Романтизм как направление в литературе возник в конце 18 — начале 19 века, наибольшее распространение в Европе получил в период с 1790 по 1830 годы. Основной идеей романтизма было утверждение творческой личности, а особенностью — бурное изображение эмоций. Основными представителями романтизма в России были Лермонтов, Пушкин и Горький.

К романтическим настроениям Горького подтолкнуло растущее в обществе недовольство и ожидание перемен. Именно благодаря протесту против “застоя” в голове у писателя стали рождаться образы героев, способных спасти народ, вывести их из темноты, указать им правильны путь. Но этот путь представлялся Горькому совсем другим, отличным от привычного существования, автор презирал быт и видел спасение лишь в свободе от общественных оков и условностей, что и было отражено в его ранних рассказах.

Исторически этот период творчества Горького совпал с расцветом революционных движений в России, взглядам которых автор явно сочувствовал. Он воспел образ бескорыстного и честного бунтовщика, объятого не алчными расчетами, а романтическими устремлениями изменить мир к лучшему и разрушить несправедливую систему. Так же в его произведениях той поры раскрылась тяга к свободе и несбыточным идеалам, ведь писатель еще не видел перемены, а лишь предчувствовал их. Когда мечты о новом социальном строе приобрели реальные очертания, его творчество преобразовалось в соцреализм.

Основные черты

Главной чертой романтизма в творчестве Горького является четкое разделение персонажей на плохих и хороших, то есть, нет никаких сложных личностей, человек обладает либо только хорошими качествами, либо только плохими. Такой прием помогает автору яснее показать свою симпатию, выделить тех людей, которым надо подражать.

Кроме того, во всех романтических произведениях Горького прослеживается любовь к природе. Природа всегда является одним из главных действующих персонажей, и все романтические настроения передаются через нее. Писатель любил использовать описания гор, лесов, морей, наделяя каждую частицу окружающего мира своим характером и своим поведением.

Что такое революционный романтизм?

Ранние романтические работы Жуковского и Батюшкова были основаны на идеях классицизма и, по сути, являлись прямым его продолжением, что не соответствовало настроениям прогрессивно и радикально мыслящих людей того периода. Их было немного, поэтому романтизм приобрел классические формы: конфликт личности и общества, лишний человек, томление по идеалу и т.д. Однако время шло, и революционно настроенных граждан становилось все больше.

Расхождение литературы и народных интересов привело к изменению романтизма, к появлению новых идей и приемов. Основными представителями нового революционного романтизма стали Пушкин, Горький и поэты-декабристы, которые, в первую очередь, продвигали прогрессивные взгляды на перспективы развития России. Основной темой стала народная самобытность — возможность самостоятельного существования крестьян, отсюда в последствии появился термин народности. Стали появляться новые образы, и основными среди них были гений-поэт и герой, способный в любой момент спасти общество от нависшей угрозы.

Старуха Изергиль

В данном рассказе есть противопоставление двух героев, двух типов поведения. Первый — это Данко — пример того самого героя, идеала, который должен спасти народ. Он чувствует себя свободным и счастливым только тогда, когда его племя свободно и счастливо. Юноша исполнен любовью к своему народу, жертвенной любовью, что олицетворяет дух декабристов, готовых погибнуть ради благосостояния общества.

Данко спасает свой народ, но при этом погибает сам. Трагичность этой легенды в том, что племя забывает своих героев, оно неблагодарное, но для предводителя это не важно, ведь главной наградой за подвиг является счастье людей, ради которых он был совершен.

Антагонист — это сын орла, Ларра, он презирал людей, презирал их быт и закон, он признавал лишь свободу, переходящую во вседозволенность. Он не умел любить и ограничивать свои желания, в итоге за попрание общественных устоев его изгнали из племени. Только тогда гордый юноша понял, что без народа он никто. Когда он один, никто не может восхищаться им, никому он не нужен. Показав двух этих антиподов, Горький подвел все к одному выводу: ценности и интерес народа всегда должны быть выше твоих ценностей и интересов. Свобода в том, чтобы освобождать людей испод гнета тирании духа, невежества, той темноты, которая скрылась за лесом, непригодным для жизни племени Данко.

Очевидно, что автор соблюдает канон романтизма: вот противостояние личности и общества, вот томление по идеалу, вот гордая свобода одиночества и лишние люди. Однако дилемма о свободе разрешилась не в пользу гордого и самовлюбленного одиночества Ларры, этот тип, воспетый Байроном (одним из основателей романтизма) и Лермонтовым, писатель презирает. Его идеальный романтический герой – это тот, кто, будучи выше общества, не отрекается от него, а помогает ему даже тогда, когда оно гонит спасителя. В этой особенности Горький очень близок христианскому понимаю свободы.

Макар Чудра

В рассказе “Макар Чудра” свобода также является основной ценностью для героев. Старый цыган Макар Чудра называет ее главным сокровищем человека, в ней он видит возможность сохранить свое “я”. Революционный романтизм красочно проявляется именно в этом понимании свободы: старик утверждает, что в условиях тирании не разовьется нравственный и одаренный индивид. Значит, ради независимости стоит пойти на риск, ведь без нее страна никогда не станет лучше.

Такой же посыл есть у Лойко и Радды. Они любят друг друга, но видят в браке лишь цепи и оковы, а не шанс обрести покой. В итоге любовь к свободе, которая предстает пока в виде честолюбия, так как герои не могут правильно распорядиться ею, приводит к смерти обоих действующих лиц. Горький ставит индивидуализм выше брачных уз, которые только усыпляют творческие и умственные способности человека бытовыми заботами и мелочными интересами. Он понимает, что одиночке легче пожертвовать жизнью ради свободы, легче обрести полную гармонию со своим внутренним миром. Ведь не может же в самом деле вырвать сердце женатый Данко.

Челкаш

Главными действующими лицами рассказа являются старый пьяница и вор Челкаш и молодой деревенский парень Гаврила. Один из них собирался идти на “дело”, но его напарник сломал ногу, и это могло осложнить всю операцию, тогда-то опытный плут и встретил Гаврилу. Во время их разговора Горький уделял огромное внимание личности Челкаша, подмечал все мелочи, описывал его малейшие движение, все чувства и мысли, которые возникали у него в голове. Утонченный психологизм образа – явное следование романтическому канону.

Особое место в этом произведении занимает и природа, так как у Челкаша была духовная связь с морем, и его душевное состояние зачастую зависело от моря. Выражение чувств и настроений через состояния окружающего мира – опять-таки романтическая черта.

Также мы видим, как по ходу повествования меняется характер Гаврилы, и если вначале мы испытывали к нему жалость и сострадание, то в конце они превращаются в отвращение. Главной идеей рассказа является то, что неважно, как ты выглядишь и чем занимаешься, а важно то, что у тебя на душе, самое главное — всегда оставаться порядочным человеком в любом деле. Эта мысль сама по себе несет революционный посыл: как это неважно, чем занимается герой? Значит, и убийца сановной особы может быть порядочным человеком? Значит, и террорист может взрывать карету его превосходительства и сохранять при этом нравственную чистоту? Да, именно такую вольность сознательно допускает автор: не все порок, что осуждает общество. Революционер убивает, но при этом его мотив священен. Прямо сказать об этом писатель не мог, поэтому он выбрал отвлеченные примеры и образы.

Особенности романтизма Горького

Главной особенностью романтизма Горького является образ героя, некий идеал, призванный спасти народ. Он не отрекается от народа, а наоборот хочет вывести его на правильный путь. Основные ценности, которые писатель возвышал в своих романтических рассказах, — это любовь, свобода, храбрость и самопожертвование. Их понимание зависит от революционных настроений автора, который пишет не только для мыслящей интеллигенции, но и для простого русского мужика, поэтому образы и сюжеты не витиеваты и просты. Они носят характер религиозной притчи и даже похожи на нее по стилистике. Например, автор очень четко показывает свое отношение к каждому персонажу, и всегда понятно, кто симпатичен автору, а кто — нет.

Природа у Горького также была действующим лицом и оказывала влияние на героев рассказов. Кроме того, отдельные ее части являются символами, которые необходимо воспринимать иносказательно.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

На уроке учащиеся на примере рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» разберут основные приемы создания романтического произведения; проанализируют легенды о Ларре и Данко; дадут характеристику главной героине; определят основную идею рассказа; составят представление о нравственной и гражданской позиции автора.

Тема: Из литературы XX века

Урок: М. Горький «Старуха Изергиль»

В период с 1892 по 1902 годы по степям Бессарабии странствовал тогда еще никому не известный 24-летний Алексей Пешков, который очень скоро войдет в русскую литературу под псевдонимом Максим Горький (рис. 1).

Тяжелыми и одновременно прекрасными были те 5 лет для писателя. Тяжелыми, потому что приходилось туго: чтобы не умереть с голода, Горький не брезговал никакой, даже самой тяжелой работой. В то же время будущий писатель накапливал впечатления, наблюдал, набирался опыта, встречал интересных людей. Все это в дальнейшем легло в основу его творчества.

Рис. 1. М. Горький ()

Первые произведения молодого Горького посвящены периоду южных скитаний. Это рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль».

В названиях звучат имена главных героев. Они необычны, непривычны для нас. Как необычны события, о которых повествует рассказчик. Синонимы к слову «необычный» - загадочный, таинственный, красивый, фантастический, романтический.

Все эти определения как нельзя точно отражают впечатление от ранних романтических рассказов Горького.

Роль пейзажа в романтических рассказах Горького

Пейзаж (фр. Paysage от pays, местность, страна) - 1) вид местности; 2) в искусстве - художественное изображение природы. Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет изображения в котором - природа, город или архитектурный комплекс.

Основные цели использования пейзажа:

  1. Раскрыть состояние героя;
  2. Противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям;
  3. Установить композиционные связи между частями произведения;
  4. Отразить загадку природы, ее красоту и уникальность.

С первых строк рассказа «Старуха Изергиль» читатель погружается в атмосферу южной ночи, чувствует ласкание теплого морского ветра, слышит звуки ночной степи, видит поющих людей, возвращающихся с работы: «Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут - мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там - резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это - звуки и запахи, тучи и люди - было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки».

Средства художественной выразительности , которые помогают придать пейзажу необычности, загадочности, романтичности:

ЭПИТЕТЫ: «острый запах моря», «пышные, странные очертания и краски», «ласково блестели», «украшенные золотыми крапинками звезд», «было странно, красиво и грустно», «чудная сказка».

МЕТАФОРЫ: «обрывки туч», «клочки неба», «крапинки звезд».

СРАВНЕНИЯ: тучи, «как клубы дыма», «как обломки скал».

Особенности композиции рассказа Горького «Старуха Изергиль»:

  1. Легенда о Ларре
  2. Жизнь старухи Изергиль.

Обрамлением каждой части является романтический пейзаж, в котором природа как бы оживает и становится участником повествования, усиливает романтическое содержание легенд.

Легенда, как миф и сказка, является жанром устного народного творчества. События в легенде приукрашены или преувеличены. Главный герой легенды - личность необычная, исключительная, романтическая.

Романтические герои рассказа Горького «Старуха Изергиль»

«Легенда о Ларре»

Идея «Легенды о Ларре»: «За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью».

Происхождение

«один из тех людей»

Внешность

«молодой красавец», «в очах его светилось много силы и живого огня».

Отношение к окружающим

Альтруизм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь».

Поступки

Самопожертвование: «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям».

Реакция окружающих

1. «Дружно все пошли за ним - верили в него».

2. «И стали они упрекать его в неумении

управлять ими»

3. «радостные и полные надежд, не заметили смерти его».

Финал

«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер».

Идея. Легенда о Данко, красивом, смелом и сильном герое, несет в себе идею подвига, самопожертвования, альтруизма (рис. 2).

Рис. 2. Легенда о Данко ()

Данко помогает людям не ради славы и признания, а ради их счастья. И пусть люди сразу не оценили его подвига. Но сама природа не дала им забыть о подвиге Данко:«в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».

Сравнение Ларры и Данко

Героев объединяет только один пункт сравнения: оба молоды, красивы, горды. В остальном они противоположны. Ларра - воплощение эгоизма, жестокости, циничного равнодушия к людям, гордыни. Данко - альтруист, совершающий подвиг самопожертвования во имя людей. Таким образом, рассказ построен на антитезе, а герои являются антиподами.

Антипод (др.-греч. ἀντίπους — «противоположные» или «противостоящие ») — в общем смысле что-нибудь, расположенное противоположно чему-нибудь другому.

В переносном смысле может применяться к любым противоположным предметам, например, к людям с противоположными взглядами.

Образ старухи Изергиль

В рассказ «Старуха Изергиль» автор включает рассказ старухи о своей жизни. Эти воспоминания композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы. Ларра - символ эгоизма, Данко - альтруизма. Что касается образа старухи Изергиль, то ее жизнь и судьба вполне реалистичны.

Изергиль очень стара: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

Старуха рассказывает о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом предавала, и только ради одного была готова отдать жизнь. Все возлюбленные ее внешне могли быть некрасивы. Но не это было главное для Изергиль. Она выбирала тех, кто способен на поступок: «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно...»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Например, вспомним ее побег из гарема с сыном султана, который вскоре умер. Она рассказывает: «Я плакала над ним. Кто скажет? Может, ведь это я и убила его». Но также Изергиль была способна на подвиг самопожертвования. Например, она рискует собой, спасая любимого человека из плена.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, деятельность. Для нее это красивые люди. Изергиль осуждает людей скучных, трусливых и подлых. Она гордится, что многое повидала на своем веку и верит: ее жизненный опыт нужно передавать молодым. Вот почему она рассказывает легенды о Ларре и Данко.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().
  4. М. Горький Старуха Изергиль ().
  5. Максим Горький. Биография. Произведения ().
  6. Горький. Биография ().

Домашнее задание

  1. Найдите и прочитайте описание степи перед легендой о Данко и после неё. Какую роль романтический пейзаж играет в рассказе?
  2. Можно ли Данко и Ларру назвать романтическими героями? Ответ обоснуйте.

На уроке учащиеся на примере рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» разберут основные приемы создания романтического произведения; проанализируют легенды о Ларре и Данко; дадут характеристику главной героине; определят основную идею рассказа; составят представление о нравственной и гражданской позиции автора.

Тема: Из литературы XX века

Урок: М. Горький «Старуха Изергиль»

В период с 1892 по 1902 годы по степям Бессарабии странствовал тогда еще никому не известный 24-летний Алексей Пешков, который очень скоро войдет в русскую литературу под псевдонимом Максим Горький (рис. 1).

Тяжелыми и одновременно прекрасными были те 5 лет для писателя. Тяжелыми, потому что приходилось туго: чтобы не умереть с голода, Горький не брезговал никакой, даже самой тяжелой работой. В то же время будущий писатель накапливал впечатления, наблюдал, набирался опыта, встречал интересных людей. Все это в дальнейшем легло в основу его творчества.

Рис. 1. М. Горький ()

Первые произведения молодого Горького посвящены периоду южных скитаний. Это рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль».

В названиях звучат имена главных героев. Они необычны, непривычны для нас. Как необычны события, о которых повествует рассказчик. Синонимы к слову «необычный» - загадочный, таинственный, красивый, фантастический, романтический.

Все эти определения как нельзя точно отражают впечатление от ранних романтических рассказов Горького.

Роль пейзажа в романтических рассказах Горького

Пейзаж (фр. Paysage от pays, местность, страна) - 1) вид местности; 2) в искусстве - художественное изображение природы. Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет изображения в котором - природа, город или архитектурный комплекс.

Основные цели использования пейзажа:

  1. Раскрыть состояние героя;
  2. Противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям;
  3. Установить композиционные связи между частями произведения;
  4. Отразить загадку природы, ее красоту и уникальность.

С первых строк рассказа «Старуха Изергиль» читатель погружается в атмосферу южной ночи, чувствует ласкание теплого морского ветра, слышит звуки ночной степи, видит поющих людей, возвращающихся с работы: «Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут - мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там - резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это - звуки и запахи, тучи и люди - было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки».

Средства художественной выразительности , которые помогают придать пейзажу необычности, загадочности, романтичности:

ЭПИТЕТЫ: «острый запах моря», «пышные, странные очертания и краски», «ласково блестели», «украшенные золотыми крапинками звезд», «было странно, красиво и грустно», «чудная сказка».

МЕТАФОРЫ: «обрывки туч», «клочки неба», «крапинки звезд».

СРАВНЕНИЯ: тучи, «как клубы дыма», «как обломки скал».

Особенности композиции рассказа Горького «Старуха Изергиль»:

  1. Легенда о Ларре
  2. Жизнь старухи Изергиль.

Обрамлением каждой части является романтический пейзаж, в котором природа как бы оживает и становится участником повествования, усиливает романтическое содержание легенд.

Легенда, как миф и сказка, является жанром устного народного творчества. События в легенде приукрашены или преувеличены. Главный герой легенды - личность необычная, исключительная, романтическая.

Романтические герои рассказа Горького «Старуха Изергиль»

«Легенда о Ларре»

Идея «Легенды о Ларре»: «За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью».

Происхождение

«один из тех людей»

Внешность

«молодой красавец», «в очах его светилось много силы и живого огня».

Отношение к окружающим

Альтруизм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь».

Поступки

Самопожертвование: «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям».

Реакция окружающих

1. «Дружно все пошли за ним - верили в него».

2. «И стали они упрекать его в неумении

управлять ими»

3. «радостные и полные надежд, не заметили смерти его».

Финал

«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер».

Идея. Легенда о Данко, красивом, смелом и сильном герое, несет в себе идею подвига, самопожертвования, альтруизма (рис. 2).

Рис. 2. Легенда о Данко ()

Данко помогает людям не ради славы и признания, а ради их счастья. И пусть люди сразу не оценили его подвига. Но сама природа не дала им забыть о подвиге Данко:«в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».

Сравнение Ларры и Данко

Героев объединяет только один пункт сравнения: оба молоды, красивы, горды. В остальном они противоположны. Ларра - воплощение эгоизма, жестокости, циничного равнодушия к людям, гордыни. Данко - альтруист, совершающий подвиг самопожертвования во имя людей. Таким образом, рассказ построен на антитезе, а герои являются антиподами.

Антипод (др.-греч. ἀντίπους — «противоположные» или «противостоящие ») — в общем смысле что-нибудь, расположенное противоположно чему-нибудь другому.

В переносном смысле может применяться к любым противоположным предметам, например, к людям с противоположными взглядами.

Образ старухи Изергиль

В рассказ «Старуха Изергиль» автор включает рассказ старухи о своей жизни. Эти воспоминания композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы. Ларра - символ эгоизма, Данко - альтруизма. Что касается образа старухи Изергиль, то ее жизнь и судьба вполне реалистичны.

Изергиль очень стара: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

Старуха рассказывает о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом предавала, и только ради одного была готова отдать жизнь. Все возлюбленные ее внешне могли быть некрасивы. Но не это было главное для Изергиль. Она выбирала тех, кто способен на поступок: «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно...»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Например, вспомним ее побег из гарема с сыном султана, который вскоре умер. Она рассказывает: «Я плакала над ним. Кто скажет? Может, ведь это я и убила его». Но также Изергиль была способна на подвиг самопожертвования. Например, она рискует собой, спасая любимого человека из плена.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, деятельность. Для нее это красивые люди. Изергиль осуждает людей скучных, трусливых и подлых. Она гордится, что многое повидала на своем веку и верит: ее жизненный опыт нужно передавать молодым. Вот почему она рассказывает легенды о Ларре и Данко.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().
  4. М. Горький Старуха Изергиль ().
  5. Максим Горький. Биография. Произведения ().
  6. Горький. Биография ().

Домашнее задание

  1. Найдите и прочитайте описание степи перед легендой о Данко и после неё. Какую роль романтический пейзаж играет в рассказе?
  2. Можно ли Данко и Ларру назвать романтическими героями? Ответ обоснуйте.

    Произведение М.Горького «Старуха Изергиль состоит из трех частей»: сказки о Ларре, истории о Данко, рассказе о жизни самой Изергиль. Повествование ведется от лица автора, который якобы услышал эту историю в Бесарабии. …Молдаване закончили сбор...

    Рассказ «Старуха Изергиль» относится к шедеврам раннего творчества М.Горького. Писателя здесь интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщенные черты идеального человека. Итак, в рассказе представлены три героя, у каждого из которых...

    В своих ранних произведениях М. Горький предстает как романтик. Романтический, а потом идеальный мир героя противостоит миру реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противостояние романтика и действительности, романтика и окружающего...

    В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов "Очерков и рассказов" нового писателя - М. Горького. "Большой и оригинальный талант", - таково было общее суждение о новом писателе и его книгах. Растущее...

    Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) продолжает цикл романтических произведений раннего Горького. Главная героиня рассказа - старая молдаванка Изергиль, которая рассказывает историю своей нелегкой жизни, подчеркивая ее двумя легендами, которые в аллегорической...

    Раньше или позже перед человеком встает вопрос: зачем, для чего жить? И каждый решает его по-своему. Все люди разные. Поэтому они отбрасывают его прочь, погружаясь в суету и поиск материальных благ, другие мучаются. Лев Толстой признавался,...

В раннем романтическом произведении "Старуха Изергиль" Максим Горький поэтично размышляет о человечности и свободе. Дух романтизма просто переполняет этот рассказ. Сам автор считал его одной из лучших своих работ, выстроенных на высочайшем уровне. Анализ "Старухи Изергиль" Горького докажет, что автор, как и многие другие писатели, обратился к самой злободневной теме - смыслу жизни.

Особенности рассказа

Книга М.Горького "Старуха Изергиль" вышла в свет в 1894 году. В рассказе четко прослеживаются черты романтизма:

  • главный герой противопоставлен основным персонажам;
  • герою приписываются качества, представленные в превосходной степени;
  • изображение необычных пейзажей (описание моря, степи).

Известно, что Максим Горький много путешествовал по стране, собирал различные легенды и истории, жившие в памяти людей. Именно такие легенды он поведал в произведении "Старуха Изергиль". Анализа этот рассказ заслуживает самого полного. Читатель видит перед собой оригинальную книгу в виде рассказа в рассказе. Композиция его отличается некоторыми особенностями:

  • содержит три самостоятельных части: легенда о Ларре, жизненные искания самой старухи Изергиль, Легенда о Данко;
  • все части объединяет внутренняя идея и тон повествования;
  • содержание первой и третьей части рассказа противоположны друг другу;
  • центральную часть книги составляет рассказ о жизни Изергиль;
  • повествование в рассказе ведется от лица старухи.

Анализ "Старухи Изергиль" показывает, что у произведения основная концепция: возможность жить без людей для себя (подобно Ларре), проживать рядом с людьми, но в свою пользу (как старуха Изергиль), отдавать свою жизнь ради других (как Данко).

Гордый и одинокий Ларра

В первой части старуха поведала о молодом красивом парне Ларре, отцом которого был горный орел, когда-то похитивший мать юноши. Читатель видит гордого, дерзкого, эгоистичного парня. С таким самолюбивым характером ему было трудно ужиться среди других соплеменников. Именно за эти качества Ларра жестоко поплатился. Однажды он совершил ужасный поступок - убил дочку вождя, которая его отвергла. В общине придумали для юноши наказание - вечное изгнание и одиночество. Поначалу оно ничем не огорчило Ларру, но потом стало просто невыносимым. Через некоторое время герой понял, в чем смысл жизни, но было поздно: от страданий он превратился в тень, напоминающую людям о его существовании.

Поиски смысла жизни старухи Изергиль

Куда же приводит анализ "Старухи Изергиль", а именно второй ее части? Читатель погружается в историю жизни самой рассказчицы. Изергиль пользовалась успехом среди мужчин, не обделяла их своей любовью. Она любительница странствий, побывала во многих уголках земли. Ей в удовольствие было играть чувствами других людей. Чтобы достичь своей цели, она даже один раз пошла на убийство. Если героиня уходила от кого-то, то уже никогда не возвращалась. Любви она отдавала всю себя. В конце Изергиль понимает, что не нужно искать любовь на краю света, достаточно вести размеренную жизнь с любимым человеком и детьми.

Самопожертвование Данко

Романтическими чертами наделил Горький своего героя Данко. Анализ "Старухи Изергиль" невозможен без этого персонажа. Красивый, сильный и мужественный Данко был настоящим лидером, умел повести за собой людей. Он отличался свободолюбием и бескорыстием. Это помогло ему стать предводителем своего народа и вывести его из темного леса. Идти было нелегко, рассерженные люди разуверились в своем главаре. Тогда Данко вырвал из груди свое сердце, которое пылало любовью к людям, и осветил им путь. Таким способом он отдал народу свое тепло и доброту, исходящую от горящего сердца.

Что же получил он взамен? Как только люди выбрались из леса, то сразу все забыли об умирающем Данко. Кто-то даже наступил на угасающее сердце вожака. Только ночные искорки в степном просторе напоминали людям о бескорыстном поступке Данко. В образе этого юноши читатели видят настоящего героя, видевшего смысл жизни в служении другим.

В чем схожесть и различие судеб героев?

Старинные легенды несут поучительные выводы, старуха Изергиль поведала их молодому поколению. Действия в легендах происходит в глубокой древности. Судьба самой рассказчицы чем-то похожа на судьбы Ларры и Данко. И у того, и у другого была бурная мятежная жизнь, оба стремились стать независимыми. Идеалом старухи Изергиль и Данко является любовь к окружающим и самопожертвование. Они посвящают себя другим.

Подобно Ларре, Изергиль забывает о людях, которые ей становятся малоинтересными. Она умеет брать, но способна и отдавать. Ларра же только жадно брал, ничего не отдавая. К чему в конце пришли герои? Поведение Ларры привело его к одиночеству, которое невозможно было вынести. Старуха Изергиль пристала к случайным людям и вместе с ними доживает последние годы. Читателю есть над чем задуматься, попытаться найти истинную дорогу в жизни. Возможно, между индивидуализмом Ларры и альтруизмом Данко найдется идеальная точка в системе координат.