Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» заставляет задуматься о многом и о чести в частности. В своём произведении автор описывает жестокое время Пугачёвского бунта. Герои романа попадают в круговорот событий, их судьбы переплетаются, им надо делать жизненный выбор, чтобы сохранить свою жизнь, помочь другим людям.

А.С. Пушкин знакомит нас с Петром Гринёвым с раннего детства. Он живет обычным «недорослем». Но с шестнадцати лет он отправляется на службу, и тут уже он должен решать жизненные задачи сам.

Гринёв проигрывает большие деньги и возвращает их, хотя ему очень стыдно перед Савельичем. Но тут он проявил честность, порядочность и решительность. Особенно впечатляет эпизод с тулупом, когда Гринёв дарит мужику, который помог им найти дорогу во время бурана, свой заячий тулуп. Его слуга снова очень расстроен таким разбазариванием имущества, но Гринёв считает, что услуга достойна такого подарка. Потом этот эпизод сыграет в их судьбе важную роль, ведь «вожатым» оказался сам Пугачёв.

Но самый сложный нравственный выбор встал перед героем, когда он должен был решить – перейти на сторону Пугачёва (и тем самым спасти свою жизнь) или остаться верным присяге. Пётр Гринёв остается верным долгу и чести, и Пугачёв это оценил! Значит, ему самому были не чужды порядочность и преданность Гринёва, ведь он не только оставляет его в живых, но и помогает ему.

Образ Пугачёва заставляет задуматься читателя, ведь Пушкин так ярко показывает и положительные качества этого преступника и злодея. Как он был разгневан, когда узнал от Гринёва, что обижают сироту: «Кто из моих людей смеет обижать сироту? Будь он семи пядень во лбу, а от суда моего не уйдёт!» А когда Пугачёва везли на казнь, он узнал Гринёва и кивнул ему головой.

В романе представлен и идеал девушки – Маша Миронова, скромная, застенчивая, но в решающие моменты очень мужественная и верная.

В том и ценность романа «Капитанская дочка», что автор ярко показал нам, что и в лихое время есть место лучшим человеческим качествам: честности, мужеству, милосердию. И благородные люди не теряют этих качеств, пройдя через все испытания. «Береги честь смолоду» – напоминает нам А.С. Пушкин слова, которые важны и актуальны во все времена.

Вариант 2

Многие писатели в своих произведениях обращали внимание на человеческие пороки и всего из этого вытекающего. Создавая данные произведения, писатели, пытались исправить человеческое общество, исправить через свои творения человечество от тех или иных пороков, хотя это и не всегда получалось, почти всегда не получалось.

Александр Сергеевич был как раз одним из таких авторов. Он пытался сделать мир лучше, попытаться помочь людям стать умнее и просветленее. Им были написаны многие произведения, но самым показательным из них была “Капитанская дочка”. В нём писатель говорил нам о проблеме чести и нравственности. Рассказывая нам о том или ином отрезке в произведении автор почти всегда указывает, на какую либо проблему, также скрытно определяя способ её решения.

В большинстве своём в произведении обсуждается проблема нравственности. Автор говорит нам о важности чести, о её роли в нашей жизни, он говорит нам, что нам нужно беречь свою честь смолоду, яростно бороться за её целостность и качество. Он говорит о том, что для человека не ничего важнее, чем его честь, и нет ничего хуже, чем запятнать её своими действиями. Для Пушкина этого было сравнимо со смертью, из-за чего он и погиб в дуэли. Защищая свою честь он был ранен, а впоследствии и умер от данного ранения через несколько дней. Отсюда мы видим, что для автора не было ничего важнее, чем честь и её сохранность, о чём он и говорит в произведении. Так или иначе он написал прекрасное произведение, которое являлось своеобразным пособием по нравственности для людей того времени. С его помощью множество людей стало лучше, и до сих пор читая его произведения люди, становятся лучше.

Всё вышеописанное является моё мнение, но оно не претендует на истинно верное и может быть опровергнуто. Я надеюсь, что приведенные аргументы имели вес и имели под собой веское основание, ведь они были сформированы на воспоминаниях современников Александра Сергеевича Пушкина.

Сочинение Береги честь смолоду по произведению Пушкина Капитанская дочка

Капитанская дочка начинается со знаменитой пословицы о том, что честь беречь нужно с молодости, а одежду с момента ее покупки. Именно на основе этой поговорки и живет главный герой Петр. Его отец отправил служить и сказал, что какие бы события не случились в жизни всегда оставайся честным и настоящим человеком.

Герой романа воспитан в честной и богатой семье, имеет дворянское происхождение, его главными жизненными позициями являются верность родине, своим родителям и императрице. Эти основные характеристики ни в коем случае не должны быть нарушены, так он воспитан.

Самый ответственный момент в жизни Гринёва наступил, когда он попал в плен к предводителю всех крестьян к Пугачеву. Тот предложил ему служить у него, но Гринёв отказался, сказав, что он уже отдавал присягу и поклялся до конца своих дней служить императрице.

На что удивленный Пугачев ответил тоже высоко честным поступком, он отпустил его и не стал казнить. Еще интересный момент произведения, когда Петр вместе со своим дядей нашли на охоте заблудившегося человека. Они показали ему дорогу, и Петр подарил ему свою тёплую шубу, так как мужик был совсем легко одет для зимней погоды.

Позже оказалось, что этот мужичок и есть знаменитый и грозный бунтарь, и отступник, Пугачёв. Петр полюбил Машу, но в ходе сложившихся обстоятельств его оппонент взял ее в плен. Но тут на помощь бедной девушек пришел все тот же бунтарь.

Пугачев в романе характеризуется как справедливый и честный человек, который в силу сложившихся обстоятельств. В стране и в самом городе, решил спасти всех угнетенных крестьян. Поэтому стал отступником и злодеем, а по натуре он очень справедливый и честный человек.

На примере Швабрина, автор показывает, какими могут быть да и есть большинство людей на земле. Этот человек с самого начала своей жизни ведет себя бесчестно. После того как Маша сказала что он ей не нравиться и у нее есть жених, Швабрин стал сначала говорить о ней всякие низкие вещи.

А потом и вообще запер ее в помещении, подальше от посторонних глаз не давал ей ни воды, ни еды, чтобы выманить у нее согласие на свадьбу с ним.

Когда крепость была захвачена восставшими крестьянами, он сначала защищал свою крепость и своих сослуживцев. Но увидев, что сила на стороне врага, переметнулся на сторону победителя.

Вскоре Маша оказывается на свободе, а Пётр в темнице. Не в силах помочь любимому она отправляется во дворец и просит аудиенцию у самой императрицы. При встрече с повелительницей она веет себя скромно и достойно, в результате чего императрица удовлетворяет ее просьбу и Гринев оказывается на свободе.

Благодаря высоко духовным качествам главных героев, их чести и достоинству, они снова оказываются вместе. При этом, не изменив себе и не покорившись чужим требованиям. Несмотря на давление со всех сторон, они не пошли на сделку с совестью и не перешли на сторону врага. А остались достойными гражданами своей страны.

  • Анализ произведения Наука ненависти Шолохова

    Выход в свет рассказа «Наука ненависти» совпадает с годовщиной начала Великой Отечественной войны 22 июня 1942 года. Рассказ совершенно отличается по стилю написания от других произведений Шолохова.

  • Анализ рассказа Астафьева Конь с розовой гривой 6 класс
  • Примеры и аргументы сострадания из литературы

    Сострадание – очень важное чувство, которое человек может проявлять к другому. Это способность сопереживать и чувствовать чужую боль.

  • Творческая работа

    Сочинение на тему: «Береги честь смолоду»

    Выполнила ученица 11 класса

    МКОУ «Утамышская СОШ»

    Вагабова Мадина

    Из педагогического опыта.

    Уроки жизни по повести А.С.Пушкина,Капитанская дочка."

    Закончив изучение повести А.С.Пушкина,Капитанская дочка», подвожу детей к финальному этапу уроков -ученикам предстоит написать классное сочинение.

    Сочинение - это искорки творчества учащихся. Все дети по-своему талантливы.

    Учить их мыслить, давать собственную оценку поставленной проблеме, выражать личное мнение -задача учителя литературы.

    Классом выбрана тема сочинения,Береги честь смолоду».

    Читаю толкование слова "честь " со Словаря русского языка С.И.Ожегова: «Честь-это достойные уважения и гордости моральные качества личности.»

    В ходе беседы учащиеся высказывают свои личные суждения по этой проблеме. Пётр Гринёв выдержал испытание на честь в отличие от Алексея Швабрина, он оказался человеком без чести и совести.

    Я думаю,что А.С.Пушкин наделил этого негодяя говорящей фамилией Швабрин - от слова,швабра", это что-то грязное, нечистоплотное..."

    В наше время тоже очень важно,беречь честь смолоду».

    Ученики отвечают на вопросы: Почему повесть получила такое название?

    Кто ведёт повествование в повести? Как показывает автор человеческое достоинство в поведении и поступках героев? Как проявляются черты характера П. Гринёва в тяжёлых для него жизненных ситуациях? Понравилась вам повесть?

    Сочинение.

    Береги честь смолоду.

    (по повести А.С.Пушкина,Капитанская дочка")

    Людей во все времена волновали вечные проблемы жизни и смерти, любви и ненависти, выбора честия и бесчестия...Всё меняется в этом мире, неизменными остаются общечеловеческие нравственные понятия.

    Когда говорят о чести, благородстве и верной любви, передо мной возникают образы Петра Гринёва и Маши Мироновой из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

    Это произведение, несмотря на небольшой объём, полно глубокого смысла. Действие повести происходит во время восстания Е. Пугачёва 1772-1776 годов.

    Молодой офицер Пётр Гринёв был направлен в Белогорскую крепость.

    По пути он совершает необдуманные поступки, проигрывает в трактире 100 рублей. Приехав в крепость, Гринёв познакомился с дочерью коменданта Миронова Машей. Маша понравилась молодому человеку.

    Из-за девушки он поссорился с офицером Швабриным, который сватался к ней, но получил отказ. Гринёв не позволил порочить доброе имя Маши.

    Он вызывает обидчика на дуэль. Гринёв поступил как настоящий мужчина. Последующее поведение Гринёва выстраивается по наказу отца: ,Служи верно, кому присягнёшь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся...,помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

    Наказ отца служить, кому присягнул, становится кодексом чести для Гринёва.

    В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: ,С честью пойдёшь по жизни -умрёшь. Против чести пойдёшь -жив будешь". Именно перед таким камнем преткновения стояли офицеры Белогорской крепости: Гринёв и Швабрин.

    Даже под страхом смертной казни Гринёв откажется целовать руку Пугачёву. Тот совал ему в лицо ему жилистую руку и говорил властным голосом:

    Целуй руку!" Одни подходили и целовали, другие выбирали смерть. Поцеловать руку - значить предать честь. Не поцеловать-пойти на смерть. Гринёв выбирает смерть. На предложение Пугачёва,послужить" ему,Гринёв скажет:,Я присягнул императрице, тебе служить не могу».

    Гринёву свойственны такие качества, как доблесть, достоинство, верность. В его семье были высокие представления о чести, долге. Для Гринёва честь и долг превыше всего.

    Швабрин противостоит Гринёву. Если Гринёв - герой, то Швабрин злодей. Швабрин, поняв, что крепость скоро захватят бунтовщики, перебегает на сторону врага. Он во всём подражает Пугачёву: в одежде, в поведении, старается во всём ему угождать. Швабрин не понимает, что такое честь, для него главное - выжить.

    Рассуждая о чести, как не рассказать о супругах Мироновых, для которых честь и долг -смысл жизни. Они чистые, высокие люди, которые достойно смотрят смерти в лицо.

    Можно смело утверждать, что все произведения Пушкина затрагивают проблему нравственности и безнравственности.

    Герои повести,Капитанская дочка" находятся в исключительных обстоятельствах, где проявляются все стороны их характеров.

    Эта повесть потрясла меня. Я снова и снова размышляю о поступках героев этого великолепного произведения. Мне глубоко симпатичны образы Маши Мироновой и Петра Гринёва. Человек жив, пока он остаётся Человеком.

    (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

    Повесть «Капитанская дочка» - одно из исторических произведений А. С. Пушкина. Писатель воссоздал историю Пугачевского бунта в форме записок участника событий, офицера екатерининской армии Петра Гринева. Исторические события влияют на судьбу всех героев повести и определяют ее. Важной проблемой повести является проблема чести и долга. Не случайно эпиграфом к произведению служит народная пословица: «Береги платье снову, а честь - смолоду». Она же является основным принципом жизни Гринева-старшего.

    Для Андрея Петровича Гринева, который является представителем старого служивого дворянства, понятие чести - это прежде всего честь офицера и дворянина. «Служи верно, кому присягнешь. Слушайся начальников…», - так наставляет отец сына. Под стать Гриневу-отцу и комендант Белогорской крепости Миронов, который отказывается присягнуть Пугачеву: «Ты мне не государь. Ты вор и самозванец». Он понимает, что его повесят, но даже под страхом смерти не нарушает присягу. Иван Кузьмич выполнил свой долг, обороняя до последней минуты крепость и не боясь смерти: «Умирать так умирать: дело служивое». Для Гринева-отца смерть тоже не страшна, а страшна потеря чести: «Не казнь страшна… Но дворянину изменить своей присяге…». Долг офицера он видит в служении Отечеству, а не в дуэлях и прожигании денег в столице, поэтому и отправляет сына Петра служить в Белогорскую крепость.

    Петр Гринев - представитель уже другого поколения, поэтому и понятие о чести у него несколько другое. Он расширяет это понятие до общечеловеческого и гражданского значения. Петр вступает в бой за честь Маши Мироновой; дерется на дуэли, зная, что они запрещены. Он ставит человеческую честь выше офицерской. Гринев признает героические качества вождя восстания, но это не значит, что он может нарушить присягу: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Он пойдет против Пугачева: долг офицера повелевает сражаться против самозванца, вора и убийцы. Чувство долга стоит выше личных интересов, выше его чувств: «…долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы».

    Совсем другой человек Швабрин. Алексей Иванович Швабрин - бывший гвардейский офицер, переведенный служить в Белогорскую крепость за дуэль. Он изменяет присяге и переходит на службу к Пугачеву, хотя глубоко презирает и народ, и самого вождя. Для него не существует понятий «честь», «долг», «присяга»; ему важно спасти жизнь любым способом. Швабрин изменяет долгу офицера. Да и за Машей Мироновой он скорее всего ухаживал из-за скуки гарнизонной жизни. Отвергнутый, он полон жажды мести и всеми способами старается очернить Машу.

    Гринев, общаясь с Пугачевым, понимает, что перед ним не просто бунтовщик, а человек со своими принципами, с чувством долга и чести. «Долг платежом красен», - говорит Пугачев. Оценив доброту и смелость Гринева, самозванец не может повесить его. «Казнить так казнить, жаловать так жаловать». Он не видит в Гриневе врага. Впоследствии Пугачев поможет Петру и накажет Швабрина.

    Для нас, как и для А. С. Пушкина, восстание под предводительством Пугачева - история. Но извечным остается выбор: честь или бесчестие, долг или безответственность.

    Остались позади волнительные переживания по поводу собственных курсов, обучения, собственных учебных презентационных работ…

    Пора было приступать к делу, ради которого собственно все и затевалось!

    С одной стороны, хотелось скорее попробовать, как все получится в реалиях школьного учебного процесса.

    С другой – появлялись опасения (а вдруг!..): смогут ли мои восьмиклассники – сложно! Достаточно ли глубоким окажется изучение одного из любимых школьниками произведений?

    Так приближался конец первой четверти, сомнения мои не убывали. Вот уже завтра последний урок первой четверти. Откладывать уже некуда!

    Решено! Объявляю на уроке о том, как мы будем изучать повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Попутно уточняю количество ребят, у которых дома имеются компьютеры (14 компьютеров на 26 человек). Для изучения произведения по программе отводится 8 часов.

    Предупреждаю об обязательном полном прочтении произведения.

    На первом уроке после каникул – беседа по повести: выясняю, насколько полно прочитана, как осмыслена, что вызвало затруднения, понятна ли авторская идея.

    Вместе формулируем основные проблемы произведения, записываем, предлагаю еще раз обдумать вопросы дома и определиться, над какой проблемой хотелось бы работать и попробовать найти себе единомышленников в классе.

    Пока все хорошо. Повесть прочитана. Радуюсь, что договоренность выполнена. Можно приступать.

    Следующий урок – «мозговой штурм», работа в группах.

    Три группы определились без моей помощи.

    Еще трем группам помогаю организоваться, с темой они уже справляются сами.

    Знакомлю ребят с особенностями проекта: проблемный вопрос, основополагающий, гипотеза… Идут за мной смело. (Мне, кажется, было труднее!)

    Активно принимаются за работу – составление сценария презентации. Звонок сегодня явно не к месту!

    Следующий этап уже сложнее. Идем в кабинет информатики. В распоряжении каждой группы два компьютера. Только шесть девочек знают, как работать в Power Point.

    Короткая консультация. В глазах ожидание: на какую кнопочку нажать! И вот уже жаркие споры о фоне, шрифте – дизайне слайдов.

    Опять удивляюсь, как быстро ребята входят в курс дела. Шумновато, правда! Вот и девчата мои уже при деле, помогают.

    Много вопросов по программе. «Ага, понятно!» - самая «произносимая» сегодня фраза. И много-много экспериментов!

    На мониторах - разнообразие цвета. Буквы и слова падают, сыплются горохом, выползают, мечутся по экранам!

    Две группы, не поддавшись соблазну экспериментов, довольно уверенно набирают тексты по слайдам. Кто-то набирает пока только заголовки к слайдам.

    Темп работы неодинаков. Видно, кто набирает текст с хорошей скоростью, а кто по одной букве.

    На следующих двух уроках работаем также в кабинете информатики. Но работа пошла более продуктивно.

    В группах распределены обязанности. Кто диктует, кто печатает. Оказывается, можно добавить иллюстрации. Кто-то уже сканирует с помощью лаборанта, кто-то еще совещается с группой, подойдут ли именно такие, которые они выбрали.

    Первая и пятая группы исследуют проблему, легко ли жить по законам чести. Вдруг внутри первой группы возникает дискуссия.

    Оказывается, сформулированную группой гипотезу о том, что по законам чести жить легко, весьма проблематично доказывать.

    Приходят к мнению, что все-таки очень трудно во всех ситуациях оставаться честным. Для души, оговаривают, легко!

    Счастье Петра Гринева следует из его поступков. Наказание Швабрина тоже.

    Третья группа не может однозначно ответить на вопрос, кто такой Емельян Пугачев.

    Злодей, разбойник? Или спаситель, народный заступник? Или в нем и то и другое вместе? Как быть?

    Так ребята учатся выслушивать друг друга, защищать свою точку зрения, принимать во внимание взгляды других людей, сотрудничать и работать в команде.

    Вторая группа ищет доказательства о том, что Петр Гринев и Швабрин никогда бы не смогли стать друзьями.

    Я не мешаю спорить, стараюсь не вмешиваться – идет творческий процесс! Помогаю, когда помощи просят. Ох, что же они «натворят»!

    Четвертая и шестая группы (здесь только девочки) заняты исследованием, является ли любовь Маши Мироновой и Петра Гринева настоящим чувством.

    Одна группа ищет доказательства, приводя цитаты из текста, другая пытается объяснить свою точку зрения, приводя собственные выводы с опорой на текст, формулируя и обсуждая каждое предложение.

    Обе группы согласны в одном: любовь героев, безусловно, настоящая, так как и Маша, и Петр выдержали достойно все выпавшие на их долю испытания и доказали силу своих чувств.

    Двое, Сережа и Алеша, работают над созданием буклета «Историческая основа повести» в программе Publisher.

    У них на столе вижу учебник истории, книгу В.И. Буганова «Емельян Пугачев».

    Вижу, как достаточно уверенно ребята ориентируются в программе Power Point. Некоторые работают с анимациями. (Думала, что до этого и не дойдем в первый раз!)

    Возникла необходимость и в домашней доработке презентаций. Объемы разные. У некоторых все уместилось на дискетах, у других только на дисках.

    Любопытно взглянуть, что получается у соседей! И снова за дело, в полной уверенности в том, что «наше» лучше!

    Договариваемся о защите созданных презентаций.

    Дело коллективное, одни представляют, другие члены группы помогают отвечать на, возможно, возникнувшие вопросы ребят из других групп.

    Прошу всех быть внимательными и доброжелательными друг к другу.

    Последний этап – защита презентаций.

    Немного волнуюсь сама. Вижу, что ребята тоже переживают. Одно дело - работать, ощущая плечо товарища по группе, совсем другое – выступать перед всей публикой.

    Еще и гости! (Мои самые близкие коллеги-единомышленники). Защита прошла активно.

    Выступающие отвечали на вопросы, им помогали члены их групп. Второй группе (рук. Алеша Хлыбов) даже аплодировали.

    На протяжении всей работы ребята размышляли над важными нравственными понятиями: долг, честь, совесть, милосердие, великодушие, любовь. Как живут по ним герои повести? А мы сами?

    Закончен проект. Что он дал моим ученикам? Я думаю, много.

    Во-первых, это новые возможности учителя для развития компетентностей учащихся: учебных, исследовательских, социально-личностных, коммуникативных; безусловно, умений сотрудничать и работать в команде, организаторских, личностно-адаптивных.

    Во-вторых, ребята увидели возможности использования компьютера как помощника в их исследовательской работе, т.е. в учебных целях.

    В-третьих, ученики познакомились с двумя новыми для них программами: Power Point, Publisher, закрепили навыки работы с текстовым редактором Microsoft Word.

    Я уже не говорю о живой атмосфере творчества, интереса, увлеченности, духа соперничества, здорового азарта, включенности каждого в коллективное дело!

    Ведь иногда взгляд сверстника на проблему кажется понятнее и ближе.

    А самый главный итог – это вопросы ребят: «А когда еще?..»

    Человек должен понимать, что данная ему честь должна беречься и ни в коем случае не обрастать пробоинами и для этого необходимо прикладывать много труда и работать над собой. Конечно все это предельно очевидно и понятие беречь свою честь смолоду подразумевает постоянное самосовершенствование и умение поддержать свою честь в обществе и всячески блюсти ее, что соответственно говорит о том, что человек должен оч6ень упорно противостоять всем тем людям, которые хотят совершить нападку на вашу честь.

    Это касается не только мужчин, но и женщин, для которых понятие чести подразумевает под собой в первую очередь соответствующий образ жизни ведущийся ей и конечно же слежение за тем как и что она делает в первую очередь в плане скромности, честности и в плане нравственности, что само собой полностью в сумме подчеркивает все те особенности женской чести в глазах других людей и мужская в этом плане кардинально разнится несмотря на противные вопли она заключается в первую очередь в его умении жить по чести и поступать так, чтобы его поступки не шли вразрез с его честью и никак не запятнали хранимую им честь в глазах других людей.

    Стоит осознать, что раньше честь была не пустым словом и поэтому если смолоду ее не беречь, то можно покрыться такой коркой бесчестия и позора, что потом придется очень долго желать вернуться назад и исправить свои бесчестные дела прошедшего времени и это все в итоге очень серьезно ляжет на плечи человека совершавшего дела расхожие с понятием чести. Поэтому с детства необходимо воспитывать в своих детях понятие беречь честь смолоду и тогда они вырастут хорошими людьми.