светлана тетерина

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями

здоровья .

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!

Проблема включения людей с в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Проблемы социальной адаптации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении сути коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Оказание помощи детям, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства.

В последнее время в педагогике для характеристики детей с врожденными дефектами развития получил распространение термин “особые” дети.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети , состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития : нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка .

При работе с детьми с ОВЗ одним из самых важных условий для меня, как классного руковителя, является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы. Дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Существующую социально –педагогическую стратегию воспитания детей , находящихся в детских домах и школах–интернатах, можно оценить как стратегию замены попечения родителей государственным попечением. Характерные черты данной стратегии : государство берет на себя заботу о создании необходимых бытовых условий в период проживания ребенка в интернатном учреждении и на этапе выпуска; государство предоставляет льготы, обеспечивающие возможность получения профессионального образования любого уровня; в государственных учреждениях делается попытка воссоздания домашней психологической атмосферы.

Целью моей работы с детьми, имеющими , является организация помощи детям на основе проведения комплексных мероприятий для получения ими образования и развития личности в целом.

В нашей школе-интернате дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей , а интегрированы в общеобразовательную среду.

Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно . Это помогает в решении следующих задач :

Создание условий для адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями ;

Обучение детей с ограниченными возможностями социальным навыкам ;

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями ;

Снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии;

Формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.



Успешной адаптации и социализации детей с ограниченными условиями здоровья способствует внеклассная работа, которая включает в себя : работу классного руководителя, воспитателя, кружковую работу, физкультурно-оздоровительную , организацию отдыха и досуга.

Наибольший интерес у ребят вызывают игры. Игра имеет большое значение для развития детей и является наиболее любимым видом деятельности. Подвижная игра помогает раскрепощению, объединяет детей , приучает к организованности, посредством выполнения правил. Интеллектуальные игры способствуют развитию умственных способностей, включаются в работу познавательные процессы. Поэтому мы стараемся как можно чаще организовывать с детьми игровые моменты во время занятий, задействуем в общешкольных спортивных соревнованиях, играх, эстафетах, для того, чтобы ребята чувствовали себя полноценными членами школьного ученического коллектива, а также получали моральное удовлетворение от общения со сверстниками.

Одним из важных звеньев являются занятия ручным трудом. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей : развивается мелкая моторика рук, эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность.



Основная цель : приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей. Результатом такого творчества стало множество поделок, выполненных руками ребят с ограниченными возможностями здоровья . Причём если на первоначальном этапе детям было трудно овладевать способами работы с картоном, пластилином, бумагой, кусочками ткани, то в процессе обучения учащиеся овладели различными техниками : это работа с тканью, создание одежды, поделки. В процессе занятий решаются следующие задачи :

Развитие и коррекция основных видов движений;

Развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики;

Развитие способности ориентироваться в пространстве.

Кроме того, в структуру занятия включаются :

Творческие задания, направленные на развитие воображения, детской фантазии;

Комплексные игры различной подвижности и разной направленности;

Релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.

При организации воспитательной работы мы не разделяем детей , имеющих ограниченные возможности здоровья . И это дает свои положительные результаты : повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ , воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности . Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т. д., проводимые в школе-интернате, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха.

Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе.

Таким образом, наша школа-интернат делает всё возможное , чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья получали достойное образование и развитие.



Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации , но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Негативное отношение общества к детям и подросткам с физическими дефектами, а также повышенная жалость и внимания создают для них не только жизненные неудобства, но и негативно сказываются на формировании личности. Их развитие неразрывно связано с потребностью самоутверждения в соответствующей социальной среде. К сожалению, нормальные дети зачастую отвергают ребенка с дефектом и эта важнейшая социальная потребность, таким образом, не реализуется.

Состояние неудовлетворенного самоутверждения ведет, как правило, к деформации личности, к возникновению у нее моральной неустойчивости и опустошенности. Если же эта потребность удовлетворена, то открывается путь к реализации возможностей личности в различных решающих сферах жизнедеятельности и труда. .

Критической точкой в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья, независимо от того, каким дефектом он страдает, является период, когда он начинает осознавать, что его внешние данные отличаются от других людей и пытается в этой связи предвосхитить последствия для него этих различий. В случае, если окружающие ребенка люди никаким образом не акцентируют внимание на дефекте и неудобствах, которые он несет ребенку, моральная-психическая напряженность постепенно спадает. Если же ребенок становится объектом насмешек и издевательства со стороны сверстников и окружающих, возникает тяжелейший внутренний конфликт, последствия которого бывают трудно предсказуемыми.

Существуют несколько типов адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду:

· Психическая адаптация выражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

· Социально-психологическая адаптация - это оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций групп, вхождение в их ролевую структуру.

· Социальная адаптация - это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

Названные типы адаптации, хотя и имеют свои специфические особенности, проявляются как единое целое, в едином процессе приспособления ребенка к новым ситуациям жизни. Процесс адаптации к окружающей социальной среде идет непрерывно. Однако его обычно связывают с кардинальными изменениями, происходящими на жизненном пути индивида.

Наиболее общей доминирующей закономерностью при всех видах отклонений является нарушение речевого общения, способности к приему и переработке информации. Другая важная закономерность психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья - трудность их социальной адаптации, установления взаимоотношений с социальной средой.

Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья ставит перед родителями все новые и новые проблемы, которые должны грамотно и заинтересованно решаться. Одной из таких наиболее сложных проблем является реализация потребности ребенка в общении со сверстниками. Родители не должны допускать, чтобы эти отношения складывались стихийно, и окружающие сверстники смеялись над его психическими и физическими недостатками. Однако рано или поздно ребенку придется общаться с окружающим миром, и, если у него не будут выработаны необходимые навыки взаимодействия с другими людьми, для него обособленность от сверстников может обернуться еще большей трагедией.

Более эффективно контакты с другими детьми налаживаются в раннем возрасте. Ребенок, находясь среди детей, может ощущать, что он не такой как другие, но его переживания в связи с возрастными особенностями еще недостаточно глубокие, адаптация происходит менее болезненно и быстрее. Однако ему надо помочь установить контакт с теми детьми, в компании которых он стал бы своим человеком. На сегодняшний день в городе Каменск-Уральске в детских садах активно внедряют программу "Инклюжен" для детей с ограниченными возможностями здоровья, приглашая таких детей на прогулки и занятия вместе со здоровыми детьми, чтобы позволить снизить до минимума недостаток в общении, а также адаптировать здоровых детей к детям с ограниченными возможностями здоровья.

По мере взросления у детей дошкольного возраста появляется потребность в общение с взрослыми - это:

· Познавательное общение проявляется в виде задавания многочисленных вопросов (возраст почемучек) на различные темы, причем ребенок требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему - как к товарищу.

· Личностная форма общения характеризуется тем, что ребенок активно стремится к обсуждению с взрослыми поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм.

У ребенка же с ограниченными возможностями здоровья, в зависимости от тяжести дефекта, данные формы общения в период дошкольного детства находятся, как правило, в зачаточном состоянии или вообще отсутствуют.

Определенной деформации подвергаются и такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм, формирование произвольности поведения, то есть такого поведения, для которого характерна устойчивость, не ситуативность, соответствие внешних поступков внутренней позиции.

Итак, в начальной системе отношений "взрослый - ребенок" зарождается и получает стимул к развитию и саморазвитию потребность в общении . По выражению Л.И. Божович, потребность в общении, как и потребность в новых впечатлениях, относится к такой качественно новой форме потребности, когда человека побуждают к действию не нужда в чем-либо, не недостаток, а стремление к новому переживанию, к овладению, достижению. В результате психические духовные потребности становятся ненасыщенными, приобретают возможность самодвижения.

Первые уроки приспособления к взаимодействию с людьми ребенок получает в семье, в кругу близких для него доброжелательно настроенных родных и близких. Но социальная жизнь не ограничивается рамками семьи. Важными ступенями для вхождения в социальную жизнь становятся дошкольное учреждение, школа, формальные и неформальные группы общения, включение в трудовую деятельность, создание семьи и многое другое. И каждый раз, в каждом новом объединении индивиду приходится поддерживать или приобретать заново свой социально-психологический статус.

Составной частью процесса социальной адаптации детей с ограниченными возможностями является образование. Оно призвано обеспечить им доступ к знаниям, культурно-историческому наследию, накопленному человечеством, подготовить их к профессиональной деятельности, сделать взаимоотношения с окружающими людьми более доступными и цивилизованными.

В России обязательным базовым образованием является общее среднее. Не имея его, человек оказывается не подготовленным к получению профессионального образования и, тем самым, к условиям современной жизни. Поэтому вопрос о школьном образовании инвалидов - один из наиболее важных и наиболее полно рассматриваемых в законодательстве многих развитых стран.

Родители часто стоят перед выбором, где обучать такого ребенка - в обычной общеобразовательной школе или же в специальном учреждение. Их волнения не напрасны. Дело в том, что в деятельности многих специальных образовательных учреждений роль родителей в восстановлении жизненного потенциала ребенка, к сожалению, во внимание практически не принимается. Вызвано это тем, что специальные учреждения часто территориально отдалены от семьи. Нередко, из-за незнания или отсутствия реальной возможности выбора типа и вида образовательного учреждения родители вынуждены использовать единственный путь - сдавать ребенка в государственные специализированные учреждения.

Необходим иной подход и к обучению инвалидов в системе высшего образования. В настоящее время большинство высших учебных заведений не подготовлены к обучению инвалидов с различными видами патологии ни организационно, ни методически, что вносит в этот процесс существенные трудности. Так, инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, передвигающимся на колясках, в связи с неприспособленностью помещений весьма затруднительно самостоятельно попасть как в здание учебного заведения, так и в различные кабинеты и аудитории. Незрячим студентам нужны, особенно на начальном этапе учебы, сопровождающие лица. В библиотеках вузов для них не предусмотрена специальная литература с использованием азбуки Брайля, методические и другие пособия.

Следует также иметь в виду, что факт поступления абитуриента с ограниченными возможностями жизнедеятельности на учебу в высшее учебное заведение еще не решает проблему его активной социальной адаптации. Он лишь создает для этого лучшие возможности. Студенты-инвалиды, как и до поступления в вузы, по-прежнему нуждаются в дополнительной помощи взрослых.

В то же время усилия по обучению инвалидов в профессиональном учебном заведении и их социальной реабилитации могут оказаться неэффективными, если они после его окончания не смогут найти место работы. Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности, тем более выпускники высшей школы, имеют возможности трудиться. Но им нужны гарантии, чтобы их физический и интеллектуальный потенциал был востребован и они не оказались после окончания учебного заведения на обочине жизни.

Вовлечение ребенка с ограниченными возможностями в раннюю совместную деятельность, интегрированное обучение, приобретение профессии создает предпосылки для решения другой важнейшей задачи социальной реабилитации - ликвидации последствий в развитии психики и поведении, обусловленные вторичными нарушениями.

Таким образом, несмотря на многие трудности, возникающие в семье в связи с появлением ребенка с дефектом, их можно преодолеть или смягчить, если родители своевременно избавятся от последствий пережитого стресса, овладеют навыками управления своими чувствами и мышлением, научатся использовать свои воспитательные возможности и опыт воспитания таких детей, накопленный в других семьях.

Однако надо иметь в виду, что не все семьи могут справиться с навалившимися на них проблемами самостоятельно. Им нужна своевременная психологическая поддержка и социальная помощь, а для этого нужны специалисты, программы, законы.

Вызвано это во многом тем, что наше общество, к сожалению, не подготовлено к восприятию таких детей. Существует своеобразная "психологическая стена" между здоровыми людьми и людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. От этого страдают не только больные дети, но и все общество, поскольку при таком отношении у людей возрастает моральная черствость к несчастью другого человека и к незащищенным слоям населения в целом.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Данные обследований детей за последние десять лет констатируют тенденцию увеличения количества детей дошкольного и раннего возраста с различными отклонениями в развитии. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями на сегодняшний день одна из наиболее важных и трудных задач ДОУ. Рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, – все это предопределяет важность социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная – это отношение окружающих к ребенку и к семье в частности. Вторая – это получение доступного и достойного образования для ребенка.

В нашей стране актуальным становится инклюзивное (включенное) образование детей с ограниченными возможностями. Инклюзивное образование предполагает, что дети с ограниченными возможностями и здоровые дети будут посещать одни детские сады и школы. Можно предположить, что здоровые дети будут терпимее, относится к детям с ограниченными возможностями и по возможности помогать им.

Воспитывать и обучать ребенка с ОВЗ нужно с самых ранних лет. Родители детей-инвалидов зачастую ограничивают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в детском саду за ним не будет должного ухода. Но именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка с ОВЗ, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром. Ведь учится он порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует.

Включение детей с особенностями в развитии в жизнь детского сообщества, гибкое сочетание различных видов и форм занятий, четкое выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка приводит к более быстрой и легкой адаптации и нормализации детей в детском саду, формированию у них социальных навыков. Имея возможность общаться с детьми разновозрастной группы, осваивать нормы поведения и взаимодействия, копировать и отрабатывать образцы разрешения конфликтов, решения возникающих проблем, дети с особенностями в развитии приобретают неоценимый социальный опыт, который станет основой их успешной адаптации в социум.

В ДОУ педагоги составляют индивидуальные программы развития по результатам наблюдений за ребенком с ограниченными возможностями во всех режимных моментах. В этом случае педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. Специальные занятия чередуются с общими, обычными для любого детского сада занятиями. Но работу педагогов отличает особая гибкость, умение предложить детям задание, посильное и интересное каждому, включить ребёнка в общую деятельность.

По уровню включения ребенка в образовательный процесс в ДОУ условно обозначают виды инклюзии: точечную, частичную, полную:

«точечной инклюзией» называется, когда ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.

«Частичная инклюзия» предполагает включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми.

Вариант «полной инклюзии» - посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением.

Инклюзивное образовательное пространство предполагает активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности детского сада, проведение общих мероприятий, составление планов семинаров и праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Процесс обучения следует сделать трехступенчатым:

1. Вначале ребенку объясняют, что он должен сделать.

2. Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь.

3. Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.

Для того, чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны, следует: предлагать ребенку короткие задания, стараясь сделать их более разнообразными, чередовать разнообразные виды деятельности; начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха; сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более легкими; включать в программу обучения развитие нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций.

В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении воспитателю всегда следует помнить, что его действия, направленные на создание психологического комфорта должны быть обдуманы и тактичны. Излишняя опека и чрезмерная забота могут лишний раз подчеркнуть нестандартность ребенка и развить у него эгоистические установки, а у окружающих детей - снисходительное отношение.

Для создания и укрепления своего социального статуса в новом коллективе ребенку с ограниченными возможностями надо помочь, предоставив возможность побыть лидером, например, капитаном в спортивных соревнованиях, ответственным за уборку территории и т.д. Это послужит и его самоутверждению, и признанию со стороны детей.

Предлагается соблюдать следующие обязательные направления коррекционные работы в сфере развития жизненной компетенции для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья:

1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослым, чтобы попросить помощи.

2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

3. Овладение навыками коммуникации.

4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.

5. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

семье.

Литература

1.Баряева Л.Б. и др. «Родник» - Программа социокультурного развития детей (для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата). – СПб., 1997.

2.Битова А.Л. «Особый ребенок исследование и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации». Москва, 2000

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач. Меняется режим дня, требуется мобилизация всех сил ребенка. Поэтому адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Индикатором трудности процесса адаптации к школе служат изменения в поведении детей. Это может быть следующие проявления: заторможенность; депрессия; чувство страха; нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе. Особенно остро стоит проблема адаптации детей ограниченными возможностями здоровья. Из-за особенностей развития у детей с ОВЗ затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Эти дети испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм. Все эти особенности предопределяют трудности, с которыми может столкнуться ребенок с ОВЗ при общении со сверстниками. Младшие школьники часто акцентируют внимание на особенностях внешнего вида и поведения одноклассника, могут сторониться его или даже вступать в открытый конфликт. Одной из основных задач школ, в которых реализуется инклюзивная практика, является включение детей с ОВЗ в социальное пространство, их социальная адаптация в общеобразовательном классе. Этот процесс должен управляться педагогами, специалистами сопровождения образовательного процесса, координатором инклюзивного образования и пройти так, чтобы вызвать минимум дискомфорта и у ребенка с ОВЗ, и у его одноклассников. Основные требования ФГОС НОО к организации образовательного процесса школы, реализующей инклюзивную практику, предполагают комплексную коррекционно-развивающую работу:

Использование специальных методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих доступность образовательной среды для ребенка с ОВЗ;

Индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом состояния и особенностей развития познавательных процессов детей с ОВЗ;

Обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

Организацию работы по социализации детей с использованием методов дополнительного образования, соответствующих интересам детей и обеспечивающих их личностный рост;

Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии (потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей, во включении родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов).

Адаптация в условиях школы путем реализации специальных программ («Доступная среда», «Безбарьерная среда», «Особый ребенок»). Здесь на первый план выступает создание специальной материально-технической базы для обеспечения комфортного доступа ребенка с ОВЗ к образованию. Образовательные учреждения, обеспечивающие сопровождение таких детей, должны учитывать как общепедагогические, так и специальные требования к оборудованию и оснащению личностного пространства для ребенка с ОВЗ. Особенно это касается технического оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление бытовых нужд, формирование социальной компетентности, социальной активности ребенка. Следующее направление - работа с семьей. Семья вводит ребенка в общество, прививает ему первые навыки самообслуживания, освоения различных форм коммуникации, удовлетворяющих потребность ребенка с ОВЗ в общении. Поэтому важным является в рамках данного направления организация консультативной поддержки семьи, а также обязательное включение родителей в образовательно-реабилитационную среду обучения и воспитания как условие реального взаимодействия. Третье направление инклюзивного образования с учетом ФГОС НОО предполагает психолого-педагогическое сопровождение социализации ребенка с ОВЗ в условиях школьного сообщества.

Основная нагрузка и ответственность за результаты адаптации ложится на педагогов начальной школы. Не целесообразно пытаться изменить поведение ребенка, внушая ему нормы и правила поведения. С данным ребенком необходимо работать в этом направлении путем вовлечения ребенка в групповые виды деятельности с одноклассниками, поручая ему несложное задание. Для создания благоприятных условий для включения ребенка с ОВЗ в социальное пространство необходима, прежде всего, работа с коллективом, в котором он находится. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего дошкольника с ОВЗ к новым условиям обучения в 1 классе, необходимо учитывать: - возрастные и психологические особенности детей; - клинико-физиологические особенности развития детей с ОВЗ; - уровень школьной зрелости, с которым ребёнок пришёл в 1-й класс; - возможность возникновения трудностей прохождения адаптационного периода. Специалистам ОУ в данный период необходимо организовать особое образовательное пространство для первоклассников с ОВЗ: - способствовать созданию благоприятного эмоционально психологического климата в школе и классе, обеспечивающего проживание возрастного кризиса и кризиса, обусловленного резкими изменениями педагогических условий, без стрессов и негативных явлений;

Обучать установлению определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями, формировать сплоченный классный коллектив (коррекционно-развивающие занятия, совместные мероприятия);

Осуществлять индивидуальный подход к обучению, регулировать нагрузку исходя из индивидуальных особенностей первоклассников с ОВЗ;

Проводить работу с родителями (лектории, консультации, круглые столы, родительские клубы).

Работа принесет результаты лишь при совместной деятельности всех организаторов образовательного процесса: медицинских специалистов, педагогов, администрации школы, психологов, специалистов школы и родителей учащихся.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Введение

Все говорят, что детство - это счастливая пора. Мы занимаемся спортом, поем и танцуем, восхищаемся чистым голубым небом и ярким солнцем. Мы получаем хорошее образование и понравившуюся нам профессию. И зачастую мы не задумываемся, что существуют такие дети, которым все это не доступно. С каждым годом число детей инвалидов увеличивается, а проблемы связанные с этим становятся все серьезнее. Вы когда-нибудь задумывались о том, как дети-инвалиды чувствуют себя в обществе физически и умственно здоровых людей? Очень часто такие дети сталкиваются с непонимание окружающих. Пренебрежение, предрассудки, непонимание, невежество и страх - вот те социальные факторы, которые на протяжении долгого времени являются препятствием для развития способностей детей-инвалидов и ведут к их изоляции от общества. Они замыкаются в себе или в лучшем случае, в кругу людей таких же, как они сами. Данная тема очень актуальна в наше время так как каждый день, дети с ограниченными возможностями сталкиваются с проблемами социальной адаптации и приспособленности к полноценной жизни. И мы наем, что инвалидность - это проблема не отдельно взятого человека, а всего общества в целом

Целью данной работы является выявление проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями и нахождение путей их решения.

Охарактеризовать понятие детской инвалидности.

Определить причины увеличения количества детей-инвалидов.

Выявить проблемы, с которыми сталкиваются дети-инвалиды.

Охарактеризовать помощь государства детям с ограниченными возможностями. дети инвалид адаптация

Провести анкетирование среди учащихся Лицея № 1.

Проанализировать полученную информацию и предложить пути решения.

В работе были использованы следующие методы исследования: тестирование, анализ, беседа, оценивание, социальный опрос.

Общая характеристика детей с ограниченными возможностями

Ранний возраст это тот самый ответственный период жизни человека, когда формируются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь -30-40%. В нашем государстве есть особые дети, у которых есть различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть - детьми с ограниченными возможностями.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

По исследованиям ученых, неполноценные дети есть в каждой седьмой семье: дети, имеющие от родимого пятна на лице до функциональных недостатков, слепоты, глухоты, замедленного умственного развития. Существует довольно много классификаций по различным основаниям для людей, имеющих отклонения в здоровье и развитии. В 1980 г. Всемирная организация здравоохранения приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей: недуг - любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность; ограниченная возможность-- любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека; недееспособность (инвалидность)-- любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся: 1.Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2.Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3.Дети с нарушением речи (логопаты); 4.Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; 5.Дети с умственной отсталостью; 6.Дети с задержкой психического развития; 7.Дети с нарушением поведения и общения; 8.Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Причины увеличения количества детей-инвалидов

Количество детей-инвалидов в России увеличивается в среднем на 10-15 тысяч человек в год последние пять лет. Как сообщили в пресс-службе детского омбудсмена Павла Астахова, на 2014 год Минздрав насчитал больше 540 тысяч таких детей. См.: Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. - 260 с.Инвалидность у детей - это значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению.

В России на протяжении всех последних лет наблюдается тенденция к увеличению количества детей-инвалидов. Основными причинами детской инвалидности в России являются: психоневрологические заболевания (60%), заболевания внутренних органов (20%), заболевания опорно-двигательного аппарата (10%), нарушения зрения и слуха (10%). Так же к основным причинам инвалидизации детей относятся:

1.Осложнения беременности в результате различных, в том числе экзогенных воздействий. 2.Бытовые травмы. 3.Рост хронической заболеваемости. 4.Экология. Из поколения в поколение люди страдают от того, как живет мегаполис, уменьшая свои шансы на то, чтобы родить здорового ребенка. Кроме этой, специалисты называют в качестве причины и пугающий своими темпами рост числа мигрантов. 5.Неблагоприятные социально-экономические условия, с которыми связано: снижение уровня жизни населения и его качественного состояния.

Увеличение численности детей-инвалидов с достижением следующей возрастной ступени происходит по мере того, как обнаруживается заболевание, приводящее к ограниченным возможностям здоровья. В том числе за счет более позднего выявления отклонений в развитии, становящихся заметными для родителей в период взросления детей, а так же с резким возрастанием умственных и физических нагрузок во время обучения в школе с которыми больной ребенок не в состоянии справиться. По мнению экспертов, инвалидность устанавливают лишь каждому 5-6 ребенку (в 19% случаев) из числа имеющих стойкие нарушения здоровья. Не все дети даже со стойкими нарушеньями здоровья имеют выраженные ограничения жизнедеятельности, свойственных их возрасту. О степени ухудшения здоровья населения (в том числе матери и ребенка) и несостоятельность системы охраны здоровья можно судить по показателю «распространенность инвалидности» (в том числе «распространенность детской инвалидности»).

Проблемы, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями и их семьи

Итак, См.: Кузина И.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. - 230 с.социальная проблема - это социальное противоречие, осознаваемое субъектом деятельности (т.е. индивидом или социальной группой) как значимой для него несоответствие между целью деятельности и ее результатом; - это несоответствие, возникающее из-за отсутствия или недостатка средств для достижения цели, приводит к неудовлетворению социальных потребностей субъекта деятельности. Основными социальными проблемами детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются, является экономические, жилищно-бытовые, коммуникативные, проблемы с обучением и трудоустройством. Со многими из рассмотренных проблем ребенок и семья не могут справиться самостоятельно.

Среди основных проблем ребенка-инвалида, следует отметить следующие:

1. Изоляция. Дети с ограниченными возможностями сталкиваются с различными формами изоляции и испытывают на себе ее проявления в разной степени, в зависимости от вида их инвалидности, места жительства и культуры или класса, к которому они принадлежат. Изоляция нередко является следствием «невидимости» таких детей. Дети с ограниченными возможностями нередко считаются неполноценными, и это повышает их уязвимость. Отсутствуют условия обучения и воспитания детей-инвалидов в рамках общего образования, организации их внеучебной занятости, направление таких детей, как правило, в специальные (коррекционные) учреждения отторгает их от семьи, затрудняет их последующую социальную адаптацию.

2.Нарушение связи с миром. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребёнка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб. Ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

3.Проблема получения образования. Проблема получения образования инвалидами в современной России является одной из наиболее актуальных проблем нашего времени. Не имея образования, инвалид не только не может участвовать в общественной жизни, но и заработать себе на пропитание. Общеизвестно, что пенсия, назначаемая государством по инвалидности, не только не соответствует минимальным стандартам жизни, но и намного меньше прожиточного минимума, необходимого для выживания человеческого организма. Поэтому этих людей содержат их родные и близкие, а если их нет, -- они вынуждены идти в учреждения для инвалидов. Для того чтобы найти себе работу и быть конкурентоспособным на рынке труда, инвалид должен получить образование, начиная со среднего школьного образования. Поэтому возможность получения инвалидом образования играет важную роль в его жизни. В свою очередь основополагающую роль в образовании любого человека играет именно школьное образование.

4. Пространственно-средовой барьер. Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средство передвижения (протез, кресло-коляска, специально оборудованный автомобиль), сама организация жилой среды, транспорта не является пока дружественной к инвалиду. Недостает оборудования и приспособлений для бытовых процессов, самообслуживания, свободного передвижения. Люди с сенсорными нарушениями испытывают дефицит специальных информационных средств, извещающих о параметрах окружающей среды. Для лиц с интеллектуально-психическими ограничениями отсутствуют возможности ориентироваться в среде, безопасно передвигаться и действовать в ней.

Однако, проблемы существуют не только у самих детей с ограниченными возможностями, но и у их семей. Семья с ребенком-инвалидом - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными характеристиками всех ее членов и взаимоотношениями между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка. Она является для детей первичным социальным окружением. Поэтому она тоже сталкивается с многочисленными проблемами.

Основными проблемами семьи, имеющей ребенка-инвалида являются:

1.Отказ от ребенка. Рождение больного ребенка повергает всех членов семьи в шок. При этом в 50 процентах случаев отцы оставляют такую семью, и лишь 4 процента из них помогают воспитывать ребенка. 32 процента отцов никогда не встречаются со своими детьми. Мать одна вынуждена нести все бремя забот о ребенке-инвалиде, нередко находясь в состоянии тяжелой депрессии.

2. Медицинские проблемы, связанные с участием в программе медицинской реабилитации. Это получение информации о заболевании ребёнка, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребёнка, его возможная госпитализация, получение путевок в санаторий и т.д.

3. Экономические проблемы. Поскольку, в семьях, имеющих ребёнка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми. Это связано с рядом причин: вынужденным неучастием большого количества матерей детей-инвалидов в общественном производстве, оформлением сокращенного рабочего дня, вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы, оформлением отпуска без сохранения содержания для лечения и оздоровления ребенка, затратами на приобретение дефицитных медикаментов, вспомогательных технических средств и специального оборудования, оплату консультантов, медицинских сестер, массажистов, выезд с ребёнком на курорт и т.д. Актуальна проблема трудоустройства матери, так как надомные формы трудовой деятельности недостаточно развиты, а руководители предприятий неохотно идут на установление гибкого трудового графика, неполного рабочего дня. Установлено, что доля неработающих матерей детей-инвалидов составляет 21%, работающих неполный рабочий день - 11,7%.

4. Проблема воспитания, обучения и ухода за больным ребёнком заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребёнка к школе и сложностях в его обучении, особенно при обучении на дому; осуществлением целенаправленной работы по социальной адаптации ребенка, формированием навыков самообслуживания, передвижения, пользования вспомогательными техническими средствами, общественным транспортом, развитием самостоятельности; организацией досуга и игровой деятельности ребёнка, способствующих развитию или компенсации нарушенных функций, гармоническому развитию личности; приобретением и установкой дома специального оборудования для тренировки бытовых навыков, навыков ходьбы, развития нарушенных моторных функций, а также приобретение высококачественных технических средств. Таким образом, очевидно, что в силу особенного положения детей-инвалидов в обществе, специфики их нужд и потребностей, им необходима профессиональная помощь специалистов, которая должна носить не только медицинский характер, а затрагивать все стороны жизни такого ребенка.

Защита детей-инвалидов государством

В основу работы с детьми с органическими возможностями положены международные документы ООН, гарантирующие всем категориям населения равные права. В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие:

«Всеобщая Декларация прав человека»,

«Декларация о правах инвалидов»,

«Декларация о правах умственно-отсталых лиц»,

«Конвенция о правах ребенка»,

«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».

Основные льготы и преимущества, предоставляемые инвалидам и их семьям, зафиксированные в указанных выше законодательных актах:

Бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам врача;

Бесплатное санаторно-курортное лечение;

Дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за ними, пользуются правом бесплатного проезда;

50% скидка на стоимость проезда на междугородних линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта детям-инвалидам и лицам их сопровождающим;

50% скидка на стоимость проезда в течение года, а также бесплатный проезд раз в год к месту лечения и обратно;

Инвалиды и их семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями;

Семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка на квартплату и оплату коммунальных услуг в размере не ниже 30% в домах государственного и общественного фонда.

Социальные учреждения для детей:

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

Социальные приюты для детей и подростков;

Детские дома-интернаты для умственно отсталых детей и дома-интернаты для детей с физическими недостатками;

Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Дети с ограниченными возможностями обслуживаются в Российской Федерации в разных учреждениях Министерства здравоохранения и социальной защиты населения и Министерства образования и науки. Дети до 4 лет с поражением опорно-двигательного аппарата и снижением умственного развития находятся в специализированных домах ребёнка, где получают уход и лечение. Дети с не резко выраженными аномалиями умственного и физического развития обучаются в специализированных школах-интернатах. Дети и подростки в возрасте от 4 до 18 лет с более глубокими психосоматическими нарушениями проживают в домах-интернатах системы социальной защиты населения. Отбор в эти учреждения осуществляют медико-психологические комиссии, осматривая ребёнка, устанавливая степень заболевания и оформляя необходимую документацию.

Образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей с ограниченными возможностями, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

Общеобразовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья, получение ими среднего общего образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка. При невозможности осуществлять воспитание и обучение в общих или специализированных дошкольных или образовательных учреждениях, органы управления образованием обеспечивают с согласия родителей обучение детей с ОВЗ по индивидуальной программе на дому.

Исследовательская часть

Для достижения целей и выполнения поставленных задач мы выяснили, какие в нашем городе существуют учреждения для детей с ограниченными возможностями и к сожалению, в настоящий момент, условия для детей-инвалидов созданы не в полной мере. Но у нас есть организации, которые занимаются обучением и реабилитацией детей с ограниченными возможностями такие как:

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Прометей»

Краевое государственно автономное учреждение социального обслуживания населения «Реабилитационные центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Березники занимается комплексной реабилитацией детей (в возрасте с 2 месяцев до 18 лет) с патологией нервной системы, нарушениями опорно-двигательного аппарата, врожденными аномалиями развития и генетическими синдромами. Основная задача центра - это согласованное проведение медицинских, психолого-педагогических мероприятий, направленных на создание условий, способствующих максимальной социальной адаптации детей-инвалидов.

Реабилитационный центр «Добродея»

Реабилитационный центр переехал в специально приспособленное здание, оборудованное пандусом и лифтом. Здесь для посетителей открыты два зала лечебной физкультуры и массажа, бассейн, кабинеты физиотерапии, гидромассажа, функциональной диагностики, стоматкабинет, сенсорная комната. В центре, получившем статус краевого учреждения социального обслуживания населения, проходят реабилитацию дети с психоневрологическим расстройством и функциональными отклонениями.

Прежде отделения центра находились в разных зданиях, что создавало неудобства в работе. Теперь все кабинеты будут работать под одной крышей, и родителям не доставит хлопот сопровождать детей на процедуры. Главное новшество: березниковский центр сможет принимать детей не только из Березников, но и со всего Верхнекамья.

Также существуют и другие учреждения для детей с ограниченными возможностями:

1. МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 3 VIII вида. Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г. Березники.

2. МБС(К)ОУ «С(К)ОШ V вида» Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа V вида г. Березники.

3. МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 15 VII вида Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида г. Березники.

4. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - Детский сад № 21» компенсирующего вида. В детском саду работает 9 групп для детей с нарушениями речи, оборудованы 5 логопедических кабинетов, кабинет педагога-психолога, изостудия, музыкальный зал, физкультурный зал, оснащенный современным стандартным и нестандартным оборудованием. Комнаты психологической разгрузки, комнаты сказок, В группах оборудованы горницы, уголки уединения, минитеатры и центры для разных видов деятельности детей.

Кроме того, мы посетили Центр Детского (юношеского) Научно-Технического Творчества, в котором с 1996 года для детей с ограниченными возможностями было создано объединение «Мы с тобой», в которое вошли 68 обучающихся, их родители, педагоги и просто сочувствующие люди. Совместное сотрудничество педагогов, родителей и других специалистов помогает решать следующие задачи:

Оказывать помощь детям, не посещающим образовательные учреждения, в овладении дополнительными образовательными программами на дому и в Центре;

Развивать творческие способности детей через различные виды деятельности;

Предоставить необходимые профессиональные знания и умения, овладев которыми дети смогут впоследствии зарабатывать себе на жизнь.

И лицеисты присоединились к людям, которые помогают детям с ограниченными возможностями. Ребенок с ограниченными возможностями нуждается в общении со сверстниками. Мы считаем, что нормальное общество должно соблюдать нормы морали по отношению ко всем людям одинаково, иметь правильное восприятие детей-инвалидов, помогать им. Подобные дети - полноправные члены общества, к которым нужно относиться с уважением. И мы должны сделать все возможное, что бы дети-инвалиды чувствовали себя комфортно среди своих сверстников. Для того, что бы порадовать детей, каждый год, мы организовываем сбор игрушек и других вещей для детей-инвалидов. Мы с уже 2 год подряд ходим в ЦДЮНТТ и устраиваем праздники для детей с ограниченными возможностями(см.приложение 1). Проводим для них интересные игры и общаемся с ними. Мы думаем, что этот хоть и небольшой вклад делает детей хоть немного счастливее. Об этом мероприятии написала статью одна из учениц Лицея, что бы в дальнейшем все больше людей проявляли инициативу и присоединялись к нам.

См.: http://maoulyceum1.ucoz.com/news/20_dekabrja_2015/2015-12-20-138Статья:

19 декабря молодежная организация ДИМСИ из лицея №1 и школы №2 проводила конкурсы и экономическую игру для детей-инвалидов в рамках благотворительного марафона «Город добрых дел».

Когда ребята только пришли, их радушно встретили члены организации «Мы с тобой» из ЦДЮНТТ и выпили вместе с ними по чашке чая. Подходило время конкурсов и …

Задания были разные: надо было собрать ёлочку и снеговика. Хотя элементы были одинаковыми, елочки у всех получились своеобразные. Для этих елочек участники раскрасили украшения, приготовленные лицеистами. Чтобы подвигаться, ребята из ЦДЮНТТ решили поучаствовать в конкурсах «Попади в обруч» и «Пробеги с обручем». В преддверии Нового Года димсисты подготовили интересные загадки, которые все успешно отгадали.

Ребята должны были не только участвовать в конкурсах, но и побеждать! За победу получали жетоны, которые можно было обменять на игрушку, книжку, украшение.

После конкурсов все дружно начали петь и играть! И напоследок мы все вместе сфотографировались!

Мы все получили массу эмоций и позитива!

Елизавета Мазилкина, 8 класс

Большинство населения, относится к инвалидам должным образом. Однако все же, многие дети с ограниченными возможностями сталкиваются с грубым отношением. И что бы выяснить отношение обычных подростков к детям-инвалидам. Мы провели анкетирование среди учащихся Лицея №1. Было опрошено 100 человек. Мы задали такие вопросы, как:

«Есть ли в вашей семье или в семьях ваших друзей дети с ограниченными возможностями?»

У 60% в семьях или в семьях у знакомых есть такие дети.

«Оказывали ли вы когда - нибудь помощь детям с ограниченными возможностями?»

Конечно, 50% никогда не помогали детям с ограниченными возможностями, но 40% готовы это сделать.

«Как бы вы отнеслись к тому, если бы с вами в одном классе учился такой ребенок?»

К нашему удивлению, большинство опрошенных, абсолютно положительно относятся к детям с ограниченными возможностями. И 64% из них готовы попытаться найти общий язык с детьми с ограниченными возможностями, если они будут учиться с ними в классе. И совершенно никто не отнесся бы к этому отрицательно.

Так же, мы опросили не только лицеистов, но и 150 других подростков нашего города. Мы задали те же вопросы. И у нас получились следующие результаты:

У 40% опрошенных, в семьях, есть дети с ограниченными возможностями.

На второй вопрос 60% ответили, что когда-либо помогали детям - инвалидам, 17% никогда этого не делали, а 23? Никогда этого не делали, но хотели бы участвовать в помощи.

На третий вопрос 44% подростков отнеслись бы положительно к тому, если бы с ними учились дети с ограниченными возможностями, 29% нейтрально бы отреагировали на это, 24% пытались бы найти с ними общий язык и все лиш 3% отнеслись бы к этому отрицательно.

Так же часть учащихся на вопрос: «Как вы считаете, кто такие дети-инвалиды?», - ответили, что это такие же дети, как и мы. Из этого мы видим, что подростки готовы помогать детям с ограниченными возможностями. И мы можем сделать что-то, чтобы дети чувствовали себя такими же, как и мы, чтобы им было более комфортно, и они получали это незаменимое общение со сверстниками.

Заключение

Все вышесказанное дает нам возможность сделать выводы о том, что инвалид - это ребенок, у которого помимо физических отклонений существую, не менее важные трудности, связанные с социализацией. Для того что бы помочь ребенку, необходимо создать условия, при которых он общался бы с другими детьми. Это может быть реализовано через организацию досуга, развитие творческих и интеллектуальных способностей. Но к сожалению, в настоящий момент, в нашем городе эти условия созданы не в полной мере.

Инвалиды по-прежнему остаются особыми людьми, не вписывающимися в современное общество. Инфраструктура города в незначительной степени учитывает потребности инвалидов. Финансовая поддержка таких детей остается на низком уровне. Практически не проводятся совместные мероприятия для инвалидов и здоровых детей. В обществе считают, что дети-инвалиды не нуждаются в полноценном образовании, ограничивают их в обучении прикладным профессиям, тем самым закрывая ребенку дорогу в будущее.

Безусловно, обычные подростки не могут решить какие-то глобальные проблемы. Но определенную помощь мы все же можем предложить.

Во-первых, необходимо найти добровольцев, которые готовы оказывать помощь детям-инвалидам.

Во-вторых, можно организовать походы в специальные учреждения, где находятся дети-инвалиды, с целью проведения различных праздников.

В-третьих, можно организовать благотворительные концерты или ярмарки, выручка от которых шла бы на помощь детям.

В-четвертых, закрепить за каждым учебным заведением некоторое количество больных детей, и осуществлять необходимую им помощь.

В-пятых создать фонд по сбору игрушек, одежды, канцтоваров для детей.

Все это, в значительной мере может помочь детям с ограниченными возможностями и сделать их жизнь хоть немного проще.

Список литературы

Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. - 260 с.

Кузина И.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. - 230 с.

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями: медико-социальные аспекты / Под ред. Кривцова Л.Н., Красотина Л.И., Цуканова Е.В., Гребенникова Н.В. - М.: Социально-технологический институт, 2012. - 212 с.

Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. -- М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2006. - 340 с.

Ялпаева Н.В. Социально-психологическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями. - М., 2009. - 112 с.

Приложение 1

Рис. 1 посещение ЦДЮНТТ.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Дети с ограниченными возможностями. Формы и методы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями.

    дипломная работа , добавлен 20.11.2007

    Характеристика системы социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. Исследование задач семейного воспитания в семьях, где есть дети-инвалиды. Технология социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья.

    реферат , добавлен 05.12.2012

    Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Основные направления работы с семей. Социальная защита и реабилитация детей-инвалидов. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2007

    Зарубежный опыт социально-медицинской помощи детям с ограниченными возможностями. Особенности организации медицинского страхования в зарубежных странах. Программы международной стоматологической ассоциации для детей с ограниченными возможностями.

    дипломная работа , добавлен 04.12.2009

    Характеристика положения инвалидов, их проблемы в современном обществе. Реализация технологий социальной реабилитации на примере РЦ "Подсолнух". Исследование "Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности".

    дипломная работа , добавлен 30.08.2010

    Основы социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Основные социальные и психологические проблемы детей с ОВЗ и их семей. Индивидуальный маршрут развития ребенка с ОВЗ как средство социальной поддержки.

    дипломная работа , добавлен 21.07.2011

    Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект социальной работы. Законодательство в области социальной работы с детьми-инвалидами. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями. Социальная адаптация как цель социальной политики.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2015

    Понятие нормы развития и ее нарушений, общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья. Социально-педагогический анализ особенностей социальных проблем, условий и факторов, влияющих на процессы социальной реабилитации и адаптации детей.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2011

    Нормативно-правовое обеспечение основных направлений социальной защиты детей с ограниченными возможностями в России. Характеристика Управления социальной защиты населения Миасского городского округа. Совершенствование организации социальной защиты детей.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2014

    Необходимость обеспечения социального благополучия детей с ограниченными возможностями здоровья. Оценка социального благополучия детей с ограниченными возможностями здоровья по результатам социологического исследования в психоневрологическом интернате.