие, темно-карие, – не глаза, а очи, с длинными ресницами, молочными белками, черными таинственными зрачками, из самой, казалось, глубины которых снова струился этот влажный сильный свет.

Дальние гулкие раскаты орудийных залпов, даже здесь, в низине у речки, отдававшиеся легким дрожанием листвы, всякий раз беспокойной тенью отражались на лицах девушек. Но все их душевные силы были отданы тому, о чем они говорили.

– Ты помнишь, как хорошо было вчера в степи вечером, помнишь? – понизив голос, спрашивала Уля.

– Помню, – прошептала Валя. – Этот закат. Помнишь?

– Да, да… Ты знаешь, все ругают нашу степь, говорят, она скучная, рыжая, холмы да холмы, будто она бесприютная, а я люблю ее. Помню, когда мама еще была здоровая, она работает на баштане, а я, совсем еще маленькая, лежу себе на спине и гляжу высоко, высоко, думаю, ну как высоко я смогу посмотреть в небо, понимаешь, в самую высочину? И мне вчера так больно стало, когда мы смотрели на закат, а потом на этих мокрых лошадей, пушки, повозки, на раненых… Красноармейцы идут такие измученные, запыленные. Я вдруг с такой силой поняла, что это никакая не перегруппировка, а идет страшное, да, именно страшное, отступление. Поэтому они и в глаза боятся смотреть. Ты заметила?

Валя молча кивнула головой.

– Я как посмотрела на степь, где мы столько песен спели, да на этот закат, и еле слезы сдержала. А ты часто видела меня, чтобы я плакала? А помнишь, когда стало темнеть?.. Эти всё идут, идут в сумерках, и все время этот гул, вспышки на горизонте и зарево, – должно быть, в Ровеньках, – и закат такой тяжелый, багровый. Ты знаешь, я ничего не боюсь на свете, я не боюсь никакой борьбы, трудностей, мучений, но если бы знать, как поступить… что-то грозное нависло над нашими душами, – сказала Уля, и мрачный, тусклый огонь позолотил ее очи.

– А ведь как мы хорошо жили, ведь правда, Улечка? – сказала Валя с выступившими на глаза слезами.

– Как хорошо могли бы жить все люди на свете, если бы они только захотели, если бы они только понимали! – сказала Уля. – Но что же делать, что же делать! – совсем другим, детским голоском нараспев сказала она, и в глазах ее заблестело озорное выражение.

Она быстро сбросила туфли, надетые на босу ногу, и, подхватив в узкую загорелую жменю подол темной юбки, смело вошла в воду.

– Девочки, лилия!.. – воскликнула выскочившая из кустов тоненькая и гибкая, как тростинка, девушка с мальчишескими отчаянными глазами. – Нет, чур моя! – взвизгнула она и, резким движением подхватив обеими руками юбку, блеснув смуглыми босыми ногами, прыгнула в воду, обдав и себя и Улю веером янтарных брызг. – Ой, да тут глубоко! – со смехом сказала она, провалившись одной ногой в водоросли и пятясь.

Девушки – их было еще шестеро – с шумным говором высыпали на берег. Все они, как и Уля, и Валя, и только что прыгнувшая в воду тоненькая девушка Саша, были в коротких юбках, в простеньких кофтах. Донецкие каленые ветры и палящее солнце, будто нарочно, чтобы оттенить физическую природу каждой из девушек, у той позолотили, у другой посмуглили, а у иной прокалили, как в огненной купели, руки и ноги, лицо и шею до самых лопаток.

Как все девушки на свете, когда их собирается больше двух, они говорили, не слушая друг друга, так громко, отчаянно, на таких предельно-высоких, визжащих нотах, будто все, что они говорили, было выражением уже самой последней крайности и надо было, чтобы это знал, слышал весь белый свет.

– …Он с парашютом сиганул, ей-богу! Такой славненький, кучерявенький, беленький, глазки, как пугозички!

– А я б не могла сестрой, право слово, – я крови ужас как боюсь!

– Да неужто ж нас бросят, как ты можешь так говорить! Да быть того не может!

– Ой, какая лилия!

– Майечка, цыганочка, а если бросят?

– Смотри, Сашка-то, Сашка-то!

– Так уж сразу и влюбиться, что ты, что ты!

– Улька, чудик, куда ты полезла?

– Еще утонете, скаженные!..

Они говорили на том характерном для Донбасса смешанном грубоватом наречии, которое образовалось от скрещения языка центральных русских губерний с украинским народным говором, донским казачьим диалектом и разговорной манерой азовских портовых городов – Мариуполя, Таганрога, Ростова-на-Дону. Но как бы ни говорили девушки по всему белу свету, все становится милым в их устах.

– Улечка, и зачем она тебе сдалась, золотко мое? – говорила Валя, беспокойно глядя добрыми, широко расставленными глазами, как уже не только загорелые икры, но и белые круглые колени подруги ушли под воду.

Осторожно нащупывая поросшее водорослями дно одной ногой и выше подобрав подол, так что видны стали края ее черных штанишек, Уля сделала еще шаг и, сильно перегнув высокий стройный стан, свободной рукой подцепила лилию. Одна из тяжелых черных кос с пушистым расплетенным концом опрокинулась в воду и поплыла, но в это мгновение Уля сделала последнее, одними пальцами, усилие и выдернула лилию вместе с длинным-длинным стеблем.

Александр Александрович Фадеев – автор известного романа «Молодая гвардия». Он описывает действия одноимённой тайной организации, существовавшей во время Великой Отечественной войны в период оккупации. Это происходило в Украинском городе Краснодоне, который стал известен после публикации романа.

Первая редакция романа была выпущена через год после войны. Фадеев А.А. ездил в город, где происходили события, разговаривал с людьми. Он был очень вдохновлён смелостью молодых людей и быстро написал книгу. Однако она была раскритикована и признана идеологически вредной по той причине, что роль коммунистической партии была практически не описана в ней. Спустя пять лет А.А. Фадеев выпустил доработанный вариант, в котором учёл все необходимые требования.

Писатель сделал главными героями реально существовавших людей, а также добавил вымышленных. События, которые представлены вниманию читателей, частично реальны, а отчасти выдуманы. Автор упоминал, что он писал художественный роман, чтобы отразить главную идею, а потому некоторые личности в книге делали то, чего в реальности не совершали, и наоборот, некоторые их подвиги не описаны. Таким образом, роман представляет собой переплетение событий реальных и выдуманных, что нисколько не умаляет его ценности, ведь автору удалось донести самое главное.

Членами тайной организации по большей части были молодые люди, совсем недавно бывшие детьми. Девушки и парни хотели защитить своих родных и свою родную землю. Их организация подразделялась на несколько групп, каждая из которых выполняла свои функции. Все они имели целью разрушение планов врага. Не обошлось в их группе без предателей, были люди, которым недоставало смелости. Но в большинстве своём эти ребята показали пример глубокого патриотизма, отваги, желания спасти не только близких, но и свою Родину. Они боролись до конца, до последней минуты своей жизни. Их имена навсегда вошли в историю, их подвиги навсегда останутся в сердцах и в памяти людей.

Произведение относится к жанру Проза. Оно было опубликовано в 1943 году издательством Детская литература. Книга входит в серию "Русская классика (Эксмо)". На нашем сайте можно скачать книгу "Молодая гвардия" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 4.24 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Клеветники "Молодой гвардии" и Александра Фадеева

Начало этой статьи опубликовано в № 64 "Правды" от 19 - 22 июня с.г. Ее автор - брат члена подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия" в городе Краснодоне Нины Минаевой, казненной фашистами вместе с большинством ее товарищей.

Достойный представитель великой литературы

Огромная ложь обрушилась и на автора романа "Молодая гвардия" Александра Фадеева - одного из достойнейших представителей великой советской литературы и советской культуры в целом. В нынешнем нашем обществе угнетенные американскими "ценностями" человеки погрузились в гороскопы, в детективную беллетристику, в страшилки, в "культурную" пошлятину, в сектантство, наслаждаются зрелищами насилий, показательного секса, гейпарадов, тысячных толп нудистов, конкурсов обжор и злобно, оскорбительно насмехаются над человеколюбивым советским прошлым, козыряя призрачными "свободой слова" и "независимостью".
А ведь то была эпоха, в которой высокое жизненное дело с необыкновенной силой увлекало людей, вызывало чувство взволнованности, окрыляло. Этому способствовали все виды искусства, литература и средства массовой информации.
Двадцатый век советской жизни увенчан многими, поистине прекрасными литературными произведениями.

И вот что писала в 1949 году парижская газета "Леттр франсэз": "Если история одной цивилизации и один из ее величайших моментов должны быть выражены одним только литературным произведением, то в СССР таким произведением вполне может служить "Молодая гвардия" Александра Фадеева".
В нынешние бесчестные времена как на Украине, так и в России творчество и само имя автора великой книги стремятся предать забвению, а если возникает необходимость обратиться к событиям, связанным с романом "Молодая гвардия", то автора, в противовес известной, завещанной Кобзарем просьбе, поминают злым громким словом. Почему? За что? Совесть не должна позволить нам отдать честное имя выдающегося советского писателя на поругание бурно расплодившимся в условиях "демократии" клеветникам и невеждам.

Строки прекрасной жизни

Александр Александрович Фадеев родился 24 декабря 1901 года в селе Кимры Тверской губернии. В 1908 году его семья переехала в Приморский край. Во Владивостоке при колчаковщине в сентябре 1918 года он стал коммунистом-большевиком. В группе "соколят" расклеивал по ночам листовки, всецело отдавался революционной работе, стойко переносил все трудности лесной партизанской жизни, своими глазами видел гибель товарищей и кровавые расправы, которые чинили белогвардейцы. Его двоюродного брата, Всеволода Сибирцева, вместе с другими пламенными революционерами - Сергеем Лазо и Алексеем Луцким схватили японцы и передали белогвардейцам, которые заживо сожгли их в топке паровоза. Фадеев был не только свидетелем белого террора, но и активно участвовал в борьбе с теми, кто осуществлял его вместе с интервентами из девяти стран.
В партизанском отряде Александр Фадеев прошел путь от рядового бойца и политрука пулеметной команды до комиссара бригады. А 5 апреля 1920 года в бою с японскими интервентами был тяжело ранен, и бойцы по болотам, по пояс в ледяной воде, вынесли его из окружения. Как делегат Х съезда РКП(б) Фадеев участвовал в подавлении контрреволюционного кронштадтского мятежа и 18 марта 1921 года снова был тяжело ранен. После пятимесячного лечения в ленинградском госпитале поступил на учебу в Горную академию, где в те голодные годы студенческий продовольственный паек состоял из нескольких сотен граммов ржаной муки и селедки.
Окончить академию Фадееву не пришлось: в феврале 1924 года ЦК партии направил его на профессиональную партийную работу в г. Краснодар, а затем он был отозван в Ростов-на-Дону для работы в краевой газете "Советский юг".

Много читал. Еще в академии двадцатидвухлетний Александр написал свою первую повесть "Разлив", затем рассказ "Против течения", а в 1927 году вышел его роман "Разгром", который сразу получил поистине мировую известность, был издан во многих странах, в том числе в США и Китае. Он был переведен более чем на 20 иностранных языков и на 54 языка в СССР. На китайский язык его перевел великий писатель Лу Синь. В 1942 году Мао Цзэ Дун отмечал: "В "Разгроме" Фадеева изображен только один маленький партизанский отряд. Это произведение было написано вовсе не для того, чтобы угодить вкусам читателей старого мира, и тем не менее оно оказало влияние на весь мир. По крайней мере, на Китай, как всем известно, оно оказало очень большое влияние".
Один зарубежный критик с восторгом писал в те дни: "Поищите-ка в истории революцию, которая так быстро создала бы свою литературу".
М. Горький о романе сказал:
"...Очень талантливо сделана книга Фадеева". В. Маяковский зачислил Александра Фадеева в число выдающихся пролетарских писателей.
В 1937 году Александр Александрович написал очерк "Сергей Лазо", в 1938 году - очерк "Михаил Васильевич Фрунзе", в 1940-м вышли четыре части романа о Гражданской войне "Последний из удэге".
Получив закалку в битвах с интервентами и белогвардейцами, в борьбе за становление Советской власти, А. Фадеев стал не только талантливым писателем, но и большим политиком. Политика была для него такой же страстью, как и призвание художника.
В 1935 и 1938 годах с делегациями писателей и журналистов он посетил Чехословакию, написав цикл очерков "По Чехословакии". Вместе с Алексеем Толстым в группе писателей побывал в воюющей Испании: в Барселоне, Валенсии, в осажденном Мадриде, на фронте под Брюнетто и Гвадалахарой и на родине Сервантеса в Алькала-де-Энарес.
Начиная с 1926 года А. Фадеев становится одним из видных организаторов советской литературы. Он участвовал в руководстве Союза писателей СССР, стал председателем правления этого творческого союза.

В первые месяцы Великой Отечественной войны Фадеев оставался в Москве и занимался организационной работой самого разного характера: проводил антифашистские вечера, был одним из организаторов Всеславянского митинга в советской столице, выступал по радио, вел переписку с зарубежными деятелями культуры, помогал писателям-беженцам из Прибалтики, из Белоруссии, с Украины, из Молдавии, налаживал эвакуацию писателей-москвичей. С 23 августа по 10 сентября он вместе с М. Шолоховым и Е. Петровым выезжал на Западный фронт. В качестве специального военного корреспондента "Правды" и Советского Информбюро Фадеев затем часто бывал на передовой. В центральных газетах появились его очерки и статьи с Западного, Калининского, Центрального, Южного и Ленинградского фронтов. Дважды он был в осажденном Ленинграде. Первый раз пробыл там три месяца (с апреля по июль 1942 года), второй - полтора месяца. Вскоре появилась его книга-дневник "Ленинград в дни блокады". Он работал над ней по 15 - 16 часов в день. "С утра пишу, вечером - в Союз, в ЦК и т.д. и безумно устаю", - писал он матери.

"У него был тогда и еще один важный фронт, - отмечает доктор филологических наук В. Саватеев, - Союз писателей, руководителем которого Фадеев был. Он много занимался вопросами эвакуации писателей, организацией их быта, командировок - словом, всей той "неблагодарной" работой, которая требовала в условиях войны необычайно много сил и времени. А. Фадеев не жалел ни того, ни другого".

Мариэтта Шагинян писала: "Достоинства его как организатора-руководителя, совершенно не думающего о себе самом, особенно ярко проявились в дни Отечественной войны... Как сумел он молниеносно мобилизовать нас!.. Фадеев не только сумел вовлечь нас в огромную работу на оборону, он каждого из нас не выпускал из виду, воодушевлял, поддерживал, его близость чувствовали эвакуированные для работы в тылу писатели, посланные на Урал, в Сибирь, куда перебрасывались крупнейшие оборонные предприятия, где открыла свою работу Академия наук". Таких свидетельств можно было бы привести немало.

Окончилась война. В апреле 1949 года на первом Всемирном конгрессе сторонников мира (Париж - Прага) оформилось Движение сторонников мира - массовое движение против войн и милитаризма. Руководящим органом Движения стал Всемирный совет мира. Его первым председателем был избран французский ученый-физик и общественный деятель, нобелевский лауреат Фредерик Жолио-Кюри, вице-президентом - Александр Фадеев. Для участия в работе Бюро Всемирного совета мира и в работе Всемирного конгресса сторонников мира Фадеев выезжал в Берлин, Варшаву, Вену, Женеву, Лондон, Нью-Йорк, Пекин, Рим, Стокгольм, Хельсинки.
С 1951 года Фадеев был председателем Комитета по Сталинским премиям в области литературы и искусства, председателем редакционной коллегии академического Собрания сочинений Л.Н. Толстого, председателем комиссии по Архиву А.М. Горького.
В сборнике "А.А. Фадеев. Материалы и исследования" раздел "Летопись жизни и творчества А.А. Фадеева" занимает 165 страниц, набранных мелким шрифтом.
Особой формой творчества писателя являются и его письма, в которых, выражаясь словами А. Герцена, не только "запеклась кровь событий, это самое прошедшее, как оно было, задержанное и нетленное", но и сам их автор предстает активным общественным деятелем, доброжелательным критиком, душевным наставником, добрым, отзывчивым и заботливым товарищем.

Письма А.А. Фадеева опубликованы в 7-томном Собрании его сочинений, а также в отдельных сборниках и в 17 журналах. Депутатская переписка насчитывает 14 тысяч писем к избирателям, в различные учреждения по поводу дел и просьб избирателей. Кроме этого, письма Фадеева находятся в личных архивах других писателей. Так, К. Симонов в 1956 году подчеркивал: "Если собрать написанные за эти десять лет сотням литераторов письма Фадеева об их книгах и рукописях, полные советов и предложений, блестящих и точных оценок..., то из этих писем... собралась бы большая книга в помощь начинающим, и отнюдь не только начинающим литераторам. Можно собрать в книгу и то, что лежит в ящиках письменных столов у каждого из нас, товарищей Фадеева по его работе в Союзе писателей. Это десятки и десятки записок, часто писанных из больницы".
Кстати, в течение 100 дней, предшествовавших его уходу из жизни, Фадеев написал 50 многостраничных писем.
Он был человеком долга и никогда не уходил от ответственности, умел вести прямой, честный разговор с любым, даже самым знаменитым писателем. Фадеев смело оспаривал мнение соратников Сталина, если на то были основания. О своей работе руководителем Союза писателей СССР он так писал жене: "С раннего утра до поздней ночи заседаю, согласовываю, организую, выслушиваю и исправляю обиды и "взаимоотношения"...

Книга не просто написана - "она спета!"

13 декабря 1945 года - особая дата в жизни и творчестве Александра Фадеева. В дневнике он записал: "Сегодня в 8 ч. вечера закончил "Молодую гвардию".
По словам автора, многие страницы этого героического и трагического романа "писаны кровью его сердца". А.В. Фадеева, мать писателя, рассказывала, что она не раз слышала сквозь дверь рабочего кабинета глухие рыдания сына.

Известный журналист Иван Жуков писал: "История создания романа "Молодая гвардия" - будто атака с ходу, атака с криком, с душевной болью, горечью... Стремительность не означала торопливости. Черновики уже законченного романа увозили в архив на трехтонном грузовике". Соратник по литературному труду П.А. Павленко сказал Фадееву о его "Молодой гвардии" в 1946 году так: "Для меня эта твоя книга кажется чудом... Она как "единое дыхание" цельна и легка... Нет, это одна из самых вдохновенных книг всей русской литературы, она не написана, она спета!" (Фадеев А.А. Материалы и исследования. - М., Худ. лит., 1977. 670 стр., стр. 432).
Роман был отмечен Сталинской премией первой степени, издан более чем на 30 языках и разошелся по всему миру. Изложение восторженных отзывов о нем заняло бы непомерную площадь!
Работая над романом, А. Фадеев стремился сохранить, увековечить, защитить память о молодогвардейцах с такой же самоотдачей, как сами молодогвардейцы стремились защитить и сохранить на века свою Советскую Родину. На эту цель работают как историческая, так и художественная правда поистине великой книги.
В письме к болгарской школьнице Светле Фадеев писал: "В изображении Ульяны Громовой, Любы Шевцовой и других молодогвардейцев я старался придерживаться жизни. Но все-таки моя книга "Молодая гвардия" - роман, и, как во всяком романе на историческую тему, в нем вымысел и история настолько переплетены, что трудно отделить одно от другого".
Если этого не понимают критики Фадеева, то они полные невежды в литературоведении; если же они знают своеобразие технологии, творческой "кухни" эпического показа исторических событий, создания романных ситуаций, то эти критики, злонамеренно пороча и произведение, и его автора, выступают в роли преднамеренных и примитивных клеветников.

Для них он "такой-сякой Фадеев", и они его распинают

Злобствующие ненавистники советской эпохи никогда не простят Александру Фадееву его роман "Молодая гвардия". Как свинье не дано увидеть небо, так и им не дано во все глаза посмотреть на тот, по словам Фадеева, "высокий гребень истории", на который трагически подняла юных героев Краснодона Великая Отечественная война.
Приведу набор оценок из "демократической" прессы по тематике "Фадеев и роман".

"Части Красной Армии, освободившие Донбасс, не могли не понять, что здесь действовало националистическое, а не коммунистическое, подполье. Его нужно было срочно "перекрасить", что и было поручено Фадееву". "Коммунистические идеологи спешили использовать имена новых героев". "Роман написан по заданию Сталина". "Не выполнить социальный заказ системы Фадеев не мог". "Фадеева заставили почти под диктовку переписать книгу". "Ребят схватили, пытали и казнили. Это было. Но все остальное - выдумка советской пропаганды и послушного ей писателя. Как все было на самом деле, мы, наверное, уже не узнаем". "Сегодня можно уверенно сказать, что предыдущая история "Молодой гвардии" - это серия "советских мифов".

Да, тех, кто изощряется в гнусных измышлениях или вещает со своей болотной кочки, немало. Лгут прямо-таки по-геббельсовски и о "Молодой гвардии", и об авторе романа о ней.
Так, некий В. Ковальчук назвал свою статью категорично: "Пуля в сердце избавила его от мук совести" (журнал "Публичные люди", № 7, сентябрь 2003 г. Шеф-редактор Н. Влащенко, тираж 20 тыс. экз.). По ходу статьи автор с особым пристрастием муссирует тезис о якобы неукротимом стремлении писателя к власти: А. Фадеев "с детства обожал власть", потом он стал "Верховным Управляющим литературой". "Это был некий "литературный Сталин", ибо власть его привлекала и одновременно тяготила". "...Он дрался за каждый аршин власти и славы". "Он не нашел в себе сил добровольно снять "корону" - уж слишком сладок был вкус власти". "Самой страстной его "игрой" была власть...", и "...друзья прощали Фадееву тот динамизм, безжалостность и хищность, с которыми он шел по жизни".
Отвечу В. Ковальчуку так: да, А. Фадеев всю жизнь боролся за власть. Но это была борьба за власть трудящихся - и в битвах с колчаковщиной, и в трудах по становлению советской литературы, и в поездках в сражающуюся Испанию и в блокадный Ленинград, во фронтовые командировки, и в деятельности во Всемирном совете мира.
Хорошо, что в свое время были собраны и опубликованы абсолютно иные, неизмеримо более авторитетные мнения об Александре Фадееве как о руководителе писательской организации и человеке. Я имею в виду книгу "Фадеев А.А. Воспоминания современников: Сборник" (М., Сов. писатель, 1965, 560 стр.).

Скажем, А.Я. Яшин (Попов) отмечал:
"В течение всей жизни я часто, как и многие мои сверстники, нуждался в Фадееве-человеке. Бывало, открывал ему свою душу с полной верой в его абсолютное благородство и никогда не имел причин раскаиваться. "..." Как часто Александр Фадеев выручал людей, попадавших в беду. Все мы знаем об этом. Позднее, в трудные минуты жизни, я сам с особенной остротой ощутил, что рядом со мной нет Фадеева.

"..." Неудовлетворенный собой, он часто рвался с секретарской должности в Союзе писателей к письменному столу, но гражданский темперамент не позволял ему оставить свой партийный пост.

Преклонялся и всегда буду преклоняться перед личностью Фадеева, перед чистотой и благородством его души, перед его человеческой красотой".

Или вот С.В. Михалков: "Он был щедр и скромен, добр и отзывчив, резок и принципиален в своих суждениях, даже тогда, когда в чем-либо ошибался. Он любил читать вслух стихи, петь протяжные русские песни, бродить с ружьем по лесам и болотам, общаться с друзьями. Он умел спорить и полемизировать...

Он был демократичен в самом прямом смысле этого слова, и его подкупающее человеческое обаяние покоряло собеседника раз и навсегда. Таким я знал Александра Фадеева на протяжении двадцати пяти лет". Писатель С.С. Смирнов напомнил участникам третьего съезда писателей СССР (1959 г.): "Вспомните, скольких из присутствующих в этом зале он ободрил, поддержал, внушил им веру в свои силы. Вспомните, у скольких из нас, бывало, в час-два ночи раздавался звонок Фадеева, и Фадеев говорил человеку, который встал с постели: "Дорогой, простите, извините, но я только что прочитал Вашу книгу - это хорошо! Я поздравляю Вас с успехом!"

И человек этот потом, может быть, до утра не мог заснуть, он был счастлив. Ему хотелось работать больше, лучше и оправдать эти слова руководителя Союза, которые ко многому его обязывали!"

Излюбленным коньком нынешних злопыхателей является тема якобы особого пристрастия А. Фадеева к спиртному. А ведь горькую Фадеев пил не больше, чем А.С. Пушкин и Кобзарь, А. Блок и С. Есенин, М. Шолохов и А. Твардовский, В. Шукшин и О. Ефремов и многие, многие другие. Но об этой слабости к вину великих и обожествленных, прославленных и знаменитых не заикаются, справедливо выдвигая на первый план их талантливость, их достижения. Почему же за эту предрасположенность некоторых талантливых людей именно Фадеева издевательски выставляют в дурном свете? Да все из-за книги его великой, из-за "Молодой гвардии"!

Тот же Ковальчук пишет: "О многодневных запоях Фадеева вспоминали потом многие"... "много месяцев кряду, лежа в Кремлевской больнице, писатель сначала выходил из запоев, а потом лечил депрессию". А у здравомыслящего читателя безусловно возникают недоуменные вопросы. Каким образом на многие годы наделили "алкоголика" большими правами, возложили на него сложные литературно-политические обязанности и доверили оценку литературных произведений, выдвигаемых на Сталинские премии? Как мог "пьяница" вести пленумы правления Союза писателей, которые, как рассказывали, в 40-е - 50-е годы были очень бурными, наполненными спорами и литературными боями? Как могли "забулдыгу" наградить дважды (в 1939-м и 1951 г.) орденом Ленина, а после его смерти учредить литературную премию имени Александра Фадеева? Почему "спившегося" писателя направляли в Берлин, Варшаву, Вену, Женеву, Лондон, Нью-Йорк, Пекин, Рим, Стокгольм, Хельсинки, где он встречался с литераторами, выступал на митингах?

Здравомыслящему человеку, конечно же, ясно, что не мог А. Фадеев при таких серьезнейших обязанностях быть безнадежным алкоголиком, забулдыгой и пьяницей. Так это - здравомыслящему человеку. А мы ведем речь о нездравомыслящих, у которых нелады с логикой и образованностью.
Вот некто О. Трачук на сайте газеты "Факты" отметил 60-летие "Молодой гвардии" грязной статьей, в которую вклеил следующий тезис: "Не уйди в запой Фадеев, может, и по сей день никто не узнал бы о подвиге молодогвардейцев". А далее, сам того не замечая, в потоке словоблудия опровергает себя же, сообщая, что после того, как оккупанты уничтожили дело "Молодой гвардии", "сама организация стала легендой, которая передавалась из уст в уста". Выходит, и без Фадеева люди узнали о подвиге молодогвардейцев и передавали это знание "из уст в уста".

Проанализируем всего лишь один короткий абзац из рассматриваемой публикации О. Трачука, чтобы проиллюстрировать полное невежество, абсолютное незнание материала, о котором этот самоуверенный борзописец взялся рассуждать.

"В том же 1943 году, - сообщает миру О. Трачук, - Сталин прочитал небольшую публикацию в "Правде" о краснодонской "Молодой гвардии" и дал задание Александру Фадееву направить в Краснодон журналиста для написания большого газетного материала. Но именно в это время друзья сообщили Фадееву, что "вождь всех времен и народов", мягко говоря, относится к нему недоброжелательно из-за постоянных пьянок писателя. Поэтому Фадеев решил временно скрыться с глаз вождя и поехал в Донбасс сам".

Обратимся к реальным фактам.

Если бы Трачук, прежде чем браться за тему, дал себе труд ознакомиться, как он пишет, с "небольшой публикацией в "Правде", то обнаружил бы, что та публикация, наоборот, была обширной, размером в две полные полосы нынешней газеты "Факты". За день до этого появился номер "Комсомольской правды", в котором объем материалов о "Молодой гвардии" был равен трем полосам "Фактов". То есть "большие газетные материалы" о "Молодой гвардии" уже были опубликованы, и у Сталина не было необходимости давать "задание Александру Фадееву направить в Краснодон журналиста" именно для "написания большого газетного материала", так как журналисты были не по его "ведомству". Фадеев работал с писателями, а журналисты в военное время находились в строгом подчинении главных редакторов газет.

В архивных документах расписан каждый день активной деятельности Фадеева за несколько месяцев до поездки в г. Краснодон. И он отнюдь не "поехал в Донбасс сам", как утверждает Трачук. На поездку ему выдали командировочные удостоверения ЦК ВЛКСМ, правление Союза писателей и главный редактор газеты "Правда".
Пока А. Фадеев собирал материал для книги и писал первые главы, во множестве газет славили молодогвардейцев, бойцы и партизаны публиковали свои обещания отомстить за их смерть. Издательство "Молодая гвардия" еще в 1943 году выпустило книгу "Герои Краснодона", а газета "Большевистская правда" в сентябре 1943 года издала книжку "Герои "Молодой гвардии". В 1944 году вышли повесть М. Котова и В. Лясковского "Сердца смелых", книги "Бессмертие. О жизни и работе подпольной комсомольской организации в г. Краснодоне", "Молодая гвардия" Украины".
Так что популярность "Молодой гвардии" в Советском Союзе первоначально создал не А. Фадеев. Он своим романом увековечил героизм молодогвардейцев и сделал их известными во всем мире.

Первым навесил на Фадеева ярлык алкоголика Н.С. Хрущев в отместку за то, что писатель публично напомнил ему, что он бывший троцкист. Кроме того, А. Фадеев, чтобы высказать свою тревогу за состояние советской культуры при Хрущеве и предложить способы исправления "негодной практики руководства в Союзе писателей", несколько раз просился на прием к Хрущеву и Маленкову, но ему даже не ответили на письма. Честный и прямой Фадеев оказался один на один с тем режимом, в котором зарождался уже не культ личности, а культ двуличности. Александр Фадеев покончил с собой. В его предсмертном письме есть объяснение:
"Литература отдана во власть людей неталантливых, мелких, злопамятных". "Литература - этот высший плод нового строя - унижена, затравлена, загублена".
"Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушиваются подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни. Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение уже 3-х лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять" .

Так что погиб Фадеев борцом за истину. А месть Хрущева была низменной и подлой.
Еще одно клеветническое утверждение нынешних писак о том, что Фадеев - "злодей, сдававший собратьев по перу", целиком опровергают многочисленные копии тех характеристик, писем и записок, которые Фадеев писал заместителю Председателя Совнаркома СССР В.М. Молотову, Генеральному прокурору СССР А.Я. Вышинскому, народному комиссару внутренних дел Л.П. Берия, Председателю Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилову, в Главную военную прокуратуру с просьбой "рассмотреть" или "ускорить рассмотрение дела", учесть, что человек "осужден несправедливо" или что при рассмотрении вопроса был "допущен перегиб".
Сохранились письма и о помощи, в том числе материальной, которую Фадеев оказывал семьям известных ему осужденных людей (семьи некоторых арестованных он буквально содержал на свои средства), а также его письма, в которых он защищает писателей, несправедливо пострадавших от всякого рода "проработок" того времени.

Известный писатель Борис Полевой говорил: "Теперь мы знаем, как он много раз пытался вступиться за того или иного писателя, как мучительно болезненно воспринимались им репрессии, вырывавшие из литературы талантливых людей".
Злобные наветы на Александра Фадеева разбиваются, если обращаться к фактам. А одна из причин этих наветов в том, что А. Фадеев - автор романа "Молодая гвардия", в котором он навсегда восславил нравственную высоту поколения советской молодежи, встретившего войну. В январе 1946 года А. Фадеев писал в редакцию чешской газеты "Млада фронта": "Поскольку такая молодежь не выдумана мною, а действительно существует, ее смело можно назвать надеждой человечества". И подчеркнул, что черты характера этих молодых "выглядят особенно величественно в свете того, что империализм... обесчеловечивает, стандартизует, развращает молодежь, превращая ее в своих рабов и слуг, прививая ей звериные инстинкты, зоологический индивидуализм и самый низкий карьеризм..." Какое до боли точное попадание в день сегодняшний! Александр Фадеев, конечно, и предположить не мог, что каждое его слово об "обесчеловечивании" станет актуальным в стране, которую он защищал, строил и любил.

Наемные политтехнологи понимают, что советские герои, такие как Матросов, Космодемьянская, молодогвардейцы, до сих пор излучают энергию, которая способна вызвать у молодежи решимость и упорство в борьбе. Эта энергия может укрепить у людей тот стержень, который не даст встать на колени, может повысить сопротивление натиску колонизаторов и установлению глобализаторами "нового мирового порядка".

Можно предположить, что после победы в войнах за нефть, газ и сырьевые ресурсы будет развязана война за территории с плодородными землями. И современные настырные "разоблачители" подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия" и автора одноименного романа работают на выполнение рассчитанной на подобную перспективу установки о том, чтобы на нашей территории "в последующей войне не было "Молодой гвардии", не было Космодемьянских и Матросовых".
Информационная война против советских образов и символов будет долгой.
И еще долго будут прямым укором, тяжким упреком всем безрассудным, инертным и малодушным слова из песни краснодонских героев в послевоенном спектакле "Молодая гвардия".

Александр Александрович Фадеев (1901-1956) – русский советский писатель и общественный деятель родился в селе Кимры (ныне город Тверской области). В 1908 году семья переехала в Южно-Уссурийский край (ныне Приморский), где прошли детство и юность Фадеева. С 1912 по 1918 год Фадеев учился во Владивостокском коммерческом училище, однако обучения не закончил, решив посвятить себя революционной деятельности.


В 1919-1921 годах участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке. В марте 1921 года Александр Фадеев получил тяжёлое ранение во время штурма мятежного Кронштадта. После лечения и демобилизации Фадеев остался в Москве.

Во время Великой Отечественной войны Фадеев вёл большую работу в Союзе писателей, часто выезжал на фронт, был корреспондентом газеты «Правда», редактировал газету «Литература и искусство», был организатором журнала «Октябрь» и входил в его редколлегию.

В январе 1942 года писатель побывал на Калининском фронте, на самом опасном участке собирая материалы для репортажа. 14 января 1942 года Фадеев опубликовал в газете «Правда» статью «Изверги-разрушители и люди-созидатели», где описал свои впечатления от увиденного на войне.

В середине февраля 1943 года, после освобождения донецкого Краснодона советскими войсками, из шурфа находившейся неподалёку от города шахты № 5 было извлечено несколько десятков трупов замученных фашистами подростков, состоявших в период оккупации в подпольной организации «Молодая гвардия». Летом 1943 года писателя пригласили в ЦК комсомола и показали документы о подпольной краснодонской организации «Молодая гвардия». Через несколько месяцев в «Правде» была опубликована статья Александра Фадеева «Бессмертие», на основе которой чуть позже был написан роман «Молодая гвардия».

Писатели Михаил Шолохов (справа) и Александр Фадеев во время Великой Отечественной войны. 1942 год. Фото: РИА

Фадеев позже он признавался читателям: «Я очень охотно взялся за роман, чему способствовали некоторые автобиографические обстоятельства, собственную юность я тоже начинал в подполье в 1918 году. Судьба так сложилась, что первые годы юности проходили в шахтёрской среде. Потом пришлось учиться в Горной академии». Остро чувствуя «связь времён» Фадеев с вдохновением взялся за работу. Идею своей книги Фадеев взял из книги В. Г. Лясковского и М. Котова «Сердца смелых», изданной в 1944 году. Сразу после окончания Великой Отечественной войны Фадеев садится за написание.

В 1946 году роман «Молодая гвардия» вышел в свет, вызвав огромный читательский интерес. Фадеев был удостоен Сталинской премии первой степени.

Главная мысль романа – несовместимость двух социальных систем: мира социализма и нового немецкого порядка. Символично начало «Молодой гвардии».

Стайка девушек на берегу (реки, любующаяся, несмотря на раскаты орудийных выстрелов, речной лилией, небом, донецкой степью, воспоминание о безоблачных мгновениях детства – всё это сливается в единый образ довоенной жизни, которая кажется прекрасной и невозможной из-за приближения фашистских войск. С приходом фашистов мир советских людей остаётся, он лишь уходит внутрь, теперь живёт в душах людей, в их памяти. Недаром усатый майор говорит: «Нет, брат, шалишь! Жизнь идёт, и наши ребятишки думают о тебе (фашизме), как о чуме или холере. Пришёл – и уйдешь, а жизнь своим чередом – учиться, работать. А он-то думал! – издевался майор. Наша-то жизнь навеки, а он кто? Прыщ на гладком месте, – сковырнул, и нет его!..».

В романе воссоздаются действительные события, сохранены подлинные фамилии большинства действующих лиц – коммунистов, молодогвардейцев, их родственников, хозяек явочных квартир (Марфа Корниенко, сёстры Кротовы), командира ворошиловградского партизанского отряда Ивана Михайловича Яковенко и других. В книге приводятся стихи Олега Кошевого (в главе 47) и Вани Земнухова (в главе 10), текст клятвы (в главе 36) и листовок молодогвардейцев (в главе 39).

Кроме того, в романе много вымышленных (часто – собирательных) персонажей и сцен, например, образы полицая Игната Фомина, подпольщика Матвея Шульги, молодогвардейца-предателя Евгения Стаховича, хотя в той или иной степени они находят своих прототипов.

Трагические страницы описывают арест и гибель героической молодёжи Краснодона. «Молодогвардейцы» выслежены немецко-фашистскими властями, схвачены, заточены, подвергнуты нечеловеческим пыткам. Но даже тогда, когда истерзанных девушек и мальчиков грузовые машины увозили к шахте № 5, где их ожидала смерть, даже тогда они нашли в себе силы петь «Интернационал». «Их выводили небольшими партиями и сбрасывали в шурф», – пишет Фадеев.

Книгу свою он закончил необычно: поимённым перечнем погибших. Их было пятьдесят четыре человека. «Друг мой! Друг мой!.. Я приступаю к самым скорбным страницам повести и невольно вспоминаю о тебе...». Эти строки взяты Фадеевым из его же собственного письма к другу, написанного в юности.

«Молодая гвардия» если и не единственная, то, во всяком случае, одна из лучших книг о том поколении людей, которые родились после гражданской войны и росли в те годы, когда социалистический строй только набирал силы. Великая Отечественная война застала их на пороге самостоятельной жизни, она словно хотела испытать, чего стоили нравственные и духовные качества, приобретённые этим первым социалистическим поколением в условиях новой действительности.

Но образ этого поколения интересен не только сам по себе. Семнадцатилетних молодых людей отличают особые качества. В этом возрасте люди впервые по-настоящему начинают раздумывать о смысле жизни, о назначении человека на земле, о своём месте в рядах человечества. Они особенно восприимчивы и к тем идеям, которыми живёт общество. И если им выпадает на долю быть участниками решающих сдвигов в жизни страны, именно их участие в процессе обновления наиболее полно выражает надежды всего человечества.

После выхода в свет «Молодой гвардии» Фадеев был подвергнут резкой критике за то, что в романе недостаточно ярко выражена «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии и получил суровые критические замечания в газете «Правда», органе ЦК ВКП(б), фактически от самого Сталина. Фадеев объяснял: «Я писал не подлинную историю молодогвардейцев, а роман, который не только допускает, а даже предполагает художественный вымысел».


Тем не менее, писатель пожелания учёл, и в 1951 году свет увидела вторая редакция романа «Молодая гвардия». В ней Фадеев, серьёзно переработав книгу, уделил в сюжете больше внимания руководству подпольной организацией со стороны ВКП(б). Фадеев горько шутил в то время, когда говорил своим друзьям: «переделываю «Молодую гвардию» на старую…».


По роману снят двухсерийный фильм, снятый режиссёром Сергеем Герасимовым в 1948 году (в первой редакции) по одноимённому роману Александра Фадеева. В 1964 год была выпущена новая редакция фильма.




В 2015 году режиссёр Леонид Пляскин снял двенадцатисерийный военно-исторический телевизионный художественный фильм «Молодая гвардия».

И хотя появляются всё новые книги о Великой Отечественной войне, роман Фадеева и сегодня остаётся в строю, и ему, несомненно, суждена долгая жизнь.

· Ещё до того, как роман стал достоянием читателей, в Краснодоне был создан музей «Молодая гвардия». Он появился потому, что Краснодон стал местом паломничества сотен, а затем тысяч и миллионов взволнованных и потрясённых разыгравшимися в нём событиями читателей, потому что миллионы людей хотели знать о героях комсомольского подполья все подробности их жизни, борьбы, трагической гибели.

· В Москве установлен памятник писателю А. А. Фадееву (1973), созданный скульптором В. А. Федоровым по проекту М. Е. Константинова и В. Н. Фурсова). Это целая скульптурная композиция: писатель с книгой в руке, окружённый героями своих романов «Разгром» (две конные скульптуры бойцов гражданской войны Левинсона и Метелицы) и «Молодая Гвардия» (пять комсомольцев-подпольщиков).

Памятник молодогвардейцам в Москве (фрагмент памятника А. А. Фадееву)

В фонде Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского имеются книги Александра Фадеева и о нём, в том числе и в адаптированных форматах:

Аудиокниги на флеш-картах

Горький, Максим. Детство. В людях. Мои университеты. Собр. соч. в 8 т. Т.6, 7 [Электронный ресурс] / М. Горький; читает С. Раскатова. Молодая гвардия: роман / читает М. Иванова; Разгром: роман / А Фадеев; читает В. Сушков. Чапаев: роман / Д. Фурманов; читает В. Герасимов. – М.: Логосвос, 2014. – 1 фк., (82 час.6 мин)

Тынянов, Юрий Николаевич. Пушкин [Электронный ресурс]: роман / Ю. Н. Тынянов; читает В. Герасимов. Кюхля: повесть / Ю. Н. Тынянов; читает С. Кокорин. Молодая гвардия: роман / А. А. Фадеев ; читает В. Тихонов. Я пришёл дать вам волю: роман / В. М. Шукшин. Любавины: роман / В. М. Шукшин. Рассказы / В. М. Шукшин. До третьих петухов: повесть-сказка / В.М. Шукшин; читают: М. Ульянов, В. Герасимов, И. Прудовский, О. Табаков. – Ставрополь: Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2013. – 1 фк., (66 час.42 мин.). – Загл. с этикетки диска. – С изд.: БД СКБСС.

Фадеев, А. А. Молодая гвардия. Разгром. [Текст]: романы / А. А. Фадеев. – М.: Детская литература, 1977. – 703 с. – (Библиотека мировой литературы для детей).


История создания

Сразу после окончания войны Фадеев взялся за написание художественного произведения о Краснодонском подполье, потрясенный подвигом совсем юных мальчиков и девочек, старшеклассников и недавних выпускников местной школы.

В середине февраля 1943 года, после освобождения донецкого Краснодона советскими войсками, из шурфа находившейся неподалеку от города шахты N5 было извлечено несколько десятков трупов замученных оккупантами подростков, состоявших в период оккупации в подпольной организации «Молодая гвардия». А через несколько месяцев в «Правде» была опубликована статья Александра Фадеева «Бессмертие», на основе которой чуть позже был написан роман «Молодая гвардия»

Писатель в Краснодоне собирал материал, исследовал документы, беседовал с очевидцами. Роман был написан очень быстро, вследствие чего содержал массу неточностей и ошибок, которые самым серьёзным образом позднее сказались на судьбах многих реальных живых людей упомянутых на страницах романа. Впервые книга вышла в свет в 1946 году .

Вторая редакция романа

Фадеев был подвергнут резкой критике за то, что в романе он недостаточно ярко отобразил «руководящую и направляющую» роль Коммунистической партии. Против произведения были выдвинуты серьёзные идеологические обвинения в газете «Правда », органе ЦК КПСС , и, предположительно, от самого Сталина .

В биографии писателя приводятся слова Сталина, сказанные, согласно одной из легенд, Фадееву лично :

- Мало того, что вы написали беспомощную книгу, вы написали ещё идеологически вредную книгу. Вы изобразили молодогвардейцев чуть ли не махновцами. Но разве могла существовать и эффективно бороться с врагом на оккупированной территории организация без партийного руководства? Судя по вашей книге - могла.

Фадеев сел переписывать роман, добавив в него новых персонажей-коммунистов, и в 1951 году вышла вторая редакция романа «Молодая гвардия».

Значение книги

Книга была признана необходимой для патриотического воспитания подрастающего поколения и вошла в школьную программу, что сделало её обязательной для прочтения. До конца 1980-х годов роман «Молодая гвардия» воспринимался как идеологически одобренная история организации. Героев фадеевского романа посмертно награждали орденами, в их честь назывались улицы разных городов, проводились митинги и сборы пионеров , клялись их именами и требовали жестокого наказания виновных предателей.

Далеко не все события, описанные автором, происходили на самом деле. Несколько человек, являющиеся прототипами персонажей, представленные в романе предателями и вследствие этого обвиненные в предательстве в реальной жизни, настаивали на своей невиновности и были позднее реабилитированы. .

Фадеев пытался объяснить:

Я писал не подлинную историю молодогвардейцев, а роман, который не только допускает, а даже предполагает художественный вымысел.

По воспоминаниям выжившего молодогвардейца Георгия Арутюнянца Фадеев говорил ему:

- Вас, конечно, прежде всего интересует вопрос, почему в романе кое-где нарушен историзм, возможно, совмещены роли отдельных героев, а некоторые совсем не показаны...

Нет, нет, вы не смущайтесь, - отреагировал на выражение моего лица Александр Александрович, - Это вопросы естественные. Многие из ребят, кого вы так близко и хорошо знали, могли оказаться в книге связанными с событиями, в которых они не участвовали, и, наоборот, не оказаться там, где они были на самом деле. Все это может вызвать у очевидцев этих событий недоумение. Но вот послушайте, что я вам скажу...

Очень хочу, чтобы вы правильно поняли меня, - говорил Александр Александрович. - Я не мог и не ставил перед собой задачу описать историю «Молодой гвардии» день за днем или эпизод за эпизодом. Это сделают потом историки, не оглядываясь на роман. В образах молодогвардейцев мне хотелось показать героизм всей советской молодёжи, её огромную веру в победу и правоту нашего дела. Сама смерть - жестокая, страшная в пытках и мучениях - не смогла поколебать духа, воли, мужества юношей и девушек. Они умирали, удивляя и даже пугая врагов. Такова была жизнь, таковы факты. И это должно было стать лейтмотивом романа...

Перед вами я не открою секрета, - продолжал Александр Александрович, - если скажу, что глубоко полюбил этих простых, замечательных ребят. Меня восхищала в них непосредственность, искренность, неподкупная честность и верность своему комсомольскому долгу. Потому-то кое-кого я написал такими, каким хотел бы видеть в жизни. Я был поражен Сережей Тюлениным, Любой Шевцовой, я полюбил Олега, Улю, Земнухова. И знаю, что, обобщая отдельные черты своих героев, я этим самым делал как бы шаг в сторону от истории, пусть небольшой, заметный только вам. И все-таки шел на это сознательно...

Расследования по роману

После распада Советского Союза исследования подпольного движения в Краснодоне были продолжены:

В 1993 году в Луганске прошла пресс-конференция специальной комиссии по изучению истории «Молодой гвардии». Как писали тогда «Известия» (12.05.1993), после двух лет работы комиссия дала свою оценку версиям, почти полвека будоражившим общественность. Выводы исследователей сводились к нескольким принципиальным моментам. В июле-августе 1942 года после захвата немцами Луганщины в шахтерском Краснодоне и окружающих его поселках стихийно возникли многие подпольные молодёжные группы. Они, по воспоминаниям современников, назывались «Звезда», «Серп», «Молот» и т. п. Однако ни о каком партийном руководстве ими говорить не приходится. В октябре 1942 года Виктор Третьякевич объединил их в «Молодую гвардию». Именно он, а не Олег Кошевой, согласно выводам комиссии, стал комиссаром подпольной организации. Участников «Молодой гвардии» было едва ли не вдвое больше, чем признавалось позднее компетентными органами. Воевали ребята по-партизански, рискованно, неся большие потери, и это, как было отмечено на пресс-конференции, в конечном счете привело к провалу организации.

- //СМИ.ru

Сайт приводит массу интересных материалов, документов и свидетельских показаний, в том числе оставшихся в живых людей-прототипов фадеевских персонажей, с целью выяснения действительной роли в событиях многих людей, которые были описаны в книге как предатели, и того, кто на самом деле руководил организацией.

Напишите отзыв о статье "Молодая гвардия (роман)"

Примечания

См. также

Литература

  • Минаев В. П.,
  • Документальный фильм

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Отрывок, характеризующий Молодая гвардия (роман)

– Вот как! Так ты что же?
– Я? – переспросила Наташа, и счастливая улыбка осветила ее лицо. – Ты видел Duport"a?
– Нет.
– Знаменитого Дюпора, танцовщика не видал? Ну так ты не поймешь. Я вот что такое. – Наташа взяла, округлив руки, свою юбку, как танцуют, отбежала несколько шагов, перевернулась, сделала антраша, побила ножкой об ножку и, став на самые кончики носков, прошла несколько шагов.
– Ведь стою? ведь вот, – говорила она; но не удержалась на цыпочках. – Так вот я что такое! Никогда ни за кого не пойду замуж, а пойду в танцовщицы. Только никому не говори.
Ростов так громко и весело захохотал, что Денисову из своей комнаты стало завидно, и Наташа не могла удержаться, засмеялась с ним вместе. – Нет, ведь хорошо? – всё говорила она.
– Хорошо, за Бориса уже не хочешь выходить замуж?
Наташа вспыхнула. – Я не хочу ни за кого замуж итти. Я ему то же самое скажу, когда увижу.
– Вот как! – сказал Ростов.
– Ну, да, это всё пустяки, – продолжала болтать Наташа. – А что Денисов хороший? – спросила она.
– Хороший.
– Ну и прощай, одевайся. Он страшный, Денисов?
– Отчего страшный? – спросил Nicolas. – Нет. Васька славный.
– Ты его Васькой зовешь – странно. А, что он очень хорош?
– Очень хорош.
– Ну, приходи скорей чай пить. Все вместе.
И Наташа встала на цыпочках и прошлась из комнаты так, как делают танцовщицы, но улыбаясь так, как только улыбаются счастливые 15 летние девочки. Встретившись в гостиной с Соней, Ростов покраснел. Он не знал, как обойтись с ней. Вчера они поцеловались в первую минуту радости свидания, но нынче они чувствовали, что нельзя было этого сделать; он чувствовал, что все, и мать и сестры, смотрели на него вопросительно и от него ожидали, как он поведет себя с нею. Он поцеловал ее руку и назвал ее вы – Соня. Но глаза их, встретившись, сказали друг другу «ты» и нежно поцеловались. Она просила своим взглядом у него прощения за то, что в посольстве Наташи она смела напомнить ему о его обещании и благодарила его за его любовь. Он своим взглядом благодарил ее за предложение свободы и говорил, что так ли, иначе ли, он никогда не перестанет любить ее, потому что нельзя не любить ее.
– Как однако странно, – сказала Вера, выбрав общую минуту молчания, – что Соня с Николенькой теперь встретились на вы и как чужие. – Замечание Веры было справедливо, как и все ее замечания; но как и от большей части ее замечаний всем сделалось неловко, и не только Соня, Николай и Наташа, но и старая графиня, которая боялась этой любви сына к Соне, могущей лишить его блестящей партии, тоже покраснела, как девочка. Денисов, к удивлению Ростова, в новом мундире, напомаженный и надушенный, явился в гостиную таким же щеголем, каким он был в сражениях, и таким любезным с дамами и кавалерами, каким Ростов никак не ожидал его видеть.

Вернувшись в Москву из армии, Николай Ростов был принят домашними как лучший сын, герой и ненаглядный Николушка; родными – как милый, приятный и почтительный молодой человек; знакомыми – как красивый гусарский поручик, ловкий танцор и один из лучших женихов Москвы.
Знакомство у Ростовых была вся Москва; денег в нынешний год у старого графа было достаточно, потому что были перезаложены все имения, и потому Николушка, заведя своего собственного рысака и самые модные рейтузы, особенные, каких ни у кого еще в Москве не было, и сапоги, самые модные, с самыми острыми носками и маленькими серебряными шпорами, проводил время очень весело. Ростов, вернувшись домой, испытал приятное чувство после некоторого промежутка времени примеривания себя к старым условиям жизни. Ему казалось, что он очень возмужал и вырос. Отчаяние за невыдержанный из закона Божьего экзамен, занимание денег у Гаврилы на извозчика, тайные поцелуи с Соней, он про всё это вспоминал, как про ребячество, от которого он неизмеримо был далек теперь. Теперь он – гусарский поручик в серебряном ментике, с солдатским Георгием, готовит своего рысака на бег, вместе с известными охотниками, пожилыми, почтенными. У него знакомая дама на бульваре, к которой он ездит вечером. Он дирижировал мазурку на бале у Архаровых, разговаривал о войне с фельдмаршалом Каменским, бывал в английском клубе, и был на ты с одним сорокалетним полковником, с которым познакомил его Денисов.
Страсть его к государю несколько ослабела в Москве, так как он за это время не видал его. Но он часто рассказывал о государе, о своей любви к нему, давая чувствовать, что он еще не всё рассказывает, что что то еще есть в его чувстве к государю, что не может быть всем понятно; и от всей души разделял общее в то время в Москве чувство обожания к императору Александру Павловичу, которому в Москве в то время было дано наименование ангела во плоти.
В это короткое пребывание Ростова в Москве, до отъезда в армию, он не сблизился, а напротив разошелся с Соней. Она была очень хороша, мила, и, очевидно, страстно влюблена в него; но он был в той поре молодости, когда кажется так много дела, что некогда этим заниматься, и молодой человек боится связываться – дорожит своей свободой, которая ему нужна на многое другое. Когда он думал о Соне в это новое пребывание в Москве, он говорил себе: Э! еще много, много таких будет и есть там, где то, мне еще неизвестных. Еще успею, когда захочу, заняться и любовью, а теперь некогда. Кроме того, ему казалось что то унизительное для своего мужества в женском обществе. Он ездил на балы и в женское общество, притворяясь, что делал это против воли. Бега, английский клуб, кутеж с Денисовым, поездка туда – это было другое дело: это было прилично молодцу гусару.
В начале марта, старый граф Илья Андреич Ростов был озабочен устройством обеда в английском клубе для приема князя Багратиона.
Граф в халате ходил по зале, отдавая приказания клубному эконому и знаменитому Феоктисту, старшему повару английского клуба, о спарже, свежих огурцах, землянике, теленке и рыбе для обеда князя Багратиона. Граф, со дня основания клуба, был его членом и старшиною. Ему было поручено от клуба устройство торжества для Багратиона, потому что редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира. Повар и эконом клуба с веселыми лицами слушали приказания графа, потому что они знали, что ни при ком, как при нем, нельзя было лучше поживиться на обеде, который стоил несколько тысяч.
– Так смотри же, гребешков, гребешков в тортю положи, знаешь! – Холодных стало быть три?… – спрашивал повар. Граф задумался. – Нельзя меньше, три… майонез раз, – сказал он, загибая палец…
– Так прикажете стерлядей больших взять? – спросил эконом. – Что ж делать, возьми, коли не уступают. Да, батюшка ты мой, я было и забыл. Ведь надо еще другую антре на стол. Ах, отцы мои! – Он схватился за голову. – Да кто же мне цветы привезет?
– Митинька! А Митинька! Скачи ты, Митинька, в подмосковную, – обратился он к вошедшему на его зов управляющему, – скачи ты в подмосковную и вели ты сейчас нарядить барщину Максимке садовнику. Скажи, чтобы все оранжереи сюда волок, укутывал бы войлоками. Да чтобы мне двести горшков тут к пятнице были.
Отдав еще и еще разные приказания, он вышел было отдохнуть к графинюшке, но вспомнил еще нужное, вернулся сам, вернул повара и эконома и опять стал приказывать. В дверях послышалась легкая, мужская походка, бряцанье шпор, и красивый, румяный, с чернеющимися усиками, видимо отдохнувший и выхолившийся на спокойном житье в Москве, вошел молодой граф.
– Ах, братец мой! Голова кругом идет, – сказал старик, как бы стыдясь, улыбаясь перед сыном. – Хоть вот ты бы помог! Надо ведь еще песенников. Музыка у меня есть, да цыган что ли позвать? Ваша братия военные это любят.
– Право, папенька, я думаю, князь Багратион, когда готовился к Шенграбенскому сражению, меньше хлопотал, чем вы теперь, – сказал сын, улыбаясь.
Старый граф притворился рассерженным. – Да, ты толкуй, ты попробуй!
И граф обратился к повару, который с умным и почтенным лицом, наблюдательно и ласково поглядывал на отца и сына.
– Какова молодежь то, а, Феоктист? – сказал он, – смеется над нашим братом стариками.
– Что ж, ваше сиятельство, им бы только покушать хорошо, а как всё собрать да сервировать, это не их дело.
– Так, так, – закричал граф, и весело схватив сына за обе руки, закричал: – Так вот же что, попался ты мне! Возьми ты сейчас сани парные и ступай ты к Безухову, и скажи, что граф, мол, Илья Андреич прислали просить у вас земляники и ананасов свежих. Больше ни у кого не достанешь. Самого то нет, так ты зайди, княжнам скажи, и оттуда, вот что, поезжай ты на Разгуляй – Ипатка кучер знает – найди ты там Ильюшку цыгана, вот что у графа Орлова тогда плясал, помнишь, в белом казакине, и притащи ты его сюда, ко мне.
– И с цыганками его сюда привести? – спросил Николай смеясь. – Ну, ну!…
В это время неслышными шагами, с деловым, озабоченным и вместе христиански кротким видом, никогда не покидавшим ее, вошла в комнату Анна Михайловна. Несмотря на то, что каждый день Анна Михайловна заставала графа в халате, всякий раз он конфузился при ней и просил извинения за свой костюм.
– Ничего, граф, голубчик, – сказала она, кротко закрывая глаза. – А к Безухому я съезжу, – сказала она. – Пьер приехал, и теперь мы всё достанем, граф, из его оранжерей. Мне и нужно было видеть его. Он мне прислал письмо от Бориса. Слава Богу, Боря теперь при штабе.