Переживавшая экономический и культурный подъем Франция в начале 20 века, кратко говоря, была одной из нескольких великих мировых держав. Во внешней политике она пошла на сближение с Англией и Россией. Внутри страны в 1900 - 1914 гг. нарастало противостояние между социалистами и умеренными. Это был период, когда о себе громко заявили недовольные своим положением рабочие. Начало 20 века закончилось объявлением Первой мировой войны и сменой мирового порядка.

Экономика

С экономической точки зрения Франция в 19 - начале 20 века переживала значительный рост. То же самое происходило в большей части остальной Европы и в США. Однако во Франции этот процесс приобрел уникальные черты. Индустриализация и урбанизация были не такими быстрыми как у ключевых лидеров (в первую очередь у Великобритании), но зато продолжал развиваться рабочий класс, а буржуазия по-прежнему укрепляла свое могущество.

В 1896-1913 гг. произошла так называемая «вторая промышленная революция». Она ознаменовалась появлением электричества и автомобилей (возникли компании братьев Рено и Пежо). Зародилась в начале 20 века наконец обзавелась целыми промышленными регионами. Руан, Лион и Лилль были текстильными центрами, а Сент-Этьен и Крезо - металлургическими районами. Двигателем и символом роста оставались железные дороги. Повышалась производительность их сети. Железные дороги были желанным объектом инвестиций. Упрощение обмена товарами и торговли благодаря модернизации транспорта привело к дополнительному промышленному росту.

Урбанизация

Сохранялись мелкие предприятия. Почти треть рабочих страны трудились у себя дома (в основном портные). Накануне Первой мировой войны экономика Франции опиралась на твердую национальную валюту и отличалась большим потенциалом. При этом были и изъяны: южные регионы страны отставали в промышленном развитии от северных.

Урбанизация сильно повлияла на общество. Франция в начале 20 века все еще оставалась страной, где больше половины населения (53%) проживало в деревне, однако отток из села продолжал нарастать. С 1840 по 1913 гг. население республики выросло с 35 до 39 миллионов человек. Из-за потери Лотарингии и Эльзаса в войне с Пруссией на протяжении нескольких десятилетий продолжалась эмиграция населения из этих регионов на историческую родину.

Социальное расслоение

Жизнь рабочих оставалась малоприятной. Впрочем, так было и в остальных странах. В 1884 году был принят закон, по которому разрешалось создавать синдикаты (профсоюзы). В 1902 появилась объединенная Всеобщая конфедерация труда. Рабочие самоорганизовывались, в их среде нарастали революционные настроения. Франция в начале 20 века менялась согласно их требованиям в том числе.

Важным событием стало создание нового социального законодательства (в 1910 году появился закон о пенсиях для крестьян и рабочих). Тем не менее, меры властей значительно отставали от той же соседней Германии. Индустриальное развитие Франции в начале 20 века привело к обогащению страны, однако блага распределялись неравномерно. Большая их часть доставалась буржуазии и В 1900 году в столице было открыто метро, и тогда же там прошли II Олимпийские игры современности.

Культура

Во французском языке принят термин Belle Époque - "Прекрасная эпоха". Так позже стали называть период с конца XIX века до 1914 года (начала Первой мировой войны). Он ознаменовался не только экономическим ростом, научными открытиями, прогрессом, но и культурным расцветом, который пережила Франция. Париж в то время по праву назывался «столицей мира».

Широкая публика была охвачена интересом к популярным романам, бульварным театрам и опперетам. Творили импрессионисты и кубисты. Накануне войны всемирно известным стал Пабло Пикассо. Хотя по происхождению он был испанцем, вся его активная творческая жизнь была связана с Парижем.

Русский театральный деятель организовал в столице Франции ежегодные «Русские сезоны», ставшие мировой сенсацией и заново открывшие иностранцам Россию. В это время в Париже с аншлагами проходили премьеры «Весны священной» Стравинского, «Шахеразады» Римского-Корсакова и т. д. «Русские сезоны» Дягилева произвели революцию в моде. В 1903 году вдохновленный балетными костюмами модельер открыл быстро ставший культовым модный дом. Благодаря ему устарел корсет. Франция в 19 - начале 20 века оставалась для всего мира главным культурным светочем.

Внешняя политика

В 1900 году Франция вместе с еще несколькими мировыми державами участвовала в подавлении Боксерского восстания в ослабленном Китае. Поднебесная в тот период переживала социальный и экономический кризис. Страну наполнили иностранцы (в том числе и французы), которые активно вмешивались во внутреннюю жизнь страны. Это были торговцы и христианские миссионеры. На этом фоне в Китае и произошло восстание бедняков («боксеров»), устроивших погромы иностранных кварталов. Беспорядки были подавлены. Париж получил 15% огромной контрибуции в 450 миллионов лян.

Внешняя политика Франции в начале 20 века основывалась на нескольких принципах. Во-первых, страна была колониальной державой с огромными владениями в Африке, и ей нужно было защищать собственные интересы в разных частях света. Во-вторых, она лавировала между другими мощными европейскими государствами, пытаясь найти долгосрочного союзника. Во Франции традиционно сильными были антинемецкие настроения (корнями уходившие в поражение от Пруссии в войне 1870-1871 гг.). В результате республика пошла на сближение с Великобританией.

Колониализм

В 1903 году английский король Эдуард VII посетил Париж с дипломатическим визитом. По итогам поездки было подписано соглашение, согласно которому Великобритания и Франция разделили сферы своих колониальных интересов. Так появились первые предпосылки к созданию Антанты. Колониальное соглашение позволило Франции свободно действовать в Марокко, а Великобритании - в Египте.

Немцы пытались противостоять успехам своих противников в Африке. В ответ на это Франция провела Алжирскую конференцию, на которой ее экономические права в Магрибе были подтверждены Англией, Россией, Испанией и Италией. Германия на некоторое время осталась в изоляции. Подобный поворот событий полностью соответствовал антинемецкому курсу, которым шла Франция в начале 20 века. Внешняя политика была направлена против Берлина, а все ее остальные особенности определялись согласно этому лейтмотиву. Французы установили протекторат над Марокко в 1912 году. После этого там произошло восстание, которое подавила армия под командованием генерала Юбера Лиотэ.

Социалисты

Любая характеристика Франции в начале 20 века не может обойтись без упоминания о росте влияния левых идей в тогдашнем обществе. Как уже говорилось выше, вследствие урбанизации в стране увеличилось количество рабочих. Пролетарии требовали своего представительства во власти. Они получили его благодаря социалистам.

В 1902 году левый блок выиграл очередные выборы в палату депутатов. Новая коалиция провела несколько реформ, касавшихся социального обеспечения, условий труда и образования. Обыденным делом стали стачки. В 1904 году весь юг Франции охватили забастовки недовольных рабочих. Тогда же лидер французских социалистов Жан Жорес создал знаменитую газету «Юманите». Этот философ и историк не только боролся за права рабочих, но и выступал против колониализма и милитаризма. Фанатик-националист убил политика за день до начала Первой мировой войны. Фигура Жана Жореса стала одним из главных международных символов пацифизма и стремления к миру.

В 1905 году французские социалисты объединились и создали французскую секцию Рабочего интернационала. Ее главными лидерами были и Жюль Гед. Социалистам приходилось иметь дело со все более недовольными рабочими. В 1907 году в Лангедоке вспыхнуло восстание виноградарей, недовольных ввозом дешевого алжирского вина. Армия, которую правительство ввело, чтоб подавить беспорядки, отказалась стрелять по людям.

Религия

Многие особенности развития Франции в начале 20 века полностью перевернули французское общество. Например в 1905 году был принят закон об Он стал завершающим штрихом антиклерикальной политики тех лет.

Закон отменил наполеоновский Конкордат, вышедший еще в 1801 году. Было утверждено светское государство и гарантирована свобода совести. Ни одна из религиозных групп больше не могла рассчитывать на покровительство государства. Вскоре закон был раскритикован Папой римским (большинство французов оставались католиками).

Наука и техника

Научное развитие Франции в начале 20 века ознаменовалось Нобелевской премией по физике 1903 года, которую за открытие естественной радиоактивности солей урана получили Антуан Анри Беккерль, и Мария Склодовская-Кюри (спустя шесть лет она также получила Нобелевскую премию по химии). Успехи сопутствовали и создававшим новую технику авиаконструкторам. В 1909 году Луи Блерио первым перелетел через Ла-Манш.

Третья республика

Демократическая Франция в начале 20 века жила в эпоху Третьей республики. В этот период во главе государства стояло несколько президентов: Эмиль Лубе (1899-1906), Арман Фальер (1906-1913) и Раймон Пуанкаре (1913-1920). Какую память о себе они оставили в истории Франции? Эмиль Лубе пришел в власти в разгар социального конфликта, вспыхнувшего вокруг резонансного дела Альфреда Дрейфуса. Этот военный (еврей в звании капитана) был обвинен в шпионаже в пользу Германии. Лубе отстранился от дела и дал ему идти своим ходом. Франция тем временем пережила всплеск антисемитских настроений. Тем не менее, Дрейфус был оправдан и реабилитирован.

Арман Фальер активно укреплял Антанту. При нем Франция, как и вся Европа, невольно готовилась к приближающейся войне. был настроен антинемецки. Он провел реорганизацию армии и увеличил длительность службы в ней с двух до трех лет.

Антанта

Еще в 1907 году Великобритания, Россия и Франция окончательно оформили свой военный союз. Антанта была создана в ответ на усиление Германии. Немцы, австрийцы и итальянцы сформировали еще в 1882 году. Таким образом, Европа оказалась расколотой на два враждебных лагеря. Каждое государство так или иначе готовилось к войне, надеясь с ее помощью расширить свою территорию и закрепить собственный статус великой державы.

28 июля 1914 года сербский террорист Гаврило Принцип убил австрийского принца и наследника Франца Фердинанда. Сараевская трагедия стала поводом для начала Первой мировой войны. Австрия напала на Сербию, Россия вступилась за Сербию, а за ней в конфликт втянулись члены Антанты, в том числе Франция. Италия, состоявшая в Тройственном союзе, отказалась поддерживать Германию и Габсбургов. Она стала союзницей Франции и всей Антанты в 1915 году. Одновременно с тем к Австрии и Германии присоединились Османская империя и Болгария (так образовался Четверной союз). Первая мировая война положила конец «Прекрасной эпохе».

С чем у вас ассоциируется Франция прежде всего? Круассаны, багеты, лягушачьи лапки, вино, Эйфелева башня, береты, аккордеон… Что ж, пора пополнить этот список или вообще переписать его.

Ну, не буду рассказывать и так всем очевидное, что французы очень приветливы, вежливы и дружелюбны. Легко завязывают разговор на улице. Если видят, что нужна помощь, не задумываясь, помогают. Или про то, что по умолчанию все всегда здороваются и улыбаются в магазинах.

Расскажу о том, что удалось подметить нам, тесно общаясь со многими жителями этой сказочной страны и имея возможность наблюдать их быт, пока наше проходило во Франции.

Особенности культуры Франции, как нам показалось, проявляются, например, в любви ее жителей к старинным вещам, начиная от мелочей и заканчивая старыми домами.

Нам посчастливилось пожить несколько дней у друзей в удивительном доме-музее, где весь интерьер гармонично оформлен под старину. Очень хотелось надеть длинное платье и плавать по такому дому, воображая себя в веке эдак 19.

Как нам рассказали, во Франции, даже если хотят построить новый дом, сносят все, кроме внешних стен, чтобы не нарушать целостности архитектурного ансамбля улицы. А бывает и так, что внешне домик выглядит очень мило, потому что явно старинный, но внутри все очень простенько и бывает даже, что уже давно без ремонта, хотя бывает и наоборот — внутри так же мило, как и снаружи. И именно благодаря такому стремлению французов сохранить все старинное, бывает, что встречаются целые игрушечные города с необыкновенно красивыми улочками, за что мои эстетические чувства очень благодарны этой нации.

На улицах Франции встречаются и такие старые домики

Несколько раз так получалось, что мы въезжали в небольшие французские городки вечером часов в 9-10, и было ощущение, что город просто пуст. На улицах почти никого нет, а из-за того, что во всех домах закрыты ставни, нет привычного свечения из окон и, кажется, что никого нет или все уже давно спят. Необычное ощущение.

Во Франции, как мы поняли, очень популярно все, что самобытно. Поделки хенд-мейд (украшения, сумки, шарфы и т.д.) пользуются хорошим спросом, и людям удается неплохо на этом зарабатывать.

Не знаю, можно ли это отнести к особенности населения Франции, но мы заметили, что французы довольно большое значение придают еде. Почти всегда и у всех вызывает неподдельный интерес, чем вы сегодня обедали, а что было на ужин? И готовят, они, конечно, превосходно! Мы гостили в нескольких французских семьях, и каждый прием пищи был почти королевским. При этом мы всегда забывали, что наедаться до отвала не следует, ведь в конце по традиции в качестве десерта будет сыр, и не один!

Сыров во Франции великое множество. Я даже возьму на себя смелость утверждать, что это некоторые особенности культуры Франции. По непроверенным данным их более 300 видов. И это не просто желтые полутвердые сыры, как у нас, они разного цвета, разной консистенции, разного запаха, возраста и несомненно – вкуса! Некоторые из сыров такие твердые, что их тоненько нарезают специальным приспособлением, некоторые настолько жидкие, что, открыв пачку, их можно есть только ложкой. Про сыры можно вообще отдельную статью написать, но лучше всего их просто пробовать. Пишу, и прямо аж слюнки потекли. И вот теперь я могу уже с уверенностью сказать: нет, французы не лягушатники! Это сыроеды, сыроманы, сырофанаты!

Ну, и хлеб – это тоже отдельная песня. Его едят много и разновидностей его также немерено. Только он весь преимущественно белый, и съедают его в основном свежим, а если ему удалось задержаться в хлебнице на пару-тройку дней, то перед тем, как быть поданным к столу, его разогревают в духовке. На улице очень часто можно наблюдать такую милую картину: француза, жующего только что купленный багет.

Ну, а про то, что французы очень любят сидеть в кафе на улицах и так все знают.

Мы были довольно сильно удивлены, насколько продвинуто в техническом плане старшее поколение во Франции. Ровесники наших родителей и люди постарше ведут свои блоги, общаются с друзьями через Skype и facebook, у многих тачфоны.

Может, нам просто так повезло, но большинство из встреченных нами французов так или иначе работают на себя. Либо это свой театр, либо это мастер, собирающий витринную мебель, либо дегустатор в ресторанах, либо дизайнер садов, либо у людей вообще свое частное небольшое предприятие. И все эти занятия позволяют вести достойную в финансовом плане жизнь.

Мы не встретили ни одного француза, который так или иначе не завел бы с нами речь о политике. Конечно, сейчас это очень наболевшая тема в связи с попыткой принятия нового закона о пенсиях, но, тем не менее, разговоров о вышестоящих очень много. Саркози сравнивают с Наполеоном и Гитлером. Но это уже совсем другая история…

Если говорить об особенности населения Франции, ну никак нельзя не упомянуть толпища арабов. И чем южнее город, тем их больше. Как нам объяснил наш знакомый житель Марселя: южный климат им ближе, вот они туда и стекаются. По вечерам в крупных городах разгуливают шумные подвыпившие компании этой самой национальности, от которых непонятно, чего ждать. Своих как-то в лицо узнаешь, понимаешь, кого лучше стороной обойти, а тут – непонятно. Но мы с такой компашкой столкнулись только однажды, в Париже в два часа ночи, и парень при этом решил помочь нам найти отель. :)

Как ни странно, культура вождения у местного населения очень похожа на нашу. Частенько не включают поворотники, проезжают на красный, подрезают, хотя, конечно, не так бесстыдно, как в России. Зато, так же, как и у нас, предупреждают фарами о «гаишниках» неподалеку.

Может быть, смело так утверждать, но нам показалось, что несмотря на все культурные и национальные особенности Франции, она очень похожа на Россию. Взять нашу старушку, сделать ей пластическую операцию, или просто хороший макияж, начать ее кормить, как подобает, и помогать, когда нужно, и она тоже станет страной любви. А если серьезно, то просто нам бы побольше порядка, получше социальную поддержку и повыше общий уровень жизни, и мы станем теми же французами, улыбчивыми, внимательными и вежливыми. По крайней мере, ну очень хочется в это верить…

P.S. Статья получилась слишком большой, поэтому о том, как французы живут, про их я расскажу в следующей статье.

Культурные обычаи Франции формировались на протяжении нескольких тысячелетий. Основой им служили галльские, кельтские, римско-латинские традиции. На территории Франции происходило и происходит слияние различных европейских культур. Формирование каждой французской провинции осуществлялось в разных условиях. Поэтому неудивительно, что сегодняшний культурный облик страны очень трудно систематизировать и характеризовать. Но многие традиции прочно установились практически во всех уголках Франции.

Отношение к семье и социальная сфера

Статистика свидетельствует, что французы все хуже и хуже относятся к формированию семейных отношений. Мужчины вступают в брак в среднем в 29 лет, а женщины – в 27. В стране разводы стали частым, если не сказать хуже – стабильным, явлением. Это говорит о том, что население Франции не особо чтит институт семьи. Популярность набирают гражданские браки, которые во Франции почти приравниваются к обычному. Французские семьи невелики, в среднем от 2 до 4 человек. Несмотря на эти факты, отдых принято проводить с детьми в окружении друзей, или же в кафе. Как правило, оба родителя трудоустроены, поэтому правительство назначает льготы и субсидии детсадам.

Государство имеет обширную сеть социальной помощи, считающейся одной из самых лучших в мире. Например, беременные женщины имеют право взять отпуск уже за 6 недель до родов, а длится такой отпуск в течение 4-х месяцев после рождения.

Наибольшее количество жителей Франции проживает в средних городах, где население не превышает 200 тысяч жителей. Семьи обычно имеют дома в селах и пригородах, поэтому культура и обычаи городов понемногу укрепляются в деревнях, и наоборот.

Система образования

Начальное образование дети получают в обязательном порядке, длится оно с 6 до 16 лет. Это образование бесплатное. Существуют также и частные платные школы, в которые ходят чуть больше 15% детей.

Начальная школа начинается в возрасте 6 лет, после него начинается средняя школа. Далее ученики поступают в специализированные школы высшего уровня. После ее окончания студенты имеют степень бакалавра, с помощью которой можно поступать в университет. После окончания университета студентам выдают степень бакалавра, связанную с той или иной специализацией.

Во Франции существуют более 70 университетов, а также высших школ со строгим отбором студентов. Зато после окончания этих учебных заведений открываются широкие возможности карьерного роста.

Французский этикет

По количеству правил этикета французов часто сравнивают с японцами. Жители страны особо ценят у собеседника его вежливость и учтивость, а только потом берут во внимание такие детали, как обеспеченность и профессия. В некоторых провинциях французы часто жестикулируют, что свидетельствует о желании лучше передать свои мысли. Приветствие ограничивается рукопожатием, если люди просто знакомы, или выражается в поцелуях в обе щеки, если они связаны родственными связями. При разговоре с незнакомым человеком, например, в общественном транспорте или в магазине, принято вставлять традиционное обращение «месье», «мадам», «мадмуазель».

В общественном месте француз не будет улыбаться посторонним (признак вежливости), будет стараться не смотреть в глаза. Однако при походах в магазин французы уже с порога приветствуют хозяина, а тот отвечает взаимностью. Если человек в магазине поздоровался первым, это означает, что ему необходима помощь. Что интересно – французы считают признаком хорошего тона, если человек закрывает за собой дверь, не важно, кафе это или дверь комнаты. Входить же без стука или звонка без приглашения хозяина дома запрещается, помимо тех заведений, где написано «открыто».


Культура Франции своими корнями уходит в X век, к которому относится появление Западно-франкского государства, образованного в результате распада империи Карла Великого. В процессе развития французской средневековой литературы сформировались многие жанры и направления, которые стали общими для всей европейской литературы. Первые дошедшие до нас памятники носят религиозный характер, например "Кантилена о святой Евлалии" (IX век). В IX веке жил философ Скот Эриуген, труды которого во многом определили дальнейшее развитие философской мысли в Европе. К концу X века под влиянием местных и заимствованных у римлян приемов складывается французская архитектура романского стиля. Ведущую роль в романском стиле играла церковная архитектура, отличавшаяся суровостью форм. Примерами таких сооружений являются: аббатство Клюни (910 г.), церкви Сен-Филибер в Турню (979-1019 гг.) и другие.
Живопись и скульптура этого времени представлены во Франции фресками и скульптурными изображениями святых, украшающих церкви и соборы. Устная народная поэзия XI века, к которой относится "Песнь о Роланде" легендарном полководце, погибшем в сражении с басками в 778 году. Это произведение героического эпоса, явилось начальной точкой отсчета в формировании всей культуры Франции и оказало определяющее влияние на создание и развитие большинства европейских национальных культур. В это же время получила свое развитие философия, выдающимся представителем которой был Пьер Абеляр (1079-1142 гг.) - создатель теории "номинализма", определившей основу развития общеевропейской философской мысли в средние века. С конца XI века на смену героическому эпосу приходит рыцарская литература и лирика трубадуров. Творчество Бертрана де Борна (1140-1215 гг.), Бернарда де Вентадорна, Арнаута Даниэля легло в основу мировой поэзии, а провансальский язык, на котором они писали, стал международным языком поэтов XIII века. В конце XII века в связи с объединением страны и роста городов получает развитие городская литература. Образцом дидактического произведения является "Роман о розе", авторы Гильом де Лоррис и Жан де Мён.
Драматические произведения этого времени носили в основном религиозный характер "Игра о святом Николае" Боделя, 1200 год, но были уже и пьесы, выдержанные в реалистическом плане, например "Игра в беседке" 1262 год и "Игра о Робене и Марион", 1283 год. В XII веке был открыт Парижский университет, который получил в дальнейшем название Сорбонны. В XIII - XIV веках основаны университеты в Тулузе, Гренобле, Доле, Кане, Пуатье, Бордо. В XIII - XIV веках Гильом де Машо (1300 - 1377 гг.) и Эсташ Дешан (1340 - 1407 гг.) явились основоположниками таких стихотворных форм, как баллада, королевская песнь, рондо и другие, которые стали общими для всей европейской поэзии. В средние века в развитие общеевропейской философии неоценимый вклад внес Фома Аквинский - яркий представитель средневекового аристотелизма. В XII веке во французской архитектуре рождается новый стиль - готика, который становится общеевропейским. Готические соборы, строившиеся поколениями мастеров, ознаменовали высшую ступень средневекового зодчества. Их отличает устремленность ввысь и богатая пластическая обработка камня. Памятниками ранней готики являются такие, как церковь аббатства Сен-Дени под Парижем (1137-1144 гг.), собор в Лане (1160-1215 гг.), собор Нотр-Дам в Париже (1163-1257 гг.). Лучшими памятниками зрелой готики являются соборы в Шартре (1194-1260 гг.), Бурже (1200-1342 гг.) и другие. Живопись и скульптура средневековья были тесно связаны с готической архитектурой и ей определялись. Скульптура стала неотъемлемой частью архитектуры, она покрывала порталы соборов, заполняла ниши и галереи. Монументальная живопись в готических соборах была вытеснена витражами, беспримерными по силе цвета, составлявшими циклы не только религиозного, но и светского содержания.
В XV - XVI веках эпоха Возрождения ознаменовалась расцветом французской культуры, которая наряду с итальянской послужила основой для развития национальных культур всей Европы. Французская философия и литература Возрождения представлены такими титанами, как Рабле (1494-1553 гг.), Вийон (1431-1463 гг.), Ронсар (1524-1585 гг.), Монтень (1533-1592 гг.), которые оказали огромное влияние на формирование гуманистических принципов общеевропейского масштаба. Основным центром французского искусства начальной стадии эпохи возрождения была Бургундия.
В миниатюрах братьев Лимбург (1416-1434 гг.), сочетавших изысканность и хрупкость фигур с живым изображением сельских работ и природы, в скульптурах Слютера (умер в 1406 г.) и де Верве (1380-1439 гг.), в конкретных жизненных чертах алтарных картин Мануэля и Брудерлама и других активно утверждается земной, реальный мир. В середине XV века Фуке (1420-1477 гг.) создал новое направление в живописи - реалистическое. Он разрабатывал анатомию и перспективу, исполнял точные портреты, миниатюры с полными движения драматическими сценами. Одновременно с ним, крупнейшими мастерами реалистического искусства были Шаронтон (родился в 1410 г.), Фроман (1435-1484 гг.) и другие. В XVI веке в период собственно Возрождения под влиянием античности и итальянского искусства во Франции созданы собственные направления в архитектуре, живописи и скульптуре. Произведения авторов этого времени проникнуты светским жизнерадостным духом. Виднейшими представителями этой эпохи являются: - в архитектуре: Делорм (1512-1570 гг.), Экуан (1531-1552 гг.) и другие; - в скульптуре: Гужон (1510-1568 гг.), Пилон (1535-1590 гг.), Ришье (1500-1567 гг.) и другие; - в живописи: Клуэ Младший (1485-1540 гг.), его сын Клуэ (1522-1572 гг.), Кенель (1545-1619 гг.) и другие. Музыкальное возрождение сложилось в XIV веке как направление Арс Нова. В последующем столетии получают развитие различные жанры светского музыкального искусства. Эпоха Возрождения завершилась созданием самостоятельного стиля оркестрово-ансамблевой и органно-клавирной музыки созданием новых музыкальных жанров - оперы, кантаты, оратории, сольной песни. В то же время возникает опера, как попытка воскресить античный театр. Виднейшими представителями музыкального искусства Франции этого времени явились: де Машо (1300-1377 гг.), Филипп де Витри (1291-1361 гг.), Котле (1531-1606 гг.), де Сермизи (1490-1562 гг.), Жакенен (1490-1559 гг.) и др.
Театр эпохи Возрождения представлен такими мастерами, как Жодель (1532-1573 гг.), Гарнье (1534-1590 гг.) и др. Французские ученые эпохи Возрождения такие, как Френель (1497-1558 гг.), Белон (1517-1564 гг.) внесли огромный вклад в развитие естественных наук. XVII век во Франции был временем, когда в общественной жизни нарастали тенденции перехода в новую общественно-экономическую формацию: от феодальных отношений к буржуазным, что нашло отражение и в культуре того времени. В это время такие известные моралисты, де Ларошфуко (1613-1680 гг.) и де Лабрюйер (1654-1696 гг.), своими философскими сочинениями закладывали основы всей буржуазной философии Европы. Выдающийся мыслитель этого времени - Декарт (1596-1650 гг.), философия которого оказала сильное влияние на развитие философской мысли Европы. Литература XVII века характеризуется преобладающим влиянием классицизма, родоначальником которого явился Малерб (1555-1628 гг.), провозгласивший необходимость строгих правил в поэзии, четкости поэтического языка. В 1634-35 годах во Франции была создана академия, которая объединила литераторов и содействовала формированию классицизма как официального общегосударственного стиля. XVII век в литературе - это Корнель (1606-1684 гг.), Расин (1639-1699 гг.), Мольер (1622-1673 гг.), де Лафонтен (1621-1695 гг.), Перро (1628-1703 гг.) и другие. В 1648 году была образована академия живописи и скульптуры, в 1671 году - архитектуры. В это время в архитектуре блистали такие имена, как Лемерсье (1585-1654 гг.), Брюан (1635-1697 гг.), Лево (1612-1670 гг.) и многие другие. В живописи - Пуссен (1594-1665 гг.), Лоррен (1600-1682 гг.), Бурдон (1616-1671 гг.) и др.
В скульптуре - Лебрен (1619-1690 гг.), Жирардон (1628-1715 гг.), Пюже (1622-1694 гг.) и др.В 1666 году была образована французская академия наук. В 1627 году было положено начало Ботаническому саду, при котором был Музей естественной истории. С такими именами французских ученых XVII века, как Декарт (1596-1650 гг.), Ферма (1601-1665 гг.), Роберваль (1602-1675 гг.), Паскаль (1623-1662 гг.), связаны крупные достижения в области математики. XVIII век - это французская буржуазная революция и эпоха Просвещения. В философии - это Монтескье (1689-1755 гг.), Вольтер (1694-1778 гг.), Дидро (1713-1784 гг.), Гельвеций (1715-1771 гг.), Гольбах (1723-1789 гг.), Руссо (1712-1778 гг.). Монументальным памятником просветительской мысли XVIII века является "Энциклопедия", выпущенная в 1751-1774 годы и состоящая из 35 томов. В её создании принимали участие все известные деятели того времени. Трудно переоценить тот вклад, который внесла Франция в XVIII веке в общемировую культуру. В литературе XVIII века - это Шенье, Марешаль, де Лиль, де Лакло и другие. В живописи - Ванлоо (1705-1765 гг.), Ватто (1684-1721 гг.), родоначальник реалистического искусства. В скульптуре - Лемуан (1704-1778 гг.), Габриэль (1698-1782гг.) и другие. В музыке ведущим жанром была опера. Свое развитие получила клавесинная сюита. Композиторы XVIII века - Рамо (1683-1764 гг.), Дандриё (1684-1740 гг.), Куперен (1628-1661 гг.) и другие. Живопись XVIII века - это утонченное рококо, представленное художниками: Буше (1703-1770 гг.), Натье (1685-1766 гг.), Друэ (1727-1775 гг.) и другие, скульптура: - Лемуан (1704-1778 гг.). В искусстве XVIII века складывается новое направление - классицизм, его представители в архитектуре: Сервадони (1695-1766 гг.). Суфло (1713-1780 гг.), Луи (1735-1807 гг.) и другие, в живописи - Шарден (1699-1779 гг.), Латур (1704-1788 гг.), Моро (1740-1806 гг.), Фрагонар (1732-1806 гг.) и другие, в скульптуре - Фальконе (1716-1791 гг.), Бушардон (1698-1762 гг.), Гудон (1741-1828 гг.) и другие. В области естественных наук XVIII век дал миру великих французских ученых: Руэль (1703-1770 гг.), Лавуазье (1743-1794 гг.), Кулон (1736-1806 гг.), Лаплас (1749-1827 гг.), Бертолле (1748-1822 гг.) и другие. Франция - родина метрической системы мер, принятой декретом Конвента в 1793 году. В ее разработке приняли участие Деламбр (1749-1833 гг.) и Мешен (1744-1804 гг.).
XIX век во Франции - это целая эпоха в мировой культуре. С именами французских ученых связаны крупные достижения в области физико-математических наук, Лежандр (1752-1833 гг.) - труды по интегральному исчислению, Коши (1789-1857 гг.) - теория функций комплексного переменного, Галуа (1811-1832 гг.) теория групп и поля, и многие другие. Большое значение для развития математической физики имели труды Фурье (1768-1830 гг.). Ценные работы по математике, механике, математической физике принадлежат Пуансо (1777-1840 гг.), Пуассону (1781-1840 гг.), Понселе (1788-1867 гг.). В физике - Френель (1788-1827 гг.), Араго (1786-1853 гг.), Гей-Люссак (1778-1850 гг.), Пти (1791-1820 гг.), Ампер (1775-1836 гг.), Фуко (1819-1891 гг.), Беккерель (1820-1891 гг.). Такие перечни можно продолжать по всему разделам естественных наук, достаточно вспомнить, такие имена как Кюри (1859-1906 гг.), Пуанкаре (1854-1912 гг.), чтобы понять каков вклад французской науки в развитие мирового научного и технического потенциала. Французская философия представлена в XIX веке трудами таких философов, как Лашелье (1832-1918 гг.), Бутру (1845-1921 гг.), Бергсон (1859-1941 гг.). Идейным и художественным направлением во французской культуре первой половины XIX века был романтизм. Он отразил разочарование в итогах Великой французской революции. В этом течении общественной мысли интерес к национальному прошлому сочетался со стремлением к созданию универсальной картины мира. Писателями, развивавшими это направление в своем творчестве, были: Шатобриан (1768-1848 гг.), де Сталь (1766-1817 гг.), Нодье (1780-1844 гг.), Ламартин (1790-1869 гг.), Гюго (1802-1885 гг.), Дюма (1803-1870 гг.), Жорж Санд (1804-1876 гг.) и другие.
В 20-е годы XIX века начинает складываться художественный метод критического реализма. Это направление в литературе представлено такими писателями и поэтами, как Стендаль (1783-1842 гг.), де Бальзак (1799-1850 гг.), Мериме (1803-1870 гг.), Флобер (1821-1880 гг.), Бодлер (1821-1867 гг.), Готье (1811-1872 гг.) и многие другие. Общественная жизнь Франции в период Второй империи и Третьей республики получила замечательное отражение в творчестве выдающихся писателей Золя (1840-1902 гг.) и де Мопассана (1850-1893 гг.). Начало XIX века в изобразительном искусстве и архитектуре во Франции прошло под знаком классицизма как основного художественного направления. В живописи это направление развивали Давид (1748-1825 гг.), Энгр (1780-1867 гг.), Прюдон (1758-1823 гг.), Гро (1771-1835 гг.), в скульптуре - Шоде (1763-1810 гг.), Шинар (1756-1813 гг.). В архитектуре на первый план выступает внешняя сторона классицизма стиль ампир, его представителями являлись Лепер (1761-1844 гг.), Виньон (1763-1828 гг.), Шальгрен (1739-1811 гг.) и другие. В 30-х годах во Франции начинается расцвет реализма, к этому направлению относятся художники: Коро (1796-1875 гг.), Добиньи (1817-1878 гг.), Курбе (1819-1877 гг.), Милле (1814-1875 гг.) и другие.
В 60-х годах появляется группа живописцев, позднее названная импрессионистами, вклад которых в мировое искусство трудно переоценить, это: Ренуар (1841-1919 гг.), Мане (1832-1883 гг.), Дега (1834-1917 гг.), Писсарро (1830-1903 гг.) и другие. В архитектуре в XIX века французские архитекторы новаторски применяли металлические конструкции, ярким примером такого использования служит Эйфелева башня архитектора Эйфеля (1832-1923 гг.), Центральный рынок, архитектор Бальтар (1805-1874 гг.) и другие. Во Франции основными направлениями философии XX века стали: неокритицизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология, которые получили свое развитие в трудах таких философов, как Ренувье (1815-1903 гг.), Сартр (1905-1980 гг.), Камю (1913-1960 гг.), Мунье (1905-1950 гг.) и другие. В литературе XX века основными направлениями были: абстрактный гуманизм, реализм, модернизм, пацифизм, декадентство, субъективизм и другие. Наиболее яркими представителями французской литературы в XX веке были: Пруст (1871-1922 гг.), Роллан (1866-1944 гг.), Франс (1844-1924 гг.), Моруа (1885-1967гг.), де Сент-Экзюпери (1900-1944 гг.), Базен (1911-1996 гг.) и многие другие.
В изобразительном искусстве Франции XX века присутствовали следующие направления: неоимпрессионизм, сюрреализм, постмодернизм, реализм и другие. Художники XX века: Пикассо (1881-1973 гг.), Утрилло (1883-1955 гг.), Дюфи (1877-1953 гг.) и многие другие. Наиболее крупные достижения науки XX века во Франции относятся к физико-математическим наукам. Преемником Кюри в физике и химии был Ланжевен (1872-1946 гг.), Бройль (1892-1987 гг.) - один из создателей квантовой механики. Необходимо заметить, что в ХХ веке вклад французской культуры в общемировую культуру столь велик, что требует отдельного обстоятельного анализа, невозможного в рамках настоящей справки.

          Культура Франции

Наиболее устойчивые элементы традиционной культуры – характер поселений, жилище и национальная кухня.

Важнейшим семейным праздником, соблюдаемым в разных слоях населения, является крещение и первое причастие. Семейным праздником является и рождество – 25 декабря, один из самых широко отмечаемых во

Франции праздников года. По старой традиции, в канун рождества вся семья и близкие родственники собираются вместе за праздничным столом. Задолго до рождества в деревнях начинают откармливать гусей и индеек, заготавливают свинину, кровяные колбасы. Изобилие блюд на праздничном столе считается залогом благополучия и богатства семьи. На площадях и главных улицах Парижа устанавливают огромные елки, сказочный рождественский персонаж Пер Но эль, подобно нашему Деду Морозу, приносит детям подарки.

Новый год, так же как и рождество, - семейный праздник, но его обычно отмечают не в “своем гнезде”, а у знакомых, родственников или в кафе.

Издавна очень широко в стране отмечался праздник Карнавала – самый веселый праздник весны со множеством обрядов, национальной одеждой исполнение которых якобы обещало урожай и благополучие.

Ярмарки, народные гулянья, шуточные состязания сопровождают и такие большие религиозные праздники, как пасха, троица и другие.

Большое значение в народном календаре французов имеет “день всех святых” – 1 ноября, поминальный праздник, который ныне носит скорее общественный, чем религиозный характер. В этот день чтят память жертв войн и поминают умерших родственников. В Париже 1 ноября совершается шествие к могиле Неизвестного солдата, над которой горит неугасимый огонь.

Национальный праздник Франции – 14 июля. Это дата взятия народом королевской крепости Бастилии и начала Великой французской революции. В Париже центр народного празднества – площадь Бастилии. Правительство отмечает этот день официальными церемониями и военным парадом на Елисейских полях.

Международный праздник трудящихся 1 Мая отмечается во Франции манифестами, французы дарят в этот день друг другу ландыши – на счастье. В этом обычае сохранился отзвук старинных поверий о магической силе растений, собранных в мае.

Непременный элемент празднеств составляют традиционные народные зрелища и игры. На юге страны излюбленным зрелищем, а для части молодежи увлекательным видом спорта издревле являются бои быков и бега коров. Здесь же, на юге, для привлечения туристов устраиваются корриды по испанскому образцу, но они менее популярны в народе.

Французов нельзя считать народом, в жизни которого спорт занимает большое место. Но спортивные зрелища здесь любят и воспринимают с энтузиазмом. Подлинным всенародным праздником становится ежегодный велосипедный кросс, маршрут которого пересекает всю страну.

Популярны здесь также футбол и регби, а из традиционных спортивных игр – игра в кегли и шары, называемые здесь були.

Любимый вид отдыха французов – рыбная ловля. Для жителей небольших городов одна из самых привычных форм досуга – уход за садом, разведение цветов.

Велика во Франции общественная роль кафе, которые для определенных социальных слоев служат местом отдыха, общения с друзьями и знакомыми, своеобразным политическим клубом.

В последние тысячелетия во Франции все большее значение приобретает местный туризм. Французы, считавшиеся домоседами, начали путешествовать. Главным приобретением среднего француза стал автомобиль. Об интересе ко всему, что связано с автомобилем, говорит неизменный успех ежегодно устраиваемого в Париже автомобильного салона, куда приезжают тысячи провинциалов.

Своеобразие историко-культурных традиций Франции отражается на системе образования в стране. Она характеризуется прежде всего строгой централизацией и административным единообразием. Франция разделена на 23 учебных округа, так называемые академии, охватывающие несколько департаментов. Центр академии – город, в котором расположен местный университет. Наряду с государственными учебными заведениями во Франции немало частных школ, большая часть которых принадлежит католической церкви. В частных учебных заведениях Франции обучается около 18% всех учащихся.

Лицей – единственный тип полной средней общеобразовательной школы. Окончившие его получают право сдавать экзамены на звание бакалавра, но выдержать его удается далеко не всем. Тем не менее только диплом бакалавра дает право поступления в высшие учебные заведения.

Высшее образование дают университеты и “большие школы” – специализированные высшие учебные заведения типа наших институтов.

Национальное культурное наследие Франции богато и разнообразно. Во Франции зародились многие течения в области культуры, повлиявшие на ход истории, науки, искусства, литературы. В современной Франции самые крупные достижения в области культуры принадлежат тем ее деятелям, которые продолжают традицию прогрессивной, демократичной культуры. Французская культура наиболее полно выразила себя в живописи. Изобразительное искусство Франции, тесно связанное с общественной жизнью своего времени, уже с XVIII века занимало ведущее место в мировой культуре.

На фоне массы чисто декоративных работ выделяются картины тех художников, которые продолжают национальные традиции, связывают свой труд с общественной жизнью страны, выражают прогрессивные идеи современности. Народ Франции гордится именами пейзажистов Марке, Утрилло, живописцев-патриотов Матисса, Пикассо, Леже, Фужеропа, остроумного рисовальщика Жана Эйфеля – мастера современного плаката.

Франция – страна высокой музыкальной культуры. В историю мировой музыкальной культуры вошли имена Берлиоза, Сен-Санса, Гуано, Бизе, импрессионистов в музыке Дебюсси и Равеля, создателей классической французской оперетты – Оффенбаха, Лек Ока, План хетта.

Совершенно особое явление в музыкальной культуре страны – французская песня (шансон). Немало французских поэтов-певцов, выступающих с исполнением своих песен, известны во всем мире. В историю французской музыки вошло имя Эдит Пиаф – “королевы французской песни”.

В мировой художественной почетное место принадлежит французскому театру. Трагедии Корнеля и Расина, драматургия Мольера, комедии Бомарше служили вехами в истории мирового театра.

Французская культура, получившая признание во всем мире, составляла до недавнего времени социальную привилегию буржуазии и интеллигенции. Основная масса культурных ценностей Франции, ее театры, концертные залы, музеи сосредоточены в Париже.

Французам принадлежит ведущая роль в создании кино и киноискусства, которое в своих лучших произведениях всегда развивало традиции прогрессивной французской культуры. Чисто французский жанр составляют так называемые пародийные фильмы. Имена Жерара Филиппа, Жана

Габона , Ани Жирардо, Фернанделя и других составляют гордость французской культуры.

Велико литературное наследие Франции. Социальная заостренность, присущий французам вкус к абстрактным идеям и совершенству формы составляют его отличительные черты. Первые памятники французского литературного наследия относятся к XII веку. Самым выдающимся из них было произведение героического эпоса “Песнь о Роланде”. Французские романы той эпохи – “Тристан и Изольда”, “Роман о Розе” – принадлежат к шедеврам мировой литературы.

XVI век, ознаменовавшийся рождением новых, капиталистических отношений, в области культуры именуется эпохой Возрождения, или ренессанса. Во Франции понятие “Возрождение” связано с именем Франсуа Рабле, создавшего самый замечательный литературный памятник эпохи – роман “Гаргантюа и Пантагрюэль”, в котором в форме сатирического гротеска подвергнут осмыслению весь феодальный мир.

В XVII веке Франция стала родиной классицизма – художественного течения, одной из важных черт которого является обращение к образам и формам античной литературы и искусства. Классицизм большинством французов воспринимается как явление специфически французское.

XVIII век – эпоха распада феодально-абсолютистских отношений и подготовки революции - носит во Франции название “век Просвещения”. Целая плеяда мыслителей – Вольтер, Шарль Луи Монтескье, Жан-Жак Руссо и другие, известные под именем просветителей, ставили в своем творчестве самые острые проблемы философии, социологии, искусства, подвергая беспощадной критике феодальную систему, ее религию, государство, нравы, обычаи. Идея всеобщего равенства впервые была предложена просветителями. Под знаком идей французского Просвещения развивалась вся европейская культура XVIII века.

XIX век – период расцвета французской литературы, когда мировая литература обогатилась творчеством В. Гюго, Стендаля, О. де Бальзака, П. Мершие, Э. Золя, Г. Флобера, Ги де Мопассана, А. Франса, Р. Роллана.

К 50-60 годам XIX века относится совместное творчество братьев Эдмона и Жюля Гонкуров, пьесы и романы которых, а также исторические и искусствоведческие исследования являются художественными документами современной им эпохи. Имя Гонкуров носит одна из литературных премий, присуждаемых во Франции за лучшее произведение начинающего писателя.

Писателями мирового значения являются А. Моруа, А. Камю, Симона де Бовуар. Успехом у читателей всего мира пользуются книги Жоржа Сименона.

В последнее десятилетие заметно возросла активность Франции в области международных культурных отношений. Французские театры совершают сотни турне в год, дают в разных странах мира до тысячи представлений.

Более 5 тысяч произведений изобразительного французского искусства демонстрируются на многочисленных выставках во всем мире. Во Франции широко организуются международные театральные, фольклорные фестивали и кинофестивали, например, летний Международный кинофестиваль в Каннах, фольклорный фестиваль в городе Кемпере (Бретань), Международные музыкальные недели, музыкальный конкурс имени Маргариты Лонг и Жака Тибо и так далее.

Культурными центрами Франции являются, безусловно, Париж, в котором находятся главные музеи страны: Лувр (бывший королевский дворец, в котором расположено 225 галерей и около 400000 экспонатов); центр искусств Помпиду; музей Пикассо с коллекцией работ знаменитого художника; музей современного искусства; музей импрессионистов; музей декоративного искусства; музей Родена (коллекция скульптур). Кроме того, в Париже находятся такие знаменитые архитектурные шедевры как Эйфелева башня /см. рис. 16, 17/, собор Нотр-Дам-де-Пари (1163 год), церковь XIII века Сен-Шапель, Триумфальная арка /см. рис. 18/, Пале-Рояль, Елисейский дворец (резиденция президента республики), Версальский дворец (бывшая загородная резиденция французских королей). /см рис. 19, 20/ Популярны среди многочисленных туристов Монмартр, Елисейские поля, Булонский лес, ботанический сад и зоопарк. Под Парижем находятся Евродиснейленд – первый парк развлечений такого масштаба в Европе.

Франция и замки . Во Франции более 4000 замков. Если говорить о замках Франции – это, прежде всего, замки Луары. «Сад Франции», расположившийся на берегах рек Луары, Шер, Эндр и Вьенн – самая лучшая декорация для замков.
и т.д.................

Франция по праву считается законодательницей мировой моды. Достаточно назвать имена Коко Шанель, Ив Сен-Лорана, Кристиана Диора, Юбера де Живанши и становится все ясно. Это то, что мы называем высокой модой. Во Франции начинали свою карьеру знаменитые итальянцы Версачи и Армани.

Коко Шанель первая надела брюки и отбросила неудобные для движения корсеты. В 70 лет она создала знаменитый стиль 60-х: маленькое черное платье и костюмы, элегантность и простота которых покорили мир. Революционным был и ее знаменитый парфюм, первые стойкие духи в простом флаконе, «Шанель № 5».

Но и за пределами подиума жители этой страны весьма элегантны. Внешний вид французов отличается аккуратностью, утонченностью и некоторой консервативностью. Стиль важен во всем, недопустимо выглядеть нелепо или навязчиво при любых обстоятельствах. Это при том, что французы довольно эмоциональны и сентиментальны.

Французское кино

Для некоторых, как известно, важнейшим из искусств является кино. И родилось это искусство во Франции. В Париже, на бульваре Капуцинов в 1895 году состоялся первый показ «Синематографа братьев Люмьер». С этого времени кино Франции стремится всегда быть на высоте, и по своей популярности соперничает лишь с голливудским. Достаточно назвать только несколько имен, чтобы убедиться в этом: Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Жан Рено и Венсан Кассель. Во все времена французские актеры считались эталонами мужской привлекательности.

Актрисы ничуть не уступают актерам, имена этих прекрасных француженок также сводят с ума весь мир: Катрин Денев, Бриджит Бардо, Софи Марсо, Эммануэль Беар, Фанни Ардан, Одри Тоту, Летиция Каста, Марион Котийяр.

Всем известны французские комедии с Луи де Фюнесом, Пьером Ришаром и Жераром Депардье. Выражение «французский юмор» вошло в поговорку.

Отдельную страницу занимает психологическое кино с Жаном Гобеном, Анни Жерардо, Жан-Луи Трентиньяном и Роми Шнайдер. Франция дала миру известнейших режиссеров: Жан-Люка Годара, Франсуа Трюффо, Клода Лелуша, Люка Бессона и Франсуа Озона. С 1946 года на Лазурном берегу проходит знаменитый Каннский фестиваль, на который стремятся попасть все кинозвезды мира.

Французская живопись

Искусство Франции подарило миру многих великих художников, многочисленные школы живописи. Известно, что Франция - родина импрессионизма, новаторского течения XIX века.

Кто мог предположить, что найдутся живописцы, который изобразят туман, обычный стог сена в разную погоду, улицу, как систему живописных мазков, меняющуюся под влиянием освещения. Художники живо передавали свои мгновенные впечатления. Отвергаемые любителями салонного академизма, новаторы вначале назывались «отверженными», имели скандальную репутацию, хотя им суждено было стать великими. Наиболее известны Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Клод Моне.

Если говорить о художниках, то Францию можно смело назвать их страной. Взять хотя бы . Этот холм, бывший когда-то районом, поставляющим дешевую муку в Париж, стал любимой резиденцией многочисленных живописцев. Здесь они черпали вдохновение, общались, любили.

Скука на кухне или за обеденным столом - это не про французов. Они обожают и умеют готовить, добавляя в каждой блюдо самые лучшие ингредиенты. Традиционность блюд приветствуется, но почти каждый кулинар добавит в рецепт свою нотку. Кулинарные обычаи Франции сформировали вкус и у соседних стран, которые, однако, снискав популярность, никогда не смогут сместить с пьедестала родину гурманов. В настоящее время во Франции находится наибольшее количество ресторанов, имеющих три звезды Мишлен, самую высокую оценку.

Французы любят, чтобы все было на высоте, и предпочитают быть на высоте. Национальной особенностью также является особенная любовь к шику, галантность, вежливость, воспитанность. Нельзя не восхищаться любовью французов к собственному языку и их отчаянной защитой его во всех регионах. Вообще, сложно найти другую страну, где бы с такой ревностью относились ко всему национальному. Французы любят ссылаться на историю, но понимают ее по своему, видя своих народных героев исключительно победителями, борцами за свободу и равенство.

Французов отличает необычное сочетание горячности и воспитанности. Завести настоящую дружбу с французом нелегко, отношения к иностранцу будет всегда дружелюбным, но слегка холодным: на первом месте всегда будет страна, семья, личность.