Специальный

федеральный государственный образовательный стандарт

для детей с ограниченными возможностями здоровья

Проблемы

  • Не все дети с ОВЗ охвачены образованием (в СССР – менее трети)

  • Дети с грубыми нарушениями развития не могут освоить школьную программу и на этом основании признаются необучаемыми. Система образования их отторгает.

  • Дети с минимальными нарушениями развития, как правило, поступают в массовую школу, в большинстве случаев не получая там необходимой специальной поддержки. Они также не могут реализовать право на адекватное их возможностям и потребностям образование.



Смысл разработки СФГОС

Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, в не зависимости от:
  • степени тяжести нарушения психического развития,

  • способности к освоению цензового уровня образования,

  • вида учебного заведения,

  • региона проживания.



Специфика

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна . В нее входят дети с разными нарушениями развития:
  • слуха

  • зрения

  • опорно-двигательного аппарата

  • задержкой психического развития

  • умственной отсталостью

  • выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм

  • множественными нарушениями развития



Специфика

  • уровень психического развития пришедшего в школу ребенка с ОВЗ зависит не только от медицинского диагноза, но и от качества предшествующего обучения и воспитания



Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик

  • от практически нормально развивающихся, но испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.

  • от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

Столь принципиальные различия наблюдаются не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей.


Потребность в дифференцированном СФГОС

Из-за неоднородности состава учащихся требуется дифференцированный стандарт для каждой категории детей с ОВЗ - разработка вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям


Устойчивые тенденции в изменении состава детей с ОВЗ

  • растет число детей с тяжелыми комплексными нарушениями (более 40% учащихся С(К)ОУ)

  • благодаря успешному внедрению научных достижений в сфере ранней и дошкольной помощи около четверти детей с ОВЗ к 7-и годам достигают близкого к норме уровня психического развития, ранее это считалось исключительным достижением



Изменение состава детей с ОВЗ требует дифференциации уровней образования

СФГОС - инструмент дифференциации уровней образования детей с ОВЗ, обучающихся в специальных (коррекционных) школах и гарантий специальной помощи детям, интегрированным в общеобразовательную среду


Функции СФГОС

  • максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;

  • дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей освоения цензового уровня, типа учреждения, где он получает образование;

  • гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала;

  • обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов, сделать ясным диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта



Функции СФГОС

  • обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования детей с ОВЗ;

  • эволюционно перейти от двух параллельных к единой системе образования, обеспечив механизм взаимодействия общего и специального образования и сделав регулируемым процесс совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ;

  • обеспечить детям с ОВЗ равную с другими сверстниками возможность беспрепятственно переходить из одного типа образовательного учреждения в другое;

  • создать условия и стимулировать модернизацию специального образования в его структурно-функциональном, содержательном и технологическом аспектах.



Предмет стандартизации – требования к:

  • результатам

  • структуре

  • условиям

  • конечному уровню образования (цензовый, нецензовый, индивидуальный)



Компоненты: «академический» и «жизненной компетенции»

  • Шесть традиционных областей образования, но их содержание выстраивается в новой логике .

  • Каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента - «академический» и «жизненной компетенции».



Специальная работа по формированию «жизненной компетенции»

  • Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения

  • Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

  • Овладение навыками коммуникации

  • Дифференциация и осмысление картины мира, ее временно-пространственной организации

  • Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей



4 варианта СФГОС

Четыре варианта стандарта - системные характеристики требований к уровню конечного результата начального школьного образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ


СФГОС: вариант I

  • Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде , и в те же календарные сроки.

  • В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.

  • Обязательна систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка для реализации особых образовательных потребностей, целенаправленного формирования полноценной жизненной компетенции.



СФГОС: вариант II

  • Ребенок получает цензовое развития, в более пролонгированные , чем в норме, календарные сроки.

  • Обязательна организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.

  • В структуре образования расширяется компонент жизненной компетенции.

  • Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ученику.

  • В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально приспособленной к особому ребенку и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.



СФГОС: вариант III

  • Ребенок получает нецензовое образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные , чем в норме, календарные сроки.

  • Обязательно специальное обучение и воспитание для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.

  • В структуре образования «академический» компонент редуцирован за счет расширения компонента «жизненной компетенции».

  • В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах.



СФГОС: вариант IV

  • Уровень образования определяется индивидуальными возможностями ребенка

  • При значительной редукции «академического» компонента максимально расширяется компонент «жизненной компетенции». Обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа.

  • Ребенок находится в среде сверстников с выраженными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны.

  • Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка.

  • Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома и школы.

  • Требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.





Варианты СФГОС, предусмотренные для разных категорий детей с ОВЗ:

  • Глухие дети – I, II, III, IV

  • Слабослышащие дети – I, II (III – только при наличии других нарушений)

  • Слепые дети – I, II, III, IV

  • Слабовидящие - I, II (III – только при наличии других нарушений)

  • Дети с речевыми нарушениями – I, II, III

  • Дети с двигательными нарушениями – I, II, III, IV

  • Дети с ЗПР - I, II, III

  • Умственно отсталые дети – III, IV (цензовое образование исключается)

  • Дети с расстройствами аутистического спектра – I, II, III, IV





ИКП РАО и «Школьная Пресса»









Области ОБРАЗОВАНИЯ:

АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ И КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ:
  • Язык – речевая практика

  • Математика – практика применения математических знаний

  • Естествознание – практика взаимодействия с окружающим миром

  • Знания о человеке – практика личного взаимодействия с людьми

  • Обществознание – практика жизни в социуме

  • Знание об искусствах – практика творчества



Язык и речевая практика (пример)

  • Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения

  • Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач

  • Развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка



Ребенок с ОВЗ в обычной школе

СФГОС – первый вариант
  • Устанавливаются обязательные направления коррекционной помощи и соответствующие им специальные требования к результатам обучающихся всех категорий с ОВЗ, освоивших основную образовательную программу начального общего образования



Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат 16

Доклад

На тему: «Общее положение ФГОС для детей с ОВЗ: характеристика стандарта, назначение»

Подготовила: воспитатель 5 группы

Чухряева Анна Александровна

2016г

ТЕМА: «Общее положение ФГОС для детей с ОВЗ: характеристика стандарта, назначение.

Цель : Повышение компетентности педагогов в сфере реализации основных положений ФГОС с детьми ОВЗ.

Задачи :

1. Проанализировать требования ФГОС к структуре, условиям и результатам освоения программы обучающимися с ОВЗ.

2. Определить проблемные точки, объем и характер (доработка, разработка заново, корректировка и пр.)

3. Подготовить педагогов к реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ через разработку необходимого учебно-методического оснащения процесса обучения (рабочих программ, дидактических материалов и пр.).

1. « Основные положения ФГОС у детей с ОВЗ ».

Человек должен жить среди людей, и ребёнок с ОВЗ – прежде всего человек. Его реальные психологические проблемы мало отличаются от тех, которые есть у здоровых детей. Цель воспитателя– подготовить своих учеников к дальнейшему обучению, а в будущем к производительному, общественно полезному труду и к самостоятельной жизни.

В настоящее время реализуется комплекс мероприятий по разработке и внедрению в практику федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ. Данный стандарт действует с 1 сентября 2016 года.

Стандарты ориентированы на федеральный государственный стандарт общего образования, имеют единую с ним нормативно-правовую базу и дополнены следующими документами:

Всеобщая декларация прав человека

Декларация о правах детей с ОВЗ

Декларация о правах инвалидов

Всемирной программы действий в отношении инвалидов

Конвенция о правах инвалидов

Согласно разработанной концепции ФГОС, в стандартах закреплены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ, включая инклюзивное образование. Тем самым обеспечивается единство образовательного пространства.

Диапазон возможностей развития и обучения детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от способности обучаться на равных с нормально развивающимися сверстниками до необходимости построения специально адаптированной к возможностям ребенка индивидуальной программы образования. Такой диапазон присутствует в каждой категории детей, составляющих группу школьников с ОВЗ.

Предлагается четыре варианта данного стандарта.

Существует 9 категорий ОВЗ.

Первый вариант ( цензовый уровень )

Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки, при этом среда и рабочее место ребенка должны быть, организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Невозможность в полной мере освоить отдельный предмет школьной программы не является препятствием для выбора или продолжения освоения ребенком с ОВЗ первого варианта с ФГОС.

Второй вариант ( цензовый уровень )

Ребенок получает цензовое образование, в более пролонгированные сроки, в среде сверстников со сходными проблемами здоровья. Допускается введение 1–2 учащихся с иными проблемами здоровья, но сходными возможностями в получении цензового образования. Среда и рабочее место организуются в соответствии с составом учащихся класса. Второй вариант стандарта отличается от первого усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Третий вариант ( не цензовый )

Предусматривается для детей с ОВЗ, не способных к освоению цензового уровня начального школьного образования даже в пролонгированные сроки и при наличии специальных условий обучения. Этот вариант с ФГОС ориентирован на детей с умеренной умственной отсталостью или детей с множественными нарушениями развития. Ребенок получает начальное школьное образование, по уровню соответствующее возможностям ребенка с умеренной умственной отсталостью в группе детей со сходными образовательными потребностями.

Четвертый вариант специального стандарта ( не цензовый )

Этот вариант стандарта предусматривается для детей, до настоящего времени фактически признаваемых «необучаемыми». Ребенок получает начальное школьное образование, уровень которого определяется исключительно его индивидуальными возможностями, резко ограниченными состоянием здоровья. Обязательной и единственно возможной является индивидуальная основная образовательная программа. Исключается изоляция от образовательной системы и замыкание в условиях дома или учреждения социальной защиты.

Стандарт обучающихся с ОВЗ учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности.

В основу Стандарта обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы.

Обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПР) в части создания специальных условий получения образования.

Выводы. В результате нашей работы мы подробно изучили требования стандарта с детьми ОВЗ.

Список литературы

    ФГОС ОВЗ.

    Концепция ФГОС ОВЗ.

    Приложения ФГОС ОВЗ.

Мировая статистика показывает, что примерно 500 миллионов человек на нашей планете - это люди с ограничениями возможностей здоровья (ОВЗ). Этот термин предполагает наличие психических, сенсорных или двигательных дефектов. Из общей массы выделяется 150 миллионов детей. Хотя современная медицина и шагнула далеко вперед, а специалисты прилагают все возможные усилия, ежегодно наблюдается медленное, но стабильное увеличение этого числа.

Если опираться на характер нарушений, то можно понять, что некоторые из них излечимы в процессе развития ребенка, другие же лишь компенсируются, а явные признаки сглаживаются. От сложности и характера нарушений зависит работа педагога с ребёнком, развитие его навыков и умений, а также дальнейший прогресс в обучении. В связи с этим разрабатываются АОП для детей с рассмотрим далее.

Дети с ОВЗ

Если рассматривать основную классификацию ограниченных возможностей, то следует выделить следующие нарушения:

  • расстройство поведения или общения;
  • слуховые нарушения;
  • зрительные расстройства;
  • с речевыми дисфункциями;
  • с изменениями опорно-двигательного аппарата;
  • с отсталостью умственного развития;
  • с задержкой психического развития;
  • комплексные нарушения.


Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ необходимы в качестве коррекционных схем обучения и воспитания таких ребят. Схемы помогают уменьшить степень нарушения или вообще избавиться от дефектов. К примеру, в обучении детей со зрительными дефектами применяются специальные игры, улучшающие восприятие этого анализатора.

Суть адаптированной образовательной программы

Современная педагогическая отрасль, а точнее, ее теория и практика, претерпевают значительные изменения. Наблюдается смена образовательной парадигмы в сфере специального и общего образования. Сейчас акцентируется внимание на адаптирование образовательных программ под индивидуальные особенности каждого ребенка.

Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ - это уникальные программы, созданные специально для ребят, имеющих ограничения по состоянию здоровья. В разработанных документах учитываются особенности нарушений и психофизического развития, индивидуальные возможности ребенка.



АОП для детей с ОВЗ обеспечивает коррекцию имеющихся у ребенка нарушений в развитии, а также его адаптацию к общественной жизни.

АОП для особенных детей

Создается адаптированная программа образования, предназначенная для детей с психическими и физическими нарушениями, специально, чтобы определить цели и содержание педагогического процесса, особенности их раскрытия в предметах. Кроме того, определяются педагогические техники, необходимые для непосредственного образовательного процесса.

Согласно предметным программам, создаются и рабочие документы. Сейчас они составляются в соответствии с В программе прописаны задачи и цели изучения того или иного предмета, а также критерии оценки знаний и способностей учащихся с ОВЗ.

Также составляется индивидуальный который помогает установить необходимое количество часов, выделяемых определенным педагогам.

Цели адаптированной образовательной программы

АОП для детей с ОВЗ в школе и детских садах гарантируют осуществление полноценного учебного процесса. Одновременно сохраняются коррекционные направления педагогического процесса, которые можно изменять, дорабатывая методы и приемы обучения.


К целям АОП для детей с ОВЗ относятся:

  1. Коррекция нарушений и дефектов, преодоление неуспеваемости и прочих проблем.
  2. Реабилитация ребенка, то есть привлечение его к общественной жизни.
  3. Выработка внутренней мотивации и стимулирование ребенка с ОВЗ.

Задачи образования для детей с ОВЗ

Для решения основных образовательных задач АОП для детей с ОВЗ необходимо:

  • Создать условия для исправления или сглаживания имеющихся нарушений в процессе развития, обучения и адаптации ребенка (использование различных педагогических подходов).
  • Создать условия для того, чтобы ребенок с определенными нарушениями получал необходимые знания по всем предметам, которые имеют практическую направленность.
  • Создать условия для комфортного развития личности ребенка во всех образовательных направлениях, его адаптации в обществе.
  • Сформировать общую культуру личности учащегося за счет освоения хотя бы минимума из программы образования.
  • Создать условия для формирования духовно-нравственных качеств личности.
  • Создать условия для формирования задатков здорового образа жизни, получения знаний о важности здоровья.

Польза адаптированной программы

Содержание АОП для детей с ОВЗ составляется, исходя из индивидуальных особенностей каждого учащегося. Обучение по этим программам имеет развивающий и коррекционный характер. Кроме того, учитываются дополнительные коррекционные занятия, дополняющие основную программу. Они необходимы для преодоления проблем и трудностей в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.


Эти занятия предусматривают АОП для детей с ОВЗ. ДОУ внедряют подобные программы в свои учебные планы. Дополнительные занятия помогают успешно продвигать общее развитие некоторых детей, корректировать их недостатки, психофизическое развитие, а также ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях.

Индивидуальные занятия может проводить психолог или учитель-предметник, а также логопед, дефектолог и прочие специалисты.