Сочинение Тургенев И.С. - Отцы и дети

Тема: - Герой времени в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой - либералы.
Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началам противостояния - концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году. Как раз в это время началась вражда между заграничным либеральным “Колоколом” Герцена и демократичным “Современником* Чернышевского и Добролюбова, или между “отцами” и “детьми”.
Единственным представителем “детей” в романе является Базаров. Аркадий Кирсанов, считающий себя его учеником, совершенно не видит, что базаровские идеи ему чужды. Ситников и Кукшина, также убежденные в своих прогрессивных идеях, являются, по сути, злой пародией на нигилистов. Образ Базарова далеко не однозначен. Он несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне,... мне нужны подобные олухи. Не богам же... горшки обжигать!..” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х - начала 60-х годов, являлся материалистом. Философию, религию, дворянскую культуру он называл “романтизмом, чепухой, гнилью”. Отношения между мужчиной и женщиной сводятся у него к физиологии, искусство - к “искусству делать деньги или нет более геморроя”. Он смеется над “таинственным” взглядом между мужчиной и женщиной, объясняя это анатомией глаза. Ему совершенно чужд мир прекрасного, он верит лишь в то, что проверено опытом.
Из подобного отношения к жизни и берет начало смелая философия Базарова, заключающаяся в тотальном отрицании любых устоев и принципов, на которых базируется человеческая жизнь. Иначе говоря, жизненной философией героя является нигилизм. “Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, - заявляет Аркадий, явно со слов Базарова.
Наиболее ярко и полно взгляды Базарова отразились в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, убежденным либералом и яростным противником нигилизма. В вопросе о характере преобразований в России Базаров стоит за решительную ломку сложившейся системы. Взамен он ничего не предлагает. Впрочем, об этом он и не думает. “Это уже не наше дело... сперва нужно место расчистить”. По его мнению, дворянство, “аристократишки” уже сыграли свою роль, их время прошло, как и время всяких “принципов”.
Искусство, религия, природа, мир прекрасного - все это чуждо Базарову. “Природа - не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”. К человеку он относится как к биологическому организму: “Все люди похожи друг на друга как телом, так и душой”. Он уверен, что “нравственные болезни”, подобно “болезням телесным”, вполне лечатся, так как вызваны “безобразным состоянием общества”: “Исправьте общество, и болезней не будет”.
Особое отношение у героя к русскому народу. С одной стороны, он с гордостью говорит, что умеет с ним разговаривать, а его “дед землю пахал”. С другой, - выражает глубокое презрение к патриархальности и невежеству народа. Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович. Идейные позиции героя раскрываются в спорах с его оппонентом Павлом Петровичем Кирсановым в 4, 6 и 7, 9 главах; в 10 главе развертывается основной спор - схватка Базарова с Павлом Петровичем, из всех споров первый выходит победителем.
До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Только после 14 главы, где происходит знакомство Базарова с Анной Сергеевной и начинает развертываться любовная коллизия, в герое начинают происходить изменения. Базаров страстно влюбляется и тем самым приобщается к тому духовному миру, который до недавнего времени отрицал. Жизнь оказывается значительно сложнее его построений. Он пытается заглушить свое чувство, но с негодованием замечает в себе тот самый “романтизм”, который сам высмеивал в других. Тургенев заставляет своего героя потерпеть фиаско в любви. Его чувство переросло в страсть - “сильную, тяжелую”, “похожую на злобу”. Вместе с тем он ни разу не роняет себя и после неудачного признания сразу уезжает, не унижаясь до положения отвергнутого влюбленного.
Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи & Одинцовой. Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров - все равно, что сделать великий подвиг”.
Таким образом, Базаров показан Тургеневым как незаурядная личность. Он умнее, сильнее, чем исповедуемая им теория. Его смерть не является смертью во многом нужного России человека, это смерть его убеждений. Базаров не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности.

    С самого начала своего творчества, с “Записок охотника”, Тургенев прославился как мастер пейзажа. Критика единодушно отмечала, что пейзаж у Тургенева всегда подробен и верен, он смотрит на природу не просто взглядом наблюдателя, но знающего человека....

    «В изображении природы Тургенев пошел дальше Пушкина. Он воспринимает его точность и верность в описаниях явлений природы... Но по сравнению с пушкинским тургеневский пейзаж более психологичен. Природа у Тургенева сама живет, дышит, изменяется в каждом...

    Молодость - время для усвоения мудрости, старость - время для её применения. Ж.-Ж. Руссо Аркадий Кирсанов, погостив день в имении Базаровых, спрашивает своего старшего друга-учителя, любит ли тот родителей, и получает прямой ответ: «Люблю, Аркадий»...

    Цели урока: Образовательная - углубление знаний учащихся о характере главного героя на основе сопоставления его с другими персонажами романа через раскрытие их сложных взаимоотношений; Воспитательная - воспитание культуры чувств, серьезного отношения...

    Центральное место в романе Тургенева “Отцы и дети” занимает Евгений Васильевич Базаров. На нем сосредоточено все внимание романа. Базаров - сын уездного лекаря, нигилист, изучавший точные науки и медицину. Отец не мог полностью обеспечить сына,...

  1. Новое!

    Уже в первом эпизоде романа Тургенева «Отцы и дети» намечаются важнейшие темы, идеи, художественные приемы Тургенева; попытка проанализировать их - первый шаг к осмыслению художественного мира произведения в его системной целостности. Один из эпизодов,...

Русская литература XIX века оказала огромное влияние на общественную российскую жизнь, являясь практически единственной выразительницей ее социальных бед и чаяний. Квинтэссенцией общественных проблем, носителем новых идей и веяний русской жизни становится главный герой литературных произведений - герой своего времени, он же, как правило, “лишний человек” своей эпохи.

Литература XIX века представила галерею людей такого типа, мятущихся, с большим духовным потенциалом, но слабой жизненной потенцией, рафинированных, рефлектирующих и ничего не делающих. Бурный XIX век, ломающий столетиями установившийся уклад российской жизни, богатый на различные политические веяния, рождал своих “героев”, которые так ими и не становились.

В противовес либерально-демократическому движению появился художественный образ нигилиста Базарова. Тургеневу, чуткому ко всему новому, нарождающемуся в общественной жизни России, виделась фигура бунтарская, исполинская, как бы наполовину выросшая из народа, этакий интеллектуальный Пугачев.

Кто же все-таки он, новый герой 60-х годов?

Убежденный материалист до мозга костей, проповедующий новые немецкие истины отцов русского нигилизма Молемотта и Фогота, отрицающий все и почитающий отрицание за двигатель общественного прогресса, презревший идеализм как шелуху уходящего времени, а вместе с ним размягченные идеализмом и старостью пресловутые “принсипы” отцов, или бунтарь, мятущаяся душа, жаждущая перемен и чувствующая их приближение, сложная противоречивая личность, заплутавшая в себе и обстоятельствах, изначально обреченная на гибель в силу своей незрелости и необозначенности путей дальнейшего развития.

Большой и чуткий художник рисует нам не схему, а живого, полнокровного человека со всеми противоречиями его натуры - характерный продукт своей эпохи. В поведении Базарова есть та двойственность, которая переходит в надрыв к финалу романа. И способность любить, и “романтизм”, и семейное чувство, и умение ценить красоту и поэзию в тургеневском “нигилисте” скрывается за преувеличенной резкостью и жестокостью нападок на оппонента. Внутренний конфликт героя особенно ярко прорывается в его чувстве к изнеженной аристократке Анне Сергеевне Одинцовой. Базаров, так активно проповедующий отсутствие духовной основы любви, любые романтические порывы, становится жертвой своих же “принципов”: “Он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”. Жизнь оказалась сложнее того, что узнал о ней “физиолог”. Еще в своей статье “Что такое обломовщина” Н. А. Добролюбов обратил внимание, что все “герои своего времени” в русской литературе XIX века страдают одним и тем же пороком - неспособностью по-настоящему любить женщину. Как бы они ее ни боготворили, как ни возвышенны были бы их чувства к любимому человеку, но стоит женщине достаточно серьезно отнестись к их чувству, как почитатели высокого демонстрируют полное фиаско. Великая ответственность пугает наших героев. Правда, в отношениях Одинцовой и Базарова это чувство “непонятного испуга” испытывает Анна Сергеевна. Уроки любви привели к кризису в душе Евгения. Вставшие перед Базаровым вопросы о смысле жизни опровергают его прежний, упрощенный взгляд на человека. Бессмертный вопрос о неповторимой ценности каждой человеческой личности влечет за собой критику самой идеи прогресса.

Бесконечные и непростые мысли возникают в голове Базарова, и эти “проклятые” вопросы делают его человечнее и душевно богаче. В нем просыпается “пресловутый” романтизм. Воистину поэтично звучат его последние слова: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”. Так “нигилист” Базаров прощается с бренной жизнью. Цветы на его могиле призывают нас к “вечному примирению и к жизни бесконечной”, к вере во всесилие святей преданной любви.

Своим романом в ту непростую пору С. Тургенев пытался примирить два враждующих лагеря - либералов и демократов. Ему этого не удалось. “Отцы и дети” еще более углубили пропасть. И только время выявило всю пророческую мудрость и удивительную интуицию автора. Роман, написанный на злобу дня, стал непреходящей ценностью русской литературы.

В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев описывает русское общество 1859-60-х годов. В это время в России особенно обострились противоречия между революционными демократами, которых представляли разночинцы, и либеральными дворянами. Тургенев описывает также новое общественное движение - нигилизм.

Нигилисты - это люди, отрицающие авторитеты и идеалы, не принимающие на веру ничего, что не подтверждено реальными фактами. Они противостоят либералам. Их цель - место расчистить, сломать существующие порядки, чтобы потом построить на ровном месте новые. Но, отрицая и ломая старое, нигилисты не предлагают ничего взамен. Их задача - сломать, а уж созидать будут другие.

Главный герой романа, Евгений Базаров, является представителем этого течения. Он сын полкового лекаря, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся естественными науками и медициной, в которую, впрочем, он и сам не верит. Автор показывает Базарова в оторванности от единомышленников. Его мнимые ученики -Аркадий и Ситников - не являются самостоятельными носителями идей нигилизма: первый лишь увлекся модным движением, не разделяя полностью его идей, а второй и вовсе клоун, копирующий все, перед чем преклоняется. Идеи Базарова раскрываются в противоречиях с дворянской средой, в которую автор помещает своего героя.

Уже при описании внешности героя заметна его отчужденность от дворян. Евгений одет в «балахон», «одежонку», немыслимую для аристократа, он не носит перчаток, а его рука - красная рука труженика, а не холеная ручка дворянина. Базаров действительно любит труд. На протяжении всего романа он постоянно занят, занимается медициной, ставит опыты...

Базаров отличается от дворян не только одеждой, но и своими манерами. Он очень небрежен в отношениях с окружающими. Например, молодой человек может позволить себе разговаривать, потягиваясь, с дворянином, отцом своего друга, с человеком, которого едва знает. И эта невежливость проявляется во всем, доходя порой до грубости.

Базаров уверен в себе. По его словам, он сам себя воспитал и очень этим гордится. Он ставит себя выше других. «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю мнение о самом себе». Он не признает никаких принципов и не уважает убеждения других людей. Ему абсолютно безразлично отношение к нему окружающих. «Настоящий человек об этом не должен заботиться», - говорит он.

Отношение Базарова к общественным вопросам проявляется в его спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, отставным полковником, живущим в деревне, убежденным аристократом и либералом.

Базаров считает, что любой институт в России заслуживает самого «полного и беспощадного отрицания», что дворянство - отживший класс, неспособный к действию. За дворянами нет будущего, они не способны вести Россию вперед.

Евгений - убежденный материалист, и главный критерий для него при оценке чего бы то ни было - полезность. Все, что не приносит ощутимой, материальной пользы, он считает «романтизмом, чепухой, гнилью, художеством». Поэтому он отрицает религию, семью, брак, родственные отношения. Ему ничего не стоит уехать от родителей через три дня после трехлетней разлуки, несмотря на то что, как он говорит, он их любит. Герой отрицает любовь, объясняя отношения между мужчиной и женщиной лишь физиологией, отрицает культуру.

У Базарова особое отношение к народу. С одной стороны, он работает и живет ради народа, ради общественной пользы, а с другой - он признается Аркадию, что возненавидел бы того мужика, ради блага которого ему бы пришлось «из кожи вон лезть». И сам же лечит этого мужика.

Отношение народа к герою тоже двойственно. С одной стороны, когда Базаров предстает в роли гостя в доме Кирсановых, слуги принимают его за «своего брата, не барина», несмотря на то, что он «не потакал им и обходился с ними небрежно». С другой стороны, когда Евгений у себя дома и предстает в роли барина, его попытки бесед с мужиками приводят к тому, что последние принимают его за «шута горохового».

В романе Базаров и его идеи проходят испытание любовью. Влюбившись в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдовую помещицу, умную и красивую, герой, всегда отрицавший любовь и считавший романтизм белибердой, сам стал с бешенством замечать в себе романтика. Он дошел до того, что признался в своем чувстве, но потерпел неудачу. Базаров пытался убить в себе любовь, но его нигилизм не имел больше силы над его душой, над его чувствами. После этого молодой человек утратил прежнюю уверенность в себе, стал пессимистом, его начали посещать мысли о смысле бытия, о его ничтожестве по сравнению со всем миром... Базаров теряет прежний интерес к жизни. На него нападает хандра. Сама его смерть кажется нелепой. Да он и сам не ожидал ее так рано. Перед смертью в герое проявляются все его лучшие качества: мужество, сила воли, нежность к родителям, поэтическая любовь к Одинцовой... В нем остается все меньше того, что так отталкивало от него. Он начинает говорить красиво: «Дуньте на умирающую лампаду, и она погаснет...» Его мечты об общественной деятельности не оправдались. « Я нужен России... Нет, видно, не нужен...», - говорит он.

В конце романа Базаров умирает, потому что нигилизм - зарождающееся движение. И неизвестно, как проявят себя молодые отрицатели в будущем. Поэтому герой показан только в настоящем.

В Базарове автор обобщил многие типические черты разночинцев-демократов 60-х годов, но писатель преувеличил некоторые отрицательные черты своего героя, потому что сам не разделял идей нигилистов. В конце концов, сам Тургенев уже не знал, любит он или ненавидит своего героя.

Передо мной И. С. Тургенева «Отцы и дети». Этот роман был создан автором в 1860 году. Создавался он в пору подготовки и проведения крестьянской реформы, в условиях дальнейшего обострения борьбы между противодействовавшими силами русского общества - либералами и демократами. Роман в целом и главный герой - демократ-разночинец Базаров - явились, по определению самого автора, «выражением новейшей нашей современности». Роман замечателен тем, что вызывает желание подумать, поспорить.

Страница за страницей я знакомлюсь с главным героем романа - Евгением Базаровым, с его биографией, с его характером, с его занятиями, с его взглядами.

Что ж, Евгений, вы мне симпатичны. Мне нравится ваша самостоятельность, упорство в достижении цели.

Детство ваше прошло в бедной семье уездного лекаря. Автор ничего не говорит о вашей студенческой жизни, но надо полагать, что она тоже была бедной, трудовой. Ваш отец говорит, что вы у него «отроду лишней копейки не взяли». Вероятно, Евгений, вы содержали себя в университете собственным трудом, перебиваясь копеечными уроками. И в то же время находили возможность серьезно готовить себя к будущей деятельности.

Из этой школы труда и лишений вы, Евгений, вышли человеком сильным и суровым. У вас можно поучиться. Меня привлекает ваше отношение к труду. Приехав на отдых в усадьбу Кирсановых, вы тотчас же принимаетесь за работу: собираете гербарий, занимаетесь различными опытами и анализами. Прослушанный вами курс медицинских наук развил природный ум, отучил принимать на веру какие бы то ни было понятия.

Опыт - вот ваш единственный источник познания, а личное ощущение - последнее убеждение. Мне нравится ваша смелость в суждениях, ваши мысли о переустройстве общества, критика суеверий и предрассудков. Как уверенно заявляете вы: «Аристократизм... либерализм... сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны». Меня привлекает ваша манера говорить. Речь, лишенная каких бы то ни было словесных украшений, множество пословиц и поговорок: «Шила в мешке не утаишь», «Бабушка надвое сказала». Говорите вы много и просто, но мысли выражаете с суровой и мужественной прямотой, без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворству. Все это дает основание говорить о вашем подлинном демократизме, о близости к народу, о силе ваших убеждений, о том, что вы действительно новый человек.

И в то же время я готова с вами поспорить. Итак, что же вы отрицаете?

Вы сами ответили на этот вопрос: «Все!» А что «все»? Конечно, отрицание самодержавия, крепостного права - это похвально. Отрицание всего того, что порождено «безобразным состоянием общества», - народной нищеты, бесправия, темноты, невежества. Я с вами вполне согласна. Ведь такое отрицание носит, бесспорно, революционный

Попадюк Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №2, г. Шарыпово, Красноярский край.

Конспект урока литературы по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». (10 класс)

«Человек и время в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Тема: Человек и время в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Цели: ознакомившись с содержанием первой главы романа, выявить закономерность соотнесённости человека и времени в тургеневской концепции жизни.

Ход урока.

Оргмомент. Приветствие. Сообщение темы урока.- Главный вопрос, на который вы сегодня сами найдёте ответ, звучит следующим образом: «Как соотносится жизнь Н.П.Кирсанова с жизнью страны?»

Психологическая подготовка к изучению новой темы. Учащиеся сами организуются в группы по 2-3 человека. Каждая группа получает маршрутный листок с адресами, где можно найти необходимую информацию на заданный период времени.

1группа.

- история и культура России.

Предполагаемый ответ : 1.Отечественная война 1812 года;

2. 1825- восстание декабристов;

3. 1826- казнь декабристов.

2 группа.

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

Предполагаемый ответ : 1. Усиление политического гнёта;

2. Бунты в военных поселениях;

3. Гонение на прогрессивную интеллигенцию;

4. Издание сводов законов Российской Империи (1830);

3 группа.

Адреса ЦОР

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

Предполагаемый ответ : 1. Гибель А.Пушкина;

3. П.Чаадаев объявляется сумасшедшим (1837);

4. Н.Некрасов начинает издание «Современника» (1847).

4 группа.

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

Предполагаемый ответ : 1. Разгром кружка Петрашевского (смертный приговор Достоевскому заменили ссылкой);

2. Вводится надзор за университетским преподаванием, ограничен приём студентов;

4. Смерть Николая 1. Восшествие на престол Александра 2;

5. Крымская война и осада Севастополя (1853-56);

6. Назревание революционной ситуации.

5 группа. Искусство (1812-1835).

Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

Предполагаемый ответ :

1. А.Пушкин пишет трагедию «Борис Годунов»;

2. Грибоедов заканчивает «Горе от ума»;

3. В Москве построено здание Большого театра (1825);

4. А.Пушкин закончил роман «Евгений Онегин»;

5. К.Брюллов пишет картину «Последний день Помпеи»;

6. В Петербурге открыт Михайловский театр (1833).

6 группа. Искусство (1836-1859).

Адреса: ЦОР А.С.Пушкин в зеркале двух столетий. 1С

Картины Государственной Третьяковской Галереи;

Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

Предполагаемый ответ :

1. Первая постановка «Ревизора» в Петербурге (1836);

2. С.Гальберг- скульптурный портрет А.Пушкина;

4. Смерть В.Белинского (1848);

5. А.Иванов заканчивает работу над картиной «Явление Христа народу»(1857);

6. Уход И.Тургенева из «Современника».

7 группа. Наука (1812-1835).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год

Предполагаемый ответ :

1. Основан Крымский ботанический сад;

2. Создан первый учебник по астрономии (Д.М.Перевощиков);

3. Построена обсерватория Московского университета(1832);

4. Братья Черепановы построили первый в России паровоз.

8 группа. Наука (1836-1847).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год

Предполагаемый ответ :

1. Обсерватория Казанского университета;

2. Построена железная дорога Петербург-Царское Село.

9 группа. Наука (1848-1859).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год

Предполагаемый отве т:

1. Исследования Сахалина (Г.Невельский);

2. Открыт спектральный анализ.

10 группа.

Предполагаемый ответ :

1812- основные события жизни отца героя, начало взрослой жизни Н.П.Кирсанова;

1835- женитьба, рождение сына(«Десять лет прошло как сон»);

1847- смерть жены (собрался за границу, чтобы рассеяться);

1848- вынужден остаться в деревне (от безделья начал заниматься хозяйством);

1855- хлопоты по устройству студенческой жизни сына (жил с сыном 3 года, но никуда не выходил, не заводил знакомств);

1859- 44-летний Н.П.Кирсанов ждёт на постоялом дворе сына Аркадия(выглядит стариком).

Получение новых знаний.

Учащиеся собрали материал на слайдах.

Вами собран обширный фактический материал, связанный с общественной и культурной жизнью России в определённый период времени. Для этого вы задействовали ресурсы Интернет, ЦОР.

Я предоставляю вам возможность показать то, что отыскали, и прокомментировать полученные сведения.

Закрепление знаний.

Учащиеся выносят свои слайды на общий экран и комментируют.

Комментарий учителя .

В текст 1 главы романа «Отцы и дети» Тургенев вводит 6 дат, являющихся своего рода вехами на жизненном пути одного из героев- Н.П.Кирсанова. Автор не комментирует значение этих дат в жизни героя, называя их словно произвольно, но в тексте настоящего писателя никогда не бывает ничего случайного.

Вопрос классу.

Предполагаемый ответ : История России, представленная автором, начиная с Отечественной войны и кончая преддверием реформ 1861 года, динамично развивается и охватывает самые разные стороны жизни человека и страны: исторические события, открытия в области различных наук, создание высококлассных произведений искусства.

Комментарий учителя.

Простое сопоставление дат- в 1859 году Н.П.Кирсанову 44 года- позволяет сделать вывод, что герой родился примерно в 1814-1815 году. Его ровесниками были В.Белинский, А.Герцен, М.Лермонтов, Т.Шевченко, И.Айвазовский, Н.Пирогов. И.Тургенев моложе героя на 3 года.

Это перечисление имён, которые были широко известны современникам Н.П.Кирсанова, требует вопроса: какова же была жизнь героя? Что было главным её содержанием?

Вернёмся к нашему основному вопросу: как соотносится жизнь героя с жизнью страны?

10 группа формулирует ответ, используя свои слайды.

Подведение итогов.

Слушаются ответы учащихся и комментарии учителя.

Предполагаемый ответ Жизнь Н.П. никак не связана с историей страны. Все значительные события эпохи, Сознательно обозначенные автором, проходят мимо него, не изменяя привычного хода его жизни. В основе его жизненной позиции- пассивность, безразличие, касающееся всего того, что связано с его семьёй и любимыми им людьми. Автор не упрекает героя в том, что он безмерно любит сына, но подчёркивает, что в расцвете лет, в 44 года, он выглядит стариком. Автор подводит к мысли о бесцельности и бессмысленности жизни, связанной только с обустройством семейных дел.

Рефлексия.

Осмысление того, что произошло. Учащиеся приходят к пониманию того, что автор с насмешкой и сожалением относится к герою. Какую вину, может быть, заключает в себе жизненная позиция Н.П.Кирсанова.

Домашнее задание.

Ответить на вопрос: почему в рассказе о жизни П.П.Кирсанова и Е.Базарова автор не называет ни одной даты? Назовите основные события их биографий.



1группа. Исторические и политические события в стране (1812-1826).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

2 группа. Исторические и политические события в стране (1830-1835).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

3 группа. Исторические и политические события в стране (1836-1847).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

4 группа. Исторические и политические события в стране (1848-1859).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

5 группа. Искусство (1812-1835).

Адреса: ЦОР А.С.Пушкин в зеркале двух столетий. 1С

Картины Государственной Третьяковской Галереи;

Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

6 группа. Искусство (1836-1859).

Адреса: ЦОР А.С.Пушкин в зеркале двух столетий. 1С

Картины Государственной Третьяковской Галереи;

Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;

http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.

7 группа. Наука (1812-1835).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год

8 группа. Наука (1836-1847).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год

9 группа. Наука (1848-1859).

Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год

10 группа. Важнейшие события в жизни Н.П.Кирсанова (1812-1859).

Адреса: ЦОР Хрестоматия по русской литературе. ООО «ДиректМедиа Паблишин"