Готическая архитектура больше, чем просто удивительна. Она неподвластна времени и зачастую захватывает дух. Не стоит и говорить, что Готическая архитектура была одним из самых экстремальных самовыражений человечества. Дело в том, что вы никогда не знаете, когда и где вы столкнетесь с этим уникальным стилем архитектуры. От американских церквей до грандиозных соборов и даже некоторых гражданских зданий, Готическая архитектура по-прежнему любима людьми и сегодня, но ничто не сравнится с классической готической архитектурой, о примерах которой мы расскажем в этой статье.

Существуют несколько различных типов, но все они прекрасны. От французского до английского и итальянского стиля, Готическая архитектура не идёт ни в какое сравнение с любой другой. Франция была местом зарождения Готической архитектуры, и, если посмотреть на историю готической архитектуры, то она почти духовная. Вот почему вы часто видите соборы 12 века, и даже современные церкви, построенные в прекрасном стиле готической архитектуры. Это один из самых пленительных архитектурных стилей известных на сегодняшний день. Красота заключается в чрезвычайной сложности конструкций и в каждой мелкой детали отделки. Эти произведения искусства выдержали испытание временем.

Это лишь некоторые из многих замечательных дизайнов готической архитектуры, которые доступны для публичного обозрения. Эти строения опять-таки просто неописуемы. Если у вас когда-нибудь появится шанс увидеть одно из этих чудесных произведений искусства, тогда вы сможете понять истинное величие, ностальгическую историю или реалистичность призрачных образов, которые, казалось бы, блуждают по неописуемо красивым залам этих потрясающих зданий. Ничто не сравниться с тем, что вы почувствуете, стоя перед одним из этих замечательных строений.

10. Собор Святого Стефана (St Stephen’s Cathedral), Вена

Собор Святого Стефана, который был построен в 1147 году, стоит на развалинах двух церквей, которые раньше находились на этом месте. Это прекрасный пример всего того, что может предложить готическая архитектура. На самом деле он считается метрополией великой Римско-католической архиепархии Вены, и служит также в качестве места пребывания архиепископа. Это самое важное религиозное здание в Австрии.

Собор Святого Стефана вынес испытание временем и стал свидетелем многих исторических событий. Он покрыт красиво окрашенной крышей, которая в настоящее время выступает в качестве одного из самых уникальных и узнаваемых религиозных символов города. Изысканная крепость является отличительной особенностью венского горизонта.

В структуре здания есть кое-что, о чём многие из нас не знают - северная башня на самом деле должна была зеркально отражать южную башню. Изначально здание планировалось куда более амбициозным, но исходя из того, что готическая эра прошла, строительство прекратилось в 1511 году и на северную башню была достроена шапка в стиле архитектуры эпохи возрождения. Теперь жители Вены называют её «верхушка водонапорной башни».

Местные жители также называют вход в здание «Riesentor» или «дверь гиганта». Колокола, которые были когда-то размещены в Heidentürme (южной башне) были навсегда утеряны во время Второй мировой войны. Тем не менее, на северной башне есть колокольня, которая всё ещё функционирует. Самыми старыми частями собора Святого Стефана являются его римские башни и дверь гиганта.

9. Мирский замок (Mir Castle)


Мирский замок это захватывающий дух пример готической архитектуры 16-го века, расположенный в Гродненской области. Он является одним из самых важных туристических достопримечательностей в Беларуси. Знаменитый князь Ильинич построил его в начале 1500-ых годов. Однако строительство этого 3-этажного замка началось как строительство готического произведения искусства. Оно было позже закончено его вторым владельцем Миколаем Радзивиллой в стиле эпохи Возрождения. Замок был когда-то окружён рвом, и у его северной стены разбиты прекрасные итальянские сады.

Мирский замок перенёс значительный ущерб во время наполеоновских войн. Николай Святополк-Мирский купил его, и начал его восстановление, прежде чем передать его своему сыну для полного завершения. Сын Мирского нанял хорошо известного архитектора по имени Теодор Бурсзе (Teodor Bursze), чтобы исполнить пожелания отца, и его семья владела Мирским замком до 1939 года.

Замок когда-то служил гетто для евреев после их ликвидации нацистскими силами. Впоследствии он стал жилищным фондом, ну, а сегодня Мирский замок является объектом Национального наследия. Это огромная часть местной и национальной культуры, и феноменальный фрагмент готической архитектуры, которым могут любоваться как местные жители, так и туристы.

8. Собор Антверпенской Богоматери (Antwerp Cathedral)

Антверпенский Собор, также известный как Собор Антверпенской Богоматери, является Римско-католическим зданием в Антверпене (Antwerp), Бельгия. Строительство этого выдающегося шедевра готической архитектуры началось в 1352 году и продолжалось до 1521 года. Строительство было прекращено в 1521 году и на сегодняшний день остаётся не завершённым.

Собор стоит там, где с девятого по двенадцатый век находилась небольшая часовня Богоматери. Теперь он является самой большой и самой захватывающей церковью в готическом архитектурном стиле в Нидерландах.

Глядя на это царственное строение, сложно себе представить, что в 1533 году огонь разрушил его и это, по сути, явилось причиной того, что он не был закончен. Тем не менее, благодаря его удивительной красоте, он стал собором архиепископа в 1559 году. С начала 1800-х годов до середины 1900-х годов, он вновь пустовал и даже был повреждён во время нескольких местных войн.

Удивительное строение перенесло испытания временем, войной, огнём и его история обрела счастливый конец, когда в 19-ом веке благодаря реставрации оно было полностью восстановлено. В 1993 году, наконец, закончилась реставрация, которая началась в 1965 году и этот впечатляющий шедевр готической архитектуры и произведение искусства, был вновь открыт для публики.

7. Кёльнский собор (Cologne Cathedral)

Какой величественный шедевр готического архитектурного искусства! Его строительство продолжалось с 1248 по 1473 год, затем оно остановилось и возобновилось лишь в 19 веке. Как и многие здания его статута, Кёльнский собор является Римско-католической церковью и находится в Кёльне, Германия. Он служит резиденцией любимого народом архиепископа, а также архиепархией. Этот памятник является маяком и символом, как немецкого католицизма, так и выдающейся и запоминающейся готической архитектуры. Кёльнский собор также находится в списке объектов Всемирного наследия, и является самой посещаемой туристической достопримечательностью Германии.

Готическая архитектура, представленная в этом строении просто удивительна. Это самый большой готический собор в Северной Европе со второй по высоте сферой. У этого здания также имеется самый большой фасад из всех церквей по всему миру на сегодняшний день. Соотношение ширины к высоте клироса по сравнению с другими средневековыми церквями ставит его на первое место и в этой категории.

В этом неописуемо прекрасном здании есть так много прекрасных вещей, на которые можно посмотреть, что для того, чтобы по-настоящему оценить их, вам нужно посмотреть на них своими глазами.

Его дизайн был основан на дизайне собора Амьенской Богоматери (Amiens Cathedral). Он повторяет конструкцию с латинским крестом и высокими готическими сводами. В соборе можно увидеть прекрасные витражи, высокий алтарь, оригинальные крепления и многое другое. Его поистине можно назвать современным сокровищем.

6. Бургосский собор (Cathedral of Burgos)


Этот пример Готической архитектуры 13-го века опять-таки предстаёт перед нами во всей красе. Бургосский собор это безукоризненно построенный и отделанный изысканными мелкими деталями собор, находящийся в Испании и занимаемый католиками. Он посвящён Деве Марии. Это огромный архитектурный шедевр, строительство которого было начато в 1221 году и продолжалось до 1567 года. Собор построен во французском готическом стиле. Позже в 15-м и 16-м веке, в его структуру были также внесены элементы архитектурного стиля эпохи Возрождения. Он был включён в список соборов, считающихся предметами Всемирного наследия соборов и Готической архитектуры в конце 1984 года, став, таким образом, единственным испанским собор, носящим этот статус.

В этом исторически богатом и прекрасном месте есть много вещей, на которые можно полюбоваться. От статуй 12 апостолов до часовни Кондестабле (Condestable) и всего произведения искусства в целом - их гораздо больше, чем мы можем описать в этой статье. Собор является готическим до самого сердца и заполнен ангелами, рыцарями и геральдикой среди других потрясающих красот.

5. Собор Святого Вита (St Vitus Cathedral)


Этот великолепный образец готической архитектуры находится в Праге. Собор Святого Вита гораздо прекраснее, чем можно описать словами. Собор построен в строго готическом стиле. Он просто потрясающий. Если у вас когда-либо появится шанс посмотреть на него - обязательно сделайте это. Такая возможность совершенно точно предоставляется лишь один раз в жизни!

Собор является не только замечательным примером готической архитектуры, сама церковь является самой почитаемой и важной в стране. Он также является самым крупным собором. Он расположен рядом с Пражским Градом (Prague Castle) и гробницами императоров Священной Римской империи, кроме того, там покоятся останки чешских королей. Весь комплекс, конечно же, находится во владении государства.

4. Вестминстерское аббатство (Westminster Abbey)


Вестминстерское аббатство также известно как Соборная церковь Святого Петра в Вестминстере (Collegiate Church of St Peter at Westminster). По большей части аббатство построено в готическом стиле и является одним самых заметных религиозных зданий Лондона.

По преданию, в конце 1000-х годов на том месте, где сейчас находится Вестминстерское аббатство, стояла церковь под названием Торн Ей (Thorn Ey). Строительство Вестминстерского аббатства, по легенде было начато по просьбе Генриха III в 1245 году для подготовки места его захоронения. В аббатстве было проведено более 15 королевских свадеб.

Это удивительное произведение Готической архитектуры было свидетелем многих исторических событий, войн, оно понесло свою долю ущерба, и пережило много дней славы. Сейчас оно является постоянным напоминанием событий давно ушедших дней.

3. Шартрский собор (Chartres Cathedral)

Шартрский собор также известен как Собор Шартрской Богоматери (Cathedral of Our Lady of Chartres). Это римский, средневековый католический собор, который находится во Франции. Большая его часть была построена с 1194 по 1250 годы, и он прекрасно сохранился. В 13 веке в конструкцию этого выдающегося произведения Готической архитектуры были внесены незначительные изменения, но в основном он остался практически таким, каким он был изначально. Святая плащаница Девы Марии хранится в Шартрском соборе. Считается, что плащаница была на Марии во время рождения Иисуса. Это строение и реликвия, хранящаяся в нём, являются популярными туристическими достопримечательностями, которые привлекают множество христиан.

2. Замок Рейнштайн (Burg Rheinstein)


Замок Рейнштайн является величественным замком, приютившимся на склоне холма в Германии. Он представляет собой просто незабываемое зрелище, а стиль готической архитектуры, применённый при его постройке, не идёт ни в какое сравнение с другими строениями того же временного периода.

Он был построен в период между 1316 и 1317 годом, но к 1344 году он начал приходить в упадок. Тем не менее, в 1794 году он был куплен и восстановлен персидским принцем Фридрихом (Prince Fredrick of Persia), который прожил в нём до 1863 года.

1. Ратуша Ауденарде (Oudenaarde Town Hall)


Наконец мы подошли к описанию Ратуши Ауденарде. Это восхитительно красивая ратуша в Ауденарде (Oudenaarde), Бельгия. Архитектором, создавшим этот шедевр, является Хендрик ван Педе (Hendrik van Pede) и она была построена между 1526 и 1537 годами. На это строение обязательно должны посмотреть все те люди, которые любят историю и прекрасное искусство или старые здания.


Готика – художественный стиль, господствующий в европейской архитектуре в XIII – XV вв. Слово происходит от итал. gotico непривычный, варварский (Goten варвары; к готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного. В эпоху Возрождения искусство Средневековья считалось «варварским». Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готическое искусство было культовым по назначению и религииозным по тематике. Собор Нотр - Дам в Париже ()


Зародилось готическое искусство во Франции, в 40- е гг. XII в. в области Иль де Франс. Создателем готики считается настоятель монастыря Сен – Дени аббат Сугерий. В ходе реконструкции главного храма аббатства был разработан новый тип архитектуры. Собор Сен - Дени, 1137 – 1140 Аббатство Сен - Дени – бенедиктинское аббатство, главный монастырь средневековой Франции. С XIII в. – усыпальница фр. Королей. Ранний образец готики.








Нервюрный свод, витражи и апсида. Здание 36 метров в длину, 17 - в ширину и высотой в 42.5 метра. Сен – Шапель, Париж,




Витраж собора Нотр - Дам в Шартре. ()


Врата собора Нотр – Дам в Реймсе. () « Королевские врата » собора Нотр – Дам в Шартре. (1145 – 1155)


Готическая архитектура XV в. во Франции получила название « Пламенеющая готика ». В ней наблюдается обилие украшений, еще более вытянутые по вертикали формы и дополнительные треугольные выступы над стрельчатыми арками, напоминающими языки пламени. Собор Нотр - Дам в Реймсе, 1211 – 1420.


В большинстве европейских стран можно встретить готические сооружения. В каждой стране они имеют свои характерные черты. Вестминстерское аббатство, Капелла Кембриджского королевского колледжа,


Готическая архитектура.

Готика - это период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин "готический стиль" чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватила также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т.д.

Эволюция готики.

Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению "итальянской готики". В конце XIV века Европу охватила так называемая "интернациональная готика". В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше - вплоть до XVI века. К зданиям и произведениям искусства, содержавшим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (смешение разных стилей различных культур) ,в середине XIX века, и позднее, применяется термин "неоготика". В 1980-е годы термин "готика" начал применяться для обозначения субкультуры ("готическая субкультура"), в том числе музыкально направления ("готическая музыка"). Слово происходит от итальянского gotico - непривычный, варварский. Сначала это слово употреблялось в качестве бранного. Следует заметить, что многие считают, что название стиля произошло от Goten - варвары. Но не стоит путать, к историческим готам этот стиль никакого отношения не имеет. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика в своём развитии подразделяется на 3 периода:

1) Ранняя готика;

2) Период расцвета;

3) Поздняя готика.

Готический стиль.

В основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался он на основе романской, точнее говоря - бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимпергами, тимпанами, архивольтами) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы этого стиля подчёркивают вертикаль. Как и во всей готике, в готической архитектуре выделяются три этапа развития:

1) Ранний;

2) Зрелый (высокая готика);

3) Поздний (пламенеющая готика).

С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил своё значение.

Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени - новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.

Система аркбутанов и контрфорсов.

Каркасная система готической архитектуры - совокупность конструктивных строительных приёмов, появившаяся в готике, которая позволила изменить нагрузки в здании и заметно облегчить его стены и перекрытия. Благодаря данному изобретению архитекторы средневековья смогли значительно увеличить площадь и высоту возводимых сооружений. Основными элементами конструкции являются контрфорсы, аркбутаны и нервюры. Главной и в первую очередь бросающейся в глаза чертой готических соборов является их ажурная структура, представляющая собой резкий контраст массивным конструкциям предшествующей романской архитектуры.

Главной и в первую очередь бросающейся в глаза чертой готических соборов является их ажурная структура, представляющая собой резкий контраст массивным конструкциям предшествующей романской архитектуры.

Готические своды.

Важнейшим элементом, изобретение которого дало толчок прочим достижениям инженерной мысли готики, стал нервюрный крестовый свод. Он же стал основной конструктивной единицей при сооружении соборов. Основной признак готического свода - чётко выраженные профилированные диагональные рёбра, составляющие основной рабочий каркас, воспринимающий основные нагрузки.

Распределение нагрузки.

Техническим прорывом архитекторов готики явилось их открытие нового способа распределения нагрузки. Нужно сказать, что любое свободностоящее здание испытывает два вида нагрузок: от собственного веса (включая перекрытия) и погодные (ветер, дождь, снег и др.). Затем оно (здание) передаёт их вниз по стенам - к фундаменту, нейтрализуя затем в земле. Именно поэтому каменные здания строятся более основательно, чем деревянные, так как камень, будучи тяжелее древесины, подвергается большей угрозе обрушения в случае ошибки в расчётах. В романской архитектуре, отчасти являющейся наследницей древнеримской, несущими частями здания были все стены целиком. Если архитектор желал увеличить размет свода, то таким образом увеличивался и его вес, и стену приходилось утолщать, чтобы она могла выдерживать вес такого свода. Но в готической архитектуре от этого метода отказались. Решающей для развития готики стала догадка, что вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определённых точках, и если поддерживать именно в этих местах, другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими. Так возник готический каркас - хотя предпосылки для него появились несколько ранее: "Исторически этот конструктивный приём возник из усовершенствования романского крестового свода. Уже романские зодчие в некоторых случаях выкладывали швы между распалубками крестовых сводов, выступающими наружу камнями. Однако такие швы имели тогда чисто декоративное значение; свод по-прежнему оставался тяжёлым и массивным". Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили более лёгким ажурным, давление этого свода передаётся нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. "Нервюрный свод был значительно легче романского: уменьшались и вертикальное давление, и боковой распор. Нервюрный свод своими пятами опирался на столбы-устои, а не на стены; распор его был наглядно выявлен и строго локализован, и строителю было ясно, где и как распор должен быть "погашен". Кроме того, нервюрный свод обладал известной гибкостью. Усадка грунта, катастрофическая для романских сводов, была для него относительно безопасна. Наконец, нервюрный свод имел ещё и то преимущество, что позволял перекрывать пространства неправильной формы". Таким образом, конструкция сильно облегчается за счёт перераспределения нагрузок. Прежде несущая, толстая стена превратилась в простую "лёгкую" оболочку, чья толщина больше не влияла на несущую способность здания. Из толстостенного здания собор превратился в тонкостенный, но зато "подпёртый" по всему периметру надёжными и элегантными "подпорками". Кроме того, готика отказалась от полуциркульной, обычной арки, заменяя её везде, где только можно стрельчатой. Использование сводчатой арки в сводах позволяло уменьшить их боковой распор, направляя значительную часть давления прямо на опору - причём, чем выше и заострённее арка, тем меньше она создаёт боковой распор на стены и опоры. Массивный свод заменился ребристым сводом, эти рёбра - нервюры диагонально перекрещивались и воспринимали нагрузку. Пространство между ними заполнялось простой распалубкой - лёгкой кладкой кирпича или камня.

Аркбутан - это наружная каменная упорная арка, которая передаёт распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания - контрфорсы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли. В ранний период развития готики встречаются аркбутаны, скрытые под крыши, но они мешали освещать соборы, поэтому вскоре они были выдвинуты наружу, и стали открыты для обозрения извне. Аркбутаны бывают двух пролётные, двухъярусные, и комбинирующие оба этих варианта.

Контрфорс - в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействуют распору сводов. В средневековой архитектуре догадались не прислонять его к стене здания, а вынести его наружу, на расстояние нескольких метров, соединив со зданием перекинутыми арками - аркбутанами.

Этого было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. Внешняя поверхность контрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной.

Пинакль - остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте примыкания к нему аркбутана. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий.

Столб-устой - мог быть простого сечения или же представлять собой "пучок колонн".

Нервюра - ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное. Система нервюров образует каркас, поддерживающий облегчённую кладку свода. Делятся нервюры на:

1)Щековые арки - четыре арки по периметру квадратной ячейки в основании свода.

2)Ожива - диагональная арка. Почти всегда полуциркульная.

3)Тьерсерон - дополнительная нервюра, идущая от опоры и поддерживающая посередине лиерны.

4)Лиерны - дополнительная нервюра, идущая от точки пересечения ожив к щелыге щековых арок.

5)Контрлиерны - поперечные нервюры, связывающие между собой основные (т.е. оживы, лиерны и тьерсероны).

6)Запалубка - в нервюрном своде заполнение между нервюрами.

7)Замковый камень (розетка)

Декор.

Техническое решение конструктивных проблем не было единственной задачей готического архитектора. Обогащение фактур и украшение конструкции шло одновременно с эволюцией конструктивных решений и почти неотделимо от них. Контрфорсы увенчивались ланцетовидными башенками-пинаклями, в свою очередь украшенными зубцевидными выступами. Водосбросы с помощью скульптора превращались в фантастическое сочетание животных и растительных форм. Уступами уходящие вглубь отливы порталов поддержаны тонкими колонками попеременно с удлиненными фигурами ангелов и святых, а арочного контура тимпан над дверями покрывался рельефами на темы Страшного суда или аналогичные сюжеты и раскрашивался в яркие цвета. Таким образом, все виды искусства играли свою роль в просвещении паствы, предупреждая верующих об опасностях греховной жизни и наглядно изображая блаженство святой жизни.

В решении оконных проемов происходило такое же слияние конструктивной эволюции и орнаментальности. Первоначально дело ограничивалось группировкой двух или трех некрупных окон в единой архитектурной раме. Затем простенок между такими окнами последовательно уменьшался, тогда как число проемов возрастало, пока не был достигнут эффект полностью рассеченной поверхности стен. Дальнейшее сокращение размеров каменных простенков между меньшими окнами привело к возникновению кружевной конструкции окна, орнаментальный рисунок которого создавался тонкими каменными ребрами. Поначалу собранные в виде простейших геометрических форм, кружевные структуры окон со временем становились все сложнее. В Англии такой «украшенный» стиль конца 14–15 вв. сменился «перпендикулярным», которому во Франции соответствовала стиль «пламенеющей готики».

Многоцветные витражи в этих окнах собирались из небольших кусков стекла, зажатых Н-образным свинцовым профилем, обеспечивавшим изоляцию от влаги. Однако свинцовые обоймы не имели достаточной прочности, чтобы противостоять давлению ветра на большую поверхность стекла, что впоследствии потребовало применения рам из железных стержней или арматуры.

Со временем вместо железной арматуры стали применять фигурные каменные ребра, что открыло путь более свободным кружевным композициям. В витражах 12 в. доминирующими цветами были оттенки синего, дополненного красным, привносящими теплоту целому. Желтый, зеленый, белый и фиолетовый цвета использовались чрезвычайно скупо. В том же столетии строители цистерцианских церквей, отказавшись от обилия цветов, стали использовать в декоративных целях гризайль (живопись в разных оттенках одного цвета, чаще серого) по простой зеленовато-белой поверхности стекла. В 13 в. размер кусков окрашенного стекла увеличивается, и красный применяется значительно шире. В 15 в. начинается упадок витражного искусства.

Готическая роза/розетка

Варианты нервюрных сводов.

Схемы разнообразных вариантов нервюрного свода.

В готических соборах можно найти множество вариантов переплетения нервюр, многие из которых не имеют названия. Несколько основных типов:

1) Крестовый свод (quadripartite rib vault) - простейший вариант нервюрного свода, имеющий шесть арок и четыре поля запалубки.

Стрельчатый крестовый свод.

2) Шестигранный свод (sexpartite rib vault) - усложнённый вариант крестового свода, благодаря введению дополнительной нервюры, делящий свод на 6 запалубок.

3) Звёздчатый свод (lierne vauit, Stellar vault) - следующая ступень усложнения, благодаря введению лиерн, число которых может увеличиваться. Расположение нервюр приобретает очертания звезды.

Звёздчатый свод. Фото снизу.

Звездчатый свод - форма крестового готического свода. Имеет вспомогательные ребра - тьерсероны и лиерны . В каркасе четко выделяются основные диагональные ребра крестового свода.

4) Веерный свод (fan vault) - создаётся нервюрами, исходящими из одного угла, имеющими одинаковую кривизну, составляющими равные между собой углы и образующими воронкообразную поверхность, напоминающую веер. Типичен для Англии ("распластанная готика").

5) Сетчатый свод (netvault) - нервюры создают сетку рёбер с ячейками, примерно одинаковыми по размеру.

Замки, усадьбы и жилые дома.

В гражданской архитектуре готической эпохи необходимо различать ранний замок, служивший и жилищем и цитаделью, от более поздней загородной резиденции, которая возводилась в эпоху относительного сокращения необходимости в индивидуальной обороне каждого от всех. И в первом и во втором типах можно обнаружить признаки, первоначально выработанные в церковной архитектуре.

Типичный по структуре дом 13 в. имел три этажа и ставился к улице либо боковой стеной, либо торцом. Первый этаж был обычно занят лавкой и складом; на втором размещались гостиные, из которых главная была обращена окнами на улицу; на третьем или на чердаке размещались спальные покои. Лавка, обращенная к фасаду, и кухня позади были обычно разделены внутренним двором. Уже в 13 в. в моду вошло декоративное оформление печных труб, и достаточно широко применялся резной декор.

Наиболее популярными материалами в жилищном строительстве были дерево и штукатурка, однако в некоторых регионах предпочитали использовать камень или кирпич. Деревянный каркас обычно собирался из мощных брусьев, соединения которых тщательно пригонялись и притесывались. Каркас оставляли открытым снаружи, он привносил фасаду четкий декоративный рисунок. Рисунок образовывался вертикальными и горизонтальными тягами, кое-где соединенными диагональными связями (в некоторых регионах – перекрещивающимися диагоналями). Заполнение между элементами каркаса выполнялось из штукатурки по деревянной дранке или из кирпича, затем покрывавшегося штукатуркой. Оконные переплеты в целом следовали церковной моде, но, разумеется, в упрощенных формах.

В 14–15 вв. ни в общей планировке, ни в конструктивной схеме жилого дома не происходит существенных изменений, однако число окон увеличивается, а сами они делаются крупнее. К 1500 прежние «кружевные» переплеты как правило вытесняются прямоугольными окнами с прямыми импостами и тягами

Гражданская архитектура.

Готическая архитектура Франции не ограничивается церквами, замками и жилыми домами, охватывая также городские ратуши, городские колокольни, больницы, школы разного уровня и все прочие общественные постройки, необходимые для жизни средневекового человека.

Городская колокольня служила обычно символом независимости города. На нее навешивали несколько колоколов, среди которых был и сигнальный колокол, а в 14 в. на ней начали устанавливать часы. В Мулене сохранилась такого рода башня, на которой часы вызваниваются механическими фигурами.

Большинство средневековых больниц построены в готическую эпоху. Их основателями были и церковь и феодальные сеньоры, однако управление госпиталем обычно передавалось в руки церкви. У тогдашних больниц были более широкие функции, чем у современных, так как в них, наряду с лечением больных, давали приют и пищу паломникам, старикам, бездомным и нуждающимся. Их планировка, конструктивная система и декор заимствовались в равной мере у церковной архитектуры и у архитектуры жилого дома. Первые «лазареттос», или лепрозории для больных проказой, были и первыми больницами в узком смысле слова. В таких лазаретах прокаженные обитали в отдельных домиках, а те, кто за ними присматривал, – в обособленной постройке. Около 1270 во Франции насчитывалось до 800 лазаретов, но к 15 в. нужда в них сократилась настолько, что средства, выделявшиеся на их содержание, были направлены на другие цели. Госпиталь Маладреди дю Тортуар позволяет составить представление о типе этого учреждения. На прямоугольном участке расположены три постройки: двухэтажный корпус для пациентов, капелла и двухэтажное здание персонала, где размещалась и кухня. На каждом из двух этажей больничного корпуса был один длинный зал, освещенный восемью окнами с кружевным переплетением. Камины обогревали зал и обеспечивали его вентиляцию, а передвижные деревянные ширмы между постелями позволяли отделять больных друг от друга.

Монашеские ордена, специализировавшиеся на помощи больным, создали другой тип госпиталя. Лучше всего сохранившийся средневековый госпиталь в Боне позволяет увидеть классическую планировку больницы 15 в. По сторонам окруженного аркадой внутреннего двора расположены большие залы (один для мужчин, другой для женщин) и два боковых крыла. Первоначально в торце каждого зала был устроен алтарь, освещенный большим окном. Залы были перекрыты деревянными сводами. Глазурованные изразцы снаружи, росписи и гобелены внутри привносили в общее решение интенсивный цвет. Деревянные галереи, окружающие двор, давали пациентам возможность прогулок под на свежем воздухе.

Миланский собор. высота от земли (со шпилем) - 108, 50 м; высота центрального фасада -56, 50 м.; длина главного фасада: 67, 90 м; ширина: 93 м.; площадь: 11.700 кв. м; шпили: 135; 2245 статуи на фасадах.

Собор в Реймсе (Notre-Dame de Reims) в французской провинции Шампань (Champagne). Архиепископ Реймса Обри де Умбер (Aubry de Humbert) в 1211 году заложил Собор Божьей Матери. Архитекторы Жан дОрбе (Jean d"Orbais) 1211 г, Жан ле Лу (Jean-le-Loup) 1231-1237 гг., Гоше Реймский (Gaucher de Reims) 1247-1255 гг., Бернард Суассонский (Bernard de Soissons) 1255-1285 гг.

Аббатство Сен Дени под Парижем. Франция. 1137-1150 гг.

Готический стиль. Собор в Шартре - Cathédrale Notre-Dame de Chartres - католический кафедральный собор в городе Шартр (1194-1260гг.)

Готический Ульмский собор. Ульм в Германии в высоту 161,5 м. (1377-1890 гг.)

Римско-католический готический Кёльнский собор Пресвятой Богородицы и Святого Петра (Kölner Dom). 1248-1437 гг.;1842-1880 гг. Строился по образцу французского собора в Амьене.

14712 0

Готический стиль в архитектуре – самый величественный и монументальный. Он единственный из всех направлений дизайна зданий имеет культовый, религиозный колорит. Преимущественно использовался при возведении католических храмов, соборов, церквей. Поэтому готический стиль обрел популярность в тех странах, в которых главенствует эта религия.

Готику невозможно имитировать с помощью облицовочных материалов и отделочных работ. Это направление архитектуры выражено в самой конструкции строений, сообщающей им грациозный и одновременно величественный вид. Все они имеют одну особенность: снаружи выглядят значительно меньшими, чем внутри.

Основа таких зданий – каркас, состоящий из специальных «ребер» – нервюр, контрфорсов, аркбутанов. Это основные элементы конструкции, применение которых помогает снизить нагрузку на стены и правильно ее распределить. Это позволило выстраивать максимально широкие оконные проемы и высокие своды, использовать в оформлении зданий стеклянные витражи. Благодаря прочному каркасу, удалось существенно снизить вес строений и увеличить их площадь и высоту.

Готические архитектурные композиции невозможно перепутать с ансамблями других стилевых направлений. Готика имеет только ей присущие черты: особую экспрессию и динамику, выразительность декоративных элементов. Здания, выстроенные в этом стиле, являются настоящими произведениями искусства, наследием культуры средних веков.

Характерные черты готической архитектуры – устремленные ввысь пикообразные купола и стеллы, высокие своды, широкие стрельчатые арки, массивные колонны. Огромные внутренние пространства соборов и храмов призваны подчеркнуть ничтожность человека перед Богом. Тщательно продуманная конструкция каркаса зданий позволила достичь качественных звуковых эффектов, обеспечивающих слышимость голоса пастыря в самых отдаленных уголках храма.

Типы сводов готических зданий

Один из основных элементов готических строений – свод. Он состоит из особых деталей каркаса – нервюр, что в переводе означает «жилка» или «ребро». Первым был изобретен крестовый свод, который стал впоследствии основным элементом строений в готическом стиле. Помимо него, существуют и другие типы сводов:

  • звездчатый;
  • шестигранный;
  • веерный;
  • сетчатый.

Каждый из них является основой купола или арки, представляет собой опорную конструкцию для стен и кровли. По мере развития архитектурного стиля, в каркас сводов стали включать не только массивные нервюры, но и более тонкие и изящные перемычки – тьерсероны и лиерны. Это вспомогательные элементы, наличие которые позволяет формировать криволинейные строения.

Звездчатый свод — фото

Элементы оформления готики

Неизменный атрибут готики – скульптурные композиции. Это неотъемлемые элементы оформления любого католического собора или храма. Скульптуры призваны сообщить пространству одухотворенность и придавать ему особый, религиозный смысл. Для готики характерно украшение зданий скульптурами пророков, ангелов, святых. Зачастую композиции фигур передают смысл религиозных тестов и наставлений. В любом храме присутствуют скульптуры Девы Марии и Христа. Каждый элемент оформления зданий предназначен для воздействия на душу и разум простого человека, вызова у него эмоционального отклика и чувства преклонения перед величием Бога.

Ранней готике (начало-середина ХII века) присущи более простые и лаконичные черты. Для этих строений характерны широкие порталы для входа в здание, которые закрывались массивными дверями. Начиная с ХIII века при строительстве готических зданий стал использоваться каркасный стиль. С начала XIV века фасады соборов стали украшать лепниной и скульптурными композициями. Причем элементы оформления зачатую располагали по всей высоте стен.

Соборы и храмы нередко перестраивали, поэтому в одном здании можно увидеть черты разных направлений и этапов развития готики. Начиная с XVI века этот стиль архитектуры стал постепенно утрачивать свое былое значение, так как на первый план стали входить барокко и ренессанс.

Помимо скульптур и лепнины, в оформлении зданий готического стиля используют такие элементы декора, как ажурные шатры и порталы. Внутри строений расположены величественные колонны, являющиеся опорными элементами конструкции. Верхние части рядом стоящих колонн образовывают своеобразные шатры или своды, украшенные различными барельефами.

Витражи в готике

Важнейший атрибут готического стиля – цветные витражи. Эти элементы оформления католических соборов и храмов отличаются яркими насыщенными тонами, контрастирующими с зачастую темным цветом стен. Каждый витраж – произведение искусства, результат многолетнего труда художников и специалистов по работе со стеклом.

Любой элемент оформления готических зданий несет в себе какой-либо смысл, чаще всего – религиозный. Витражи не являются исключением. Каждый из них представляет собой картину, изображающую сцену из жизни святых или других персонажей католических книг. Несмотря на огромную площадь витражей и их цветовую насыщенность, снаружи здания они выглядят серыми и блеклыми. Вся их красота проявляется лишь при прохождении сквозь стекло солнечных лучей. Разноцветное сияние придает пространству соборов особый колорит и торжественность.

Религиозные сцены в многочисленных витражах культовых строений настолько часто и подробно детализировали сюжеты религиозных книг, что со временем были причислены к неким эквивалентам рукописных текстов.

Если есть желание оформить свой дом в готическом стиле, это можно сделать и внутри помещений. Скульптуры, барельефы, витражи и колонны помогут создать соответствующую монументальную и религиозную атмосферу. Для того чтобы придать строению черты готической архитектуры, можно использовать несколько приемов:

  • оформить фасад соответствующими стилю элементами декора;
  • установить скульптуры;
  • украсить окна витражами;
  • прикрепить к стенам дома пенополиуретановые фальш колонны и арки.

Цены на витражные самоклеющиеся пленки

Витражные самоклеющиеся пленки

Что понадобится для изготовления витража

Оформление дома в готическом стиле предполагает монтаж массивных витражей из цветного стекла. Габариты этих конструкций весьма значительны, поэтому изо всех техник соединения кусочков стекла можно использовать только одну: «паяный витраж».

Что потребуется для создания этого эффектного элемента декора?

  1. Разноцветное стекло толщиной не менее 2 мм.
  2. Свинцовый, медный, стальной или латунный профиль.
  3. Материал для изготовления рамы: металл, дерево.
  4. Станок для обработки стекла.
  5. Плотная бумага или картон для изготовления шаблона.
  6. Стеклорез.
  7. Свинцовая или медная клейкая лента.
  8. Припой, канифоль.
  9. Флюс.
  10. Специальные щипцы и кусачки для разлома стекла.

Подготовка рабочего места, материалов и инструментов

Основные работы при изготовлении паяного витража – нарезка и обточка стекла. Этот материал требует аккуратного с ним обращения, поэтому потребуется просторный, гладкий и ровный стол. Его оптимальная высота – 5-10 см выше пояса того человека, который будет заниматься изготовлением витража.

Выбор стеклореза

Основной инструмент, с которым придется работать – стеклорез. Можно использовать любой, тот, который наиболее удобен:

  • масляный;
  • роликовый;
  • алмазный;
  • победитовый.

При выборе инструмента важно обратить внимание на то, насколько удобна его рукоять (ручка). Лучше всего покупать стеклорез с алмазной режущей кромкой. Но следует учесть, что в процессе работы его нужно будет периодически затачивать. Поэтому одновременно со стеклорезом рекомендуется приобрести специальный заточной станок или брусок с налетом алмазной пыли.

Подойдет для нарезки витражного стекла и инструмент с автоматической подачей смазочного материала: масляный стеклорез. Универсальный оснащен неподвижной головкой. Он удобен для нарезки стекла по прямым линиям. Для получения криволинейных кромок рекомендуется использовать масляный стеклорез с вращающейся головкой.

Выбор шлифмашинки

Для обточки кусочков стекла используют специальные шлифмашинки типа Kristall 2000 S, Edima E1M, DIAMANTOR. Это профессиональное оборудование, оснащенное механизмами подачи воды и охлаждения. Любой из этих станков имеет качественную систему защиты от ранений, что обеспечивает максимальный комфорт при обточке стекла.

Несмотря на то что данное оборудование относится к категории профессионального, оно вполне доступно по цене. Купить его можно в специализированных магазинах. Некоторые витражные мастерские предлагают б/у инструменты по приемлемой цене. Для начинающего мастера наиболее удобны шлифмашинки серии Kristall. Они отличаются легкостью замены режущей головки и возможностью использования дополнительного ленточного механизма для обточки стекла.

Из подручных инструментов потребуются щипцы и плоскогубцы. Для работ со стеклом толщиной от 4 мм будет необходим выламыватель вырезов стекла. Многие мастера используют в работе щипцы и приспособления для 3-х точечного разлома стекла. При выборе подручных инструментов ориентируются на сложность рисунка витража и толщину стекла.

Выбор профиля и рамы витража

Для изготовления витража в готическом стиле потребуется каркас для соединения стеклянных модулей. Таким образом обеспечивают прочность и долговечность конструкции. Для создания каркаса можно использовать любой профиль: латунный, свинцовый, медный, стальной. Иначе эти материалы называют «протяжкой».

Для обеспечения прочности и красоты крупногабаритных конструкций заказывают кованый профиль. Такой витраж выглядит солидно и служит долго. У кованого профиля есть только один недостаток: высокая цена. Оптимальный выбор для укрепления массивного витража – свинцовый профиль. Он обладает значительно большей жесткостью, чем медный и латунный. Но латунный имеет более привлекательный внешний вид и часто используется в изготовлении витражей «Тиффани».

Любой из перечисленных видов профилей бывает Н-образным, П-образным, Y-образным. Протяжки первого типа необходимы для соединения модулей витража. П-образные профили нужны для окантовки конструкции и изготовления рамы. С помощью Y-образных протяжек витраж вставляют в специальные рамки, оснащенные прорезями.







Изящен, тонок, легко гнется даже руками, применяется для фацетных стекол с толстой кромкой

Выбор инструментов и материалов для пайки

В продаже есть специальные паяльники для витражных работ. Они оснащены регулятором напряжения и позволяют заменять жало. Последний момент особенно важен, так как большинство работ по сборке паяного витража невозможно выполнить паяльником с толстым жалом. Мастера рекомендуют приобретать инструмент мощностью 65-100 Вт. Этой мощности достаточно для качественного соединения кусочков стекла любых размеров.

Помимо паяльника, потребуется припой. Оптимальный выбор – ПОС-61 или ПОС─ 63. Продается в бобинах и прутках. Средняя толщина – 3 мм. Этот припой можно использовать, обладая паяльником мощностью 40 Вт. Этот инструмент имеет тонкое жало, с которым процесс пайки будет более удобным и быстрым.

Припой ПОС-61 с канифолью

Для работы с припоем понадобится флюс. Среди мастеров нет единого мнения, какой флюс лучше. Но общая рекомендация такова: пока нет навыка в изготовлении паяных витражей, желательно покупать универсальный. С опытом придет понимание, какой наиболее удобен.

Если рисунок витража включает множество мелких деталей, каждый кусочек стекла нужно будет обернуть по кромке специальной клейкой фольгированной лентой. Крупные элементы витража соединяют с помощью протяжки. Лента продается в бобинах, ширина полоски может быть разной: 4.76 мм, 5,16 мм, 6,35 мм. Фольга может быть с черной подложкой и без таковой. Если планируется работа со стеклом светлых тонов, при взгляде на витраж сбоку, черная подложка может быть заметна.

Цены на различные виды паяльников

Как сделать шаблон витража

Для витража в готическом стиле нужно выбирать не абстрактный рисунок, а настоящую картину, изображающую сцены из католических книг. Те, кто не является адептом этой религии, могут выбрать рисунки с изображениями животных и птиц, планет и звезд.

Как правило, готический витраж имеет значительные высоту и ширину. Поэтому нарисовать эскиз, который послужит шаблоном, будет сложно даже тем, кто имеет навыки художника. Проще всего найти подходящий рисунок в электронном формате и распечатать его на нескольких листах бумаги. Можно и самостоятельно нарисовать эскиз, используя программу CoralDrow. Для нарезки шаблона понадобится плоттер, поэтому возникнет необходимость прибегнуть к услугам мастерских по изготовлению вывесок, рекламных плакатов и баннеров.

Важно, чтобы все линии эскиза были четкими и не имели разрывов. Если потребуется, некоторые детали можно дорисовать фломастером или маркером. Готовый шаблон необходимо укрепить на рабочем столе. Для этого можно использовать двусторонний скотч, кнопки, небольшие гвоздики и деревянные рейки. Нужно сделать так, чтобы эскиз был неподвижен. В этом случае набор витража будет более легким и удобным.

Технология изготовления паяного витража

Шаг 1 . На зафиксированном на рабочем столе шаблоне отмечают, какого цвета будет каждый элемент рисунка. Можно наносить метки цветными фломастерами или подписывать простым карандашом.

Шаг 2. Выбирают кусочек стекла нужного цвета и кладут его сверху на соответствующую деталь рисунка.

Переводим детали на пленку

Шаг 3. Если сквозь стекло хорошо видны линии рисунка, проводят по контуру детали стеклорезом. Если линии плохо видны, прорисовывают их на стекле. В работе со стеклорезом необходимо придерживаться рекомендаций мастеров витражного искусства:

  • поверхность стекла должна быть чистой (в случае необходимости ее нужно обезжирить);
  • рез должен быть достаточно быстрым и равномерным, без излишнего нажима;
  • при правильном выполнении реза должен быть слышен характерный звук потрескивания стекла;
  • за 5-7 мм до конечной точки реза нужно ослабить нажим на стекло;
  • нельзя проводить стеклорезом несколько раз по одной и той же линии.

Шаг 4. Включают шлифовальную машинку и подносят к вращающейся головке кромку стекла. Слегка прикасаясь к механизму, обтачивают деталь. Во время работы выполняют «примерку»: кладут резанный элемент рисунка на шаблон и сверяют соответствие размеров и изгибов линий.

Шаг 5. Обточенный кусочек стекла обертывают клейкой фольгированной лентой. Для выполнения этой задачи можно использовать специальные инструменты: ролики. Но можно обойтись и без них. Ленту приклеивают так, чтобы ее края охватывали стекло с двух сторон, выступая за кромку на 1 мм. Поэтому ширина ленты должна соответствовать толщине стекла с учетом этого требования.

Шаг 5. Когда будет готова часть рисунка и на шаблоне уложены все его, вырезанные из стекла, элементы, приступают к пайке. Нагревают паяльник до нужной температуры, берут пруток припоя и прикладывают его к линии стыка двух кусочков стекла.

Шаг 6 . Прикасаются к припою паяльником и «ведут» припоем по линии рисунка.

Шаг 7 . После того как будут проработаны все стыки между элементами шаблона, стеклянное полотно переворачивают и повторно выполняют ту же работу: припаивают кусочки стекла друг к другу.

Шаг 8. Когда будут готовы несколько модулей рисунка, приступают к их соединению с помощью протяжки. На этом этапе работ используют Н-образный профиль. Это достаточно гибкий материал для того, чтобы соединить стекло даже со сложными линиями изгибов.

Шаг 9. После сборки витража, его нужно установить в раму. Если полотно получилось достаточно легковесным, можно использовать деревянные штапики с прорезью. В этом случае понадобится Y-образный профиль, узкую часть которого вставляют в щели.

Для тяжеловесных витражей используют деревянные или металлические рамы с П-образным сечением. Ширина этих планок должна соответствовать толщине стекла с учетом двух слоев припоя и клейкой ленты.

Шаг 10. Витраж в раме устанавливают в оконный проем.

Монтаж фальш фасада

Для того чтобы придать зданию колорит готики, необходимо оформить фасад в соответствующем стиле. Перед началом работ рекомендуется внимательно рассмотреть фото готических соборов и замков, выбрать подходящие для конкретного здания элементы декора.

Для готики характерны серые мрачноватые тона. Поэтому подойдут фасадные панели, имитирующие кладку из натурального камня.

Можно установить полиуретановые фальш колонны и арки, которые создадут впечатление массивных проемов и сводов, характерных для готического архитектурного стиля. Но следует учесть, что пенополиуретан – материал белого или иного светлого цвета. Все они несвойственны для готики. Поэтому колонны и арки нужно будет покрасить в серый или другой выбранный цвет.

Цены на виды фальш фасадов

Фальш фасад

Оформление фасада фальш колоннами

При выборе пенополиуретановых элементов декора нужно учесть, что большинство предлагаемых производителями фальш колонн имеют ажурное обрамление. Эти элементы декора подойдут для оформления фасада в стиле барокко. Для готики характерны простота и лаконичность линий. Поэтому нужно выбирать те элементы, которые имеют как можно меньше вычурных завитков.

Весь комплекс работ можно разделить на три этапа:

  • подготовка фасада;
  • монтаж элементов декора;
  • окрашивание пенополиуретана.

Цены на готовые лепные колонны

Лепные колонны

Подготовительный этап

Прежде всего нужно произвести визуальный осмотр стен и убедиться в том, что они не требуют косметического ремонта. Если ситуация обратная, приступают к подготовке фасада.

Шаг 1. Удаляют со стен старый отделочный слой.

Шаг 2. Если есть трещины, вычищают их, одновременно удаляя все слабодержащиеся частицы.

Шаг 3. Обеспыливают поверхность с помощью ветоши или пылесоса.

Шаг 4. Грунтуют стены на 1-2 слоя, используя специальные составы для обработки фасадов.

Шаг 5. Заделывают трещины с помощью цементно-песчаного раствора, приготовленного в пропорции 3:1 (одна часть цемента марки не ниже М400 и 1 часть карьерного песка).