Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС

"Тарас Бульба". Историческая основа повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, её нравы и обычаи. (7 класс)

Тип урока: ознакомительный урок.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Цель урока: продолжение знакомства семиклассников с творчеством Н. В. Гоголя; обучение анализу произведения «вслед за автором»

    Задачи урока:

    Образовательные:

    развить умение формулировать определение понятий; расширение знаний учащихся о творчестве Н.В.Гоголя;

    углубить представление об особенностях жанра повесть ;

    развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

    обогащать словарный запас учащихся;

    совершенствовать технику чтения .

    Развивающие:

    осуществление системно-деятельностного подхода;

    развитие критического мышления;

    развитие внимания;

    формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

    развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

    развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

    развивать умение применять новые знания;

    развитие творческих, речевых способностей учащихся;

    формирование логических умений;

    развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

    развитие умения формулировать проблему;

    развитие умения работы в парах.

    Воспитательные:

    воспитание интереса и уважения к литературе;

    воспитание ценностного отношения к слову;

    развитие коммуникативных УУД:

    создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

    взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование: ПК;мультимедийный проектор;мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

    Организационный этап.

    Актуализация знаний.

    Постановка учебной задачи.

    Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

    Физ. минутка.

    Закрепление изученного материала.

    Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

    Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

Этап урока

Приветственное слово учителя:

Добрый день, ребята. За окном последний день сентября. Совсем скоро задождит, подует холодный осенний ветер. Но мы расстраиваться не будем. В любой ситуации нужно уметь находить что-то хорошее, позитивное. Представьте: за окном дождик, а вы удобно устроились в любимом кресле и читаете… к нашему уроку повесть Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Вместе с героями переживаете, преодолеваете все препятствия и не замечаете, как идёт время...

Присаживайтесь на свои места. Я вижу, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь

Проверка Д/З

2. Беседа по вопросам:

1) Какую цель поставил перед собой писатель, решив написать о героическом прошлом страны?

(Н. В. Гоголь, показывая историческое прошлое страны, выводит в качестве главного героя своего произведения человека-патриота.)

2) Как начинается повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»? (С приезда сыновей Тараса Бульбы из киевской бурсы, где Остап и Андрий учились.)

3) Как Тарас Бульба и его жена встречают своих сыновей? (Тарас Бульба сразу же проверяет силу своих детей; а мать просто рада видеть своих сыновей живыми и здоровыми.)

Что влияет на формирование личности, её мировоззрения?

(Семья, социальная среда, в которой живёт человек)

Что же является важным для Т.Бульбы и его сыновей? (Родная земля, боевые товарищи)

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

Правильно, мы должны углубить знания об исторической основе повести Гоголя, узнать, что из себя представляет боевое товарищество Запорожской Сечи.

Работа с учебником:

1) подумайте над тем, ради кого или чего создавал свою историческую повесть Н. В. Гоголь. Подготовьте развернутый ответ с цитатами из статьи учебника.

Сообщение 2. Историческая основа повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» . В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены основные события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шля€хтичи - «паны» , которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру» - католицизм . Основная масса населения Украины исповедовала православие и не желала переходить в католичество: вероотступничество всегда считалось у русского народа страшным грехом. К тому же приход на украинские земли польских панов сопровождался ухудшением жизни народа: у крестьян отнимались лучшие земельные участки, испокон веков принадлежавшие их семьям, многих просто сгоняли с их земли или переселяли на малопригодные для земледелия, неплодородные земли. Для свободных крестьян вводились большие налоги с целью заставить их продать свою землю крупному землевладельцу. Началась «тихая» экспансия чужой территории 1 : все украинское, все национальное подвергалось преследованию, насаждались язык, быт и нравы польского народа. Некоторые украинские помещики перенимали обычаи и образ жизни поляков, но народ сопротивлялся отчаянно, как мог противостоял полониза€ции (Польша на латыни звучит как Поло€ния ) и, по возможности, вел против новых хозяев и новой веры открытую борьбу. Чтобы хоть как-то «перетянуть» на свою сторону украинский народ, польские и украинские помещики под руководством Римско-католической церкви придумали «унию» - «договор» между православными и католиками, по сути новый вариант христианской религии - униа€тство . Многие церковные обряды в униатстве внешне напоминали обрядовую сторону православия, но на самом деле униатство было и остается ответвлением от Римско-католической церкви с ее догматами и представлениями о том, как должен жить христианин. Против посягательства на веру и нравственные устои своего народа и выступали украинцы в XVI-XVII веках, против этого же ведет борьбу с «проклятыми пана ми», «ля хами» вымышленный герой Тарас Бульба. В повести Н. В. Гоголя описывается Запорожская Сечь - реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне запад- ных и срединных областей Украины, спасаясь от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хо€ртица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. Запорожские казаки обычно окружали свои лагеря засе€ками - заборами из срубленных деревьев, заостренных кверху. От украинского слова сечь, (по-русски - засека) самый большой лагерь на Хортице и получил свое название - Запорожская Сечь.

Запоро€жцы - название условное, так как постоянного населения в Запорожской Сечи не было: как правило, по весне собиралась основная масса казаков в Сечи, объединялась в куре€ни - своего рода отряд, живший в одном шалаше (куре€нь - шалаш), избирала своего куренно€го атамана. Для лучшего управления таким сборным населением курени объединялись в станы, или ко€ши, которые возглавляли кошевы€е атаманы. Все дела Сечи решались на общем собрании - ра€де. Многие запорожцы занимались скотоводством, охотой или различными ремеслами, реже - земледелием. Чаще они уходили в дальние походы в Польшу или Крым, в турецкие города или татарские поселения на Черноморском побережье. Идеализировать запорожцев не стоит: походы их были

грабительскими, в духе Средневековья.

Составление сравнительно-сопоставительной таблицы

Сопоставительные признаки

Остап

Андрий

1) Внешность, портрет

«...два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва».

2) Отношение к учебе

«...в первый год (из киевской бурсы) еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый». Тарас Бульба пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься.

«Он учился охотнее и без напряжения... Он был более изобретателен, нежели его брат...»

Сопоставительные признаки

Остап

Андрий

3) Характер

«Остап считался всегда одним из лучших товарищей.... никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей... был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки... был прямодушен

с равными... имел доброту... »

«Андрий имел чувства несколько живее и как-то более развитые... чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания». Обладал тяжелым и сильным характером.

4) Юноше-

ские мечты

Мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь.

С одной стороны, кипел жаждою подвига,

но иногда любил помечтать и побродить в

одиночестве по улицам Киева.

5) Поведение во время

боя

«Остапу, казалось, был

на роду написан битвенный путь и трудное

знанье вершить ратные дела». Остап хладнокровно вел бой, «мог вымерить всю опас-ность», в нем «не могли не быть заметны наклонности будущего вождя».

«Андрий весь погрузился в очарователь-

ную музыку пуль и мечей. Он не знал, что

такое значит обдумывать, или рассчиты-вать, или измерять заранее свои и чужие

силы».

6) Отношение к товариществу

До последней минуты

своей жизни оставался настоящим товарищем.

Предал товарищей, увидев голод, нищету,

страдания людей осаждаемого казаками города, несчастья возлюбленной полячки.


- Словарная работа.

Производится лексический разбор слов, вынесенных в сноски.

Закрепление изученного материала

Беседа по главе I. - Какую картину рисует перед нами Николай Васильевич Гоголь в начале своего повествования? - Как вы думаете, для чего писатель начинает произведение с реплики главного персонажа -Тараса Бульбы? Почему здесь нет привычной для нас экспозиции - рассказа о том, кто такие Тарас Бульба и его сыновья, где жили и чем занимались? - Можно ли сразу определить, в каком веке происходят описываемые события? Как вы думаете, почему? - Какими предстают перед нами с первых строк сыновья Тараса Бульбы? Что вы можете о них рассказать? Опишите сыновей Тараса Бульбы. - Почему в начале первой главы не названы имена сыновей Тараса? О чем это говорит? (Главный в доме и семье - Тарас Бульба; это он оценивает своих сыновей, пытаясь понять, какие они на самом деле. Главный персонаж повести - Тарас Бульба, а сыновья либо являются «продолжением его», дополняя его облик народного героя - Остап, либо противопоставляются ему - Андрий, являя собой тип антигероя .). - Можно ли из данного диалога сделать выводы о характерах старого Тараса и его старшего сына? Какие именно? - Почему Тарас спровоцировал сына на кулачный бой? Для чего это ему было нужно? - Как относится жена Тараса к этому бою? Почему? - - Чей взгляд на необычную встречу вам больше по нраву? Почему? Аргументируйте свой ответ. - Как ведет себя во время встречи младший сын Тараса? Почему Тарас Бульба называет его «мазу нчиком»? - Что вы можете сказать о взглядах на жизнь и мужской тип поведения в обществе главного героя? - Какие человеческие качества особенно ценил Тарас Бульба? (Физическую силу, ловкость, смелость, умение постоять за себя и за общее дело.) - Какое будущее он наметил своим сыновьям? Почему? (Тарас гордится своими сыновьями как будущими славными воинами.) - Для чего старый украинский помещик Тарас Бульба послал своих сыновей на учебу в Киев? Образован ли он сам? Свой ответ подтвердите цитатами из текста. (Среди украинских помещиков стало модным давать детям образование (конечно же, только сыновьям), но патриотично настроенные отцы отправ- ляли своих сыновей не в Европу, а в Киев - столицу Украинского государства и центр Православия.) - Что рассказывает Гоголь о женской доле уже в самом начале своего произведения? - Почему Тарас не считается с чувствами своей жены? (Упрямство мешает ему пожалеть жену и отсрочить отъезд в Сечь.) - Опишите убранство хаты Тараса Бульбы. Чей взгляд на мир отражает это убранство? Чувствуется ли здесь присутствие женщины? Если да, то в чем именно? - Найдите в тексте авторскую характеристику Тараса Бульбы. Выделите цитаты, характеризующие его. (Тарас - «один из коренных полковников», «создан для бранной тревоги...», «не поддавался польскому влиянию», «любил простую жизнь», «считал себя законным защитником народа» и т. д.) - Для чего в главе I дано описание украинской ночи? - Передает ли это описание внутреннее состояние персонажа - матери Остапа и Андрия? Объясните, почему. Обучить характеризовать персонажа можно по плану: Характеристика образа персонажа. Обучить характеризовать персонажа можно по плану: 1) портрет; 2) одежда; 3) поведение; 4) речь; 5) черты характера; 6) отношение автора к персонажу. При этом каждый пункт плана должен быть до- полнен цитатами из текста - сначала главы I, за-

тем всех остальных глав.

Сегодня на уроке я узнал(а) ___________

Мне было интересно __________

Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок

Н.В.Гоголь Историческая основа повести «Тарас Бульба» «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их…» В.Г.Белинский Задание: Задайте вопрос к отрывку текста 1.Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии. 2. Его отец, Василий Афанасьевич, был человеком образованным, одним из первых украинских писателей, автором комедий из народной жизни. 3. В 1818 году Н. В. Гоголь поступил в Полтавское уездное училище, потом в Нежинскую гимназию высших наук. 4. В 30-е годы писатель знакомится с Пушкиным, Жуковским, 5. Историческая повесть «Тарас Бульба», комедии «Женитьба», «Ревизор» явились событиями для читающей публики. 6. В «Тарасе Бульбе» Гоголь стремится к соблюдению исторической точности. 7. Постановка «Ревизора» вызвала негодующий отклик реакционных кругов. «Теперь я вижу, — пишет Гоголь в это время, — что значит быть комическим писателем. Малейший признак истины — и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия» 8. В Париже он узнает о гибели Пушкина. «Никакой вести нельзя хуже было получить из России, — писал он. — Все наслаждение моей жизни, все мое высшее наслаждение исчезло с ним». 9. Вышедшие в 1842 году из печати «Мертвые души» Н. В. Гоголя, по словам Герцена, «потрясли Россию». Большое место в поэме занимают раздумья автора о судьбах Родины. 10. В 1852 году в припадке болезненного отчаяния он сжигает рукопись второй части «Мертвых душ», а через несколько дней после этого умирает от истощения сил. 11. Гоголь — подлинный мастер языка. Яркая речь его произведений то поэтически проникновенная, когда писатель рисует русскую или украинскую природу... то выпуклая, наглядная, 12. Он замечательный мастер детали, подробности, настолько точно и удачно найденной, что ярко передает особенности данного лица или обстановки. Проверяем. Оцениваем. 1. Где и когда родился Н.В.Гоголь 2. Чем занимался его отец? 3. Где учился Гоголь? 4. Когда он познакомился с Пушкиным и Жуковским? 5. Какие произведения он написал? 6. Стремится ли Гоголь к соблюдению исторической точности в повести «Тарас Бульба?» 7. Какой отклик получила пьеса «Ревизор» у реакционной публики? 8. Где узнаёт Гоголь о гибели А.С.Пушкина? 9. О чём размышляет Н.В.Гоголь в поэме «Мёртвые души»? 10. Когда и после каких событий умер Гоголь? 11-12. Каковы особенности творчества Н.В. Гоголя? Запорожская сечь Первое письменное упоминание от 1489 г. о создании в низовьях Днепра укреплённого казацкого лагеря (Сечи) оставлено польским хронистом Мартином Бельским. По его рассказу, казаки летом занимались промыслами по Днепровским порогам (рыболовством, охотой, пчеловодством), а зимой расходились по ближайшим городам (Киев, Черкассы и др.), оставляя в безопасном месте на острове в Коше несколько вооружённых огнестрельным оружием и пушками казаков. Рассказ Бельского о запорожцах позволяет сделать вывод, что объединение отдельных сечей в Запорожскую Сечь произошло, вероятно, где-то в 1530-х гг. К этому же периоду времени относит возникновение первой Сечи и исследователь В. А. Голобуцкий[ Сѣчъ происходит от слова «сѣкти», «высѣкать», и связано с частоколом, окружающим поселение, у которого были высеченные острые края. (Иногда для обозначения крепостного сооружения Сечи применяли слово «паланка».) Часто со словом «Сечь» (или вместо него) употреблялось слово «Кош» от татарского Кохш - сводное стадо овец по тысяче в гурте. (Отсюда очевидно образовались и фамилии южнорусские и польские - Кошевой, Кохшанский, Коширский. Хортицкая крепость — прототип Запорожской Сечи На острове Малая Хортица (остров Байда) в 1552 году волынским князем Дмитрием Вишневецким был заложен деревянно-земляной замок, называнный Хортицкой сечью Речь Посполитая(т.к. сама образовалась позже в 1569г?) не оказала никакой помощи в строительстве крепости, она строилась на личные средства Вишневецкого. Будучи родственником Ивана Грозного, Дмитрий Вишневецкий обратился за помощью к Московскому царству. Опираясь на этот форпост, в 1556 г. организовал поход запорожских казаков, который был частью крупной операции московского войска, возглавляемых дьяком Матвеем Ржевским, против Крымского ханства. После был организован самостоятельный поход. В результате ответных действий турецких и крымских войск в 1557 г., городок Вишневецкого на Малой Хортице был ими после длительной осады захвачен и разрушен. Сам Вишневецкий со своими казаками в 1558 году перешёл на службу к царю Ивану IV Васильевичу; ему были пожалованы «в вотчину» город Белёв (ныне в Тульской области) и земли в окрестностях Москвы. Князь «за всё это клялся животворящим крестом служить царю всю жизнь и платить добром его государству». После смерти Д. И. Вишневецкого о крепости позабыли, но идею об отражении набегов крымцев в низовьях Днепра казаки помнили. Вскоре эта идея возродилась — появились хорошо укреплённые военные лагеря казаков — Запорожская Сечь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, остров Хортица, Современная реконструкция В 1572 году польский король Сигизмунд II Август принял на государственную службу 300 казаков. Так было организовано новое воинское соединение «Войско Его Королевской Милости Запорожское» В 1654 г. Войско Его Королевской Милости Запорожское, изменив присяге королю, перешло, вместе с подконтрольными ему землями, на службу московскому царю. Возникло новое государственное образование в составе Московского государства — «Гетманщина». Войско Запорожское Низовое также перешло в подданство к московскому царю, который рассматривал его независимой автономной военной силой. Войско Eго Царского Величества Запорожское было распущено 1775 году указом Екатерины Великой Письмо Султана Мохаммеда IV запорожским казакам Вначале лета 1663 года султан Османской империи Мохаммед IV обратился к казакам Запорожской Сечи с весьма пафосным письмом. Возмущенный постоянными набегами казаков на его владения, султан тем не менее показал себя интеллигентным человеком, сумев сохранить выдержку и самообладание. Я, султан и владыка Блистательной Порты, брат Солнца и Луны, наместник Аллаха на Земле, властелин царств — Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Большого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, несравненный рыцарь, никем непобедимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, исполнитель воли самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться. Картина И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1880—1891. С Д. И. Яворицкого написан портрет писаря, за ним, с трубкой, атаман Иван Сирко Ответ запорожцев Мохаммеду IV Ти, султан, чорт турецький, і проклятого чорта брат і товариш, Ти, султан, чорт турецький, і проклятого чорта брат і товариш, самого Люципера секретар. Який ти в чорта лицар, коли голою сракою самого Люципера секретар. Який ти в чорта лицар, коли голою сракою їжака їжака не вб’єш. Чорт висирає, а твоє військо пожирає. Не будеш ти, сукин не вб’єш. Чорт висирає, а твоє військо пожирає. Не будеш ти, сукин ти сину, ти сину, синів християнських під собой мати, твойого війська ми не синів християнських під собой мати, твойого війська ми не боїмось, землею боїмось, землею і водою будем битися з тобою, розпрости твою мать. і водою будем битися з тобою, розпрости твою мать. Вавілонський ти кухар, Македонський колесник, Ієрусалимський Вавілонський ти кухар, Македонський колесник, Ієрусалимський бравирник, бравирник, Олександрійський козолуп, Великого і Малого Єгипта свинар, Олександрійський козолуп, Великого і Малого Єгипта свинар, Вірменська Вірменська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецький кат, у всього злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецький кат, у всього світу і підсвіту світу і підсвіту блазень, самого гаспида внук й нашого хрена крюк. блазень, самого гаспида внук й нашого хрена крюк. Свиняча ти морда, Свиняча ти морда, кобиляча срака, різницька собака, нехрещений лоб, кобиляча срака, різницька собака, нехрещений лоб, мать твою… От так тобі мать твою… От так тобі запорожці висказали, плюгавче. Не будеш ти і запорожці висказали, плюгавче. Не будеш ти і свиней христіанських пасти. свиней христіанських пасти. Тепер кончаємо, бо числа не знаємо і Тепер кончаємо, бо числа не знаємо і календаря не маємо, − місяць у небі, календаря не маємо, − місяць у небі, год у книзя, а день такий у нас, який і год у книзя, а день такий у нас, який і у Вас, за це поцілуй в сраку нас! у Вас, за це поцілуй в сраку нас! Підписали: кошовий отаман Іван Сірко зо всім кошем Запоріжськім Підписали: кошовий отаман Іван Сірко зо всім кошем Запоріжськім Бравирник - хвастун Козолуп - кострированный козёл Колесник - болтун Сагайдак - чехол для лука Кат -палач Блазень - дурак, придурок Приём в Запорожскую Сечь новоприбывшего осуществлялся при выполнении следующих условий: .он должен был быть вольным и неженатым; .должен был хорошо говорить на «казацком языке»; (в XVII веке язык надднепрянских казаков называли руським или казацким); .должен был исповедовать православную веру, знать символы веры и молитвы; .должен был пройти полное обучение по прибытии в Сечь — изучить войсковые порядки (выучиться «сечевому рыцарству»), и только после этого записываться в «испытанные товарищи», что могло произойти не раньше, чем через семь лет. С конца XV в. на протяжении трёх столетий земли на сотни километров к северу от Чёрного моря были малонаселенным так называемым Диким полем. Они контролировались (значительная территория) Крымским ханством, подвластным Оттоманской империи; а территории-местности (вышеописанные) были заселены разношерстным беглым людом, который в исторической литературе принято называть запорожскими казаками (в широком понимании этого определения) То есть, владение Сечи 3апорожской охватывали земли современной Днепропетровской, Запорожской и Херсонской обл., частично  Кировоградской, Одесской, Николаевской,  Донецкой областей. Восстание под предводительством Богдана Хмельницкого. В 1648 году казаки Никитинской Сечи поднимают восстание. Предводитель Богдан Хмельницкий, . Победный поход завершен 23 декабря 1648 года торжественным входом казаков в Киев. . Однако в 1651 году восставшие терпят ощутимое поражение от польской армии в Берестецкой битве. . В 1654 году была созвана Переяславская Рада, заявившая о переходе подконтрольных восставшим территорий под протекторат России. Памятный знак в ознаменование первых побед Богдана Хмельницкого над войсками Речи Посполитой. Музей запорожского казачества на острове Хортица. Борьба за Запорожскую Сечь в период Северной войны с 1700 по1721 год, В период Великой Северной войны после перехода гетмана Мазепы на сторону Карла XII, на Запорожье начали поступать письма от Петра І и Мазепы. 30 октября 1708 года царь написал кошевому атаману Константину Гордиенко грамоту, в которой просил запорожцев быть верным присяге русскому царю и православной вере, за что обещал «умножить» к ним свою милость, которой они раньше того были лишены изза наветов на них Мазепой О том же самом хлопотал и Мазепа. Он отправил в Сечь «знатную особу» с универсалом и с письмом низовому войску. В универсале Мазепа извещал о переходе на сторону шведского короля, чтобы защищать Украйну от тирании московского царя, который не раз говорил Мазепе о желании истребить запорожских казаков. Гетман писал, точно знает, что москали, отступая перед шведами, завлекли его на Украйну, но король, не имеет дурных намерений относительно запорожского войска; запорожцы должны воспользоваться таким счастливейшим случаем, свергнуть с себя «иго московское» и сделаться навсегда народом свободным. Дипломатическую войну царь Пётр І проиграл. 27 марта (7 апреля) 1709 года кошевой атаман Кост Гордиенко и гетман Мазепа подписали союзнический договор с королем Карлом XII. В этом договоре Запорожье присоединилось к гетманско-шведскому союзу против царя Петра I. Мазепа Кост Гордиенко После того, как Кость Гордиенко и гетман Мазепа подписали с Карлом XII союзнический договор, царь Пётр I отдал приказание князю Меншикову двинуть из Киева в Запорожскую Сечь три полка русских войск под командованием полковника Яковлева с тем, чтобы «истребить всё гнездо бунтовщиков до основания». Подошедший к Сечи полковник Яковлев, чтобы избежать кровопролития, пытался договориться с запорожцами «добрым способом», но зная, что на помощь осаждённым из Крыма может подойти кошевой Сорочинский с татарами, начал штурмовать Сечь. Первый штурм запорожцы сумели отбить, при этом Яковлев потерял до трёхсот солдат и офицеров. Запорожцам даже удалось захватить какое-то количество пленных, которых они «срамно и тирански» убили. Петр Иванович Яковлев 11 мая 1709 года, с помощью казацкого полковника Игната Галагана, который знал систему оборонительных укреплений Сечи, крепость была взята, сожжена и полностью разрушена. Из доклада Царю: Живьем взято старшин и казаков с 300 человѣк, пушек, також и амуниціи взято в оном городѣ многое число… А ис помянутых живьем взятих воров знатнѣйших велѣл я удержать, а протчих по достойности казнить и над Сѣчею прежней указ исполнить, також и всѣ их мѣста разорить, дабы оное измѣнническое гнѣздо весма выкорѣнить. Для того, чтобы ослабить впечатление, произведённое на народ истреблением сечевых казаков, царь издал 26 мая грамоту, в которой говорил, что причиной уничтожения Сечи, была измена самих запорожцев, потому что они сносились с врагами России, шведами. Тут же Пётр приказывал хватать, бросать в тюрьму и казнить запорожцев, не бросивших своё оружие. Царь Петр I вплоть до его смерти не разрешал восстанавливать Сечь, хотя такие попытки были. На территории подконтрольных Османской империи казаки попытались основать Каменскую Сечь (1709−1711 годы). Однако в 1711 году московские войска и полки гетмана И. И. Скоропадского напали на крепость и разрушили её. После этого была основана Алёшковская Сечь (1711−1734 годы) на этот раз под протекторатом крымского хана, но и она просуществовала недолго Иван Ильич Скоропадский Только в 1733 г., когда началась война России с Турцией и крымский хан приказал запорожцам двинуться к русской границе, генерал Вейсбах, устраивавший украинскую линию крепостей, вручил им в урочище Красный Кут, в 4 верстах от старой Чертомлыцкой Сечи, грамоту императрицы Анны Иоанновны о помиловании и принятии в русское подданство; здесь запорожцы прожили до 1775 г. В русско-турецкую войну 1768−1774 гг. 10 тыс. запорожцев были причислены к армии Румянцева. Казаки не только отличались в разведках и рейдах, но и сыграли важную роль в сражениях при Ларге и Кагуле. Пётр Александрович Румянцев Стефано Торелли. «Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами». 1772. В январе 1771 г. Екатерина II наградила кошевого атамана Запорожского войска П. Калнишевского за заслуги золотой медалью, «осыпанною бриллиантами». Золотых медалей были удостоены ещё 16 человек из высших чинов Запорожского войска Окончательно судьба запорожцев была решена 3 августа 1775 года подписанием российской императрицей Екатериной II манифеста «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии» Мы восхотѣли чрезъ сіе объявить во всей Нашей Имперіи къ общему извѣстію Нашимъ всѣмъ вѣрноподданнымъ, что Сѣчь Запорожская въ конецъ уже разрушена, со истребленіемъ на будущее время и самаго названія Запорожскихъ Козаковъ… сочли Мы себя нынѣ обязянными предъ Богомъ, предъ Имперіею Нашею и предъ самымъ вообще человѣчествомъ разрушить Сѣчу Запорожскую и имя Козаковъ, отъ оной заимствованное. Въ слѣдствіе того 4 июня Нашимъ Генералъ-Порутчикомъ Текелліемъ со ввѣренными ему отъ насъ войсками занята Сѣчь Запорожская въ совершенномъ порядкъ и полной тишинѣ, безъ всякаго отъ Козаковъ сопротивленія… нѣтъ теперь болѣе Сѣчи Запорожской въ политическомъ ея уродствѣ, слѣдовательно же и Козаковъ сего имени…" — Данъ въ Москвѣ, отъ Рождества Христова тысяща седьмь сотъ семьдесятъ пятаго года, Августа третьяго дня, а Государствованія Нашего четвертагонадесять лѣта.[ Причины ликвидации Сечи. К концу XVIII века после многочисленных политических и военных побед Российской империи над Турцией был заключен КючукКайнарджийский мирный договор (1774), по которому Российская Империя получила выход к Чёрному морю, была создана Днепровская оборонительная линия, . Крымское ханство, которое на протяжении нескольких веков терроризировало окраины России, было аннексировано, католическая Речь Посполитая была на грани раздела. . Между низовыми казаками и царским правительством, приступившим к этому времени к активному освоению земель Новороссии, временами возникали конфликты. Так, казаки неоднократно громили колонии сербских поселенцев в Таврии из-за земельных споров. . После восстания Пугачева, в котором участвовали запорожские казаки, российское правительство, боясь того, что восстание перекинется на Запорожье, приняло решение ликвидировать Запорожскую Сечь Ультиматум генерала Текели 5 июня 1775 года, на троицкую неделю, войска генерала-поручика Петра Текели вместе с валашским и венгерскими полками генерал-майора Федора Чобры в составе пятидесяти полков конницы-пикинеров, гусар, донцов и десяти тысяч пехоты подошли к Запорожью ночью. Запорожцы праздновали зеленые святки, часовые спали, Орловский пехотный полк с эскадроном конницы прошел незаметно через все предместье и без выстрелов занял Новосеченский ретраншемент. Внезапность действия русских войск деморализовала казаков. Текели зачитал ультиматум, и кошевой Петр Калнышевский получил два часа для размышления Старшины с участием духовенства после длительного обсуждения решили сдать Сечь После ликвидации Сечи, казаки были предоставлены своей судьбе, бывшим старшинам было дано дворянство Нижним чинам разрешено вступить в гусарские и драгунские полки. За бескровную операцию Текели Был награждён орденом Святого Благоверного Князя Александра Невского (орден Святого Александра Невского) — государственная награда Российской империи с 1725 до 1917 года. Учреждён Екатериной II и стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины. Но трем казакам Екатерина не простила прежние обиды. . Петр Калнышевский, . Павел Головатый. Иван Глоба (писарь) за измену и переход на сторону Турции были сосланы в разные монастыри. Калнышевский на Соловках прожил до 112-летнего возраста и даже после амнистии Александра I предпочел остаться там. Глоба также прожил до глубокой старости в Белозерском монастыре Соловецкий монастырь По приказу императрицы Екатерины II Александр Суворов организовывал армейские подразделения на юге России, занялся формированием нового войска из казаков бывшей Сечи и их потомков. Так появилось «Войско верных Запорожцев» 27 февраля 1788 г. в торжественной обстановке Суворов собственноручно вручил старшинам Сидору Белому, Антону Головатому и Захарию Чепиге белое войсковое знамя, пожалованное императрицей Екатериной Антон Головатый Сидор Белый Захарий Чепига Войско Верных Запорожцев, переименованное в 1790 году в Черноморское казачье войско, участвовало в Русско-турецкой войне 1787−1792. В 1828-м году, задунайские казаки во главе с кошевым Йосипом (Осипом) Гладким перешли на сторону России и были помилованы лично Императором Николаем I. Из них было сформировано Азовское казачье войско (1828−1860) 1860 году Черноморское войско объединили с двумя левыми полками (Хопёрский и Кубанский) Кавказского линейного войска в Кубанское казачье войско, которое сохранилось по настоящие время (потомкинаследники казаков; восстановилось после упразднения и многолетнего советского запрета; некоторые части и подразделения казаков действовали также во время ВОВ). К.В. (контрольный вопрос) Как вы думаете, почему Н.В.Гоголь обратился к истории Запорожской Сечи? (Или сформулируйте свой вопрос по теме «История Запорожской Сечи и современность») Ответ запишите в тетради и получите оценку.

Работе Гоголя над "Тарасом Бульбой" предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать "Описание Украины" Боплана, "Историю о казаках запорожских" Мышецкого, рукописные списки украинских летописей - Самовидца, Величко, Грабянки и т. д.

Но эти источники не удовлетворяли вполне Гоголя. В них многого ему не хватало: прежде всего характерных бытовых деталей, живых примет времени, истинного понимания минувшей эпохи. Специальные исторические исследования и летописи казались писателю слишком сухими, вялыми и в сущности мало помогающими художнику постигнуть дух народной жизни, характеры, психологию людей. В 1834 году в письме к И. Срезневскому он остроумно заметил, что эти летописи, создававшиеся не по горячему следу событий, а "тогда, когда память уступила место забвению", напоминают ему "хозяина, прибившего замок к своей конюшне, когда лошади уже были украдены" (X, 299) .

Среди источников, которые помогли Гоголю в работе над "Тарасом Бульбой", был еще один, важнейший: народные украинские песни, особенно исторические песни и думы.

Гоголь считал украинскую народную песню драгоценным кладезем для историка и поэта, желающих "выпытать дух минувшего века" и постигнуть "историю народа". Из летописных и научных источников Гоголь черпал исторические сведения, необходимые ему фактические подробности, касающиеся конкретных событий Думы и песни же давали ему нечто гораздо более существенное. Они помогали писателю понять душу народа, его национальный характер, живые приметы его быта. Он извлекает из фольклорной песни сюжетные мотивы, порой даже целые эпизоды. Например, драматическая повесть о Мосии Шиле, попавшем в плен к туркам и затем обманувшем их и вызволившем из вражеского плена всех своих товарищей, навеяна Гоголю известной украинской думой о Самойле Кишке. Да и образ Андрия создан под несомненным влиянием украинских дум об отступнике Тетеренке и изменнике Савве Чалом.

Гоголь многое берет в народной поэзии, но берет как писатель, чуткий и восприимчивый к ее художественному строю, со своим отношением к действительности, к материалу. Поэтика народной песни оказала огромное влияние на всю художественно-изобразительную систему "Тараса Бульбы", на язык повести.

Яркий живописный эпитет, красочное сравнение, характерный ритмический повтор - все эти приемы усиливали пасенное звучание стиля повести. "Не достойна ли я вечных жалоб? Не несчастна ли мать, родившая меня на свет? Не горькая ли доля пришлась на часть мне? Не лютый ли ты палач мой, моя свирепая судьба? " (II, 105) . Или: "Кудри, кудри он видел, длинные, длинные кудри, и подобную речному лебедю грудь, и снежную шею, и плечи, и все, что создано для безумных поцелуев" (II, 143) . Необыкновенно эмоциональная, лирическая окраска фразы, равно как и все другие ее художественные приметы, создает ощущение органической близости манеры гоголевского повествования к стилю народной песни.

"Тарас Бульба" имеет. большую и сложную творческую историю. Он был впервые напечатан в 1835 году в сборнике "Миргород". В 1842 году во втором томе своих "Сочинений" Гоголь поместил "Тараса Бульбу" в новой, коренным образом переделанной редакции. Работа над этим произведением продолжалась с перерывами девять лет: с 1833 года до 1842-го. Между первой и второй редакциями "Тараса Бульбы" был написан ряд промежуточных редакций некоторых глав.


«Тарас Бульба» - книга о вольных людях, населявших в веках территорию Приднепровья. Центром их была Запорожская Сечь – ее название связано с тем, что она укреплялась со всех сторон оградой из поваленных деревьев – засеками. В ней существовал свой уклад жизни и управления. Подвергавшиеся частым нападениям со стороны поляков, турок, литовцев казаки имели очень сильное, хорошо обученное войско. Большую часть времени проводили они в сражениях и военных походах, а добытые трофеи становились главным средством к существованию. Не случайно описание Тараса Бульбы и светлицы в доме, где жила в одиночестве его жена, включает многочисленные приметы походной жизни хозяина.



1596 год стал роковым для украинского народа, бывшего в то время под властью литовцев и поляков. Речь Посполитая приняла унию об объединении под властью Папы Римского двух христианских религий: православной и католической. Принятое решение еще больше осложнило непростые отношения между поляками и казачеством, вылившиеся в открытые военные противостояния. Этому периоду и посвятил Гоголь свою повесть.


В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены основные события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шляхтичи «паны», которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру» католицизм. Основная масса населения Украины исповедовала православие и не желала переходить в католичество: вероотступничество всегда считалось у русского народа страшным грехом. К тому же приход на украинские земли польских панов сопровождался ухудшением жизни народа: у крестьян отнимались лучшие земельные участки, испокон веков принадлежавшие их семьям, многих просто сгоняли с их земли или переселяли на малопригодные для земледелия, неплодородные земли. Для свободных крестьян вводились большие налоги с целью заставить их продать свою землю крупному землевладельцу.


Началась «тихая» экспансия чужой территории: все украинское, все национальное подвергалось преследованию, насаждались язык, быт и нравы польского народа. Некоторые украинские помещики перенимали обычаи и образ жизни поляков, но народ сопротивлялся отчаянно, как мог противостоял полонизации (Польша на латыни звучит как Полония) и, по возможности, вел против новых хозяев и новой веры открытую борьбу.


Тарас Бульба был коренным «козаком», жившим на Украине. В те далекие времена Украина была захвачена польскими и литовскими витязями. Некоторые состоятельные жи­тели Украины перешли на сторону захватчиков. Тарас Бульба и другие патриоты своей Родины организовали Запорожскую Сечь и боролись против захватчиков. Тарас Бульба «был создан для бранной тревоги». У него был очень тяжелый характер. Об этом свидетельствовало все: убранство его светлицы, отношение к жене, поведение в бою. У Тараса было два взрослых сына: Остап и Андрий. Когда сыновья приехали из бурсы (лицея, школы), Тарас решил отвезти их в Сечь. «Они будут настоящими козаками», говорил Тарас своим друзьям. На следующий день отвез Тарас своих сыновей в Сечь.


В повести Н. В. Гоголя описывается Запорожская Сечь реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне западных и срединных областей Украины, спасаясь от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хортица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. (После постройки Днепрогэса в 1940-е годы остров Хортица, как и часть порогов, ушел под воду.) Их стали называть запорожскими казаками.


Запорожские казаки обычно окружали свои лагеря засеками заборами из срубленных деревьев, заостренных кверху. От украинского слова сечь, (по-русски засека) самый большой лагерь на Хортице и получил свое название Запорожская Сечь. Запорожцы название условное, так как постоянного населения в Запорожской Сечи не было: как правило, по весне собиралась основная масса казаков в Сечи, объединялась в курени своего рода отряд, живший в одном шалаше (курень шалаш), избирала своего куренного атамана. Для лучшего управления таким сборным населением курени объединялись в станы, или коши, которые возглавляли кошевые атаманы. Все дела Сечи решались на общем собрании раде.


Многие запорожцы занимались скотоводством, охотой или различными ремеслами, реже земледелием. Чаще они уходили в дальние походы в Польшу или Крым, в турецкие города или татарские поселения на Черноморском побережье. Идеализировать запорожцев не стоит: походы их были грабительскими, в духе Средневековья.


Однако к концу XVI века гнет Польши стал невыносим для населения всей Украины, поэтому запорожские казаки, беглые крестьяне и население порабощенных областей активно выступили против экспансии поляков: нападали на польские земли, жгли посевы и города, прогоняли польских землевладельцев и «ставили на их место» своих помещиков.


Так длилось почти сто лет. Во второй половине XVII столетия Украина добровольно присоединилась к Московскому государству (1654 год). Теперь сильное православное государство защищало интересы своих граждан, большинство из которых были украинцами родственным русскому народом.



Главная особенность художественного произведения на историческую тему - в том, что автор органично сочетает в нем рассказ о событиях, имевших место на самом деле, с и авторским вымыслом. Несколько необычна в этой связи повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: исторические события в ней не конкретизированы, более того, при чтении порой довольно трудно бывает определить, в какое время разворачиваются действия - в 15, 16 или 17 веке. К тому же ни один из героев не является историческим лицом, включая самого Тараса. Несмотря на это, с момента появления произведения его причисляют к эпическим повестям, иногда называют романом. В чем же сила и масштабность «Тараса Бульбы»?

История создания повести

Обращение писателя к теме казачества не было случайным. Уроженец Полтавской губернии, он с детства был наслышан о героическом подвиге народа во время борьбы с многочисленными внешними захватчиками. Позже, когда Гоголь уже стал писать, особый интерес у него вызывали такие отважные и преданные родине люди, как Тарас Бульба. В Сечи их было немало. Нередко казаками становились бывшие крепостные крестьяне - они обрели здесь дом и товарищей.

Н.В. Гоголь изучил немало источников, посвященных этому вопросу, в том числе рукописи украинских летописей, исторические исследования Боплана и Мышецкого. Не удовлетворившись прочитанным (по его мнению, в них содержались скупые сведения, которых было недостаточно, чтобы понять душу народа), Гоголь обратился к фольклору. и думы, посвященные рассказывали об особенностях характеров, нравов и быта казаков. Они дали писателю великолепный «живой» материал, который стал прекрасным дополнением к научным источникам, а какие-то сюжетные линии в переработанном виде вошли в повесть.

Историческая основа повести

«Тарас Бульба» - книга о вольных людях, населявших в 16-17 веках территорию Приднепровья. Центром их была Запорожская Сечь - ее название связано с тем, что она укреплялась со всех сторон оградой из поваленных деревьев - засеками. В ней существовал свой уклад жизни и управления. Подвергавшиеся частым нападениям со стороны поляков, турок, литовцев казаки имели очень сильное, хорошо обученное войско. Большую часть времени проводили они в сражениях и военных походах, а добытые трофеи становились главным средством к существованию. Не случайно и светлицы в доме, где жила в одиночестве его жена, включает многочисленные приметы походной жизни хозяина.

1596 год стал роковым для украинского народа, бывшего в то время под властью литовцев и поляков. приняла унию об объединении под властью Папы Римского двух христианских религий: православной и католической. Принятое решение еще больше осложнило непростые отношения между поляками и казачеством, вылившиеся в открытые военные противостояния. Этому периоду и посвятил Гоголь свою повесть.

Изображение Запорожской Сечи

Главной школой для воспитания стойких, мужественных воинов стал особый уклад жизни и управления, а учителями - опытные казаки, не раз показывавшие свою доблесть в бою. Одним из них был полковник Тарас Бульба. Биография его - это рассказ о становлении настоящего патриота, для которого превыше всего оказываются интересы и свобода отечества.

Напоминала большую республику, основанную на принципах гуманизма и равноправия. Кошевой выбирался всеобщим решением, обычно из числа самых достойных. В ходе боя казаки должны были безоговорочно ему подчиняться, но в мирное время именно в его обязанности входила забота о запорожцах.

В Сечи все было устроено для обеспечения быта и военных походов ее жителей: работали всевозможные мастерские и кузницы, разводили скот. Все это увидят Остап и Андрий, когда их привезет сюда Тарас Бульба.

История недолгого существования Запорожской республики показала новый способ организации жизни людей, основанный на братстве, единстве и вольности, а не на притеснении слабых сильными.

Главная школа для казака - боевое братство

О том, как происходило становление молодых воинов, можно судить на примере сыновей Тараса, Остапа и Андрия. Они окончили обучение в бурсе, после чего их путь лежал в Запорожье. Отец встречает сыновей после долгой разлуки не объятиями и поцелуями, а испытанием на кулаках их силы и сноровки.

Жизнь Тараса Бульбы была неприхотливой, о чем свидетельствует застолье в честь приезда сыновей («тащи … всего барана, козу… да горелки побольше» - с такими словами обращается старый казак к жене) и сон на просторе, под открытым небом.

Даже дня не пробыли Остап и Андрий дома, как отправились уже в Сечь, где их ждало лучшее в мире товарищество и славные подвиги за родину и религию. Их отец был убежден, что настоящей школой для них может стать только участие в боевых сражениях.

Запорожцы

Подъезжая к Сечи, Тарас и его сыновья увидели живописно спящего посреди дороги казака. Он раскинулся, подобно льву, и вызывал всеобщее восхищение. Широкие, как море, шаровары, гордо закинутый чуб (его непременно оставляли на бритой голове), хороший конь - так выглядел настоящий запорожец. Не случайно главный герой повести обращается к сыновьям с призывом сразу же сменить их «бесовскую» одежду (в ней они приехали из бурсы) на другую, достойную казака. И они действительно сразу преобразились в сафьянных сапогах, широких шароварах, алых казакинах и бараньих шапках. Образ дополнили турецкий пистолет и острейшая сабля. Восхищение и гордость вызывали восседавшие на славных жеребцах молодцы у отца.

Историческая основа повести «Тарас Бульба» обязывала автора отнестись к казакам беспристрастно. При всем уважении к ним и их доблести, Гоголь правдиво говорит и том, что порой их поведение вызывало осуждение и непонимание. Это относилось к разгульной и пьяной жизни, которую они вели в перерывах между битвами, излишней жестокости (за убийство преступника закапывали в могилу вместе с жертвой живьем) и низкому культурному уровню.

Сила товарищества

Главным достоинством казаков было то, что в момент опасности они могли быстро мобилизоваться и выступить единым войском против врага. Их самоотверженность, партиотизм, мужество и преданность общему делу не имели границ. В повести это не раз доказали сам Тарас Бульба. Биография других видных воинов, среди которых опытные Товкач, Кукубенко, Павел Губенко, Мосий Шило и молодой Остап, также это подчеркивает.

Хорошо о единстве и главном назначении казаков сказал в своей речи накануне решающего сражения Бульба: «Нет уз святее товарищества!» Его речь является выражением большой мудрости и святой веры в то, что он и его собратья защищают правое дело. В трудный момент слова Тараса подбадривают казаков, напоминают об их святом долге защищать своих товарищей, всегда помнить о вере православной и преданности родине. Самым страшным для казака было предательство: это не прощалось никому. Тарас убивает собственного сына, узнав, что из-за любви к прекрасной полячке он предпочел личные интересы общественным. Так узы братства оказались важнее, чем кровные. О том, что этот факт соответствовал действительности, свидетельствует историческая основа повести.

Тарас Бульба - лучший представитель казачества

Полковник с суровым характером, прошедший славный боевой путь. Славный атаман и товарищ, который мог поддержать ободряющим словом и дать хороший совет в трудную минуту. Обладал жгучей ненавистью к врагу, посягнувшему на веру православную, и не жалел собственной жизни ради спасения родины и своих собратьев по оружию. Привыкший к вольной жизни, довольствовался чистым полем и был абсолютно неприхотлив в быту. Таким изображает Гоголь главного героя. Всю жизнь он провел в битвах и всегда оказывался в самом опасном месте. Оружие, курительная трубка и славный конь Тараса Бульбы составляли его главное богатство. При этом он мог пошутить и побалагурить, был доволен жизнью.

Разочаровавшийся в младшем сыне герой испытал великую гордость за Остапа. Рискуя жизнью, Бульба пришел к месту казни, чтобы в последний раз повидать его. А когда Остап, стойко переносивший смертельные муки, в последнюю минуту позвал его, он одним словом, заставившим вздрогнуть всю площадь, выразил свою гордость, одобрение и поддержку не только сыну, но товарищу по духу, соратнику. До конца жизни будет горевать Тарас по своему сыну и мстить за его смерть. Пережитое добавит ему жестокости и ненависти к врагу, но не сломит его воли и силы духа.

В повести отсутствует привычное для героя описание Тараса Бульбы, так как это не столь важно. Главное, что он обладает такими качествами, благодаря которым можно было выстоять в то жестокое время.

Гиперболизация Тараса в сцене казни

Характеристику героя дополняет описание его смерти, в большой мере нелепой. Герой попадает в плен, так как наклоняется, чтобы подобрать упавшую трубку - даже ее он не хочет отдать проклятому врагу. Здесь Тарас напоминает народного богатыря: десятка три человек с трудом смогли его одолеть.

В последней сцене автор описывает не боль от огня, которую испытывал герой, а его тревогу за судьбу уплывающих по реке собратьев. В момент смерти он ведет себя достойно, оставаясь верным главным принципам товарищества. Главное, он был уверен в том, что прожил жизнь не напрасно. Именно таким и был настоящий казак.

Значимость произведения сегодня

Историческая основа повести «Тарас Бульба» - это освободительная борьба народа с захватчиками, посягнувшими на его страну и веру. Благодаря таким сильным духом людям, как Тарас Бульба, его сын и товарищи, удавалось не раз отстоять независимость и свободу.

Произведение Н.В.Гоголя и его герои для многих стали образцом мужественности и патриотизма, поэтому оно никогда не утратит своей актуальности и значимости.