Сценарий праздника "Россия-Родина моя" для учащихся начальных классов на День народного единства

Сценарий праздничного мероприятия, посвящённого Дню народного единства, для детей младшего школьного возраста

Фимина Екатерина Борисовна, воспитатель ГПД МОУ-СОШ с. Лебедёвка, Краснокутского района Саратовской области
Описание работы : Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Очень важно начать прививать ребенку любовь к Родине, стране, своему народу с раннего детства. Материал будет полезен воспитателям ДОУ, педагогам начальных классов, воспитателям ГПД. Сценарий предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Применение в учебно-воспитательной работе.
Цель: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества
Задачи: Способствовать формированию правильного отношения детей к своей стране. Воспитывать уважение к культурному прошлому России. Закреплять у детей знания о государственной символике страны.

Ход мероприятия:

Ведущий:
Здравствуйте, дорогие гости! Мы очень рады видеть вас. Сегодня у нас праздник, который посвящён нашей Родине. Совсем скоро, 4 ноября, вся Россия отмечает праздник «День народного единства».

Этот праздник совсем молодой, ему всего 9 лет. Но это не вновь придуманный, а восстановленный праздник. У него очень древняя история.
Послушайте одну историю. Всё началось 400 лет назад, в 17 веке. Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой (все смешалось, ничего не понять). В стране не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались предатели- бояре (знатные богачи). Они хотели стать ещё богаче, продав свою Родину врагам (полякам). Поляки захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства.
В Нижнем Новгороде в это время жил торговец Минин. Он был честным и добропорядочным человеком и люди выбрали его старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». Жители Нижнего Новгорода начали собираться вместе и решали, откуда взять людей и средства для борьбы с врагами. По совету Минина люди стали давать «третью деньгу», т.е. третью часть имущества, для снаряжения войска. По его же совету выбрали вождем войска князя Дмитрия Пожарского.


Скоро и другие города примкнули к Новгородцам. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей и в октябре 1612г. была Москва очищена от поляков. Люди восстановили государственную власть, избрали царя и передали ему власть.

В Москве на Красной площади в честь победы над поляками установлен бронзовый памятник Минину и Пожарскому, чтобы люди не забывали и чтили героев своей страны
.

Вот в честь этого события и празднуется День Народного Единства.
Прошло 400 лет, за это время много раз разные страны пытались захватить Россию, но ничего у них не получилось, все люди вставали на защиту своей страны.
Наша страна многонациональна, в России живет более 180 национальностей и у каждого свои обычаи, сказки и песни. Но у всех нас одна большая, единая Родина Россия!

Ребёнок:
Люди, нация, народ -
Праздник светлый у ворот!
С Днём единства поздравляем
И от всей души желаем
Заодно быть, сильным,
Единым, неделимым,
Свято чтить историю,
И луга просторные,
Реки, сёла, города -
Мы - великая страна!

1.Ребёнок:
С историей не спорят, с историей живут.
Она объединяет на подвиг и на труд.
2.Ребёнок:
Едино государство, когда един народ,
Когда великой силой он движется вперёд
3.Ребёнок:
Врага он побеждает, объединившись в бой,
И Русь освобождает, и жертвует собой.
4.Ребёнок:
Во славу тех героев живём одной судьбой,
Сегодня День единства мы празднуем с тобой!
Исполняется хором песня «Моя Россия».

Ведущий:
Одна у человека родная мать, одна у него и родина. Крепко любит народ ее. «Что же такое Родина? » И об этом нам расскажут ребята в своих стихах.

Родина

1.Ребёнок:
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
2.Ребёнок:
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
3.Ребёнок:
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

Ведущий:
Продолжим разговор о нашей Родине. Наша страна называется Россией, Российской Федерацией. А чем отличается одна страна от другой? Они отличаются языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением. Символы страны- это отличительные знаки с помощью которых можно понять принадлежность к стране. Назовите основные символы нашей страны (дети называют) (герб, флаг, гимн).
Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. На нашем Российском гербе изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад.

Герб России
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
(Александр Трифонов)

Ведущий:
Ребята, что изображено на монетах? Как называются монеты, на которых изображен всадник? Почему они так называются?

Копье Святого Георгия Победоносца дало название монете - копейка. Московские князья, а затем и русские цари использовали печати, чеканили монеты с изображением всадника, копьем поражающего змею.

Ведущий:
Российский флаг – это трёхцветное полотнище с белой, голубой и красными полосами.
Что символизирует белый, синий, красный цвета российского флага? Есть разные версии.
1 версия -это единство моря, земли и неба.
2 версия – это содружество трёх славянских народов.
3 версия –белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость.
4 версия- белый – это вера, синий – надежда, а красный – любовь.


О Флаге Российской Федерации
Красно - сине - белый флаг,
Ты – страны родимой стяг.
Гордо веешь до небес,
Что мы знаем о тебе?
Сила жизни – красный цвет,
Цвет сражений и побед.
Проливалась красным цветом
Кровь погибших в войнах дедов.
Синий цвет – вселяет веру
В Отчизну, в правильное дело.
В нём – народа постоянство,
Дружба, неразрывность, братство.
Самый верхний – белый цвет –
Неба чистого привет.
Пусть над нами будет ясно!
Каждый день будет прекрасным!

Ведущий:
Гимн Российской Федерации– символ нашего государства. А кто автор слов и музыки?
Музыку гимна придумал композитор Александров, а слова – поэт Сергей Михалков.
А ещё Сергей Михалков написал очень много стихов для детей, вы их хорошо знаете (дети вспоминают произведения С.В. Михалкова: “Дядя Стёпа”, “А у вас?”, “Фома”, “Мы с приятелем” и др.).
Люди издавна любили гордые и смелые песни. Уже у древних народов были торжественные песнопения. В них славились красота родной земли, её богатство, подвиги героев. - Когда звучит гимн? (При встрече высоких гостей, на торжественных собраниях, в честь спортсменов – победителей на соревнованиях).
А сейчас мы послушаем Гимн – торжественную песнь нашей Родины. Запомните, что гимн государства нужно слушать стоя.
Звучит отрывок Гимна.

Гимн России и я
Я обожаю Гимн России.
Я с ним родилась и расту.
В нём моя гордость, моя сила,
С ним часовой я на посту.

Я с ним страну обозреваю,
Её просторы, красоту,
И сердце гордость наполняет:
Я здесь родилась и расту.

Мне по душе леса и реки,
Поля, озёра и луга.
Я с ними связана навеки,
Мне так Россия дорога.

Я не сменю на заграничье
Природы нашей чистоту.
Меня поддержат стаи птичьи -
Я здесь родилась и расту.
(Рудольф Доронов)

Ведущий:
У каждой страны есть кроме символов и главный город- столица. Назовите столицу России (Москва).

Москва
Россия - необъятная страна.
Но ты, столица, у нее одна.
Хоть я ни разу не была в Москве,
Но очень много знаю о тебе.
На башне у Кремля горит звезда,
Которая не гаснет никогда.
Течет прекрасная Москва-река,
И мост через нее, как радуга-дуга.
Тебя, Москва, люблю я всей душой,
Ты покорила всех своею красотой!

Ведущий:
В каждой стране есть главный человек- президент. Назовите нашего Российского президента.


Ведущий:
Много разных прекрасных стран есть в мире и каждый народ больше всего любит свою Родину. Мы с вами родились в России, мы россияне. Но у каждого из нас есть ещё одна родина, малая, то место (город, село) где родился каждый из нас.


Родина – это святое,
Малое и большое.
Родина в детском сердечке –
Отчего дома крылечко.
Родина – запах ромашки,
Кляксы на промокашке.
Родина – песни раздолье,
Родина – хлебное поле,
Родина – мамины руки,
И колыбельные звуки.
Родина там, где родился –
Там, говорят, пригодился.

Ведущий:
О нашей Родине написано очень много произведений, сложено стихов, песен, нарисовано картин. И мы с вами тоже, как умеем, рисуем свою родину.


Рисунок
На моём рисунке поле с колосками,
Церковка на горке рядом с облаками.
На моём рисунке Мама и друзья,
На моём рисунке Родина моя.

На моём рисунке лучики рассвета,
Рощица и речка, солнышко и лето.

На моём рисунке Родина моя.

На моём рисунке выросли ромашки,
Вдоль по тропке скачет всадник на коняшке,
На моём рисунке радуга и я,
На моём рисунке Родина моя.

На моём рисунке мама и друзья,
На моём рисунке песенка ручья,
На моём рисунке радуга и я,
На моём рисунке Родина моя.
(П. Синявский)

Ведущий:
Да, русские ни с мечом, ни с калачом не шутили. Врагов себе не искали, друзьями дорожили. Берегли русские земли, воспевали красоту Родины в песнях, сказаниях. На праздничных гуляньях затевали игры, пляски.
Танец в русских нарядах «Светит месяц, светит ясный»

В преддверии Дня народного единства в ряде российских городов прошли открытые уроки.

В школах Волгограда с учениками поговорили о единении населяющих страну народов. Участниками беседы "Славянское единство: история народов - история родного языка" стали школьники седьмых классов, представители "Славянского клуба" при музее истории русского языка имени Трубачева, казачьих коллективов фольклорной песни "Потешка" и "Златица".

В школах Амурской области проходят тематические открытые уроки по темам: "В единстве сила", "Листаем страницы истории нашего Отечества", "И встала Русь единая", "Заступники земли русской", "Мы - дети России".

В Санкт-Петербурге 2 ноября в рамках фестиваля "Академия талантов" прошли мастер-классы для детей и родителей. Участники вязали замысловатые китайские узлы, водили бурятский хоровод, попробовали сыграть на хакасских народных инструментах чатхане и хомусе и на шотландских маршевых барабанах, мастерили украшения для дома в русских народных традициях, складывали оригами в виде журавлика - "символа мира".

После мастер-классов состоялся праздничный концерт, в котором приняли участие лучшие фольклорные танцевальные и вокальные ансамбли Санкт-Петербурга и творческие коллективы национально-культурных объединений города.

Открытый урок, посвященный Дню народного единства, в лицее №200 Новосибирска провел врио губернатора области Андрей Травников. Он напомнил ребятам об истории праздника, когда объединенное народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в 1612 году смогло прогнать польско-литовских интервентов с территории нашего государства.

Уполномоченный по правам ребенка при президенте Анна Кузнецова приняла участие в открытом уроке, который прошел в соборе Рождества Христова в Южно-Сахалинске в преддверии Дня народного единства. Перед уроком для омбудсмена и ребят провели экскурсию по храму. Ключарь собора протоиерей Василий Иванов рассказал про особенности строения собора, его росписи и дальнейшее благоустройство. Он также показал, как колокола могут управляться компьютером.

"Я жду возвращения домой, чтобы выполнить намеченные задачи в отношении нескольких детишек на Сахалине - очень надеюсь, что в ближайшее время получится сделать так, чтобы они оказались в семьях, вернулись назад из разных учреждений", - призналась Кузнецова.

Еще одной проблемой детей на Сахалине омбудсмен назвала невозможность вовремя попасть на лечение из-за удаления региона. При этом отметила роль интернет-ресурсов, например, в оказании психологической помощи.

4 ноября Россия отмечает День народного единства. Праздник учрежден в память о событиях 1612 года, когда восстание во главе с Мининым и Пожарским освободило Кремль и Москву от поляков. В этом году россияне отмечают праздник уже в двенадцатый раз.

Подписывайтесь на нас в Instagram:

Пояснительная записка Всероссийский урок, посвященный Дню народного единства, преследует следующие цели: -воспитание чувства гражданской ответственности, патриотизма, гордости и сопричастности к истории страны; -воспитание чувства долга перед Родиной и уважения к государственным праздникам России; - ознакомление учащихся с историей праздника “День народного единства”. Задачи: - ознакомить учащихся с историческими корнями праздника, посвященного дню народного единства; - Способствовать нравственному и патриотическому воспитанию на примерах героев Народного ополчения 1611 – 1612года;Воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России, желание стать наследниками славных традиций российской истории

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.

Ход классного часа

I. Орг. момент

Начинаем мы опять

по истории шагать.

Постарайтесь все понять,

Про страну свою узнать.

II. Вступительное слово учителя.

Слайды 1-5

Идет просмотр слайдов, учитель читает наизусть стихотворение С. Васильева.

Россия – как из песни слово.

Берёзок юная листва.

Кругом леса, поля и реки.

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

Люблю, всем сердцем понимаю

Степей таинственную грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом – Русь.

Учитель. – О чем это стихотворение? (о родине)

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Чувство торжества и гордости за свою Родину - Россию, за ее могучий и славный народ.)

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.

Звучит колокольный звон и учитель читает стихотворение:

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет

На подвиг и на труд

Едино государство,

Когда един народ,

Когда великой силой

Он движется вперед.

Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу тех героев

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!

День народного единства.

Ребята, знаете ли вы, с какими историческими событиями связан этот праздник?

В 17 веке, 4 столетия назад в России началось смутное время. Умер царь Иван Грозный. Старший сын неспособен был царствовать, а младший, Дмитрий, погиб при загадочных обстоятельствах играя в ножик. Без царя как без хозяина в доме, сразу начался беспорядок. А как говорят в народе: пришла беда- отворяй ворота. Сразу же 2 года подряд были неурожайные годы, и начался голод. Многие хотели в эти трудные для всех годы занять русский престол. И даже иностранцы, поляки и шведы, обманным путем хотели посадить на престол ложных царей. Их так и звали: Лжедмитрий-I и Лжедмитрий-II. Начались в России грабежи и разбои, а порядок навести некому. Так и разорилась наша страна, и захватили ее поляки. Целый год царствовал самозванец Лжедмитрий I, но обмануть русский народ ему не удалось, его разоблачили и убили. Но порядок в стране так и не установился, потому-то не было в стране единства. Вскоре объявился еще один самозванец Лжедмитрий-II. А люди не знали, что делать и кому верить. Враги продолжали захватывать русские земли, разорять страну, унижать людей.

Но всегда, когда Родина в опасности, находятся героические люди, чтобы спасти ее.

Купец Козьма Минин и воевода Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение. Преподобный Иринарх Затворник Борисоглебский благословил Минина и Пожарского на святое дело- изгнание захватчиков. Долгий путь до Москвы предстояло пройти народному ополчению, в течение целого года освобождали они захваченные поляками и шведами русские земли. Все помогали, чем могли, тоже вступали в ряды ополченцев.

Освободили Москву от интервентов в 1612году. Победили врага, потому, что были вместе, потому, что Родину защищали, не хотели потерять ее.

Победили благодаря заступничеству иконы Казанской Божьей Матери.

В России выбрали нового царя Алексея Михайловича Романова. И наступил в стране мир и покой. А героям- освободителям Минину и Пожарскому на деньги, собранные народом был поставлен памятник.

История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе.

Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, – уж дом готов!

Соединяет людей и народы дружба. Вместе они живут счастливо.

Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина!

Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник-День народного единства.

1.Родина и единство... Такой глубокий смысл заложен в этом празднике.

Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

2.Праздник, посвященный Дню народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

Встанем все, возьмемся за руки и вместе произнесем эту речовку:

Главное - вместе!

Главное - дружно!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

А сейчас также дружно мы споем песню о добре и дружбе.

сл. М.Пляцковского

муз. Е.Птичкина

Землю обмотали тоненькие нити:

Нити параллелей и зеленых рек,

Надо чтобы в дружбу верил каждый человек,

Совершите чудо - руку протяните,

Надо чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От веселой шутки тает даже снег,

Улыбнется незнакомый, хмурый человек,

Это так чудесно, если с вами рядом,

Улыбнется незнакомый, хмурый человек.

Мы не зря мечтали о волшебном чуде,

Пусть планету кружит всемогущий век,

Совершите чудо - пусть выходит в люди,

Пусть выходит, пусть выходит в люди человек.

Запомните, ребята, это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков.

Слайды 7-8

Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова? (ответ)

Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"?

(К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России.

Но откуда мы с вами все это знаем?

Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Слайд 9 -10

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

Слайд 11 - 14

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.

Слайд 15 -16

Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.

По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.

В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

Слайд 21 - 22

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России с надписью: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”

А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

Подготовленный ученик читает стихотворение

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев,

Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен

В руках с иконой перед битвой,

Благословленная молитвой

Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города

С поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу

И День единства навсегда!

III. Подведение итогов беседы.

Какая беда обрушилась в те года на Русь? (ответ)

Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины? (ответ)

Кто возглавил русское войско? (ответ)

Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения? (ответ)

Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно? (ответ)

Каким вам представился образ Кузьмы Минина? (ответ)

Сделайте заключение о чертах характера Минина и Пожарского, выбрав нужные слова.

Запись на доске

Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.

Слайд 24 -25

Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;

IV. Творческий проект

Какое ещё название имеет этот праздник?

В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью. А это значит, что мы делаем какие дела? (ответ)

Какое название можно дать этому дню. (День добрых дел.)

А что может сделать каждый из вас для тех, кто нуждается в помощи и поддержке.

1. "Чистый город" (уборка территории детского сада, благоустройство обелисков, памятников).

2. "Поможем детям" (сбор детских книг, игрушек для воспитанников Детского приюта).

3. "Спешите делать добрые дела" (помощь престарелым людям, инвалидам, ветеранам войны и труда, больным, одиноким).

В заключение возьмёмся за руки и все вместе произнесём речовку:

Главное - вместе!

Главное - дружно!

Главное - с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Чтение наизусть стихотворение Натальи Майданик.

ПРИЗЫВНАЯ

В День единства будем рядом,

Будем вместе навсегда,

Все народности России

В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить,

Чтоб под мирным небом спать!

Учитель: Всем спасибо за общение.

Всероссийский урок посвященный празднованию 4 ноября 2013 года Дня народного единства преследует следующие цели: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; изучению истории своего народа; воспитанию чувства ответственности и долга перед Родиной, уважению к государственным праздникам России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название работы: Открытый урок по теме: «День народного единства»

Предметная область: Обществознание. История. МХК

Аннотация: Открытый урок преследует следующие цели: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; изучению истории своего народа; воспитанию чувства ответственности и долга перед Родиной, уважению к государственным праздникам России.

Должность: преподаватель общеобразовательных дисциплин

(обществознание и история)

Место работы: Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24

Участники: учащиеся групп СПО/НПО (16-19 лет)

Методическая разработка открытого урока

по теме:

«День народного единства»

Москва

2014

Пояснительная записка

Всероссийский урок посвященный празднованию 4 ноября 2013 года Дня народного единства преследует следующие цели: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; изучению истории своего народа; воспитанию чувства ответственности и долга перед Родиной, уважению к государственным праздникам России.

Тип урока: комбинированный (интегрированный) урок с элементами игры.

Оборудование: Конституция РФ, персональный компьютер с выходом в сеть Интернет, мультимедийное оборудование (интерактивная доска), презентация Microsoft Power Point по данной теме.

Цели и задачи урока:

1.Углубить знания учащихся о событиях Смутного времени начала XVII века;

2.Содействовать усилению чувства гордости за Родину;

3.Способствовать нравственному и патриотическому воспитанию на примерах героев Народного ополчения 1611 – 1612года;

4.Воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России, желание стать наследниками славных традиций русской истории.

Подготовка мероприятия : заранее подготовить презентацию по заданной теме, раздать учащимся темы и материал для подготовки сообщений.

Этапы урока:

I . Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Вступительное слово учителя

Слайд№1

Рассказ учителя:

4 ноября в России отмечается государственный праздник - День народного единства. Научное сообщество, средства массовой информации, общественные и политические деятели сделали немало, чтобы донести до общественного сознания смысл этого праздника.

Этот праздник замечательно запечатлен в стихах:

Выступление учащегося:

День народного единства

Отмечает каждый год

Кто России патриот.

Любит кто отчизну нашу,

Нет ее милей и краше!

И в ноябрьский денек

Грянет звонко поздравок,

В честь народа ополченья,

Родины освобожденья.

От поляков-интервентов,

На столицу претендентов.

Слава храброму народу,

За российскую свободу!

(http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-narodnogo-edinstva/8.htm )

III. Изучение нового материала

Слайд№2

День 4 ноября вошёл в отечественную историю как день освобождения в 1612 году Москвы от польско-литовских захватчиков.

История возникновения этого праздника отнюдь не проста, и до сих пор значительная часть россиян, как показывают данные социологических опросов, затрудняется с ответом на вопрос, какие события послужили поводом для учреждения нового государственного праздника.

Вопрос учителя, как же появился в нашем календаре новый праздничный день ?

Выступление ученика, который рассказывает об истории появлении праздника Дня народного единства.

Слайд№3

Изначально предполагалось, что 4 ноября станет одним из дней воинской славы России наряду с такими событиями, как Невская битва, Ледовое побоище и сражение на Куликовом поле.

Слайд№4

Позже внимание российских политиков сосредоточилось только на годовщине освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков. Далеко не последнюю роль, сыграло намерение правительства исключить из числа государственных праздников 7 ноября, который первоначально именовался «Годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции», а с 1996 года - «Днём согласия и примирения».

Слайд№5

Политики неоднократно заявляли, что 7 ноября ассоциируется не с согласием и примирением, а с расколом российского общества, вылившимся в кровопролитную гражданскую войну.

Слайд№6

В сентябре 2004 года с инициативой введения нового государственного праздника выступил Межрелигиозный совет России и московская патриархия, затем - думская фракция партии «Единая Россия». В соответствии с принятым законом были внесены поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации: празднование 7 ноября было отменено, а 4 ноября как День народного единства и согласия провозглашён праздничным (нерабочим) днём и в 2005 году был широко отпразднован в стране.

Слайд№7

Именно с этого года установилась традиция, согласно которой Президент Российской Федерации как глава государства возлагает цветы к памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади.

Чему же посвящен этот самый молодой из государственных праздников современной России?

Рассказ учителя:

Слайд№8

На протяжении нескольких лет Россия была охвачена чередой тяжелейших потрясений, которые современники метко именовали «Смутным временем», «Смутой», а нынешние историки все чаще характеризуют как первую в истории нашей страны гражданскую войну.

Слайд№9 Слайд№10

После пресечения царской династии Рюриковичей, правившей страной более семи столетий, на престол впервые вступил избранный на Земском соборе правитель - царь Борис Фёдорович Годунов.

Смена царской династии происходила в самых неблагоприятных условиях: страна была охвачена затяжным экономическим кризисом, который в первые, годы XVII века. Неудивительно, что в народе воспринимали происходящее как божью кару за грехи общества, а главным грешником считали недавно избранного царя Бориса.

Слайд№11 Слайд№12

Слайд№13

В стране циркулировали слухи о злодеяниях Бориса Годунова, ему приписывали захват власти обманным путём и даже убийство младшего сына царя Ивана Грозного - царевича Дмитрия.

Слайд№14 Слайд№15

Вскоре в соседнем с Россией государстве - Речи Посполитой - появился самозванец, выдававший себя за «чудесно спасшегося» царевича Дмитрия.

Ослабление России было в интересах польских правящих кругов, которые тайно профинансировали сбор самозванцем наёмных войск на территории Речи Посполитой. На исходе 1604 года небольшое войско Лжедмитрия вторглось на территорию России, на сторону самозванца переходили многие россияне, недовольные царём Борисом Годуновым. В самый разгар противостояния, весной 1605 года, царь Борис скончался, и это предопределило успех его соперника: всего через два месяца Лжедмитрий вступил в Москву и был венчан на царство.

Однако самозванец удержался на престоле менее года - среди боярства росло недовольство его властью, а в народе раздражение вызывало засилье в царском окружении иноземцев (преимущественно - выходцев из Речи Посполитой).

Слайд№16 Слайд№17

В мае 1606 года боярам удалось осуществить государственный переворот, в ходе которого Лжедмитрий был убит, а царский венец перешел в руки главы заговорщиков - боярина Василия Ивановича Шуйского .

Четыре года его царствования сопровождались непрерывными бедствиями и потрясениями.

Ходили слухи о том, что «законный царь Дмитрий Иванович» спасся, и сражавшееся за него повстанческое войско под руководством бывшего холопа Ивана Болотникова уже к концу 1606 года подступило к Москве.

С немалым трудом повстанческая армия была отброшена от столицы и разгромлена, но к этому времени на западных рубежах России появился новый самозванец - Лжедмитрий II.

Слайд№18

Его разношерстное войско (в котором было немало как подданных Речи Посполитой, так и русских людей) летом 1608 года разбило свой лагерь в подмосковном селе Тушино; многие города присягнули «чудесно спасшемуся царю», не желая служить «царю-самовенечнику». Отчаявшись справиться с противником собственными силами, царь Василий Шуйский обратился за помощью к Швеции, получив ненадёжное наемное войско в обмен на территориальные уступки на северо-западных рубежах. Однако появление на территории страны шведских отрядов послужило сигналом к вторжению в Россию армии польского короля, вознамерившегося добиться как шведской, так и российской короны.

Слайд№19

Мужество и героизм россиян, решительно боровшихся против иноземных войск и русских сторонников самозванца, достойны благодарной памяти потомства: 20 месяцев героически сопротивлялся польским войскам гарнизон Смоленской крепости, 16 месяцев держал оборону от людей Лжедмитрия II и так и не покорился врагу Троице-Сергиев монастырь.

Слайд№16 Слайд№17

Летом 1610 г. непопулярный в народе царь Василий Шуйский был низложен и насильно пострижен в монахи; к концу того же года жертвой предательства пал и его соперник - Лжедмитрий II. Московские бояре заявили о своей готовности передать российский престол сыну польского короля - королевичу Владиславу.

Этот шаг сразу превратил недавних союзников России - шведских наёмников - в не менее алчных, чем войска польского короля Сигизмунда III, захватчиков.

Избрание на престол иноземного принца не принесло стране спокойствия. Польско-литовский отряд, вступивший в Московский Кремль с разрешения бояр, быстро превратился в оккупационный гарнизон, диктовавший москвичам все более и более неприемлемые условия проживания в их родном городе.

Между тем и королевич Владислав не торопился принять предлагаемый ему царский венец, отказываясь принять и главное условие российской стороны - перейти в православную веру.

Слайд№20 Слайд№21

В провинциальных городах уже в начале 1611 года стали формироваться вооружённые отряды, слившиеся к весне в Первое народное ополчение, вождями которого стали рязанский дворянин Прокофий Ляпунов и недавние сторонники Лжедмитрия II - боярин князь Дмитрий Трубецкой и казачий атаман Иван Заруцкий.

Слайд№22

Выступившие к Москве ополченцы, однако, не успели освободить Москву: москвичи в марте 1611 года подняли против оккупантов восстание, которое было жестоко подавлено, а сам город был предан огню. Как ни прискорбно, но мысль поджечь город была подсказана неприятелю самими же русскими людьми, державшими сторону неприятеля.

Пламя пощадило лишь Кремль и Китай-город, где и заняли оборону польско-литовские отряды. Подступившие к пепелищу столицы войска Первого народного ополчения начали было осаду города и даже успели добиться первых успехов.

Но отсутствие в рядах ополченцев единомыслия и доверия друг к другу погубило общее дело. Европейские современники уже предрекали Российскому государству скорую и неминуемую гибель. Поживиться за счёт русских земель планировали даже на противоположном конце Европы - в Англии и Испании.

Слайд№23 Слайд№24

В этот момент, когда, казалось, спасения ждать было уже не от кого, в Нижнем Новгороде началось формирование Второго народного ополчения.

Слайд№25

События того времени замечательно отражены в стихах Ирины Крымов ой

Выступление учащегося:

Очнулась Русь от тяжкой дрёмы,

Народной волей Русь сильна.

Воззванья церкви столь весомы:

За православие, страна!

На волжских берегах волненье.

Народный гнев даёт ростки.

Готовит Минин ополченье,

Пожарский поведёт полки.

Инициатива его создания исходила от нижегородского земского старосты Кузьмы Минина, среднего достатка торговца мясом. Именно он обратился к жителям Нижнего Новгорода с воззванием жертвовать ради спасения Отечества своим имуществом. Сам Кузьма Минин подал пример, пожертвовав на народное дело большую часть своего имущества.

Однако формирующемуся ополчению нужны были не только денежные средства и продовольствие. Не менее важен был предводитель, имеющий серьезный боевой опыт, и, вместе с тем, заслуживший у соотечественников высокий моральный авторитет. Военное руководство формирующимся ополчением было предложено князю Дмитрию Пожарскому. В свои 33 года он имел за спиной немалый воеводский опыт и, что было особенно важно, не был замечен ни в каких изменах, которыми так изобиловала тогдашняя эпоха

В начале 1612 года нижегородская рать отправилась в путь и весной расположилось в городе Ярославле. В Ярославле было получено известие о том, что к осаждённой Москве на выручку польскому гарнизону движется сильный отряд под командой гетмана Ходкевича с большим продовольственным обозом, Пожарский и Минин выступили на помощь остаткам Первого ополчения, которым командовал князь Дмитрий Трубецкой.

Слайд№26

Выступление ученика (стихи Ирины Крымовой )

Ходкевич войско из поляков,

Литовцев, венгров вёл к Москве

На помощь гарнизону шляхты,

Засела что в самом Кремле.

Пожарский дал в Москве сраженье

За Русь святую не в цепях.

И победило ополченье

В кровопролитных тех боях.

А вскоре гарнизон, что в сердце

Страны сидел, как острый нож,

Осадой взяли ополченцы.

Воспрянула Русь духом вновь.

Герои тех времён далёких –

Пожарский, Минин – на века!

О славном подвиге высоком

Звучит народная строка.

Силы Второго ополчения подоспели к стенам столицы как раз вовремя, чтобы преградить путь войску гетмана Ходкевича. Совместными усилиями ополчения Трубецкого и Пожарского в конце августа 1612 года смогли отразить попытку неприятеля прорваться в Кремль.

Слайд№27

Объединение усилий вскоре дало свои плоды: 22 октября 1612 года ополченцы выбили неприятеля из Китай-города, а 26 октября остатки польско-литовского гарнизона в Кремле капитулировали. Столица была освобождена от иноземного владычества, и это означало крупнейшую победу на пути преодоления Смуты.

Слайд№28

Лишь обретя единство, наши предки смогли 400 лет назад отстоять независимость Отечества, подтвердив тем самым евангельскую мудрость: «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом. разделившийся сам в себе, не устоит».

IV. Викторина:

Слайд№29

Методика: на проекторе показываются слайды, которые содержат фрагменты архитектурных сооружений Москвы, задача учеников, узнать, какое архитектурное сооружение показано на слайде. Первому ученику, давшему правильный ответ вручается приз.

Слайд №30

Вопрос:

Слайд №31

Ответ: Государственный исторический музей – один из лучших музеев Москвы, находится в самом центре столицы на Красной площади. Уникальная экспозиция отражает все вехи истории России с древних времен и до начала 20-го века, в музейных фондах хранится более 5 000 000 экспонатов. ГИМ является самым крупным музеем России.

Слайд №32

Вопрос: фрагмент какого сооружения Москвы вы видите на слайде?

Слайд №33

Ответ: Спа́сская башня - самая красивая и стройная башня Московского Кремля, главные его ворота.

Слайд №34

Вопрос: фрагмент какого сооружения Москвы вы видите на слайде?

Слайд №35

Ответ: Храм Василия Блаженного, который также широко известен как Покровский собор или храм Покрова Божией Матери, – один из самых красивых и древних храмов Москвы, самое главное украшение Красной площади.

Слайд №36

Вопрос: фрагмент какого сооружения Москвы вы видите на слайде?

Слайд №37

Ответ:

ГУМ - магазин, расположенный прямо на Красной площади, сочетающий имперский размах с советским шиком.

Сюда приходят не только за покупками, но и окунуться в историю, пробежаться по знаменитым мостикам, поглазеть на фонтаны и всячески насладиться процессом закупок, который в ГУМе всегда приятен, нескучен и по-хорошему нетороплив.

Слайд №38

Вопрос: фрагмент какого сооружения Москвы вы видите на слайде?

Слайд №39

Ответ:

Государственный Кремлевский Дворец - главная сцена страны - одна из лучших и престижных театрально-концертных площадок России.

На сцене Государственного Кремлевского Дворца проходят мероприятия всех жанров и направлений. Среди них эстрадные концерты, показы мод, кинопремьеры, балеты, оперы, форумы, цирковые представления и т. д. Здесь выступают российские и мировые звезды первой величины.

В Государственном Кремлевском Дворце проходят около 300 мероприятий в год.

Слайд №40

Вопрос: как называется сегодня это место Москвы, которое вы видите на слайде?

Слайд №41

Ответ:

Охотный ряд - одна из старейших улиц Москвы. Она проходит от Манежной площади до Театральной, параллельно Георгиевскому переулку и Никольской улице. Свое название улица получила в XVII веке, так как являлась маленькой частью большого московского рынка, где можно было торговать дичью. На протяжении веков торговая площадь несколько раз переносилась в другие части города, а название улицы прижилось.

Слайд №42

V. Закрепление пройденного материала

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины

Литература для подготовки к уроку:

  1. Mosmetod.ru - Методические рекомендации по проведению Всероссийского урока, посвящённому Дню народного единства.
  2. http://ru.wikipedia.org -
  3. Скрынников Р.Г. Россия накануне «Смутного времени» - М., 1981.
  4. Зайцев Ю. В. История России: От глубокой древности до династии Романовых.- М., 2002.
  5. Морозова Л.Е. Смута: её герои, ученики, жертвы / Л.Е. Морозова. - М.: АСТ [и др.], 2004.

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа №939 ЮАО

Традиционный урок (учащиеся основной школы)

Тема урока «День народного единства»

Преподаватель ИЗО: Артамонова Ксения Андреевна

Москва, 2017

Урок в школьном музее «День народного единства» (традиционный)

Пояснительная записка:

Образовательные:

    Дать первоначальные знания об истории праздника «День народного единства»;

    Формировать понятие о России, как о многонациональном государстве, народы которого проживают в дружбе и согласии между собой;

    Повышать уровень творческой и познавательной деятельности учащихся.

Развивающие:

    Развивать чувство толерантности, способность формировать свою точку зрения, делать выводы и умозаключения;

    Развивать познавательную активность обучающихся путем анализа материала урока;

    Формировать навыки применения алгоритма построения эмблемы.

Воспитательные:

    Воспитывать чувства нравственности и гражданственности;

    Воспитывать чувства патриотизма, интереса к истории государства, уважительного отношения к историческим решениям и личностям;

    Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе;

Коррекционные:

    Развивать словарный запас.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные: ставят и формируют проблему урока: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяясь с целью, делают выводы; самостоятельно создают алгоритм действий при работе над созданием эмблемы праздника Дня народного единства.

Метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке;

познавательные – научатся наблюдать, анализировать информацию, делать выводы, излагать свое мнение в диалоге;

коммуникативные – научатся рассуждать, формировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, формируют навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Методы и формы обучения

Беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск; фронтальная, групповая

Материально-техническое обеспечение

Технические: компьютер, мультимедиапроектор, экран (на штативе или навесной).

Оборудование: Бумага А3, краски акварельные, карандаши, ластики, циркуль, линейки, восковые мелки, фломастеры, баночки для воды, кисти.

Звуковые пособия: аудиозаписи.

Наглядно-демонстрационный материал

Экспозиции посвящённые «Дням Славы России»: «Бородино», «ВОВ 1941-1945г». Государственная символика, карта Российской Федерации.

В электронной презентации представлены картины:

    Васнецов В. «Иван Грозный».

    «Царевич Дмитрий». Икона 17 века.

    «Царь Фёдор Иванович». Парсуна.

    «Лжедмитрий I », «Лжедмитрий II ». Гравюры.

    Иванов А. «В смутное время».

    Кившенко А. «Воззвание Минина к нижегородцам». 1611 г.

    Лисснер Э. «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля».

    Икона Казанской Божией Матери, бывшая во Втором ополчении. 17 в.

    Мартос И. Ё. «Памятник Минину и Пожарскому».

Музыкальный материал:

    Мусоргский М., монолог Бориса “Достиг я высшей власти” из оперы “Бори c Годунов”.

    Русская народная песня “Вспомним, братцы, Русь и славу!”

Основные понятия и термины

«Смутное время», народное ополчение, единство, барельеф, эмблема.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (УУД)

I

Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока

Четыре века пролетели

Над Русью нашей с той поры,

Когда в бою мечи звенели,

И поднимались топоры.

Пожарский с Мининым спаяли

И сберегли родную Русь.

Сошлись посадский и боярин

На свой великий ратный труд.

И этот день в веках не сгинул,

Он в памяти людской живёт.

России не иссякнет сила -

Ведь эта сила - наш народ!

Слайд 1 (Герб России)

Добрый день! Сегодня мы не случайно собрались в музее школы. Совсем скоро в России будет отмечаться государственный праздник, который отмечен красным днём в календаре. Знаете ли вы, о каком празднике сейчас идёт речь?

Ученики отвечают на вопрос.

Все верно! С 2005 года дата 4 ноября отмечается всеми российскими гражданами как «День народного единства».

Слайд 2 ( Салют на Красной площади (фото))

Закон о наречении даты 4 ноября днем народного единства или Днем примирения и согласия был принят на уровне Госдумы РФ еще в конце 2004 года. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».

Ребята, а вам хотелось бы узнать больше о событиях, связанных с этим праздником? И как эти события отразились в произведениях искусства?

Ученики отвечают на вопрос.

Слушают учителя,

отвечают на вопросы

Фронтальная работа

Личностные: проявляют познавательную активность.

Регулятивные:

Коммуникативные : отвечают на вопросы.

II

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный. Беседа в форме «вопрос – ответ»

Слайд 3 (Тема урока «День народного единства»)

Чтобы узнать историю праздника, мы отправимся в далёкое прошлое. Речь пойдёт о России XVI XVII веков. Это период конца царской династии Рюриковичей.

Слайд 4 (Васнецов В. «Иван Грозный»)

Перед вами картина Виктора Михайловича Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный». Эта картина – наиболее глубоко и верно переданный образ Грозного в нашем наследии изобразительного искусства. На картине облик царя дан именно таким, каким он сохранился в свидетельствах современников - это твердый волей, решительный, очень умный человек, суровый, замкнутый в себе, подозрительный, скрытный в силу исторических условий его царствования.

И так, в 1584 году скончался царь и великий князь Иван IV Васильевич Грозный. Он не оставил после себя достойного наследника, который смог бы справиться с управлением. Это и послужило причиной начала смутного времени в России.

Слайд 5 (Нестеров М. В. «Царевич Дмитрий»)

Младший сын Ивана Грозного царевич Дмитрий погиб при невыясненных обстоятельствах.

Слайд 6 (Персуна царя Фёдора)

Преемник престола, сын Ивана Грозного – Фёдор. Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности, по некоторым данным слабый здоровьем и умом он мало принимал участия в управлении государством.

Слайд 7 (Соколов-Скаля П.П. «Борис Годунов»)

После смерти Фёдора царём был избран родственник жены Ивана Грозного, боярин Борис Годунов.

Муз. фрагмент: Мусоргский М. Монолог Бориса “Достиг я высшей власти” из оперы “Борис Годунов”

Ребята, вы сейчас услышали Монолог Бориса из оперы “Борис Годунов” Модеста Мусоргского. Скажите, какими чувствами проникнут этот музыкальный фрагмент?

Ученики отвечают на вопрос.

Правильно. А причиной таких настроений явилось то, что бояре не поддерживали Годунова, плели против него интриги. А главное, его не принимал народ, считая виновником смерти царевича Дмитрия и всех бед страны: голода, холода, разрухи. Поэтому правление Годунова было недолгим.

Слайд 8 ( Лжедмитрий I, портрет начала XVII в. )

Первый этап смуты начался с появлением Лжедмитрия 1 (в действительности Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. Он переманил на свою сторону значительную часть русского населения. В 1605 г. Лжедмитрия 1 стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. Лжедмитрий 1 был убит.

Вскоре появился Лжедмитрий II , которого прозвали “Тушинский вор”. Самозванец выдавал себя за никогда не существовавшего родственника царя Дмитрия.

Слайд 9 ( Иванов С. «В смутное время» )

В картине Сергея Иванова “Смутное время” отражён исторический момент. Казалось, Россия уже потеряла свою свободу, русскому народу грозил иноземный гнёт. Отряды поляков рыскали по городам и сёлам, грабили и убивали. На севере страны хозяйничали шведы.

Слайд 10 ( Кившенко А. «Воззвание Минина к нижегородцам»)

С таким положением не могли смириться русские люди и стали создавать партизанские отряды и народное ополчение. Нужны были люди, которые могли бы сплотить всех, кто ненавидел врага и хотел с ним бороться. И такие люди нашлись.

Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде посадский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом постоять за Русскую землю и создать второе народное ополчение, всем объединиться и выгнать врагов из Москвы.

Слайд 11 ( портрет Пожарского)

Второе народное ополчение возглавил воевода, князь Дмитрий Пожарский. Нижегородцев поддержали и другие города. Со всех концов страны в ополчение устремились люди для борьбы с врагом.

Слайд 12 ( Лисснер Э. «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля»)

Летом 1612 года ополчение очистило от врагов северные районы страны и подошло к Москве. В жестоком бою были разбиты польские войска. Москва была освобождена. Финал этого сражения изобразил художник XIX века Эрнест Лисснер. Он назвал свою картину “Изгнание польских интервентов из Московского Кремля”.

Муз. фрагмент: Праздничный колокольный звон.

Слайд 13 (Икона Казанской Божией Матери, бывшая во Втором ополчении)

Князь Дмитрий Пожарский , который с ополчением вступил в столицу 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1613 года, освободил город от поляков. В этот день Пожарский приказал внести в Москву икону Казанской Божьей Матери и дал обет построить здесь церковь. Впоследствии обещание было выполнено – храм Казанской Божьей Матери был построен в 1633 году и в нем установили икону.

Слайд 14 (Мартос И. «Памятник Минину и Пожарскому»)

Каждый, кто приезжает в Москву, обязательно посещает её сердце – Красную площадь. Здесь 20 февраля 1818 года был открыт памятник организаторам Второго ополчения – Минину и Пожарскому. Памятник выполнен по проекту скульптора Ивана Мартоса, отлит из бронзы русским мастером Екимовым.

На гранитном основании два барельефа: на одном – сцена сбора пожертвований жителями Нижнего Новгорода, на другом – бегство поляков из Москвы. Фигуры Минина и Пожарского расположены на высоком пьедестале. Пожарский изображен сидящим, перед ним стоит Минин – правой рукой он показывает на Кремль, а левой подает меч Пожарскому. На лицевой стороне надпись: «Гражданину Минину и Князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818 года».

Так благодарная Россия увековечила имена своих сынов, спасших ее от уничтожения в далекое Смутное время.

Закрепление пройденного материала:

1. Пополнились ли ваши представления о празднике народного единства сегодня?

Ученики отвечают на вопрос.

2. Замечательно! А можете ли вы ответить на вопрос что такое по-вашему «единство»?

Ученики отвечают на вопрос.

3. Для чего необходимо единение сил народа?

Ученики отвечают на вопрос.

4. Могла ли без единения выжить наша страна в «Смутное время»?

Ученики отвечают на вопрос.

5. А как вы считаете, нужно ли единение сегодняшней России?

Ученики отвечают на вопрос.

(См. приложение 1)

Слушают учителя, участвуют в беседе, анализируют информацию,

смотрят презентацию, анализируют картины, отвечают на вопросы

Фронтальная работа

Личностные: проявляют интерес к предметно-познавательной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге, рассуждают, отвечают на вопросы

III

Творческая практическая деятельность

Практический. Творческий поиск

Сейчас вы должны разделиться на две команды, путём жеребьёвки. Каждая команда должна будет разработать эмблему праздника «День народного единства». Победителем станет та команда, у которой получится лучше всех презентовать свою эмблему.

Ученики вытягивают помеченные листочки бумаги, делятся на команды и приступают к выполнению задания. Обучающимся выдаются рабочие материалы и даётся 15 минут на выполнение коллективного задания.

(См. приложение 2)

Выполняют задание

Групповая работа

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации.

Коммуникативные: организуют работу в группе, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера.

IV

Итоги урока. Рефлексия

Презентация работ учащихся. Выявление лучшей работы

Команды по очереди выходят в центр зала и презентуют разработанную на уроке эмблему.

Учителя оценивают работы и объявляют победителя.

Россия – родной дом для многонационального народа, живущего на ее территории. Во все века народы объединялись для борьбы против врагов нашей страны, потому что когда мы едины, мы непобедимы!

Мы желаем вам жить дружно и мирно и помнить о подвигах своих предков.

(См. приложение 3)

Презентуют выполненные творческие работы, рассматривают и оценивают их

Фронтальная работа

Познавательные: делают вывод.

Личностные: оценивают работы и ответы одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свои достижения на уроке, адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер.

Коммуникативные: аргументированно оценивают работы товарищей

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3