Судьба человека (значения)

«Судьба человека» - рассказ советского русского писателя Михаила Шолохова . Написан в 1956-1957 годах. Первая публикация - газета «Правда», номера за 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года.

Сюжет

С началом Великой Отечественной войны шофёру Андрею Соколову приходится расстаться с семьёй и уйти на фронт. Уже в первые месяцы войны он получает ранение и попадает в фашистский плен. В плену он переживает все тяжести концлагеря, благодаря своему мужеству избегает расстрела и, наконец, бежит из него за линию фронта, к своим. В коротком фронтовом отпуске на малую Родину он узнаёт, что его любимая жена Ирина и обе дочери погибли во время бомбёжки. Из родных у него остался только молодой сын-офицер. Вернувшись на фронт, Андрей получает известие о том, что его сын погиб в последний день войны.

После войны одинокий Соколов работает в чужих местах. Там он встречает маленького мальчика Ваню, оставшегося сиротой. Его мать умерла, а отец пропал без вести. Соколов говорит мальчику, что он его отец, и этим даёт мальчику (и себе) надежду на новую жизнь.

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

История создания

Сюжет рассказа основан на реальных событиях. Весной 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему свою печальную историю. Шолохова захватил этот рассказ, и он решил: «Напишу рассказ об этом, обязательно напишу». Через 10 лет, перечитывая рассказы Хемингуэя, Ремарка и других зарубежных писателей, Шолохов за семь дней написал рассказ «Судьба человека».

Экранизация

В 1959 году рассказ был экранизирован советским режиссёром Сергеем Бондарчуком , сыгравшим главную роль. Фильм «Судьба человека » в 1959 году был удостоен главного приза на Московском кинофестивале и открыл режиссёру путь в большое кино.

В отечественном литературоведении (например, в книге Л. Г. Якименко «Творчество М.А.Шолохова») принято определять жанр «Судьбы человека» (1956) как рассказ-эпопея. Жанр, как видно, очень необычный, потому что соединяет, казалось бы, несоединимые понятия. Рассказом принято называть малую эпическую форму, в нём обыкновенно описывается одно (яркое) событие из жизни героя и присутствует рассказчик. Эпопея - монументальная форма эпической литературы, показывающая судьбу народа, сам исторический процесс. В эпопее гармонично соединяются исторические события и современность, философские раздумья над судьбами мира и личные переживания героев, изображаются многогеройное действие и жизненный путь отдельных персонажей. Как же получается, что в рассказе на тридцати страницах Шолохов добился глобального обобщения - в образе простого русского человека Андрея Соколова воплотилась и отразилась целая нация, подобно тому как огромное солнце отражается в маленькой капле росы?

Рассказ Шолохова обладает главными признаками эпопеи. Первый признак - изображение переломной исторической эпохи, то есть событий, которые затрагивают всю нацию и в которых народный характер проявляется ярче всего. В «Судьбе человека» это Отечественная война. Она изображается не как историческое событие (то есть ряд военных операций), а как тяжелейшее физическое и нравственное испытание человеческого характера. Главным героем войны в рассказе становится не полководец, не командир полка, даже не народ (как было у Л.Н.Толстого в романе-эпопее «Война и мир» или как будет у К.М.Симонова в трилогии «Живые и мёртвые»), а один рядовой боец, который, участвуя даже в великом сражении, видит только бой местного значения. Война показана через судьбу главного героя: он и на фронте, и в фашистском плену всё время сталкивается с проблемой нравственного выбора, от которого зависит и его собственная жизнь, и жизнь боевых товарищей.

Второй признак эпопеи - изображение национального характера в конкретных героях литературного произведения. Для этого Шолохов описывает историю жизни Андрея Соколова - замечательного русского человека. Рассказ о себе герой начинает с довоенных лет. Перед читателем предстаёт человек с самой обычной биографией. Ровесник века, он родился в Воронежской губернии, в гражданскую войну воевал в Красной армии, в 1921 году осиротел, так как родители и сестрёнка умерли от голода. Он продал дом в деревне и уехал в Воронеж. Здесь в положенное время женился, родились дети (сын Анатолий и дочери Настя и Оля), и, только став отцом, Андрей Соколов осознал, что от него зависит жизнь и благополучие этих маленьких людей. Он перестал выпивать с товарищами, выучился на шофёра, чтобы побольше зарабатывать, скопил денег и построил дом.

Во время войны в этом внешне неприметном человеке раскрылись прекрасные черты характера: смелость и смышлёность (их А.С. Пушкин в «Путешествии из Москвы в Петербург» назвал отличительными чертами русской натуры), поразительная стойкость и высокие душевные качества - справедливость, совестливость, чуткость и доброта. Смелость Андрей Соколов проявил в сцене с Мюллером, когда перед лицом верной смерти сохранил человеческое достоинство, которое оценили даже фашисты. Оба его побега из плена свидетельствуют о смекалке и расчётливости героя. Он с первого дня плена задумал бежать, но «уходить хотел наверняка», поэтому терпеливо ждал подходящего момента. Своё намерение Андрей Соколов исполнил, как только представился случай (охранники отвлеклись). Первый побег был неудачным, а наказание за него - страшным: фашисты избили его до полусмерти, натравили собак, заключили в карцер. Но герой не отказался от своей идеи. Второй побег он продумал и подготовил ещё тщательнее и добрался-таки до своих, прихватив немецкого инженера с планами оборонительных сооружений.

Восхищение вызывает стойкость Андрея Соколова: он выдержал издевательства и унижения фашистского плена, которые не смогли убить в нём ум, совестливость, человеческое достоинство, не превратили его в послушного раба чужой воли. Если до плена совесть не позволяет герою бросить товарищей в беде, поэтому он, не думая об опасности, везёт снаряды на батарею, то и в плену он не может один съесть хлеб и сало, полученные от Мюллера в награду за мужество, а делит всё между товарищами по лагерному бараку. Чувство справедливости заставляет Андрей Соколов задушить в разрушенной церкви предателя Крыжнёва, и он совершенно не раскаивается в этом поступке. Чуткость и доброта, которые испытывал герой к своей жене и детям, сохранились в его душе и после войны: он понял горе Ванюшки и привязался к малышу всем сердцем.

Почему можно утверждать, что в Андрее Соколове, в конкретном герое с конкретной судьбой, воплотился русский национальный характер? Разве не было во время войны трусов, предателей, сломленных страхом, обстоятельствами, пытками? Были, но победу в Великой Отечественной войне завоевали не они, а люди, похожие на Андрея Соколова, близкие ему по характеру. Герою присущи черты, которые русские больше всего ценят в человеке, а потому воспитывают в себе из поколения в поколение. Национальный взгляд на достойного человека выражается в произведении с помощью другого героя - автора, который слушает исповедь Андрея Соколова.

Автор и герой похожи, что подтверждается несколькими эпизодами из рассказа. Автор сразу обращает внимание на то, что к нему по берегу реки устало приближается странная пара - «высокий, сутуловатый мужчина» и совсем маленький мальчик. Этот контраст приковывает взгляд автора, который сразу отмечает значимые детали во внешнем облике взрослого и ребёнка. Он, например, сравнивает взгляд отца и сына: у мальчика глаза голубые и ясные, «как небушко»; у отца - «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». А главный герой сразу увидел в случайно встреченном человеке, сидящем на поваленном плетне у переправы, «своего брата», который поймёт исповедь простого шофёра. Андрей Соколов не ошибся: автор сдержанно реагирует на рассказ, не перебивает уточняющими вопросами и собственными рассуждениями. Только когда Андрей Соколов вспоминает прощание с женой на вокзале и голос его прерывается от волнения, автор тихо произносит: «Не надо, друг, не вспоминай!». Слушать исповедь шофёра тяжело, но автор не отмахивается от случайного собеседника, щадя собственные нервы, а даёт ему выговориться до конца и тем облегчить душу. Автор и главный герой - оба сдержанно-ласково обращаются с Ванюшкой. Взгляд мальчика взволновал автора на переправе так же, как и Андрея Соколова у чайной. Взрослые оберегают ребёнка от тяжёлых впечатлений: отец, когда начинает свою исповедь, отсылает Ванюшку играть на берег, а автор, потрясённый до глубины души рассказом простого шофёра, при прощании отворачивается, чтобы ребёнок не увидел, как плачет немолодой седой мужчина, и не испугался.

Авторскую оценку Андрея Соколова Шолохов вынес в заглавие рассказа, употребив слово «человек» в высоком смысле. В конце произведения автор-рассказчик, рассуждая о русском человеке, восхищается героем и одновременно демонстрирует своё философское понимание положительного человеческого характера. Так в «Судьбу человека» включаются философские раздумья над судьбами мира, что является третьим непременным признаком эпопеи. Философскую идею рассказа можно сформулировать так: никакие обстоятельства не могут убить в человеке стремление творить добро, созидать, любить, ибо именно эти чувства делают человека человеком. Доказательством этой идеи служит судьба Андрея Соколова. Бесчеловечное обращение в фашистском плену, гибель всей семьи, безвозвратная потеря всего, что герой ценил в жизни, должны были озлобить его или сделать равнодушным ко всему окружающему. Вопреки этой логике, Андрей Соколов не замкнулся в своём «неизбывном» горе, а привязался к маленькому мальчику-сироте и в этой любви нашёл спасение от отчаяния. Таким образом, как настоящий трагический герой, Андрей Соколов вступает в противоборство с жестоким миром, с мировой войной и не даёт убить свою живую душу.


Страница: [ 1 ]

Интересным, увлекательным и захватывающим произведением является «Судьба человека». Смысл названия рассказа может понять каждый читатель, который внимательно прочитает произведение и проникнется к главному герою. Этот рассказ не оставит равнодушным ни одного читателя, познакомившегося с «Судьбой человека», потому что автор смог передать в своём произведении всё чувства, переживания и эмоции Андрея Соколова, жизнь которого была довольно нелёгкой и в какой-то мере несчастной.

Встреча с Андреем Соколовым

Для того чтобы понять, в чём заключается смысл названия рассказа «Судьба человека», необходимо познакомиться с кратким содержанием произведения Шолохова.

В самом начале произведения становится понятно, что рассказчик направлялся в одну из донских станиц, однако ему пришлось остаться на берегу из-за разлива реки и дожидаться лодку. В это время к нему подошёл некий мужчина с ребёнком и принял его за шофёра, потому что рядом с рассказчиком находилась машина. Андрею Соколову очень захотелось пообщаться со своим коллегой. Раньше мужчина работал шофёром, но на грузовом автомобиле. Рассказчик решил не расстраивать мужчину и не сказал о том, что он не является его коллегой.

Смысл названия рассказа «Судьба человека» становится понятным каждому читателю уже во время прочтения произведения. Стоит сказать, что автор подобрал, наверное, самое точное название, которое отражает смысл всего рассказа.

Образ Андрея Соколова

Образ Соколова показан читателю через восприятие рассказчика. У мужчины сильные натруженные руки и грустные, наполненные смертной тоской глаза. Сразу становится понятно, что смыслом жизни Соколова является его сын, который одет намного лучше и опрятнее своего отца. Андрей совсем не обращает внимания на себя, и заботится только лишь о своём любимом сынишке.

Не оставит равнодушным ни одного читателя именно произведение «Судьба человека». Смысл названия рассказа становится понятным каждому, кто проникся к главному герою и с сочувствием отнёсся к его нелёгкой судьбе. Стоит сказать, что смысл произведения кроется именно в его названии.

Честный и открытый шофёр

Далее читатель узнаёт о судьбе Андрея Соколова из его повествования о своей прошлой жизни рассказчику. Стоит сказать, что главный герой довольно откровенен и честен со своим собеседником. Скорее всего, такая открытость связана с тем, что Андрей принял рассказчика за «своего» - русского человека с большой душой.

Смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека» интересен каждому, кто собирается познакомиться с этим произведением. Стоит отметить, что читатель узнает ответ на этот вопрос уже во время прочтения рассказа. Автор настолько хорошо и чётко передаёт все эмоции и переживания главного героя, что каждый читатель обязательно проникнется к нему и его нелёгкой судьбе.

Гибель родителей Соколова

Андрей Соколов делился, что его жизнь была самой обыкновенной, однако после времён голода все очень сильно изменилось. Тогда он принял решение об отъезде на Кубань, где позже он стал работать на кулаков. Именно благодаря этому Соколову удалось остаться живым, в отличие от его семьи. Андрей стал сиротой, потому что его родители и маленькая сестра погибли от голода.

Вызывает бурю эмоций и переживаний именно «Судьба человека». Смысл названия рассказа станет понятен каждому читателю, однако для этого необходимо вникнуть в каждую строку и по-настоящему прочувствовать всё, что пережил главный герой произведения.

Жена и дети Соколова

Спустя несколько лет после большого горя Андрею всё же удалось не сломаться. Вскоре он женился. О своей супруге он говорил только хорошее. Соколов делился с рассказчиком, что его жена была весёлой, уступчивой и умной. Если супруг приходил домой в плохом настроении, она никогда грубила ему в ответ. Вскоре у Андрея и Ирины родился сын, а затем две дочки.

Соколов поделился со своим собеседником, что в 1929 году его стали увлекать автомобили, после чего он стал шофёром грузовика. Однако вскоре началась война, которая стала преградой для хорошей и счастливой жизни.

Уход на фронт

Вскоре Андрей Соколов был вынужден отправиться на фронт, куда его провожала вся дружная семья. Стоит заметить, Ирине казалось, что это был последний раз, когда муж и жена были вместе. Естественно, Андрея очень расстроило то, что супруга «хоронила мужа заживо», в связи с чем Соколов ушёл на фронт в расстроенных чувствах.

Несомненно, понравится каждому любителю литературы о военном времени именно произведение «Судьба человека». Смысл названия рассказа станет понятен уже при прочтении произведения.

Встреча шофёра с фашистами

В мае 1942 года произошли ужасные события, которые Андрей не сможет забыть уже никогда. На войне Соколов тоже был шофёром и вызвался везти боеприпасы его артиллерийской батарее. Однако довезти их он не смог, так как снаряд упал прямо рядом с его машиной, которая перевернулась от взрывной волны. После этого Соколов потерял сознание, после чего очнулся уже в тылу врага. Сначала Андрей задумал притвориться мёртвым, однако он поднял голову в тот момент, когда прямо к нему шагали несколько фашистов с автоматами. Стоит сказать, что мужчина хотел умереть достойно и встал прямо перед врагом, однако не был убит. Один фашист уже думал выстрелить, когда его товарищ помешал убить Соколова.

После прочтения произведения сразу же становится понятным смысл названия рассказа «Судьба человека». Сочинение на эту тему написать не составит никакого труда, потому что название произведения отражает, о чём в нём идёт речь.

Побег

После этого случая Андрея отправили босиком на запад с колонной пленных.

Во время дороги до Познани Соколов только и думал о том, чтобы как можно скорее сбежать. Нужно сказать, мужчине повезло, потому что когда пленные копали могилы, охранники отвлеклись. Именно тогда Андрею удалось сбежать на восток. Но не всё закончилось так, как хотел Соколов. Уже на четвёртые сутки немцы со своими овчарками догнали сбежавшего. В наказание Андрея продержали в карцере, после чего отправили прямиком в Германию.

Достойный соперник

Вскоре Соколов стал работать в каменном карьере возле Дрездена, где его угораздило сказать фразу, которая разъярила начальство. Мюллер - комендант лагеря - вызвал к себе шофёра и сказал, что лично расстреляет его за такие слова. Соколов ответил ему: «Ваша воля».

Комендант о чём-то подумал, выбросил пистолет и предложил Андрею выпить стакан водки и закусить кусочком хлеба и ломтиком сала за победу «немецкого оружия». Стоит заметить, что Соколов отказался и ответил Мюллеру, что он непьющий. Однако комендант посмеялся и ответил: «Если ты не хочешь пить за нашу победу, выпей за свою погибель!» Андрей выпил стакан до дна и ответил, что после первой рюмки не закусывает. После выпитого второго стакана солдат ответил коменданту то же самое. После третьего Андрей откусил немного хлеба. Мюллер принял решение оставить Соколова в живых, потому что уважает достойных соперников, и отдал шофёру буханку и кусок сала, которые Андрей разделил поровну между своими товарищами.

В том, что простой русский человек настолько силён духом, что смог пережить самые ужасные события, которые могут произойти в жизни, и кроется смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека». Сочинение на эту тему может написать абсолютно каждый человек, который знаком с произведением.

Гибель семьи Соколова и усыновление Вани

В 1944 году Соколов стал шофёром немецкого майора-инженера, который относился к нему более или менее хорошо, иногда даже делился с ним своей едой. Однажды Андрей оглушил его, забрал оружие и помчался прямиком туда, где идёт бой. По словам шофёра, сзади в него начали стрелять немцы, а впереди - его солдаты.

После этого случая Андрея отправили в госпиталь, откуда он написал своей жене. Вскоре пришёл ответ от соседа, что в его дом попал снаряд, от которого дети и жена шофёра погибли. В тот момент сына не было дома, поэтому ему удалось уцелеть. Соколов ушёл добровольцем на фронт. После этого Андрей нашёл своего сына, стал с ним переписываться, но судьба распорядилась очень жестоко. 9 мая 1945 года Анатолий погиб от рук снайпера.

Шофёр не знал, куда ему податься, и поехал в Урюпинск к своему другу, где встретил беспризорного мальчишку Ваню. Тогда Андрей сказал ребёнку, что он его отец и усыновил мальчика, который очень обрадовался встрече со своим «отцом».

Какой смысл названия рассказа «Судьба человека»?

Стоит выяснить, в чём же всё-таки заключается смысл названия произведения Шолохова, потому что многих интересует именно этот вопрос.

Смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека» заключается в том, что простой русский человек смог пережить огромное количество негативных событий, после которых сумел жить дальше, не сломаться и забыть обо всех трагедиях. Андрей Соколов усыновил ребёнка и стал жить ради него, забыв обо всех неудачах и невзгодах, преследовавших его на протяжении последних лет его жизни. Несмотря на смерть родителей, жены и детей, главный герой сумел выстоять и жить дальше.

В том, что русский человек смог победить все неудачи и невзгоды, пережить потерю близких людей и жить дальше, и заключается смысл названия рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Главный герой был настолько силён духом, что сумел забыть обо всём, произошедшим с ним раньше и начать абсолютно новую жизнь, в которой он является счастливым человеком, воспитывающим прекрасного ребёнка. Смерть родителей, жены и детей не сломили дух русского человека, который смог забыть обо всех ужасных событиях, происходивших на протяжении последних лет его жизни, и нашёл в себе силы начать новую счастливую жизнь. Именно в этом и заключается смысл произведения «Судьба человека».

Великая Отечественная война даже спустя много десятилетий остается величайшим ударом для всего мира. Какая же это трагедия для сражающегося советского народа, потерявшего больше всего людей в этом кровавом поединке! Жизни многих (и военных, и штатских) оказались сломаны. Рассказ Шолохова «Судьба человека» правдиво живописует эти страдания, не отдельного человека, а всего народа, вставшего на защиту своей Родины.

Рассказ «Судьба человека» основан на реальных событиях: М.А. Шолохов встретил мужчину, рассказавшего ему свою трагическую биографию. Эта история была практически готовым сюжетом, но не сразу превратилась в литературное произведение. Писатель вынашивал свою идею 10 лет, но изложил ее на бумаге всего за несколько дней. И посвятил Е. Левицкой, которая помогла ему напечатать главный роман его жизни «Тихий Дон».

Рассказ вышел в газете «Правда» накануне нового, 1957 года. А вскоре был прочитан на Всесоюзном радио, услышан всей страной. Слушатели и читатели были потрясены силой и правдивостью этого произведения, оно завоевало заслуженную популярность. В литературном отношении эта книга открыла для писателей новый способ раскрывать тему войны – через судьбу маленького человека.

Суть рассказа

Автор случайно встречается с главным героем Андреем Соколовым и его сыном Ванюшкой. В ходе вынужденной задержки на переправе мужчины разговорились, и случайный знакомый поведал писателю свою историю. Вот, о чем он рассказал ему.

До войны Андрей жил как все: жена, дети, хозяйство, работа. Но тут грянул гром, и герой ушел на фронт, где служил водителем. В один роковой день машина Соколова попала под обстрел, его контузило. Так он попал в плен.

Группу пленных привели в церковь на ночевку, в эту ночь произошло много происшествий: расстрел верующего, который не смог осквернить церковь (не выпускали даже «до ветру»), а с ним и несколько случайно попавших под автоматную очередь людей, помощь врача Соколову и другим раненым. Также главному герою пришлось задушить другого пленного, так как тот оказался предателем и собирался выдать комиссара. Еще во время очередного перегона в концлагерь Андрей пытался бежать, но был пойман собаками, которые лишили его последней одежды и всего искусали, что «кожа с мясом полетели клочьями».

Потом концлагерь: нечеловеческая работа, почти голодное существование, побои, унижения – вот что пришлось пережить Соколову. «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит!» — неосмотрительно произнес Андрей. И за такое предстал перед лагерфюрером Мюллером. Главного героя хотели пристрелить, но он переборол страх, храбро выпил три стопки шнапса за свою погибель, за что заслужил уважение, буханку хлеба и кусок сала.

Ближе к концу военных действий Соколова назначили шофером. И, наконец, появилась возможность для побега, да еще вместе с инженером, которого герой возил. Не успела утихнуть радость от спасения, подоспело горе: он узнал о гибели семьи (в дом попал снаряд), а ведь все это время жил лишь надеждой на встречу. В живых остался один сын. Анатолий тоже защищал Родину, с Соколовым одновременно подошли они к Берлину с разных сторон. Но прямо в день победы убили последнюю надежду. Остался Андрей совсем один.

Тематика

Главная тема рассказа – человек на войне. Эти трагические события – индикатор личностных качеств: в экстремальных ситуациях раскрываются те черты характера, которые обычно скрыты, понятно, кто есть кто на самом деле. Андрей Соколов до войны ничем не отличался особенно, был как все. Но в бою, пережив плен, постоянную опасность для жизни, он показал себя. Раскрылись его поистине героические качества: патриотизм, смелость, стойкость, воля. С другой стороны, такой же пленный, как Соколов, вероятно, также ничем не отличающийся в обычной мирной жизни, собирался предать своего комиссара, чтобы выслужиться перед врагом. Так, в произведении находит свое отражение и тема нравственного выбора.

Также М.А. Шолохов касается темы силы воли. Война отняла у главного героя не только здоровье и силы, но и всю семью. У него нет дома, как же продолжать жить, что делать дальше, как найти смысл? Этот вопрос интересовал сотни тысяч людей, переживших похожие потери. И для Соколова новым смыслом стала забота о мальчике Ванюшке, который также остался без дома и семьи. И ради него, ради будущего своей страны нужно жить дальше. Вот и раскрытие темы поиска смысла жизни – его настоящий человек находит в любви и надежде на будущее.

Проблематика

  1. Проблема выбора занимает важное место в рассказе. Каждый человек стоит перед выбором каждый день. Но не всем приходится выбирать под страхом смерти, зная, что от этого решения зависит твоя судьба. Так, Андрею приходилось решать: предать или остаться верным присяге, согнуться под ударами врага или бороться. Соколов смог остаться достойным человеком и гражданином, потому что определял свои приоритеты, руководствуясь честью и моралью, а не инстинктом самосохранения, страхом или подлостью.
  2. Во всей судьбе героя, в его жизненных испытаниях, отражается проблема беззащитности простого человека перед лицом войны. От него мало что зависит, на него наваливаются обстоятельства, из которых он пытается выйти хотя бы живым. И если себя Андрей смог спасти, то свою семью — нет. И он чувствует себя виноватым за это, хотя это и не так.
  3. Проблема трусости реализуется в произведении посредством второстепенных героев. Образ предателя, который ради сиюминутной выгоды готов пожертвовать жизнью однополчанина, становится противовесом образу отважного и сильного духом Соколова. И такие люди были на войне, говорит автор, но их было меньше, только поэтому мы одержали победу.
  4. Трагедия войны. Многочисленные потери понесли не только солдатские части, но и мирные жители, которые никак не могли защитить себя.
  5. Характеристика главных героев

    1. Андрей Соколов – обычный человек, один из многих, которым пришлось оставить мирное существование ради того, чтобы отстоять Родину. Простой и счастливый быт он меняет на опасности войны, даже не представляя, как можно остаться в стороне. В экстремальных обстоятельствах он сохраняет душевное благородство, проявляет силу воли и стойкость. Под ударами судьбы он сумел не сломаться. И найти новый смысл жизни, что выдает в нем доброту и отзывчивость, ведь он приютил сироту.
    2. Ванюшка – одинокий мальчик, которому приходится ночевать, где придется. Мать его убили при эвакуации, отца на фронте. Оборванным, пыльным, в арбузном соке – таким он предстал перед Соколовым. И Андрей не мог оставить ребенка, представился его отцом, дав шанс на дальнейшую нормальную жизнь и себе, и ему.
    3. В чем смыл произведения?

      Одна из главных идей рассказа – необходимость учесть уроки войны. На примере Андрея Соколова показано не то, что может сделать война с человеком, а что может сотворить со всем человечеством. Замученные концлагерем пленные, осиротевшие дети, разрушенные семьи, выжженные поля – это не должно повторяться никогда, поэтому и не должно забываться.

      Не менее важна идея того, что в любой, даже самой страшной ситуации, надо оставаться человеком, не уподобляться животному, которое от страха действует только на основании инстинктов. Выжить – главное для любого, но если это дается ценой предательства себя, своих товарищей, Родины, то спасшийся солдат — уже не человек, он не достоин этого звания. Соколов не предал своих идеалов, не сломался, хотя прошел через то, что современному читателю даже представить сложно.

      Жанр

      Рассказ – короткий литературный жанр, раскрывающий одну сюжетную линию и несколько образов героев. «Судьба человека» относится именно к нему.

      Однако если присмотреться к композиции произведения, то можно уточнить общее определение, ведь это – рассказ в рассказе. Вначале повествует автор, который волею судьбы встретился и разговорился со своим персонажем. Андрей Соколов сам описывает свою трудную жизнь, повествование от первого лица позволяет читателям лучше проникнуться чувствами героя и понять его. Авторские ремарки вводятся, чтобы характеризовать героя со стороны («глаза, словно присыпанные пеплом», «ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах… только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы») и показать, как глубоко страдает этот сильный человек.

      Какие ценности пропагандирует Шолохов?

      Главная ценность для автора (и для читателей) – мир. Мир между государствами, мир в обществе, мир в душе человека. Война разрушила счастливое течение жизни Андрея Соколова, как и множества людей. Эхо войны до сих пор не утихает, поэтому уроки ее нельзя забывать (хотя часто в последнее время это событие переоценивается в политических целях, далеких от идеалов гуманизма).

      Также писатель не забывает о вечных ценностях личности: благородстве, смелости, воле, желании прийти на помощь. Время рыцарей, дворянского достоинства давно прошло, однако истинное благородство не зависит от происхождения, оно в душе, выражается в ее способности к милосердию и сопереживанию, даже если окружающий мир рушится. Этот рассказ – отличный урок мужества и нравственности для современных читателей.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение

В отечественном литературоведении (например, в книге Л. Г. Якименко «Творчество М.А.Шолохова») принято определять жанр «Судьбы человека» (1956) как рассказ-эпопея. Жанр, как видно, очень необычный, потому что соединяет, казалось бы, несоединимые понятия. Рассказом принято называть малую эпическую форму, в нём обыкновенно описывается одно (яркое) событие из жизни героя и присутствует рассказчик. Эпопея - монументальная форма эпической литературы, показывающая судьбу народа, сам исторический процесс. В эпопее гармонично соединяются исторические события и современность, философские раздумья над судьбами мира и личные переживания героев, изображаются многогеройное действие и жизненный путь отдельных персонажей. Как же получается, что в рассказе на тридцати страницах Шолохов добился глобального обобщения - в образе простого русского человека Андрея Соколова воплотилась и отразилась целая нация, подобно тому как огромное солнце отражается в маленькой капле росы?

Рассказ Шолохова обладает главными признаками эпопеи. Первый признак - изображение переломной исторической эпохи, то есть событий, которые затрагивают всю нацию и в которых народный характер проявляется ярче всего. В «Судьбе человека» это Отечественная война. Она изображается не как историческое событие (то есть ряд военных операций), а как тяжелейшее физическое и нравственное испытание человеческого характера. Главным героем войны в рассказе становится не полководец, не командир полка, даже не народ (как было у Л.Н.Толстого в романе-эпопее «Война и мир» или как будет у К.М.Симонова в трилогии «Живые и мёртвые»), а один рядовой боец, который, участвуя даже в великом сражении, видит только бой местного значения. Война показана через судьбу главного героя: он и на фронте, и в фашистском плену всё время сталкивается с проблемой нравственного выбора, от которого зависит и его собственная жизнь, и жизнь боевых товарищей.

Второй признак эпопеи - изображение национального характера в конкретных героях литературного произведения. Для этого Шолохов описывает историю жизни Андрея Соколова - замечательного русского человека. Рассказ о себе герой начинает с довоенных лет. Перед читателем предстаёт человек с самой обычной биографией. Ровесник века, он родился в Воронежской губернии, в гражданскую войну воевал в Красной армии, в 1921 году осиротел, так как родители и сестрёнка умерли от голода. Он продал дом в деревне и уехал в Воронеж. Здесь в положенное время женился, родились дети (сын Анатолий и дочери Настя и Оля), и, только став отцом, Андрей Соколов осознал, что от него зависит жизнь и благополучие этих маленьких людей. Он перестал выпивать с товарищами, выучился на шофёра, чтобы побольше зарабатывать, скопил денег и построил дом.

Во время войны в этом внешне неприметном человеке раскрылись прекрасные черты характера: смелость и смышлёность (их А.С. Пушкин в «Путешествии из Москвы в Петербург» назвал отличительными чертами русской натуры), поразительная стойкость и высокие душевные качества - справедливость, совестливость, чуткость и доброта. Смелость Андрей Соколов проявил в сцене с Мюллером, когда перед лицом верной смерти сохранил человеческое достоинство, которое оценили даже фашисты. Оба его побега из плена свидетельствуют о смекалке и расчётливости героя. Он с первого дня плена задумал бежать, но «уходить хотел наверняка», поэтому терпеливо ждал подходящего момента. Своё намерение Андрей Соколов исполнил, как только представился случай (охранники отвлеклись). Первый побег был неудачным, а наказание за него - страшным: фашисты избили его до полусмерти, натравили собак, заключили в карцер. Но герой не отказался от своей идеи. Второй побег он продумал и подготовил ещё тщательнее и добрался-таки до своих, прихватив немецкого инженера с планами оборонительных сооружений.

Восхищение вызывает стойкость Андрея Соколова: он выдержал издевательства и унижения фашистского плена, которые не смогли убить в нём ум, совестливость, человеческое достоинство, не превратили его в послушного раба чужой воли. Если до плена совесть не позволяет герою бросить товарищей в беде, поэтому он, не думая об опасности, везёт снаряды на батарею, то и в плену он не может один съесть хлеб и сало, полученные от Мюллера в награду за мужество, а делит всё между товарищами по лагерному бараку. Чувство справедливости заставляет Андрей Соколов задушить в разрушенной церкви предателя Крыжнёва, и он совершенно не раскаивается в этом поступке. Чуткость и доброта, которые испытывал герой к своей жене и детям, сохранились в его душе и после войны: он понял горе Ванюшки и привязался к малышу всем сердцем.

Почему можно утверждать, что в Андрее Соколове, в конкретном герое с конкретной судьбой, воплотился русский национальный характер? Разве не было во время войны трусов, предателей, сломленных страхом, обстоятельствами, пытками? Были, но победу в Великой Отечественной войне завоевали не они, а люди, похожие на Андрея Соколова, близкие ему по характеру. Герою присущи черты, которые русские больше всего ценят в человеке, а потому воспитывают в себе из поколения в поколение. Национальный взгляд на достойного человека выражается в произведении с помощью другого героя - автора, который слушает исповедь Андрея Соколова.

Автор и герой похожи, что подтверждается несколькими эпизодами из рассказа. Автор сразу обращает внимание на то, что к нему по берегу реки устало приближается странная пара - «высокий, сутуловатый мужчина» и совсем маленький мальчик. Этот контраст приковывает взгляд автора, который сразу отмечает значимые детали во внешнем облике взрослого и ребёнка. Он, например, сравнивает взгляд отца и сына: у мальчика глаза голубые и ясные, «как небушко»; у отца - «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». А главный герой сразу увидел в случайно встреченном человеке, сидящем на поваленном плетне у переправы, «своего брата», который поймёт исповедь простого шофёра. Андрей Соколов не ошибся: автор сдержанно реагирует на рассказ, не перебивает уточняющими вопросами и собственными рассуждениями. Только когда Андрей Соколов вспоминает прощание с женой на вокзале и голос его прерывается от волнения, автор тихо произносит: «Не надо, друг, не вспоминай!». Слушать исповедь шофёра тяжело, но автор не отмахивается от случайного собеседника, щадя собственные нервы, а даёт ему выговориться до конца и тем облегчить душу. Автор и главный герой - оба сдержанно-ласково обращаются с Ванюшкой. Взгляд мальчика взволновал автора на переправе так же, как и Андрея Соколова у чайной. Взрослые оберегают ребёнка от тяжёлых впечатлений: отец, когда начинает свою исповедь, отсылает Ванюшку играть на берег, а автор, потрясённый до глубины души рассказом простого шофёра, при прощании отворачивается, чтобы ребёнок не увидел, как плачет немолодой седой мужчина, и не испугался.

Авторскую оценку Андрея Соколова Шолохов вынес в заглавие рассказа, употребив слово «человек» в высоком смысле. В конце произведения автор-рассказчик, рассуждая о русском человеке, восхищается героем и одновременно демонстрирует своё философское понимание положительного человеческого характера. Так в «Судьбу человека» включаются философские раздумья над судьбами мира, что является третьим непременным признаком эпопеи. Философскую идею рассказа можно сформулировать так: никакие обстоятельства не могут убить в человеке стремление творить добро, созидать, любить, ибо именно эти чувства делают человека человеком. Доказательством этой идеи служит судьба Андрея Соколова. Бесчеловечное обращение в фашистском плену, гибель всей семьи, безвозвратная потеря всего, что герой ценил в жизни, должны были озлобить его или сделать равнодушным ко всему окружающему. Вопреки этой логике, Андрей Соколов не замкнулся в своём «неизбывном» горе, а привязался к маленькому мальчику-сироте и в этой любви нашёл спасение от отчаяния. Таким образом, как настоящий трагический герой, Андрей Соколов вступает в противоборство с жестоким миром, с мировой войной и не даёт убить свою живую душу. Жизнь неистребима и в человеке, и в природе, утверждает Шолохов, не случайно рассказ «Судьба человека» начинается с описания пробуждающейся природы в первую послевоенную весну.

Подводя итог вышесказанному, следует заметить, что «Судьба человека» по существенным признакам является рассказом, а рамки рассказа не позволяют развернуть сложное, многосюжетное, многогеройное действие. Но в этом рассказе действительно присутствуют и главные признаки эпопеи: описывается важнейшее историческое событие XX века - Отечественная война 1941 -1945 годов; в образе главного героя воплощён русский национальный характер, как его понимает Шолохов; в трагической и одновременно героической судьбе Андрея Соколова писатель видит проявление неистребимой и постоянно возрождающейся жизни. В этом состоит философский оптимизм Шолохова.

В Андрее Соколове писатель показал свою концепцию героической личности в современном мире. Главный герой является вершителем судеб истории: он принимал участие в разгроме фашистской Германии непосредственно сам и опосредованно - воспитав старшего сына Анатолия, воевавшего до последнего дня Отечественной войны. Атеперь, заботясь о младшем, неродном,сыне, герой создаёт будущее. Благодаря эпопей ному обобщению, представленному в образе Андрея Соколова, рассказ получился необыкновенно ёмким по содержанию: характер и судьба человека становятся характером и судьбой народа. Следовательно, определение жанра «Судьбы человека» как рассказа-эпопеи вполне оправданно.

Другие сочинения по этому произведению

«Борьба есть условие жизни…» (В. Г. Белинский) «Война — самое чудовищное явление на земле» (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»). «Всякая благородная личность глубоко осознает свою кровную связь с отечеством…» (В.Г. Белинский). «Русский чудо-человек...» (по рассказу «Судьба человека») Анализ рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Анализ рассказа М.Шолохова «Судьба человека» Анализ финала рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Гуманизм в рассказе Шолохова «Судьба человека» Гуманистическая тема в рассказе М. Шолохова Судьба человека Гуманистическая тема в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека») Изображение русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Истинная красота человека (по повести М. А. Шолохова «Судьба человека»). Как в финале рассказа «Судьба человека» проявилась авторская позиция? Какое значение имеет встреча Андрея Соколова и Ванюши для каждого из них? (по повести М. А. Шолохова «Судьба человека») Литературный герой в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Мои размышления о рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Нравственная сила русского человека (по рассказу М. Шолохова "Судьба человека") Нравственный подвиг человека в рассказе Шолохова "Судьба человека" Образ Андрея Соколова в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Образ воина-труженика в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Образ русского человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Подвиг человека на войне (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека») Проблема нравственного выбора человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». Проблематика рассказа М. Шолохова «Судьба человека» Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» Рассказ М. Шолохова "Судьба человека" Рецензия на рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Русский характер (О рассказе "Судьба человека") Сочинение-отзыв по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» Судьба военного поколения Судьба семьи в судьбе страны (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека») Судьба человека (по рассказам М. А. Шолохова «Судьба человека» и А. И. Солженицына «Матренин двор») Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (Анализ эпизода рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека») Тема героизма русского народа в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Тема русского характера в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека" Тема трагедии русского народа в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Художественные особенности рассказа М. Шолохова «Судьба человека» Тема войны в рассказе Шолохова «Судьба человека» Мои рассуждения над рассказом Шолохова «Судьба человека» Проблема нравственного выбора в рассказе Шолохова «Судьба человека» Образ главного героя в рассказе Шолохова «Судьба человека» Тяжелое время войны и судьба человека (по произведению «Судьба человека») Судьба человека – судьба народная. (по рассказу Шолохова "Судьба человека") Проблема нравственного выбора человека в рассказе Шолохова «Судьба человека» Сочинение размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» Художественное своеобразие рассказа "Судьба человека" Книга о войне которая меня взволновала (Шолохов «Судьба человека») Образ и характер Андрея Соколова В чём смысл названия рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Какую идейную нагрузку несёт образ Ванюшки в рассказе "Судьба человека" Тема чести человеческого достоинства В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства Судьба человека в годы Великой Отечественной войны (по повести М.А. Шолохова «Судьба человека») Судьба человека в гражданской войне Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Мужчина-сирота и ребенок-сирота в повести «Судьба человека» А был он лишь солдат Солдатами не рождаются Судьба русского человека в годы войны Судьба человека. Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (анализ эпизода из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека») Проблематика рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» это повесть о простом человеке на войне Как вы понимаете слово «судьба» Воплощение русского характера эпохи в рассказе «Судьба человека» "Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы." Шолохов.М.А. - Судьба человека Фольклорные элементы поэтики в рассказе «Судьба человека» Прошедший все круги ада (рассказ Шолохова «Судьба человека») «Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н. К. Рерих) (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека») Правда о войне в рассказе Шолохова «Судьба человека» Смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека» «Судьба человека» М.А.Шолохов «Во время мира сыновья хоронят отцов, во время войны отцы хоронят сыновей» О названии рассказа «Судьба чело­века» Судьба человека,судьба народная