Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф. И. Тютчев
Яснополянский парк. Тишина. Аллея под сводами вековых деревьев. Высокое вечное небо. И маленький холмик сбоку, на краю оврага, среди густой зелени. На нем скромный букет цветов, чаще полевых. Наверное, это единственная в мире могила великого человека, на которой нет ни памятника, ни даже скромного над-гробия. Здесь покоится гениальный писатель земли русской Лев Николаевич Тол-стой. Так он завещал похоронить себя: хотел возвратиться в вечный мир живой природы.
Зато природа естественная, живущая по своим законам, становится полноправ-ным действующим лицом толстовских книг. Именно действующим лицом: пейзаж у Толстого не фон, не просто описание обстановки; природа у него — часть окружа-ющего мира. Она участвует в событиях, воздействует на человека, помогает не только раскрыть, но и объяснить душевное состояние героя. При этом писатель показыва-ет, что природа не зависит от настроения людей, она просто может по-разному вос-приниматься ими в зависимости от их душевного состояния. И, поистине, «в ней есть душа»: пейзаж существует не сам по себе, он всегда неотделим от человека, от его внешней и внутренней жизни.
Для Толстого восприятие природы, способность чувствовать ее, понимать ее «язык» — важнейшая характеристика человека. Поэтому в «Войне и мире» пейзаж дается либо «от автора», либо в восприятии героев, живущих богатой духовной жизнью: князя Андрея, Пьера, либо «естественных» людей, как например Наташа и Николай Ростовы. Люди бездуховные, неестественные, оторванные от национальной почвы (Курагины, Берг, Друбецкой), не видят и не понимают природы. Для них она «бездуш-ный лик».
Картины природы часто помогают автору эпопеи выразить свое отношение к происходящему. Так, Толстой, воспринимая войну как «противное человеческой природе событие», рисует плотину Аугеста до и в конце сражения, противопостав-ляя прекрасную мирную сельскую жизнь кровавой бойне, безжалостно разрушив-шей эту жизнь. Даже после Бородинского сражения, необходимого в той справед-ливой, народной войне, которую вела Россия, сама природа словно протестует против массового убийства: «Над всем полем, прежде столь весело-красивым... стояла те-перь мгла сырости и дыма...»
Именно в природе видит Толстой образец жизни для людей. Наверное, не случай-но для многих положительных героев эпопеи в переломные моменты их жизни от-крывается «небо»: высокое бесконечное небо князя Андрея под Аустерлицем; спо-койное голубое небо, которое Николай Ростов увидел в своем первом бою; московское темное звездное небо с яркой кометой посередине, увиденное Пьером в 1812 году, и небо в плену с полным ярким месяцем и «в глубь уходящими звездами», говоря-щие Пьеру о непобедимости душевной свободы человека; и, наконец, волшебное чер-ное чистое небо взволнованного Пети Ростова.
Особое композиционное значение имеет пейзаж, когда он сопровождает размыш-ления героев, помогает им принять решение. В этих случаях природа очеловечена: она воспринимает человеческие эмоции, переживания, как все понимающий чело-век. Гениальна картина весеннего дуба, дважды увиденного князем Андреем. «Ста-рым, сердитым и презрительным уродом» стоит он «между улыбающимися берез-ками», смотрит на мрачного князя, говорит с ним его словами, сочувствует ему и все-все понимает. Проходит совсем немного времени, но та внутренняя работа, которая постоянно шла в князе Андрее после разговора с Пьером на пароме, встре-ча с поэтичной Наташей Ростовой, случайно услышанный ночной разговор деву-шек в Отрадном — все это совершило переворот в душе Болконского — он ощутил свою молодость, жизнелюбие. И вот, возвращаясь из Отрадного, он снова видит дуб и не узнает его: старый дуб расцвел молодой зеленью. Старый дуб, мудрый вели-кан, обновленный весной, помогает Болконскому понять, что «жизнь не кончена в 31 год», что она, жизнь, неистребима. Материал с сайта
Так же ярко выражено в пейзаже новое отношение к жизни Пьера Безухова, выработанное им в плену. Любуясь панорамой Москвы, он «почувствовал новое, неиспытанное чувство радости и крепости жизни», видя, как «все перед ним заиг-рало в радостном свете».
Читая, как сурова и беспощадна была зима во время бегства французских заво-евателей из России, невольно думаешь, что сама природа вмешалась в жизнь лю-дей и вынесла свой справедливый приговор. Слабые пришельцы не выдерживают русских морозов и гибнут здесь, вызывая уже не ненависть, а жалость.
Своим великим романом Толстой учит нас многому. Перечитывая его, люди каж-дый раз открывают для себя что-то новое. И однажды, отложив книгу, читатель иначе, чем всегда, посмотрит вокруг и, может быт, ему откроется его «небо». И захочется поехать в Ясную Поляну, постоять у небольшого холмика, под которым покоится гений, сумевший понять душу родной земли и стать своим в вечно живом мире — мире природы.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- роль природы в жизни пети ростова с небом
- война и мир цитаты о природе
- человек и природа в "войне и мире"
- тема природы в романе война и мир
- пейзаж на страницах романа война и мир
Природа в романе «Война и мир» выполняет разнообразные функции: это не только фон, на котором происходят события, но и:
- отражение внутреннего состояния героев,
- их душевных переживаний,
Красота природы концептуально противопоставляется ужасам войны, гармония природы — дисгармонии человеческого общества.
«Небо Аустерлица» — как новый этап исканий героя
В жизни князя «небо Аустерлица» и «дуб по дороге в Отрадное» — символы, вехи пути духовных исканий. Каждый раз мы видим, какие изменения происходят в душе Болконского и в его жизни. Князь Андрей на войне 1805-1807 гг. — это молодой военный, мучимый жаждой подвига, подвига, который принесет ему славу и любовь других людей. Кумир этого Андрея Болконского — . Толстой показывает, как князь Андрей совершает подвиг, увлекает солдат в атаку, подняв полковое знамя. При виде князя Наполеон говорит: «Вот смерть героя». Но сам Болконский уже изменился, это уже не тот человек: изменившемуся Андрею Наполеон кажется маленьким и ничтожным. Небо Аустерлица изменило героя, именно в этом высоком небе он видит вечное, по сравнению с которым слава, честолюбие, тщеславие — все обман.
«Как я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба… ничего нет, кроме тишины, успокоения».
Небо Аустрелица изменило Андрея Болконского, но, размышляя о смысле жизни, он думает, что теперь цель его жизни — жить для себя и сына, не делая зла другим людям. Толстой показывает, что такое решение не выход, сам князь уверен в своей правоте только внешне, внутренне он полон противоречий, потому что ищет подтверждения своей правоты.
Старый дуб
Показывая весеннюю дорогу в Отрадное, Толстой заставляет своего героя увидеть старый дуб, который
» не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца».
Этот старый корявый дуб как бы подтверждает правоту Андрея Болконского.
«Да, он прав, тысячу раз прав, этот дуб, «- подумал князь Андрей. Целый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с эти дубом возник в душе князя Андрея».
Толстой как бы подчеркивает, что позиция
«доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая»
неверна, это своеобразная защита от истинной жизни (недаром мысли, возникшие у князя, писатель называет «безнадежными, но грустно-приятными»).
Между второй встречей с дубом Андрей Болконский видит звездную ночь и слышит разговор двух девочек, Наташи и Сони. В нем уже что-то меняется, и, когда он возвращается из Отрадного и снова видит старый, но уже преобразившийся дуб, он вдруг бесповоротно решает,
» что жизнь не кончена в тридцать один год». «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…».
Красота природы как камертон личности героев Толстого
Любимые герои Толстого чрезвычайно восприимчивы к красоте природы, ее преображениям, природа отражается в них, делает их счастливее и прекраснее. Напротив, герои, которых Толстой не любит, которые писателю противны, никогда на страницах романа не появляются на природе: их среда — высший свет, интерьеры дворцов и бальных зал. Так Толстой проводит еще одну важную мысль:
цивилизация портит человека, человек, взращенный ею, далекий от природы, — человек испорченный.
Природа как символ мира в романе и критерий правды
Природа включается Толстым в понятие «мир», «мирная жизнь». Противопоставляя войну и мир, писатель использует прием контраста, не только показывая поступки людей, но и описывая природу. Дважды мы видим переправу через реку Энс: один раз в мирное время, когда светит солнце и на этой переправе сидит мирный рыболов, второй — когда множество людей, охваченных страхом и паникой, стремятся выбраться из этой мясорубки.
Важное место в романе занимает Бородинское сражение. Перед сражением мы становимся свидетелями разговора Андрея Болконского и Пьера и слышим:
«Война — самое отвратительное дело в жизни»
Подтверждением этому становится описание природы перед сражением.
«…косые лучи яркого солнца, поднимавшиеся сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте… Ближе блестели золотые поля и перелески».
Прекрасная природа как бы говорит людям, настоятельно требует прекратить убийство, ведь война — это когда одни люди убивают других. Эта мысль очень ценна для Толстого, он не может отказать от нее даже при описании войны и сражения, которое считает нравственной победой русских. Именно таково описание природы после Бородинского сражения.
«Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»
Природа — это критерий правды и красоты по Толстому. В природе все закономерно, гармонично и прекрасно, поэтому человек, который умеет слушать и слышать природу, — человек непотерянный, человек прекрасный и умный. Толстой не говорит в романе о приоритете природы над человеческим обществом, но всей силой своего таланта показывает, что отношения человека, настоящего человека и природы гармоничны. Природа вечно мудра, и человек постоянно постигает эту ее мудрость.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь Влияние природы на душу человека.Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Она восторженно говорит Соне о прекрасной ночи, о тех чувствах, которые переполняют ее душу. Андрей Болконский тоже умеет тонко чувствовать красоту окружающей природы. Во время поездки в Отрадное,увидев старый дуб, он сравнивает себя с ним, предаваясь грустным размышлениям о том, что жизнь для него уже закончилась. Но изменения, которые впоследствии произошли в душе героя, связаны с красотой и величием могучего дерева, расцветшего под лучами солнца.
В рассказе В. Астафьева «Царь – рыба» главный герой, рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Для того, чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни. В минуты отчаянной борьбы с рыбой он вдруг вспоминает всю свою жизнь, осознавая, что как мало он сделал для других людей. Эта встреча нравственно меняет героя.
О бережном отношении к природе.
Природа жива и одухотворена, наделена нравственно- карающей силой, она способна не только защищаться, но и нести возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоши Герцева, героя рассказа Астафьева « Царь – рыба». Этот герой несет наказание за высокомерный цинизм по отношению к людям и к природе. Карающая сила распространяется не только на отдельных героев. Нарушение равновесия несет угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.
Взаимоотношение отцов и детей.
Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, когда они познают боевую премудрость и станут его достойными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.
Утрата духовных ценностей.
События повести Бориса Васильева «Глухомань» позволяют увидеть, как в сегодняшней жизни так называемые «новые русские» стремятся обогатиться любой ценой. Духовные ценности утрачены, потому что культура ушла из нашей жизни. Общество раскололось, в нем мерилом заслуг человека стал банковский счет. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей, утративших веру в добро и справедливость.
Подлость и бесчестность.
Швабрин Алексей Иванович, герой повести А.С. Пушкина!Капитанская дочка», -дворянин, но он бесчестен: посватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков.
Вандализм, бездумное отношение к своей культуре.
Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» рассказывает, какое негодование испытывал он, когда узнал, что на Бородинском поле в 1932 году был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Тогда же кто-то оставил гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя - Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!» В конце 60-х годов в Ленинграде снесли Путевой дворец, который даже во время войны наши бойцы старались сохранить, не разрушить. Лихачев считает, что «утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны».
Экология.
Наш земляк, писатель Василий Иванович Юровских, в своих рассказах повествует о неповторимой красоте и богатстве Зауралья, о естественной связи деревенского человека с миром природы, поэтому так трогателен его рассказ «Иванова память».
В этом небольшом произведении Юровских поднимает важную проблему: влияние человека на окружающую среду.
Иван, главный герой рассказа, посадил на болоте, которое пугало людей и животных, несколько кустиков тальника.
Прошло много лет. Природа вокруг изменилась: птахи всякие стали селиться в кустарнике, сорока каждый год начала гнездо свивать, сорочат выводить. Никто больше не блуждал по лесу, потому что тальник стал ориентиром, как правильно найти дорогу. Возле кустарника можно и от жары укрыться, и водицы испить, и просто отдахнуть.
Добрую память оставил о себе Иван среди людей, а окружающую природу облагородил.
Роль семьи в воспитании личности.
В семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, уважении друг к другу и понимании, поэтому и дети - Наташа, Николай, Петя - стали по- настоящему хорошими людьми Они отзывчивы на чужую боль, способны понять переживания и страдания других. Достаточно вспомнить эпизод, когда Наташа дает приказ освободить телеги, нагруженные их семейными ценностями, Чтобы отдать их раненым солдатам.
А в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль - безнравственные эгоисты. Оба ищут в жизни только выгоды. Они не знают, что такое настоящая любовь и готовы свои чувства обменять на богатство.
Материнство как подвиг.
Бухара, героиня рассказа Л Улицкой «Дочь Бухары», совершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна. Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни.
Мария, героиня повести Закруткина «Матерь человеческая», во время войны, потеряв сына и мужа, взяла на себя ответственность за своего, только что родившегося ребенка и за чужих детей, спасла их, стала для них Матерью. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но всех обездоленных войной детей мира. Вот почему она Матерь человеческая.
Роль учителя в жизни человека.
Учительница Лидия Михайловна из рассказа Распутина преподала герою не только уроки французского языка, но и уроки доброты, сочувствия, сострадания. Она показала герою, как важно уметь разделить с человеком чужую боль, как важно понимать другого.
Влияние родителей на детей.
В повести «Капитанская дочка» наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным человеком, верным себе и долгу. Поэтому герой вызывает уважение своим поведением.
Следуя завету отца «копить копейку», Чичиков всю свою жизнь посвятил накопительству, превратившись в человека без стыда и совести. Он со школьных лет ценил только деньги, поэтому в его жизни никогда не было верных друзей, семьи, о которой герой мечтал.
О русском языке.
К.И. Чуковский в книге «Живой как жизнь» анализирует состояние русского языка, нашей речи и приходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык.
Соотношение имени и внутренней сущности героя.
В комедии многие герои имеют «говорящие» фамилии: Вральман, бывший кучер, солгал, что он учитель-иностранец; имя Митрофан означает «подобный своей матери», которая в комедии изображена как тупая и наглая невежда. Скотинин Тарас - дядя Митрофана; очень любит свиней и по грубости чувств подобен скоту, на что и указывает фамили
Чинопочитание и человеческое ничтожество.
Чиновник Червяков в рассказе Чехова «Смерть чиновника» в невероятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и обрызгав лысину впереди сидящего генерала Брызжалова (а тот не обратил на это внимания), герой настолько испугался, что после неоднократных униженных просьб простить его, умер от страха.
Герой рассказаЧехова «Толстый и тонкий», чиновник Порфирий, встретил на вокзале Николаевской железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся значительно выше. В один миг «тонкий» превращается в раболепствующее существо, готовое унижаться и лебезить.
Молчалин, отрицательный персонаж комедии, уверен, что следует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласкова была». Необходимостью неустанно угождать порожден и его роман с Софьей, дочерью его господина и благодетеля Фамусова. Максим Петрович, «персонаж» исторического анекдота, который Фамусов рассказывает в назидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями.
Научный прогресс и нравственные качества человека
1) Бесконтрольное развитие науки и техники все больше и больше тревожит людей. Давайте представим себе малыша, который облачился в костюм своего отца. На нем огромный пиджак, длинные брюки, шляпа, которая сползает на глаза... Не напоминает ли эта картина современного человека? Не ус пев нравственно вырасти, повзрослеть, возмужать, он стал обладателем мощной техники, которая способна уничтожить все живое на Земле.
2) Человечество в своем развитии достигло огромных успехов: компьютер, телефон, робот, покоренный атом... Но странное дело: чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожидание будущего. Что с нами произойдет? Куда мы движемся? Давайте представим себе неопытного водителя, который с бешеной скоростью мчится на своем новеньком автомобиле. Как приятно ощущать скорость, как приятно сознавать, что могучий мотор подвластен каждому твоему движению! Но внезапно шофер с ужасом понимает, что не может остановить свою машину. Человечество похоже на этого молоденького водителя, который мчится в неведомую даль, не зная, что таится там, за поворотом.
3) В античной мифологии есть легенда о ящике Пандоры.
Женщина обнаружила в доме своего мужа какой-то странный ящик. Она знала, что этот предмет таит в себе страшную опасность, но любопытство было таким сильным, что она не выдержала и открыла крышку. Из ящика вылетели всевозможные беды и разлетелись по миру. В этом мифе звучит предостережение всему человечеству: необдуманные действия на пути познания могут привести к гибельному финалу.
4) В повести М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.
б) «Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» - писал известный русский писатель Ю. Бондарев. В этих словах звучит предостережение, обращенное ко всему человечеству. Действительно, мы порой бываем очень беспечны, мы что-то делаем «садимся в самолет», не задумываясь о том, каковы будут последствия наших поспешных решений и бездумных действий. А последствия эти могут носить фатальный характер.
8) В печати сообщалось о том, что совсем скоро появится эликсир бессмертия. Смерть будет побеждена окончательно. Но у многих людей это известие не вызвало прилива радости, на против, усилилась тревога. Чем обернется для человека это бессмертие?
9) До сих пор не угасают споры о том, насколько правомерны с моральной точки зрения эксперименты, связанные с клонированием человека. Кто появится на свет в результате этого клонирования? Что это будет за существо? Человек? Киборг? Средство производства?
10) Наивно полагать, что какими-то запретами, забастовками можно остановить научно-технический прогресс. Так, например, в Англии в период бурного развития техники началось движение луддитов, которые в отчаянии ломали машины. Людей можно было понять: многие из них лишились работы, после того как на фабриках стали использоваться станки. Но использование технических достижений обеспечило рост производительности, поэтому выступление последователей подмастерья Лудда было обречено. Другое дело, что они своим протестом заставили общество задуматься о судьбе конкретных людей, о той пене, которую приходится платить за движение вперед.
11) В одном научно-фантастическом рассказе говорится о том, как герой, оказавшись в доме известного ученого, увидел сосуд, в котором был заспиртован его двойник - генетическая копия. Гость поразился безнравственности этого поступка: «Как же вы могли создать подобное себе существо, а потом его убить?» И услышали в ответ: «Почему вы думаете, что это я его сотворил? Это он меня сотворил!»
12) Николай Коперник после длительных долгих исследований пришел к выводу, что центром нашей Вселенной является не Земля, а Солнце. Но ученый долго не решался опубликовать данные о своем открытии, потому что понимал, что такое известие перевернет представления людей о м:ироустройстве. а это может привести к непредсказуемым последствиям.
13) Сегодня мы еще не научились лечить многие смертельные болезни, еще не побежден голод, не решены острейшие проблемы. Однако технически человек способен уже уничтожить все живое на планете. В свое время Землю населяли динозавры - огромные чудовища, настоящие машины для убийства. В ходе эволюции эти гигантские рептилии исчезли. Не повторит ли человечество судьбу динозавров?
14) Бывали в истории случаи, когда некоторые секреты, могущие принести вред человечеству, уничтожались умышленно. В частности, в 1903 году русского профессора Филиппова, который изобрел способ передачи по радио на дальнее расстояние ударных волн от взрыва, нашли мертвым в его лаборатории. После этого, по приказу Николая П, все документы были изъяты и сожжены, а лаборатория разрушена. Неизвестно, руководствовался ли царь интересами собственной безопасности или будущим человечества, но подобные средства передачи силы
атомного или водородного взрыва были бы действительно гибельными для населения земного шара.
15) Недавно газеты сообщили о том, что в Батуми снесли строящуюся церковь. А через неделю рухнуло здание районной администрации. Под развалинами погибло семь человек. Многие жители восприняли эти события не как простое совпадение, а как грозное предупреждение о том, что общество выбрало неверный путь.
16) В одном из уральских городов решили взорвать брошенную церковь, чтобы на этом месте было легче добывать мрамор. Когда взрыв прогремел, оказалось, что мраморная плита треснула во многих местах и стала непригодной для использования. Этот пример наглядно показывает, что жажда сиюминутной выгоды ведет человека к бессмысленному разрушению.
Человек и познание
1) Древние историки рассказывают о том, что однажды к римскому императору пришел незнакомец, который принес в дар блестящий, как серебро, но чрезвычайно мягкий металл. Мастер поведал, что этот металл он добывает из глинистой земли. Император, испугавшись, что новый металл обесценит его сокровища, велел отрубить изобретателю голову.
2) Архимед, зная о том, что человек страдает от засухи, от голода, предложил новые способы орошения земель. Благодаря его открытию резко выросла урожайность, люди перестали бояться голода.
3) Выдающийся ученый Флеминг открыл пенициллин. Этот лекарственный препарат спас жизни миллионам людей, которые прежде умирали от заражения крови.
4) Один английский инженер в середине 19 века предложил улучшенный патрон. Но чиновники из военного ведомства высокомерно сказали ему: «Мы и без того сильные, только слабые нуждаются в улучшении оружия».
5) Известного ученого Дженнера, который победил оспу с помощью прививок, на гениальную мысль натолкнули слова обыкновенной крестьянки. Врач сказал ей, что она больна оспой. На это женщина спокойно ответила: «Не может быть, ведь я уже болела коровьей оспой». Врач не счел эти слова результатом темного невежества, а стал вести наблюдения, которые и привели к гениальному открытию.
6) Раннее Средневековье принято называть «темными веками». Набеги варваров, разрушение античной цивилизации привели к глубокому упадку культуры. Грамотного человека трудно было найти не только среди простолюдинов, но и среди людей высшего сословия. Так, например, основатель франкского государства Карл Великий не умел писать. Однако жажда знания изначально свойственна человеку. Тот же Карл Великий во время походов всегда носил с собою восковые дощечки для письма, на которых под руководством учителей старатель но выводил буквы.
7) Тысячелетиями с деревьев падали созревшие яблоки, но никто не придавал этому обычному явлению какую-либо значимость. Нужно было родиться великому Ньютону, чтобы новыми, более проницательными глазами посмотреть на привычный факт и открыть универсальный закон движения.
8) Невозможно подсчитать, сколько бедствий людям принесло их невежество. В Средние века всякое несчастье: болезнь ребенка, смерть домашней скотины, дождь, засуха, не урожай, пропажа какой-либо вещи - все объяснялось происками нечистой силы. Началась жестокая охота на ведьм, запылали костры. Вместо того чтобы лечить болезни, совершенствовать земледелие, помогать друг другу, люди огромные силы тратили на бессмысленную борьбу с мифическими «слугами Сатаны», не понимая, что своим слепым фанатизмом, своим темным невежеством они как раз служат Дьяволу.
9) Трудно переоценить роль наставника в становлении человека. Любопытна легенда о встрече Сократа с Ксенофонтом, будущим историком. Как-то разговорившись с незнакомым молодым человеком, Сократ спросил у него, куда следует идти за мукой и маслом. Юный Ксенофонт бойко ответил: «На рынок». Сократ поинтересовался: «А за мудростью и добродетелью?» Юноша удивился. «Иди за мною, я покажу!» - пообещал Сократ. И многолетний путь к истине связал крепкой дружбой знаменитого учителя и его ученика.
10) Стремление познавать новое живет в каждом из нас, и порою это чувство настолько овладевает человеком, что заставляет его переменить жизненный путь. Сегодня мало кто знает, что Джоуль, открывший закон сохранения энергии, был поваром. Гениальный Фарадей начинал свой путь разносчиком в лавке. А Кулон трудился инженером по крепостным сооружениям и физике отдавал лишь свободное от работы время. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни.
11) Новые идеи прокладывают себе путь в тяжелой борьбе со старыми взглядами, устоявшимися мнениями. Так, один из профессоров, читал студентам лекции по физике, называл теорию относительности Эйнштейна «досадным научным недоразумением» -
12) В свое время Джоуль воспользовался вольтовой батареей, чтобы запустить от нее собранный им же электродвигатель. Но заряд батареи скоро иссяк, а новая стоила очень дорого. Джоуль решил, что лошадь никогда не будет вытеснена электродвигателем, так как прокормить лошадь гораздо дешевле, чем менять цинк в батарее. Сегодня, когда электричество используется повсеместно, нам кажется наивным мнение выдающегося ученого. Этот пример показывает, что очень трудно прогнозировать будущее, трудно обозреть те возможности, которые откроются перед человеком.
13) В середине 17 века из Парижа на остров Мартиника капитан де Клие вез в горшке с землей черенок кофе. Плавание было очень тяжелым: корабль пережил жестокую схватку с пиратами, ужасный шторм едва не разбил его о скалы. На суд не были сломаны мачты, разбиты снасти. Постепенно стали иссякать запасы пресной воды. Ее выдавали строго отмеренными порциями. Капитан, едва держась на ногах от жажды, последние капли драгоценной влаги отдавал зеленому росточку... Прошло несколько лет, и кофейные деревья покрыли остров Мартиника.
Эта история иносказательно отражает нелегкий путь всякой научной истины. Человек бережно лелеет в своей душе росточек пока еще неведомого открытия, поливает его влагой надежды и вдохновения, укрывает от житейских бурь и штормов отчаяния... И вот он - спасительный берег окончательного озарения. Созревшее деревце истины даст семена, и целые плантации теорий, монографий, научных лабораторий, технических новинок покроют материки познания.
Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Для Л. Толстого природа – это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов
и истинных ценностей. Человек «естественный» , близкий к природе, был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе. Она органично входит в жизнь «ищущих» героев Л. Н. Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже изменить ее.
Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного состояния князя Андрея. Духовная красота Наташи Ростовой, поэтичность ее натуры проявляются в отношениях героини к природной стихии. Как прекрасна и непосредственна Наташа, любующаяся красотой ночи в Отрадном: «Соня, Соня!... Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть!... Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало... »
Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, эмоционально и романтически приподнято.
Природа часто помогает героям узнать свое состояние, разобраться во всем (небо над Аустерлицем, описание Дуная, образ дуба) , показать всю бессмысленность мечтаний о славе и подвиге. На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. «Над ним не было ничего уже, кроме неба, – высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками.. . Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу! » Видя теперь так близко своего кумира – Наполеона, князь Андрей понимает всю ничтожность этого «маленького человека» , которому он подражал. Все это мелко и незначительно по сравнению с тем, что происходит между его душой и этим высоким небом. Андрей находит истинный смысл жизни в служении семье, воспитании сына. Князь Болконский считает, что его жизнь кончилась. Нет никакой надежды на счастье.
Как бы вторя его мыслям, старый мощный дуб стоит в распустившейся березовой роще. Его сучья-палки торчат в разные стороны, уродливые на фоне молодых березок. Дуб как бы говорит: «Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман!. . Нет ни весны, ни солнца, ни счастья...» . «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, – думал князь Андрей, – пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена! » И Андрей решает жить тихо и спокойно, доживать свой век, никому не делая зла, заботясь о близких, выполняя свой отцовский долг.
Но после посещения Отрадного и знакомства с Наташей образ мыслей князя Андрея меняется. Ночной разговор Наташи с Соней, нечаянно подслушанный князем, раскрывает ему душу этой девушки. Ее восторженность и восхищение жизнью невольно передаются Болконскому. Он начинает понимать ценность жизни, каждого ее мгновения. На обратном пути он видит тот же дуб, но уже другой. «Старый дуб, весь преображенный, реображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно. “Да это тот самый дуб”, – подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления» .
Замечательное описание осенней природы связано с картиной охоты в Отрадном.
Эта русская поздняя осень возбуждает в человеке какую-то внутреннюю духовную силу. Кроме того, она созвучна страстному увлечению людей охотой, музыкой, плясками, которые Толстой изображает в романе с большим мастерством.
Следует отметить, что только лучшие герои Толстого близки природе, чувствуют свою связь с ней. Отрицательные персонажи далеки от природы, от всего естественного и прекрасного. В романе "Война и мир" читатель ни разу не увидит Элен, Анну Павловну, Жюли Карагину, князя Василия на лоне природы, так как это не их стихия. Они не любят природу, не понимают ее высокого смысла.
Природа в романе «Война и мир»
Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» – эпическое произведение, охватывающее многие стороны человеческой жизни. Человек – дитя природы, он не может существовать без нее, все природные явления не только отражаются на физическом состоянии человека, но и влияют на его эмоциональное и душевное равновесие. Описания природы в романе «Война и мир» Толстого – это не просто лирические отступления, которые добавляют красок и жизни в произведение. Природа словно участвует в событиях, происходящих в романе, становясь декорацией, на фоне которой разворачивается действие. Небо, облака, деревья, туман, комета – все это дополняет и усиливает впечатление от событий, о которых пишет автор.
Например, в начале описания Аустерлицкого сражения Толстой рисует перед читателем картину: русские войска уходят в густой туман. Этот туман застилает все окрестности так, что ничего не видно и не понятно, что происходит, куда идут солдаты, где враг, а где свои: «Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места - обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с невидимым в десяти шагах неприятелем».
Перед сражением под Аустерлицем состоялся военный совет, на котором австрийский генерал Вейротер долго и нудно объяснял свой план атаки. И туман, осевший утром на землю, словно олицетворяет неясность и непродуманность плана Вейротера. Отправляя войска в атаку на французов, генерал не дал себе труда ознакомиться с мнением Кутузова, мало того, Вейротер убедил государя Александра в том, что именно в этот момент нужно атаковать Наполеона. И поэтому солдаты уходят в густой туман, не зная, где противник и когда его ожидать. «Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали».
Напротив, в описании того, как видит эту же картину Наполеон, Толстой словно подчеркивает, что как раз таки Бонапарт четко понимает, что происходит на самом деле и правильно оценивает ситуацию, сложившуюся между армиями. «Туман сплошным морем расстилался понизу, но при деревне Шлапанице, на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло. Над ним было ясное голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана».
Так, включая контрастные описания природных явлений, происходящих на одной и той же местности, Толстой словно подчеркивает, насколько туманна и расплывчата позиция австрийско-российской армии, и насколько четко и ясно продумана и выстроена стратегия Наполеона.
Человек и природа в «Войне и мире»
Толстой вплетает описание природных явлений, когда рассказывает о каких-нибудь ключевых ситуациях, в которых оказывается персонаж. Природа словно сочувствует героям романа, вызывая у них определенные состояния души и мысли, которые влияют на дальнейшее развитие событий.
Человек и природа в «Войне и мире» Толстого – это одно целое. Если персонаж грустит или недоволен жизнью, как например, князь Болконский, когда едет мимо старого дуба, погруженный в печальные мысли, то природа словно поддакивает ему. Князь Андрей видит подтверждение своему душевному состоянию в старом дубе, не желающем распускать листья, в отличие от других деревьев.
«Весна, и любовь, и счастие!» - как будто говорил этот дуб, - «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они - из спины, из боков; как выросли - так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам». «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!»
А когда Болконский растревоженный ночным разговором Наташи, ее прелестной юностью, возвращается обратно, вид того же самого дуба наводит князя Андрея совсем на другие мысли. Он едет домой, наслаждаясь и радуясь наступившему лету, с удивлением замечая красоту природы, слушая пение соловьев и увидев распустившееся дерево, вдруг понимает, что «… жизнь не кончена в 31 год».
Он переживает все свои лучшие моменты, вспоминает небо, перевернувшее его душу, когда он лежал раненный на поле боя под Аустерлицем. Наташу, любующуюся прелестью ночи, и лунный свет, ворвавшийся в его окно. Все это вызывает волнение и радостное ожидание чего-то хорошего. И старый дуб, изменившийся до неузнаваемости, опять подтверждает размышления князя Андрея о жизни: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, - ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их».
В зависимости от обстоятельств, природа в романе «Война и мир» выполняет разнообразные функции. Например, для всех комета 1812 года предвещала «всякие ужасы и конец света». Для Пьера же, вдруг осознавшего и почти признавшегося в любви к Наташе Ростовой, та же самая комета была «светлой звездой … с длинным лучистым хвостом», которая «вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе».
С помощью описания природы Толстой подчеркивает, какую беду для всех несет в себе война. Заброшенные пересохшие поля с исхудавшим скотом, которому нечего есть на этих полях. Солдаты, купающиеся в грязном пруду, заброшенный сад в родовом имении Болконских – все это гораздо ярче передает тяжесть, которая легла на плечи русского народа во время войны.
В то же время, когда автор хочет рассказать о чем-то светлом и романтическом, описание природы словно рисует в воображении читателя те чувства, которые испытывают герои в такие моменты. Например, та самая ночь, когда Наташа мечтала улететь в звездное небо, а князь Андрей, случайно подслушавший ее разговор, словно очнулся от тяжкого сна безысходности.
Заключение
В своем сочинении на тему «Природа в романе «Война и мир» мне хочется еще раз обратить внимание на талант Льва Николаевича Толстого, который, словно рисует кистью описания природы в своем романе. Благодаря ярким и четким деталям, в воображении у читателя появляется то прекрасная лунная ночь и юная девушка, сидящая на подоконнике, то яркое солнце на голубом небе, раскинувшемся над молочным туманом, в который уходят русские солдаты. И эти детали делают произведение Толстого живым и естественным.
Тест по произведению