Тема урока : Александр Исаевич Солженицын.

Анализ рассказа «Матренин двор».

Цель урока: попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа.

Ход урока:

  1. Слово учителя.

История создания.

Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году, опубликован в 1964. «Матренин двор» - произведение автобиографическое и достоверное. Исходное название – «Не стоит село без праведника». Напечатан в «Новом мире», 1963, №1.

Это рассказ о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись «из пыльной горячей пустыни», то есть из лагеря. Ему хотелось «затеряться в России», найти «тихий уголок России». Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать. После реабилитации в 1957 году С. некоторое время работал учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой.

2. Беседа по рассказу.

1) Имя героини.

- У кого из русских писателей 19 – го века главная героиня носила такое же имя? С какими женскими образами в русской литературе вы могли бы сопоставить героиню рассказа?

(Ответ: имя героини Солженицына вызывает в памяти образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной, а так же образы других некрасовских женщин – тружениц: так же как и они, героиня рассказа «ко всякой работе ловка, приходилось ей и коня на скаку останавливать, и в горящую избу входить». Нет в её внешности ничего от величавой славянки, не назовёшь её красавицей. Она скромна и не приметна.)

2) Портрет .

- Есть ли в рассказе развёрнутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

(Ответ: Солженицын не даёт развёрнутого портрета Матрёны. Из главы в главу повторяется чаще всего лишь одна деталь – улыбка: «лучезарная улыбка», «улыбка её кругловатого лица», «улыбалась чему-то», «извиняющаяся полуулыбка». Автором важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль, высказанную прямо: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью». Поэтому после страшной гибели героини её лицо осталось целёхонькая, спокойная, больше живое, чем мёртвое.)

3) Речь героини.

Выпишите наиболее характерные высказывания героини. В чём особенности её речи?

(Ответ: Глубоко народный характер Матрены проявляется, прежде всего в её речи. Выразительность, яркую индивидуальность предаёт её языку обилие просторечный, диалектной лексики и архаизмом (2 – дни приспею, к ужоткому, любота, летось обапол, пособить, неуладкой ). Так выговаривали все в деревне. Так же глубоко народно и манеры речи Матрёны, то, как она выговаривает свои «доброжелательные слова». «Они начинались каким – то низким, тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

4) Быт Матрёны.

- Какие художественные детали создают картину быта Матрёны? Как предметы быта связано с духовным миром героини?

(Ответ: Внешне быт Матрёны поражает своей неустроенностью («в запущи она живёт») Всё её богатство фикусы, колченогая кошка, коза, мышьи тараканы, пальто, перешитое из железнодорожной шинели. Всё это свидетельствует о бедности Матрёны, проработавшей всю жизнь, но лишь с великим трудом выхлопотавшей себе крохотную пенсию. Но важно ещё и другое: эти скупые бытовые детали раскрывают её особый мир. Не случайно у фикуса говорится: «Они заполняли одиночество хозяйки. Они разрослись привольно…» - а шуршание тараканов сравнивается с далёким шумом океана. Кажется, сама природа живёт в доме Матрёны, всё живое тянется к ней).

5) Судьба Матрёны.

Восстановите историю жизни Матрёны? Как воспринимает Матрена свою судьбу? Какую роль в её жизни играет работа?

(Ответ: События рассказа ограничены чёткими временными рамками: лето-зима 1956 года. Восстанавливая судьбу героини, её жизненные драмы, личные беды, так или иначе, связаны с поворотами истории: С первой мировой войной, на которой попал в плен Фаддей, с Великой Отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, которой выжил из неё все силы и оставил её без средств к существованию. Её судьба – частица судьбы всего народа.

И сегодня бесчеловечная система не отпускает Матрену: её оставили без пенсии, и она вынуждена целые дни тратить на добывание различных справок; ей не продают торфа, заставляя воровать, да ещё по доносу ходят с обыском; новый председатель обрезал всем инвалидам огороды; коровы завести невозможно, так как косить ни где не разрешают; даже билеты на поезд и те не продают. Матрена ощущает не справедливость, но она не держит зла на судьбу и на людей. «У неё было верное средство вернуть доброе расположение духа - работа». Не получая ничего за свою работу, она по первому зову идёт помогать соседям, колхозу. Окружающие охотно пользуются её добротой. Сами же односельчане и родственники не только не помогают Матрене, но и стараются вообще не появляться в её доме, боясь, что она попросит о помощи. Всем и каждому Матрена остаётся в своей деревне абсолютно одинокой.

6) Образ Матрены среди родственников.

Какими красками нарисованное в рассказе Фаддей Миронович и родня Матрёны? Как ведёт себя Фаддей, разбирая горницу? В чём состоит конфликт рассказа?

(Ответ: Главной героине противопоставлен в рассказе брат её покойного мужа, Фаддей. Рисуя его портрет, Солженицын семь раз повторяет эпитет «чёрный». Человек, чья жизнь по своему была изломана бесчеловечными обстоятельствами, Фаддей, в отличие от Матрены, затаил злобу на судьбу, вымещая её на своей жене и сыне. Почти слепой старик, оживляется, когда наседает на Матрену по поводу горницы, и затем, когда ломает избу своей бывшей невесты. Корысть, жажда захватить участок для своей дочери заставляют его рушить дом, который он когда-то сам строил. Бесчеловечность Фаддея особенно ярко проявляется накануне похорон Матрены. На поминки Матрены Фаддей вовсе не пришёл. Но самое главное, что Фаддей был в деревне, что Фаддей был в деревне такой не один. На поминках о самой Матрене никто не говорит.

Событийный конфликт в рассказе почти отсутствует, ибо сам характер Матрены исключает конфликтные отношения с людьми. Для неё добро – неспособность к злу, любовь и сострадание. В этой подмене понятий видит Солженицын сущность того духовного кризиса, который поразил Россию.

7) Трагедия Матрены.

Какие приметы предвещают гибель героини?

(Ответ: С самых первых строк автор готовит нас к трагической развязке судьбу Матрены. Её гибель предвещают и пропажа котелка с освящённой водой и исчезновение кошки. Для родни и соседи гибель Матрены – лишь повод позлословить о ней до возможность поживиться её не хитрым добром, для рассказчика – это гибель родного человека и разрушение целого мира, мира той народной правды, без которой не стоит русская земля)

8) Образ рассказчика.

Что общего в судьбе рассказчика и Матрены?

(Ответ: Рассказчик – человек трудной семьи, за плечами которого война и лагерь. Поэтому он теряется в тихом углу России. И только в избе Матрены герой ощутил нечто родственное своему сердцу. И одинокая Матрена почувствовала доверие к своему постояльцу. Только ему рассказывает она о своем горьком прошлом, только ей откроет он, что много провёл тюрьме. Героев роднит и драматизм их судьбы, и многие жизненные принципы. Особенно их родство сказывается в речи. И только смерть хозяйки заставила рассказчика постичь её духовную сущность, потому так сильно звучит в финале рассказа мотив покаяния.

9)- Какова тема рассказа?

(Ответ: Главная тема рассказа - «чем люди живы».

Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой интерес?

(Ответ: Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. Пережить то, что пришлось пережить Матрене Васильевне, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою «лучезарную улыбку» - какие же душевные силы нужны для этого!

10) –Каков символический смысл рассказа «Матренин двор»?

(Ответ: Многие символы С. связаны с христианской символикой: образы – символы крестного пути, праведника, мученика. Прямо на это указывает первое название «Матренина двора». Да и само название носит обобщающий характер. Двор, дом Матрены – то пристанище, которое обретает рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья. В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны – германскую и отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали в младенчестве, потерю мужа, к-й на войне пропал без вести. Ветшает дом – стареет хозяйка. Дом разбирают, как человека – «по ребрышкам». Погибает Матрена вместе с горницей. С частью своего дома. Погибает хозяйка – окончательно разрушается дом. Избу Матрены до весны забили, словно гроб, - похоронили.

Вывод:

Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества.

Народная мудрость, вынесенная писателем в первоначальное название рассказа, точно передаёт эту авторскую мысль. Матрёнин двор – некий остров посреди океана лжи, которая хранит сокровище народного духа. Гибель Матрены, разрушение её двора и избы – грозное предупреждение о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры. Однако, не смотря на весь трагизм произведения, рассказ проникнут авторской верой в жизнестойкость России. Источник этой жизнестойкости Солженицын видит не в политической системе, не в государственной власти, не в силе оружия, а в простых сердцах никем не замечаемых, унижаемых, чаще всего одиноких праведников, противостоящих миру лжи.)


Летом 1956 г. в срединную Россию из азиатских лагерей возвращается герой рассказа Игнатьич. В рассказе он наделен функцией повествователя. Герой работает учителем в сельской школе и поселяется в деревне Тальново в избе шестидесятилетней Матрены Васильевны Григорьевой. Квартирант и хозяйка оказываются людьми, духовно близкими друг другу. В рассказе Игнатьича о повседневной жизни Матрены, в оценках окружающих ее людей, в ее поступках, суждениях и воспоминаниях о пережитом перед читателем раскрывается судьба героини и ее внутренний мир. Судьба Матрены, ее образ становятся для героя символом судьбы и образом самой России.

Зимой родственники мужа Матрены забирают у героини часть дома — горницу. При перевозке разобранной горницы Матрена Васильевна гибнет на железнодорожном переезде под колесами паровоза, пытаясь помочь мужчинам вывезти с переезда застрявшие сани с бревнами. Матрена предстает в рассказе как нравственный идеал, как воплощение вытесняемых ходом истории высоких духовных и нравственных начал народной жизни. Она — в глазах героя-повествователя — из тех праведников, на которых мир стоит.

Своими жанровыми особенностями рассказ Солженицына приближается к очерку и восходит к тургеневской традиции «Записок охотника». Наряду с этим, «Матренин двор» как бы продолжает традицию лесковских повествований о русских праведниках. В авторском варианте рассказ так и назывался — «Не стоит село без праведника», но впервые был опубликован под названием «Матренин двор».

Судьба героя-повествователя рассказа Солженицына «Матренин двор» соотнесена с судьбами героев рассказа «Один день Ивана Денисовича». Игнатьич как бы продолжает судьбу Шухова и его товарищей-лагерников. В его истории рассказывается, что ждет заключенных в жизни после освобождения. Поэтому первой важной проблемой в рассказе становится проблема выбора героем своего места в мире.

Игнатьич, проведший десять лет в тюрьме и лагере, после жизни в ссылке в «пыльной горячей пустыне», стремится обосноваться в тихом уголке России, «где не обидно бы и жить и умереть». Герой хочет найти такое место на родной земле, которое сохранило бы неизменными исконные черты и приметы народной жизни. Игнатьич надеется обрести в традиционном, устоявшем под разрушительным воздействием неумолимого хода истории, национальном укладе жизни духовную и нравственную опору, душевный покой. Он обретает его в деревне Тальново, поселившись в избе Матрены Васильевны.

Чем же объясняется такой выбор героя?

Герой рассказа отказывается принять страшный бесчеловечный абсурд существования, ставший нормой жизни современников и имеющий многообразные проявления в повседневном укладе жизни людей. Это с беспощадностью публициста показывает Солженицын в рассказе «Матренин двор». Одним из примеров являются безалаберные, разрушающие природу действия председателя колхоза, получившего за успешное уничтожение вековых лесов звание Героя Социалистического Труда.

Следствием ненормального хода истории, алогичного уклада жизни является и трагическая судьба героя. Абсурдность, противоестественность нового жизненного уклада особенно заметна в городах и промышленных поселках. Поэтому герой стремится в глубинку России, хочет «поселиться... навсегда» «где-нибудь подальше от железной дороги». Железная дорога — традиционный для русской классической литературы символ бездушной, несущей разрушение и гибель человеку современной цивилизации. В таком значении железная дорога предстает и в рассказе Солженицына.

Поначалу желание героя кажется неосуществимым. Он с горечью замечает и в жизни деревни Высокое Поле, и в поселке Торфопродукт («Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!» — говорит рассказчик о названии поселка) страшные реалии нового уклада жизни. Поэтому деревня Тальново, дом Матрены и сама она становятся для героя последней надеждой, последней возможностью осуществления его мечты. Матренин двор становится для героя желанным воплощением той России, найти которую было столь важно для него.

В Матрене Игнатьич видит духовный и нравственный идеал русского человека. Какие же черты характера, свойства личности Матрены позволяют видеть в ней воплощение вытесняемых ходом истории высоких духовных и нравственных начал народной жизни? При помощи каких приемов повествования создается в рассказе образ героини?

Прежде всего, мы видим Матрену в обыденной обстановке, в череде ежедневных забот и дел. Описывая поступки героини, рассказчик стремится проникнуть в их скрытый смысл, понять их мотивы.

В рассказе о первой встрече Игнатьича и Матрены мы видим искренность, простоту, некорыстолюбивость героини. «Я только потом узнал, — говорит рассказчик, — что год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги — за палочки». Но Матрена не стремится заполучить выгодного квартиранта. Она опасается, что не сумеет угодить новому человеку, что ему не понравится в ее доме, о чем прямо и говорит герою. Но Матрена довольна, когда Игнатьич все же остается у нее, потому что с новым человеком приходит конец ее одиночеству.

Матрене присущи внутренний такт и деликатность. Вставая задолго до постояльца, она «тихо, вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь, ходила доить козу», «к себе она гостей по вечерам не звала, уважая мои занятия»,— говорит Игнатьич. В Матрене отсутствует «бабье любопытство», она «не досаждала никакими расспросами» герою. Особенно подкупает Игнатьича доброжелательность Матрены, ее доброта раскрывается в обезоруживающей «лучезарной улыбке», преображающей весь облик героини. «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей»,— заключает рассказчик.

«Дела звали к жизни»,— говорит о Матрене рассказчик. Работа становится для героини и способом восстановления мира в ее душе. «У нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа»,— отмечает повествователь.

Работая в колхозе, Матрена не получала за свой труд ничего, помогая односельчанам, отказывалась от денег. Ее труд бескорыстен. Работать для Матрены так же естественно, как дышать. Поэтому брать деньги за свой труд героиня считает неудобным и невозможным.

Новым способом создания образа Матрены становится введение в повествование воспоминаний героини. В них демонстрируются новые грани ее личности, в них героиня раскрывается сполна.

Из воспоминаний Матрены мы узнаем, что в молодости она, подобно героине Некрасова, остановила на скаку коня. Матрена способна на решительный, даже отчаянный поступок, но за этим стоит не любовь к риску, не безрассудство, а стремление отвести беду. Желанием отвести беду, помочь людям будет продиктовано поведение героини в последние минуты жизни перед гибелью, когда она бросилась помогать мужикам вытаскивать застрявшие на железнодорожном переезде сани. Матрена остается верна себе до конца.

«Но отнюдь не была Матрена бесстрашной», — отмечает рассказчик. «Боялась она пожара, боялась „молоньи“, а больше всего почему-то — поезда». От одного вида поезда Матрену «в жар бросает, коленки трясутся». Панический страх, испытываемый Матреной от одного вида поезда, вызывающий вначале улыбку, к концу рассказа, после гибели героини под его колесами, обретает значение трагически верного предчувствия.

В воспоминаниях героини о пережитом открывается, что она обладает чувством собственного достоинства, не может снести оскорбления и решительно протестует, когда муж поднял на нее руку.

Начавшаяся Первая мировая война разлучает ее с любимым человеком, Фаддеем, и предопределяет все последующее трагическое течение Матрениной жизни. За три года в жизни России происходят новые трагедии: «И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся». Перевернулась и жизнь Матрены. Как и вся страна, Матрена оказывается перед «страшным выбором»: она должна выбрать свою судьбу, ответить на вопрос: как жить дальше? К Матрене посватался младший брат Фаддея, Ефим. Героиня вышла за него замуж — начала новую жизнь, выбрала свою судьбу. Но выбор был ошибочен. Через полгода возвращается из плена Фаддей. В гибельной игре охвативших его страстей Фаддей готов убить Матрену и ее избранника. Но Фаддея останавливает нравственный запрет, еще существующий в жизни, — он не решается пойти против брата.

Для героини нет пути назад. Выбор Матрены не приносит ей счастья. Новая жизнь не складывается, брак ее бесплоден .

В 1941 г. вновь началась мировая война, и в жизни Матрены вновь повторилась пережитая в Первую мировую войну трагедия. Как в первую войну Матрена потеряла любимого, так во вторую теряет мужа. Неумолимый ход времени обрекает на гибель Матренин двор: «Гнила и старела когда-то шумная, а теперь пустынная изба — и старела в ней беспритульная Матрена».

Солженицын усиливает этот мотив, показывая, что страшный бесчеловечный абсурд существования, ставший нормой жизни людей в новую историческую эпоху и спасения от которого искал герой в доме Матрены, не миновал героиню. Новый уклад неотступно вторгается в жизнь Матрены. Одиннадцать послевоенных лет колхозной жизни были отмечены агрессивной бесчеловечной тупостью и цинизмом колхозных порядков. Кажется, что над Матреной и ее односельчанами проводился эксперимент на выживание: в колхозе не платили деньги за труд, «обрезали» личные огороды, не выделяли покосов для скота, лишали топлива на зиму. Торжеством абсурдности колхозной жизни предстает в рассказе перечисление имущества Матрены, многие годы проработавшей в колхозе: «грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы». Но Матрена сумела преодолеть все тяготы и лишения и сохранить неизменным мир своей души.

Дом Матрены, его хозяйка предстают противостоящими окружающему миру, утвердившемуся в нем алогичному и противоестественному укладу жизни. Мир людей чувствует это и жестоко мстит Матрене.

Этот мотив получает сюжетное развитие в истории разрушения Матренина двора. Вопреки судьбе, обрекшей ее на одиночество, Матрена десять лет воспитывала дочь Фаддея, Киру, и стала для нее второй матерью. Матрена решила: после ее смерти полдома, горница, должны перейти в наследство Кире. Но Фаддей, с которым Матрена хотела когда-то соединить свою жизнь, решает забрать горницу при жизни ее хозяйки.

В действиях Фаддея и его помощников Солженицын усматривает проявление торжества нового уклада жизни. Новый уклад сформировал особое отношение к миру, определил новый характер человеческих взаимосвязей. Страшная бесчеловечность и абсурдность существования людей раскрывается автором в утвердившейся в сознании современников подмене понятий, когда «добром» «страшно называет язык наш имущество наше». В сюжете рассказа это «добро» оборачивается всесокрушающим злом. Погоня за таким «добром», которое «терять считается перед людьми постыдно и глупо», оборачивается в рассказе иной, неизмеримо большей потерей добра подлинного и непреходящего: мир теряет доброго прекрасного человека — Матрену, в жизни утрачиваются высокие духовные и нравственные начала. Отчаянная и безоглядная погоня за «добром-имуществом» несет гибель душе человека, востребует к жизни страшные разрушительные свойства человеческой натуры — эгоизм, жестокость, алчность, агрессивность, жадность, цинизм, мелочность. Все эти низменные страсти проявятся в людях, окружающих Матрену, определяя их поведение в истории разрушения ее дома и гибели ее самой. Душа Матрены, ее внутренний мир противопоставляется душам и внутреннему миру окружающих ее людей. Душа Матрены прекрасна потому, считает Солженицын, что целью жизни Матрены было не добро-имущество, а добро-любовь.

Дом Матрены становится в рассказе Солженицына символом гармоничного традиционного уклада крестьянской жизни, высоких духовных и нравственных ценностей, хранительницей которых является Матрена. Поэтому она и дом неразделимы. Героиня интуитивно ощущает это: «жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. ...для Матрены было это — конец ее жизни всей»,— заключает рассказчик. Но иначе считает Фаддей и его помощники. Гибельные страсти героя уже ничто не сдерживает — на их пути больше нет прежде существовавших нравственных запретов. Они «знали, что ее дом можно сломать и при жизни».

Матренин двор, в котором герой рассказа обрел духовную и нравственную опору, становится последним оплотом традиционного национального уклада жизни, так и не сумевшего устоять под разрушительным воздействием неумолимого хода истории.

Разрушение дома Матрены становится в рассказе символом нарушения естественного хода исторического времени, чреватого катастрофическими потрясениями. Тем самым гибель Матренина двора становится обвинением новой исторической эпохе.

Заключительным аккордом в создании образа героини становится в финале рассказа, уже после гибели Матрены, сопоставление ее с окружающими людьми. Трагическая гибель Матрены должна была потрясти людей, заставить их задуматься, пробудить их души, стряхнуть пелену с глаз. Но этого не происходит. Новый уклад жизни опустошил души людей, их сердца очерствели, в них нет места состраданию, сопереживанию, подлинной скорби. Это показывает Солженицын на обрядах прощания, похорон, поминок Матрены. Обряды утрачивают свой высокий скорбный трагический смысл, от них осталась лишь окостеневшая форма, механически повторяемая участниками. Трагедия смерти не способна остановить в людях их меркантильных и тщеславных устремлений.

Одиночество Матрены при жизни после ее смерти обретает особый и новый смысл. Она одинока потому, что духовный и нравственный мир Матрены объективно, помимо воли героини, противостоит ценностям мира окружающих ее людей. Мир Матрены был для них чужд и непонятен, вызывал раздражение и осуждение. Так образ Матрены позволяет автору показать в рассказе нравственное неблагополучие и духовную опустошенность современного общества.

Знакомство повествователя с людьми, окружающими Матрену, помогает ему до конца понять высокое предназначение ее в мире людей. Матрена, не скопившая имущества, вынесшая жестокие испытания и устоявшая духом, есть «тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

«Матренин двор» Солженицына – рассказ о трагической судьбе открытой, не похожей на своих односельчан женщины Матрены. Опубликован впервые в журнале «Новый мир» в 1963 году.

Рассказ ведется от первого лица. Главный герой становится квартирантом Матрены и рассказывает о ее удивительной судьбе. Первое название рассказа «Не стоит село без праведника» хорошо передавало идею произведения о чистой, бескорыстной душе, но было заменено во избежание проблем с цензурой.

Главные герои

Рассказчик – немолодой мужчина, отбывший строк в тюрьме и желающий тихой, спокойной жизни в русской глубинке. Поселился у Матрены и рассказывает о судьбе героини.

Матрена – одинокая женщина лет шестидесяти. Живет одна в своей избе, часто болеет.

Другие персонажи

Фаддей – бывший возлюбленный Матрены, цепкий, жадный старик.

Сестры Матрены – женщины, ищущие свою выгоду во всем, к Матрене относятся потребительски.

В ста восьмидесяти четырех километрах от Москвы, на дороге к Казани и Мурому пассажиров поезда всегда удивляло серьезное снижение скорости. Люди устремлялись к окнам и говорили о возможном ремонте путей. Проезжая этот участок, поезд снова набирал прежний ход. А причина замедления была известна лишь машинистам да автору.

Глава 1

В 1956 году летом автор возвращался из «пылающей пустыни наугад просто в Россию» . Его возвращение «затянулось годков на десять» , и ему не было ни куда, ни к кому спешить. Повествователь хотел куда-то в русскую глубинку с лесами и полями.

Он мечтал «учительствовать» подальше от городской суеты, и его направили в городок с поэтичным названием Высокое Поле. Там автору не понравилось, и он попросил перенаправление в место с жутким названием «Торфпродукт». По приезде в поселок рассказчик понимает, что сюда «легче приехать, чем потом уехать» .

Кроме хозяйки в избе обитали мыши, тараканы да из жалости подобранная хромая кошка.

Каждое утро хозяйка просыпалась в 5 утра, опасаясь проспать, так как не очень доверяла своим часам, которым шел уже 27 год. Она кормила свою «грязно-белую криворогую козу» и готовила нехитрый завтрак постояльцу.

Как-то от сельских женщин узнала Матрена, что «вышел новый пенсионный закон» . И стала Матрена добиваться пенсии, но было очень трудно получить ее, разные конторы, в которые отправляли женщину, находились в десятках километров друг от друга, и день нужно было потратить, из-за одной подписи.

Люди в поселке жили бедно, не смотря на то, что вокруг Тальново расстилались на сотни километров торфяные болота, торф с них «принадлежал тресту» . Сельским женщинам приходилось мешками натаскивать себе торфу на зиму, прячась от набегов охраны. Земля здесь была песчаной, урожаи давала бедные.

Люди в селе часто звали Матрену на свой огород, и она, бросив свои дела, шла помогать им. Тальновские женщины, едва ли не в очередь выстраивались, чтобы забрать на свой огород Матрену, ведь работала она в удовольствие, радуясь хорошему чужому урожаю.

Раз на полтора месяца хозяйке выпадала очередь кормить пастухов. Обед этот «вгонял Матрену в большой расход» , потому что приходилось покупать ей сахар, консервы, масло. Сама бабушка себе такой роскоши не позволяла даже на праздники, живя только тем, что давал ей убогий огород.

Рассказывала Матрена как-то про коня Волчка, который испугался и «понес сани в озеро» . «Мужики поотскакивали, а она за узду схватила, остановила» . При этом, не смотря на кажущееся бесстрашие, хозяйка боялась пожара и, до дрожи в коленях, поезда.

К зиме Матрене все же насчитали пенсию. Соседки стали завидовать ей. А бабушка наконец-то заказала себе новые валенки, пальто со старой шинели, и спрятала на похороны двести рублей.

Как-то на крещенские вечера к Матрене пришли три ее младшие сестры. Автор был удивлен, ведь раньше не видел их. Подумал, может, они опасались, что Матрена помощи просить будет у них, вот и не приходили.

С получением пенсии, бабушка будто ожила, и работа ей давалась легче, и болезнь беспокоила реже. Только одно событие омрачало настроение бабушки: на Крещение в церкви кто-то забрал ее котелок со святой водой, и осталась она и без воды и без котелка.

Глава 2

Тальновские женщины расспрашивали Матрену об ее постояльце. А она передавала вопросы ему. Автор рассказал хозяйке, лишь то, что был в тюрьме. Сам же не расспрашивал о прошлом старушки, не думал, что есть там что интересное. Знал только, что вышла она замуж и пришла в эту избу хозяйкой. Детей у нее родилось шестеро, но все они умерли. Позже была у нее воспитанница Кира. А муж Матрены не вернулся с войны.

Как-то придя домой, рассказчик увидел старика – Фаддея Мироновича. Он пришел просить за своего сына – Антошку Григорьева. Автор вспоминает, что за этого безумно ленивого и наглого мальчишку, которого переводили из класса в класс только чтобы «не портить статистику успеваемости» , иногда почему-то просила и сама Матрена. После ухода просителя, рассказчик узнал от хозяйки, что это был брат ее пропавшего мужа. В тот же вечер рассказала она, что должна была выйти за него замуж. Будучи девятнадцатилетней девушкой, Матрена любила Фаддея. Но его забрали на войну, где тот пропал без вести. Спустя три года умерла мать Фаддея, дом остался без хозяйки и свататься к девушке пришел младший брат Фаддея – Ефим. Уже не надеясь увидеть любимого, Матрена жарким летом вышла замуж и пошла хозяйкой в этот дом, а зимой «из венгерского плена» вернулся Фаддей. Бросилась ему в ноги Матрена, а он сказал, что «если б то не брат мой родной, порубил бы вас обоих» .

В жены он позже взял «другую Матрену» – девушку с соседнего села, которую выбрал в жены только из-за имени.

Автор вспомнил, как она приходила к хозяйке и часто жаловалась, то муж ее бьет и обижает. Она родила Фаддею шестерых детей. А у Матрены дети рождались и почти сразу умирали. Всему виной «порча», думала она.

Вскоре началась война, и Ефима забрали, откуда он уже не вернулся. Одинокая Матрена взяла у «Второй Матрены» маленькую Киру, и воспитывала ее 10 лет, пока девушка не вышла замуж за машиниста и не уехала. Так как Матрена сильно болела, то рано позаботилась о завещании, в котором присудила отдать воспитаннице часть своей избы – деревянную горницу-пристройку.

В гости приехала Кира и рассказала, что в Черустях (где она живет), чтобы получить землю молодым, необходимо поставить постройку какую-нибудь. Для этой цели очень подходила завещанная Матренина горница. Фаддей начал часто приходить и уговаривать женщину отдать ее сейчас, при жизни. Матрене не жаль было горницы, но страшно было ломать крышу дома. И вот, в холодный февральский день пришел Фаддей с сыновьями и начал отделять горницу, которую когда-то и построил со своим отцом.

Две недели лежала горница возле дома, потому что метель замела все дороги. А Матрена была сама не своя, к тому же пришли три ее сестры и обругали, за то, что позволила отдать горницу. В те же дни, «кошка колченогая сбрела со двора и пропала» , что сильно расстроило хозяйку.

Однажды, возвращаясь с работы, рассказчик увидел, как старик Фаддей пригнал трактор и на двое самодельных саней грузили разобранную горницу. После выпили самогона и в потемках повезли избу в Черусти. Их провожать пошла Матрена, да так и не вернулась. В час ночи автор услышал голоса в деревне. Оказалось, сани вторые, которые из жадности Фаддей прикрепил к первым, застряли на рейсах, рассыпались. В это время шел паровоз, из-за бугра его было не видно, из-за мотора трактора не слышно. Он налетел на сани, погиб один из машинистов, сын Фаддея и Матрена. Глубокой ночью пришла подруга Матрены Маша, рассказала об этом, погоревала, а потом сказала автору, что Матрена завещала ей свою «вязанку», и она ее забрать хочет в память о подруге.

Глава 3

Наутро Матрену собирались хоронить. Рассказчик описывает как, приходили прощаться с ней сестры, плача «на показ» и обвиняя в ее смерти Фаддея и его семью. Только Кира горевала искреннее по погибшей приемной матери, да «Вторая Матрена», жена Фаддея. Самого же старика на поминках не было. Когда перевозили они злосчастную горницу, первые сани с досками да латами так и остались стоять у переезда. И, в то время, когда один сын его погиб, зять под следствием, а дочь Кира чуть не теряет рассудок с горя, он переживал только о том, как доставить сани домой, и упрашивал всех знакомых помочь ему.

После похорон Матрены избу ее «забили до весны» , а автор переселился к «одной из ее золовок» . Женщина часто вспоминала о Матрене, но все с осуждением. И в этих воспоминаниях возник совершенно новый образ женщины, что так разительно отличалась о людей вокруг. Матрена жила с открытым сердцем, всегда помогала другим, ни кому не отказывала в помощи, хоть здоровье ее было слабым.

Свое произведение А. И. Солженицын заканчивает словами: «Все мы жили рядом с ней, и не поняли что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село. Ни город. Ни вся земля наша» .

Заключение

Произведение Александра Солженицына повествует о судьбе искренней русской женщины, у которой «грехов было меньше, чем у колченогой кошки». Образ главной героини – это образ того самого праведника, без которого не стоит село. Матрена всю жизнь свою посвящает другим, в ней не капли злобы или фальши. Окружающие пользуются ее добротой, и не осознают, насколько святая и чистая душа у этой женщины.

Так как краткий пересказ «Матренин двор» не передает самобытной авторской речи и атмосферы рассказа, стоит прочитать его полностью.

Тест по рассказу

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 10118.

Рассказ «Матрёнин двор» был написан Солженицыным в 1959 г. Первое название рассказа – «Не стоит село без праведника» (русская пословица). Окончательный вариант названия придумал Твардовский, который был в то время редактором журнала «Новый мир», где и был напечатан рассказ в № 1 за 1963 г. По настоянию редакции начало рассказа было изменено и события отнесены не к 1956, а к 1953 г., то есть к дохрущёвской эпохе. Это поклон Хрущёву, благодаря разрешению которого был напечатан первый рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962).

Образ рассказчика в произведении «Матрёнин двор» автобиографичен. После смерти Сталина Солженицын был реабилитирован, действительно проживал в деревне Мильцево (Тальново в рассказе) и снимал угол у Матрёны Васильевны Захаровой (Григорьевой в рассказе). Солженицын очень точно передал не только подробности жизни прототипа Марёны, но и особенности быта и даже местного говора деревни.

Литературное направление и жанр

Солженицын развивал толстовскую традицию русской прозы в реалистическом направлении. Рассказ соединяет в себе черты художественного очерка, собственно рассказа и элементы жития. Жизнь русской деревни отражена настолько объективно и многообразно, что произведение приближается к жанру «рассказ романного типа». В этом жанре характер героя показан не только в переломный момент своего развития, но и освещена история характера, этапы его становления. В судьбе героя отражается судьба всей эпохи и страны (как говорит Солженицын, земли).

Проблематика

В центре рассказа нравственная проблематика. Стоят ли многие человеческие жизни захваченного участка или продиктованного человеческой жадностью решения не делать второго рейса трактором? Материальные ценности в народе ценятся выше, чем сам человек. У Фаддея погиб сын и некогда любимая женщина, зятю угрожает тюрьма, а дочь безутешна. Но герой думает о том, как спасти брёвна, которые не успели сжечь работники на переезде.

Мистические мотивы в центре проблематики рассказа. Это мотив неузнанного праведника и проблема проклятия на вещах, к которым прикасаются люди с нечистыми руками, преследующие корыстные цели. Так Фаддей взялся валить Матрёнину горницу, тем самым сделав её проклятой.

Сюжет и композиция

У рассказа «Матрёнин двор» есть временная рамка. В одном абзаце автор рассказывает о том, что на одном из переездов и через 25 лет после определённого события поезда замедляют ход. То есть рамка относится к началу 80-х, остальное повествование – объяснение того, что случилось на переезде в 1956, в год хрущёвской оттепели, когда «что-то стронулось».

Герой-рассказчик находит место своего учительства почти мистическим образом, услышав на базаре особый русский говорок и поселившись в «кондовой России», в деревне Тальново.

В центре сюжета – жизнь Матрёны. О её судьбе рассказчик узнаёт от неё самой (она рассказывает о том, как к ней сватался Фаддей, пропавший в первую войну, и как она вышла замуж за его брата, пропавшего во вторую). Но больше о молчаливой Матрёне герой выясняет из собственных наблюдений и от других.

В рассказе подробно описывается изба Матрёны, стоящая в живописном месте у озера. Изба играет в жизни и смерти Матрёны важную роль. Чтобы понять смысл рассказа, нужно представлять себе традиционную русскую избу. Изба Матрёны делилась на две половины: собственно жилая изба с русской печью и горница (её построили для старшего сына, чтобы отделить его, когда он женится). Именно эту горницу и разбирает Фаддей, чтобы построить избу племяннице Матрёны и собственной дочери Кире. Изба в рассказе одушевлена. Отставшие от стены обои называются её внутренней шкурой.

Живыми чертами наделены и фикусы в кадках, напоминающие рассказчику безмолвную, но живую толпу.

Развитие действия в рассказе - это статичное состояние гармоничного сосуществования рассказчика и Матрёны, которые «не в еде находят смысл повседневного существования». Кульминация рассказа – момент разрушения горницы, а основной мыслью и горьким предзнаменованием произведение заканчивается.

Герои рассказа

Герой-рассказчик, которого Матрёна зовёт Игнатич, с первых строк даёт понять, что прибыл из мест заключения. Он ищет работу учителя в глуши, в русской глубинке. Только третья деревня удовлетворяет его. И первая, и вторая оказываются испорченными цивилизацией. Солженицын даёт понять читателю, что осуждает отношение к человеку советских бюрократов. Рассказчик презирает власти, не назначающие Матрёне пенсию, вынуждающие работать в колхозе за палочки, не только не дающие торфа для топки, но и запрещающие о нём спрашивать. Он мгновенно принимает решение не выдавать Матрёну, варившую самогон, скрывает её преступление, за которое ей грозит тюрьма.

Много переживший и повидавший, рассказчик, воплощая точку зрения автора, обретает право судить обо всём, что наблюдает в деревне Тальново – миниатюрном воплощении России.

Матрёна – главная героиня рассказа. О ней автор говорит: «У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей». В момент знакомства лицо Матрёны желто, а глаза замутнены болезнью.

Чтобы выжить, Матрёна выращивает мелкую картошку, тайно приносит запретный торф из лесу (до 6 мешков в день) и тайно же скашивает сено для своей козы.

В Матрёне отсутствовало бабье любопытство, была она деликатной, не досаждала расспросами. Матрёна сегодняшняя – потерянная старуха. Автор знает о ней, что замуж она вышла ещё до революции, что детей у неё было 6, но все быстро умирали, «так что двое сразу не жило». Муж Матрёны не вернулся с войны, а пропал без вести. Герой подозревал, что у него новая семья где-нибудь за границей.

У Матрёны было качество, которое отличало её от остальных жителей деревни: она бескорыстно помогала всем, даже колхозу, из которого её выгнали по болезни. В её образе есть много мистического. В молодости она могла поднять мешки любой тяжести, остановила на скаку коня, предчувствовала свою гибель, боясь паровозов. Ещё одно предзнаменование её смерти – пропавший невесть куда на Крещение котелок со святой водой.

Смерть Матрёны кажется случайностью. Но почему же в ночь её смерти мыши мечутся, как безумные? Рассказчик предполагает, что это через 30 лет ударила угроза Матрёниного деверя Фаддея, грозившего порубить Матрёну и собственного брата, женившегося на ней.

После смерти обнаруживается святость Матрёны. Плакальщицы замечают, что у неё, полностью раздавленной трактором, осталась только права рука, чтобы молиться Богу. А рассказчик обращает внимание на её лицо, скорее живое, чем мёртвое.

Односельчане отзываются о Матрёне с пренебрежением, не понимая её бескорыстности. Золовка считает её нечистоплотной, не бережной, не склонной накапливать добро, Матрёна не искала своей выгоды и помогала другим бесплатно. Презираема односельчанами была даже Матрёнина сердечность и простота.

Только после смерти рассказчик понял, что Матрёна, «не гоняющаяся за обзаводом», равнодушная к еде и одежде – это основа, стержень всей России. На таком праведнике стоит село, город и страна («вся земля наша»). Ради одного праведника, как в Библии, Бог может пощадить землю, уберечь от огня.

Художественное своеобразие

Матрёна предстаёт перед героем как сказочное существо, подобное Бабе Яге, которая нехотя слезает с печки, чтобы покормить прохожего царевича. У неё, как у сказочной бабки, есть животные-помощники. Колченогая кошка незадолго до смерти Матрёны уходит из дома, мыши, предчувствуя гибель старушки, шуршат особенно. А вот тараканы равнодушны к судьбе хозяйки. Вслед за Матрёной умирают её любимые фикусы, похожие на толпу: они не представляют практической ценности и выносятся на мороз после смерти Матрёны.