Человек является частицей всего общества. Еще в раннем возрасте нас учат, как жить в обществе. В обществе существуют свои правила, по которым нам приходится жить. Из общества формируется сам человек, именно оттуда он все берет для дальнейшего своего развития. Есть известное высказывание: "С кем поведешься, от того и наберешься".

Рассмотрим понятие "человек в обществе" на этом произведении Куприна "Олеся". Главная героиня произведения становится человеком, которого все начинают осуждать. Многие люди видят в ней ведьму и только потому, что ее дом находится в лесу, и она собирает лечебные травы для лекарств. Общество не принимает ее и только потому, что она не такая, как все. Героиня почести пытается наладить отношения с людьми, делают первый шаг, но люди ее не воспринимают. Общество готово пойти даже на убийство, чтобы девушка не жила среди них. И из-за чего? Только потому что она не как все. И живет как она и хочет. Иногда из-за такого давления людей, человек вынужден жить по их правилам. Мало у кого хватает духа, чтобы отстоять свое мнение и жить, как хочет именно он.

Еще один пример в произведении Максима Горького "На дне". Один из героев этого рассказа был очень уважаемым человеком в обществе. Но один поступок кардинально изменил его жизнь. Он наказал обидчика своей сестры и его посадили в тюрьму. Но и там он оставался достойным человеком, вел себя как положено. Когда мужчина отбыл свой срок и вышел, то общество отвернулось от него. И только потому, что люди привыкли видеть только плохое. Из-за таких поступков у человека просто опускаются руки и он даже не пытается отстоять свою честь.

Так же все происходит и в реальной жизни. Иногда лучше согласиться с обществом, чем отстаивать свою точку зрения. Из всего этого я могу сделать только один вывод. Наше общество нужно улучшать, и стоит с ним бороться. Не бойтесь высказывать свое личное мнение и отстаивать свою точку зрения. Многие люди могут не принимать вас, но никогда не опускайте руки. Всегда нужно идти только вперед. Люди всегда говорили, и будут говорить. Всегда говорите свое мнение, тогда найдется тот человек, который прислушается к нему.

Вариант 2

Что такое человеческая единица в бесконечном лабиринте общих взаимоотношений? Это главная маленькая частица, которая все время с ним соприкасается. С самых детских лет мы находимся в социальном окружении, привыкаем и выживаем по тем положениям, которые навязывает нам окружающие люди. Ведь еще древнегреческий мыслитель Аристотель дал человеку второе имя - «общественное животное». Но в то же время окружающие люди порой плохо влияют на личность, в ряде случаев под его влиянием она остается без собственного мнения.

Как например, в произведении Куприна «Олеся» основное действующее лицо, оказывается пострадавшей стороной перед традиционным общественным мнением. Народ верит, что она - ведьма, так как живет в лесу и использует полезные травы. Люди ненавидят нищую девушку лишь за то, что она другая, отличная от них. Она хотела сблизиться с народом, ради любимого, она бросает родину и отправляется в церковь. Тогда народ набрасывается на нее, она чудом выжила. Следовательно, при желании войти в систему общих взаимоотношений чуть не стало для главного персонажа трагедией, и такая позиция часто заставляет личность подчиниться нормам социума и стать таким же, как все. Олесю от такой жизни защитило бегство, но в то же время не все могут сделать этот решительный шаг.

Выхода нет и у обитателей ночлежки, героев истории Горького «На дне». Рассматриваешь каждого героя и видишь, что перед нами недурной индивид, и ничто в его реальности не говорило от том, что он окажется в таком положении. А все вкупе вместе сотворили помойную канаву и нет шанса ни у кого покинуть этот порочный круг. Вот Сатин был успешной и благополучной личностью, пока не наказал преследователя сестрицы, и оказался в тюрьме. Однако все равно он сберег свою гордость и человечность, отсидев срок, а на вольной жизни он понял, что его не видят и не замечают он стал никем для них, нормальные люди от него отвернулись. Чтобы не умереть и как-то выжить, ему суждено было встать на криминальную дорожку. Следовательно, одна общественная группа надломила его своим наплевательским отношением, а вторая втянула в свои аморальные лабиринты, не давая вырваться и начать жизнь с чистого листа. Сатин – пострадавшая личность, так как общество опирается на традиции и правила.

Получается, иногда возникают вариации, когда человек не имеет возможности нормально жить в сложившейся системе общественных взаимоотношений. Иногда он борется с точками зрения и выходками большинства, но в то же время, как правило, не вспоминает о собственных интересах и признает социальные цели и порядки. Но, разумеется, люди должны стремиться к преображению общественности, одновременно с этим соглашаясь с его нападками и упреками. Именно так можно улучшить и усовершенствовать общество.

Несколько интересных сочинений

  • История создания повести Портрет Гоголя и прототипы героев

    Первая редакция повести Гоголя под названием «Портрет» была создана автором за один год, начата в 1833 и закончена в 1834 году. Напечатана она была в 1835 году в одном из сборников под названием «Арабески»

  • Примеры человечности из жизни для сочинения

    Человечность – ценнейшее качество, без которого невозможно жить нормальной жизнью. Люди, обладающие этим качеством, думают не только о себе, но и других. Проще говоря, им не безразлично чужое горе или беда.

  • Образ и характеристика Наташи Ростовой в романе Война и мир Толстого сочинение

    В романе Толстого «Война и мир» описывается много различных женщин: красивых и не очень, умных и пустых. Это красавица Элен и кроткая самоотверженная Соня. Добрая княжна Марья, образованная Жюли Карагина, Мадемуазель Бурьен, Вера и другие

  • Образ и тема дома в романе Тихий Дон Шолохова

    Данное произведение поднимает тему жизни русского народа, который оказался на грани до и после. Все жители городов и станиц оказались на границе, которая разделяет Российскую Империю и новое социалистическое общество.

  • Сочинение рассуждение Душа человека

    Непризнанная, невидимая, неосязаемая часть человека. Тысячелетиями мировые умы спорят о том, что такое душа! Это Божий Дар или банальное осознание себя, как личности с наличием эмоционального фона?

Дорогие друзья! В программу 11-го класса по русской литературе включено большое количество литературных произведений: стихотворения, драматические и прозаические произведения. Многие из них достаточно объёмны и представляют собой значительный по образовательному уровню материал. Программа знакомит вас с различными периодами в развитии и становлении русской литературы, с разными литературными направлениями. Вы познакомитесь с лирикой Серебряного века, прочитаете стихи А. А. Блока, А. А. Ахматовой, С. А. Есенина. Вас ждёт изучение рассказов и повестей И. А. Бунина, А. И. Куприна, М. Горького, В. М. Шукшина, А. И. Солженицына, романов М. А. Шолохова, М. А. Булгакова, Б. Л. Пастернака. Все художественные тексты, которые вам предстоит изучить, необыкновенно глубоки и интересны. Для того чтобы получать удовольствие от чтения литературных произведений, необходимо многое узнать и осмыслить, погрузиться во время и обстановку описываемых событий. Вы познакомитесь с новыми литературными жанрами и художественными приёмами, научитесь понимать и чувствовать красоту авторского слова. После разбора и обсуждения каждого произведения в классе обычно следует домашнее задание учителя написать сочинение. Учащиеся часто испытывают трудности в обобщении своих знаний. Представленные в книге готовые сочинения помогут вам в этом. Используя план, который даётся к каждому сочинению, вы сможете выразить свои мысли, привести примеры из текста, дополнить или изменить сочинение. Помните, что каждое сочинение – индивидуальная творческая работа, выражение ваших личных суждений и впечатлений. При этом не забывайте, что любое ваше мнение должно опираться прежде всего на хорошее знание содержания произведения, о котором вы пишете, и на теоретические знания, которые вы получаете на уроках литературы в школе. Не торопитесь механически переписать готовое сочинение в свою тетрадь. Учитесь самостоятельно выражать мысли и чувства, формулировать собственное мнение. Пусть приведённые в нашей книге сочинения станут для вас обучающими образцами, которые помогут в развитии вашей письменной речи. Желаем успехов!

Из серии: Средняя школа (Литера)

* * *

компанией ЛитРес .

Столкновение природы и цивилизации в повести А. И. Куприна «Олеся»

Как ни грустно в этом непонятном мире, но он всё же прекрасен…

И. А. Бунин

План

I. Вступление.

Проза А. И. Куприна.

II. Основная часть.

Основной конфликт повести «Олеся».

1. Образ главной героини повести.

2. Иван Тимофеевич – образ цивилизованного человека.

3. Мир природы и мир человека.

III. Заключение.

Трагедия любви в повести «Олеся».


Русская литература начала ХХ века отразила пессимистическое, трагическое восприятие жизни писателями. Многие их произведения полны мистических предчувствий, ощущения надвигающейся катастрофы. Выдающийся русский писатель Александр Иванович Куприн также создавал свои рассказы и повести в это время. Он продолжил реалистические традиции русской литературы. Герои его произведений обычные люди, как правило, не очень удачливые, с множеством нерешённых проблем. Но рассказы и повести Куприна не производят мрачного впечатления, не вызывают тягостных ощущений. Проза писателя человечная, светлая и лёгкая, его слог мягкий и немного грустный.

Куприн любит своих героев и сочувствует им. Такова его знаменитая повесть «Олеся», печальное произведение о любви в жестоком реальном мире.

Главная героиня повести, Олеся, живёт в лесу вместе с бабушкой, которую считают в Полесье ведьмой. Олеся – дитя природы, естественное и непосредственное. Она грациозна, красива и без труда пленяет сердце столичного жителя Ивана Тимофеевича. «Прелесть её лица заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности». Перед нами «цельная, самобытная, свободная натура». Олеся умна и одновременно по-детски наивна. Она выросла на природе и способна тонко чувствовать её красоту.

Любовь героини к Ивану Тимофеевичу искренняя, крепкая и беззаветная. Олеся – воплощение природной красоты и силы. Она отдаётся первому чувству без остатка. Именно Олеся заставляет сердце главного героя забиться сильнее. Он начинает замечать красоту окружающей природы и ценить её. «И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку. Взошёл месяц, и его сияние причудливо, пестро и таинственно расцветило лес… Тонкие стволы берёз белели и резко и отчётливо, а на их редкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные, газовые покровы… И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем». Не случайно только лес становится немым свидетелем любви главных героев, сохраняя их тайну.

Ради любимого Олеся не побоялась пойти в церковь, проявив немалое мужество и не испугавшись последствий. Но нравы деревни жестокие. Жители не могут принять того, что внучка ведьмы оказалась в церкви. «Послышались грубые насмешки… сопровождающиеся хохотом, потом отдельные восклицания слились в общий пронзительный бабий гвалт… Вслед ей вместе с бранью, хохотом и улюлюканьем полетели камни». Героине едва удаётся избежать расправы, но её душевные переживания оказываются сильнее физических страданий.

Олеся чувствует, что её любовь не имеет будущего. Перед лицом разлуки именно она утешает главного героя, а не наоборот. Сильная духом девушка говорит любимому ободряющие слова, вселяя надежду на лучшее: «Так и знай же, мой дорогой, что никогда ты обо мне не вспомнишь дурно или со злом… Как расстанемся мы с тобой, тяжело тебе в первое время будет, ох как тяжело… Плакать будешь, места себе не найдёшь нигде. А потом всё пройдёт, всё изгладится. И без горя ты будешь обо мне думать, а легко и радостно».

Иван Тимофеевич – главный герой повести, от лица которого и ведётся повествование. Барин, интеллигентный и образованный, житель столицы, светский человек оказывается в Полесье, глухой провинции. Иван Тимофеевич – типичный герой русской литературы. Умный, добрый по характеру, он устал жить, его сердце «ленивое». Герою посчастливилось встретить истинную любовь, безоглядную и жертвенную. Но в этой ситуации он ведёт себя, как слабый человек. Не понимая страхов главной героини, Иван Тимофеевич настаивает на её посещении церкви. В данном случае его больше заботят внешние приличия, волнует мнение общества, а не чувства возлюбленной. Герой воплощает в себе современного цивилизованного человека, не плохого, культурного, умного, но слабого, не чуткого, не способного на решительные поступки.

Основные события повести разворачиваются в лесу, где живёт Олеся и где она встречается с главным героем. Дикая величественная природа прекрасно описана Куприным. Даже такой уставший от жизни человек, как Иван Тимофеевич, проникается этой красотой. Только в лесу он и Олеся находят душевный покой. Природа спокойна и торжественна. Но она может быть грозной и неуправляемой стихией. Словно в ответ на оскорбление Олеси дождь и ветер разоряют хозяйства жителей Полесья.

Любовь Олеси и Ивана Тимофеевича, взаимная и искренняя, оказывается несчастливой. Она, как нечто естественное и природное, стихийное и необыкновенное, невозможна в прозаичном мире людей. Любовь у Куприна – «всегда трагедия».

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Готовые сочинения по литературе. 11 класс (М. С. Селиванова, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром -

В 90-е годы XIX столетия в русской литературе появился целый ряд новых писателей, в творчестве которых ярко прослеживалось тяготение к реализму. Сознавая все недостатки и пороки общества, эти писатели объективно освещали их в своих произведениях, разоблачали сами основы общественных отношений. Высказывая решительный протест общественному злу и насилию, писатели и поэты стремились к поиску высоких идеалов, старались художественно исследовать и переосмысливать эпоху. Одним из ярких представителей этого направления является Александр Иванович Куприн. Он вошел в историю русской литературы как певец самых светлых и здоровых человеческих чувств. Реальная действительность, которую описывал Куприн в своих произведениях, обусловливала в большинстве случаев трагические мотивы. Но при всем этом в его повестях и рассказах чувствуется своеобразное жизнерадостное, оптимистическое мировидение. Оптимизм и вера в живую человеческую душу, которые, на мой взгляд, наиболее ярко проявились в повести "Олеся", побуждали его к поискам идеала некоего "естественного человека".

В этом произведении Куприн углубляется в сферу народной жизни, показывая как всегда неповторимое мастерство психологического анализа. Автор с глубокой симпатией относился к простому русскому человеку, именно в нем видя истоки духовного возрождения всего русского народа. Потому такими светлыми и радужными красками, с такой нежностью и любовью воссоздает он психологический портрет главной героини.

Большую роль в понимании этого образа играет ее портрет, отражающий в полной мере внешние и внутренние особенности Олеси, в их единстве и непосредственной связи. Перед нами "высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти", которая " держалась легко и стройно". "Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своеобразном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом". Уже один этот портрет выделяет героиню среди всех других жителей села, противопоставляя ее местным "дивчатам", "лица которых под уродливыми повязками, прикрывающими сверху лоб, а снизу рот и подбородок, носят такое однообразное, испуганное выражение". С мастерством настоящего психолога рисует писатель и внутренний мир Олеси, такой не похожий на внутренний мир других героев.

Внимательно анализируя взаимоотношения между людьми, автор показывает различные состояния мыслей и чувств персонажей. Герои повести, при всех различиях в характерах и чувствах, сходны в одном - на них словно бы лежит печать общего неблагополучия, а как следствие - духовной опустошенности. И все эти люди, объединенные общей скупостью чувств, пустотой души, безрадостностью жизни, не могут и не хотят понять и принять "лесную колдунью" Олесю, называя "ведьмой", "чертовкой", обвиняя ее и ее бабку во всех мыслимых и немыслимых несчастьях, хотя сами жители (и никто другой!) виноваты во всех своих бедах. А Олеся - девушка чистая и светлая, наделенная чуткой душой, способная по-настоящему сопереживать, любить, радоваться и грустить. Она может даже пожертвовать собой, если этого требует ее натура, ее сердце, ее чувства и убеждения. Только она и заслуживает настоящего счастья, которое, к сожалению, в реальной жизни не может для нее длиться вечно.

По твердому убеждению Куприна, только естественная жизнь на лоне природы, какую вела Олеся, близкое общение с ее гармоничным миром способны сохранить и воспитать человеческую душу незамутненной, неиспорченной, искренней и прекрасной. Стремлению наиболее полно раскрыть духовный мир дочери лесов Олеси подчинено все в повести Куприна.

Особая роль отведена автором описанию богатейшего прекрасного нетронутого мира природы Полесья. Окружающая природа живет своей полноценной, насыщенной, постоянно меняющейся жизнью. И главное в этом мире - абсолютная гармония, яркость и полнота чувств. Именно чувства героев призваны подчеркнуть все явления природы. Да и сама природа оживает под пером писателя: "сердито пенясь", бегут ручейки, "быстро вертя щепки и гусиный пух", в глубоких лужах отражается бескрайнее голубое небо с "круглыми, точно крутящимися, белыми облаками", "звонкие капли" сыплются с крыш, наполняя все вокруг волшебным звучанием, а воробьи кричат "так громко и возбужденно, что ничего нельзя... расслышать за их криком". Повсюду в мире природы чувствуется "радостная, торопливая тревога жизни".

Именно природа, отношение к ней выступает в повести своеобразным критерием человеческих чувств. Только человек с богатым внутренним миром, способный на искренние, настоящие чувства, может увидеть красоту окружающего мира, ощутить себя неотъемлемой его частью. Таким богатым внутренним миром, чистой и светлой душой обладает и герой Куприна. Потому вместе с весенним воздухом вдыхает он и "весеннюю грусть, сладкую и нежную, исполненную беспокойных ожиданий и смутных предчувствий". И вместе с этим воздухом возникает перед его мысленным взором образ прекрасной Олеси.

На фоне природы, все видящей, все понимающей и хранящей все человеческие тайны, происходят важнейшие события повести. Именно природа освещает самые прекрасные моменты в жизни героев. Ночь, которую проводят молодые люди вдвоем, когда они забывают обо всем, наслаждаясь своим счастьем, сливается "в какую-то волшебную, чарующую сказку". "Взошел месяц, и его сияние причудливо пестро и таинственно расцветило лес, легло среди мрака неровными, иссиня-бледными пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья, на мягкий, как плюшевый ковер, мох.

Тонкие стволы берез белели резко и отчетливо, а на их редкую листву, казалось, были набросаны серебристые, прозрачные, газовые покровы. Местами свет вовсе не проникал под густой навес сосновых ветвей... И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем и жутким безмолвием леса".

И все же, при всей безмерности их счастья, любовь героев обречена. Иначе просто не может быть в мире, где чувства людей умирают, где сердца очерствели под влиянием внешних обстоятельств.

Трагедия их любви в том, что они рискнули остаться в этом мире самими собой, сохранили нетронутой и чистой свою душу. И мир, который отверг в свое время Олесю и ее бабку, обрекает на гибель и героиню, и ее любовь. Трагедию героев, гибель их счастья автор также рисует на фоне разбушевавшейся природной стихии. Природа чувствует неминуемое горе и разражается грозой: "Молния блистала почти беспрерывно, и от раскатов грома дрожали и звенели стекла в окнах моей комнаты". И словно в подтверждение свершившейся непоправимой беды, "в одно из стекол вдруг с такой силой ударил громадный кусок льду, что оно разбилось, и осколки его со звоном разлетелись по полу комнаты". Казалось бы, разъяренная "громада" побеждает. Но на самом деле у нее нет сил победить настоящие чувства, настоящую любовь. Потому что не в силах толпа бездушных, пустых людей победить саму природу.

Неповторимый художник слова, А. И. Куприн очаровывает точностью, ясностью и благородной простотой преображения психологической жизни людей. Он обладает простым и удивительно мудрым волшебством слова. Мастер языка, мастер сюжета и композиции, мастер в изображении природы и человеческих чувств, писатель оставил нам наследие, которое по художественному уровню является достойным образцом русской классики.

Согласны ли вы с утверждением: «Мы совершаем подвиги для тех, кому до нас нет никакого дела, а любят нас те, кому мы нужны и без всяких подвигов"?

Любовь – это одно из самых прекрасных чувств, которое только может испытать человек. Любовь – это чувство глубокой привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, симпатии. Каждый человек хочет любить и быть любимым. Я согласен с утверждением: «Мы совершаем подвиги для тех, кому до нас нет никакого дела, а любят нас те, кому мы нужны и без всяких подвигов».

Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь. Я считаю, что ради любимого человек может совершать и совершает подвиги. Ведь когда человек влюблён, он хочет во что бы то ни стало привлечь внимание объекта своей любви. Ему хочется показать, что он лучший, что достоин любви, что его нужно и можно полюбить. Но иногда складывается очень печальная ситуация: мы совершаем подвиги для тех, кому до нас нет никакого дела. Нельзя заставить другого человека полюбить тебя, потому что искренне любят не за какие-то заслуги, поступки, а просто потому, что ты есть, ты нужен со всеми своими хорошими и плохими качествами. И любимому не нужны твои подвиги, потому что искусственно вызвать любовь нельзя. Совершением подвига можно вызвать чувство уважения, но никак не любовь. Особенно грустно, если совершён подвиг был ради недостойного человека, который не только не оценил поступок любящего сердца, но и не понял его душевного порыва, а возможно, и не заметил его. Подвиги во имя любви совершались во все времена. Подвиг, как утверждается в словаре,- героический поступок, совершенный в трудных условиях. На самом деле, необязательно, чтобы этот поступок был ярким и вызывающим. И тем более необязательно, что совершать его должен исключительно мужчина…

Подвиг во имя любви совершает героиня Куприна из произведения «Олеся». Олеся - девушка, родившаяся и всю юность прожившая в полесских чащобах, дикая, необразованная, чуждающаяся людей. Героиня не умела притворяться, лицемерить, поэтому её любовь не могла быть ненастоящей. Олеся любила Ивана искренне, жертвенно.

Девушка была изгоем общества. Ради Ивана она совершает героический поступок: молодая ведьма ради любимого человека идёт в церковь, хотя ей по роду занятий и происхождению вход туда воспрещён. Она даёт понять герою, что совершит этот смелый поступок, который может повлечь за собой непоправимые последствия, но Иван, понимая это, не делает ничего, чтобы остановить Олесю. Он проявляет трусость, слабость и малодушие. Героиню жестоко избивает разъярённая толпа.

Боясь, что за любовь к ведьме Ивана осудит общество, Олеся уезжает, бежит из родного леса. Из-за общественного мнения, боязни потерять репутацию Иван пренебрёг искренней любовью Олеси, а значит, по моему мнению, не любил её. В душе «цивилизованного» героя есть какой-то нравственный изъян, который мешает ему быть счастливым и дать счастье другому человеку. Герой рассказа А.И. Куприна душевно глух и равнодушен к любящему его человеку, он просто не умеет заботиться о других, слышать их и понимать. К сожалению, Олеся совершает подвиг ради недостойного её человека.

Я полагаю, что любят нас те, кому мы нужны и без всяких подвигов. Иногда тот, кто по-настоящему любит, не может объяснить, за что именно он любит другого человека. Любящий человек принимает любимого таким, какой он есть, замечает в нём только хорошее, а на недостатки не обращает внимания. Лев Николаевич Толстой писал, что людей любят не потому, что они хороши, а потому, что хороши те, кто их любит.

Героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», Татьяна, отдала своё сердце, свою душу Онегину на всю жизнь. Она не представляла себе другого человека, способного завладеть ее чувствами. Герой был ей нужен без всяких подвигов вопреки его язвительности, чёрствости, надменности. Она его принимала таким, какой он есть: со всеми хорошими и неприглядными человеческими качествами.

Несмотря на отповедь Онегина, Татьяна не перестаёт любить его и думать о нём. После посещения опустевшей усадьбы Евгения, героиня пришла к мысли о том, что он вовсе не тот герой, которого она создала в своём воображении, не тот человек, какому она писала письмо. Но от этого любовь Татьяны не исчезла. Любовь к герою, она пронесла через всю жизнь. Татьяна принимала Онегина без всяких подвигов, она хотела, чтобы он был рядом, мечтала оберегать любимого, нежно заботиться о нём. Для искренне любящего человека не нужны подвиги любимого.

Таким образом, тому, кто нас искренне любит, мы нужны без всяких подвигов. А если мы человеку неинтересны, то сколько бы подвигов ради него мы ни совершали, сколько бы вершин ни покоряли, мы никогда не завоюем его любовь.

Комментарий ФИПИ по направлению «Человек и общество» :
"Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации."

Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению "Человек и общество". Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений. Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы. Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению "Человек и общество"

Направление Примерный список литературных произведений Носители проблемы
Человек и общество А. С. Грибоедов "Горе от ума" Чацкий бросает вызов фамусовскому обществу
А. С. Пушкин "Евгений Онегин" Евгений Онегин, Татьяна Ларина – представители светского общества – становится заложниками законов этого общества.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Печорин – отражение всех пороков молодого поколения своего времени.
И. А. Гончаров "Обломов" Обломов, Штольц – представители двух типов, порожденных обществом. Обломов –продукт уходящей эпохи, Штольц – новый тип.
А. Н. Островский. «Гроза» Катерина – луч света в «темном царстве» Кабанихи и Дикого.
А. П. Чехов. «Человек в футляре». Учитель Беликов своим отношением к жизни отравляет жизнь всем окружающим, и его смерть рассматривается обществом как избавление от чего-то тяжелого
А. И. Куприн "Олеся" Любовь «естественного человека» (Олеси ) и человека цивилизации Ивана Тимофеевича не смогла выдержать испытания общественным мнением и общественным устройством.
В. Быков «Облава» Федор Ровба - жертва общества, живущего в непростой период коллективизации и репрессий.
А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» Иван Денисович Шухов – жертва сталинских репрессий.
Р. Брдбери. «И грянул гром» Ответственность каждого человека за судьбу всего общества.
М. Карим «Помилование» Любомир Зух – жертва войны и законов военного времени.

«Человек и общество» – одна из тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2020 года. С каких позиций можно рассмотреть в работе эти два понятия?

К примеру, вы можете написать о личности и обществе, об их взаимодействии, причем как о согласии, так и о противостоянии. Примерные идеи, которые могут прозвучать в этом случае, разнообразны. Это и человек как часть социума, невозможность его существования вне общества, и влияние социума на что-то связанное с человеком: его мнение, вкусы, жизненную позицию. Можно также рассмотреть противостояние либо конфликт отдельно взятой личности и общества, в этом случае в сочинении нелишним будет привести примеры из жизни, истории или литературы. Это не только сделает произведение менее скучным, но и даст шанс повысить свою оценку.

Еще один вариант, о чем писать в сочинении, – это способность или, наоборот, неспособность посвятить свою жизнь общественным интересам, человеколюбие и его противоположность – мизантропия. Или, возможно, в своей работе вы захотите детально рассмотреть вопрос общественных норм и законов, морали, взаимной ответственности общества перед человеком и человека перед обществом за все бывшее и будущее. Интересным будет также сочинение, посвященное человеку и обществу в государственном или историческом плане, роли личности (конкретной или абстрактной) в истории.