Олицетворение принципа «живи быстро, умри молодым» и одна из трагических персон в истории рока.

С родителями ему «повезло» — отец вскоре после его рождения свинтил из семьи, а мать-хиппи, наркоманка со стажем, вряд ли могла дать сыну что-то путное.

Впоследствии друзья Сида (тот же Джа Уоббл, будущий басист Public Image Ltd.), отнюдь не похожие на пай-мальчиков, вспоминали, как шокировало их зрелище дающей сыну дозу героина заботливой матушки Энн.

В возрасте 17 лет Сид прибился к панк-тусовке и добросовестно пытался себя реализовать.

Он мог бы стать вокалистом , но пропустил прослушивание, и вакантное место занял Дэйв Вэньен.

В качестве ударника он принимал участие в выступлении на 100 Club Punk Festival, являвшимся для группы первым — собственно, она была организована, чтобы заполнить одну из прорех в графике мероприятия. Кто тогда мог подумать, что спонтанно возникший коллектив продолжит существование и станет той командой, «с которой никто не мог сравниться, когда она была на вершине» (по компетентному мнению )? Впрочем, вряд ли музыкальные таланты Сида, весьма скромные, позволили бы ему участвовать в покорении этой вершины.

Под влиянием Ди Ди Рамона Сид стал пытаться освоить бас-гитару, но мало что из этого вышло. Даже сам ничем помочь не смог. А свидетельства друзей Сида о том, что тот был «очень быстрым» и за ночь разучивал первый альбом , документальных подтверждений не имеют.

В конце концов, Вишес прогремел в составе , заработав скандальную славу благодаря своим выходкам, вызывающему поведению и образу жизни.

Всё это ничуть не противоречит словам о безобидности и беззащитности Сида. Антиобщественное поведение было для него, не умевшего драться, способом самоутверждения, необходимым ярким публичным образом (который эксплуатировал на полную катушку). Беда в том, что многие окружающие в этот образ поверили и не воспрепятствовали движению Сида к пропасти.

Его союз с Нэнси Спанджен стал одним из самых известных в истории рока. О нём слагались песни и снимались фильмы. Сид и Нэнси оказались чересчур романтизированы. Но справедливо ли это? Саморазрушительные для обоих любовников отношения, да вдобавок обстоятельства смерти. Убийство Нэнси так и осталось нераскрытым. Относительно кончины самого Сида тоже существуют разнообразные версии, вплоть до того, что некто приложил руку к его гибели (например, дорогая матушка Энн).

Так что же получается — оба представителя романтической парочки, Сид и Нэнси, умерли при загадочных обстоятельствах. Насильственный характер смерти второй известен, первого — вполне допускается. Кто бы ни был виновником, наказания он не понёс. Положа руку на сердце, вряд ли кто из поклонников Сида и Нэнси хотел бы кончить жизнь таким бесславным образом. Тем более, что Сид, по словам очевидцев его последних дней, вовсе не решился с определённостью на суицид, а был готов продолжать карьеру в шоу-бизнесе. Возможно, в наше время он бы стал ещё одним сравнительно респектабельным, «обуржуазившимся» панком на пенсии, как, к примеру, его друг Джон Лайдон.

Однако всем мечтам и вариантам будущего был положен конец утром 2 февраля 1979 года, когда Сида обнаружили мёртвым. И не случилось никакого продолжения карьеры. Сид оставил о себе память как об одной из знаковых жертв эпохи панк-угара, чей образ в итоге поглотил и пережевал личность. Весьма печальная история.

Media


Сид Вишес был и до сих пор остается культовой фигурой. Если попросить любого встречного назвать первого пришедшего в голову панка, скорее всего, услышишь имя Сида Вишеса. Он был воплощением панк-рока в самом истинном его виде: анархия, дикие выходки, насилие и полное пренебрежение ко всем. Возможно, смерть Вишеса в столь раннем возрасте была роковой, так как он стал на путь саморазрушения и прошел его до конца.


Ранние годы

Сид Вишес появился на свет в Лондоне 10 мая 1957 года. Его отец работал охранником, а мать, наркозависимая хиппи, была безработной. Настоящее имя Сида – Джон Саймон Ричи. Существует множество версий происхождения прозвища, самая известная из которых гласит, что оно было дано юноше в честь композиции Лу Рида "Vicious" и Сида Баррета.

Сразу после рождения сына отец ушел из семьи, и Сид с матерью поселились на острове Ивиса, где прожили 4 года. Вернувшись в Англию, они некоторое время жили в графстве Кент, а затем в Сомерсете. Там мать повторно вышла замуж, но через некоторое время ее второй муж скончался.

Сид не проявлял интереса к учебе и в 15 лет перестал посещать школу. Затем он недолго изучал фотографию в художественном колледже. Как-то Сид говорил, что не мог ни работать, ни учиться. Ему было не интересно читать книги, и он не любил порядок и правила. В это же время Вишес познакомился с модной панк-культурой, которая изменила его навсегда. Он начал красить волосы и вести себя в манере своего кумира Дэвида Боуи.

С музыкантами из "Sex Pistols" Вишес познакомился в магазинчике "SEX". Стив Джонс , Глен Мэтлок и Пол Кук играли здесь по вечерам панк-рок. Вначале они назывались "Swankers", но после того, как их менеджером стал владелец магазина Малкольм Макларен, они переименовались в "Sex Pistols". Вишеса не взяли в новообразованную группу, хотя жена Макларена хотела видеть в качестве вокалиста именно его. Лишь в 1977 году после ухода бас-гитариста Глена Метлока Вишеса взяли на его место.

Скандальная известность

Сид Вишес эпатировал публику всего два года, но стал самым известным музыкантом в истории панк-рока. Впрочем, отношение к музыке он имел косвенное, так как играл на гитаре весьма посредственно и был автором всего одной песни. Однако прощаться с неугомонным Сидом группа не спешила, ведь он мог завести публику как никто другой.

Музыканты прощали Вишесу все, даже то, что он не появлялся на репетициях и был всегда под героином. Кстати, употреблять наркотики научила его мать. Друг детства Джа Уоббл вспоминал, что пришел в ужас, когда увидел, как мать Сида выдает ему дозу героина.

Чтобы понять, каким был Вишес, достаточно вспомнить несколько случае из его жизни. В 1978 году "Sex Pistols" отправились в турне по Соединенным Штатам, где получили невероятную популярность. В один из первых концертов в Мемфисе Сид заявился на репетицию пьяным и начал швырять во всех стульями. Затем он порезал себе ножом руку, чем вызвал шок у музыкантов. Во время концерта он снял с себя наложенные на руку бинты и показал публике глубокую кровоточащую рану. По словам полицейского, следившего за порядком в зале, складывалось впечатление, что на сцене находятся псих, который сбежал из больницы. В этом был весь Вишес, олицетворявший панк-истерию того времени.

Возможно, судьба Сида Вишеса не была бы так трагична, если бы не знакомство с наркоманкой Нэнси Спанджен . Никто уже не мог его спасти, даже лучший друг Джон Роттен. Сид слепо любил Нэнси и не видел, что она тянет его на дно. Приятельница рокера Памела Рук говорила, что Нэнси Спанджен была очень неприятным человеком, и все это видели, кроме Сида. Она тяготела к саморазрушению еще больше, чем он, поэтому не удивительно, что их жизнь пошла наперекосяк.

Несмотря на отсутствие самодисциплины, "Sex Pistols" отыграли потрясающие концерты в США. Их слава шла впереди них, и через время они уже составили конкуренцию известной нью-йоркской панк-группе "Ramones". Когда группа вернулась в Англию, Сиду предложили отправиться в Париж, чтобы исполнить в одном из фильмов композицию Синатры "My way". Ему очень понравилась идея сняться в фильме, и он с радостью согласился. Однако для тех, кто делал этот проект, работа с Вишесом оказалась настоящей пыткой. Бесшабашный музыкант был постоянно под героином, поэтому мало понимал, что происходит в реальности. Джулиен Темпл вспоминал, что два дня съемочная группа пыталась заставить Сида спеть песню, но он так и не смог открыть рот.

Ромео и Джульетта панка

Трудно сказать, насколько сильно любили друг друга Сид и Нэнси. Об их любви ходят легенды, слагают песни и снимают фильмы, но никто не знает, что они на самом деле чувствовали. С уверенностью можно сказать лишь одно – их героиновая зависимость была настолько сильной, что в конечном счете они оба "сгорели".

Летом 1978 года Сид и Нэнси отправились в Нью-Йорк, где организовали собственный коллектив "Vicious White Kids". Их стали преподносить публике как "Ромео и Джульетта панк-культуры". Бесшабашные шоу группы доходили до абсурда. На одном концерте Нэнси в свадебном платье сидела в первом ряду, и вдруг Вишес, который на сцене исполнял песню, начал стрелять в нее из пистолета. Публика была в шоке от кровавого месива, но, как оказалось, это было всего лишь частью шоу! Вскоре зрители уже знали, что от группы можно ожидать что угодно, но пресса все равно называла их психами.

Кровавое предзнаменование сбылось. Утром 12 октября 1978 года Сид после бурной пьянки проснулся в номере отеля "Челси" и, не найдя Нэнси, отправился в ванную. Картина, представшая его взору, шокировала музыканта. Нэнси лежала в ванной с ножом в животе, а все стены были забрызганы кровью. Вишес ничего не помнил и вообще отказыва лся понимать произошедшее. Он признался в преступлении, но из-за недостатка улик его отпустили. Говорят, что Нэнси убил дилер, который приносил наркотики, но Сид винил себя и несколько раз даже пытался покончить жизнь самоубийством.

После трех месяцев мучений, во время которых были и повторный арест, и попытки суицида, Вишес однажды вечером принял слишком большую дозу героина и не проснулся. Есть версия, что эту дозу приготовила ему мать, и что героин был 80% чистоты, тогда как он употреблял 5%. Ему не исполнилось и 22 лет…

Сид Вишес – это лицо панк-рока со всем его безумием, яростью и наивным очарованием. Злобный Сид – псевдоним лондонца Джона Саймона Ричи, которого называют воплощением панк-культуры от трудного детства сквозь буйную молодость до нелепой смерти и идиотского случая с урной с его прахом – идеальный панк при жизни и после смерти. После было так.

Мама Энн забирала кремированные останки сына, умершего в Нью-Йорке, домой в Англию и, приземлившись в лондонском Хитроу, то ли случайно, то ли намеренно (Энни Ричи была хиппи и очень близко знакома с героином и другими видами тяжелых наркотиков, которые юный Джонни впервые попробовал у себя дома в компании мамаши. Так что от этой женщины можно всего ожидать, по одной из версий её даже подозревают в убийстве своего идола-чада) опрокинула урну в аэропорту, позволив праху культового рокера улететь в вентиляционную трубу.

Фото Сида Вишеса

Музыкальная карьера культового панка была бурной, безумной и короткой. В 1957-м Джонни родился, в начале 1970-х взял в руки гитару и переименовал себя в Сида, в 1977-м стал частью уже популярных Sex Pistols и буквально в ходе дебютного концерта превратился в настоящую звезду, самого яркого, заметного и узнаваемого персонажа «сексуальных пистолетов». Костлявая тощая фигура, вызывающие одежды, хулиганское поведение на публике, ядовитый цвет волос, взъерошенная шевелюра – ни дать ни взять Злобный панк. Хотя фото Сида Вишеса обманчивы, потому что в обычной жизни он был весьма застенчивым и робким парнем, которого превращали в безумца наркотики. А когда их действие заканчивалось, одиозный рокер снова становился тихим и спокойным, максимально далеким своего сценического образа бунтаря, анархиста и забияки. Хотя играл свою роль он действительно хорошо - панк-рок-секс-пистолет харизма чувствуется на каждой представленной фотографии полувековой давности.


Интересные статьи















На дворе 10 мая, и сегодня в нашей рубрике, посвященной легендам рока, будет статья о человеке, который ни много ни мало, стал иконой панк-культуры. Речь пойдет, как вы поняли, про человека, который чаще всего символизирует дух анархии, и имя ему Сид Вишес (Sid Vicious). Ко дню его рождения мы подготовили небольшую статью о его взлетах и падениях и совершенно непростой жизни, которая выпала на долю героя нашего повествования.

Кто такой Сид Вишес?

Как правило, большинство людей ассоциируют панк-направление именно с этой личностью, заключающей в себе безбашенные выходки, разрушение, анархию, наплевательское отношение к устоям общества, наркотики и многое другое, но вместе с тем в Сиде можно отметить и яркую индивидуальность, которая гораздо реже приходит на ум поклонникам музыки. Давайте же расскажем обо всем по порядку. Про человека, которому еще при жизни удалось стать легендой, а образом жизни пошатнуть моральные устои, стать символом безумия, протеста и порока.

Сид Вишес, настоящее имя, которого Джон Саймон Ричи (John Simon Ritchie) родился 10 мая 1957 года в Лондоне, Великобритания. Его детство сложно было назвать особо благополучным и уж совсем далеким от такого термина, как «счастливое конфетное детство». Вполне возможно, именно эти факторы и наделили его всеми разрушительными чертами, которые и проявятся чуть позже. Его мать, женщина, придерживающаяся взглядов культуры хиппи, страдала наркотической зависимостью, и, безусловно, мало времени уделяла воспитанию своего чада в рамках нравов Великобритании тех лет. Учеба, работа, «правильный» образ жизни не могли заинтересовать юного Джона, и главными жизненными амплуа для него стала музыка и панк-культура. Бросив школу в пятнадцать лет, Сид Вишес совсем недолго проучился на фотографа в художественном колледже, в котором его ждала судьбоносная встреча с Джоном Лайдоном (John Joseph Lydon), более известным как Джонни Роттен (Johnny Rotten). С этого момента Джон Саймон Ричи превратился в Сида Вишеса.


Есть несколько версий происхождения этого псевдонима, одно из них гласит, что домашний любимец Лайдона, хомячок Сид, укусил Джона за руку, и тот воскликнул: «Sid is really vicious!». По другой версии, что прозвище было дано в честь, одного из родоначальников психоделического направления в рок-музыке, а именно Сида Барретта (Syd Barrett) и песни из репертуара группы The Velvet Underground, а точнее – трека Vicious, потому что уже на тот момент Джон представлял собой настоящее воплощение порока. В то время он уже начал красить волосы, подражать Дэвиду Боуи (David Bowie), пытался организовать свои собственный музыкальный коллектив, ушел из дома, стал скитаться и жить в ключе панковской культуры тех лет. Также стоит отметить, что однажды он поиграл на ударных в знаменитом британском коллективе Siouxsie and the Banshees, а Лемми Килмистер (Lemmy Kilmister) давал ему уроки игры на басу. Правда тут больших успехов добиться не удалось, и фишкой Сида так и осталось его безумное поведение и неуемный нрав.

Так как же его музыкальная карьера жизненный путь привели в коллектив Sex Pistols? С будущими музыкантами этой группы, а именно со Стивом Джонсом (Steve Jones), Гленом Мэтлоком (Glen Matlock) и Полом Куком (Paul Cook), Вишес познакомился в магазинчике Too Fast to Live, Too Young to Die (вскоре переименовавшийся в SEX), модном месте, где свою одежду продавала будущий модельер с мировым именем и признанная королева панка в Высокой моде Вивьен Вествуд. Правда, место басиста наш герой занял не сразу, да и сам коллектив претерпевал некоторые изменения. Изначально он назывался Swankers или The Strand, но после того, как их менеджером стал владелец магазина Малкольм Макларен (Malcolm McLaren), они переименовались в известные всем Sex Pistols. Именно Малкольм увидел в этих парнях будущих звезд пан- сцены, да и, имея за плечами опыт работы с такими группами, как New York Dolls, понял перспективы данного музыкального стиля.

Сид Вишес (по центру) в компании возлюбленной Нэнси Спанджен и Лемми Килмистера

В феврале 1977-го из состава Pistols был исключен басист Глен Мэтлок. По поводу причин его ухода ведется много споров, но главное, что на его место стал друг Роттена, а именно Сид Вишес. Хотя с профессиональной точки зрения его владение инструментом, мягко говоря, оставляло желать лучшего, но его умение завести публику сыграли своею роль, придавая выступлениям той безудержной энергии, всплеска эмоций и безудержной агрессии, которая словно захлестывает с ног до головы и заставляет крушить все и вся на своем пути. Именно такой образ и принес с собой в группу Сид Вишес, который как раз и стал изюминкой или по-другому фирменной меткой Sex Pistols. С этого момента и началось «золотое», хотя и очень короткое время британского панк-коллектива. Их манера выступления стала сопровождаться дебошем, а вокруг группы все больше и больше создавался ореол людей без каких-либо компромиссов и ограничений. Да и сами музыканты нередко попадали прямиком из одного скандала в другой, будь то нецензурная брань в прямом эфире или же многочисленные драки, порой происходившие на сцене, причем сами музыканты не оставались в стороне от происходящего.

Хотя считается, что как музыкант Сид Вишес не особо себя зарекомендовал, но его образ, тем не менее, притягивал к себе окружающих людей. И одна такая встреча стала для него роковой. А именно знакомство с печально известной Нэнси Спанджен (Nancy Spungen). Споров и различных мнений по поводу ее влияния на коллектив Sex Pistols и, в частности, на Сида Вишеса существует бесчисленное множество. Отметить лишь стоит то, что после знакомство с ней Сид стал еще больше зависим от наркотических веществ, что впоследствии и привело его к печальному исходу. Принято считать, что причиной падения Сида была Нэнси. Но Джонни Роттен значительную часть вины возлагал на их продюсера Макларена. По словам Джонни:

«С самого начала американских гастролей Sex Pistols я не выпускал его (Сида) из поля зрения - даже в автобусе садился рядом. Всё у него было нормально, но лишь до того, как мы прибыли в Сан-Франциско. Кто-то сочтёт это простым совпадением, но стоило в нашем отеле появиться Малкольму, как Сид камнем пошёл на дно… Трагедия состояла в том, что он наивно уверовал в собственный имидж. А ведь был, в сущности, безобиден и беззащитен! Сид медленно погибал, а окружающие наслаждались зрелищем. Особенно Малкольм, полагавший, что саморазрушение есть суть поп-звёздности. Я был вне себя от бешенства: становиться поп-звёздами мы никогда и не собирались!..»

Сид Вишес за барабанной установкой

После печально известных гастролей по Америке Pistols и для Сида и его подруги Нэнси настали другие времена. Для начала Вишес отправился в Париж на съемки и записал там версию My Way, которая является кавером на Фрэнка Синатру (Frank Sinatra). Несмотря на все сложности, особенно – ухудшавшееся состояние нашего героя и его зависимость от наркотических веществ и алкоголя, съемки все-таки завершились успехом. Это дало им финансовый толчок, и уже сама Нэнси Спанджен стала его менеджером и организатором предстоящих концертов. Но увы, все закончилось слишком быстро, так как на выступлении 7 сентября 1978 года, к слову будет сказано, что это оказался последний выход Сида на сцену, он появился в настолько невменяемом состоянии, что заплетающимся языком едва спел кавер на песню Игги Попа (Iggy Pop) I Wanna Be Your Dog и потерял сознание, вследствие чего все музыканты отказались с ним выступать. Увы, больше на сцену Вишесу выйти не удалось.

Еще больше его состояние подорвала смерть его подруги Нэнси, которая произошла при весьма непонятных обстоятельствах, так до сих пор и не ясно, было ли это убийство или самоубийство, но, увы, пережить ее Сиду Вишесу удалось ненамного. Его жизнь оборвалась 02 февраля 1979 года (ему было всего 21 год), после нескольких попыток покончить жизнь самоубийством, тюремных заключений, драк и все ухудшающегося как морального так и физического состояния. Его смерть также является предметом многочисленных споров, различных версий и домыслов, но ясно лишь одно. Панк сцена, да и сама музыкальная индустрия потеряла очень эксцентричного и яркого человека, имя которого навсегда, и крупными буквами вписано в историю, а также стало синонимом агрессии, разрушения, анархии и главное короткой, но в тоже время яркой и очень искрометной жизнью.

Но теперь на самую закуску, мы немного расскажем о другой стороне жизни Сида Вишеса, то есть не о его буйном нраве и непонятных выходках, а как о личности, обладающей яркой индивидуальностью, и возможно просто одинокой личности, искавшей свой кусочек счастья в этом мире. Хотя отсутствие у него умения игры на басу подтверждается многими, но есть и другие свидетельства, говорившие, что при большом желании Сид все-таки мог овладеть инструментом, в течение нескольких месяцев между присоединением к группе и знакомством с Нэнси, Вишес преданно работал и изо всех сил пытался научиться играть. По свидетельству многих очевидцев, например, таких как Кейт Левин (Keith Levene) участник The Clash:

«Мог ли Сид играть на бас-гитаре? Этого я не знаю, но знаю, что Сид делал вещи очень быстро. Однажды ночью он безостановочно играл первый альбом Ramones, всю ночь, а на следующее утро он уже умел играть на бас-гитаре. Вот так всё и было; он был готов! Сид делал вещи очень быстро!»

Да и что может показаться удивительным, так это его участие в благотворительных концертах, которые проходили в городе Хаддерсфилде. Тогда он принял участие в такой забаве, как «драка тортами», общался с детьми и произвел на всех самое приятное впечатление, которое никак не вяжется с его нашумевшим образом отвязного панка. Здесь же впервые Сиду дали возможность выйти к микрофону и самостоятельно спеть пару песен.

В заключении стоит сказать, что какими бы эпитетами не награждали Сида Вишеса, в памяти многих он так и останется «ярким факелом», горевшим хоть и совсем не много, но настолько ярко, что он и до сих пор является кумиром миллионов. Примером для подражания и тем человеком, который возвысил имя британской панк группы Sex Pistols до мирового масштаба.

Судьба Сида Вишеса – удивительная смесь небывальщины и трагизма: человек, сам образ которого стал олицетворением целого музыкального движения (говорим "панк", подразумеваем – Вишес), на самом деле практически не оставил музыкального наследия. Он умер в 21 год – и вся его маленькая безумная жизнь легко укладывается в несколько историй. Вспоминаем их все в день рождения музыканта, которому 10 мая могло бы исполниться 60 лет. Впрочем, тогда бы он не был Сидом Вишесом.

Не хотел учиться, а хотел быть музыкантом

Вообще-то Сидом Вишесом он и не был. Джон Саймон Ричи родился в семье бывшего охранника Букингемского дворца и женщины с наркотической зависимостью. Матушка подсадила на наркотики и сына-подростка. Впрочем, помимо первых доз она давала ему слушать модные пластинки, любимым музыкантом Джона стал Дэвид Боуи.

Ни о какой человеческой карьере с такими исходными данными он не мог даже помышлять. В 15 лет он бросает школу, идет учиться на фотографа (конечно, не доучивается), знакомится с молодым музыкантом Джоном Лайдоном – и начинает вместе с ним играть на улицах Лондона песни Боуи. Точнее, играет Лайдон – не владеющий толком ни одним инструментом Ричи оголтело стучит в тамбурин и исполняет дикие танцы. В этот момент он и получает прозвище "Сид Вишес", "Бешеный Сид". По одной версии – в честь еще одного безумца Сида Барретта из Pink Floyd, а по другой – в честь ручного хомячка Лайдона по имени Сид, который однажды ни с того ни с сего укусил хозяина.

Учиться музыке тоже не хотел

Вскоре Сид и Лайдон вместе со своими друзьями – Гленом Мэтлоком, Стивом Джонсом и Полом Куком основывают новую группу – Swankers, и попадают в поле зрения Малькольма Макларена, в то время – владельца легендарного магазина на Кингс-Роуд под названием Too Fast To Live, Too Young To Die. Итогом стало появление Sex Pistols – великой панк-группы, иконы стиля, слепленной из того, что было, самим Маклареном и его подругой Вивьен Вествуд.

Sex Pistols в 1978 году. Фото: AP

Кстати, изначально Вествуд хотела сделать лидером группы именно Вишеса, а не Лайдона, – по уровню сценических безумств до Сида всем остальным участникам было как до Луны. Хотя играть на врученной ему бас-гитаре Сид так толком и не научился. За обучение молодого человека взялся сам великий и ужасный Лемми Килмистер, но и тот после десятка уроков сдался – Сид не просыхал и не помнил ничего из наставлений Килмистера. Так что на студийных записях группы Вишесу не доверили сыграть ни одной ноты.

Видео: YouTUBE /SexPistolsVEVO

Да и на концертах его бас-гитару попросту выключали. Главное было не это – Макларен всячески поддерживал любые сценические безумства, а на них Сид был горазд. Любил погонять по залу публику или, например, запустить велосипедной цепью в журналиста. При этом драться толком не умел и частенько получал сдачи от не менее именитых визави – от Пола Уэллера до Дэвида Ковердейла.

Познакомился с подходящей девушкой

Главным событием жизни Сида стало появление в ней Нэнси Спанджен. Блондинка-группи, приехавшая из Америки, фанатка Ramones и настоящая оторва буквально свела его с ума. Во-первых, она разделяла все его пристрастия, включая самые пагубные, а во-вторых, всячески их поощряла.

Во время первых и последних американских гастролей Sex Pistols (группу долго не выпускали в США из-за безумства Сида) музыканты раскололись на два лагеря: в одном были Кук, Джонс и Макларен, в другом – Лайдон и Вишес.

На концертах безумие Сида дошло до апогея – в ответ на едкое замечание какого-то зрителя, он звезданул тому по голове бас-гитарой. На концерте в Сан-Франциско Лайдон объявил об уходе из группы, и был просто вышвырнут в окружающий мир разъяренным Маклареном без гроша в кармане. Кук и Джонс вернулись в Англию, а Сид завис в Нью-Йорке с новыми друзьями, которые спасли его от очередной передозировки – и отправили в итоге в Лондон, к Нэнси.

Не смог справиться с деньгами

В Лондоне Макларен пытается заняться делами Сида и Нэнси, вылепливая из них апологетов нового расхристанного и бескомпромиссного стиля. Сид пытается записать в Париже кавер на My Way Фрэнка Синатры, но запись снова закончилась скандалом. Нэнси становится менеджером Сида, улетает в Америку и пытается договориться о гастролях, а Сид получает от Макларена чек в 25 000 долларов, который оказывается роковым. Начинается загул – финальный в жизни Сида и Нэнси.

Видео: YouTUBE /SexPistolsVEVO

Однажды, придя в себя в номере отеля, Сид обнаружил Нэнси в ванной. Она была мертва, кто-то ударил ее ножом. Ошеломленный Сид вызвал полицию – и тут же был арестован по подозрению в убийстве. На помощь пришел Макларен – он выдернул Сида из тюрьмы под залог и попытался уговорить его начать записывать новую пластинку. Но Сид, абсолютно раздавлен смертью Нэнси, снова ушел в героиновый марафон. Во времена недолгих прояснений сознания пытался покончить с собой, но в итоге умер 2 февраля 1979 года от передозировки.

Сид Вишес почти не оставил музыкального наследия – впрочем, он об этом заботился меньше всего. Нэнси была его единственным смыслом жизни – его единственной любовью, вполне достойной такого безумца. А за то, что он так и не научился играть на басу, осудить его не может никто.

Навсегда остался среди жителей Лондона (буквально)

По одной из легенд, прах Сида развеян над могилой Нэнси, по другой – Макларен успел устроить с его останками последний перформанс, вбросив часть праха Вишеса в вентиляционную систему аэропорта Хитроу. Дело в том, что эта система имеет замкнутый контур, так что – по мысли Макларена – каждый, кто прилетает в Лондон, так или иначе вдыхает и уносит с собой крохотную частичку Сида Вишеса. Как символ панкующей Англии, которая прогрохотала по мировой культуре – и осталась в ней навсегда.

Фото: ТАСС/FA Bobo/PIXSELL/PA Images

Павел Сурков