Главы «Основные этапы французского искусства», «Французская архитектура XVII века», «Французская архитектура конца XVII и XVIII века», «Общее состояние архитектуры в Европе в XVII и XVIII веках» раздела «Архитектура Франции XVII - XVIII вв» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L"Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

Основные этапы нового искусства

Возвратимся к французской архитектуре на исходе XVI в., ко времени прекращения религиозных войн. Архитектура переживает все превратности периода возвращения к миру и благоденствию: она скромна и расчетлива после войн Лиги, расточительна при Ришелье, величественна и торжественна до чрезмерности при Людовике XIV, холодна и строга накануне революции. Рассмотрим последовательно те средства, которыми она пользовалась либо порознь, либо одновременно.

Французская архитектура XVII века

Архитектура камня и кирпича и ее формы

Сочетание кирпича и камня. - При Генрихе IV декоративные эффекты часто достигаются такими конструктивными приемами, в которых цветовые контрасты дают, при небольших затратах, фасады оживленного и разнообразного вида; такова конструкция стен в виде каркаса из тесаных камней с заполнением грубой кладкой.

Поверхность заполнения покрыта цветной штукатуркой: по традиции, идущей от раннего ренессанса, обрамление проемов соединяется через все этажи (рис. 437 ), образуя от фундамента до люкарн длинные белые полосы, выделяющиеся на красном фоне стен и на голубом фоне шиферных кровель.

Пользуясь всегда простыми средствами, эта архитектура стремится одновременно и к цветовым контрастам и к четким контурам, к узорчатым очертаниям крыш и люкарн; она мало пользуется профилировкой и совершенно избегает мелких деталей: здесь одни контуры и игра красок.

К самым ранним памятникам этого стиля относится дворец Майен на улице Сент-Антуан , восходящий к эпохе Генриха III.

Затем следуют: при Генрихе IV дворец кардинала Бурбона в аббатстве Сен-Жермен де Прэ , строения на площади Дофина и на площади Вогезов (рис. 437 ); при Людовике XIII - основное ядро Версальского дворца; один из последних примеров этого стиля - дворец Мазарини (Национальная библиотека), построенный Франсуа Мансаром в несовершеннолетие Людовика XIV. К этой же архитектуре принадлежит и дворец Рамбуйе .

Применение в каменной архитектуре форм, возникших из сочетания камня и кирпича. - К предыдущей группе, как производное от нее, относится целый ряд зданий, построенных целиком из камня, но заимствующих убранство у только что описанной нами смешанной конструкции.

Как примеры этого своеобразного перенесения форм, мы приводим: при Людовике XIII - дворец Сюлли на улице Сент-Антуан , построенный Ж. Дюсерсо , Сорбонну и Кардинальский дворец , сооруженный Лемерсье ; в начале царствования Людовика XIV - дворец д"Омон на улице Жуй , построенный Фр. Мансаром .

Декорирование ордерами

Архитектура кирпича и камня, явно проникнутая стремлением к экономии, больше всего подходит для зданий, от которых не требуется ничего, кроме изящной простоты. Для монументальных сооружений прибегают к ордерным украшениям, причем во Франции, как и в Италии, колеблются между двумя решениями: делать ли эти украшения в соответствии с масштабом всего фасада, или же в масштабе только того этажа, который они украшают. Отсюда в ордерной архитектуре наблюдается два течения, которые мы и проследим ниже.

Декорирование, увязанное с масштабом этажей. - Когда декорирование увязывается с масштабом этажей, то обычно в каждом этаже помещаются различные ордера; таковы сооружения Танлэ (департамент Ионны), возведенные в конце царствования Генриха IV.

При Людовике XIII традицию применения малых ордеров продолжает С. де Бросс в Люксембургском дворце и на фасаде Сен-Жервэ .

По этому же методу строит Лемерсье центральный павильон в Луврском дворе и во дворце Лианкур (рис, 438 ) - его главном произведении, от которого до нас дошли лишь одни рисунки.

В начале царствования Людовика XIV Лепотр применяет этот же способ декорирования во дворце Бовэ (улица Фран­суа Мирон); с этим же способом мы встречаемся и в замке Бюсси Рабютэн (Кот д"Ор); последним представителем этой системы был Фр. Мансар (замок Мэзон, павильон Гастона Орлеанского в Блуа ).

Менее всего пользовалась успехом система малых ордеров в начале XVII в. Во дворце Торпанн была сделана попытка найти компромиссное решение: сохранить антаблемент и уничтожить пилястры или заменить их столбами.

За все время царствования Генриха IV мы встречаем только одно откровенное применение традиционной системы - галерею Лувра (рис. 439 ). Эта прекрасная композиция дает нам представление о той гибкости, которую еще сохраняло искусство. Нижний этаж был построен раньше (он восходит к эпохе Екатерины Медичи), и нужно его было согласовать с крылом дворца, карниз которого приходился на уровне М\ переход этот обеспечивают антресоли MN.

Теперь рассмотрим противоположную систему:

Декорирование колоссальным ордером. - В числе первых зданий, где несколько этажей были объединены в один большой ордер пилястров, мы уже называли крыло замка Шантильи , относящееся к эпохе Генриха II.

Мы приводим фрагмент фасада (рис. 440, С ). Он наглядно показывает те трудности, которые связаны с этой системой. Антаблементы достигают непомерной величины, чтобы сохранить пропорциональность с пилястрами; окна теряются и как бы стушевываются. Ради антаблемента идут на уступки классическим пропорциям, но, чтобы не лишать окон их значения, захватывают ими часть крыши, превращая их в своего рода люкарны, не связанные ни с фасадом, ни с крышей; иногда даже пытаются охватить окна двух этажей одним обрамлением, как бы симулируя один общий проем.

Благодаря всем этим компромиссам колоссальный ордер становится одним из обычных элементов французской архитектуры. Мы встречаем его при Генрихе III во дворце Диан де Франс (улица Павэ, в Марэ); при Генрихе IV его применили в галерее, соединяющей Лувр с Тюильри (рис. 440, L); построенный во времена Людовика XIII дворец герцогини Савойской (улица Гарансьер) представляет пример ионийских пилястров, решительно выходящих из масштаба. Дорийские пилястры более скромных размеров украшают Версальский дворец.

К началу царствования Людовика XIV все более и более решительно проявляется склонность к большим ордерам. В них находят то величие, которое отвечает новым притязаниям монархии. Лево и Дорбэ применяют их в старом южном фасаде Лувра, в замке Во, в коллеже Четырех наций (Институт); Лемюэ пользуется этой торжественной формой для дворца д"Аво (улица Тампль); Фр. Мансар применяет ее на главном фасаде монастыря Минимов в Сент-Антуанском предместье.

Впоследствии Перро, в 1670 г., позаимствует колоссальный ордер как тему для своей Луврской колоннады, а в XVIII в. Габриэль повторит этот ордер во дворцах на площади Согласия.

Обработка фасадов рустами и панно

Обработка рустами. - Мы уже указывали на те последствия, какие вытекают из применения колоссального ордера: необходимость огромных карнизов и необходимость чрезмерно увеличивать проемы. Можно до некоторой степени сохранить величие, которое придает архитектурной композиции ордер, поднимающийся от самого основания здания, если заменить пилястры рустованными лопатками. Затраты при этом уменьшаются, и в то же время, так как формы ордера становятся как бы только подразумеваемыми, требования пропорций приобретают менее повелительный характер, что позволяет ограничить и значение антаблементов, и величину окон.

Членение фасадов рустованными лопатками вместо пилястров применено Лемерсье в царствование Людовика XIII в замке Ришелье и в Кардинальском дворце; при Людовике XIV этими приемами пользовались Л. Брюан - для обработки фасадов Дома инвалидов , Фр. Мансар - для Валь де Грае , Перро - для северного выступа Лувра.

Декорирование посредством панно. - Архитектура не останавливается на этом пути к упрощению. В конце концов уничтожаются и эти рустованные лопатки; антаблемент, увенчивающий фасад, покоится на голых стенах, едва украшенных обрамлениями, которые обрисовывают границы промежуточных панно.

Двор Дома инвалидов представляет прекрасный пример таких фасадов, где от ордеров остались только профили карнизов и лопатки. В таком же духе Перро украшает

Обсерваторию, Фр. Блондель - ворота Сен-Дени, Бюллэ - ворота Сен-Мартэн.

Французская архитектура конца XVII и XVIII века

Официальный стиль. - В последнюю треть XVII в. начинается обеднение вкуса, чувствуется наступление упадка. Чтобы предотвратить его, Кольбер в 1671 г. учреждает Академию архитектуры и поручает ей путем преподавания теории восполнить пробелы ремесленного ученичества. Он направляет архитекторов в Рим черпать там вдохновение, приказывает опубликовывать труды о памятниках классической древности, пытается оживить искусство тем, что возвышает положение его мастеров. Но одряхлевшее искусство бессильно воспрянуть и помолодеть. Поколенье Лемерсье и Фр. Мансара вымирает; следующее за ним поколение еще создает несколько произведений, достойных предшествующего периода, но в общем стиль становится дряблым, исполнение - посредственным.

Стремясь к ложному идеалу благородства, останавливаются, по примеру итальянцев, на однообразных фасадах, которые на всем протяжении повторяют одни и те же мотивы, - и этой холодной симметрией настолько скрывается расположение частей здания, что за одним и тем же фасадом располагают и капеллы, и лестницы, и даже бани; маскируют даже крыши. Основное стремление - не выявлять снаружи ничего, что напоминало бы о материальных житейских потребностях.

Именно такая архитектура, как будто созданная не для простых смертных, нравится королю. Жюль Ардуэн-Мансар полностью применил ее к Версальскому дворцу (рис. 441 , А); фасад, в котором ясно сказываются все эти тенденции, относится к 1675 г. Традиции высокого искусства и упадок XVIII века. - Последние годы XVII в. отмечены возвратом к более разнообразным формам; тогда и стиль Ардуэн-Мансара приобретает большую гибкость, это, быть может, следует приписать сотрудничеству с ним других архитекторов, среди которых Сен-Симон называет Лассюранса.

Как бы то ни было, но перед смертью Ардуэн-Мансара (1708) как будто наблюдается некоторое оживление: он заканчивает свою деятельность двумя шедеврами - Домом ин-
валидов и Версальской капеллой. Бедствия конца царствования Людовика XIV сдерживают это оживление, и оно решительно возобновляется только после установления Регентства. Начиная с этого момента, существуют, так сказать, две архитектуры: одна продолжает строгие традиции предыдущего периода, другая вступает на путь утонченного изящества, которое весьма правдиво отражает изысканность современного ей общества.

Стиль новой школы, жанр «рококо», устанавливается только к 1730 г. и находит главного выразителя в лице Боффрана; стиль классической школы имеет своими представителями последовательно Габриэля, Суффло, наконец, Луи и Антуана.

В продолжение всей второй половины царствования Людовика XV обе школы существуют совершенно самостоятельно: в то время как дворцы Нанси перегружены украшениями в стиле рококо, площадь Согласия отличается величественным достоинством и грандиозностью своих великолепных очертаний (рис. 441, В , 1750 г.) Беспорядочная школа середины XVIII в. выдыхается ко времени Людовика XVI: философское движение направляет умы в сторону античности. Вкусы совершенно изменяются, и чистотой форм пытаются превзойти даже школу Габриэля и Суффло. С приближением революции впадают в сухость, а вместе с революцией начинается кризис искусства, выход из которого едва намечается только в нашу эпоху.

Общее состояние архитектуры в Европе В XVII и XVIII веках

В XVII и XVIII вв. Европа находится под влиянием отчасти современной Италии, отчасти Франции. В общем, преобладают французские влияния; так, французские зодчие возводят для немецких князей большую часть их дворцов: в Берлине, в Мюнхене, в Штутгарте, в Манн-гейме.

Иниго Джонс , с которого начинается классическая архитектура в Англии, по-видимому, выработал свой стиль путем непосредственного изучения памятников Италии и основал школу, продолжателем которой в XVIII в. явился Чемберс, строитель дворца Сомерсет.

Рен (С. Wren), архитектор собора св. Павла в Лондоне, примыкает к школе, создавшей во Франции Дом инвалидов; построенный им собор св. Павла, в свою очередь, послужил для Америки главным образцом при сооружении Капитоля в Вашингтоне.

В России в XVIII в. проявляется главным образом итальянское влияние, - во дворцах Санкт-Петербурга.

Что касается итальянского искусства, отзвук которого представляют собой все современные архитектурные школы, то его последними созданиями были: колоннада Бернини на площади св. Петра, величественный, но не строгий фасад, приданный архитектором Ал. Галилеи церкви Сан-Джованни ин Латерано, и холодные сооружения Ванвителли в Казерте.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НОВОГО ИСКУССТВА

Возвратимся к французской архитектуре на исходе XVI в., ко времени прекращения религиозных войн. Архитектура переживает все превратности периода возвращения к миру и благоденствию: она скромна и расчетлива после войн Лиги, расточительна при Ришелье, величественна и торжественна до чрезмерности при Людовике XIV, холодна и строга накануне революции. Рассмотрим последовательно те средства, которыми она пользовалась либо порознь, либо одновременно.

ФРАНЦУЗСКАЯ АРХИТЕКТУРА XVII ВЕКА

Архитектура камня и кирпича и ее формы

Сочетание кирпича и камня. - При Генрихе IV декоративные эффекты часто достигаются такими конструктивными приемами, в которых цветовые контрасты дают, при небольших затратах, фасады оживленного и разнообразного вида; такова конструкция стен в виде каркаса из тесаных камней с заполнением грубой кладкой.

Поверхность заполнения покрыта цветной штукатуркой: по традиции, идущей от раннего ренессанса, обрамление проемов соединяется через все этажи (рис. 437 ), образуя от фундамента до люкарн длинные белые полосы, выделяющиеся на красном фоне стен и на голубом фоне шиферных кровель.

Пользуясь всегда простыми средствами, эта архитектура стремится одновременно и к цветовым контрастам и к четким контурам, к узорчатым очертаниям крыш и люкарн; она мало пользуется профилировкой и совершенно избегает мелких деталей: здесь одни контуры и игра красок.

К самым ранним памятникам этого стиля относится дворец Майен на улице Сент-Антуан , восходящий к эпохе Генриха III.

Затем следуют: при Генрихе IV дворец кардинала Бурбона в аббатстве Сен-Жермен де Прэ , строения на площади Дофина и на площади Вогезов (рис. 437 ); при Людовике XIII - основное ядро Версальского дворца; один из последних примеров этого стиля - дворец Мазарини (Национальная библиотека), построенный Франсуа Мансаром в несовершеннолетие Людовика XIV. К этой же архитектуре принадлежит и дворец Рамбуйе .

Применение в каменной архитектуре форм, возникших из сочетания камня и кирпича. - К предыдущей группе, как производное от нее, относится целый ряд зданий, построенных целиком из камня, но заимствующих убранство у только что описанной нами смешанной конструкции.

Как примеры этого своеобразного перенесения форм, мы приводим: при Людовике XIII - дворец Сюлли на улице Сент-Антуан , построенный Ж. Дюсерсо , Сорбонну и Кардинальский дворец , сооруженный Лемерсье ; в начале царствования Людовика XIV - дворец д"Омон на улице Жуй , построенный Фр. Мансаром .

Декорирование ордерами

Архитектура кирпича и камня, явно проникнутая стремлением к экономии, больше всего подходит для зданий, от которых не требуется ничего, кроме изящной простоты. Для монументальных сооружений прибегают к ордерным украшениям, причем во Франции, как и в Италии, колеблются между двумя решениями: делать ли эти украшения в соответствии с масштабом всего фасада, или же в масштабе только того этажа, который они украшают. Отсюда в ордерной архитектуре наблюдается два течения, которые мы и проследим ниже.

Декорирование, увязанное с масштабом этажей. - Когда декорирование увязывается с масштабом этажей, то обычно в каждом этаже помещаются различные ордера; таковы сооружения Танлэ (департамент Ионны), возведенные в конце царствования Генриха IV.

При Людовике XIII традицию применения малых ордеров продолжает С. де Бросс в Люксембургском дворце и на фасаде Сен-Жервэ .

По этому же методу строит Лемерсье центральный павильон в Луврском дворе и во дворце Лианкур (рис, 438 ) - его главном произведении, от которого до нас дошли лишь одни рисунки.

В начале царствования Людовика XIV Лепотр применяет этот же способ декорирования во дворце Бовэ (улица Фран­суа Мирон); с этим же способом мы встречаемся и в замке Бюсси Рабютэн (Кот д"Ор); последним представителем этой системы был Фр. Мансар (замок Мэзон, павильон Гастона Орлеанского в Блуа ).

Менее всего пользовалась успехом система малых ордеров в начале XVII в. Во дворце Торпанн была сделана попытка найти компромиссное решение: сохранить антаблемент и уничтожить пилястры или заменить их столбами.

За все время царствования Генриха IV мы встречаем только одно откровенное применение традиционной системы - галерею Лувра (рис. 439 ). Эта прекрасная композиция дает нам представление о той гибкости, которую еще сохраняло искусство. Нижний этаж был построен раньше (он восходит к эпохе Екатерины Медичи), и нужно его было согласовать с крылом дворца, карниз которого приходился на уровне М\ переход этот обеспечивают антресоли MN.

Теперь рассмотрим противоположную систему.

Декорирование колоссальным ордером. - В числе первых зданий, где несколько этажей были объединены в один большой ордер пилястров, мы уже называли крыло замка Шантильи , относящееся к эпохе Генриха II.

Мы приводим фрагмент фасада (рис. 440, С ). Он наглядно показывает те трудности, которые связаны с этой системой. Антаблементы достигают непомерной величины, чтобы сохранить пропорциональность с пилястрами; окна теряются и как бы стушевываются. Ради антаблемента идут на уступки классическим пропорциям, но, чтобы не лишать окон их значения, захватывают ими часть крыши, превращая их в своего рода люкарны, не связанные ни с фасадом, ни с крышей; иногда даже пытаются охватить окна двух этажей одним обрамлением, как бы симулируя один общий проем.

Благодаря всем этим компромиссам колоссальный ордер становится одним из обычных элементов французской архитектуры. Мы встречаем его при Генрихе III во дворце Диан де Франс (улица Павэ, в Марэ); при Генрихе IV его применили в галерее, соединяющей Лувр с Тюильри (рис. 440, L); построенный во времена Людовика XIII дворец герцогини Савойской (улица Гарансьер) представляет пример ионийских пилястров, решительно выходящих из масштаба. Дорийские пилястры более скромных размеров украшают Версальский дворец.

К началу царствования Людовика XIV все более и более решительно проявляется склонность к большим ордерам. В них находят то величие, которое отвечает новым притязаниям монархии. Лево и Дорбэ применяют их в старом южном фасаде Лувра, в замке Во, в коллеже Четырех наций (Институт); Лемюэ пользуется этой торжественной формой для дворца д"Аво (улица Тампль); Фр. Мансар применяет ее на главном фасаде монастыря Минимов в Сент-Антуанском предместье.

Впоследствии Перро, в 1670 г., позаимствует колоссальный ордер как тему для своей Луврской колоннады, а в XVIII в. Габриэль повторит этот ордер во дворцах на площади Согласия.

Обработка фасадов рустами и панно

Обработка рустами. - Мы уже указывали на те последствия, какие вытекают из применения колоссального ордера: необходимость огромных карнизов и необходимость чрезмерно увеличивать проемы. Можно до некоторой степени сохранить величие, которое придает архитектурной композиции ордер, поднимающийся от самого основания здания, если заменить пилястры рустованными лопатками. Затраты при этом уменьшаются, и в то же время, так как формы ордера становятся как бы только подразумеваемыми, требования пропорций приобретают менее повелительный характер, что позволяет ограничить и значение антаблементов, и величину окон.

Членение фасадов рустованными лопатками вместо пилястров применено Лемерсье в царствование Людовика XIII в замке Ришелье и в Кардинальском дворце; при Людовике XIV этими приемами пользовались Л. Брюан - для обработки фасадов Дома инвалидов , Фр. Мансар - для Валь де Грае , Перро - для северного выступа Лувра.

Декорирование посредством панно. - Архитектура не останавливается на этом пути к упрощению. В конце концов уничтожаются и эти рустованные лопатки; антаблемент, увенчивающий фасад, покоится на голых стенах, едва украшенных обрамлениями, которые обрисовывают границы промежуточных панно.

Двор Дома инвалидов представляет прекрасный пример таких фасадов, где от ордеров остались только профили карнизов и лопатки. В таком же духе Перро украшает Обсерваторию, Фр. Блондель - ворота Сен-Дени, Бюллэ - ворота Сен-Мартэн.

ФРАНЦУЗСКАЯ АРХИТЕКТУРА КОНЦА XVII И XVIII ВЕКА

Официальный стиль. - В последнюю треть XVII в. начинается обеднение вкуса, чувствуется наступление упадка. Чтобы предотвратить его, Кольбер в 1671 г. учреждает Академию архитектуры и поручает ей путем преподавания теории восполнить пробелы ремесленного ученичества. Он направляет архитекторов в Рим черпать там вдохновение, приказывает опубликовывать труды о памятниках классической древности, пытается оживить искусство тем, что возвышает положение его мастеров. Но одряхлевшее искусство бессильно воспрянуть и помолодеть. Поколенье Лемерсье и Фр. Мансара вымирает; следующее за ним поколение еще создает несколько произведений, достойных предшествующего периода, но в общем стиль становится дряблым, исполнение - посредственным.

Стремясь к ложному идеалу благородства, останавливаются, по примеру итальянцев, на однообразных фасадах, которые на всем протяжении повторяют одни и те же мотивы, - и этой холодной симметрией настолько скрывается расположение частей здания, что за одним и тем же фасадом располагают и капеллы, и лестницы, и даже бани; маскируют даже крыши. Основное стремление - не выявлять снаружи ничего, что напоминало бы о материальных житейских потребностях.

Именно такая архитектура, как будто созданная не для простых смертных, нравится королю. Жюль Ардуэн-Мансар полностью применил ее к Версальскому дворцу (рис. 441 , А); фасад, в котором ясно сказываются все эти тенденции, относится к 1675 г. Традиции высокого искусства и упадок XVIII века. - Последние годы XVII в. отмечены возвратом к более разнообразным формам; тогда и стиль Ардуэн-Мансара приобретает большую гибкость, это, быть может, следует приписать сотрудничеству с ним других архитекторов, среди которых Сен-Симон называет Лассюранса.

Как бы то ни было, но перед смертью Ардуэн-Мансара (1708) как будто наблюдается некоторое оживление: он заканчивает свою деятельность двумя шедеврами - Домом ин-
валидов и Версальской капеллой. Бедствия конца царствования Людовика XIV сдерживают это оживление, и оно решительно возобновляется только после установления Регентства. Начиная с этого момента, существуют, так сказать, две архитектуры: одна продолжает строгие традиции предыдущего периода, другая вступает на путь утонченного изящества, которое весьма правдиво отражает изысканность современного ей общества.

Стиль новой школы, жанр «рококо», устанавливается только к 1730 г. и находит главного выразителя в лице Боффрана; стиль классической школы имеет своими представителями последовательно Габриэля, Суффло, наконец, Луи и Антуана.

В продолжение всей второй половины царствования Людовика XV обе школы существуют совершенно самостоятельно: в то время как дворцы Нанси перегружены украшениями в стиле рококо, площадь Согласия отличается величественным достоинством и грандиозностью своих великолепных очертаний (рис. 441, В , 1750 г.) Беспорядочная школа середины XVIII в. выдыхается ко времени Людовика XVI: философское движение направляет умы в сторону античности. Вкусы совершенно изменяются, и чистотой форм пытаются превзойти даже школу Габриэля и Суффло. С приближением революции впадают в сухость, а вместе с революцией начинается кризис искусства, выход из которого едва намечается только в нашу эпоху.

ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ АРХИТЕКТУРЫ В ЕВРОПЕ В XVII И XVIII ВЕКАХ

В XVII и XVIII вв. Европа находится под влиянием отчасти современной Италии, отчасти Франции. В общем, преобладают французские влияния; так, французские зодчие возводят для немецких князей большую часть их дворцов: в Берлине, в Мюнхене, в Штутгарте, в Манн-гейме.

Иниго Джонс , с которого начинается классическая архитектура в Англии, по-видимому, выработал свой стиль путем непосредственного изучения памятников Италии и основал школу, продолжателем которой в XVIII в. явился Чемберс, строитель дворца Сомерсет.

Рен (С. Wren), архитектор собора св. Павла в Лондоне, примыкает к школе, создавшей во Франции Дом инвалидов; построенный им собор св. Павла, в свою очередь, послужил для Америки главным образцом при сооружении Капитоля в Вашингтоне.

В России в XVIII в. проявляется главным образом итальянское влияние, - во дворцах Санкт-Петербурга.

Что касается итальянского искусства, отзвук которого представляют собой все современные архитектурные школы, то его последними созданиями были: колоннада Бернини на площади св. Петра, величественный, но не строгий фасад, приданный архитектором Ал. Галилеи церкви Сан-Джованни ин Латерано, и холодные сооружения Ванвителли в Казерте.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L"Architecture

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-13

Заказать написание уникльной работы

12-49. Архитектура Франции 17 век. Рост городов. Сады и парки. Расцвет классицизма. Работы Лево, Мансара. Ансамбли Версаля. Парижские площади.

;font-family:"Arial";color:#5e6669;background:#ffffff">XVII столетие –одно из ярчайших эпох в развитии западноевропейской художественной культуры. Самое значительное и ценное, что было создано этой эпохой связано в первую очередь с искусством пяти европейских стран– Италии, Испании, Фландрии, Голландии, Франции. Я расскажу про Францию

;text-decoration:underline;color:#ff0000">Рост городов

;font-family:"Arial";color:#5e6669;background:#ffffff">Для архитектуры французского классицизма 17 века были характерны логичность и уравновешенность композиций, четкость прямых линий, геометрическая правильность планов и строгость пропорций.

;font-family:"Arial";color:#5e6669">Строительство и контроль сосредоточиваются в руках государства. Вводится новая должность " архитектора короля " и " первого архитектора ". На строительство затрачиваются огромные средства. Государственные учреждения контролируют строительство не только в Париже, но и в провинциях. По всей стране широко развертываются градостроительные работы. Новые города возникают как поселения близ дворцов и замков королей и правителей Франции. В большинстве случаев новые города проектируются в виде квадрата или прямоугольника в плане либо в виде более сложных форм - пяти, шести, восьми и т. д. угольников, образованных оборонительными стенами, рвами, бастионами и башнями. Внутри них планируется строго регулярная прямоугольная или радиальнокольцевая система улиц с городской площадью в центре. В качестве примеров можно указать города Витри-ле-Франсуа, Саарлуи, Анришмон, Марль, Ришелье и т. д.

;font-family:"Arial";color:#5e6669">Ведется перестройка старых средневековых городов на основе новых принципов регулярной планировки. Прокладываются прямые магистрали, возводятся городские ансамбли и геометрически правильные площади на месте беспорядочной сети средневековых улиц.

Однако в годы Французской революции были предприняты и шаги, сыгравшие существенную роль в истории архитектуры. В 1794 г. была образована Комиссия художников, которая занималась благоустройством города, а также планировала изменения в его облике. Эти планы оказали влияние на последующие градостроительные преобразования в Париже, реализованные уже в наполеоновскую эпоху.

;text-decoration:underline;color:#ff0000">Парижские площади

;color:#ff0000">1) ;font-family:"Helvetica";color:#258fcc"> Вандомская площадь

Р ;font-family:"Helvetica";color:#292929">асположенная в 1-ом округе Парижа восьмиугольная Вандомская площадь получила свое название в честь сына Генриха IV и его фаворитки герцогини де Бофор герцога Вандомского, особняк которого находился неподалеку.

П ;font-family:"Helvetica";color:#292929">лощадь была спроектирована архитектором ;font-family:"Helvetica";color:#292929">Жюлем Ардуэн-Мансаром ;font-family:"Helvetica";color:#292929"> ;font-family:"Helvetica";color:#292929">и построена в 1699-1701 годах по классической «королевской» схеме: дома с нарядными фасадами образуют замкнутое пространство, в центре которого – конный памятник Людовику XIV. К сожалению, памятник как и многие другие символы монархии, был разрушен во время Великой французской революции.

П ;font-family:"Helvetica";color:#292929">ри правлении Наполеона Бонапарта в центре Вандомской площади установили бронзовую колонну, выполненную (1806-1810 годах) архитекторами Жаком Гондуэном и Жаном Батистом Лепером. Колонна высотой в 44 метра была отлита из австрийских и русских пушек, а образцом для Вандомской колонны послужила римская колонна Траяна.

В ;font-family:"Helvetica";color:#292929">андомская колонна украшена спиральным барельефом, повествующим о победах Наполеона, и увенчана статуей императора (скульптор Антуан-Дени Шоде). В 1814 году фигуру Наполеона заменил белый флаг династии Бурбонов, а саму скульптуру позднее расплавили.

В ;font-family:"Helvetica";color:#292929"> 1833 году на вершину колонны по распоряжению Луи-Филиппа I была водружена новая статуя Наполеона. А еще немногим позднее по приказу Наполеона III, опасавшегося, что статуя пострадает от плохих погодных условий, в 1850-е годы скульптуру выставили в Доме Инвалидов, а на колонне ее заменила копия.

В ;font-family:"Helvetica";color:#292929">о время Парижской коммуны в 1871 году Вандомскую колонну демонтировали – на этом настаивал член Центрального Комитета художник Гюстав Курбе. Но парижанам этого показалось мало – в итоге колонна была полностью разрушена. После поражения Парижской коммуны Вандомскую колонну восстановили и увенчали очередной копией статуи Наполеона (оплатить все расходы обязали Гюстава Курбе).

Н ;font-family:"Helvetica";color:#292929">ачиная со времен Второй империи, дома на Вандомской площади занимают самые роскошные бутики и известнейшие ювелирные дома, среди которых Chanel и Cartier. В доме № 15 с 1898 года расположен знаменитый фешенебельный отель Ritz, создатель которого – Сезар Ритц – предложил своим постояльцам интерьер и комфорт, достойные представителей королевской крови. Гостями отеля в свое время были Коко Шанель (она, кстати, прожила в отеле последние 37 лет своей жизни), Чарли Чаплин, Эгнест Хэмингуэй, Скотт Фитцджеральд и многие другие.

;font-family:"Helvetica";color:#258fcc">2)Площадь Шарля де Голля или Площадь Звезды

О ;font-family:"Helvetica";color:#292929">дна из самых оживленных площадей французской столицы – площадь Шарля де Голля (другое название – площадь Звезды) – находится в 8-м округе Парижа, на вершине холма Шайо.

П ;font-family:"Helvetica";color:#292929">оявление площади не значилось ни в одном градостроительном проекте, но возведение дворца Тюильри и одноименного сада требовали достойного оформления резиденции королей. Поэтому известный ландшафтный архитектор XVII века Андре Ленотр вплоть до холма Шайо проложил проспект (теперь это знаменитые Елисейские поля), который заканчивался круглой площадью, а от нее в разные стороны расходились 5 новых дорог - именно отсюда площадь первоначально и получила название площади Звезды. Стоит заметить, что с архитектурной точки зрения это место в те времена было скорее похоже на развилку дорог, нежели на площадь.

С ;font-family:"Helvetica";color:#292929">1836 года площадь украшает величественная Триумфальная арка, возведенная в самом ее центре по приказу Наполеона Бонапарта и прославляющая военные победы Франции.

О ;font-family:"Helvetica";color:#292929">кончательно облик площади сформировался лишь в 1854 году, когда согласно плану префекта Парижа барона Османа к площади добавили еще 7 улиц, и тогда проспектов-лучей стало 12. Наиболее известный и широкий из них – Елисейские поля, соединяющие площадь Звезды с площадью Согласия.

В ;font-family:"Helvetica";color:#292929"> 1970 году площадь Звезды официально переименовали: в честь первого президента Пятой Республики она стала называться площадью Шарля де Голля, но все же парижане довольно часто продолжают использовать старое название.

;font-family:"Helvetica";color:#258fcc">3) Площадь Согласия

;font-family:"Helvetica";color:#292929">Центральная площадь Парижа – площадь Согласия – представляет собой великолепное творение эпохи классицизма и по праву считается одной из красивейших в мире.

;font-family:"Helvetica";color:#292929">Архитектурный проект будущей площади, место для которой площади выбирал сам Людовик XV, был завершен в 1757 году. Строительство же завершилось только в 1779 году, а в самом центре новой площади, изначально названной Королевской, установили конную статую работы скульпторов Э. Бушардона и Ж.-Б. Пигаля.

;font-family:"Helvetica";color:#292929">Во время Великой Французской революции площадь решено было переименовать в площадь Революции, а конный памятник снести. Здесь поместили гильотину, на которой прилюдно были обезглавлены Людовик XVI, Мария-Антуанетта, Л.А. Сен-Жюст, Ш. Корде, Ж.Ж. Дантон, К. Демулен и М. Робеспьер. Всего было проведено более тысячи казней.

;font-family:"Helvetica";color:#292929">В 1795 году в знак примирения сословий после окончания революционных событий площадь вновь переименовали – на этот раз в площадь Согласия.

;font-family:"Verdana";color:#000000;background:#ffffff">Древнеегипетский обелиск (луксорский обелиск), два фонтана, конные группы и мраморные статуи с изображением городов Франции появились при Луи-Филиппе. В 1835 году архитектор Гитторф завершил оформление площади, соблюдая принципы планировки Габриэля: она не застроена по периметру домами, благодаря чему с любой точки площади открываются широкие перспективы.

;font-family:"Helvetica";color:#258fcc">4) Площадь Пирамид

Р ;font-family:"Helvetica";color:#292929">асположенная напротив входа в сад Тюильри площадь Пирамид получила свое название в память об экспедиции Наполеона Бонапарта в Египет.

П ;font-family:"Helvetica";color:#292929">режде на месте площади находилась Академия конной езды, которой управлял личный конюх трех монархов – Генриха III, Генриха IV и Людовика XIII – Антуан де Плювенель.

В ;font-family:"Helvetica";color:#292929"> центре площади находится конная статуя Жанны Д"Арк, выполненная скульптором Эмманюэлем Фремье. Памятник был заказан республиканским правительством еще в 1870 году после падения Второй империи и установлен на площади в 1874 году – недалеко от места, где в 1429 году была ранена Жанна Д"Арк во время осады Парижа.

Ещё площади парижа:

;font-family:"Arial";color:#000000">Гревская площадь

;font-family:"Arial";color:#000000">Пигаль

;font-family:"Arial";color:#000000">Площадь Бастилии

;font-family:"Arial";color:#000000">Площадь Побед

;font-family:"Arial";color:#000000">Площадь Вогезов

;font-family:"Arial";color:#000000">Площадь Республики

;font-family:"Arial";color:#000000">Площадь Тертр

;font-family:"Arial";color:#000000">Площадь Шатле

;font-family:"Arial";color:#000000">Площадь Сен-Мишель

;font-family:"Arial";color:#000000">Площадь Нации

;font-family:"Arial";color:#000000">Площадь Мадлен

;text-decoration:underline;color:#ff0000">Расцвет классицизма. Работы Лево, Мансара. Ансамбли Версаля

;color:#000000;background:#ffffff">Наиболее глубокое отражение существенных особенностей эпохи проявилось во Франции в формах и прогрессивных течений — в искусстве классицизма.

;font-family:"Arial";color:#5e6669;background:#ffffff">Классицизм- Стилистическое направление в европейском искусстве, важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как эталону и опора на традиции Высокого Возрождения.

;font-family:"Arial";color:#000000;background:#ffffff">Вторая половина XVII века - время наивысшего расцвета архитектуры французского классицизма.

;font-family:"Arial";color:#000000;background:#ffffff">Большое влияние на развитие архитектуры оказала организация Академии архитектуры, директором которой был назначен видный архитектор и теоретик Франсуа Блондель (1617-1686). Ее членами были выдающиеся французские архитекторы Л. Бриан, Ж. Гиттар, А. Ленотр, Л. Лево, П. Мииьян и другие. Задача Академии заключалась в выработке основных эстетических норм и критериев архитектуры классицизма, которыми должны были руководствоваться зодчие. ;font-family:"Arial";color:#000000"> Особенности архитектуры середины и второй половины XVII века сказываются как в огромном объеме строительства крупных парадных ансамблей, призванных возвеличить и прославить господствующие классы эпохи абсолютизма и могущественного монарха - короля-солнце Людовика XIV, так и в совершенствовании и развитии художественных принципов классицизма.

;font-family:"Arial";color:#000000">Во второй половине XVII века наблюдается более последовательное применение классической ордерной системы: горизонтальные членения преобладают над вертикальными; постоянно исчезают высокие раздельные кровли и заменяются единой кровлей, нередко маскируемой балюстрадой; объемная композиция здания становится более простой, компактной, соответствующей расположению и величине внутренних помещений.

;color:#000000;background:#ffffff">Представители классицизма находили воплощение своих общественных идеалов в Древней Греции и республиканском Риме, так же как олицетворением эстетических норм для них было античное искусство.

;color:#000000;background:#ffffff">Основные стилевые особенности архитектуры классицизма на примере Версальского дворца.

;color:#000000;background:#ffffff">Только в условиях мощной централизованной монархии было возможно в то время создание огромных, выполненных по единому плану городских и дворцовых ансамблей, призванных воплотить идею могущества абсолютного монарха. Не случайно поэтому, что расцвет архитектуры французского классицизма относится ко второй половине 17 в., когда централизация абсолютистской власти достигла своей вершины. Полное и всестороннее развитие прогрессивные тенденции в архитектуре французского классицизма 17 столетия получают в грандиозном по масштабам, смелости и широте художественного замысла ансамбле Версаля (1668—1689).

;font-family:"Arial";color:#333333;background:#ffffff">Вершиной развития классицизма во французской архитектуре XVII в. стал Версальский дворцово-парковый ансамбль — грандиозная парадная резиденция французских королей, возведенная недалеко от Парижа. История Версаля начинается в 1623 г. с очень скромного охотничьего замка наподобие феодального, возведённого по желанию Людовика XIII из кирпича, камня и кровельного сланца. Второй этап строительства (1661—68) связан с именами крупнейших мастеров — архитектора ;font-family:"Arial";color:#6699cc;background:#ffffff">Луи Лево ;font-family:"Arial";color:#333333;background:#ffffff"> (ок. 1612—70) и знаменитого декоратора садов и парков ;font-family:"Arial";color:#6699cc;background:#ffffff">Андре Ленотра ;font-family:"Arial";color:#333333;background:#ffffff"> (1613—1700). Видоизменив и расширив первоначальный скромный замок, Лево создает Образную в плане композицию с внушительным фасадом, выходящим в парк, над оформлением которого работает Ленотр. Колоссальный ордер, издавна принадлежавший к типичным и излюбленным средствам Лево, ставится на цокольный этаж. Однако зодчий пытался внести некоторую свободу и живость в торжественное архитектурное зрелище: садово-парковый фасад Лево имел террасу на втором этаже, там, где позднее была сооружена ;font-family:"Arial";color:#6699cc;background:#ffffff">Зеркальная галерея ;font-family:"Arial";color:#333333;background:#ffffff">. В результате второго строительного цикла Версаль сложился в целостный дворцово-парковый ансамбль, являвший собой замечательный пример синтеза искусств — архитектуры, скульптуры и садово-паркового искусства. В 1678—89 гг. ансамбль Версаля был перестроен, под руководством крупнейшего архитектора конца столетия ;font-family:"Arial";color:#6699cc;background:#ffffff">Жюля Ардуэн-Мансара ;font-family:"Arial";color:#333333;background:#ffffff"> (1б4б—1708). Ардуэн-Мансар еще больше увеличил дворец, возведя два крыла длиной по пятьсот метров каждое под прямым углом к южному и северному фасадам дворца. Над террасой Лево Ардуэн-Мансар надстроил еще два этажа, создав вдоль западного фасада знаменитую ;font-family:"Arial";color:#6699cc;background:#ffffff">Зеркальную галерею ;font-family:"Arial";color:#333333;background:#ffffff">, замыкающуюся залами Войны и Мира (1680—86). Ардуэн-Мансар построил также два корпуса Министров (1671—81), которые образовали так называемый «двор Министров», и соединил эти корпуса богатой золоченой решеткой. Все постройки зодчий оформил в едином стиле. Фасады корпусов были поделены на три яруса. Нижний по образцу итальянского дворца-палаццо эпохи Возрождения отделан рустом, средний — самый крупный — заполнен высокими арочными окнами, между которыми расположены колонны и пилястры. Верхний ярус укорочен, завершается он балюстрадой (ограждением, состоящим из ряда фигурных столбиков, соединённых перилами) и скульптурными группами, которые создают ощущение пышного убранства, хотя все фасады имеют строгий вид. Все это совершенно изменило облик сооружения, хотя Ардуэн-Мансар оставил ту же высоту здания. Ушли контрасты, свобода фантазии, ничего не осталось, кроме протяженной горизонтали трехэтажного сооружения, единого в строе своих фасадов с цокольным, парадным и аттиковыми этажами. Впечатление грандиозности, которое производит эта блестящая архитектура, достигнуто большим масштабом целого, простым и спокойным ритмом всей композиции. Ардуэн-Мансар умел объединять различные элементы в единое художественное целое. Он обладал удивительным чувством ансамбля, стремясь к строгости в отделке. Например, в ;font-family:"Arial";color:#6699cc;background:#ffffff">Зеркальной галерее ;font-family:"Arial";color:#333333;background:#ffffff"> он применил единый архитектурный мотив — равномерное чередование простенков с проемами. Такая классицистическая основа создает ощущение ясной формы. Благодаря Ардуэн-Мансару расширение Версальского дворца прибрело закономерный характер. Пристройки получили крепкую взаимосвязь с центральными корпусами. Ансамбль, выдающийся по архитектурно-художественным качествам, был удачно завершен и оказал большое влияние на развитие мировой архитектуры.

;font-family:"Arial";color:#000000">Одним из произведений архитектуры второй половины XVII века, в котором уже ясно ощущается преобладание зрелых художественных принципов классицизма, является загородный ансамбль дворца и парка Во-ле-Виконт близ Мелена (1655-1661).

;font-family:"Arial";color:#000000">Создателями этого выдающегося произведения, построенного для генерального контролера финансов Фуке, были архитектор Луи Лево (ок. 1612-1670), мастер садово-паркового искусства Андре Ленотр, распланировавший парк дворца, и живописец Шарль Лебрен, принявший участие в отделке интерьеров дворца и росписи плафонов.

;font-family:"Arial";color:#000000">В структуре и облике здания, так же как и в композиции ансамбля в целом, несомненно, более последовательное применение классицистических архитектурных принципов.

;font-family:"Arial";color:#000000">Это проявляется прежде всего в логичном и строго расчитанном планировочном решении дворца и парка как единого целого. Большой овальной формы салон, составляющий центральное звено анфилады парадных помещений, стал композиционным центром не только дворца, но и ансамбля в целом, поскольку его положение на пересечении основных планировочных осей ансамбля (главной парковой аллеи, идущей от дворца, и поперечных, совпадающих с продольной осью здания) делает его "фокусом" всего комплекса.

;font-family:"Arial";color:#000000">Таким образом, здание дворца и парк подчинены строго централизованному композиционному принципу, позволяющему привести разнообразные элементы ансамбля к художественному единству и выделить дворец как главную составную часть ансамбля.

;font-family:"Arial";color:#000000">Для композиции дворца типично единство внутреннего пространства и объема здания, отличающее произведения зрелой классицистической архитектуры. Большой овальный салон выделен в объеме здания криволинейным ризалитом, увенчанным мощной купольной кровлей, создающей статичность и спокойствие силуэта здания. Введением большого ордера пилястр, охватывающих два этажа над цоколем, и мощной горизонтали гладкого, строгого по профилям классического антаблемента достигается преобладание в фасадах горизонтальных членений над вертикальными, целостность ордерных фасадов и объемной композиции, не свойственная замкам более раннего пеиода. Все это придает облику дворца монументальную представительность и парадность.

Архитектура во Франции XVII века. Проблема определения стиля

Введение

Великие географические открытия, начатые еще в эпоху Возрождения, за ними - колонизация Нового Света, затем победа гелиоцентрической космогонии, теории бесконечности миров должны были потрясти сознание людей, изменить их мировоззрение. Возрожденческий антропоцентризм и наивная вера в гармонию мира уже не отвечали духовным запросам человека. Если антропоцентризм остается неколебимым, то где этот центр в бесконечности Вселенной? «Весь зримый мир - лишь едва приметный штрих в необъятном лоне природы. Человек в бесконечности - что он значит?» - писал Паскаль в XVII веке как бы в ответ на ренессансное представление о человеке как о «великом чуде», которое Бог поставил во главе мира. В XVII столетии человек уже понимает, что он не есть ни средоточие Вселенной, ни мера всех вещей.

Разница в понимании места, роли и возможностей человека и отличает, прежде всего, искусство XVII столетия от Ренессанса. Это иное отношение к человеку выражено с необыкновенной ясностью и точностью тем же великим французским мыслителем Паскалем: «Человек всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он - тростник мыслящий». Человек создал в XVII веке мощнейшие абсолютистские государства в Европе, сформировал мировоззрение буржуа, которому предстояло стать одним из основных заказчиков и ценителей искусства в последующие времена. Сложность и противоречивость эпохи интенсивного образования абсолютистских национальных государств в Европе определили характер новой культуры, которую принято в истории искусства связывать со стилем барокко, но которая не исчерпывается только этим стилем. XVII столетие - это не только искусство барокко, но и классицизм, и реализм [Ильина 2000: 102].

1. Архитектурный стиль во Франции XVII века

Историю искусства иногда рассматривают как историю сменяющих друг друга стилей. На смену полуциркульным аркам романского стиля пришли готические стрельчатые арки, позже зародившийся в Италии Ренессанс распространился по Европе, одержав победу над готикой. На исходе Возрождения возник стиль, получивший название «барокко». Однако если предыдущие стили имеют легко различимые признаки, определить особенности барокко не так просто. Дело в том, что на протяжении исторического периода от Ренессанса до XX века архитекторы оперировали одними и теми же формами, почерпнутыми из арсенала античного зодчества, - колоннами, пилястрами, карнизами, рельефным декором и прочим. В определенном смысле было бы справедливым утверждение, что ренессансный стиль господствовал от начала деятельности Брунеллески вплоть до нашего времени, и во многих работах по архитектуре весь этот период обозначается понятием «Ренессанс». Разумеется, на протяжении столь долгого времени вкусы, а с ними и архитектурные формы, претерпели значительные изменения, и чтобы отразить эти перемены, возникла потребность в более мелких стилевых категориях.

Любопытно, что многие понятия, обозначающие стили, вначале были всего лишь бранными, презрительными кличками. Так, итальянцы эпохи Возрождения обозвали «готикой» стиль, который они считали варварским, принесенным племенами готов - разрушителей Римской империи. В слове «маньеризм» еще различим первоначальный смысл манерности, поверхностной подражательности, в чем обвиняли критики XVII века художников предшествующей поры. Слово «барокко», означающее «причудливый», «нелепый», «странный», также возникло позднее как язвительная насмешка в борьбе со стилем XVII века. Этот ярлык пустили в ход те, кто считал недопустимыми произвольные комбинации классических форм в архитектуре. Словом «барокко» они клеймили своевольные отступления от строгих норм классики, что для них было равнозначно безвкусице. Сейчас уже не так просто увидеть различия между этими направлениями в архитектуре. Мы привыкли к сооружениям, в которых есть и дерзкий вызов классическим правилам, и их полное непонимание [Гомбрих 1998: 289].

Искусствоведы не могут прийти к единому мнению касательно стиля в искусстве того времени. Основной вопрос состоит в том, как разграничить такие понятия как барокко и классицизм. Сразу оговоримся, что для разных стран произведения искусства, которые относят к тому или иному стилю, будут иметь свои особенности. Стоит отметить и то, что существование стиля в разных частях Европы имеет свою продолжительность, а значит, и временные рамки будут размыты. Обратимся к одному из современных словарей, чтобы обозначить основные черты барокко. Барокко - (от итал. barocco - причудливый, странный), художественный стиль, занимавший ведущее положение в европейском искусстве с конца XVI до середины XVIII веков. Зародился в Италии. Термин был введён в конце XIX века швейцарскими искусствоведами Я. Буркхардтом и Г. Вёльфлином. Стиль охватил все виды творчества: литературу, музыку, театр, но особенно ярко проявился в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусствах. На смену ренессансному ощущению ясной гармонии мироздания пришло драматическое понимание конфликтности бытия, бесконечного разнообразия, необозримости и постоянной изменчивости окружающего мира, власти над человеком могучих природных стихий. Выразительность барочных произведений часто построена на контрастах, драматических столкновениях возвышенного и низменного, величественного и ничтожного, прекрасного и безобразного, иллюзорного и реального, света и тьмы. Склонность к сочинению сложных и многословных аллегорий соседствовала с предельной натуралистичностью. Барочные произведения искусства отличались избыточностью форм, страстностью и напряжённостью образов. Как никогда ранее, было сильно ощущение «театра жизни»: фейерверки, маскарады, страсть к переодеваниям, перевоплощениям, всевозможные «обманки» вносили в жизнь человека игровое начало, небывалую зрелищность и яркую праздничность [Национальная историческая энциклопедия: #"667315.files/image001.gif">

Рис. 9 Площадь Людовика Великого (Вандомская площадь)

Рис. 10 Зеркальная галерея Версальского дворца

Рис. 11 Версаль. Вид на Королевский дворец и парк с запада. Архитекторы Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар, Андре Ленотр. Аэрофотосъемка

АРХИТЕКТУРА ФРАНЦИИ XVII ВЕКА Выполнила: Ученица 10 а класса МБОУ СОШ № 94 Михайлова Кристина Проверила: Учитель истории Фатехова Татьяна Алексеевна

В XVII столетии во французкой архитектуре складываются и постепенно укореняются принципы классицизма. Этому способствует и государственная система абсолютизма. - Строительство и контроль над ним сосредоточиваются в руках государства. Вводится новая должность " архитектора короля ". - В градостроительстве главной проблемой становится крупный городской ансамбль с застройкой, осуществляемой по единому плану. Новые города возникают как военные Саломон де Брос Люксембургский форпосты или поселения близ дворцов дворец в Париже 1615 -1621 правителей Франции. Они проектируются в виде квадрата или прямоугольника в плане. Внутри них планируется строго регулярная прямоугольная или радиально кольцевая система улиц с городской площадью в центре. Ведется перестройка старых средневековых городов на основе новых принципов регулярной планировки. В Париже строятся крупные дворцовые комплексы - Жак Лемерсье Пале. Люксембургский дворец и дворец Пале-Ро. Рояль Париж 1624 -1645 яль (1624, арх. Ж. Лемерсье).

Важный вклад в теорию и практику французского классицизма внес Франсуа Блондель (1617 -1686). В числе его лучших произведений следует отметить триумфальную арку, называемую обычно воротами Сен-Дени в Париже. Одним из произведений архитектуры второй половины XVII века, в котором уже ясно ощущается преобладание зрелых художественных принципов классицизма, является загородный ансамбль дворца и парка Во-ле-Виконт близ Мелена

Жюль Ардуэн-Мансар Площадь побед в Париже Начата в 1684 Вандомская площадь 1687 -1720 Жюль Ардуэн-Мансар, Либераль Брюан Ансамбль Дома инвалидов в Париже Жюль Ардуэн-Мансар Собор Инвалидов 1679 -1706

В 1630 г. Франсуа Мансар ввел в практику строительства городского жилища высокую изломанную форму крыши с использованием чердака под желье. Устройство, получившее по имени автора название "мансарды".

Особенности архитектуры середины и второй половины XVII века сказываются как в огромном объеме строительства крупных парадных ансамблей, призванных возвеличить и прославить господствующие классы эпохи абсолютизма и могущественного монарха - короля-солнце Людовика XIV, так и в совершенствовании и развитии художественных принципов классицизма. -наблюдается более последовательное применение классической ордерной системы: горизонтальные членения преобладают над вертикальными; - усиливается влияние архитектуры итальянского Возрождения и барокко. Это сказывается в заимствовании барочных форм (кривые фронтоны, пышные картуши, волюты), в принципах решения внутреннего пространства (анфилада), особенно в интерьерах, где наблюдаются в большей мере черты барокко, чем классицизма.

Приемы барокко сочетаются с традициями французской готики и новыми классицистическими принципами понимания красоты. Многие культовые сооружения, построенные по установившемуся в итальянском барокко типу базиликальной церкви, получили пышные главные фасады, декорированные ордерами колонн и пилястров, с многочисленными раскреповками, скульптурными вставки и волютами. Примером может служить церковь Сорбонны (1629 -1656, архитектор Ж. Лемерсье) - первое культовое здание Парижа, увенчанное куполом.

Полное и всестороннее развитие тенденции в архитектуре классицизма XVII столетия получают в грандиозном ансамбле Версале (1668 -1689). Главными создателями этого самого значительного памятника французского классицизма XVII века были архитекторы Луи Лево и Ардуэн-Мансар, мастер садово-паркового искусства Андре Ленотр (1613 -1700) и художник Лебрен, участвовавший в создании интерьеров дворца.

Особенности построения ансамбля как строго упорядоченной централизованной системы, основанной на абсолютном композиционном господстве дворца над всем окружающим, обусловлены его общим идейным замыслом. К Версальскому дворцу, расположенному на высокой террасе, сходятся три широких прямых лучевых проспекта города, образующих трезубец. Средний проспект трезубца ведет в Париж, два других - в королевские дворцы Сен-Клу и Со, как бы связывая главную загородную резиденцую короля с различными областями страны.

Театр Версаля Зеркальная галерея Лестница королевы Помещения дворца отличались роскошью и разнообразием отделки. Дорогие отделочные материалы (зеркала, чеканная бронза, ценные породы дерева), широкое применение декоративной живописи и скульптуры - все это рассчитано на впечатление ошеломляющей парадности. В Зеркальной галерее в сияющих серебряных люстрах зажигались тысячи свечей и шумная красочная толпа придворных наполняла дворцовые анфилады, отражаясь в высоких зеркалах.

Парковая скульптура Версаля активно участвует в формировании ансамбля. Скульптурные группы образуют сложные и красивые сочетания с разнообразными фонтанами и бассейнами. Парк Версаля с его широкими променадами, обилием воды служил великолепной "сценической площадкой" для красочных и пышных зрелищ - фейерверков, иллюминаций, балов, спектаклей, маскарадов.

ВОПРОСЫ 1. Какая новая должность вводится во Франции в XVII в. ? А) Архитектор короля Б) Скульптор короля В) Королевский архитектор 2. Как называется одно из лучших произведений Франсуа Блонделя? А) Собор Инвалидов Б) Люксембургский дворец В) Триумфальная арка в Париже 3. В каком году Франсуа Мансар ввел в практику строительство мансарды? А) 1660 г. Б) 1632 г. В) 1630 г.

4. Назовите архитектора – автора церкви Сорбонны. А) Перро Б) Лемерсье В) Лево 5. Что связывают королевские дворцы Сен-Клу и Со? А) Области страны Б) главную загородную резиденцую короля с различными областями страны В) Загородную резиденцию короля и Версальский дворец