Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее «Война и мир» показал, как менялись характеры многих героев произведения. Одним из главных жизненных путей, которым дал характеристику писатель, является так называемая дорога чести Болконского Андрея Николаевича, центрального персонажа романа.

Андрей Болконский и общество

На момент знакомства читателя с Андреем Болконским, герой был человеком, которого уважали в обществе. Однако князю Андрею было скучно среди светских людей. Всем своим видом он показывал это пренебрежение к обществу: «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Так говорит Болконский Пьеру: «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!».

Именно поэтому персонаж отправляется на войну. Наполеон для Андрея Болконского становится кумиром. Писатель не зря описывает увлечение князя Андрея Наполеоном. Это было характерным признаком молодого дворянства. Герой мечтает о том, чтобы стать таким же великим человеком, как Наполеон.

Битва под Аустерлицем

Отношение к французскому полководцу меняется после битвы под Аустерлицем. Раненый, князь Андрей смотрит на небо и задумывается о жизни. Герой понимает, что ошибался, что «все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба, ничего, ничего нет… кроме тишины, успокоения».

Для Андрея Болконского Наполеон становится маленьким человеком, который сеет только смерть и разрушение.

Битва под Аустерлицем становится переломным моментом как в повествовании, так и в жизни центрального персонажа. Мировоззрение князя Андрея меняется, небо Аустерлица открывает для него новую жизнь. Теперь герой не хочет славы, он стремится жить согласно чести.

Князь Андрей, разочаровавшийся в военной службе, ведет тихую и спокойную жизнь в деревне. Героем овладевают мысли, что жизнь его кончена. Именно в тот момент, когда герой переживает душевный кризис, на Андрея Болконского влияет Пьер Безухов, который говорит ему, что «надо жить, надо любить, надо верить».

Возрождение

После разговора с Пьером князь Андрей воодушевился: он начинает заниматься делами в деревне, а затем уезжает в Петербург для деятельности в комиссии по созданию законов. Разочаровавшись и в ней, герой близок к еще одним душевным переживаниям.

Однако еще большее значение для героя оказала Наташа Ростова, встреча с которой окончательно возрождает Андрея Болконского. Разочарование, которое принесла героиня, увлекшаяся Анатолем Курагиным, не сломало Болконского. Герой уезжает с целью участия в военных действиях. Там князь Андрей разговаривает с Кутузовым, который говорит ему следующее: «Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога — это дорога чести».

Кутузов был прав. Князь Андрей с честью и достоинством борется за существование свой Родины. Для героя важна не личная слава, а счастливая жизнь каждого гражданина своего Отечества.

Духовное развитие

Л. Н. Толстой на протяжении всего произведения показывал, как меняется характер Андрея Болконского и его отношение к жизни. Неудовлетворенный собственным образом жизни, герой в начале романа пытается измениться. Князь Андрей несколько раз разочаровывается в собственной деятельности, в собственном существовании. Он несколько раз думал, что жизнь его больше не принесет ему никакой радости. Однако герою всегда удавалось с достоинством продолжать свой путь. Как бы ни было тяжело Андрею Болконскому, он никогда не поступал лживым и лицемерным способом. Именно «дорогой чести» можно назвать жизненный путь князя Андрея.

Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого даёт нам понять, как может измениться человек и его внутреннее осознание долга и чести. Речь идёт об Андрее Болконском. Именно с ним в годы военных эпох 1805-1812 года произошли кардинальные изменения. Среда, в которой он вырос – это дворяне и аристократы, которую впоследствии он отверг и стал отрицать.

Толстой хотел показать в его образе облик декабристов, который очень интересовал писателя. Для этого он рассказывает о «дороге чести» героя романа.

Знакомить нас с князем Андреем Болконским Толстой

Начинает с салона Шерер Анны Павловны. Где герой романа сетует на свою жизнь, которая не приносит ему удовлетворения. Этот молодой, невысокий парень, с красивыми и суховатыми чертами, скучает. Он не понимает того образа жизни дворянина и аристократа, который он ведёт. Это его гнетёт.

Чтобы изменить свою жизнь, сделать её полезной, он отправляется служить в армию. Войну 1805 года он проводит в своих мыслях, где мечтает о славе. Он хочет стать похожим на своего кумира Наполеона. Болконский ценит его сильную личность и решимость в действиях.

Такие мечтания и жажда славы были характерны для многих молодых людей того времени, но Толстой выделяет именно Андрея. Так как его желания связаны не только с его славой, но и со счастьем всех людей вокруг. Этим он отличается от ровесников, желавших пафосной славы и наград.

Свой подвиг он совершит на Аустерлицком поле. Где со знаменем, которое держит в своих руках, Андрей сможет повести за собой солдат. Которые на тот момент уже не ждали ничего и хотели отступать. Болконский получил ранение. В момент, когда он лежит посреди поля, его размышления о том, что мир ничтожен относительно вечности. В этот минуты он полностью отказывается от своей прежней жизни. При этом понимает, что его участь теперь – это жизнь для себя и семьи.

Но семейная тихая жизнь – это не удел для таких кипучих людей, как герой Толстого. Болконский очень тяжело возвращается к привычной жизни. Глотком свежего воздуха в его жизни становится встреча Безухова. Который вернулся из имений в Киеве. Друзья проводят много времени в спорах о народе, смысле бытия, отношениях простых крестьян и дворян. Он произносит фразу, что крепостное право – это растление владельцев собственности.

Когда Пьер Безухов уезжает, Андрей вводит новые правила для своих крестьян в имении, делая их жизнь легче. Но и эта жизнь его не устраивает. Андрей едет в Петербург, но и там он доходит до личного кризиса. На войне он постигает смысл бытия. Он понимает, что истинное человечное предназначение – это служба народу.

Толстой создал героя Болконского, чтобы в нем показать своё отношение к жизни. Он поднимает проблемы, которые имели масштабы общие для всего человечества. Это произведение о силе духа и тяжбах 19 века.

В произведении “Война и мир”, романе историческом, Лев Николаевич Толстой прослеживает, каким образом, при каких жизненных обстоятельствах пробудились в человеке из дворянской, аристократической, среды в эпоху войн тысяча восемьсот пятого – тысяча восемьсот двенадцатого годов та совесть и то высокое понимание чести и долга, которые привели его к отрицанию своей среды, а потом и к разрыву с ней. Толстого интересовал “декабристский элемент” в его нравственно-психологическом содержании, и отсюда раскрытие в этом плане облика декабристов

Стало одной из задач “Войны и мира”. Толстой художественно решает ее, рассказывая о жизненном пути – “дороге чести” – одного из своих любимых героев – Андрея Болконского.
Духовное развитие князя Андрея начинается в романе с глубокой неудовлетворенности тем образом жизни, который ему приходится вести. Мы знакомимся с героем в салоне Анны Павловны Шерер. Толстой так описывает его: “Князь Болконский был небольшого роста. Весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами”. На лице князя усталость и скука. “Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне”, – говорит он Пьеру.
Стремясь к полезной деятельности, князь Андрей едет в армию. В войне тысяча восемьсот пятого года активность его связана с честолюбивыми мечтами о славе, о “своем Тулоне”. Его кумир в это время – Наполеон, личность деятельная и сильная. Увлечение Наполеоном было свойственно многим представителям передовой дворянской молодежи начала девятнадцатого века. Но князь Андрей стремится не только к личной славе. Он хочет счастья для людей, его мечты проникнуты гражданским пафосом. Автор выделяет своего героя из толпы штабных искателей легкой карьеры и наград, таких, как Друбецкой. Андрей Болконский – патриот, а не лакей, равнодушный к господскому делу.
Романтическое представление о Наполеоне и его чести, мечты о его фантастической судьбе окончательно развеялись на Аустерлицком поле. Там он совершает подвиг, о котором так мечтал: со знаменем в руках он увлекает за собой солдат, уже готовых к бегству. Получив ранение, лежа на поле боя, Князь Андрей смотрит в небо и размышляет о ничтожности человека по сравнению с вечностью. Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, князь Андрей приходит к выводу, что жизнь для себя и своих близких – это единственное, что ему остается. Но деятельная и кипучая натура Болконского не может довольствоваться лишь семейным кругом. По силе воли и характера, по стремлению к практической деятельности, по трезвому взгляду на жизнь и людей, по господству в нем разума над чувством, по богатству и разнообразию своих способностей князь Андрей близок к декабристам типа Пестеля.
Трудно возвращается Андрей Болконский к настоящей, достойной его жизни. Вехой на этом пути возрождения становится встреча с Пьером Безуховым, возвращающимся из киевских имений. Друзья спорят о смысле жизни, о положении народа, о взаимоотношениях дворян и крестьян. Высказанная князем Андреем в беседе с Пьером мысль о том, что крепостное право растлевает самих владельцев “крещеной собственности”, являлась аникрепостнической; она была в частности одним из аргументов декабристов в их борьбе против крепостного права.
После отъезда Пьера Андрей Болконский проводит в своем имении ряд мер, облегчающих положение крестьян, улучшающих их быт. Одним из первых он применяет закон о вольных хлебопашцах, враждебно встреченный в дворянских кругах. Но занятие хозяйством уже не может удовлетворить князя Андрея, и он едет в Петербург, где начинается его государственная деятельность в комиссии. Поняв, насколько эта работа далека от насущных интересов народа, Андрей Болконский близок к новому духовному кризису. От него князя Андрея спасает любовь к Наташе Ростовой, в которой, как ему кажется, он нашел подлинное счастье. Тем трагичнее для него разрыв с Наташей: теперь “как будто бесконечный свод, в котором.не было ничего вечного и таинственного”.
Последний и самый значительный этап жизни князя Андрея связан с грозными событиями тысяча восемьсот двенадцатого года. Нашествие французов возбуждает в нем желание бороться против захватчиков. Болконский разделяет те чувства, которые испытывают армия и народ. В действиях завоевателей он видит проявление той же злой, эгоистической силы, которая в лице Анатоля Курагина вторглась в его жизнь, исковеркав ее. Болконский просит направить его в полк. Там он свой человек, солдаты называют его “наш князь”, любят за храбрость. Здесь, в полку, князь Андрей начинает понимать, что главное назначение человека – служить интересам родного народа. Таким образом, по взглядам, отношению к окружающей действительности, народу князь Андрей – человек передовых убеждений. Такие, как он, впоследствии пришли к декабризму.
Андрей Болконский – любимый герой Толстого; в его образе писатель стремился раскрыть свой идеал положительного человека. Князя Андрея, умирающего от раны, полученной на Бородинском поле, Толстой примиряет не только с Наташей, но и со всем белым светом, в том числе и с раненым Анатолем Курагиным. Болконский, наконец, постигает смысл жизни: “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле.и которой я не понимал”. Писатель вложил в этот образ свою заветную мысль о том, что только любовь правит жизнью, что только она может стать основой истинного совершенства, избавить человечество от мук и противоречий.
Итак, Лев Николаевич Толстой в романе “Война и мир” поднял проблемы, имеющие общечеловеческое значение. Максим Горький писал, что “Война и мир” – это “документальное изложение всех исканий, которые предприняла в девятнадцатом веке личность сильная, в целях найти себе в истории России место и дело.”

  1. Роман “Анна Каренина” создавался в период 1873-1877 годов. С течением времени замысел претерпевал большие изменения. Менялся план романа, расширялись и усложнялись его сюжет и композиции, менялись герои и самые имена...
  2. Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне, близ Тулы, где и прошли детские годы будущего писателя. Писать Толстой начал с семи лет. К нам дошла его...
  3. Для чего жить и что такое я? Л. Толстой. Война и мир В романе-эпопее Л. Н. Толстого “Войн и мир” изобра­жено множество человеческих судеб. На страницах рома­на мы встречаемся с...
  4. И вот нашли большое поле. М. Ю. Лермонтов Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее “Война и мир” дает широкую картину жизни России с 1805 по 1820 год. Этот исторический период, как,...
  5. Пой сладкозвучный гимн священной красоте! Она одна живет, безгрешна и извечна, Смерть может разбросать миров дрожащий рой, Но красота горит, рождаясь бесконечно. Депонт де Лиль, “Гипапсия” Человек всегда стремится к...
  6. Роман – эпопея “Война и мир” – произведение общенационального исторического масштаба, разворачивающее перед нами широчайшую панораму жизни русского общества первой трети XIX века. Жанр романа – эпопеи описывает жизнь нации...
  7. Л. Н.Толстому удалось совместить в одном романе, пожалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологический роман. Страница за страницей раскрывают перед читателем характеры героев Л. Н.Толстого, передавая тончайшие детали, нюансы их...
  8. Настоящая жизнь в романе представлена в споре Пьера Безухо-ва и князя Андрея Болконского. Эти два молодых человека пред-ставляют себе жизнь по-разному. Кто-то считает, что жить надо только для других (как...
  9. Толстой – это целый мир. А. М. Горький Не перестаешь восхищаться талантом великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Каждый раз, перечитывая его произведения, приходишь к мысли – какой великий дар,...
  10. К началу 60-х годов, когда Толстой приступил к созданию “Войны и Мира”, у него уже выработалась своя историко-философская концепция, которая рельефно отразилась в его эпопее. Он считал, что только деятельность...
  11. Лев Николаевич Толстой является непревзойденным мастером в искусстве психологического анализа души человека. Наиболее ослепительно тот самый феномен писателя проявляется в его великом произведении – романе-эпопее “Война и мир”. В героях...
  12. В Третьяковской галерее находится портрет гения русской и мировой литературы Льва Николаевича Толстого работы художника Крамского. С холста глядит в упор прозорливо и испытующе мудрец в мужицкой рубахе. Взгляд его...
  13. “Л. Толстой Не пытается создавать идеалы; он берет Жизнь, как она есть.” Это суждение Современницы писателя прямо относится к Тем женским образам романа “Война и мир” – Соня, княжна Марья,...
  14. Долохов Федор – “семеновский офицер, известный игрок и бретер”. “Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как...
  15. В 70-е годы Л. “Н. Толстой все чаще и глубже стал задумываться над проблемами брака и семьи. Окружающая действительность давала немало материалов для размышления над вопросами жизни семейной. В январе...
  16. В романе Михаил Илларионович Кутузов описан как реальное историческое лицо, участник действительных событий, главнокомандующий русской армией, однако по ходу сюжета связан с другими действующими лицами “романическими” отношениями. В формировании замысла...
  17. В основе построения сюжета романа-эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир” лежит прием резкого противопоставления, контраста, антитезы. Этот контраст звучит уже в названии произведения. Военным действиям, войне, разрушению, злу автор...
  18. Решение сложных проблем семейной жизни героев произведения совершенно недвусмысленно оттеняется в “Анне Карениной” изображением поистине счастливой семьи крестьянина Ивана Парменова. Соответствующие страницы служат не только фоном, на котором яснее видна...

Разделы: Литература

Тип урока: Классический. Урок закрепления знаний, умений и навыков анализа художественного текста.

Форма урока: Эвристическая поисковая беседа.

ТЕМА УРОКА: “Дорога чести” князя Андрея Болконского” (Слайд 1)

  • “Иди с Богом своей дорогой. Твоя дорога-это дорога чести.” (Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 3, ч. 2, гл. 16.)
  • “Нравственный путь князя Болконского-это смена противоположных циклов духовной жизни: вера сменяется разочарованием, за которым следует обретение новой веры, возвращение утраченного смысла жизни”. В.Е.Красовский, кандидат филол. наук, доцент МГУ им.М.В.Ломоносова.

Цель урока: (поставлена перед изучением всей темы по творчеству Л.Н.Толстого-это главная цель при изучении литературы в старших классах.)

  • Учиться анализировать художественные тексты, выделять главное, доказывать и опровергать, определять и объяснять причину, сравнивать, строить аналогии, систематизировать, отбирать материал по теме урока.
  • Воспитывать хорошего читателя, научить видеть глубину художественного текста, чтобы восприятие настоящей литературы вызывало эстетические наслаждения.
  • Формировать знания для успешной сдачи экзаменов. Научить видеть в книге инструмент познания жизни, а не просто учебное пособие.

Задачи урока:

  • Учить учащихся анализировать художественный текст, выдепять главное, доказывать и опровергать, определять и объяснять причину, отбирать материал по теме.
  • Развивать умения учащихся читать, воспринимать, анализировать художественный текст.
  • Приобщить учащихся к сложным духовным поискам главного героя.
  • Осмыслить тему и строго соблюдать её границы, подготовить учащихся к сочинению на данную тему.

Оборудование:

  • Цветная фотография Л.Н.Толстого, выполненная С.М.Прокудиным-Горским.
  • Иллюстрация к роману “Прощание Н.А.Болконского с сыном”. Д.А.Шмаринова.
  • Художественный фильм по роману “Война и мир” (кадры “Сватовство князя Андрея”, “Андрей и Пьер в сцене на мосту “(спор).

Ход урока

Организационный момент. (Проверка наличия художественных текстов, тетрадей и т.п.)

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала (сообщение темы, задач, плана урока) (слайды 2,3,4)

Каждый урок по творчеству Л. Н. Толстого мы начинаем сообщением из истории одного щедевра. (слайд 5)

(Рассказ учащихся о фотографии Л. Н. Толстого.)

При жизни Льва Николаевича Толстого его портреты писали многие известные художники: Репин, Щербаков, Ге, а вот эта цветная фотография, единственная прижизненная фотография писателя. Она вполнена Сергеем Михайловичем Прокудным-Горским, профессором химии Санкт-Петербургского технологического института. Это был единственный в России учёный, занимающийся научной разработкой вопросов цветной фотографии, исключительно тогда новинкой. Он приехал в Ясную Поляну по поручению журнала “Записки Императорского русского технического общества” и пробыл там два дня. Фотография была сделана 23 мая 1908 года. Снимок появился через несколько дней в Петербурге в августовской книжке журнала. Важнейшая часть работы зпключалась в синтезе цветов. Под опубликованным в журнале снимком была собственная подпись Толстого: “Лев Толстой. 23мая 1908 год. Ниже - авторская подпись: “ С натуры. Прокудин - Горский.”

Вдумаемся в название темы урока “Дорога чести”.

Какое значение слова честь мы читаем в словаре Даля? (слайд 6)

“Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.”

Какие слова-синонимы можно подобрать к слову честь?

Честь-честный-честолюбие-достоинство

Что значит быть честолюбивым? (Это значит стремиться, и добиться высокого положения, жаждать известности и славы.)

А русская пословица гласит: “Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает”.

Значит, “дорога чести” - это дорога стремления к высокой цели, правде, прямоте, добросовестности моральных и этических принципов.

А бывает ли всегда дорога ровной и гладкой?

Значит, “дорога чести” - это дорога, порой, через ухабы, ямы, подъёмы.

В романе “Война и мир” рядом с именем Андрея Болконского в авторской речи всегда стоит слово “князь”: князь Андрей, князь Андрей Болконский.

Почему Болконский всегда называется с титулом и никогда, в авторской речи, просто по имени? (князь - слово многозначное.

В России почётный наследственный дворянский титул. Пожалование княжеским титулом ввел Петр I в начале 18 века.)

Значит князь – наследник отца, князь Андрей - наследник Николая Андреевича Болконского, который, умирая, думает о судьбе России.

Какие слова были последними у Н.А. Болконского? (погубили Россию).

Имя Андрей означает храбрый, мужественный. Апостол Андрей - ученик Христа, проповедовал заветы христианства на Руси (о главных заповедях христианства много говорилось при изучении творчества Достоевского.)

Известны слова Толстого, сказанные им в беседе с Русановым: “У меня есть лица списанные и несписанные с живых людей, первые уступают последним; несписанные ближе мне.” Князь Андрей – вымышленный, несписанный герой. Толстой отшлифовал детали образа, чтобы вписать его в типичный фамильный клан, где прототипами являются реальные люди. Андрею предшествовал граф Зубцов, и большинство его черт было взято у князя Волконского (фамилия известна среди декабрисотв), только потом Толстой назовет его Болконским.

Какова же жизнь через ошибки к высоким, моральным и этическим принципам сына, достойного своего отца, храброго, мужественного, пришедшего к заветам христианства Болконского? (проблемный вопрос).

Один из современных литературоведов Красовский отметил (обращаемся ко 2-му эпиграфу). (слайд 7)

Когда мы впервые встречаемся с Болконским на страницах романа? -Каков он? Что думает? (т. 1, ч. 1, глава 3-4). (ответ уч- ся).

Кто говорит эти напутственные слова князю Андрею? Перескажите этот эпизод из текста

А какой из эпизодов “Войны и мира” изображен на этой иллюстрации Прощание отца с сыном перед уходом в армию)

Кто мне может передать содержание этого эпизода?

Похожи эти два наказа? Похожи!

(Теперь Кутузов на правах отца дает напутствие князю Андрею.)

А где еще в литературных произведениях, изученных нами, отец-дворянин дает сыну наказ сохранять честь, беречь честь? (Пушкин “Капитанская дочка”.)

Давайте проведём параллель:

“Пишу Кутузову, чтоб в адъютантах тебя долго не держал - скверная должность. И помни одно, князь Андрей…(слайд 9)

“На службу не напрашивайся, от службы не отказывайся… береги честь…

В понятие чести у дворян входило отношение к службе, служба царю и отечеству.

Князь Андрей в армии с донесением от Кутузова, он в Брюнне (ответ учащихся).

По приезде в армию он просит Кутузова остаться в отряде Багратиона, но Кутузов отвечает: “Хорошие офицеры мне самому нужны”, но всё же Болконский настоял на своём и явился к Багратиону.

“Ежели это один из обыкновенных штабных франтиков, посылаемых для получения крестика, то он и в ариергарде получит награду, а ежели хочет со мной быть, пускай… пригодится, коли храбрый офицер” ,-подумал Багратион. Встреча с героем Шенграбенского сражения капитаном Тушиным показала князю Андрею, кто истинные герои войны (ответ учащихся).

Записать в тетрадь: Духовный кризис после ранения под Аустерлицем, мечты о славе и даже сам Наполеон, который был для князя Андрея эталоном великого человека, кажутся ему теперь бесконечно малыми величинами по сравнению с “высоким, справедливым и добрым небом”. Болконский понимает ничтожность своей мечты о военной славе и ничтожность стремления человека к эгоистическому счастью.

Встреча с Пьером (т. 2, г. 2, гл 11,12)

Болконский возвращается в Лысые горы. Что его здесь ждёт? (смерть жены (символ погасшей свечи))

Какое чувство он испытывает перед Лизой? (вины)

(Это чувство долго преследует его.)

Что решает Болконский? /жить для себя и своих близких, воспитывать сына/.

Чувство вины - это основное, с чем живёт Болконский. И только приезд Пьера, разговор, спор с ним преобразил князя Андрея.

Вы помните, о чём спорят Пьер и Андрей? (о добре и зле, о смысле жизни, о самопожертвовании, т.е. о вечном, о самом главном. Что говорит Пьер? (учащийся) “Надо жить…”) (кадр фильма)

Что поразило Пьера в Болконском? Как князь Андрей преображается в конце их беседы (подготовить индивидуальный ответ т. 2, ч. 2, гл. 11,12).

Князь Андрей два года живёт в деревне. Что он делает, какие преобразования ввёл?

(Одно имение в триста душ перечислил в вольные хлебопашцы, в других барщину заменил оброком, священник обучает крестьянских детей, выписал бабку для помощи родильницам, читает, занимается и составляет проект об изменении военных уставов и постановлений).

Поездка в Отрадное, “встреча с дубом” (т. 2, ч. 2 , гл.23)

По делам опеки весной 1809 году князь Андрей едет в рязанские имения сына…

Поездка в Отрадное, встреча с Наталией, ночной разговор! В душе Болконского намечается перелом: он чувствует себя помолодевшим, возродившимся к новой жизни. Символом этого возрождения стал дуб.

Возвратившись из этой поездки, князь решает ехать осенью в Петербург (работа со Сперанским т. 2, ч. 3, гл. 4-6,18.)

На бале князь Андрей встречает Наташу Ростову. Он снова собирается “жить для себя” а не для “призрачного благоустройства человечества”. (слайд 11)

Он ездит к Ростовым, слышит пение Наташи. Проходит его презрение к жизни, его разочарование. Толстой отмечает, что князь Андрей казался и был совсем другим человеком. Где была его тоска?

А задумывались ли вы над тем, почему трагичной оказалась любовь Андрея и Наташи?

Не мужской ли эгоизм Болконского тому причина?

Что знает Болконский твёрдо? (учитель). Он любит Наташу. Хорошо воспитанный, почтительный сын, он едет в Лысые горы и спросит у отца согласие на брак. Надо побыть с отцом, сестрой, сыном - всё правильно, во всех поступках он безупречен. Единственное он не почёл нужным сделать - так, пустячок, предупредить Наташу. А она ждёт, что только не думает. Свадьба отстрочена на год. И опять Болконский всё знает, знает, что выдержит разлуку, знает всё о себе, но в который раз забывает подумать о близком любящем человеке. Это мы и называем эгоизмом.

Княжна Марья главным недостатком брата считает его гордыню. (Наташа говорит матери: “Я его боюсь” (просмотр отрывка из художенственного фильма “Война и мир” “Сватовство Болконского”).

Мастер эпизода, Толстой очень точно показывает здесь эгоизм Болконского. А удалось ли режиссёру Сергею Бондарчуку и киноактёру Вячеславу Тихонову передать эту черту характера героя?

Что главное в Болконском разум или чувства, расчёт ума или сердца.

Разрыв с Наташей (анализ гл. 21, ч.3, т.2) Разрыв с Наташей стал причиной нового и, пожалуй, самого острого душевного кризиса Андрея Болконского. Измена Наташи “тем сильнее поразила его, чем старательнее скрывал он ото всех произведённое на него действие!” Болконский хочет встретить Анатоля, мечтает о дуэли. Злоба, неотмщённое оскробление, отравляли “искусственное спокойствие, которое Андрей попытался найти в военной службе”

Война 1812 г. В судьбе Болконского (т.3, ч.2) (Сообщения учащихся.)

  1. Гл.5. Князь Болконский в начале войны.
  2. Гл.24. Болконский накануне сражения, его настроение, мысли.
  3. Гл.25. Нервическое раздражение и волнение Болконского, мысли о войне и о Наташе.
  4. Гл.36. Полк князя Андрея в резерве. Ранение. Перевязочный пункт.(слайд 12).
  5. Гл.37. Умиленное настроение Болконского на перевязочном пункте.

“Ему хотелось любить той новой чистой божеской любовью. Т.3ч., 3 гл.31.(учащиеся) Т.3, ч.3, гл.32. (учащиеся)

“Любовь - есть Бог и умереть - значит мне, частице любви, вернуться к общему её вечному источнику”, - думает князь Андрей, чувствуя, что умирает (слайд 13).Сознание отчужденности от жизни не покидает его. Прежде он боялся конца, а теперь уже не понимал его. Уже во сне он увидел смерть. Это и был знак приближения начала конца. Его исповедовали, причастили, он благословил и попрощался с сыном. “Кончилось”, - сказала княгиня Марья, когда тело его, неподвижно холодея, лежало перед ними”.

Закончилось “дорога чести” князя Болконского.

Проблемный вопрос.

Можно ли считать жизнь князя Андрея Болконского “дорогой чести”, и как эта мысль Толстого в Романе “Война и мир” сочетается с его представлением о том, как жить, чтобы жить честно” (ответ ребят). Спокойность к духовной эволюции черта любимых, духовно близких автору героев и, конечно, князя Андрею Болконского. (слайд 14). Чтобы жить по-настоящему, надо любить и страдать - вот нравственная доминанта романа “Война и мир”.

Князь Андрей путался и ошибался, пытаясь разрешить вечные вопросы жизни:

Что дурно?

Что хорошо? Как жить?

Что надо любить, а что ненавидеть.

Что такое жизнь, что смерть?

Непрекращающая работа души, вечной поиск - это печать избранных, признак одарённости, внутреннего благоустройства.

Интереснейшая интерпретация образа Андрея Болконского содержится в недавно вышедшей книге Б.Бермана. “Сокровенный Толстой”. “Князь Андрей, в образе и судьбе которого Толстой уже давно решил личную проблему истинного величия человеческого, мало-помалу в процессе творчества возносится над людьми, и в конце романа, явив образ небесно-земного величия, окончательно становится “личным Богом”, центром ближайшего духовного тяготения, воплощением “духовного солнца” самого Толстого.

Работа по опорному положению темы. Жизнь Болконского можно представить в виде ломаной линии. Нижние точки-моменты духовного и душевного кризиса героя. Верхние - эмоционального и морального взлёта. (канва сочинения) (слайд 15)

Д/з. (слайд16)

1. Пьер в салоне Шерер.

2. Пьер на именинах Наташи.

3. Пьер возле умирающего отца.

4. Пьер I в томе романа “Война и мир”.

Согласны ли вы со словами Пьера:

“Если все люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое. Ведь это так просто…”.

Честь- это честное имя, достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы. В знаменитом романе великого русского писателя Л.Н.Толстого представлено множество героев, каждый из которых обладает своим характером, нравственными принципами и нормами. Многие из них обладают и такими качествами, как честь и достоинство.

Ярким примером чести в романе может служить семья Болконских. Действительно, на первом месте у членов этой семьи стоит долг, честь и разум, они являются патриотами Родины, а их фамилия вызывает в обществе уважение и почёт. Глава семьи, Николай Андреевич - благородный человек с сильным характером. Он одобряет то, что его сын стремится попасть на войну. Его благородство проявляется и во время приближения французов к Смоленску, он не оставляет родовое имение, а решает защищать его до последнего.

Даже, находясь при смерти, разбитый параличом старый князь думает о государстве, о судьбе русской армии и о войне.

Честь и благородство передаются от отца и его сыну - князю Андрею. Андрей Болконский - справедливый человек, не терпящий лжи и лицемерия. Начиная службу, он как многие мечтает стать известным, но, совершив подвиг под небом Аустерлица, понимает, что вёл за собой дивизию, не ради славы, его прежние мечты рушатся, а Наполеон, который был для Болконского кумиром, кажется ему "маленьким, ничтожным" человеком. Благородство князя Андрея проявляется и по отношению к Наташе Ростовой. Он тайно обручается с девушкой и обещает, что если она встретит и полюбит другого человека, то помолвка будет расторгнута и о ней никто не узнает, и сдерживает своё слово. В войне 1812 года Болконский сближается с простым народом, сражается не ради наград, а для защиты своей Родины. Встретившись в госпитале раненого Анатоля Курагина, человека, из-за которого князь Андрей расстался с возлюбленной, он не испытывает к нему ненависти и прощает его. Поднявшись над обидой, он прощает и Наташу, по-прежнему испытывает горячую любовь к девушке.

Человеком, обладающим честью, является и Пьер Безухов. Ведь не зря князь Андрей, презирающий всё светское общество, только Пьера считает искренним, "живым" человеком и своим единственным другом. В отличие от остальных родственников Пьер не гонится за деньгами своего отца и не ждёт его смерти, ради наследства. Он так же, как и его друг, князь Болконский, является патриотом своей страны. Не будучи военным, он стремится помочь русской армии: собирает полк на свои деньги, отравляется на место сражения - Бородинское поле, в горящей Москве старается помочь людям и даже спасает из огня ребёнка.

Таким образом, честь - одно из самых ценных качеств личности. Человеку очень важно обладать честью, ведь это стержень, который помогает человеку не сломаться в трудную минуту, она является настоящей красотой людской натуры. Как говорил Ф.М.Достоевский "Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство - сильнее всего".