Традиционно в отечественной системе музыкального воспитания певческая деятельность занимает ведущее место. Это объясняется рядом причин (М. С. Осеннева, Л. А. Безбородова и др.):.

■ песенным началом российской музыкальной культуры: все на­родные праздники, обряды, все церковные богослужения сопро­вождались пением;

■ адекватностью пения психолого-возрастным особенностям де­тей, их стремлению к активным формам освоения искусства, их деятельностной природой;

■ особой доступностью для восприятия в силу синтеза слова и му­зыки;

■ значимостью воспитания чувств человеческой общности в со­временном мире - пение объединяет людей, создавая условия для эмоционального общения.

Значение певческой деятельности трудно переоценить и в лич­ностном развитии ребенка. Пение развивает эстетическое вос­приятие, эстетические чувства, художественный вкус, музыкаль­ные и музыкально-сенсорные способности и прежде всего музыкально-слуховые представления. Оно способствует формиро­ванию эстетического отношения к окружающему, обогащению переживаний ребенка, его умственному развитию. Расширяет кругозор, объем знаний об окружающем. Обогащает словарный за­пас ребенка, совершенствует его артикуляционный аппарат и речь.


Занятия пением помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества, объединять детский коллектив, вос­питывать волю, организованность, выдержку. Влияние пения на нравственное развитие выражается в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему. Пение рождает спо­собность переживать настроения, отраженные в песнях.

Пение рассматривают как средство укрепления организма до­школьников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способ­ствует формированию правильной осанки.

В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, влияющей на возникновение различ­ных эмоциональных состояний.

Традиционно в качестве задач обучения пению дошколь­ников выделяют следующие (А. Н. Зимина, О. П. Радынова и др.):

■ воспитывать основы певческой и общемузыкальной культуры: формировать эстетические эмоции, интересы и вокально-хоровые умения и навыки;

■ развивать музыкальные способности и прежде всего различение интонационно точного и неточного пения звуков по высоте, дли­тельности;

■ способствовать всестороннему духовному и физическому раз­витию детей.

Пение для развития музыкального восприятия:

слушание песен, не предназначенных для пения;

слушание песен, предназначенных для последующего их исполнения;

пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков (развитие сенсорных способностей).

Исполнение песен:

пение с сопровождением и без него;

пение с собственным сопровождением на детских музыкальных инструментах;

пение для сопровождения движений (хороводы).

Пение в музыкально-образовательной деятельности:

пение упражнений для приобретения певческих навыков и музыкальных знаний;

педагогический анализ песен (наиболее яркие выразительные средства, структура, характер и т. д.).

Песенное творчество:

импровизация;

сочинение мелодий к заданным текстам;

сочинение хороводов.

Различные виды певческой деятельности тесно связаны друг с другом, оказывают взаимное влияние: исполнение и слушание песен, пение и упражнения, слушание песен и песенное творчество и т. д. Разнообразны также формы их организации: занятия (коллективные и индивидуальные), самостоятельная деятельность, праздники и развлечения.

Цель и задачи певческой деятельности. Основная цель - воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке. Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны. Они заключаются в следующем:

1. Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).

2. Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки).

3. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.

Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности детей.

Песенный репертуар включает в себя: упражнения для развития певческого голоса и слуха; песни для различных видов музыкальной деятельности (слушание, хоровое и сольное пение, пение с движениями, игра на музыкальных инструментах с пением, музыкальная грамота, творчество).

Репертуар нужно подбирать так, чтобы он соответствовал физическим, психическим особенностям ребенка, выполнял эстетические и общеобразовательные задачи. Важную роль играет здесь и музыка, и текст песни.

Певческие упражнения должны использоваться в определенной системе. Их основная цель - развитие певческой техники, музыкального слуха. Каждое упражнение имеет какую-то основную узкую задачу: развитие дыхания, дикции, диапазона и т. д., но решается она на фоне всего комплекса навыков. Чтобы работа над основными навыками была системной, важна последовательность упражнений. Можно рекомендовать следующий порядок развития певческих навыков (условно): дикция и артикуляция, дыхание, звукообразование, расширение диапазона, звуковедение.


В начале учебного года во всех возрастных группах предлагается петь упражнения на развитие дикции и артикуляции . (Это особенно важно для младших групп, так как в них встречаются дети с речевыми дефектами.) Многие педагоги считают, что хорошая дикция способствует чистоте интонирования, красоте звучания голоса. Сначала дети поют упражнения, помогающие преодолеть дефекты речи, затем - для выравнивания гласных и слогов с согласными.

Далее берутся упражнения для развития певческого дыхания . От правильного вдоха (спокойного, но активного) зависят качество звука, выпевание фраз, чистота интонации. Вдох рекомендуется делать одновременно через нос и рот. Выдох должен быть спокойным и медленным, чтобы дыхания хватило до конца фразы. Для развития дыхания все упражнения даются в такой последовательности: сначала пение двухтактовых попевок, песенок в среднем темпе в размере 2/4, затем фразы удлиняются. Есть и упражнения с паузами для взятия правильного дыхания.

Упражнения на правильное звукообразование (естественное пение, ненапряженное, напевное, легкое) учитывают и важность развития у детей «мягкой атаки» звука (первоначального момента образования звука). Дети должны уметь петь спокойно, без толчков. «Твердая атака» вредит детскому голосу, правильному певческому звучанию: она допускается редко, только как исполнительский прием 4 . Среди упражнений для детей 3-6 лет не должно быть «бьющих» на голосовые связки. Нужно научить ребят петь протяжно, напевно.

Для развития певческих диапазонов используются те же упражнения, но транспонированные в другие тональности.

Вокальные навыки (звукообразование, дыхание, дикция) приобретаются одновременно с хоровыми (чистота интонации, ансамбль). Чистота интонирования - самый сложный певческий навык. Он связан с развитием слуха (ладового чувства и музыкально-слуховых представлений), ощущением тяготения мелодии к устойчивым звукам, представлением мелодического звуковысотного рисунка. Нечистая интонация в пении часто результат небольшого диапазона голоса. В таких случаях ребенку полезно петь в удобном диапазоне, чтобы он мог уловить мелодический рисунок и воспроизвести его.

Чувство ансамбля также требует слухового внимания, умения слушать друг друга. Для того чтобы дети могли прислушиваться к пению, важно петь негромко, в среднем темпе.

Песни без сопровождения . С 3 лет дети поют без инструментального сопровождения небольшими группами и индивидуально с поддержкой голоса взрослого. Это звукоподражания, народные попевки, маленькие песенки. Мелодические ходы, ритмика очень простые, легкие для интонирования. Мелодия состоит из одного-двух повторяющихся мотивов. Дети 4-6 лет поют песни более трудные, с более широким диапазоном, интересной ритмикой, мелодикой. Основная цель пения без сопровождения - развитие чистоты интонации; поэтому необходимо, чтобы техническая сторона исполнения не требовала больших усилий и дети могли сосредоточить внимание на чистом интонировании.

Песни с сопровождением . В начале учебного года дошкольники поют простые, несложные песни, чтобы восстановить те навыки, которые забыты за лето. Мелодию песни точно дублирует инструмент; мелодические ходы удобны для интонирования, написаны в средней тесситуре, с узким диапазоном.

На следующем этапе обучения предлагаются песни с более сложным ритмом, мелодической структурой. В старших группах инструментальное сопровождение может только частично дублировать мелодию, звучать в другом регистре. Используются песни со вступлением, заключением, паузами, припевом, запевом различного характера, что требует напевного или подвижного пения, применения всех певческих навыков.

Еще одна группа песен, более трудных, рассчитана на детей 5-6 лет. Это песни двухчастной или трехчастной формы (части могут иметь различный характер). Здесь уже встречаются неожиданные паузы, мелкие длительности, распевания (по две ноты на одном слоге), широкие диапазоны (септима, октава), длинные фразы. Эти песни исполняют более способные дети (солисты или маленькие группы) с инструментальным сопровождением и без него.

Песни для сопровождения движений . Отбирая репертуар для этого вида деятельности, необходимо учитывать, что пение несовместимо с быстрыми, резкими движениями; поэтому песни должны быть спокойного, плавного характера.

Движения активизируют эмоциональные проявления детей. Песни с движениями ребята всегда поют охотно. Такие песни разучивают уже в младших группах.

Песни для сопровождения движений (хороводы) имеют простую мелодику, они легче тех, которые предлагаются в разделе «Песни с сопровождением». Объединение пения и движений требует от детей больших физических усилий, сосредоточенности и распределения внимания. В начале учебного года используются песни с короткими фразами, несложные, небольшого диапазона, затем - более развернутые (двухчастной или трехчастной формы), различного характера, с разнообразными, но спокойными движениями. Важно помнить, что резкие движения приводят к учащению дыхания, и пение становится прерывистым и невыразительным.

Песни для игры на музыкальных инструментах . Этот репертуар предназначен для средней и старшей групп. В начале года дети импровизируют по заданной теме («Колокольчики», «Дождик», «Ручеек» и т. д.). Цель этих упражнений - познакомить с инструментом, дать поиграть с ним, как с игрушкой. Затем дети играют ритмические упражнения на од-ной-двух нотах и напевают. Постепенно ребята учатся подбирать по слуху мелодии из знакомого репертуара (попевки из нескольких звуков).

Песни-образцы для обучения детей основам музыкальной грамоты. Репертуар для различных видов певческой деятельности может быть использован в обучении основам музыкальной грамоты. Обращая внимание детей на направление движения звуков мелодии, их протяженность, характер исполнения песни, педагог дает ребятам некоторые сведения о высоте и продолжительности звуков, тембре, темпе, ритме, динамике и т. д. Для развития представлений о высоте и продолжительности звуков подбираются характерные ритмические или мелодические обороты из уже знакомых произведений. Дети воспроизводят их как упражнения, например прохлопывают, отстукивают палочкой или играют на одной пластине металлофона ритмический рисунок мелодии, поют мелодические обороты на слоги ля-ля, ду-ду, ми-ми, мо-мо и т. д., чтобы текст не отвлекал от воспроизведения высоты звуков.

Методика обучения пению. Певческие возможности дошкольников (певческие диапазоны, особенности певческого дыхания, артикуляционного аппарата) в каждой возрастной группе различны.

Можно выделить три возрастных периода в соответствии с общим и музыкальным развитием детей: до 3 лет, от 3 до 5 и от 5 до 6 (7) лет. В первом возрастном периоде малыши накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт сенсорно-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом. Во втором возрастном периоде происходят координация слуха и голоса, музыки и движений, соединение знаний и умений. В возрасте от 5 до 6 (7) лет практические действия подкрепляются знаниями о музыке, обогащаются ими, формируются и зримо проявляются элементы эстетического отношения к пению и музыке вообще.

На занятиях с самыми маленькими детьми используются попевки и небольшие песенки, имеющие подражательный характер (голоса птиц, животных, звуки окружающей действительности, повторяющиеся интонации). С их помощью развивается слух, формируется дикция и артикуляция. Желательно, чтобы в тексте были звуки ж, ш, ч, р. Мелодии должны быть простые, построенные на 2-4 звуках, в диапазоне кварты (ре 1 -соль 1), ритмический рисунок должен состоять из четвертных и восьмых длительностей, темп и сила звучания средние, дыхание кратковременное. У детей 3-4 лет, как правило, диапазон пения ре - ля первой октавы, дыхание еще неравномерное, короткое, не у всех развита артикуляция, дикция, некоторые затрудняются в произнесении отдельных звуков. В 4-5 лет диапазон пения расширяется: ре -си первой октавы, дыхание становится более устойчивым, дети могут петь более протяженные фразы (два такта в среднем темпе), лучше произносят слова. В этом возрастном периоде подбираются песни и хороводы о природе, окружающей действительности, певческие упражнения строятся на тексте, посильном для ребят. Они помогают формированию дикции, артикуляции, певческого дыхания, ансамбля. Для развития координации слуха и голоса, певческого дыхания важно выбирать песни, имеющие не только равномерные, но и протяжные звуки. Дети к 5 годам уже используют разные типы дыхания (ключичное, грудное, нижнереберное, а также смешанное). Мелодии поются более сложные, в медленном и среднем темпе, динамика тихая и умеренно громкая. В 5-6 (7) лет диапазон еще шире: ре первой октавы - до второй октавы (иногда даже ре первой октавы - ре второй октавы). Дети лучше владеют певческим дыханием - могут петь фразы из двух тактов в медленном темпе. В эти годы проявляются музыкально одаренные дети, они заметно опережают своих сверстников. Обнаруживается это в следующем: чистота интонации, звонкий голос, художественно выразительное пение, артистичность, интерес к музыке.

В возрасте от 5 до 6 (7) лет используется более разнообразный песенный репертуар, темп от медленного до подвижного, динамика от тихой до умеренно громкой. Петь громко не рекомендуется. Сила звучания детских голосов умеренная, так как голосовые связки еще не сформированы.

Самый подходящий материал для занятий с детьми всех возрастов - народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны дошкольникам. Они чаще исполняются без сопровождения, способствуют развитию слуха, формируют вкус, могут применяться в различных жизненных ситуациях.

Работу над песней условно можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои методы и приемы.

На первом этапе работы над песней (ознакомление, восприятие) применяются наглядный и словесный методы. С помощью выразительного исполнения песни, образного слова, беседы о характере музыки педагог стремится пробудить интерес к ней, желание ее выучить. Важно, чтобы дети почувствовали настроения, переданные в музыке, высказались о характере песни в целом, смене настроений в ее частях. Лишь яркое, выразительное исполнение педагога способно вызвать положительные эмоции у детей, переживание содержания музыки. Беседа об эмоционально-образном содержании песни помогает настроить ребят на выразительное ее исполнение, выбор соответствующего характеру песни звукообразования, дикции, дыхания. Так, если дети определили характер музыки как ласковый, нежный, спокойный, им объясняют, что и петь ее надо напевно, протяжно.

На втором этапе начинается собственно разучивание песни (на протяжении 3-5 занятий). Помимо наглядного и словесного методов здесь большое значение имеет практический метод. Дети овладевают необходимыми певческими навыками, запоминают и воспроизводят мелодию, ритм песни, выразительные нюансы. На этом этапе большую роль приобретают упражнения. Вначале ребята учатся по подражанию, поэтому показ педагогом приемов исполнения и закрепление их на упражнениях очень важны. Упражнения даются как распевание, перед пением песен. С их помощью разучиваются трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Например, перед пением песни «Елочка» Л. Бекман, начинающейся с хода вверх на сексту, можно использовать попев-ку из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной «Эхо», чтобы подготовить детей к воспроизведению этого сложного интервала.

Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые неизбежно снижают интерес детей к песне. Упражнение же, данное в игровой форме, помогает преодолеть трудности, приобрести певческие навыки. Упражнения, имеющие игровой характер, дети с удовольствием поют не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности и дома. Ребятам нравятся попевки, связанные с близким им миром. Это мелодии из фольклора, подражание голосам птиц, животных, скороговорки, потешки, считалки.

При исполнении певческих упражнений у детей постоянно тренируется певческий голос, развиваются музыкальный слух, координация слуха и голоса, чистота интонации.

Применяются и совсем простые упражнения, построенные на одном-двух интервалах. Например, упражнение «кукушка» построено на малой терции. Дети придумывают свои слова на этот интервал. Так формируются слуховые представления, которые важны для развития ладового чувства. (Интервал малой терции входит в тоническое трезвучие, составляющее основу лада.) Подобным образом можно создать и другие упражнения: подражание голосу чибиса (квинта вниз), карканью вороны (на одном звуке) и т. д.

Обучение пению требует от ребенка немалых волевых усилий. Чтобы поддержать интерес к песне, сосредоточить внимание детей, важно уметь создавать игровые ситуации, использовать музыкально-дидактические игры, проблемные задания. В среднем песня разучивается на 8-9 занятиях. Самую большую заинтересованность дети проявляют на первых трех занятиях, потом интерес может падать. Нужно поддерживать его с помощью различных педагогических приемов, связывать пение с другими видами музыкальной деятельности: движениями, игрой на музыкальных инструментах.

На втором этапе работы над песней дети осваивают навыки звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования, ансамбля.

Для формирования навыка правильного звукообразования применяются такие методы и приемы, как образное слово, беседа о характере музыки, показ приемов исполнения. Со звукообразованием связана напевность. С младшего возраста важно учить детей протягивать гласные, концы музыкальных фраз, разучивать песни в замедленном темпе. Напевности помогает пение мелодий без слов, на согласный м или л в сочетании с гласными у, о. В старших группах полезны упражнения, в которых доминируют слоги ку-ку, мо-мо. Подвижному легкому звукообразованию способствуют упражнения, начинающиеся и заканчивающиеся согласными (динь-динь, тук-тук) 5 . Применяется также прием сравнения звучания с музыкальными инструментами (плавное звучание дудочки, отрывистое и легкое - колокольчика).

Чтобы помочь детям овладеть правильным дыханием , им разъясняют и показывают, где и как нужно брать дыхание, как его расходовать по музыкальным фразам. Для правильного дыхания важна певческая установка - посадка прямая, не поднимая плеч.

Для выработки правильной дикции применяются следующие приемы: выразительное чтение текста, разъяснение смысла некоторых незнакомых слов, правильное и отчетливое их произношение, чтение текста шепотом, с четкой артикуляцией. Важно развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, нёба, нижней челюсти) с помощью упражнений. Осмысленное произнесение текста делает пение более выразительным. Этому способствуют ясное звучание согласных, мягкие окончания фраз, смысловые акценты и т. д.

Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха начиная с раннего возраста: от развития слухового сосредоточения к различению и воспроизведению звуков по высоте, воспроизведению направления движения мелодии. Чтобы дети могли легко определять направление движения мелодии, применяется моделирование (показ движения звуков рукой, дидактические игры, демонстрация на фланелеграфе звуков мелодии и т. д.).

Получить чистоту интонации в пении помогают приемы: настройка на первом звуке песни; пение одной мелодии педагогом (восприятие детьми мелодии с голоса); исполнение мелодии на фортепиано, других инструментах; разучивание мелодии по частям, фразам, в замедленном темпе. Начинают разучивать песню обычно с более простых, запоминающихся фрагментов, например с припева. Кроме того, необходимо слуховое внимание детей. Они должны петь негромко, выразительно, слушая себя и других. Полезно петь небольшими группами и соло.

Педагогу важно понять причины нечистого интонирования. Это могут быть слаборазвитый слух, недостатки артикуляции, больной голосовой аппарат. С нечисто интонирующими детьми рекомендуется заниматься индивидуально.

Одна из причин неверной интонации - низкий диапазон звучания голоса. В этом случае помогает транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Если ему удается уловить рисунок мелодии и воспроизвести ее в удобной тесситуре, он может начать петь правильно и вместе с другими детьми, в более высоком звучании. Постепенно диапазон расширяется начиная с примарных (т. е. удобных для человека) звуков.

Наряду с этим приемом помогает и обратный - «раскрытие» звуков верхнего регистра детского голоса (ля, си первой октавы, до, ре второй октавы). Сначала дети выполняют упражнения на звукоподражания (ку-ку, ду-ду), потом поют прибаутки. Причем желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание. Третий путь - наряду с укреплением низких звуков - сразу же расширять верхний регистр детского голоса, приучая его к высоким звукам (Р. Т. Зинич) 6 .

Н. А. Метлов советовал рассаживать детей для пения так, чтобы нечисто интонирующие дети сидели в первом ряду, за ними - средне интонирующие и в третьем ряду - хорошо поющие дети. При этом плохо интонирующие дети лучше подстраиваются к верной интонации: впереди они слышат звучание инструмента и пение педагога, а сзади - чисто интонирующих детей 7 .

Налаживанию чистоты интонации в пении способствует систематическое повторение выученных песен как с сопровождением, так и без него, слушание песен в хорошем исполнении взрослых и детей.

Чувство ансамбля (от французского ansamble - вместе) также необходимо при хоровом пении. Педагог показывает детям момент вступления, побуждает к слуховому вниманию, слаженности звучания. Следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности: мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения, соответствующего характеру музыки. Поэтому яркое исполнение песни педагогом и образное слово важны и на втором этапе работы над произведением, при его разучивании.

На третьем этапе песни повторяются. Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный репертуар. Если песня полюбилась, ребята поют ее по своему желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями.

Традиционно в отечественной системе музыкального воспитания певческая деятельность занимает ведущее место. Это объясняется рядом причин (М. С. Осеннева, Л. А. Безбородова и др.):.

■ песенным началом российской музыкальной культуры: все на­родные праздники, обряды, все церковные богослужения сопро­вождались пением;

■ адекватностью пения психолого-возрастным особенностям де­тей, их стремлению к активным формам освоения искусства, их деятельностной природой;

■ особой доступностью для восприятия в силу синтеза слова и му­зыки;

■ значимостью воспитания чувств человеческой общности в со­временном мире - пение объединяет людей, создавая условия для эмоционального общения.

Значение певческой деятельности трудно переоценить и в лич­ностном развитии ребенка. Пение развивает эстетическое вос­приятие, эстетические чувства, художественный вкус, музыкаль­ные и музыкально-сенсорные способности и прежде всего музыкально-слуховые представления. Оно способствует формиро­ванию эстетического отношения к окружающему, обогащению переживаний ребенка, его умственному развитию. Расширяет кругозор, объем знаний об окружающем. Обогащает словарный за­пас ребенка, совершенствует его артикуляционный аппарат и речь.


Занятия пением помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества, объединять детский коллектив, вос­питывать волю, организованность, выдержку. Влияние пения на нравственное развитие выражается в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему. Пение рождает спо­собность переживать настроения, отраженные в песнях.

Пение рассматривают как средство укрепления организма до­школьников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способ­ствует формированию правильной осанки.

В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, влияющей на возникновение различ­ных эмоциональных состояний.

Традиционно в качестве задач обучения пению дошколь­ников выделяют следующие (А. Н. Зимина, О. П. Радынова и др.):

■ воспитывать основы певческой и общемузыкальной культуры: формировать эстетические эмоции, интересы и вокально-хоровые умения и навыки;

■ развивать музыкальные способности и прежде всего различение интонационно точного и неточного пения звуков по высоте, дли­тельности;

■ способствовать всестороннему духовному и физическому раз­витию детей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Описание педагогического опыта по теме: «Певческая деятельность - как средство развития эмоционально-творческой и здоровой личности ребенка»

Что с музыкой сравнится по звучанью?

Шум леса? Пенье соловья?

Грозы раскаты? Ручейка журчанье?

Сравнения найти не в силах я.

Современный этап развития общества в России характеризуется значительными изменениями во всех социальных сферах, затронувшими и систему образования. В современных условиях изменились и усложнились задачи дошкольных образовательных учреждений в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На первый план, наряду с усвоением первичных знаний, умений и навыков, выдвигаются задачи этического и эстетического воспитания дошкольников, развитие у них творческих способностей и формирование здорового образа жизни.

Комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников «Радуга», которую реализует Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга», соответствует данным требованиям. Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни, своевременное и полноценное психическое развитие и воспитание, предоставление каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Началом работы по заявленной теме, стало проведение диагностики по определению исходного уровня певческих навыков дошкольников. По результатам диагностики в группах оказалось только 15% детей с высоким уровнем, 26% детей находились на среднем уровне, 59% - на низком уровне развития. Таким образом, возникла необходимость создания условий для творческой самореализации детей в певческой деятельности. Нами была поставлена цель: певческий творческий голос

Создание условий для развития эмоционально-творческой и здоровой личности ребенка посредством певческой деятельности.

Чтобы достичь поставленной цели, мною была выбрана данная тема актуального педагогического опыта: «Певческая деятельность - как средство развития эмоционально-творческой и здоровой личности ребенка», так как процесс пения помогает ребёнку не только приобрести определённые навыки в развитии голоса, но и способствует формированию в целом личности, умения выражать себя, развитию его музыкального вкуса; содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему).

Актуальность. Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт работы в дошкольном учреждении, а так же исторический опыт показал, что вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребёнка, но и на его всестороннее развитие.

Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребёнка. Данная проблема всегда актуальна, так как пение, вокально-хоровая работа являются важной формой музыкальной деятельности в системе массового музыкального воспитания.

Формирование певческих навыков - один из наиболее сложных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая детей вокалу необходимо учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с организмом ребёнка. Поэтому педагог должен не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, находить такие приёмы вокальной техники, которые бы наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса, что и прослеживается в описании опыта работы. Затрагиваемая проблема актуальна ещё и потому, что связана с поиском новых путей эстетического воспитания ребёнка средствами музыки через самый доступный и активный вид музыкальной деятельности, каковым является пение. Систематическое, планомерное вокальное воспитание оказывает благотворное влияние и на физическое здоровье детей.

Развить творческую деятельность дошкольников не возможно в полном объёме, так как в дошкольном музыкальном воспитании существует ряд противоречий между ориентацией нового содержания дополнительного образования на развитие творческих способностей детей и традиционными методами и формами обучения, а так же желанием ребенка выразить свои эмоции, чувства в музыке и недостаточной сформированностью музыкальных певческих навыков; стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и отсутствию возможности выразить свои способности.

Для решения этих проблем были поставлены следующие задачи.

1. Оптимальное сочетание традиционных и инновационных технологий личностно-ориентированного, интегрированного обучения, (игровые, индивидуальные, групповые методы)

2. Конструирование содержания музыкального занятия, ориентированного на индивидуальную, коллективную творческую деятельность детей.

3. Организация музыкальных праздников, развлечений, участие в городских музыкальных творческих конкурсах.

Исходя из возникших противоречий, возникла мысль систематизировать и внедрить комплекс упражнений способствующих улучшению общего состояния организма: дыхательная и оздоровительная гимнастика, которые в свою очередь приведут к активизации творческих способностей детей дошкольного возраста.

· Дыхательная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

· Комплекс оздоровительной гимнастики.

Этот комплекс предупреждает различные заболевания, снимает усталость, головную боль, улучшает зрение, слух.

Ведущая педагогическая идея заключается в определении методов активизации творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развития певческих навыков.

Этой идеей обусловлено:

Использование традиционных и инновационных технологий в обучении (игровая, индивидуальная, групповая; интеграция);

Высвобождение внутренних творческих сил ребенка, его эмоционально-эстетического потенциала путем применения разработанной системы упражнений;

Обучение умению свободно, непринужденно и одновременно чрезвычайно ответственно пользоваться голосом, его гибкой и музыкальной природой, его потенциалом точного и выразительного эквивалента собственному чувству.

Пути реализации. Работа по данной теме проводится поэтапно и охватывает период с 2010-2011 уч.г. по 2013-2014 учебный год (вторая младшая группа - подготовительная). На протяжении всей деятельности проводится мониторинг развития певческих навыков дошкольников.

1 этап-констатирующий (1 год)

1. Изучение нормативных документов и материалов.

2. Подбор и разработка упражнений для развития певческих способностей.

3. Оформление наглядно-демонстрационного материала.

4. Начальная диагностика.

2 этап-формирующий (2 года)

2. Последовательное формирование певческих навыков, развивающих голос и слух.

3. Промежуточная диагностика.

3 этап-заключительный (1 год)

1. Итоговая диагностика уровня сформированности певческих навыков у детей.

2. Установление динамики развития творческих способностей детей.

3. Обобщение.

Теоретическая база. В основе лежат идеи Л.С.Выготского, Д.Б.Кабалевского, А.А.Волковой, Н.А.Ветлугиной, о необходимости развития творческих, в том числе музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Практические разработки Е.Н. Тиличеевой, В.В. Емельянова, Б.С.Толкачева по вокальным, артикуляционным упражнениям для детей дошкольного возраста, а также системы упражнений для развития голоса и слуха.

На основе научной идеи Н.А. Ветлугиной, которая в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, разработана теоретическая база данного опыта, включающая взаимосвязь, взаимозависимость обучения и творчества детей. Было установлено, что необходимые условия возникновения детского творчества - это накопление впечатлений от восприятия искусства и накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребёнок эмоционально, непосредственно применяет всё то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

Например, Л.С.Выготский обосновал небезынтересный тезис о возможности формирования у ребенка привычки к творчеству, посредством специально разработанных упражнений творческого характера. Его концепция творческого развития личности, имея ярко выраженную гуманистическую направленность, ориентировала педагогов на сохранение индивидуальности ребенка и создание, необходимых для его всестороннего творческого развития условий.

По проблеме творческого развития ребенка продолжалась работа и в XX веке. Результатом этой деятельности стало создание разнообразных образовательных технологий, предусматривающих личностно-ориентированный подход в обучении ребенка, развитии его творческих способностей.

Пение - основное средство музыкально-творческого воспитания, оно наиболее близко и доступно детям. Обязательным условием формирования и совершенствования певческих навыков являются: работанад дыханием, артикуляцией, дикцией, а так же упражнения (распевки) на которых легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух.

Как известно, упражнение - это многократное повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение его выполнения. В своей практике широко использую упражнения педагога-музыканта, композитора Е.Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждённости и лёгкости звучания, правильного дыхания.

В.В. Емельянов, руководитель экспертной детской хоровой музыкальной школы г. Екатеринбурга, считает наиболее важным развитие системы голосообразующего комплекса, сгруппированного по следующим критериям: генераторный (гортань), резонаторный (рупор), дыхательный.

Как и В.В. Емельянов, в работе с детьми первостепенное значение уделяю развитию голосового аппарата. Он говорил: «Любой не предубеждённый человек может ясно представить себе, что ухом, с помощью слуха мы ничего не чувствуем, а чувствуем сердцем и ещё более «горлом», где расположены тончайшие и богато иннервированные мышцы».

На основании теоретических и практических методик известных педагогов и музыкантов мною был разработан комплекс дыхательных и оздоравливающих упражнений для активизации творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развития певческих навыков на основе метода Б.С.Толкачева и артикуляционных упражнений В.В. Емельянова, а также различных упражнений Е. Тиличеевой.

Степень новизны. Новизна заключается в комбинации следующих технологий: личностно-ориентированного, интегрированного обучения, игровой технологии, упражнений на развитие голосового аппарата по системе В.В. Емельянова, системы упражнений для развития дыхания Б.С.Толкачева,а также вокальных упражнений Е.Н. Тиличеевой.

Чтобы полнее реализовать поставленную цель была изучена методическая литература по данной теме, и поставлены следующие задачи:

Формировать и накапливать певческие навыки: артикуляцию, певческое дыхание, дикцию;

Формировать и совершенствовать качество звучания голоса: чистоту интонирования, тембр, диапазон, полётность и подвижность голоса;

Развивать протяжное пение, четкую дикцию;

Развивать творческие способности детей.

Пение - один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Проблема постановки певческого голоса ребенка-дошкольника - одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.

Опираясь на исследования и опыт ведущих музыкантов-теоретиков и практиков, широко используя новейшие достижения музыкальной педагогики, разработала комплекс упражнений на развитие певческих навыков детей дошкольного возраста.

Данная работа начинается с детьми трехлетнего возраста. Вокальные навыки формируются в процессе работы над распеванием. Особое внимание уделяется дыханию и звукообразованию: учить детей петь протяжно, естественным, голосом, без напряжения и крика. В целях развития песенного творчества детям младшего возраста предлагаются творческие задания, дидактические игры, такие как «Позови кошечку» «Курочка и цыплята», «Покачай и убаюкай куклу» и другие.

В средней, старшей и подготовительной группах работа над певческими навыками продолжается, у детей проявляется повышенный интерес к песенному творчеству.

В основе системы лежат идеи детского музыкального воспитания Емельянова В.В. , Б.С.Толкачева, Тиличеевой Е.Н.

Цикл занятий можно разделить на 3 раздела, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой:

1. Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям, страдающим частыми простудными заболеваниями, бронхитами, бронхиальной астмой. Ребенка можно научить правильному дыханию. Не умеющего правильно дышать ребенка можно узнать: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах (это концевая часть нашего дыхательного аппарата в лёгком, имеющая форму пузырька). Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох - грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух. Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.

Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую). (Приложение «Здоровьесберегающие упражнения», стр.4)

Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри - тоже полезное занятие для развития правильного дыхания!

При правильном выполнении упражнений, дыхательная гимнастика приятна и приносит удовольствие.

2. Артикуляционная гимнастика.

Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на каждом занятии проводятся артикуляционные упражнения по системе Емельянова В.В. (Приложение «Здоровьесберегающие упражнения», стр.21). Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

В артикуляционную гимнастику входит:

Работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);

С губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

Упражнения на артикуляцию детям доступны и интересны, если педагог использует их на занятиях в игровой форме. Для развития творческих способностей детей используются придуманные детьми этюдные истории «Язычка» на основе упражнений системы В.В. Емельянова.

Так как игра - любимый вид деятельности ребенка и игре он самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того, не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.

После проведения артикуляционной гимнастики, необходимо использовать интонационно-фонетические упражнения, которые помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки. При пении упражнений из ряда гласных с целью их выравнивания один гласный звук следует, как бы вливать в другой плавно, без толчка (уууаааооо). Пение гласных в той или иной последовательности преследует определенную цель в зависимости от того, на какое тембровое звучание нужно настроить голос. Для формирования звучания детского голоса ближе к фальцетному звучанию следует использовать гласные звуки [у], [о], [а] (среди которых гласный [у] наиболее предпочтителен). В практической работе с детьми за основу певческой артикуляции принято расположение губ в полуулыбке. При таком расположении гортань поднимается, голосовые связки работают в более тонком режиме, голос звучит легко, светло. Расположение губ в полуулыбке способствует нахождению близкой вокальной позиции, которая характеризует правильное звукообразование. Особое внимание необходимо обращать на раскрепощение подбородка. ""Проверка"" осуществляется открыванием рта руками, приложенными к щекам (пальцы сквозь щеки лежат на нижних зубах), при этом звучит гласный звук [у].

3. Обязательное условие на музыкальных занятиях - является работа над развития здоровой личности ребенка. Оздоровительная гимнастика - система специально подобранных физических упражнений, способствующих всестороннему развитию и укреплению здоровья. Гимнастика улучшает работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем, укрепляет мышечный и костный аппарат, усиливает обмен веществ в организме, совершенствует приспособительные механизмы к различным физическим нагрузкам. Данный комплекс упражнений помогает активизировать работу головного мозга, снять усталость, улучшить общее состояние организма, предупредить различные заболевания, снять головную боль, нормализовать давление, улучшить зрение, слух, работу кишечника (Приложение «Здоровьесберегающие упражнения», стр.28).

Таким образом, использование традиционных и инновационных технологий, системы специальных упражнений - все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, а также активизировать творческие способности дошкольников. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.

Для достижения высоких результатов работа строится в сотрудничестве с родителями и воспитателями. Проводятся беседы, консультации по организации музыкальной деятельности детей.

Результативность. Критерием результативности является степень творческой реализации детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

Использование данной системы в работе с дошкольниками значительно повышает уровень сформированности у детей певческих навыков и исполнительской культуры, обогащает их знания о хоровом исполнительстве, особенностях голосового аппарата, охране детского голоса, способах управления им, а так же способствует развитию творческих способностей детей. Развитие творческих способностей детей одна из составляющих музыкального развития дошкольников.

Результаты эффективности проведенной работы четко прослеживаются в сравнении сводных диагностических данных по музыкальному развитию дошкольников.

В результате такой целенаправленной работы мне удалось достичь стабильно высоких результатов.

Уровень сформированности певческих навыков

положительная динамика уровня сформированности певческих навыков и детей;

расширение певческого диапазона;

успешное освоение основных комплексов дыхательной и артикуляционной и оздоровительной гимнастики;

получение радости и удовольствия от исполнения вокальных произведений;

осознание родителями необходимости развития эмоционально-творческой и здоровой личности ребенка.

Каждый человек, родившись, получает от матущки-природы драгоценный и великий дар - особого качества музыкальный инструмент-голос. Необходимо лишь только научиться правильно владеть этим инструментом.

Литература

1. Асафьев Б. В. О музыкально - творческих навыках у детей / Б.В.Асафьев. -- М.: Просвещение, 1990. 106 с.

2. Богуславская Э. Музыкальное воспитание в детском саду. - М., 2000.

3. Ветлугина Н. А. Виды детской музыкальной деятельности // Дошкольное воспитание. - 1980. № 9. - С. 85-93.

4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. -- М.: Просвещение, 1968.

5. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.

6. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М.: «Академия», 2005. 320 с.

7. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса.- Новосибирск; Наука,Сибирское отделение 1991г. 102с.

8. Толкачев Б.С.Физкультурный заслон ОРЗ.-М. Просвещение,- 2001.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проявления музыкальности в раннем детстве. Музыка, как средство всестороннего развития ребенка. Значение музыки на занятиях, праздниках, в повседневной жизни детского сада. Задачи музыкального воспитания для гармоничного формирования личности ребенка.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2010

    Возрастные особенности слуха и голоса ребенка. Охрана детского голоса. Методы и приёмы обучения пению. Развитие творческой инициативы в самостоятельных поисках певческой интонации. Выбор и разучивание песен. Планирование работы по пению в детском саду.

    реферат , добавлен 09.04.2010

    Жизненный путь, оперное и вокальное творчество А.С. Даргомыжского. Работа над оперой "Русалка". Тональность, форма, структура тона и тематика хоров "Русалки". Певческая динамика в произведении "Сватушка", звуковедение, вокальные и дирижерские трудности.

    практическая работа , добавлен 09.06.2010

    Полидеятельностный характер дирижерской деятельности. Технический профессиональный аспект взаимоотношения дирижера и хора с точки зрения технической и эмоционально-психологической составляющей. Компоненты творческой атмосферы хорового коллектива.

    реферат , добавлен 12.11.2015

    Характерные особенности личности музыканта. Сравнение игры ребенка и музыканта с психологической точки зрения. Описание основных этапов возникновения и формирования музыкальных навыков. Анализ значения в музыкальной деятельности согласованности действий.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2010

    Исследование теоретических основ резонансной техники пения, основных физических свойств резонаторов голосового аппарата певца, их функций в певческом процессе. Характеристика упражнений для достижения силы звука, глубины и красоты тембра, гигиены голоса.

    дипломная работа , добавлен 30.04.2012

    Проявление яркого таланта Людвига ван Бетховена в детские годы, начало постижения композиторской техники и создание первых музыкальных произведений. Тяжелая жизнь и формирование личности композитора, его гастрольная деятельность и творческое развитие.

    презентация , добавлен 22.05.2012

    Значение пения в развитии музыкальных способностей детей. Музыкально-дидактические игры и упражнения, их использование на музыкальных занятиях. Конспекты занятий с использованием музыкально-дидактических игр и упражнений в старшем дошкольном возрасте.

    реферат , добавлен 13.11.2009

    Краткие биографические сведения о жизненном пути великого русского композитора, дирижёра, педагога П.И. Чайковского. Характеристика личности и особые черты творческой индивидуальности Чайковского. Произведения, написанные известным композитором.

    презентация , добавлен 15.03.2011

    Разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Идея целостного продуктивного воспитания личности, ее реализация в концепции художественно-творческих уроков музыки, уроков искусства. Основные цели уроков.

Консультация по теме:

«Вокально-певческое развитие у детей дошкольного возраста»

Выполнила: Музыкальный руководитель – Похлебаева Е.Ф.

Музыкальное воспитание –
Это не воспитание музыканта,
а прежде всего воспитание
человека”.
Сухомлинский В.А

Один из главных документов образовательной сферы “Конвенция ООН о правах ребенка” – развитие индивидуальности ставит на видное место уже в дошкольном возрасте: “Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности”.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально – эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Хорошая песня развлекает и успокаивает ребенка, развивает и воспитывает его. Сухомлинский утверждал, что пение открывает человеку глаза на красоту родной земли. Пение сопровождает жизнь человека с самого раннего детства. Оно воздействует на его чувства, занимает досуг, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. В сравнении с инструментальной музыкой, пение обладает большой массой эмоционального воздействия на детей, так как в нем сочетаются слово и музыка. Пение – самый массовый и доступный вид народного исполнительства. Нет таково уголка на земле, где люди бы не пели песни о труде, природе, о жизни, о чувствах. Пение сближает людей, служит средством познания окружающего мира.

Основная цель певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке.

Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны.

Они заключаются в следующем:

1. Развивать музыкальные способности:

Эмоциональную отзывчивость на музыку;

Ладовое чувство;

Музыкально – слуховые представления

Чувство ритма

2. Формировать основы певческой и общественной культуры:

Эстетические эмоции;

Интересы, оценки;

Вокально-певческие умения и навыки.

3. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.

Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности. Поэтому мы учим детей петь именно для того, чтобы достичь главной цели – развитие личности через развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер ребенка средствами музыкального искусства.

Для того, чтобы дети захотели петь, надо показать им красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определенной заинтересованности и настойчивости с их стороны. Голос – инструмент общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной деятельности, к познанию красоты и законов музыкального искусства.

Пение следует так же рассматривать как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Поэтому очень важно петь в чистом проветриваемом помещении, а летом – на открытом воздухе. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности как воля, организованность и выдержка. В процессе обучения пению активно развиваются музыкальные способности ребенка: музыкально – слуховые представления, ладовое и музыкально – ритмическое чувство.

П.К.Анохин изучал влияние мажорного и минорного ладов на слушателя, пришел к выводу, – умелое пользование мелодии, ритма и других выразительных средств музыки может регулировать состояние человека во время работы и отдыха, стимулировать или успокаивать его. Правильно поставленное пение формирует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение способствует умственному развитию ребенка. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы.

Детский голос обладает особыми качествами, отличающими его от голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие по сравнению со связками взрослых – отсюда особое звучание детских голосов, особенно в младших группах. Чрезмерно громкое пение губительно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик.

Очень важно, чтобы ребенок говорил в быту спокойно, без крика, пел естественным голосом. На начальном этапе необходимо беседовать с детьми на эту тему. Говорить, что нельзя кричать, петь на улице в холодную и сырую погоду, нельзя петь во время болезни.

Правильному подбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса. Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Однако, иногда происходит то, что дети начинают петь взрослые эстрадные песни, это вызывает умиление родителей. Но, когда ребенок взрослеет, его пение становится все менее приятным для слушания. Он не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения проявляется кривляние или попытка неумелого подражания. При таком пении не только портится художественный вкус ребенка, но и наносится вред голосовому аппарату. Исполняя песни взрослых, которые им технически не доступны, дети преодолевают трудности путем разного нажима на различные отделы голосового аппарата. Дети, вовлекая в работу всю мышечную массу голосового аппарата, поют громко, голоса от такого напряжения портятся, преждевременно изнашиваются, возникают различные заболевания голосового аппарата.

Что бы избежать всех этих проблем, необходимо проводить диагностику развития вокально-певческих навыков дошкольников как минимум 2 раза в год.

Важно с самого начала установить контакт с каждым ребенком, вызвать у него чувство доверия, выяснить отношение к музыке, дать возможность поверить в свои силы. Каждого ребенка, непременно, надо похвалить, поощрить, даже за небольшие успехи.

Основные составляющие успешности детского вокально-певческого развития.

Хорошая дикция способствует чистоте интонирования, красоте звучания голоса. При недостаточной ясности и четкости произношения слов пение становится вялым, бесцветным, в нем отсутствует напевность, выразительность звука. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни.

Чистота интонации – самый сложный певческий навык, он связан с развитием слуха (ладового чувства и музыкально – слуховых представлений), Нечистая интонация в пении имеет ряд причин:
– различные заболевания голосового аппарата;
– застенчивость ребенка;
– отсутствие устойчивого внимания;
– нарушения артикуляционного аппарата;
– неумение извлечь звук;
– небольшой диапазон голоса ребенка.

Чувство ансамбля так же требует слухового внимания, умения слушать друг друга. Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В хоровом пении важно приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся.

Анализируя конечный результат опыта работы можно увидеть уверенный рост уровня развития певческих навыков и сделать следующиевыводы.

В методике обучения пению имеется целый ряд приемов, систематическое использование которых способствует развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста.

Последовательность применения различных приемов в процессе обучения детей пению варьируется в зависимости:
– от задач и содержания отдельных занятий;
– от репертуара;
– от возрастных особенностей детей (общих и индивидуальных);
– от уровня музыкального и певческого развития детей.

Перспективы и выводы.

Работать над разнообразием форм, методов и приемов проведения занятий;

Продолжать работу в тесном контакте с другими преподавателями;

Продолжать совершенствование программно – методического обеспечения и предметно-развивающей среды;

Обеспечивать участие родителей в разных формах работы по музыкальному воспитанию детей.