Римская империя является одной из древнейших цивилизаций мира. Ее история начинается более трех тысяч лет назад, а расцвет приходится на первые столетия нашей эры. Крах древнеримской цивилизации связывают с набегами варваров, что также положило начало и разрушению необъятного количества архитектурных сооружений того времени. До наших дней дожила лишь часть из них, но и этого достаточно, чтобы насладиться величием и красотой древних объектов культуры.

Десятое место среди самых популярных архитектурных достопримечательностей Рима можно смело отдать этому уникальному строению. Причиной постройки Триумфальной арки в 81 году нашей эры послужило взятие десятилетием ранее Иерусалима императором Титом.

Арка имеет один пролет и расположена на Священной дороге Via Sacra. Отличительной особенностью постройки является удивительный барельеф внутри арки, на котором изображено шествие воинов, демонстрирующих свои трофеи, добытые в Иерусалиме.

Арка практически полностью сохранила свой первозданный вид, за исключением отсутствия наверху памятника статуи самого Тита, слитой из бронзы.

Благодаря своему уникальному строению, этот монумент поднимается среди прочих на 9 строчку рейтинга. Колонна посвящена императору Траяну, выходцу из обычных легионеров, укрепившему и усилившему власть римской империи в годы своего правления.

Памятник был возведен в 113 году нашей эры. Внутри него находится винтовая лестница, ведущая на смотровую площадку капители, а снаружи колонна украшена рельефными эпизодами сражений времен войны Дакии и Рима.

Основание памятника, внутри которого расположили урны с пеплом, является усыпальницей императора Траяна, скончавшегося в 117 году нашей эры, и его спутницы жизни.

Фонтан Треви

В Риме сохранилось большое количество прекрасных фонтанов, среди которых самым популярным является Фонтан Треви, за что он и получил восьмое место в списке достопримечательностей.

Это сооружение имеет удивительную историю. Еще в 20 годы нашей эры император Октавиан Август установил водоснабжение жителей чистой водой, питающееся от удаленного на 12 км от города источника. До 18 века сооружение было скромного вида, и только в 1762 году, после тридцатилетнего периода строительства, обрело свой уникальный вид.

Фонтан представляет собой каменное изваяние морского бога Нептуна, окруженного множеством персонажей, поражающих точностью деталей, и мимикой.

Термы Каракаллы

Седьмое место достается, так называемым, «банным комплексам» Рима. Созданы они были при Марке Аврелии, императоре по прозвищу Каракалла, в III веке нашей эры.

Строение имело множество отделений, предназначенных не только чтобы мыться, но и полностью расслабиться, получить наслаждение и отдохнуть душой. Постройки включали в себя сами бани (термы), библиотеки, места для театральных представлений, гимнастические залы.

Целью этого сооружения было привлечение людей, популяризация терм, в связи с чем императоры стремились не только украсить стены и полы строения уникальной мозаикой, мрамором, но и собирали в нем многочисленные скульптуры, и иные ценности искусства.

Катакомбы

На шестую строчку попадают многочисленные подземные лабиринты Рима, представляющие собой античные места погребений людей, причисленных к лику святых.

Захоронения длились с I по V века нашей эры. За этот период в усыпальницах, количество которых насчитывают более шестидесяти, было погребено около 750 тысяч человек.

Так как катакомбы расположились по всему периметру города в разных его районах, одного конкретного входа в них нет. Попасть в подземные лабиринты можно, изучив официальные сайты усыпальниц.

Мавзолей Адриана

Еще одно уникальное строение Древнего Рима — замок Святого Ангела, — попадает на пятое место рейтинга. За свою историю это место успело побыть гробницей, тюрьмой, резиденцией пап и хранилищем их ценностей, замком, а в настоящее время является музеем и памятником архитектуры.

Мавзолей был построен в 139 году нашей эры по заказу самого императора Адриана, почитавшего искусство и архитектуру, для собственного погребения.

Сооружение представляет собой здание двадцатиметровой высоты, имеющее цилиндрическую форму, и установленное на крупном квадратном основании. Изначально верхушку строения украшала статуя Адриана, представленная в виде управляющего колесницей бога Гелиоса. К замку ведет чудесный мост, украшенный большим количеством античных скульптур.

Собор Святого Петра

Благодаря своему статусу главнейшего собора католической церкви, это строение поднимается на четвертую ступень в рейтинге знаменитых архитектурных сооружений Рима.

Строительство собора длилось более сорока лет и стало результатом работы многих знаменитых скульпторов и архитекторов, таких как Микеланджело Буонаротти, Джакомо делла Порта, Карло Мадерна.

Здание имеет потрясающий фасад с карнизом, увенчанным скульптурами одиннадцати апостолов (кроме Петра), Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. А перед самим собором установлены статуи Петра, держащего ключ от Царствия Небесного, и апостола Павла, торжественно держащего в руке меч.

Высота купола, установленного на колоннах собора, до наших дней остается самой высокой в мире, и равна 138 метрам.

Собор поражает своими масштабами и огромным количеством отделений, уставленных скульптурами, картинами, лепниной. Затраты на его возведение были столь огромны, что Папа Лев Х вынужден был продать Альбрехту Брандербургскому права на осуществление индульгенций на немецких землях, из-за корыстности которого в будущем произошел европейский раскол.

Тройку лидеров открывает храм, построенный по заказу императора Адриана еще во II веке нашей эры, и посвященный всем Богам.

Как и многие другие здания древнего Рима, Пантеон является гробницей для захоронения многих знаменитых людей (здесь погребены Умберто I, Рафаэль).

Самой популярной и уникальной особенностью строения является круглое отверстие, расположенное на крыше купола, через которое в полдень в здание проникает яркий широкий луч света.

Храм славится своей богатой внутренней отделкой цветным мрамором, красивыми фресками и величественным убранством. И, не смотря на наличие толстых стен и массивного купола, внутри создается ощущение легкости и целостности всех конструкций.

Второе место рейтинга достается центру общественной жизни Рима — площади, выстроенной на месте когда-то болотистой местности, использующейся под кладбища, и осушенной при помощи канализационных систем, за несколько веков до нашей эры.

На римском форуме были воздвигнуты такие великолепные архитектурные сооружения, как Храм Веспасиана, Храм Сатурна и Храм Весты.

Посвященный богу Сатурну храм, построенный еще за 5 веков до нашей эры, претерпел множество изменений, связанных с постоянными разрушениями и восстановлениями, и дошел до нашего времени лишь в виде нескольких колонн.

Примерно та же участь коснулась и Храма Веспасиана, построенного в 79 году нашей эры, от которого в настоящее время осталось только три высоких колонны, возвышающихся на 15 метров над землей.

Дошел до нашего времени целиком только, воздвигнутый в честь богини домашнего очага, Храм Весты. После многочисленных пожаров, возникающих в здании, его было принято закрыть, в связи с чем строение пришло в упадок и сильно обветшало.

Это сооружение по праву занимает первое место списка, поскольку уже давно является не просто величественным зданием, а неоспоримым символом Древнего и современного Рима.

Амфитеатр представляет собой многоярусное здание овальной формы, с множеством расположенных по периметру арок разного размера. На строительство этого сооружения ушло 8 лет. Каждый ярус укрепляют колонны, возведенные в разных архитектурных стилях (коринфского, ионического, дорического ордена).

Отделка Колизея снаружи была выполнена в мраморе, а периметр украшали потрясающие скульптуры.

Самые важные персоны Рима и сам император усаживались в нижних ложах для привилегированных особ.

Несмотря на то, что уцелела лишь одна треть здания, римский Колизей остается одним из самых поразительных архитектурных сооружений во всем мире.

Рим - Сердце Италии. Он бесспорно является самым популярным в туристическом плане итальянским городом, сравниться с которым может разве что Милан. В этом кратком обзоре собраны главные достопримечательности Рима.

В переполненном памятниками старины и христианской веры городе трудно решить, с чего начинать экскурсию. Можно составить свой маршрут, но есть определенные места, входящие в список самых выдающихся ориентиров Италии и всей Европы, такие как Колизей и Пантеон. Попытайтесь исследовать Рим таким образом, чтобы не посещать слишком много древних памятников или церквей подряд. Чередуйте эти достопримечательности Рима с некоторыми другими местами - Испанской Лестницей, или Фонтаном Треви. Рим столь большой, что может легко выжать из вас все соки, поэтому старайтесь не торопиться, периодически отдыхайте в кафе, или в парках.

Римский Колизей и Арка Константина

Самой значимой и самой «видной» достопримечательностью Рима является, конечно же, Колизей - такую громадину сложно не заметить. Колизей и Арка Константина. Самое большое из сохранившихся до наших дней римских сооружений, Колизей все еще является прекрасной модель для спортивных арен - современные проекты футбольных стадионов четко следуют этому овальному римскому плану. Строительство было начато Веспасианом в 72 году, а его сын Тит добавил Колизею четвертый уровень. Открытие состоялось в 80 году серией великолепных игр. Колизей был достаточно большим для театральных представлений, фестивалей, цирковых номеров или игр, за которыми высокопоставленные лица наблюдали с самого низкого уровня, аристократические римские семьи со второго, а население с третьего и четвертого. Около Колизея расположена Арка Константина - триумфальная арка, установленная Сенатом в честь императора, как «освободителя города и вестника мира» после его победы в сражении 312 года.

Римский Форум

Неподалёку от Колизея находятся руины Римского Форума, тщательно охраняемые государством. Римский Форум посреди пульсирующего современного города позволяет окунуться в историю древнего Рима, на несколько тысячелетий назад. Когда-то форум был центром римской жизни и правительства, сохранив до наших дней лишь небольшую часть своего исходного блеска. Тем не менее, его колонны и арки все еще производят впечатление, особенно если представить, что в течение многих веков история Форума была историей Римской империи и западного мира. Римская политическая и религиозная жизнь была всецело сконцентрирована здесь, наряду с судами, рынками и местами сбора местных жителей. После седьмого века здания превратились в руины, а камни использовались для строительства других зданий. Лишь во время раскопок в 18-х и 19-х веках под 10-метровым уровнем щебня и земли были обнаружены древние здания. Удалось частично восстановить Храм Антонина Пия, Храм Диоскуров Кастора и Поллукса, Храм Сатурна, Триумфальная Арка Септимия Севера, арка Тита и храм Веста.

Пантеон

Одной из самых запоминающихся достопримечательностей Рима является Пантеон, ежегодно посещаемый миллионами туристов. Это здание легко узнать из космоса, ведь по центру его купола зияет огромная дыра. Это лучше всего сохранившийся памятник римской старины, удивительным образом неповрежденный в течение 2000 лет своей истории. Пантеон сохранил свое величие несмотря на то, что Папа Римский Георг III снял позолоченные бронзовые мозаики с крыши, а Папа Римский Урбан VIII демонтировал бронзовую крышу, переплавив ее на орудия для Замка св. Ангела.


Пантеон был восстановлен после пожара 80 года с помощью уникальной кладки, подтверждающей чрезвычайно высокое техническое мастерство римских строителей. Его 43-метровый купол - высшее достижение римской архитектуры, будто бы парит в воздухе без какой-либо видимой поддержки. Девятиметровый центральный пролет является единственным источником света в здании. Гармоничный эффект внутренней части - результат идеальных пропорций Пантеона: его высота совпадает с диаметром. Несмотря на то, что первые христианские императоры запретили использование этого языческого храма для вероисповедания, в 609 году Папа Римских Бонифаций IV посвятил его всем христианским мученикам, и с тех пор Пантеон стал местом погребения итальянских королей и других известных итальянцев, включая живописца Рафаэля.

Замок Святого Ангела

Ещё одно удивительное римское здание, поражающее необычностью своих форм, - это Замок Святого Ангела.

Витториано

Нельзя обойти вниманием и символ объединения Италии - Витториано, прозванный за свой внешний вид «Пишущей машинкой». Внушительный мемориал в честь первого короля является великолепным памятником, монументальным сооружением и одной из самых впечатляющих римских достопримечательностей. Национальный Памятник Виктору Эммануилу II был создан между 1885 и 1911 годами, чтобы почтить успех национально-освободительного движения Рисорджименто и достижение итальянской независимости в 1870. Это огромное сооружение 135 метров длиной и 130 метров шириной возвышается на 70 метров. Рядом с Витториано расположен Алтарь Отечества и могила Неизвестного солдата. В восточной части памятника находится Музей возрождения, посвященный итальянскому движению за независимость.

Пьяцца Навона

Прогуливаясь по Риму, невозможно не попасть на две главные площади этого города - украшенная фонтанами Пьяцца Навона и круглая Пьяцца дель Пополо, с которой можно попасть в огромный парк под названием Вилла Боргезе. Это те места, которые стоит обязательно посетить в Риме. Одна из самых характерных барочных площадей Рима, Пьяцца Навона все еще сохраняет останки римского стадиона, созданного здесь императором Домицианом. Это место использовалось для фестивалей и гонок во время Средневековья, и было восстановлено в Стиле барокко Борромини. Он спроектировал великолепную серию дворцов и церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне на западной стороне Навона, ставшую прообразом многих других церквей в Италии.


В склепе Сант-Аньезе сохранились остатки римского мозаичного пола. Несмотря на то, что Борромини разработал саму площадь и окружающие фасады, именно его главный соперник Бернини создал центральную достопримечательность Навона - красивый барочный фонтан Фиуми. Мощный фонтан представляет четыре реки разных континентов - Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плату. Два других фонтана Пьяцца Навона - Дель Моро 16-й века перед дворцом Памфили и фонтан Нептуна 19-го века. Сегодня площадь постоянно заполнена римлянами, туристами, уличными художниками, сувенирными киосками, кафе, а в течение декабря тут проходит один из лучших Рождественских базаров Рима. Между Площадью и Пантеоном находится церковь Сан Луиджи ди Франчески с тремя основными шедеврами Караваджо.

Сан-Джованни ин Латерано

Также нельзя обойти вниманием и известную римскую базилику Сан-Джованни ин Латерано, являющуюся одной из древнейших христианских церквей в мире. Как и стоило бы ожидать от Епископальной церкви Папы Римского, Сан Джиованни ин Латерано - одна из самых впечатляющих церквей Рима. После веков изменений она все еще сохраняет свою исходную форму времен Константина Великого. Фасад церкви является прекрасным примером периода Барокко, наряду с мозаиками в апсиде и прекрасным деревянным потолком 16-го века. Восьмиугольный баптистерий Сан Джиовани Фонте стал моделью для более поздних сооружений по всей Европе. Ин Латерано - самый старый христианский баптистерий в мире. В церкви Скала Санта на другой стороне площади находится Святая Лестница с 28 ступенями, которые были перемещены в Рим в четвертом веке из дворца Пилата в Иерусалиме.

Фонтан Треви

Хотя я не спорю с тем, что неоспоримым символом Рима является Колизей, для меня самым удивительным и прекрасным местом этого древнего города является Фонтан Треви. Одна из самых популярных достопримечательностей Рима, этот шедевр 17-го века был увековечен в фильмах и романах. Бросок монеты в Фонтан Треви является традицией, гарантирующей повторное посещение города. Первоначально на этом месте был создан акведук, доставляющий воду к ваннам Марка Агриппа, великого покровителя искусств первого века до н.э. Самый большой фонтан Рима был построен Николо Сальви для Папы Римского Клемента XII между 1732 и 1751 годами. Треви увенчан статуей морского бога Нептуна верхом на лошадях. Вода спускается вдоль многочисленных статуй, фигур и искусственных скал, и собирается в большом бассейне, всегда заполняемом монетами.

Испанская Лестница

У подножия Испанской лестницы также установлен интересный фонтан - Фонтан Баркаччиа. Как ни странно, строительство Испанской Лестницы финансировалось французским послом, и ведет она к французской церкви Тринита ди Монти. Лестница, однако, берет свое имя от площади Испании в одном из кварталов Рима. Овальный фонтан Баркачча у подножия лестницы был создан Пьетро Бернини, сыном великого архитектора эпохи барокко Лоренцо Бернини. Церковь Тринита ди Монти, построенная Луи XII в 1502, все еще сохраняет некоторые оригинальные готические арки, а к юго-западу от площади Испании ведет самая модная торговая улица Рима. Её знаменитое Caffe Greco славится знаменитыми художниками, писателями и музыкантами, которые часто посещали его.

Достопримечательности Рима и Ватикан

Ватикан - самое маленькое независимое государство в мире с областью менее половины квадратного километра. За ватиканскими стенами расположились дворец и сады, Собор и Площадь Святого Петра. Этой областью управляет Папа Римский, верховный глава Римско-католической церкви. Компактное пространство Ватикана представляет огромный туристический интерес, с многочисленными музеями и самой большой базиликой. В Соборе Святого Петра находятся шедевры Микеланджело, Пьета, скульптуры и алтари Бернини и множество других ценностей. Главная достопримечательность Ватикана - Сикстинская капелла, великолепный потолок которой украшен фресками - самая известная работа Микеланджело. Стоит обратить внимание на Комнаты Рафаэля, Палаты Борджиа, ватиканскую Библиотеку и множество музеев, включая Картинную галерею, Музей Светского Искусства, этрусский Музей и другие. Их коллекции покрывают все, от древних времен к искусству 20-го века с отражением важных религиозных тем.

Катакомбы и Аппиева дорога

Катакомбы Сан Каллисто и Сан Себастиано вдоль Аппиевой дороги поражают своими размерами и сложными многоуровневыми сетями проходов и тоннелей. Под землей находится шесть священных часовен, созданных между 290 и 310 годами с языческой и ранне-христианской настенной живописью. Сан-Себастьяно - одна из семи паломнических церквей Рима, созданная в четвертом веке на месте старых кладбищ и катакомб. Катакомбы Домитилла являются самыми большими в Риме, с 15 километрами подземных проходов и подземной базиликой. Здесь сохранилось более 80 гробниц и фреска второго века «Последний Ужин». Аппиева дорога является одной из самых старых и самых важных римских магистралей. Она была построена приблизительно в 300 году до н.э и расширена до порта Бриндизи приблизительно в 190 году до н.э. Параллельно с дорогой можно увидеть руины акведуков, поставлявших в город воду. Среди кипарисов по обе стороны дороги встречаются остатки могил, принадлежащих аристократическим римским семьям. Самой видной из них является могила Цецилии Метелла и ее мужа.

Термы Диоклетиана

Термы Диоклетиана были столь огромны, что по сей день вмещают две сохранившиеся церкви, часть Картезианского монастыря и крупнейший музей. Микеланджело использовал обширный тепидариум (горячие ванны) в качестве основы для его церкви Санта-Мария дель Анджели и Национального музея Рима. Здесь хранятся ценнейшие сокровища старины: греческие и римские скульптуры, дохристианские и более поздние саркофаги, красивые мозаики и фрески. Церковь 16-го века Сан Бернардо алле Терме была создана в ротонде на углу Диоклетианских Терм. Её купол походит на купол Пантеона, но вдвое меньшего размера.

Палатинский Холм

Стратегически расположенный над Тибром Палатинский холм является доказательством самого раннего поселения Рима. Археологические находки перед Храмом Кибелы доказывают деятельность человека уже в девятом веке до н.э. Спустя несколько веков холм был выбран императорами и великими аристократическими семьями для их дворцов. Сады Фарнезе были созданы в 16-м веке для кардинала Алессандро Фарнезе со множеством террас, павильонов, газонов, клумб, деревьев и фонтанов. Особое украшение Палатинского холма - палата Ливии, полуподземный Криптопортик, Домус Флавия, Домус Агустана и самые внушительные Ванны Септимия Севера. Палатинский холм - прекрасное место для исследования достопримечательностей Рим, комбинирующее парк с великолепными древнеримскими руинами.

Форум Траяна

Крупнейший и лучше всего сохранившийся форум Римской Империи, Форум императора Траяна был создан в начале второго века и включал внушительный комплекс зданий и памятников: храм, базилику, серию рынков и три памятника в честь императора. Во время Средневековья в области форума были построены новые здания, включая Башню Милиции, церкви Санта Мария ди Лорето и Сантиссимо Номе ди Мария. Были также проложены современные улицы. Руины Базилики Ульпиа находятся в дальнем конце Форума Траяна, с Холлом размерами 130 на 125 метров и двумя библиотеками. Между библиотеками сохранился великолепный памятник навкам римских скульпторов - Победный Столб Траяна 38 метров высотой, созданный из мрамора с греческого острова Парос. Он покрыт спиральным бордюром 200 метров длиной, с более чем 2,500 сценами Траянских Войн, картинами борющихся солдат, скачущих лошадей и римской военной техники. В основе столба размещалась золотая урна с прахом императора Траяна, при котором Римская империя достигла своей наивысшей точки развития. Впечатляющие стены из красного кирпича и ряды полукруглых крытых рынков повышаются позади форума на склонах выступа Квиринале.

Термы Каракаллы

Термы и ванные всегда занимали особое место среди достопримечательностей Рима. Построенные в 216 году Термы Каракаллы, были чем-то намного большим, чем просто общественными банями. Они были полноценным спортивным центром, с горячими и холодными ваннами, бассейном, сухими и паровыми саунами, залом для гимнастики, социальными комнатами, садами, библиотекой, парикмахерской и магазинами. Крупная и внушительная структура покрывала область в 300 квадратных метров, комплекс гигантских залов, купола которых поддерживались огромными колоннами. Термы могли разместить до 1,500 человек за один раз. Их полы и стены были покрыты мрамором, мозаиками и фресками.

Рим — город, которому суждено играть чрезвычайно большую роль в древней и средневековой истории. Если доверять традиции, он был основан в VIII в. до н. н. э. и долгое время был небольшим городком, ничем не отличавшимся среди таких же городков — полисов Средней Италии и соседней Этрурии, области, заселенной этрусками. Но легенда рассказывает, что во время строительства первой городской стены, на одном из семи холмов, окружавших город, в почве была найдена человеческая голова, которой не коснулось тление. Римляне и этруски придавали большое значение различным приметам, и эта находка была истолкована как вестник того, что город достигнет могущества и бессмертной славы. Холм, где была найдена голова, получил имя Капитолий (от латинского слова caput — « голова»). Впоследствии на этом холме была поставлена бронзовая скульптура волчицы, которая является символом Рима, и храм, посвященный трем главным римским богам: Юпитеру, Юноне и Миневре. Для возведения этого старейшего римского архитектурного комплекса были приглашены строительные мастера из Этрурии.

Связанное с находкой головы пророчество сбылось. Воинственные и одновременно здравомыслящие римляне постепенно подчинили себе все города Италии, в том числе и те, которые были основаны греками. Стремясь расширить свое влияние на Сицилию, они начали войну с Карфагеном, который был центром могущественного государства. После окончательной победы во II в. до н. э. римляне взяли под свою власть многочисленные карфагенские колонии. Это положило начало созданию огромной империи, размеры и многонациональный состав которой поражает даже наших современников. Памятники римского строительства находят на территориях таких стран, как Италия, Франция, Испания, Португалия, Англия, Германия, Австрия, Венгрия, Греция, Болгария, страны бывшей Югославии, Турция, Армения, Иран, Сирия, Ливан, Израиль, Египет, Алжир, Марокко, Тунис. Нога римского легионера ступала и по земле, которая ныне принадлежат Украине. Правда, могущественные завоеватели не оставили здесь значительных материальных следов своего пребывания. Но некоторое время римские гарнизоны стояли в Херсонесе и Ольвии, городах, основанных на северном берегу Черного моря древними греками.

Круглый храм Сивиллы в Тиволи. Начало I в. до н. э. Общий вид и план

Хотя многие архитектурные достопримечательности римляне оставили далеко от родины, центром мира для них всегда был Рим.

Сюда свозились многочисленные сокровища покоренных стран, среди них и сокровища культурные. Большой город впитывал в себя культуру других народов, перерабатывал его на основе собственной что, в свою очередь, служило образцом для самых отдаленных провинций.

Первоначально римское строительство было весьма своеобразным.

Древнеиталийские дома были круглыми в плане, и похожими на них строились первые храмы. Но впоследствии заимствованные у других народов строительные системы возобладали, и до наших дней дожило лишь несколько храмов, в облике которых усматривают связь с древнеиталийской традицией. Это так называемые круглые храмы. Они небольшие по размеру. К такому типу памятников принадлежит храм Весты в Риме, храм Сивиллы в Тиволи, храм Фортуны в Баальбеке.

Мост, построенный римлянами через реку Тахо в Испании

Наибольшее влияние на развитие римской архитектуры имели соседи: этруски и греки. От этрусков греки заимствовали такие важные детали, как круглая арка и потолки-своды. Первая из этих деталей легла в основу таких чисто римских сооружений, как арочные мосты и водопроводы — акведуки. Использование круглой арки при сооружении мостов позволяло увеличить расстояние между его опорами и значительно уменьшить нагрузку. Римские мосты и акведуки и сейчас сохранились во многих странах, возникших на бывшей территории огромной империи. Причем некоторые выполняют не только эстетическую, но и свою первоначальную практическую функцию. Мосты надежно соединяют берега рек, а по акведукам подается вода. Особенно богата такими достопримечательностями Испания.

От греков римляне переняли архитравно — балочную систему и ордеры. Они использовали в своих сооружениях три классических греческих ордера: дорический, ионический и коринфский. Но они также создали два новых ордера: тосканский и композитный. Тосканский ордер, иногда называют также этрусским, по сравнению с греческими имеет более тяжелые и приземистые пропорции. Ствол колонн не имеет канелюр, фриз гладкий, не приукрашенный барельефами.

Существовали также сооружения, которые объединяли присущие грекам балочные системы с присущими этрусской архитектуре сводами. Такую систему называют ордерной аркадой. Древнейшей известной нам постройкой этого типа является Табуляриум — здание государственного архива, возведенное в начале I в. до н. э. на римском форуме.

Римские храмы, разнообразные по форме, существенно отличались от подобных греческих сооружений. Они поставлены не на стилобаты-ступенчатые платформы, а на подиумы-платформы, которые имеют лестницы только со стороны входа. Вход в храм, как правило, украшает глубокий портик. Такие портики были любимым местом встречи и общения для римлян. По бокам храм конечно тоже украшали колонны или полуколонны, соединенные со стеной. Прямоугольный в плане храм, окруженный полуколоннами, носит название псевдопериптер, в отличие от греческого периптера, где колонны стоят отдельно. Любимым типом колонн в Риме оставались колонны коринфского ордера, которые встречаются чаще, чем тосканские и композитные. Ионические и дорические колонны встречаются как исключение.

Особым типом общественного здания были римские бани, или термы. Кроме помещений для мытья, они включали просторные залы, предназначенные для различных физических упражнений, и такие, в которых можно было просто отдохнуть, провести время за приятной беседой. Известные термы имели также свои библиотеки, поскольку приятная беседа предусматривала для римлянина значительную осведомленность в вопросах философии и литературы. При строительстве терм использовались различные ордера, украшали помещения великолепными скульптурами. Правда, интерьер не украшали фресками, которые боятся влаги, зато большую роль здесь играла разноцветная мозаика, для которой не жалели дорогих материалов.

Храм Бела в Пальмире. Пример римского псевдопериптера

Римские театры отличались от греческих тем, что греческие театры всегда устраивались на склонах природных холмов. Римляне поднимали задние ряды для зрителей над передними с помощью искусственных опор — субструкций. Чисто римской постройкой является амфитеатр. Здесь ряды для зрителей расположены не полукругом, как в театре, а замыкаются в кольцо. Амфитеатр был предназначен для массовых зрелищ, к которым были весьма склонны жители Рима. Часто на его арене происходили гладиаторские бои. Самой известной достопримечательностью такого типа является амфитеатр Флавиев, который потомки римлян назвали Колизеем, что означает «огромный». Колизей мог вместить одновременно 56 тысяч зрителей.

Римский амфитеатр в Северной Африке

С развитием архитектуры в Риме тесно связана скульптура. Статуи героев, а затем императоров на улицах города находились в гармонии с архитектурным ансамблем. Интересной разновидностью древнеримских монументов являются триумфальные арки. Они представляют собой каменные ворота, стоящие особняком среди города и которые не соединяются ни с какой стеной, их единственное предназначение — отдать дань уважения славным военачальникам. Возвращаясь в город во главе победного войска, военачальник проезжал через такую арку, которую возводили специально на этот случай. Сейчас в Риме сохранилось три таких арки: императоров Тита, Семптимия Севера и Константина. Много триумфальных арок, построенных в честь побед местного значения, сохранилось в провинциях.

Амфитеатр Флавиев, известный под названием Колизей

Центром общественной жизни, а значит, и центром многих архитектурных памятников Рима был форум — главная городская площадь. За долгую и пеструю историю Римского государства их было построено несколько. Самым старым является республиканский форум, возникший в котловине между тремя холмами: Капитолием, Палатином и Квириналом. В своих основных чертах ансамбль сложился во II — I вв. до н. э. Площадь имеет форму трапеции. В расположении отдельных зданий форума нет симметрии, но это обусловлено не оригинальностью замысла, а тем, что здания возводились здесь постепенно. Наиболее выдающимися сооружениями республиканского форума являются храмы Конкордии, Веспасиана, Сатурна и Диоскуров и базилики консула Эмилия и Юлия Цезаря.

Триумфальная арка Тита в Риме. 90 г. р. е.

Когда в I в. н. э. республиканский строй в Риме был заменен властью императоров, а население города очень возросло, неподалеку от старого форума начали строить новые форумы, которые называют императорскими, потому что строительство каждого из них было связано с именем определенного императора. Всего за историю Рима было построено 5 таких форумов. В отличие от республиканского, все они имели симметричную, строго продуманную композицию. Наиболее интересным считается форум императора Ульпия Траяна, возведенный в первой половине II в. н. э. В его состав входит несколько элементов, расположенных вдоль единственной оси. Первым является большой перистильный двор, в центре которого установлена конная статуя императора. Двор замыкает фасад величественного общественного строения — так называемой базилики Ульпия. Пройдя через базилику, попадаешь в малый перистильный двор, который служит обрамлением для триумфальной колонны, поставленной в честь военных побед Траяна. Высота этого монумента достигает 38 м. Его покрывают размещенные по спирали барельефы со сценами завоевательных походов. Ансамбль форума завершает храм, посвященный Траяну, потому что императора в Риме обожали.

Республиканский форум в Риме

Форум императора Траяна

Для строительства римляне широко применяли особый материал, который получил название «римский бетон». Для стен делали облицовку из тонкого слоя кирпича или камня, снаружи и изнутри, а промежуток заполняли щебнем, смешанным с известняковым раствором и вулканическим песком. Из бетона в Риме строили роскошные сооружения. Его применение открывало большие возможности. Бетон использовали для возведения сводов и купола. Застывая, бетон образовывал вместе с кирпичным каркасом монолитную конструкцию. Более дорогие материалы, например мрамор, использовали для облицовки и декоративных деталей. Колонны могли делать и из цельного мрамора. Образцом такого грандиозного сооружения из римского бетона является Пантеон, о котором пойдет речь далее.

Типичный жилой дом римского горожанина развился из итальянской сельской усадьбы. Но в городских условиях типичный для усадьбы двор превратился в большое помещение, носившее название атриум. Слово это означает «черный». Так помещение называли потому, что в нем находилось семейный очаг, и сажа оседала на стенах. В потолке над очагом проделывали большое отверстие, через которое выходил дым и заходил свет.

Колонна Траяна

В глубине атриума размещалась комната хозяина и стояли шкафы с ларами – богами — покровителями семьи и дома. Атриум был главным помещением, где происходили все важные семейные церемонии. Все остальные помещения располагались вокруг. На улицу римский дом выходил глухой стеной. Впоследствии, когда римляне ближе познакомились с жилищным строительством других народов, они стали пристраивать к своим домам перистильные дворики, в которых приятнее было проводить время, чем в мрачном атриуме. Но национальные традиции не позволяли совсем отказаться от него, и он остался помещением для особо торжественных событий. Очаг из атриума перенесли в специальное помещение, а на его месте начали делать бассейны. Свет, попадал через отверстие в потолке, отражался в воде, а затем на стенах.

Интересные образцы римской жилой архитектуры можно видеть в Помпеях, небольшом городе, которій в I в. н. э. был погребен под вулканическим пеплом в результате извержения Везувия. Иза-за этого события, его достопримечательности дожили до нашего времени, не испытав никаких изменений. Самые известные достопримечательности Помпеи — это не храмы и не дома рядовых граждан, а виллы. их интерьер украшают яркие фрески, дают нам представление о живописи Древнего Рима. Красочные стены дополнял пол, покрытый мозаикой.

Конечно, не все жители Рима могли себе позволить жить в домах с атриумами и перистильными двориками. Строились и многоэтажные жилые дома, в которых арендовали себе комнаты бедняки. Такие дома назывались инсулами.

Не менее интересными, чем достопримечательности Рима и Италии, являются образцы римской архитектуры в провинциях. Многие европейские и восточные города и сейчас хранят в своем планировании черты римского военного лагеря, из которого они возникли. Но завоеватели возводили не только военные лагеря. Оставаясь на чужбине, они пытались сделать ее как можно более похожей на Вечный Город, откуда пришли. Особенно много памятников возводилось в провинциях во времена поздней империи, когда даже императоры чувствовали себя не очень уютно в столице и пытались перенести свою резиденцию ближе к верным им легионам. Именно так возникла знаменитая резиденция императора Диоклетиана, которую сейчас можно видеть в городе Сплите, в Хорватии. Дворец Диоклетиана в Сплите представляет собой прямоугольную в плане постройку, площадь которой равна 29409 м 2 , и стены в отдельных местах достигали 24 м. Середину занимает большой перистильный двор, в котором сохранились руины храмов императора, Юпитера и бога врачевания Эскулапа.

Так выглядит инсула — многоэтажный дом Древнего Рима

Фреска из Помпеи

Салона (современный Сплит). Дворец Диоклетиана. перистиль

Пальмира (Сирия). Колоннада главной улицы

Салона (современный Сплит). Дворец Диоклетиана. Реконструкция

Здесь же можно видеть мавзолей Диоклетиана, в средние века был переделан в собор. Тогда же стены дворца начали выполнять функцию городских стен.

Колонны храма Юпитера в Баальбеке, Ливан

Особенно впечатляющие достопримечательности своего пребывания римляне оставили в восточных провинциях. Здесь римские архитектурные традиции тесно переплетались с местными. К таким памятникам относятся руины Пальмиры, некогда крупного торгового города в Сирийской пустыне. Город возник около оазиса на караванном пути от Средиземного моря до Персидского залива. Он имел долгую собственную строительную традицию, но во II в. н. э. был разрушен из-за многочисленных войн и затем снова отстроен римлянами. Говорят, что в величественных колоннадах Пальмиры нашли свое воплощение восточная пышность, греческая умеренность и римский размах. Всемирно прославился также храмовый комплекс в Баальбеке, ныне небольшом городке в Ливане, который когда-то был эллинистическим городом Гелиополем, а затем римской колонией, носившей длинное имя Юлия — Августа- Феликс. Здесь можно видеть колоннаду храма Юпитера и почти целые храмы Бахуса и Фортуны.

Являются памятники Рима . Располагая богатейшим культурным наследием и многовековой историей, этот город пользуется неоспоримой популярностью. Монументальность архитектуры, ее уникальные особенности, история создания и возраст – все это просто не может не влечь к себе и не вызывать восхищения. Сотни тысяч человек в различные периоды времени вложили свои силы и применили собственные профессиональные навыки для того, чтобы и сегодня античный Рим мог радовать нас своим великолепием, не канув в лету на страницах учебников по истории.

Каков он, этот неизведанный мир? Памятники Рима дают возможность совершить настоящее путешествие во времени. Они открывают для нас удивительные исторические события прошлого, дают возможность узнать о заслугах величайших правителей. Не остается в стороне и жизнь простого населения Рима, что также является неотъемлемой составляющей его былой самобытности. Предлагаем вам вместе с нами узнать, какие они, памятники Рима, какая у них история и особенности. Но, прежде, чем перейти к непосредственному их обзору, уделим немного внимания истории развития .

История развития архитектуры Древнего Рима

Довольно странно осознавать, что привычные нам строительные материалы, такие как цемент, туф и кирпич, прежде использовались для создания шедевров архитектуры Древнего Рима. Колоннады, храмы, триумфальные арки, дворцы – для всего этого успешно использовались данные материалы. И если бы не разрушения, которые, как ни странно, возникли также под влиянием самих людей, постройки античности мы могли бы лицезреть сегодня в куда большем их количестве. Самым удивительным стало бы и то, что эти памятники Рима смогли бы сохранить собственную первозданность, если бы удалось сохранить их самих. Дело все в том, что для большинства этих памятников архитектуры использовался крепчайший римский цемент. Состав его включал в себя смесь извести в сочетании с продуктами вулканических извержений, что и позволяло добиться отменной крепости сооружений.

Составляющими являются элементы двух основных культур – греческой и этрусской. Сама же история развития архитектуры Рима разделена на несколько основных этапов. Например, первый этап включает в себя самые древние памятники Рима и относится к периоду с основания Вечного города до II в. до н.э. Для такого рода сооружений характерно выраженное влияние этрусской культуры. В качестве основных памятников этого периода можно обозначить знаменитую Аппиеву дорогу, Мамертинскую тюрьму, Клоаку Максима, некоторые катакомбы, языческие храмы и пр. Что касается построек, возведенных в дальнейшем, то в них уже четко обозначено влияние греческой архитектуры. В данном случае примерами выступают такие памятники архитектуры, как храмы Геркулеса и Портуна, сохранившиеся до нынешнего времени и расположенные на Бычьем Форуме.

Памятники Рима: замок и мост Святого Ангела

Основной и наиважнейший этап развития древнеримской архитектуры пришелся на период рассвета Империи. Именно с ним связано создание самых известных в Риме памятников. Знаковая и величественная, главная для Рима достопримечательность, Колизей, относится именно к этому периоду, и даже сейчас его размеры поражают воображение. К числу не менее впечатляющих памятников того времени относится Мавзолей Адриана. Он более известен под другим названием – . Добавьте сюда Пантеон, как ярчайшую реализацию инженерной мысли, а также термальные комплексы – и вы сможете получить полное представление о масштабах и грандиозности памятников архитектуры античного Рима.

Памятники архитектуры Древнего Рима

Римлянам в прошлом не был свойственен собственный высокохудожественный вкус, потому они просто заимствовали идеи у греков. Но вот если речь шла об инженерных способностях, то здесь римлянам стоит отдать должное – равных в этом им не было. Большинство конструкций архитекторов в то время включало в себя наличие арки. Сам по себе этот элемент хоть и является незамысловатым, однако именно с его помощью удавалось сооружать поистине колоссальные сооружения.

Римский театр

В прошлом, когда те же греки, создавая ступенчатый амфитеатр, прибегали для этого к вырубке горной породы в склонах холмов, римляне уже вовсю создавали полноценные арочные конструкции. Для их строительства использовался кирпич, что наделяло их отменной прочностью, способной выдерживать нагрузку в виде громоздких каменных элементов. Арки, как элемент конструкций, выступали в качестве базы для самых различных построек в Риме, в том числе и для театров.

Величественные сооружения облицовывались, а для их декора применялся травертин. Возводимый на ровной поверхности, театр в те времена в городе становился самым главным его украшением.


Наиболее известным памятником Рима, и, по совместительству, великолепнейшим примером архитектуры античных времен является Колизей, или же – Амфитеатр Флавиев. – следующий, не менее интересный памятник былых архитектурных изысканий, его можно увидеть неподалеку от Piazza Venezia.

Акведуки

Памятники Рима просто невозможно рассматривать, исключив из них акведуки. Система водоснабжения, которая является не только составляющей архитектурного наследия Вечного города, но и жизненно важным элементом для его развития. Массивные водоводы, основу конструкции которых, опять же, составляет арка, функционируют и сегодня, представляя собой один из древнейших памятников Рима. Первый акведук в Риме появился в IV в. до н.э., последний – в 226 году, при Александре Северусе. Исследователи подсчитали, что к концу I в. объемы питьевой воды, поступавшей каждый день в Рим, могли составлять миллион кубометров. Иными словами, на каждого жителя приходилось около 1000 литров воды, что, согласитесь, впечатляет.

Постоянные жилые зоны, которые стали впервые появляться в Риме, сосредотачивались вдоль реки Тибр, вблизи острова Тиберина. Даже сегодня здесь можно увидеть древнейшие мосты – уникальные памятники Рима.

Например, мост Понте Фабричио, возведенный в 62 году н.э., он соединяет между собой левый берег реки Тибр и остров. Другой мост, появившийся на год позднее, обеспечил соединение острова с правым берегом Тибра, и это – мост Понте Честио. Неподалеку от этих двух мостов можно обнаружить руины, прежде это был мост Понте Эмилио. Сейчас остатки былого сооружения имеют иное название, «Понте Ротто», что отображает истинное его состояние и переводится как «разрушенный мост».

Элиев Мост также относится к достоянию архитектуры Древнего Рима, он известен широкой публике как Мост Сант Анджело. Этот памятник архитектуры находится напротив замка с одноименным названием. Построена данная переправа через реку Тибр была во времена правления императора Адриана. В дальнейшем она прошла через капитальную реконструкцию, что пришлось уже на период эпохи Возрождения.

Еще одним мостом периода античной эпохи в Риме является Понте Мильвио. Этот памятник архитектуры также сохранился до нынешнего времени. Изначально мост располагался за чертой города. В его направлении находились три основные магистрали, это улицы Клодия, Кассия и Фламиния, они соединяли с центром империи северные города.

Закажите по ссылке круиз с ужином по каналам Рима и наслаждайтесь просмотром мостов в приятной атмосфере.

Мало кто из правителей римской Империи лишал себя удовольствия увековечить собственные заслуги в борьбе за ее могущество и расширение. Как результат – появление связанных с этим памятников в виде триумфальных арок. Такого рода памятники Рима в честь императора прославляли его, одновременно увековечивая память о завоеваниях и победах. Это своеобразный символ политического доминирования и воинской мощи.

Устанавливались триумфальные арки на территории всей Империи, будучи при этом своеобразной демонстрацией сочетания художественных вкусов жителей Рима и инженерно-технического прогресса. Такая тенденция распространилась на территории от Германии и Испании и до Малой Азии и Северной Америки. Что касается самого Рима, то здесь сегодня можно увидеть одновременно несколько вариаций памятников славы, которые, кстати, сохранились в идеальном своем состоянии. В частности это следующие памятники Рима:

  • Триумфальная Арка Тита;
  • Триумфальная Арка Константина;
  • Триумфальная Арка Севера.

Также в Вечном городе на территории находятся постаменты от триумфальных арок, возведенных при правителях Августе и Траяне.

Термальные комплексы

Своя, безусловно важная роль, в повседневности жителей Рима отведена была и общественным баням. Термальные комплексы в античные времена строились повсеместно, даже маленьких городках. К I в. до н.э. количество общественных купален уже составляло 170. Терминальные комплексы без преувеличения можно было назвать огромными. В основном за их посещения не взималась плата. Помимо этого, влиятельные семьи Рима возводили банные комплексы непосредственно на своих землях.

По своей сути термы выступали не только в качестве неотъемлемой составляющей инфраструктуры города. Это был еще и полноценный социальный институт. Не удивительно, ведь их посетители, собираясь здесь, отдыхали, развлекались и просто общались, параллельно обсуждая последние городские события и новости.

Франция, Испания, Германия, Болгария, Румыния и др. всего более 70-ти:

Древнеримские памятники в Арле (Франция),

Римский акведук Пон-дю-Гар (Франция),

Античный театр и триумфальная арка в Оранже (Франция).

Археологический ансамбль Мериды (Испания),

Римский акведук в Сеговии (Сеговия),

Исторический ансамбль Сплита с дворцом Диоклетиана (Хорватии),

Памятники Трира (Германия),

Вал Адриана (Великобритания),

Памятники всемирного культурного наследия в Италии,

относящиеся к античному периоду

Три территориальные группы объектов

1) сам город Рим - наиболее яркое и полное средоточие шедевров античной архитектуры

2) другие памятники античности на территории современной Италии (Юг Италии, Сицилия и

3) довольно многочисленные архитектурно- исторические объекты, сохранившиеся за ее пределами, в других европейских странах, которые некогда входили в состав Римской империи.

Античные памятники Рима (Римский форум)

Вилла Адриана в Тиволи, близ Рима

Архитектурные памятники Древнего Рима

Исторический центр Рима

Ранние сооружения

(царский Рим, ранняя республика до I в. до н.э.)

Руины крепостной стены, сооруженной из квадратных глыб вулканического камня царем Рима Сервием Туллием (11 км.).

Комплекс Римского Форума (Forum Romanum), место проведения важнейших событий политической и экономической жизни (народные собрания, судебные разбирательства, церемонии религиозных обрядов). Окончательный облик сформировался к концу республиканского периода

Форум включал общественные здания, храмы, арки, колоннады, статуи, священную дорогу (Via Sacra), торговые ряды.

Храм Весты (круглый)

Руины аркад Табулариума (архивы республики).

Рим эпохи республики (династия Юлиев - Клавдиев и Флавиев, I в. до

н.э. - I в. н.э.)

Императорские форумы : форум с храмом Венеры и храмом бога Марса, форум Августа, форум Веспасиана Флавия.

Мраморная Триумфальная арка Тита на форуме (сын Веспасиана) в честь удачного похода римлян на Иерусалим

Аркады акведука Клавдия, одного из десятка подходивших к городу водоводов, «сработанные еще рабами Рима».

Амфитеатр Флавиев , или Колизей. Строительство начато императором Веспасианом (75 г. н.э.), а закончено Титом (80 г. н.э.) Размеры 180 на 156 м, высота 50 м., вмещал 50 тыс. зрителей. Предназначен для гладиаторских боев и других массовых зрелищ (Марк Твен назвал его царем всех европейских развалин).

Рим эпохи республики (династия Антонинов (I - II в. н.э.)

Колонна Траяна и часть базилики в честь побед императора. Размеры колонны – 38 м., колонна обвита (24 витка) спиральным рельефом-фризом длиной 300 м, увековечивший покорение Траяном Дакии. Сцены из жизни даков, подвиги римских легионеров

и самого императора, который фигурирует на рельефе более 80 раз.

Пантеон (построен императором Адрианом). Круглый храм, имеющий одинаковые (43,5м) диаметр и высоту. Стены толщиной 6 м. Огромный купол, послуживший прообразом куполов собора Св. Петра в Риме и церкви Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.

Мавзолей Адриана на правом берегу Тибра для самого императора

и членов его семьи. Первоначальные функции он выполнял

недолго. В средние века служил убежищем для римских пап (Замок Св. Ангела - по украсившей его статуе ангела с мечом).

Бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия - единственная уцелевшая в средние века древнеримская конная статуя. Считают, что от уничтожения христианами ее спасла ошибка: статую приняли за изображение христианского императора Константина, а не «язычника» Марка Аврелия.

Эпоха поздней Римской империи, династия Северов III - IV вв.

Руины терм и триумфальные арки

Термы Каракаллы (территория 340 х 330 м. Высота 30 м.)

Комплекс терм включал большой зал с бассейном, роскошно декорированный главный зал с холодной, теплой и горячей банями, под полом которого находилась сложная система водоснабжения, отопления и канализации. По фасаду главного здания располагались комнаты для отдыха. Также были размещены две палестры, библиотечные залы и залы для занятий музыкой, раздевальни. Термы Каракаллы могли вмещали одновременно более 2000 человек.