Мамина подруга работает в Эрмитаже реставратором. Несколько раз она проводила мне по настоящем уникальные экскурсии по музею. Давным давно я благодаря ей побывал "под потолком" Галереи Древностей. Позавчера вот она показала Иордановскую (главную) лестницу... в самом необычном ракурсе.

Беломраморная лестница, начинаясь от главной галереи, расходится двумя широкими маршами, которые вновь соединяются у верхней площадки. Здесь поражает воображение эффект барочной театрализации: низкий затененный первый марш лестницы контрастирует с ее основным объемом, где пространство словно раздвигается, отражаясь в зеркалах и прорываясь в бесконечность иллюзорной росписи свода. Десять монолитных колонн сердобольского гранита поддерживают своды лестницы. Пронизанный светом, сверкающий позолотой и зеркалами интерьер занимает всю высоту здания Зимнего дворца. Она сохранилась еще от растреллиевского внутреннего убранства Зимнего дворца, хотя и очень пострадала в пожаре 1837 года. Реставрировал ее архитектор В.П.Стасов.

Живописный плафон с изображением Олимпа (Дициано Гаспаро, 18 в.) визуально увеличивает высоту помещения. В декоративное убранство лестницы включены скульптурные произведения, привезенные при Петре I из Италии: "Власть", "Антиной", "Диана", "Справедливость", "Могущество".

Нынче на этой лестнице ремонт. И мы поднялись на 20 с лишним метром, под самый потолок, что бы посмотреть на росписи и живописное панно вблизи, а заодно понаблюдать за работой реставраторов.



В 18 в. лестницу называли Посольской - послы иностранных держав поднимались по ней, направляясь во дворец на прием. С лестницы открывается вход в две парадные анфилады дворца - Невскую и Главную, ведущую к Георгиевскому залу и Большой церкви. Проход по Главной анфиладе повторяет путь торжественных церемоний середины XIX - начала XX века.
Позже лестницу стали именовать Иорданской - по ней во время праздника Крещения из Большого собора Зимнего дворца спускался крестный ход к Неве.

Вверху она украшена изображениями атлантов, статуй, портиков и пр создающих эффект объема. В близи они разумеется плоские и даже немного грубоватые... Вообще каким же мастером надо быть, что бы такое создать.. Кстати написаны они не прямо по штукатурке, а на холсте, причем этот холст так плотно соединен со стеной, что в это даже трудно поверить.

Вообще с низу многого не видно, например того, в каком состоянии прибывали стены и панно. Я твердо помню, как в одно из своих недавних посещений Эрмитажа я разглядывал потолок Иордановской лестницы и удивлялся, до чего же красиво сделано... А на самом деле росписи осыпались и по стенам шла безжалостная коррозия. Реставраторы уже почти все исправили, но одно место я нашел (на фото в низу). Кстати на первом фото дяденька как раз отбивает штукатурку, для того, что бы восстановить элемент стены.

Чему же досталось более всего - так это панно 18 века. Я кстати был искренне уверен, что это цельный плафон и написан он если не прямо по потолку, то по единой и большой деревянной (или какой другой) поверхности. Оказалось, что это... холст. Вернее несколько соединенных между собой холстов, более того, они даже заметно провисают. А их состояние... трещины, следы грязи, дыры от протечек, даже мертвые мухи - чего на них мы только не увидели!

Кстати, если уж касаться ремонта в Эрмитаже. Отреставрированы несколько залов на первом этаже (там, где античность). И там выставлено много экспонатов, которые я раньше не видел... не могу сказать, что бы они очень впечатляли.. но все равно! Любителям античности рекомендую!

Интерьеры Зимнего дворца знамениты, ими восхищаются на протяжении столетий. Они великолепны не только потому что содержат сокровища в виде скульптур и картин, они сами есть сокровища, которые были свидетелями российской истории от начала постройки дворца в 1762 году. В статье приведены 10 знаменитых интерьеров, которые обычно ассоциируются с Зимним дворцом.

1. Иорданская лестница . Отличительная черта: парадная лестница №1 в России

Посольская (Иорданская) Лестница – это главная парадная лестница в Зимнем Дворце. По ней послы иностранных государств поднимались в парадные залы для аудиенций, поэтому она в начале называлась Посольской.


Иорданская лестница Эрмитажа. Санкт-Петербург

Позже ей дали имя Иорданская, поскольку царская семья в праздник Крещения спускалась к Иордане – специальной проруби в зимней Неве, где проводился обряд водосвятия.

Убранство Посольской лестницы отражает особенности русского барокко. Ступени и резная балюстрада выполнены из белого каррарского мрамора. Убранству стен, их изящной скульптуре и позолоте эффектно противопоставлены гладкие колонны из серого мрамора, расположенные на верхней балюстраде.

Иорданская лестница ведет к анфиладе парадных залов, где проходили торжественные церемонии и придворные празднества.

2. Петровский (Малый тронный) зал . Отличительная черта: зал посвящен памяти Петра I

Петровский (Малый тронный) зал был создан в 1833 году Огюстом Монферраном и восстановлен после пожара 1837 года Василием Стасовым. Зал посвящен памяти Петра I – в отделку интерьера включены вензель императора (две латинские буквы “P”), двуглавые орлы и короны.


В нише, оформленной как триумфальная арка, находится картина “Петр I с аллегорической фигурой Славы”. В верхней части стен помещены полотна, представляющие Петра Великого в сражениях Северной войны (П. Скотти и Б. Медичи).


Трон был выполнен в Петербурге в конце XVIII в. Зал украшают шитые серебром панно из лионского бархата и изделия из серебра петербургской работы.

3. Павильонный зал с часами “Павлин”. Отличительная черта: часы “Павлин” и

Павильонный зал был оформлен в здании Малого Эрмитажа в 1858 году по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера. В нем соединились ренессансные, готические и восточные мотивы. Зал обращен окнами в Висячий сад и к Неве.


Потолок и аркада, обрамляющая зал, насыщены позолоченным лепным орнаментом. Особую эффектность интерьеру придают сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и блеск хрустальных люстр.



Павильонный зал и часы “Павлин” Эрмитажа

Часы “Павлин” были созданы британским мастером Джеймесом Коксом в 1770-х годах и приобретены Екатериной II. Это единственный в мире крупный автомат XVIII века, дошедший до нашего времени без изменений и в действующем состоянии.


Висячие сады, выходящие с Павильонного зала

Фигуры павлина, петуха и совы, входящие в композицию автомата с часами, снабжены механизмами, приводящими этих птиц в движение.


Павильонный зал Эрмитажа и мозаика Медузы Горгоны на полу

Дочь архитектора Штакеншнейдера записала в своем дневнике 24 апреля 1856 года: «На днях водил нас папа в Эрмитаж, показывал нам залу, которую он только окончил. Совсем волшебная зала. Чудо как хороша!! »


“Фонтан слез” в Павильонном зале Эрмитажа

Отличительная черта: повтор фресок Рафаэля Ватикана

Екатерина II – основательница коллекции Эрмитажа разбиралась в живописи, желала иметь у себя в России все самое лучшее. Не смотря на то, что она не выезжала за пределы своей страны, пожелала иметь копию ватиканских


Мастерская Рафаэля начала в 1518 году роспись Лоджий Ватикана. Длинная галерея (65 метров ) разделена на 13 частей . В каждой из них изображены по 4 эпизода Ветхого и Нового заветов . Лоджии Ватикана были расписаны учениками Рафаэля по эскизам и под наблюдением самого художника.

Спустя три с половиной столетия, по указу российской императрицы архитекторы и художники обмеряли и копировали оригинальные лоджии и с течением времени в Санкт-Петербурге была сделана копия части Папского дворца в Ватикане .


Надо отметить, что та часть Папского дворца, где расположена лоджии Рафаэля в данный момент закрыты для посещения туристами . В Эрмитаже любой купивший билет в музей может насладиться легкостью и изяществом галереи, копирующей замысел и творение Рафаэля.


5. Георгиевский зал . Отличительная черта: главный трон Зимнего дворца расположен здесь

Георгиевский (Большой тронный) зал Зимнего дворца был создан в начале 1840-х годов Василием Стасовым, который сохранил композиционное решение своего предшественника Джакомо Кваренги. Двусветный колонный зал отделан каррарским мрамором и позолоченной бронзой.


Георгиевский зал Эрмитажа

Над Тронным местом помещен барельеф “Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона”. Большой императорский трон был исполнен по заказу императрицы Анны Иоанновны в Лондоне (Н. Клаузен, 1731-1732). Великолепен наборный паркет, созданный из 16 пород дерева. Торжественное убранство зала соответствует его назначению: здесь проходили официальные церемонии и приемы.


6. Военная галерея 1812 года. Отличительная черта: сооружена в честь победы России над наполеоновской Францией

Военная галерея Зимнего дворца была создана по проекту Карла Росси в 1826 году в честь победы России над наполеоновской Францией. На ее стенах помещены 332 портрета генералов – участников войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов.





Граф Петр Петрович Коновицын – генерал от инфантерии

Картины созданы английским художником Джорджем Доу при участии А. В. Полякова и В. А. Голике. Почетное место занимают парадные портреты государей-союзников: российского императора Александра I и короля Пруссии Фридриха-Вильгема III (художник Ф. Крюгер) и императора Австрии Франца I (П. Крафт). Портреты четырех фельдмаршалов находятся по сторонам дверей, ведущих в Георгиевский и Гербовый залы.


7. Гербовый зал. Отличительная черта: золотые колонны зала

Гербовый зал Зимнего дворца, предназначенный для торжественных приемов, был создан Василием Стасовым в конце 1830-х годов. У входов в зал – скульптурные группы древнерусских воинов со знаменами, на древках которых были закреплены щитки с гербами российских губерний, что определило название зала.


Изображения гербов губерний сохранились на люстрах. Стройная колоннада, несущая балкон с балюстрадой, фриз с орнаментом из акантовых листьев, а также сочетание золота с белым цветом создают впечатление величия и торжественности. В центре зала – чаша из авантюрина работы екатеринбургских камнерезов XIX в.


8. Александровский зал. Отличительная черта: интерьер с изящной белой лепниной

Александровский зал Зимнего дворца создан Александр Брюлловым (старший брат художника карла Брюллова) после пожара 1837 года. Архитектурное решение зала, посвященного памяти императора Александра I и Отечественной войне 1812 года, построено на сочетании стилевых вариаций готики и классицизма.


Расположенные во фризе 24 медальона с аллегорическими изображениями наиболее значительных событий Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813 – 1814 годах воспроизводят в увеличенном виде медали скульптора Ф.П. Толстого.


В люнете торцевой стены помещен медальон с барельефным изображением Александра I в образе древнеславянского божества Родомысла. В зале расположена экспозиция европейского художественного серебра XVI – XIX веков. Представлены изделия Германии, Франции, Португалии, Дании, Швеции, Польши, Литвы.

9. Зал Большой чаши. Отличительная черта: огромная чаша, созданная в Алтайском крае

Ее часто называют “Царицей ваз”. Самая большая каменная ваза в мире весит более девятнадцати тонн , ее наружный диаметр достигает 5,04 метра, а внутренний составляет 3,22 метра, общая с пьедесталом высота - 2,57 метра. С момента обнаружения огромной глыбы зелено-волнистой яшмы до размещения Большой Колыванской вазы в здании Нового Эрмитажа прошло долгих тридцать лет.


В далеком 1815 году на каменоломнях в Алтайском крае горнорабочими был обнаружен утес зелено-волнистой яшмы. Камень оказался хорошего качества и пригодным для поделочных работ. Следующей находкой стал камень, имевший длину 8,5 метров. Этот монолит яшмы имел дефект, из-за которого кусок пришлось разделить. После тщательного обследования полученных обломков в работу взяли большую часть: ее длина составляла 5,6 метра.


Автором проекта элипсовидной чаши, которую было предписано изготовить из монолита, стал Авраам Мельников. В феврале 1828 года начались подготовительные работы. Силами 230 работников камень переместили к каменотесному сараю и немного приподняли . Здесь более двух лет рабочие занимались предварительной обработкой монолита. В 1830 году обтесанную глыбу переложили на дворни, и 567 человек вручную толкали ее 30 верст до каменотесной фабрики в селе Колывань .


Там следующие одиннадцать лет искусные мастера-каменотесы создавали внутреннюю часть чаши, наносили резной орнамент, полировали поверхность . В это время уже был обнаружен камень, достойный стать пьедесталом для чаши. С огромными предосторожностями в нем сделали отверстие для стержня, который должен соединить постамент с чашей. Яшма - камень твердый, но очень хрупкий, сложный в обработке. Мелкие трещины, возникавшие в процессе работы, русские мастера заделывали с великим искусством: даже при детальном рассмотрении их сложно обнаружить.


К февралю 1843 года чаша была полностью готова. Для ее транспортировки в Барнаул использовали почти 200 лошадей, впряженных в специально оборудованные сани. Далее обоз проследовал в Екатеринбург к Уткинской пристани, откуда начинался речной путь в Москву и Санкт-Петербург. Полгода плыла баржа по рекам России, и, наконец, в августе 1843 года чаша прибыла в столицу. Еще долгие четыре года для Колыванской царицы сооружали фундамент: было решено определить это чудо в здании Нового Эрмитажа. Зал, в котором поместили изделие, называется теперь Залом Большой вазы.


10. Будуар. Отличительная черта: нарядная отделка интерьера в бордовом цвете

Будуар был частью покоев императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Нарядная отделка комнаты была создана в 1853 году архитектором Гаральд Боссе – виртуозным мастером оформления интерьеров в стиле “второго рококо”. Яркий цвет шелковой ткани – брокатели (шелк с металлической нитью), изящный рисунок орнаментов, мягкая золоченая мебель создают ощущение изысканности и комфорта. Великолепная бронзовая золоченая люстра, отражаясь в зеркалах, дополняет эффектное убранство интерьера.

Приезжайте в Санкт-Петербург, бродите по залам Зимнего дворца. До встречи в музее 🙂


Главная лестница

Главная лестница Зимнего дворца. Прекрасный и величественный интерьер, о котором знаток архитектуры А.П. Башуцкий писал, что лестница эта «решительно единственная в Европе по красоте расположения и обширности».

Именно она призвана первой показать, что дворец - императорская резиденция, то есть не только место проживания главы государства и проведения разного рода торжеств, а «лицо страны»: свидетельство её могущества, богатства, высокой культуры.

Сначала из величественной, но просто оформленной галереи посетитель видит широкий затененный марш, перспектива которого завершается нишей со скульптурой. Казалось бы, ничто не обещает неожиданности. Но достаточно подняться по ступеням, как пространство становится светлым, распахивается вширь и ввысь, его убранство умножается в зеркалах и завершается мощной колоннадой и живописным плафоном, «раскрывающим» его в «небо».

Динамика света и тени, динамика форм, динамика объемов - всё это особенности архитектуры барокко, блестяще воплощенные в интерьере Главной лестницы Франческо Бартоломмео Растрелли.

Главная лестница - один из немногих интерьеров Зимнего, завершенный архитектором, и восстановленный впоследствии почти без отступлений от его стиля.

Казалось бы, кто из посетителей дворца не видел её? И всё же в её описании мы постоянно встречаемся с неточностями.

Например, в её названии. Чаще всего лестницу называют Иорданской и, казалось бы, вполне логично это обосновывают тем, что на праздник Крещения по ней спускались участники крестного хода, начинавшегося от Большой церкви, и направлялись к подъезду, выходившему на Неву, и далее к «иордани» -- проруби для водосвятия. В этих торжествах всегда принимали участие члены царской семьи. Указывают также, что название это появилось в XIX веке.

Действительно, Иорданскими назывались подъезд и галерея, но вот название лестницы всегда оставалось, как и в XVIII столетии, Посольская или просто Главная. Лишь после революции, когда дворец стал музеем, в обиход экскурсоводов вошло название Иорданская, и прижилось, вытеснив исторический факт.

Другое утверждение - о том, что лестница занимает весь северо-восточный ризалит - нетрудно опровергнуть, просто посмотрев на план.

В XVIII веке лестница в барочных дворцах играла очень важную представительскую роль, включаясь в анфиладу парадных залов, и часто была их главным элементом. В Зимнем дворце лестница -- центральная составляющая, от которой расходятся две анфилады - Невская и Большая.

Начало её создания относится к 1756 году, когда в ноябре Растрелли получил императорский указ «каким манером разные украшения к лестнице сделать». Сохранилось несколько проектных чертежей Растрелли - они дают полное представление о её первоначальном оформлении и считаются лучшими в графическом наследии архитектора.

В 1758 году Алексеем Бельским была сделана модель лестницы.

Огромная, на всю высоту здания, она делилась на два яруса. Нижний служил основанием всей архитектурной композиции и не имел окон - стены покрывала сложная золоченая лепка.

Верхний ярус, с окнами, разделялся парными пилястрами, возле которых размещались аллегорические статуи. Лестничная площадка второго этажа переходила в галерею со сдвоенными колоннами. Они были деревянными, облицованными розовым искусственным мрамором.

Деревянными золочеными были и балясины галереи.

Возможно, поэтому у некоторых авторов можно прочесть, что первоначально лестница была деревянной. На самом деле она была мраморной, о чем упоминал сам Растрелли в описании Зимнего дворца: «внутри обширного трехэтажного сооружения имеется главный, большой двор и два меньших, один из которых находится у края дворца и служит для того, чтобы отделить служебные помещения от кухни. Число всех комнат превосходит 460, включая 4 большие приемные, соединяющиеся в том же этаже с большим залом. Кроме того, имеется парадная лестница в два марша с перилами из белого итальянского мрамора, весьма великолепная по архитектуре и скульптуре, украшенная несколькими статуями…»

Впрочем, перила Растрелли поначалу предполагал выполнить из золоченой меди, также как и вазы на пьедесталах, и основания колонн.

Вход в залы Невской анфилады обрамлял портал с колоннами, со скульптурой и картушем на фронтоне. По его сторонам в нишах находились статуи Марса и Аполлона.

Заказ на плафон по выбору Растрелли был сделан венецианцу Франческо Фонтебассо, который вскоре приехал в Петербург.

Сохранились документы, по которым можно представить и объем работ, и то, кто их выполнял, какие материалы использовались, наконец, во сколько всё это обошлось.

Завершили лестницу к открытию дворца в 1761 г.

При Екатерине II и Александре I лестница использовалась не слишком часто. Покои императрицы, располагавшиеся в юго-восточной части дворца, естественным образом «притягивали» к себе основные коммуникации. Краткое царствование Павла внесло некоторые перемены в расположение жилых покоев. Вся южная часть дворца тогда перешла во владение Марии Федоровны и осталась за нею и после смерти императора. Именно благодаря вдовствующей императрице сохранялись традиции парадных выходов и других официальных торжеств.

Изменения в планировке и оформлении Зимнего дворца после пожара 1837 года сообщили Главной лестнице то значение, которое изначала предполагал Растрелли.

Восстановление Главной лестницы после пожара было возложено на В.П. Стасова. Император Николай I приказал «парадную лестницу возобновить совершенно по-старому», но при этом предписал «заменить верхние колонны мраморными или гранитными».

Архитектор предельно внимательно отнесся к сложной работе, сохранив грандиозность замысла Растрелли. Уже упоминавшийся А.П. Башуцкий, видевший лестницу и до пожара, уверял, что у Стасова убранство «не отступая в формах своих от стиля, превосходно облагорожено новым понятием искусства относительно чистоты рельефа и правильности рисунка».

Для отделки лестницы были использованы лучшие материалы. Полы, ступени и балюстраду выполнили из белого каррарского мрамора. Стены покрыли искусственным мрамором, тоже белым.

Колонны на втором ярусе сначала хотели сделать из розового тивдийского мрамора, но на складе нашлись 8 колонн из сердобольского гранита, к которым добавили 2 новые. Серый полированный камень внес нужный цветовой акцент в общую бело-золотую гамму интерьера, сделав его выразительнее и подчеркнув его монументальность.

Сгоревший плафон Фонтебассо Стасов решил заменить найденным в кладовых Эрмитажа плафоном «Олимп». Он тоже был создан в Венеции, в XVIII веке. Его автор, Гаспаро Дициани, один из основателей венецианской Академии искусств, одно время занимал пост её президента. Очевидно, поначалу плафон украшал потолок второй антикамеры, и был снят при переделке залов Дж. Кваренги. Плафон был довольно ветхим и «состоял из трех штук с поврежденными краями». Тогда же его укрепили и переписали боковые фигура Вакха и Аполлона.

По размеру плафон оказался меньше предыдущего, потому пространство, оставшееся между ним и прежней рамой, художник А.И. Соловьев расписал по эскизам Стасова «сходно прежнему стилю, в каком была лестница».

Скульптуры для украшения ниш были взяты из Летнего сада и Таврического дворца. В Россию их привезли из Италии еще в петровское время и к началу XIX века некоторые из них нуждались в реставрации. Ею руководил известный скульптор В.И. Демут-Малиновский.

Статуи из Летнего сада были поставлены в нишах по сторонам первого марша («Аполлон» и «Диана» -- теперь на их месте «Венера» и «Меркурий») и по сторонам двери в Аванзал («Могущество» и «Справедливость»).

Из Таврического дворца привезли великолепную статую «Власть», которая украсила центральную нишу на первой площадке лестницы. Неизвестно когда за ней закрепилось имя «Владычицы», став своеобразной аллюзией на правление Елизаветы Петровны и Екатерины II.

Статуи на консолях вдоль стен исполнены из алебастра. Это преимущественно работы русских скульпторов, выпускников Академии художеств. Их образы призваны в аллегорической форме раскрыть идею процветающего могущественного государства.

На северной стене находится фигура «Справедливости» работы И.И. Леппе и «Меркурий» А.М. Мануйлова.

На восточной - «Величие» в образе Афины и «Изобилие», исполненные Н.А. Устиновым, «Мудрость» (со змеями на жезле) А.И. Теребенёва, и «Верность» (с орлом у ног) И.И. Леппе.

На южной стене первоначально были помещены «Правосудие» А.И. Теребенёва и «Венера» А.М. Мануйлова, но по велению императора статую Венеры заменили «Музой Эрато» И. Германа, первоначально задуманной для Концертного зала.

Имеется скульптура и на фронтонах над дверями: те, что ведут в Аванзал, украшают «Мир» и «Изобилие» Теребенёва, а те, что в Фельдмаршальский - «Слава» и «Мудрость» Устинова и Мануйлова.

Мануйловым и Теребенёвым выполнены также фигуры сидящих над окнами путти.

Все алебастровые фигуры решены в спокойной, классической манере, но, несмотря на это, прекрасно включаются в барочную отделку лестницы.

Эффектная и нарядная, Главная лестница кажется неподвластной времени. Трудно представить, как она пострадала во время Великой Отечественной войны. Особенно сильно был испорчен плафон, который от сырости покрылся туманной пеленой. Роспись вокруг его золоченой рамы осыпалась при малейшем сотрясении. (О реставрации плафона мы писали в начале наших публикаций - 28 ноября 2014 года).

Сразу по окончании войны на лестнице поставили леса, и к весне 1948 года она была восстановлена. Реставрировали не только плафон и росписи свода: мраморщики привели в порядок ступени и перила, позолотчики заново покрыли лепку листочками червонного золота.

Впоследствии убранство лестницы реставрировали еще дважды, -- последний раз в 2010 году.

текст: Татьяна Владимировна Сонина

верстка: Павел Владимирович Дейнека

Первое впечатление. Никто не будет отрицать значимость этого постулата. Потом можно подправить, откорректировать, изменить окончательное мнение, но первые впечатления остаются с нами навсегда. Иорданская лестница, или, как ее называли изначально, Посольская, призвана была создавать мнение о Великом Российском государстве. Могучем, богатом, масштабном.

Создание шедевра

Елизавета, как истинная дочь Петра, понимала важность внешних атрибутов империи, подчеркивающих ее мощь и статус. Поэтому повелела снести предыдущую резиденцию российских государей, которая после многочисленных перестроек имела малоторжественный, не парадный вид. Возвести дворец, отвечающий требованиям Великой Самодержицы, поручено в 1752 году Франческо). Вдохновленный задачей, легендарный строитель Санкт-Петербурга создал творение, каждое помещение и элемент которого - отдельный шедевр архитектуры и интерьерного дизайна. Иорданская лестница - не исключение. Помня об особых функциях, именной ей была отведена роль: произвести правильное первое впечатление. Результат получился истинно грандиозным.

решительно единственная в Европе по красоте расположения и обширности

Так описывал главную лестницу зимней резиденции А.П. Башуцкий.

Стилевое решение

К концу XVIII века волна барокко, накрыв собой континентальную Европу от Италии до Германии и Польши, докатилась до России. Основные компоненты стиля - помпезность и торжественность - создаются за счет особой пышности декора, игры света и тени, театральных приемов, причудливых пропорций и изогнутой динамики линий. Это делает стиль узнаваемым с первых мгновений. Вычурность барокко пришлась по вкусу жителям Северной столицы. Византийское прошлое внесло свои дополнения в европейское видение, что получило название "русское барокко". Иорданская лестница Зимнего Дворца - яркий представитель этого стиля. Интерьер парадной лестницы был разработан и полностью воплощен Б.Ф. Растрелли. К работе над оформлением других помещений привлекались Монферан, Кварнеги, Росси.

Великолепная и неповторимая

Великий итальянец с южным темпераментом воплотил барокко в окончательном образе Иорданской лестницы, использовав все возможности стиля. Центральный элемент, гармонично соединяющий все многообразие убранства - лестница, разделена на два марша, изогнутая геометрия которых, словно стекающие струи воды, определяет динамику остального пространства. Нижний из двух ярусов лестницы, как основа, держит всю композицию. Верхний ярус из-за обилия настоящих и ложных зеркальных окон "распахивает" перспективу, визуально раздвигая пространство. Все это венчается изящной колоннадой и плафоном, живописным продолжением неба. Характерное для барокко увлечение античными статуями нашло свое подтверждение и здесь. У входа в Невскую анфиладу, как верные стражи, застыли фигуры Марса и Аполлона. В центральной нише нижнего яруса расположилась "Власть", чаще называемая "Владычица". На северной стене - "Справедливость" и "Меркурий". На восточной - "Величие" (Афина), "Мудрость" и "Верность". На южной стене - "Правосудие" и Пышность интерьеров невозможна без соответствующих материалов. Позолота лепнины, мрамор и гранит подчеркивают государственный статус Иорданской лестницы.

Великий пожар

Человеческий фактор, незакрытый отдушник, едва не уничтожил творение гениальных мастеров. Запах дыма был замечен еще утром того злополучного декабрьского дня 1837 года, но до вечера так и не смогли установить источник огня. Высушенные за почти столетие деревянные конструкции Дворца горели более 2-х дней. Иорданская лестница в Эрмитаже, как и прочие интерьеры, была уничтожена.

Восстановление поручили В.П.Стасову. Трепетно и ответственно подойдя к работе, он восстановил Посольскую лестницу.

И снова пишет А.П. Башуцкий, свидетель оригинальной версии Растрелли, отмечая, что убранство:

не отступая в формах своих от стиля, превосходно облагорожено новым понятием искусства относительно чистоты рельефа и правильности рисунка

Изменившееся время потребовало современного взгляда на историю. Основной цвет первозданного интерьера - розовый - сменили на строгий серый и классический белый цвет. Золотая кованая решетка сменилась резной воздушной мраморной балюстрадой, добавилась военная оружейная тематика. Классицизм уверенно потеснил барокко.

Иорданская или Посольская?

Как в Эрмитаже найти Иорданскую лестницу? Нужно вспомнить историю названия. Строилась она как Главная, долгое время исполняла обязанности Посольской. Иорданской она становилась только раз в году, когда императорская семья спускалась по ней к иордани - вырубленной в Неве проруби. Последнее название закрепилось, как ни странно, в советское время. Попасть на нее можно, пройдя через Иорданский (Посольский) подъезд Зимнего Дворца, ближайший к Неве. Иногда этот подъезд называют Экскурсионным. Большинство гостей Эрмитажа проходят в Зимний дворец именно через него. Свою основную задачу - производить первое впечатление - главная лестница музея выполняет исправно и по сей день, привлекая туристов.

Посольская лестница Эрмитажа - это главная парадная лестница Зимнего Дворца. По ней послы иностранных государств поднимались во дворец. Название "Иорданская" лестница получила из-за того, что царская семья в праздник Крещения Господня спускалась по ней к Иордани – специальной проруби в замершей Неве, где и проходил обряд.
Лестница выполнена Франческо Бартоломео Растрелли в стиле барокко. Парадная лестница была восстановлена после пожара 1837 г. В.П. Стасовым, сохранившим в общих чертах замысел Ф.Б. Растрелли.

2 Белый мрамор скульптур и балюстрады, серый мрамор колонн, роскошная позолота гипсовой лепнины - всё вызывает восхищение. Давайте пройдёмся по ней?

3 Беломраморная лестница разветвляется в разные стороны: вправо и влево, расходится двумя широкими торжественными маршами, которые вновь соединяются у верхней площадки. Она занимает всю высоту здания (высота 22 метра). Широкая лестница с удобными невысокими ступеньками - по ним хорошо подниматься в шикарных бальных платьях

4 Во время восстановления лестницы после пожара Стасов заменил золоченые резные балясины тяжелой мраморной балюстрадой. Балясины изготовлены из каррарского мрамора скульпторами Ф. Трискорни и Э. Модерни

5

6 Стены украшает декоративная скульптура эпохи Древнего Рима. Атлант

7 Кариатида

8

9 Скульптуры "Правосудие" и "Милосердие"

10 На верхней площадке лестницы - монолитные колонны из серого (сердобольского) гранита - петербургского камня. Десять монолитных колонн коринфского ордера украшают и поддерживают своды лестницы

11

12

13 В центральной нише установлена статуя "Владычица", привезённая из Таврического дворца

14

15

16 Центральном плафон лестницы площадью около 200 квадратных метров. На нём изображена живописная композиция "Олимп" работы итальянского художника XVIII века Гаспаро Дициани, которая покоится на падугах, декорированных фигурно-орнаментальными росписями в манере "гризайль". Выбрав в кладовых Эрмитажа плафон 18 века с изображением Олимпа, Стасов включил его в композицию потолка, а так как новый плафон оказался несколько меньше старого, оставшееся пространство художник А.И. Соловьёв расписал по эскизам Стасова

17 В 1898-1901 годах для освещения лестницы были использованы электрические осветительные приборы в виде люстр и бра из цветного металла, позолоченные гальваническим способом

18 Они были изготовлены в необарочной стилистике под руководством архитектора Л.Н. Бенуа по рисунку художника В. Эмме на петербургском заводе А. Морана