Любовь — пожалуй, самое загадочное из всех человеческих чувств. Она является источником и мощным преобразователем жизненной энергии, облагораживает и активизирует человека. Порой любовь бывает трагичной, неразделённой, непонятой. Но от этого чувство не исчезает — оно лишь разгорается адским пламенем. В творчестве любого писателя и поэта тема любви занимает значительное место. Не представляет исключения и роман Михаила Шолохова «Тихий Дон».

Отношения главных героев произведения: Григория, Аксиньи и Натальи — образуют классический любовный треугольник, где самой страдающей стороной является, на мой взгляд, Аксинья. Её судьба сложилась драматически: изнасилованная отцом, она была выдана замуж за Степана Астахова. Муж жестоко избивал её. Заваленная работой, одинокая, лишённая ласки, вдали от родных, она покорно несла безрадостное бремя.

Неутолённая жажда счастья нашла у Аксиньи выход в её чувстве к Григорию Мелехову. Эта любовь стала для неё и радостью, и горем — единственным смыслом и оправданием жизни. «Нынче что-то есть радостное. Что же? Григорий: Гриша», — зарождающееся чувство пугало Аксинью, она всеми силами старалась подавить его. Будучи женщиной красивой, она вызывала всеобщее восхищение. Но именно этой героине судьба уготовила очень тяжёлую долю.

Пытаясь переступить через принятые в её среде моральные и семейные нормы, с каждым днём и часом Аксинья всё более и более влюблялась в Григория всем своим истосковавшимся сердцем («Испепеляя щёки, сжигал её беспокойный румянец»).

Их любовь была страстной и пылкой, но для Аксиньи она имела иное значение, чем для Григория. Он — ещё юноша, весёлый «взглагольный» парень; для него любовь к Аксинье — это прежде всего чувственное влечение к красивой женщине. За плечами героини уже много всего: страшная драма надругательства, три года тяжкого замужества. Для неё Григорий — единственная отдушина в постылой жизни («За всю жизнь да горькую отлюблю!.. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!»).

Чувство Аксиньи к Григорию оказалось воплощением любви жертвенной, самоотверженной, пренебрегающей и властью традиций, и мнением окружающих, и тяготами жизни («Помнишь, и тебе давно говорила, что пойду за тобой хучь на край света»). Она смогла выдержать всё, ничто не могло сломить её духа: ни изнурительная работа, ни побои Степана Астахова, ни горькая связь с Листницким, ни гражданская война.

Не уступает Аксинье в силе любви и другая героиня «Тихого Дона» — Наталья Мелехова. Шолохов индивидуализирует Наталью, подчёркивает её доверчивую, стеснительную, грациозную натуру. Судьба этой героини, как и судьба Аксиньи, трагична: она выходит замуж за любимого, но не любящего её Григория Мелехова, подчиняясь порыву сердца, сильному и смелому; из-за разрыва с мужем она пытается покончить с собой, впоследствии заболевает тифом и наконец умирает, избавясь от ребёнка, которого носила под сердцем. В Наталье чувства обиды, горечи постоянно боролись с преданной любовью к мужу.

В отличие от Аксиньи, Наталья сдержанна в своих чувствах, Хотя искренность, жертвенность и преданность отличают любовь обеих этих женщин. «Тихая», но сильная любовь Натальи к Григорию была обречена на гибель. Хотя внешне всё было мирно, она чувствовала, что муж тяготится ею.

Григорий много раз предавал Наталью, но она, даже будучи оскорблённой, остаётся верной своему супругу, своей любви, несмотря на пересуды окружающих.

Сам Григорий Мелехов любит обеих женщин по-разному. К Аксинье он испытывает безудержную страсть, от которой теряет голову, забывает о своих обязанностях отца и мужа. Его любовь к Наталье иная — это прежде всего уважение к женщине нежной, хрупкой и чистой.

Мелехов мучается от сознания собственной вины как перед женой, так и перед Аксиньей. Однако именно любовь спасает его от отчаяния, жестокости, придаёт ему сил для борьбы с грязью и кровью войны.

Таким образом, именно в любви по-настоящему раскрывается характер героев романа Шолохова «Тихий Дон». Любовь становится жизненным испытанием, в котором выверяются нравственные силы человека. Мне кажется, что, несмотря на драматичную судьбу, герои романа всё-таки не были обделены жизнью, им довелось испытать редкое и прекрасное чувство, а встретившиеся на этом пути препятствия лишь острее позволили им ощутить вкус счастья.

    М.А. Шолохова по праву называют летописцем советской эпохи. «Тихий Дон» - роман о казачестве. Центральный образ романа - Григорий Мелехов -обычный казачий парень. Правда, может быть, излишне горячий. В семье Григория, большой и дружной, свято чтят казачьи...

    Как в «Тихом Доне», так и в «Поднятой целине» много персонажей, которые действуют только в массовых сценах, не выступая отдельно, не имея «собственной» сюжетной линии. Уж не говоря о «Тихом Доне», действие которого происходит в тот период, когда «всемирная...

    Главные женские образы романа Михаила Шолохова "Тихий Дон" - это Наталья Мелехова и Аксинья Астахова. Обе они любят одного и того же казака, Григория Мелехова. Он же женат на Наталье, но любит Аксинью, а та, в свою очередь, замужем за другим...

    Ничего я не понимаю. Мне трудно в этом разобраться.” Блукаю я, как метель в степи. М. Шолохов Михаил Александрович Шолохов отразил судьбу народа, поиски истины в переломные годы революции и гражданской войны в романе-эпопее...

    Роман-эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон» повествует о судьбах народа в переломную эпоху. Драматично складываются судьбы основных действующих лиц. Роман отмечен также сложными и яркими женскими судьбами. Образ Ильиничны олицетворяет трудную долю женщины-казачки,...

    Судьба Григория стала символом трагических судеб русского казачества. И потому, проследив весь жизненный путь Григория Мелехова, начиная с истории рода Мелеховых, можно не только раскрыть причины его бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности...

1. «Тихий Дон» — роман об истории казачества.
2. Жизнь казачества и война.
3. Наталья и Аксинья.
4. Испытание героя войной.
5. Переосмысление смысла жизни и отношения к любви Георгия Мелехова.
6. Финал романа.

Предметом повествования в романе Шолохова «Тихий Дон» является история казачества. Шолохов идет по пути беспощадной правдивости в воссоздании событий тех лет, жизни казаков. Перед читателем открываются подробности традиций и укладаизни казачества, трагедия народа. Хотя одной из центральных тем романа является тема войны и революции, тематику романа можно рассматривать шире. Это любовь и смерть, стихия любви, жизни и разрушения, смерти. В «Тихом Доне» Шолохов создает два мира: уклад жизни казачества в довоенную эпоху и война. Через оба эти мира проходит красной нитью тема любви. Шолохов показывает, как тесно связаны исторические события с отдельной жизнью простого человека. В финале романа, у главного героя, Григория Мелехова, открывается способность любить. Любить детей, Наталью, вообще ощущать жизнь с позиций любви. Роман начинается с описания дома — казачьего двора. Дом и двор для Григория — одно из главных мест, туда он возвращается после всех испытаний, там находит и осознает свою любовь. Тема любви в романе связана с главным героем — Григорием Мелеховым, его женой Натальей и Аксиньей, которая преданно любит его на протяжении многих лет. Так же, как в стране бушуют мятежные вихри войны и революции, бушуют и страсти в жизни героя. Жена Григория Наталья никак не может примириться с судьбой. Она хочет удержать мужа рядом с собой, пытается вымолить его у соперницы, ругается, грозит, убегает из дома и даже покушается на свою жизнь. Ее любовь самоотверженная, покорная, но Наталье непонятны тяжелые думы, терзавшие Григория. Несмотря на все метания, Наталья, тем не менее, возвращается в дом свекра, понимая, что только там у нее еще есть надежда дождаться мужа и вернуть его в семью. В итоге она все же побеждает соперницу, временем, терпением. Но счастья это ей не приносит. Наталья погибает, когда отказывается от идеи материнства, не желает больше иметь детей от человека, который причинил ей столько горя, который растоптал идею чистоты любви.

Аксинья Астахова — трагический персонаж, одна из граней этого непростого любовного треугольника. Чувство любви в Аксинье необыкновенно сильно, страстно. Оно выражается в беспредельном самопожертвовании, в перенесении центра жизни с себя на другого человека, которому она отдает всю себя без остатка. Если Наталья перенесла запасы своего нерастраченного чувства на детей, то рядом с Аксиньей дети не приживаются. У нее как бы изначально не отведено на них ни чуточки любви и заботы. Вся сила ее чувства направлена на любимого мужчину.

Противопоставление двух этих, таких непохожих друг на друга героинь, очень важно для сюжета романа. Ведь их объединяет любовь к Григорию. Ион любит обеих этих женщин, таких разных. При этом любовь к ним не разбивает его на части, наоборот, эти чувства дополняют друг друга. В Наталье его привлекает внутренняя красота, чистота, которая даже внешне проявляется в необыкновенном сиянии и свете этой женщины. Наталья — воплощение женственности, уюта, семьи, домашнего очага, детей. Она вся в традициях казачьего быта, с ней тепло, уютно и надежно. Аксинья же, наоборот, красива «вызывающей красотой», порочной. Она полна тайны, риска. Ее встречи с Григорием — незаконные, украдкой, добавляют чувству остроты. Григорий находит в Аксинье настоящую родственную душу. Когда Наталья упрекает ее за то, что та отнимает отца у детей, Аксинья отвечает: «У тебя хоть дети есть, а он у меня... один на всем белом свете! Первый и последний»...

Любовь героев, еще в начале романа, столкнулась с казачьими обычаями и традициями. Аксинье тяжело переносить гнет этих традиций, она хочет все бросить и зовет с собой Григория. Но у него не хватает решимости все бросить, он лишь уходит с Аксиньей за пределы хутора.

Любовь главный герой романа испытывает не только со стороны двух любящих его женщин. Пожалуй; самую горячую любовь питала к своему младшему сыну Грише его мать, Ильинична. До последней минуты ждала она его с войны, потеряв и мужа, и старшего сына, и обеих невесток. Перед смертью, собрав последние силы, вышла она ночью из хаты. «Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь, а потом негромко, как будто он стоял тут же возле нее, позвала: — Гришенька! Родненький мой! — Помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: — Кровинушка моя!».

Любовь Мелехова подвергается испытанием войной, тяжелыми раздумьями героя о том, как стоит ему жить. Его трагедия — это трагедия личности, которую неумолимый ход истории поставил перед необходимостью крутого поворота в своей судьбе. Григорий показан нам автором как правдоискатель. В поисках правды он проходит самый тяжелый путь — путь самопознания. Противостояние белогвардейцев и советской власти, братоубийственная война измотали Мелехова. В юности он был добрым, отзывчивым человеком, мечтал о любви и счастье, хотел получить сразу все. Он мечтает ходить по мягкой земле с плугом, тоскует по мирной жизни, по Дону, по любви Аксиньи... А взамен этого — кровь, страдания, толпы пленных, непримиримая ненависть людей друг к другу.

Аксинья пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную, исковерканную жизнь. Простая, неграмотная казачка, она обладала сложной, богатой душой. Писатель часто передает чувства, волнующие Аксинью, через восприятие ею окружающей природы. Вот после тяжелой болезни Аксинья впервые вышла на крыльцо и долго стояла, опьяненная свежестью весеннего воздуха. В финале Аксинья уже не выглядит такой демонической женщиной. Она живет молитвой за Георгия, и даже к детям его относится как к родным. От горя, утрат, метаний герой рано постарел, однако не растерял человеческих чувств. Искренность, отзывчивость, способность к сопереживанию, сочувствию мы наблюдаем у Григория на протяжении всей его жизни. И особенно эти качества выразительны в завершающих частях романа. Героя потрясает зрелище убитых. Финал романа не радостный — Мелехов так и не обретает счастья ни с одной из любимых женщин. Но, проведя героя через ряд испытаний, одним из главных среди которых было испытание именно любовью, автор показывает нам, как меняется восприятие жизни у Георгия, как он относится к этим женщинам, чего он ждет от отношений, и что становится для него главным в конечном итоге.