Дмитрий Ульянов окончил Уральскую консерваторию у профессора В. Ю. Писарева и в том же году получил Гран-при на I Международном вокальном конкурсе под эгидой ЮНЕСКО в Казахстане (2000).

Дмитрий Ульянов окончил Уральскую консерваторию у профессора В. Ю. Писарева и в том же году получил Гран-при на I Международном вокальном конкурсе под эгидой ЮНЕСКО в Казахстане (2000).

В 1997 году стал солистом Екатеринбургского театра оперы и балета, через год – Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова. С 2000 года – солист Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, на сцене которого исполняет ведущие партии: Дон Жуан в одноименной опере, Дон Базилио в «Севильском цирюльнике», Рамфис в «Аиде», Коллен в «Богеме», Герман в «Тангейзере», Гремин в «Евгении Онегине», Гудал в «Демоне», Голова в «Майской ночи», Иван Хованский в «Хованщине», Кутузов в «Войне и мире» и другие роли. В составе труппы театра гастролировал во многих городах России, а также в Германии, Италии, Латвии, Эстонии, Китае, Южной Корее, США, на Кипре.

С 2009 года Дмитрий Ульянов – приглашённый солист Большого театра, где дебютировал в партии Доктора в опере «Воццек» (режиссёр Д. Черняков, дирижёр – Т. Курентзис). В 2014-м исполнил здесь партии Эскамильо в «Кармен» и Филиппа II в «Доне Карлосе», в 2016-м – Бориса Тимофеевича в «Катерине Измайловой». Также артист сотрудничает с театрами Петербурга, Новосибирска, Перми, Чебоксар.

Активно развивается международная карьера певца: Опера Бастий, Национальная Рейнская опера, театр Капитолия Тулузы, Фламандская опера, Национальная опера Нидерландов, Королевский театр в Мадриде и Маэстранса в Севилье, Большой театр «Лисео» в Барселоне, Израильская опера, Новый национальный театр Токио, оперные театры Лиона, Базеля, Монте-Карло, Бильбао, Кальяри, Марселя – перечень ведущих оперных домов растет с каждым годом. Он выступает на фестивалях в Ла-Корунье и Экс-ан-Провансе; сотрудничает с дирижёрами Айвором Болтоном, Мартином Браббинсом, Юраем Валчухой, Лораном Кампеллоне, Кириллом Карабицем, Станиславом Кочановским, Корнелиусом Майстером, Томашем Нетопилом, Даниэлем Ореном, Ренато Палумбо, Айнарсом Рубикисом, Джакомо Сагрипанти, Михаилом Татарниковым, Джузеппе Финци, Педро Халффтером, Томашем Ханусом, Симоной Янг, Марисом Янсонсом; с режиссёрами Василием Бархатовым, Жаном-Луи Гриндой, Каролиной Груббер, Хосе Антонио Гутьерресом, Татьяной Гюрбача, Петером Конвичным, Андреасом Кригенбургом, Эриданом Ноублом, Дэвидом Паунтни, Лораном Пели, Эмилио Саги, Питером Селларсом.

В репертуаре артиста – главные партии в операх Верди («Макбет», «Дон Карлос», «Риголетто», «Сицилийская вечерня»); Вагнера («Валькирия», «Тангейзер», «Летучий голландец»); во французских «больших операх» («Иудейка» Галеви, «Гугеноты» Мейербера), в операх русских композиторов («Борис Годунов», «Иоланта», «Золотой петушок», «Игрок»).

Дмитрий Ульянов активно концертирует, сотрудничает с Госкапеллами – хоровой имени А. Юрлова и симфонической под руководством В. Полянского.

В сезоне 2017/18 певец дебютировал в партии Бориса Годунова в Большом; впервые исполнил Аттилу – на фестивалях «Опера Live» в Зале имени Чайковского в Москве и вердиевском – в Концертном зале Лиона. Также прошли дебюты на Зальцбургском фестивале, на сценах неаполитанского театра «Сан-Карло» и Венской оперы.

В 2018/19 Д. Ульянов выступает в новых постановках опер «Леди Макбет Мценского уезда» в Парижской национальной опере и Опере Бастий (дирижёр – Инго Метцмахер, режиссер – Кшиштоф Варликовский), «Севильский цирюльник» в ГАБТе (дирижёр – Пьер Джорджо Моранди, режиссёр – Евгений Писарев); на сцене амстердамского Консергебау исполняет «Песни и пляски смерти» Мусоргского, а в Национальном центре исполнительских искусств в Пекине поёт в опере «Сказки Гофмана».

Артист дважды номинировался на премию «Золотая маска» в категории «лучшая мужская роль в опере». В 2016-м награждён российской оперной премией “Casta Diva” за исполнение партии Ивана Хованского.

– Дмитрий, ваш персонаж Банко – равный Макбету полководец, но, по сюжету, обреченный погибнуть уже во втором акте. Драматизм отношений и скрытое соперничество главных героев чувствуются с первых же нот, и видно, как вы в хорошем смысле пытаетесь «переиграть» Макбета…

– В постановках Дмитрия Чернякова всегда заложен глубокий психологический подтекст, очень точно выстроена драматургия во взаимоотношениях всех персонажей. Сложность в том, что многие акценты смещаются совершенно в другую область, в отличие от традиционного прочтения. Изначально Банко и Макбет – закадычные друзья, и пророчество ведьм (здесь это «заговор» горожан) ими воспринимается как некий фарс, но постепенно мой герой видит, как Макбет невольно задумывается над этим, а Банко пытается его вернуть на землю. Но черная тень уже пролегла между ними, и уже в дуэте Банко начинает сомневаться в искренности их дружбы... Позже происходит убийство короля Дункана, и, хотя Макбет и его супруга отрицают свою причастность к этому, Банко чувствует угрозу, исходящую от некогда близкого друга. И когда позже народ уверяет его, что приказ Макбета убить его сына всего лишь розыгрыш, Банко смеется вместе со всеми над нелепостью ситуации, но внезапное появление сына заставляет его вздрогнуть… В какой-то момент он ясно осознает, что шутка на самом деле страшная явь. Он только успевает крикнуть своему сыну, чтоб тот спасался, – и разошедшаяся толпа открывает зрителям уже бездыханное тело Банко...

– Мадридская премьера «Бориса Годунова» совпала по времени с премьерой Екатеринбургского театра оперы и балета, где вы могли бы петь Бориса. Как так получилось, что вы Бориса променяли на Пимена?

– Предложение режиссера Александра Тителя, который поставил «Бориса Годунова» в Екатеринбурге, поступило позже. С Королевским театром контракт был подписан четыре года назад, а с Александром Борисовичем мы заговорили о его проекте года два назад. И когда стали обсуждать подробности, выяснилось, что у нас сроки совпадают. Конечно, очень жаль, я с удовольствием бы спел Бориса, тем более что Екатеринбург – мой родной город, с Александром Тителем мы давно и плодотворно работаем в одном театре. Но Пимен – не менее значимая роль, давно хотел ее исполнить, очень мощный персонаж. Для меня он летописец, своеобразный бог Хронос. Пушкин, когда начал работу над своей трагедией «Борис Годунов», первой написал сцену в келье, где находятся Пимен и инок Гришка Отрепьев, будущий Самозванец. Именно ее он читал своим друзьям и поклонникам, и она была принята с восторгом, из чего я делаю вывод, что для него, как и для Мусоргского, Пимен был очень важен.

– Вы много работаете в Испании…

– Да, в феврале 2011 года была партия Марселя в концертной версии оперы Джакомо Мейербера «Гугеноты», в январе 2012-го – король Рене в «Иоланте», теперь вот «Борис Годунов» и «Макбет». Вообще в Испании много пел: в той же «Иоланте» в Валенсии, Великого инквизитора в «Дон Карлосе» Верди и Хундинга в «Валькирии» Рихарда Вагнера в Севилье, участвовал в оперном фестивале в Ла-Корунье – пел Спарафучиле в «Риголетто» Верди вместе с потрясающим Лео Нуччи. Сейчас готовлю партию Прочиды для премьерной постановки «Сицилийской вечерни» Верди…

– Получается, что Испания – основное место работы сегодня?

– Получается, что в последние годы я здесь много выступаю по контрактам, но так категорично нельзя сказать. Основное место работы у меня все-таки в Москве – в Музыкальном театре имени Станиславского. Там я пою Кутузова в нашей недавней постановке «Войны и мира» Прокофьева, в «Евгении Онегине» Чайковского, «Сказках Гофмана» Оффенбаха, в других спектаклях родного театра.

– С постановочным дуэтом Курентзиса–Чернякова вы уже работали – пели в «Воццеке» Альбана Берга на сцене Большого театра. Это был первый опыт участия в опере ХХ века?

– Да, и очень неожиданный: предложили в последний момент, оставалось два месяца до премьеры. Когда я первый раз увидел ноты, подумал: «Как это можно спеть и выучить за два месяца?» Первое прослушивание «Воццека» привело меня в тупик. Пришел с этими мыслями и сомнениями к Теодору, который сказал: «Ты точно это выучишь, у тебя получится». И мы начали работать. Важно было понять структуру этой музыки, которая, как оказалось, очень строго организована и подчиняется определенной гармонии и математике, я бы назвал ее матричной схемой. Как только я нашел в «Воццеке» какую-то систему, в чем-то даже джазовую, дело пошло. А когда Теодор встал за пульт, все как-то сразу выстроилось, настолько был кружевной оркестр, сплетенный разными инструментами в невероятное объемное полотно, и сразу все зазвучало ясно и понятно. Это была очень интересная работа с неожиданно хорошим для меня и для всех результатом.

– Сложно совмещать работу по контрактам с репертуарным театром? Многие отказываются, выбирая карьеру на Западе…

– Это непросто, но мне пока удается, в том числе благодаря руководству театра, которое поддерживает и идет навстречу. Работа в Европе дает возможность сконцентрироваться на конкретном спектакле, образе, продумать его, проработать вокально. В репертуарном театре сегодня ты должен спеть Чайковского, завтра – Моцарта, а через три дня – Верди. Это очень сложно, но зато ты можешь наработать репертуар, попробовать себя в разных музыкальных стилях, показать разные грани владения своей профессией. А здесь на Западе у певцов четкая специализация – вердиевский, россиниевский певец или типичный «русский бас», и если к тебе уже приклеили определенный ярлык, от него сложно избавиться. В моем родном театре я сейчас пою в «Сказках Гофмана», не факт, что я спою это на западе. Кутузов в «Войне и мире» – очень интересная работа и, судя по отзывам зрителей и театральных критиков, достаточно удачная. В нынешние времена вряд ли кто-либо в Европе решится сделать такую же грандиозную постановку. В театре Станиславского еще будет много интересных спектаклей, где я надеюсь показать себя. Из уже заявленного театром могу назвать новую постановку гениального Питера Штайна оперы Джузеппе Верди «Аида», где я надеюсь спеть Рамфиса, а также «Тангейзера» Рихарда Вагнера, где спою Короля. Это будет вторая вагнеровская партия в моем репертуаре, очень хотел бы исполнять музыку великого немецкого композитора.

– А какие еще композиторы и персонажи в вашем списке вокальных приоритетов?

– Еще вердиевские партии – Филипп Второй из «Дон Карлоса», Аттила из одноименной оперы, Захарий из «Набукко». Интересно было бы спеть Скарпия, Мефистофеля, ну и, конечно же, моцартовского Дон Жуана. Из русских композиторов для меня Мусоргский – один из самых важных и главных. Очень хотелось бы исполнить и Бориса Годунова, и Досифея, и Хованского (опера Мусоргского «Хованщина». – «НИ» ), вокальные циклы композитора «Песни и пляски смерти», «Без солнца».

– Кто из дирижеров и режиссеров, с которыми довелось работать на разных сценах, запомнился вам своей манерой работы с певцами, энергетикой?

– Запомнилась работа над «Иудейкой» Фроманталя Галеви в Опере Тель-Авива в 2010 году – ставили дирижер Дэниэль Орен и режиссер Дэвид Паунтни. С обоими работал впервые, и это был достаточно интересный опыт. У Паунтни очень философский подход к музыкальному материалу, и четкая работа с актером, немногословная, но очень яркая и точная. Из режиссеров потрясающе было работать с Питером Селларсом, для которого важна чувственность музыки Чайковского. Из дирижеров вспоминаю с огромным уважением Геннадия Рождественского, с которым у меня был самый первый контракт, но, пожалуй, самый неординарный и яркий для меня – Теодор Курентзис, великолепный музыкант, с которым мне всегда очень интересно и радостно работать. В этом году уже были «Иоланта» в Мадриде и вокальная партия в балете «Свадебка» Игоря Стравинского в постановке Иржи Килиана в Пермском театре оперы и балета, сейчас «Макбет» Верди.

– И как же Курентзис работает с певцами?

– Он очень ответственный, скрупулезный и дотошный в работе, буквально в каждой ноте. С одной стороны, с ним достаточно сложно, потому что он задает очень высокую планку но с другой – когда завершаешь репетиции, тебе становится легко от понимания того, для чего все это делалось. В итоге, когда выходишь на большую сцену, ты просто купаешься в музыке и не испытываешь каких-то сложностей. Такое сотрудничество помогает расти творчески и профессионально. Мне очень нравится, как Теодор говорит: «Давай попробуем сегодня сделать музыку». По-моему, для него важно находиться с певцами в каком-то сотворчестве, чтобы мы не просто пели, а он просто дирижировал, но чтобы это был полноценный музыкальный тандем. Когда дирижер тебя поддерживает – это здорово, и Теодор очень помогает, когда ты поешь на сцене, он помогает тебе, дышит вместе с тобой, заряжает своей бешеной энергетикой. Я не могу вспомнить другого дирижера, с которым бы мне так легко и свободно работалось.

– А перед кем легко выступать, какие зрители в разных странах?

– В Испании, Италии очень искренние и доброжелательные, открытые и отзывчивые. Испанцы с итальянцами, пожалуй, могут поспорить в том, кто из них более эмоционален, но все-таки самый горячий прием у меня был именно в Италии. Во Франции публика сдержанная, особенно в Париже, очень строгая, зрители могут не простить какие-то вещи. Если певец не нравится, парижане не будут хлопать, а мадридцы, наоборот, выразят свое восхищение уже тем, что человек вышел на сцену и хорошо спел. Хотя если уж совсем будет плохое исполнение, то и здесь устроят обструкцию.

– А российские зрители?

– Очень теплые и любящие, не могу сказать, что очень требовательные. Публика в России благодатная и благодарная, всегда ждет своего артиста и боготворит его. Поэтому петь на домашней сцене – всегда удовольствие, но при этом более волнительно и ответственно.

Годы активности Страна

СССР → Россия

Профессии

оперный певец

Певческий голос Жанры Коллективы dmitryulyanov.com

Ульянов, Дмитрий Борисович (род. 2 июня 1977 года в г. Челябинск) - российский оперный певец, бас, солист Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

Биография

Начало карьеры

В 1997 году, закончив первый курс консерватории, был услышан главным дирижером Екатеринбургского театра оперы и балета Бражником Е. В. и приглашен в труппу театра, на сцене которого и состоялся дебют Дмитрия в его первой роли на оперных подмостках - в роли Анджелотти (Дж. Пуччини «Тоска») 6 декабря 1997 года. Однако уже в 1998 году становится солистом театра Новая Опера (Москва) по приглашению главного дирижера театра Колобова Е. В. , где спел множество партий, среди которых Лоредано (Дж. Верди «Двое Фоскари»), Варлаам (М. Мусоргский «Борис Годунов») и другие. Гастролировал в составе труппы театра по многим городам России и в Европе.

МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко

В августе 2000 года Дмитрий переходит в труппу Московского Академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко , и вскоре уже становится одним из ведущих солистов театра. Среди исполняемых им главных партий такие, как Дон Альфонсо (В. А. Моцарт «Так поступают все женщины»), Раймондо (Г. Доницетти «Лючия Ди Ламмермур»), Дон Базилио (Дж. Россини «Севильский цирюльник»), Гремин (П. И. Чайковский «Евгений Онегин»), Пан Голова (Н. А. Римский-Корсаков «Майская Ночь») и многие другие. В последние несколько лет Дмитрий участвует во всех важных премьерах на сцене родного театра. Например, он исполнил роль Падре Гуардиано в опере Дж. Верди «Сила Судьбы» (дир. Ф. Коробов , реж. Г. Исаакян) в октябре 2010 года, а также 8 и 10 мая 2011 года блестяще исполнил роли Линдорфа, Коппелиуса, Дапертутто и Доктора Миракля в одном спектакле в новой премьере оперы Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана» (дир. Е. Бражник, реж. А. Титель). Гастролировал в составе труппы театра в Италии (Гремин - «Евгений Онегин» П. Чайковский, Триест, 2009), Германии (Дон Альфонсо -"«Cosi Fan Tutte» В. Моцарта, 2006), в Латвии, Эстонии, на Кипре, в США («Богема» Дж. Пуччини, 2002; «Тоска» Дж. Пуччини, «Травиата» Дж. Верди, 2004), в Южной Корее (2003), во многих городах России (Санкт-Петербург , Екатеринбург , Самара , Саратов , Киров , Ростов-на-Дону , Чебоксары и др.). Например, 13 марта 2005 в рамках гастролей театра в г. Екантеринбурге состоялось концертное исполнение оперы «Фиделио» Л. Бетховена (партия Рокко) на немецком языке под управлением дир. Томаса Зандерлинга

Карьера в России

Дмитрий активно сотрудничает со многими российскими театрами. В октябре 2011 г. состоялся дебют на сцене Михайловского театра , г. Санкт-Петербург , в роли Кардинала Де Броньи (Ф. Галеви "Иудейка"), где роль Элеазара исполнял известный американский тенор Нил Шикофф. В ноябре 2010 г. Дмитрий дебютировал на сцене Большого Театра России , где блестяще исполнил партию Доктора в премьере оперы А. Берга «Воццек» в постановке Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса и стал приглашенным солистом Большого Театра России. 6-10 декабря 2006 принял участие в XVI Международном Оперном Фестивале им. М. Д. Михайлова в г. Чебоксары. Дмитрий с блеском исполнил партию Дон Базилио («Севильский Цирюльник» Дж. Россини), а также принял участие в заключительном Гала-концерте фестиваля. Ведет активную концертную деятельность, сотрудничает с Государственной Академической хоровой капеллой им. А. Юрлова под рук. Г. Дмитряка, с Государственной Академической Симфонической капеллой под рук. В. Полянского, ; в рамках Международных Дней России гастролировал с концертной программой в Китае (Пекин, Шанхай) в августе 2006 г. В декабре 2003 года пел заглавную роль в концертном исполнении оперы Гречанинова «Добрыня Никитич» на сцене Московской Филармонии с Национальным Академическим Оркестром Народных Инструментов под управлением Н. Калинина; в этом же году участвовал в церемонии открытия Краснодарской консерватории.

Зарубежная карьера

Параллельно с российской очень успешно развивается и зарубежная карьера Дмитрия. Например, в феврале 2011 г. Дмитрий с успехом дебютировал на сцене Королевской Оперы Мадрида в роли Марселя в концерной постановке оперы Дж. Мейербера "Гугеноты" под руководством Ренато Палумбо, а в январе 2012 г. на этой же сцене впервые исполнит партию короля Рене в опере П. Чайковского "Иоланта" (дирижер - Т. Курентзис, режиссер - Петер Селларс). В июне 2011 г. Дмитрий потрясающе исполнил роль Великого Инквизитора в постановки оперы Дж. Верди "Дон Карлос" (режиссер - Джанкарло Дель Монако) на сцене Театра Де Ля Маестранца в г. Севилья, Испания, и уже в октябре 2011 в этом же театре спел роль Хундинга в опере Р. Вагнера "Валькирия". В апреле 2010 года также дебютировал на сцене Оперы Тель-Авива, Израиль в опере «Иудейка» Ф. Галеви, где исполнил партию Кардинала Де Броньи под руководством дирижера Даниэля Орена в постановке Дэвида Паунтни. В июле 2010 года принял участие в Международном Фестивале Запрещенной музыки на сцене Муниципальной Оперы г. Марсель, где исполнил заглавную партию в концертном исполнении оперы «Шейлок» А. Финци.

В сезоне 2008-2009 Дмитрий дебютировал в партии Томского на сцене Оперы Монте-Карло (дир. - Д. Юровский), а также принял участие в совместном проекте Новосибирского Оперного театра и Оперы Бастиль, Париж - грандиозной постановке оперы Дж. Верди «Макбет», где исполнял партию Банко на премьере в Новосибирске и позже в Опера Бастиль (Париж). Режиссер-постановщик - Дмитрий Черняков, дирижер-постановщик - Теодор Курентзис.

В феврале 2010 г. спел партию Дон Марко в опере Дж. К. Менотти «Святая с Бликер-Стрит» (дир. - Джонатан Вебб, реж. - Стефан Медкалф), в декабре 2008 г. - партию Царя («Аида»), а в декабре 2007 г. партию Дон Базилио («Севильский цирюльник») на сцене Муниципальной Оперы г. Марсель, Франция.

В январе 2006 г. исполнял партию Варлаама («Борис Годунов» М. Мусоргского, постановка А. Тарковского, дир. - В. Поляничко) в Опере Монте - Карло.

В сентябре 2005 г. исполнял партию Князя Гремина («Евгений Онегин» П. Чайковского, реж. - М. Морелли, дир. - К. Карабиц) в Национальной Рейнской опере (Страсбург, Франция); в апреле 2005 г. - партию Варлаама («Борис Годунов» М. Мусоргского, реж. - Н. Жоэль, дир. - Б. Контарский) в Teatre Du Capitole (Тулуза, Франция), а также сольный концерт на сцене этого театра (концертмейстер - Е. Ульянова)..

В декабре 2002 - январе 2003 года участвовал в постановке оперы П. И. Чайковского «Опричник» в Кальяри (Италия). Спектакль записан на видео и CD, дир. - Г. Рождественский, реж. - Грем Вик.

Ангажементы и исполняемые партии

Звания и премии

Дискография

Примечания

Ссылки

  • Информация о певце на официальном сайте МАМТа им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
  • Канал певца на YouTube
  • Официальный сайт dmitryulyanov.com

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 2 июня
  • Родившиеся в 1977 году
  • Родившиеся в Челябинске
  • Оперные певцы и певицы России
  • Персоналии:Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко

Wikimedia Foundation . 2010 .

В 2000 г. окончил Уральскую государственную консерваторию (класс В. Писарева), в этом же году получил Гран при I Международного вокального конкурса «Шабыт» в г. Астана (Казахстан), проводимого под эгидой ЮНЕСКО.

В 1997 г. — солист Екатеринбургского театра оперы и балета.
В 1998-2000 г. - солист московского театра «Новая Опера», где исполнил партии Лоредано («Двое Фоскари» Дж. Верди), Варлаама («Борис Годунов» М. Мусоргского) и Строммингера («Валли» А. Каталани). Гастролировал с театром по России и Европе.

С 2000 г. - солист Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, где исполнил следующие партии: Иван Хованский («Хованщина» М. Мусоргского), Кутузов («Война и мир» С. Прокофьева), Раймондo («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), Линдорф-Коппелиус-Дапертутто-Миракль («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Отец-настоятель («Сила судьбы» Дж. Верди), Голова («Майская ночь» Н. Римского-Корсакова), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Дон Альфонсо («Так поступают все женщины» В.А. Моцарта), Гремин («Евгений Онегин» П. Чайковского), Рокко («Фиделио» Л. ван Бетховена), Коллен («Богема» Дж. Пуччини), Гудал («Демон» А. Рубинштейна), Герман («Тангейзер» Р. Вагнера), Рамфис («Аида» Дж. Верди), заглавная партия в «Дон Жуане» В.А. Моцарта.
Гастролировал в составе труппы театра в США, в Южной Корее, Германии, на Кипре, в Латвии, Эстонии, а также во многих городах России.

В 2008-09 г. исполнил партию Банко («Макбет» Дж. Верди) в совместной постановке Новосибирского государственного театра оперы и балета и Парижской национальной оперы (дирижер Т. Курентзис, режиссер Д. Черняков).

В 2010 г. исполнил партию кардинала Де Броньи в опере Ф. Галеви «Иудейка» на сцене Израильской оперы, Тель-Авив (режиссер Д. Паунтни, дирижер Д. Орен). Участвовал в постановках Муниципальной оперы г. Марселя, Оперы Монте-Карло, Национальной Рейнской оперы (Страсбург), Театра Капитолия (Тулуза), Театра Кальяри (Италия).

После дебюта в феврале 2011 г. на сцене Театра Реал в Мадриде (Испания) в партии Марселя в концертном исполнении оперы Дж. Мейербера «Гугеноты» под управлением Ренато Палумбо начал тесно сотрудничать с Театром Реал и другими испанскими театрами, такими как Театр Маэстранца в Севилье (Великий инквизитор в опере Дж. Верди «Дон Карлос», Хундинг в «Валькирии» Р. Вагнера), фестиваль в Ла-Корунье (Спарафуччиле в опере Верди «Риголетто» с Лео Нуччи в заглавной партии). В 2012 г. исполнил на сцене Театра Реал роль Короля Рене («Иоланта» П. Чайковского) в новой постановке режиссера П. Селларса и дирижера Т. Курентзиса. Спектакль транслировался на телеканале MEZZO и выпущен на DVD. Его репертуар в этом театре включает партии Пимена в спектакле «Борисе Годунов» М. Мусоргского (дирижер Хармут Хенхен, режиссер Йохан Симонс), Дона Базилио в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини, Банко в «Макбете» Дж. Верди. В 2013 г. состоялся дебют на сцене Оперы Бильбао в роли Прочиды в опере «Сицилийская вечерня» Дж. Верди. Также исполнил партию Спарафуччиле в театре Маэстранца в Севилье (дирижер Педро Хальфтер, в заглавной партии – Лео Нуччи).

Ведет активную концертную деятельность, сотрудничает с Государственной академической хоровой капеллой им. А. Юрлова, Государственной академической симфонической капеллой под руководством В. Полянского. Сотрудничает с несколькими российскими оперными театрами (Санкт-Петербург, Новосибирск, Пермь, Чебоксары).

В 2009 г. дебютировал в Большом театре в партии Доктора («Воццек» А. Берга, режиссер Д. Черняков, дирижер Т. Курентзис). В 2014 г. исполнил партии Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе) и Филиппа II («Дон Карлос» Дж. Верди). В 2016 г. - партию Бориса Тимофеевича («Катерина Измайлова» Д. Шостаковича), в 2017 г. - заглавную партию в «Борисе Годунове» М. Мусоргского.

В сезоне 2014-15 г. исполнил партию Эскамильо в «Кармен» Ж. Бизе (Новый национальный театр в Токио), Дон Базилио в «Севильском цирюльнике» (театр Лисео в Барселоне), Де Броньи в «Иудейке» Ф. Галеви (Фламандская опера в Антверпене), Досифея в «Хованщине» М. Мусоргского (Опера Базеля).

В 2015 г. впервые выступил на фестивале в Экс-ан-Провансе в роли Короля Рене в «Иоланте» П. Чайковского (дирижер Теодор Курентзис, режиссер Питер Селларс). Спел партию Генерала («Игрок» С. Прокофьева) в Опере Монте-Карло (дирижер Михаил Татарников, режиссер Жан-Луи Гринда).

В сезоне 2016/17 исполнил партии Даланда («Летучий голландец» Р. Вагнера) во Фламандской опере, Кончака и Владимира Галицкого в постановке «Князя Игоря» Национальной оперы Нидерландов (дирижер Станислав Кочановский, режиссер Дмитрий Черняков), Царя Додона («Золотой петушок») в театре Реал в Мадриде (дирижер Айвор Болтон, режиссер Лоран Пелли).

В сезоне 2017/18 дебютировал на Зальцбургском фестивале в партии Бориса Тимофеевича («Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича) и в Венской государственной опере в партии Генерала («Игрок» С. Прокофьева). В рамках IV Музыкального фестиваля «Опера Live» впервые спел заглавную партию в опере «Аттила» Дж. Верди (концертное исполнение). Эту же партию спел на сцене концертного зала Аудиториум в Лионе в рамках Фестиваля Верди. В апреле 2018 г. дебютировал на сцене неаполитанского театра Сан-Карло, исполнив партию Бориса Тимофеевича в опере «Леди Макбет Мценского уезда».

В 2018 г. на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко состоялся сольный концерт к 20-летию артистической деятельности.

23 мая в Московском академическом музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко состоится сольный вечер Дмитрия Ульянова.

В программе с участием известного баса - фрагменты из оперы «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» и Первая симфония Дмитрия Шостаковича.

Накануне концерта певец встретился со Светланой Наборщиковой.

Для сольного вечера вы выбрали серьезную программу. Обычно на подобных концертах предпочитают петь популярные арии.

Это была наша идея с Феликсом Павловичем Коробовым (главный дирижер МАМТа. - «Известия» ). Решили придать программе театральность, серьезность и просветительский посыл.

Конечно, самый простой вариант - сделать попурри, но интереснее было показать вещи, которые для нас важны - Мусоргского и Шостаковича, причем Мусоргского в оркестровке Шостаковича, чтобы получился тематический вечер: от Бориса к Степану Разину.

- Кто для вас Борис? Герой, жертва, злодей?

Человек. В любом персонаже мне прежде всего интересны его человеческие качества. Всегда пытаюсь покопаться в психологии, задать вопросы: кем был мой герой, что делал, почему?

Для меня «Борис Годунов» - это трагедия человека, облеченного властью, обуреваемого страстями. Он ходит по тонкой грани и в какой-то момент с нее соскальзывает… Работа над таким образом - всегда поиск внутри героя. Какой он хотел бы видеть страну, чего он хочет, почему у него не получается?

Важно играть не портрет, не статую. Надо попытаться найти человеческие грани героя, показать, что хорошего в нем было. Плохое и так будет понятно из контекста. Вот Степан Разин. Кем он был? Для кого - злодей, для кого - герой. Люди вставали, шли за ним, значит, он чем-то их поднимал, какой-то идеей привлекал. Вешал бояр не потому, что он хотел их вешать, а потому что не видел другого выхода - думал, что только так можно что-то изменить…


- Если композитор не дает персонажу оправдания, всё равно будете его искать?

Буду. Конечно, следуя за композитором, он дает характеристику. Но у нас всегда есть право на поиск. Мы можем, даже следуя по заданной колее, найти какие-то неожиданные грани.

Вы поете на ведущих оперных сценах мира, но тем не менее возвращаетесь в родную гавань. Что дает артисту принадлежность к одному театру?

Может быть, ощущение, что тебя здесь ждут, будут тебе рады. Сложно сказать. Для меня наш театр - место, где есть свобода, отдохновение, зритель, который всегда тебя любит и ждет. Важно иметь базу, где ты можешь спеть такой концерт, попытаться выразить что-то свое.

Мы люди подневольные, на Западе подписываем контракты. Иной раз есть вещи, которые ты бы не хотел петь, но в силу некоторых причин соглашаешься. Понимаешь, что если тебе Парижская опера предложила контракт, не имеет смысла отказываться, потом не позовут. У нас век короткий, конкуренция высокая. Здесь, в театре, есть возможность спеть, что тебе хочется, спокойно себя чувствовать, поработать.

Иногда возникает мысль: «Может быть, уехать, стать фрилансером?» Но меня что-то держит. Возможно, ощущение долгого пройденного пути, замечательные друзья, партнеры. Выходишь на сцену и радуешься, что есть такие коллеги, такой коллектив-дом, театр-дом. Сколько бы я ни ездил, всегда хочется домой. Дом - место, где можно выдохнуть, расслабиться.

- В родном театре вы имеете право на ошибку?

Не имею нигде. Наоборот, сложнее становится, с каждым годом от тебя всё большего ждут. Ты уже прыгнул на 6 м, как Бубка, и ниже опускать планку не имеешь права. Когда раз в полгода появляешься в родном театре, это притягивает зрителей, возникает дополнительный интерес, и тем более нельзя ошибаться.

Большинство людей видят тебя первый раз. Есть завсегдатаи, но это довольно малый процент. Но все знают, что это твой домашний театр, твоя фамилия становится гарантом качества. Ты должен это качество обеспечить.

- Груз ответственности, творческая гонка влияют на артистическое самочувствие?

Никак не влияют, должен быть всегда готов выйти на сцену. День-два прийти в себя немножко, и вперед. У меня бывают и более длительные перерывы, где я могу выдохнуть, что-то новое подучить. Но я всегда готов в бой, мне это нравится.

- Есть ли такое понятие, как русская вокальная школа, и как ее можно охарактеризовать?

Мне кажется, это некая смесь итальянской школы и русской души. Я из Екатеринбурга. Мой педагог, царствие ему небесное, Валерий Юрьевич Писарев, был учеником итальянца. Он преподавал, уже присоединяя чисто русские моменты, но базой все равно было бельканто, основа итальянского вокала.

Русская школа - в некой компиляции итальянской базы и русской словесности. По-русски нужно уметь петь. У нас мало людей это умеют, как это ни парадоксально звучит, не уделяют внимания слову. Переходят к правильной вокализации, но за ней порой теряется смысл. Не у каждого певца можно разобрать, что он поет.

Мне кажется, что русская вокальная школа должна быть основана на хорошем слове, хорошей подаче, хорошей артикуляции. Я всегда работаю над тем, чтобы подача слова была четкой, не превращалась в кашу, особенно если это Мусоргский и Шостакович. Там очень важно слово, речевая интонация, смысловые текстовые акценты, их нельзя пропускать.

Другая проблема сегодняшней оперы - режиссер. Ваш коллега Юсиф Эйвазов сказал «Известиям», что не одобряет классические оперы в современном варианте, потому что зритель идет на классику, а не на режиссерские изыски.

Зрители везде разные. Есть те, кто хочет красивых костюмов, им подавай оперу как написано. Есть молодежь современная, которой нравятся все эти новые тенденции. Что касается меня, то я открыт к эксперименту. В том случае, если новая версия оправдана, логична, интересна, если история меня затронет и затянет, если я работаю с режиссером в одном ключе.

С Александром Тителем у нас давняя творческая история, огромная дружба и взаимопонимание. Его стиль всегда ближе к классическому прочтению. При этом я много сотрудничал и с Дмитрием Черняковым. Последняя работа была в Амстердаме, «Князь Игорь» Бородина. Его идеей было, чтобы я спел Галицкого и Кончака в одном спектакле. Я с удовольствием согласился.

С Тимой Кулябиным мы хорошо работали. Он прогрессивный молодой режиссер с интересными идеями, в частности, в том же пресловутом «Тангейзере». Я участвовал в этой постановке. Для меня это была абсолютно четкая история. Все его предсказания внутри нее воплотились в жизнь, настолько он оказался прозорливым художником. Стиль всех режиссеров совершенно разный, и это прекрасно, это только обогащает.

Бывает сложно, когда режиссер сам не знает, чего хочет. Тогда не очень понятно, что делать. Но даже в таких случаях пытаешься что-то свое предложить. Может быть, есть совершенно катастрофические постановки, но в них пока мне не доводилось участвовать. В голом виде вроде не выходил, и выходить не буду в любом случае.


- Есть ли режиссеры, с которыми вам бы хотелось поработать, но пока не получается?

Мне было бы интересно с Тарковским поработать, он ставил в свое время «Бориса Годунова», но это уже невозможно. Может быть, интересно будет с Кончаловским. Он должен у нас ставить. Если бы Михалков взялся за оперу, тоже, мне кажется, было бы интересно.

- Какой вы представляете оперу, поставленную Никитой Сергеевичем?

Не знаю, но сам факт был бы интересен.

- У вас огромнейший репертуар, по-моему, всё перепели. Что-то осталось?

Нет, еще не всё, куда там! Можно сказать, что я только выхожу на какой-то пласт опер. Подошел возраст, когда можно браться за большие партии. Аттилу спел, но пока только в концертном варианте. Вердиевские партии постепенно выходят на первый план. Вагнера очень много неспетого. Непаханое поле, все только начинается.

Может быть, в русском репертуаре больше ролей спето, чем не спето. Бориса пою, Пимена, Хованского, Досифея, Додона и так далее. Но всё равно еще есть вещи, к которым можно и нужно прикоснуться. Например, Мельник в «Русалке», или Кочубей в «Мазепе».

Обычно басовые партии принадлежат героям, наделенным властью, авторитарным лидерам. Это накладывает отпечаток на ваш характер?

Не знаю, надо у моих родных спрашивать, сильно ли я там: «Чур, дитя!» (смеется) . Мне кажется, нет. Я в жизни достаточно легкий человек, общительный. Конечно, нужно обладать лидерскими качествами, чтобы постоянно играть лидеров, но, мне кажется, они у меня были с юности.

Я был активный, подвижный, всегда занимался десятью параллельными проектами. Не могу сказать, что я властный, хотя, говорят, меня многие боятся. Может быть, в связи с моими ролями. Может, я с не очень знакомыми людьми достаточно закрыт, как и мы все.

После спектакля я обычно уставший, опустошенный, перед спектаклем всегда сосредоточен. Возможно, люди это воспринимают, будто я строгий и хмурый. На самом деле это специфика. В день спектакля мои близкие уже знают, что трогать меня не надо - если у меня вечером Борис, я уже с утра Борис. Надеваю образ как костюм, примеряю, каким буду вечером. Это мой способ погружения. Когда у меня спектакля нет, я достаточно веселый, позитивный человек.

У вас были великие предшественники в роли Бориса. Создавая образ, вы ориентируетесь на предыдущие достижения, либо целиком на себя?

Не ориентироваться невозможно, эти вещи на слуху. Но на начальном этапе нужно остаться наедине с композитором, с нотами. Это мой принцип, идея фикс. Мне кажется, что, если мы первым делом начнем слушать, невольно будем пытаться что-то повторить, автоматически эти крючочки начнут где-то срабатывать. Важно на первом этапе идти от первоисточника, от текста, самому выяснить, что и как хочет сказать композитор, что и как хочу сказать я.

Готовя «Бориса Годунова», я могу фильмы пересматривать, спектакли. Вопросы задавать себе, что-то читать. Если я надену наушники и начну слушать, Пирогов, Христов или Нестеренко подскажут какие-то вещи, сделают за тебя всю работу. Это история, класс, мастерство, но я пытаюсь сначала сам. Только на последнем этапе могу что-то послушать и то очень аккуратно, чтобы не сбить себя. Когда выучиваю партию, уже сам пою, могу специально для себя какие-то вещи проверять и сказать: «Вот это здорово! Тут мне еще есть над чем подумать».

Но всё равно спеть спектакль - это не конец, а начало процесса. Когда в первый раз поешь, это шок и трепет. Всё на нерве, на адреналине. Внимание расслаивается на палочку дирижера, на пометки режиссера, на свои ощущения. Потом поезд-спектакль начинает идти по своим рельсам, ты постепенно разгоняешься, встаешь в колею. Появляется свобода, начинаешь краски добавлять, убавлять, придумывать что-то. Это очень живой процесс. Недаром первые 10 спектаклей считаются премьерными - так они постепенно набирают форму.

Приходит время, когда оперные артисты, в том числе и великие, Галина Павловна Вишневская, например, хотят уйти в другой жанр: в драматический театр, в кино. Вас такое желание не посещало?

В принципе возможный вариант, почему нет? Но опера более сложный жанр. Драматическому артисту легче. В его распоряжении есть такое понятие, как время, а у нас нет его - мы всё время находимся под счетом, под контролем дирижера и руководством композитора. В этом плане нам гораздо сложнее, и интереснее. Но если предложат роль в театре или кино, я не откажусь, думаю.

Вспомню молодость, когда был ярым поклонником театра драматического, занимался с педагогами из Свердловской драмы, которые приходили в наш студенческий театр. Там роли и главные, и всякие переиграл, в местных театральных фестивалях мы принимали участие, занимали места на областном слете театров. 20 лет оперной деятельности, а если еще вспомнить, чем я там занимался, можно еще лет пять накинуть.

- Всего получается четверть века непрерывного творчества. Что бы вы пожелали себе на следующие 25 лет?