Тема 6. Современные образовательные программы дошкольного образования

В настоящее время, согласно Федеральному закону, образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий …, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Образовательные программы дошкольного образования относятся к основным общеобразовательным программам. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (статья 12 ФЗ).

Примерная основная образовательная программа – это учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка должна раскрывать:

Цели и задачи реализации Программы;

Принципы и подходы к формированию Программы;

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья).

а)описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областя х, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

б)описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

в)описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

а)особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы ;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

- специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- выбор тех парциальных образовательных программ и форм организацииработыс детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

- сложившиеся традиции Организации или Группы.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов,специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Организационный раздел должен содержатьописание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченностиметодическими материалами и средствами обучения и воспитания, включатьраспорядок и /или режим дня, а такжеособенности традиционных событий, праздников, мероприятий ; особенностиорганизации развивающей предметно-пространственной среды.

В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.6 Стандарта).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

Программа «Истоки» - одна из самых популярных программ в современных садах. Авторский коллектив - научные сотрудники Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Разрабатывалась она по заказу Московского департамента образования как базисная программа развития дошкольника. Она основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях, проводимых под руководством академика А.В. Запорожца. И учитывает современные тенденции развития отечественного дошкольного воспитания. Программа позволяет педагогу найти к каждому ребенку индивидуальный подход. Цель - разностороннее развитие малыша, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей. А также сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Программу «Детство» разработал авторский коллектив - преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. Она направлена на раскрытие индивидуальных качеств ребенка и помощь ему в адаптации к социуму. Особенность программы заключается в том, что все виды деятельности: и различные занятия, и общение со взрослыми и сверстниками, и игра, и труд, и экспериментирование, и театрализация - очень тесно переплетаются между собой. Это дает возможность малышу не просто запоминать отдельные друг от друга знания, а незаметно накапливать самые разные представления о мире, овладевать всевозможными знаниями, умениями и навыками, постигать свои возможности. Программа включает в себя четыре основных блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Ведущие цели программы:

Создание благоприятных условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,

Формирование основ базовой культуры личности,

Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе,

Обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в до­школьном детстве.

Программа «Успех» под редакцией Н.В.Фединой. Цель программы: создание воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровьеформирующих условий в ДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях.

За основу взята идея самоценности дошкольного периода детства. Педагогический процесс строится на двух взаимосвязанных направлениях - забота о полноценном детстве и подготовка ребенка к будущей жизни.

Игре в программе «Успех» отводится самое продуктивное время в первой половине дня, потому что игра (сюжетная, с правилами) - ведущая деятельность дошкольного возраста. При этом программа в полном объеме обеспечивает формирование предпосылок будущей учебной деятельности, решение таких сложных задач, как формирование целостной картины мира, кругозора современных дошкольников.

Программа построена таким образом, чтобы педагог имел возможность в ходе повседневной образовательной работы учитывать индивидуальные особенности и темпы индивидуального развития детей.

К будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающий степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. В. А. Сухомлинский

Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.

Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое.

Одним из положений Плана действий по обеспечению введения ФГОС ДО является положение о введении Федерального реестра примерных основных образовательных программ, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО. На сегодняшний день федеральный реестр примерных основных общеобразовательных программ находится в стадии разработки. Сайт реестра: fgosreestr.ru

Проекты примерных основных образовательных программ дошкольного образования размещены на сайте федерального государственного автономномного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») : www.firo.ru . Однако, официальный статус эти программы получат только после включения в реестр. На нашем сайте мы публикуем список этих программ со ссылками на издательства, которые их выпускают. На сайтах издательств Вы можете ознакомится с проектами, презентациями программ, сопутствующей методической литературой.

Образовательные программы дошкольного образования, соответствующие ФГОС ДО:

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы » / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Подробней на сайте SchoolGuide.ru

Как выбрать образовательную программу ДОУ | Статьи | Справочник руководителя дошкольного учреждения

Современные требования к образовательным программам ДОУ

Обновление содержания дошкольного образования на современном этапе предусматривает его комплексность и вариативность, в связи с чем на педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения возлагается большая ответственность за выбор, разработку и реализацию образовательной программы ДОУ.

Прежде чем приступить к разработке образовательной программы ДОУ, необходимо изучить законодательные акты, нормативные документы, регламентирующие вопросы дошкольного образования, педагогическую и методическую литературу (смотрите раздел "Локальные акты образовательного учреждения" на портале "Менеджер образования")

Качество образования в дошкольном учреждении, эффективность управления образовательным учреждением определяются содержанием организационно-педагогических условий, способствующих достижению высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований:

  • построение развивающей среды, соответствующей целям и задачам образовательного процесса ДОУ;
  • применение развивающих методов обучения (проблемных, частично-поисковых, исследовательских) ;
  • оптимальное использование личностного и творческого потенциала, профессионального опыта работы каждого педагога и педагогического коллектива в целом;
  • обеспечение управляемости педагогической деятельности (организация адаптации, создание мотивации, осуществление корректирующих действий и мероприятий) ;
  • совокупность комплексных и парциальных программ, их адаптация к особенностям образовательной деятельности ДОУ.

Выбор образовательных программ ДОУ

Современные образовательные программы дошкольного образования разработаны авторами с учетом новейших достижений психолого-педагогической науки и практики отечественного дошкольного образования, учитывая все особенности процесса управления образовательным учреждением. Многие педагоги и руководители дошкольных учреждений испытывают трудности в их оценке и выборе. Вместе с тем очень важно уметь ориентироваться в этом многообразии образовательных программ и сделать правильный обоснованный выбор, от которого будет зависеть качество управления образовательным учреждением.

Виды дошкольных образовательных учреждений:

  • Детский сад, реализующий основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
  • Детский сад для детей раннего возраста;
  • Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;
  • Детский сад присмотра и оздоровления;
  • Детский сад компенсирующего вида;
  • Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей;
  • Центр развития ребенка – детский сад.

Выбор образовательных программ должен определяться с учетом вида дошкольного учреждения. Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ от?12.09.2008 № 666, установлено восемь видов ДОУ.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении определяет право детского сада на выбор образовательных программ. Согласно п. 21 этого Положения содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования.

Программа разрабатывается, принимается и реализуется им самостоятельно в соответствии с? федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно­правовое регулирование в сфере образования, и с учетом особенностей психо­физического развития и возможностей детей.

Согласно ст. 9 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266­1 "Об образовании" также выделено несколько видов образовательных программ дошкольного образования.

Общеобразовательная программа дошкольного образования включает в себя содержание воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Ее цель – достижение образовательных результатов, определенных федеральными государственными требованиями.

Общеобразовательная программа дошкольного образования, направленная на интеграцию образовательных потребностей участников образовательного процесса, представляет собой совокупность основных и дополнительных программ в соответствии с приоритетным направлением деятельности дошкольного учреж­дения.

Основные и дополнительные программы являются авторскими вариативными программами. Они разрабатываются по инициативе коллективов творческих групп или отдельных авторов.

Разделяют на комплексные и парциальные программы.

Общеобразовательная программа – программа, направленная на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

В. М. Полонский

Комплексная программа предусматривает все основные направления развития ребенка дошкольного возраста.

Образовательные программы, реализуемые в Российской Федерации

  • общеобразовательные (основные) :

Подробней www.resobr.ru

Основные программы дошкольного образования. Краткий обзор

Качество и эффективность дошкольного образования опосредованы многими факторами, среди которых далеко не последнее место занимает образовательная программа. Так как современные ДОУ представлены многообразием, и родители получают возможность сделать выбор среди детских садов различных специализаций и направленностей, основные программы дошкольного образования также достаточно разнообразны.

В законе «Об образовании» Российской Федерации значится, что коллектив ДОУ имеет право самостоятельно разрабатывать или выбирать из уже имеющихся программ такие, которые наиболее полно соответствуют условиям и принципам работы данного дошкольного учреждения. Нельзя сказать, что та или иная программа лучше или хуже – все они разработаны с учётом необходимых требований, и каждая из них имеет свои достоинства.

Вкратце рассмотрим основные программы дошкольного образования, распространённые в детских садах РФ.

Какими бывают основные программы дошкольного образования?

Все основные программы дошкольного образования можно разделить на два типа – комплексные (или общеобразовательные) и так называемые парциальные (специализированные, основные программы дошкольного образования с более узкой и ярко выраженной направленностью) .

Основные программы дошкольного образования комплексного типа учитывают целостный подход к гармоничному и всестороннему развитию ребёнка. Согласно таким программам, воспитание, обучение и развитие происходят во всех направлениях в соответствии с существующими психолого-педагогическим нормами.

Предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к реализации дошкольного обучения обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ.

Комплексные основные программы дошкольного образования

«Истоки» – программа, в которой должное внимание уделяется развитию личности ребёнка в соответствии с его возрастом. Авторы предлагают 7 базовых личностных характеристик, которые обязательно должны быть развиты у дошкольника. Образовательная программа «Истоки», как и другие основные программы дошкольного образования, учитывает всестороннее и гармоничное развитие дошкольника и ставит его своим приоритетом.

«Радуга» - в этой программе вы обнаружите 7 основных видов деятельности, характерных для дошкольника. Они включают в себя игру, конструирование, математику, физическую культуру, изобразительное искусство и ручной труд, музыкальное и пластическое искусство, развитие речи и знакомство с окружающим миром. Развитие по программе происходит по всем вышеперечисленным направлениям.

«Детство» - программа разделена на 4 основных блока, каждый из которых является центрообразующим элементом в построении дошкольного обучения. Здесь есть разделы «Познание», «Здоровый образ жизни», «Созидание», «Гуманное отношение».

«Развитие» - это особенная программа дошкольного обучения, которая основана на принципе постепенного усложнения учебных, образовательных и воспитательных задач. Программа обеспечивает планомерный, последовательный подход в дошкольном обучении и развитии ребёнка.

«Кроха» - это комплексная программа, созданная специально для детей до 3-х лет. Она учитывает специфику раннего возраста и обеспечивает максимальную эффективность в решении воспитательных задач именно у детей этой возрастной категории. Включает несколько блоков – «Мы ждём тебя, малыш!», «Я сам», «Гуленька», «Как я буду расти и развиваться».

Парциальные основные программы дошкольного образования

«Паутинка», «Юный эколог», «Наш дом – природа» - данные программы разработаны в целях экологического воспитания дошкольников. Соответственно, они прививают детям любовь и бережное отношение к природе и окружающему нас миру, формируют экологическое сознание, что очень важно для детей дошкольного возраста.

«Природа и художник», «Семицветик», «Интеграция», «Умка – ТРИЗ», «Малыш», «Гармония», «Музыкальные шедевры», «Конструирование и ручной труд» - все эти программы дошкольного образования объединяет одно: они имеют ярко выраженную направленность на творческое развитие ребёнка и на художественно-эстетическое восприятие мира.

«Я, ты, мы», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Я – человек», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - перечисленные основные программы дошкольного образования имеют направленность социально-культурного характера. Они призваны стимулировать развитие духовности, нравственности, представлений о культуре и важных социальных навыков. Кроме того, некоторые программы ставят высшей целью воспитание патриотизма как ценной характеристики личности.

«Искорка», «Играйте на здоровье», «Старт», «Здравствуй!», «Здоровье» - в данных программах упор идёт на оздоровление, физическое развитие дошкольника и его двигательную активность. Приоритетами является привитие любви к спорту, активному и здоровому образу жизни.

Существуют ещё более специализированные основные программы дошкольного образования. К примеру, программа «Основы безопасности» предполагает подготовку дошкольников к возможным ситуациям опасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным происшествиям. «Дошкольник и экономика» - программа, рассчитанная на экономическое воспитание и формирование начальных финансовых и хозяйственных представлений.

Некоторые основные программы дошкольного образования вобрали в себя определённые достижения педагогики и психологии.

К примеру, программа «ТРИЗ» основывается на постулатах Теории Решения Изобретательских Задач, разработанной Г. Т. Альтшуллером в 1945 году. Она представляет собой оригинальный подход к развитию воображения, фантазии, творчества и смекалки.

Программа «Педагогика Марии Монтессори» имеет оригинальную позицию относительно воспитания, обучения и образования ребёнка, основанную на твёрдой научной и философской базе. Кроме того, эта программа предполагает отступление от некоторых общепринятых педагогических стандартов, к примеру, отказ от привычной классно-урочной системы.

Материал с сайта www.deti-club.ru

Программы дошкольного образования | Воспитателям

· Программы физического развития и здоровья дошкольников И др.О современных программах для дошкольных образовательных учреждений Программы, разработанные авторскими коллективами в нашей стране или заимствованные из зарубежной педагогики, имеют несомненные достоинства, оригинальность подходов к построению педагогической работы и разнообразие взглядов на ребенка и его развитие.

Вместе с тем каждая программа может содержать такие особенности, которые не всегда бесспорно могут быть приняты каждым педагогом. Необходима большая внутренняя оценка того, близка ли теоретическая концепция той или иной программы мировоззрению педагога.

Формальное перенесение любой самой замечательной программы в существующую педагогическую ситуацию не сможет привести к положительному эффекту. Поэтому знание разнообразных подходов в организации педагогического процесса весьма полезно и перспективно для будущих педагогов.

Многие программы были разработаны серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами тоже создавались авторские программы. С целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования Минобразованием России в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации», где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать:

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
  • эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В рекомендациях говорится, что программы должны предусматривать организацию детской жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня. При этом должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разных ее видах (игре, конструировании, изобразительной, музыкальной, театрализованной и других видах деятельности) . В настоящее время опубликованы и распространены через разнообразные педагогические семинары всевозможные программы и руководства по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении.

Ряд программ - результат многолетней работы научных и научно-педагогических коллективов. Все эти программы показывают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. Именно педагогическому коллективу предстоит выбрать ту программу, по которой данное дошкольное учреждение будет работать.Современные образовательные программы для дошкольных учреждений Программа «Радуга» Программа «Детский сад - дом радости» Программа «Развитие»

Подробней на сайте vospitatel.edu54.ru

Авторы: Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко, Н.С. Варенцова и др.
Программа "Развитие" имеет серьезное теоретико-экспериментальное обоснование. В ее основе лежат: концепция А.В. Запорожца об амплификации развития в дошкольном возрасте (его обобщение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности); концепция Л.А. Венгера о развитии познавательных способностей в дошкольном детстве через овладение сенсорными эталонами, наглядно-образными и знаковыми моделями: психологическая теория Л.С. Выготского, согласно которой наиболее существенная линия в развитии человека представлена становлением его сознания.

Именно сознание характеризует возможности познания человеком окружающей действительности и самого себя, возможности его саморегуляции, особенности его эмоциональной сферы на протяжении всей человеческой жизни. При этом существуют особые сензитивные периоды, когда определенные виды способностей развиваются наиболее успешно.

Любая культурная форма предполагает использование некоторого обобщенного способа действия, что дает возможность применять его к самому широкому классу задач. Это отличает способности от конкретных знаний и умений. Можно знать, какие бывают животные, и называть их, но не уметь проанализировать, почему то или иное животное ведет присущий ему образ жизни, как связан человек с живой природой.

Для ребенка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Эмпирические обобщения, как справедливо указывает В.В. Давыдов, опираются прежде всего на наглядные представления ребенка. Осуществляются такие обобщения с помощью образных средств: эталона, символа, условного заместителя, модели.

Первый вид детского опыта называется познавательным. Основная форма его организации - наблюдение и экспериментирование. На особую роль экспериментирования в развитии дошкольника справедливо указывает Н.Н. Поддьяков. Задача взрослого - создать условия для экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом. Только затем взрослый помогает обобщить этот опыт, выделить то, что наиболее характерно для того или иного явления, и подводит детей к возможному обозначению. Способ обозначения не задается ребенку, он не формален для него, а открывается им как естественное обобщение его опыта с помощью взрослого.

Второй формой организации опыта ребенка является проживание им различных ситуаций. Проживание включает в себя не только опыт беспристрастного анализа действительности, но и опыт своего отношения к ней.

Программа «Развитие» разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей, подготовительной к школе.

Цель программы: развивать интеллектуальные и художественные способности дошкольников, которые авторы понимают как ориентировочные действия с образными средствами решения задач.

В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования: замещение, использование самих моделей и построение модели. Все действия наглядного моделирования на первых этапах своего развития осуществляются во внешнем плане, а позднее даже сложные задачи, в частности логические, решаются в основном в уме.

Раздел «Ознакомление с природой»

Цель и задачи. Помочь детям 4-5 лет понять богатство и многообразие взаимосвязей в природе, познакомить с нормами и правилам поведения по отношению к животным и растениям.

К 6 годам знакомить их с окружающей природой (ближайшей), помочь осознать первые простые закономерности: сменяемость времен года и изменения, происходящие в жизни растений и животных в зависимости от наступившего сезона.

Детей 6-7 лет знакомят с различными природными зонами, экосистемами и эволюцией жизни на Земле. Познавая природу и ее законы, ребенок начинает сознательнее относиться к ней. Так, в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры. Направленная работа по ознакомлению с природой в детском саду не только закладывает у дошкольников основы последующего успешного освоения таких школьных предметов, как природоведение, география, биология, но и воспитывает экологически грамотного, мыслящего человека, который и во взрослой жизни будет осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.

Структурно-содержательная характеристика

Ознакомление с природой, включенное в программу «Развитие», - одно из средств развития разных способностей детей. Они обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязей. В средней группе больше внимания уделяется сезонным явлениям, в старшей - растительному, а в подготовительной - животному миру. Тем не менее дети посредством моделирующей деятельности познают связь организма со средой, знакомятся со связями в экосистемах, устанавливают связи между живой и неживой природой. В подготовительной к школе группе существенно расширяются представления детей - они знакомятся с природными поясами планеты и эволюцией жизни на Земле, с помощью моделей устанавливают связи между древними и современными животными и средой их обитания. Таким образом, можно сказать, что в программе имеется образовательная тенденция к экологическому воспитанию дошкольников.

Одним из путей специализации целенаправленного развития любознательности детей может служить, например, создание условий для детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков). Наблюдая на практике проявления различных природных закономерностей, дети приобретают интерес к их открытию, обнаружению общего в конкретных проявлениях действительности.

При работе над разделом «Развитие представлений об окружающем мире и себе» у воспитателей чаще всего возникают следующие трудности и ошибки.

Педагоги могут излишне усложнять содержание раздела, не учитывая возможностей и потребностей младшего и среднего дошкольного возраста, экспериментирование иногда превращается в уроки физики вместо знакомства со свойствами предметов. Кроме того, воспитатели могут недооценить значение эмоциональной составляющей раздела, что является его особенностью. Специфическим затруднением можно считать изображение классификации понятий (в форме древа), которое не всегда методически грамотно выполняется воспитателями.

Чрезмерное увлечение моделями, знаками может «иссушить» восприятие живой природы. Хорошо, когда идет активная деятельность детей вне занятий: наблюдения, труд в природе, экспериментирование и т.д.

На занятиях по ознакомлению детей с природой особенно важно дать возможность высказываться самим ребятам, ненавязчиво подводить их к правильным ответам, умению открывать как бы самостоятельно новые для себя знания, в основе которых лежит их собственный опыт.

Предметно-развивающая среда

В программе отмечается, что развитие ребенка зависит от того, где, в каком окружении он растет, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Важно, чтобы в окружении ребенка находился стимулирующий его развитие материал трех типов: во-первых, использовавшийся в процессе специально организованного обучения; во-вторых, иной, но похожий (например, если на занятиях используются строительные детали разной формы красного цвета, то вне занятий - синего); в-третьих, свободный, т.е. позволяющий ребенку применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах.

В детских садах существуют разные возможности обеспечения детей материалами указанных типов. Организованная предметная среда предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменяемости.

Для уголка природы рекомендуется использовать групповую комнату, поместив в ней растения комнатные, характерные для различных времен года, природных зон экологических систем и т.п. Дидактические материалы, относящиеся к разделу (игры «Лото», «Домино», фильмы и т.п.), находятся «в кабинете». Все материалы должны быть доступны детям, но следует разграничивать места хранения использования материалов и их необходимо периодически обновлять.

В уголке могут быть животные. Постоянными обитателями могут стать рыбы и улитки в аквариуме, черепахи, морские свинки, птицы. Временными обитателями - еж, белка, кошка или собака, принесенные детьми из дома.

В групповой комнате желательны растения с красивыми листьями различной формы, цветущие, не требующие сложного ухода. Например, фиалка узамбарская, бегония Рекс, фуксия, бальзамин, традесканция или растения, характерные для различных времен года.

Необходимы краеведческие материалы: фотографии, картины, слайды, фильмы о природе родного края, а также минералы, гербарии растений, типичных для данной местности.

Объектами для экспериментирования могут быть: миски с водой и песком, камешки, плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы, соль, сахар, формочки, микроскоп, лупа и т.д.

Все материалы должны располагаться таким образом, чтобы дети могли самостоятельно проводить с ними простейшие опыты, делая выводы об их свойствах. На стенде можно поместить круговую диаграмму смены времен года. Следует также иметь специальный стенд, на котором сменяются материалы по различным темам: например, наборы картинок по разным климатическим зонам (пустыня, Арктика и т.п.), по экосистемам (лес, город и т.д). Там же постоянно находится модель древа эволюции.

Особенности организации работы специалистов ДОУ

Программа требует установления новых взаимоотношений взрослых с детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагает использование новых форм и методов. Не только воспитатели, но и родители включаются в развивающую общеобразовательную работу с детьми.

Организация работы во всех возрастных группах предполагает проведение занятий в подгруппах численностью 8-10 человек. В то время как одна подгруппа выполняет задание воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или самостоятельной деятельностью.

Полноценное овладение этой программой воспитателями предполагает не просто следование представленной в ней технологии, но и ясное понимание всего сложного комплекса психолого-педагогических оснований образовательной работы по этой программе. При реализации программы «Развитие» воспитатель может работать в режиме проектирования. Для воспитателя это прежде всего самостоятельный анализ ситуации: определение, на каком уровне находятся дети данной группы, как входят в программу; учет ресурсов дошкольного учреждения в плане оснащения занятий. Затем выбирается стратегия, т.е. конкретные способы реализации программы.

Реализуя задуманное, педагог осуществляет гибкое руководство, постоянно ориентируется на ребенка. Активное включение детей в поисковую ситуацию способствует организации их совместной деятельности. Для развития способности детей самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых неожиданных ситуациях воспитатель может успешно использовать детское экспериментирование.

Большинство занятий, особенно в младшей и средней группах, рекомендуется проводить в достаточно свободной форме: дети могут ходить по комнате, работать сидя или стоя за столами, располагаться вокруг одного стола и т.д. Длительность занятий, как правило, не должна превышать 15-20 мин в младшей группе и 20--25 мин в остальных.

Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. - М.: Сфера, 2009.

Виды образовательных программ для детей дошкольного возраста

Современные тенденции развития системы дошкольного образования выражены в реализации принципов гуманистической педагогики развития, педагогики сотрудничества, в признании приоритетности личностно-ориентированного стиля педагогического общения, предоставление ребенку самостоятельности, инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре, обеспечивающих развитие собственной активной позиции у ребенка и позволяющих наиболее полно реализовать себя.
Дошкольное детство – период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с универсальными ценностями, признанными человечеством, обретение ребенком своего «Я», активная реализация потребности в проявлении индивидуальности, а также период, в котором формируется детское сообщество как первый институт социализации ребенка.
Дошкольное детство характеризуется развитием перцептивных, мнемических и элементарных мыслительных процессов, овладением сложными манипуляциями и действиями с вещами, накоплением опыта поведения в различных жизненных ситуациях. Этот период отличается интенсивным развитием речи, что, однако, не исключает использования и более ранних, несловесных экспрессивных форм поведения: мимики, жестикуляции, поз, интонации. Для этого периода характерно интенсивное освоение культуры через игру, деятельность, общение. В этом возрасте ярко выражено символическое начало в мышлении и поведении. Логическое мышление осуществляется в форме усвоения конкретных операций: группировки предметов, обобщения и т.д. Эта стадия имеет решающее значение для социализации ребенка, которая происходит уже не только эмпирически (посредством накопления опыта поведения), но и рационально - путем освоения основ морали и регулирования на этих основах многообразных социальных связей и отношений.

В связи с важностью эмоционального фактора для процесса социального развития ребенка особое внимание необходимо обращать на индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях, эмоциональных переживаниях (уровень чувствительности), эмоциональной экспрессии (степень выраженности) и эмоциональном поведении (способ реагирования). От того, как проявляется эта триада, зависит успешность социализации, формирование личностных черт и интеллектуальное развитие ребенка. Чувственное переживание эмоции одновременно мотивирует человека на определенные действия: положительные эмоции способствуют конструктивному взаимодействию.

Основные задачи дошкольного образования:

Обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, сохранить и укрепить его психофизическое здоровье, способствовать становлению образа «Я»;

Формировать базовые качества личности, обеспечивающие успешную социализацию ребенка;

Развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения в данном возрасте;
- формировать представления о таких универсальных ценностях, как жизнь, здоровье, счастье, природа, красота, общение, познание, человек, гуманизм, добро, труд, милосердие, любовь, свобода, личность, мир, справедливость;

Воспитывать «участное», деятельностное отношение к миру, понимание представление своей роли в ближайшем социокультурном пространстве.

Образовательный процесс в период дошкольного детства строится на основании уважения детской индивидуальности, учета готовности к освоению предъявляемых требований и исключение принуждения и насилия, с опорой на достижения предыдущего этапа развития.

"Истоки" Авторский коллектив: научные сотрудники центра "Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца под руководством доктора педагогических наук Л.А. Парамоновой В данной программе целостно определены содержание и характер современного педагогического процесса, которые направлены на развитие базиса личностной культуры у ребенка дошкольного возраста в детском саду. Она реализует важнейший принцип гуманистической педагогики – диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями. Являясь образовательной программой нового поколения, "Истоки" отражает непреходящее значение дошкольного детства, как исключительно важного, базового периода для последующего развития человека. Основная цель программы – формирование разносторонне развитой личности в возрасте от рождения до 7 лет, ее универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребенка; обеспечение для каждого ребенка равного старта развития; сохранение и укрепление здоровья. Основу программы составляют концепция психологического возраста как этапа развития ребенка, имеющего свою структуру и динамику, а также научное положение А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития, взаимосвязи всех его сторон. В соответствии с этим подходом в программе выделены следующие возрастные этапы: раннее детство – младенчество (до одного года); ранний возраст (от одного года до трех лет); дошкольное детство; младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация, по мнению авторов, позволяет видеть как наиболее общие тенденции, так и индивидуальную перспективу развития каждого ребенка. Периодизация не предусматривает обязательного объединения детей в разновозрастные группы. С учетом специфических условий работы можно комплектовать группы дошкольного образовательного учреждения детьми как одного, так и разных календарных возрастов в рамках единого психологического возраста. Программа строится в соответствии с дидактическими принципами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности (общение, предметная деятельность, игра). Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом. Раздел "Социальное развитие" содержит перечень последовательно усложняющихся задач и условий работы по формированию у ребенка навыков общения со взрослыми и сверстниками, а также предусматривается формирование у ребенка отношения к себе. На всех возрастных этапах рассматриваются разнообразные виды детской деятельности как важные условия возникновения социальных эмоции и мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений. В разделе "Познавательное развитие" выделены задачи, содержание и условия педагогической работы по расширению и обогащению ориентировок ребенка в окружающем мире, развитию умственных способностей, способов и средств познавательной деятельности и др. Содержание раздела "Эстетическое развитие" рассматривается в единстве формирования у ребенка эстетического отношения к миру и его художественного развития средствами народного, классического и современного искусства. В основе этого развития лежит формирование художественных способностей через детское творчество, интеграцию различных видов детской художественной деятельности. В разделе "Физическое развитие" определены задачи, содержание и условия педагогической работы, решение которых содействуют укреплению здоровья детей, формированию правильной осанки, совершенствованию функциональных возможностей детского организма, жизненно важных двигательных навыков, физических качеств. В программе выделены новые, самостоятельные разделы "Здоровье", "Речь и речевое развитие", "Мир, в котором мы живем", "Природа и ребенок", "Культура быта" и другие, которые ее существенно дополняют и обогащают. Так, в разделе "Здоровье" отражены современные представления о здоровье ребенка-дошкольника, содержатся примерные режимы дня в детском саду рекомендации по его организации. В разделе "Речь и речевое развитие" в качестве основного средства развития общения рассматривается диалог, подчеркивается особая роль словотворчества и игр ребенка со звуками и рифмами. Цель раздела "Мир, в котором мы живем" - формирование у ребенка чувства принадлежности к определенной культуре, культурам других народов, сопричастности событиям, происходящим в стране, городе, поселке. Задачи приобщения детей к трудовой деятельности представлены в таких разделах программы, как "Мир, в котором мы живем", "Природа и ребенок", "Культура быта" и др. В программе "Истоки" выделено базовое и вариативное содержание образования. В базовую часть, наряду с задачами по каждому направлению развития ребенка, включены: характеристика возрастных возможностей детей; общие показатели развития; базисные характеристики личности; рекомендации по организации жизни детей в дошкольном учреждении, созданию предметно-развивающей среды, сотрудничеству детского сада с семьей, работе психолога в ДОУ. Вариативные подходы к реализации программы раскрыты в разделе "Содержание и условия педагогической работы". Они предусматривают возможность корректировки содержания педагогического процесса с учетом конкретных условии работы детского сада. В приложении к программе даны факультативные разделы: "Обучение второму языку", {(Компьютер в дошкольном учреждении", "Живой мир природы в городе и ребенок", которые предназначены для ДОУ, работающих в этих направлениях. Кроме этого, в приложении к программе содержатся образцы планирования образовательной работы, предлагаются основные показатели развития выпускника детского сада. Программа обеспечена методическими и учебными пособиями: по воспитанию детей раннего возраста (авт. Л.Н. Павлова), развитию речи и речевого общения (авт. А,Г. Арушанова), обучению русскому языку нерусскоязычных детей (ЕЮ. Протасова, Н.М. Родина), творческому конструированию (авт. Л.А. Парамонова), физическому (М.А. Рунова), эстетическому развитию (К.В. Тарасова, В.А. Петрова, Л.В. Пантелеева), экологическому (Н.А. Рыжова), взаимодействию с семьей (Е.П. Арнаутова) и др. Пособия программы "Истоки"
"Радуга" Научный руководитель программы Е.В, Соловьева. Авторы-разработчики Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др. «Радуга» – первая комплексная инновационная программа, открывшая путь новым вариативным программам для дошкольников, которые пришли на смену Типовой программе. Она охватывает полный комплекс проблем, связанных с обеспечением здоровья, образования, воспитания и развития детей 2-7 лет. «Радуга» является единственной программой для дошкольных образовательных учреждений, прошедшей полную экспериментальную проверку в10 регионах России в течение 6 лет и независимую экспертизу комиссии Министерства образования РФ, по итогам которой программа была рекомендована к массовому внедрению. Программа ориентирована на общечеловеческие гуманистические ценности и создана с целью – сохранить здоровье детей, помочь каждому ребенку радостно и содержательно прожить период дошкольного детства, обеспечить полноценное и своевременное психическое развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. «Радугу» отличает отказ от жесткой регламентации детской деятельности, учет логики становления детской психики, возможность вариативности реализации программы с учетом региональных и национальных особенностей, высокий уровень подготовки детей к школе. Пособия программы "Радуга"
"Детство" Программа разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена с позиций гуманистической педагогики. Представлено содержание образования и воспитания детей дошкольного возраста, разработанное на основе достижений классической и современной дошкольной педагогики. Издание адресовано воспитателям дошкольных учреждений разных видов, студентам и преподавателям педагогических институтов, колледжей, училищ. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ. Цель программы – обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение личного опыта ребенка. Количество занятий и их продолжительность не регламентированы. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации и место в режиме дня. Содержание программы разделено на четыре блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Программа состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста – младший (третий и четвертый год жизни), средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой год жизни). Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел – «Отношение к самому себе». Пособия программы "Детство"
"Кроха" Программа «Кроха» (воспитание, обучение и развитие детей до трех лет) под руководством авторов Г. Г. Григорьевой, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетовой и др. Цель программы – комплексное воспитание и развитие детей в возрасте до трёх лет. Программа разработана в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей. Программа предусматривает разноуровневый, индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку. В основе программы лежат гуманистические принципы, признающие за ребёнком право быть личностью. Именно развитие личностных качеств, таких? как самостоятельность, любознательность, инициативность, занимает центральное место в программе. В качестве главных принципов выступают уважительное отношение к ребёнку, внимание к его потребностям, желаниям и интересам, развитие у него чувства собственного достоинства, самостоятельности. Создание программы продиктовано современным состоянием воспитания детей раннего возраста. С одной стороны, до сих пор большинство родителей ориентируются на устаревшие представления о развитии детей первых лет жизни как о физиологическом созревании и во главу угла ставят обеспечение условий для физического развития ребёнка. Аспекты личностного развития, как правило, не осознаются и игнорируются. Вследствие этого огромные резервы психики маленьких детей остаются невостребованными. С другой стороны, некоторые родители и педагоги стремятся как можно раньше начать обучение чтению, математике и другим ненужным в раннем возрасте вещам и, не понимая закономерностей развития ребёнка, используют неадекватные методы, подходящие только для более старших детей. Программа «Кроха», безусловно, рассчитана на тех родителей и воспитателей, которые хотят получить углублённые знания в этой сфере. Раздел научного обоснования содержит грамотное изложение современных взглядов на закономерности психического развития детей, при этом знания даются родителям в вполне конкретной форме, а именно в жизненных ситуациях, в которых проявляются возрастные особенности малышей. Программа состоит из нескольких разделов, охватывающих наиболее важные стороны развития детей младенческого и раннего возраста. Многие из этих разделов для отечественных программ являются традиционными: физическое воспитание, охрана и укрепление здоровья, развитие движений, навыки самообслуживания, речевое развитие. Другие разделы отражают новые разработки в области педагогики (например, раздел, посвящённый экологическому воспитанию детей раннего возраста). Впервые в рамках программы воспитания достаточно полно представлен раздел о психологической подготовке родителей к рождению ребёнка. Помимо традиционных медицинских советов, в интересной и доступной форме рассказывается об этапах внутриутробного развития ребёнка, делается акцент на том, как важно общаться с малышом ещё до его рождения. Методическая часть программы отвечает современным требованиям: она соответствует заложенным в программу ценностям личностно ориентированной педагогики; в ней реализуется принцип постепенности и преемственности развития ребёнка при переходе на новую возрастную ступень; она оснащена новыми педагогическими приёмами и технологиями работы с детьми. Каждый раздел начинается с изложения основных задач воспитания, что поможет родителям лучше осознать смысл своих педагогических воздействий. Предлагаемые методические приёмы имеют в основном игровой характер, что соответствует возрастным особенностям детей. Они изложены в виде пожеланий, а не жёстких требований, которые часто предъявляются даже самым маленьким детям. Хорошо представлен раздел художественно-эстетического воспитания детей. В нём предлагаются разнообразные приёмы изобразительной, театрализованной и музыкальной деятельности, направленные на развитие творческого воображения и способностей малышей. Пособия программы "Кроха"
"Образовательная система «Школа 2100». Программа «Детский сад 2100»" Авторский коллектив: А.А. Леонтьев (руководитель), Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, М.В. Корепанова, Т.Р. Кислова, С.А. Козлова, О.А. Куревина, И.В. Маслова, О.А. Степанова, О.В. Чиндилова. Основная цель данной программы – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100». Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования. Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Современному детскому саду необходимо синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения. Реализация цели предполагает решение ряда задач. 1. Разработка содержания, обеспечивающего воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка; развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи); развитие эмоциональной сферы; цельность детского мировоззрения. 2. Формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой деятельности.
  1. Формирование опыта самопознания.
Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры, создание предметно-развивающей среды. Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению. Программа строится в соответствии с целью и общими принципами Образовательной системы «Школа 2100». Главная цель данной образовательной системы – создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком. Цель определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о самоценности дошкольного возраста и его значении для становления и развития личности ребенка. Программе посвящен целый интернет-ресурс - http://www.school2100.ru/uroki/preschool/index.php?sphrase_id=6988
Пособия программы "Детский сад 2100"
"Развитие" Программа «Развитие» разработана сотрудниками Учебного центра Л. А. Венгера. Программа «Развитие» разработана сотрудниками Учебного центра Л. А. Венгера. В ее основу, как указывают авторы, заложены два теоретических положения. Первое – это теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если oн чувствует себя не опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой теории основной путь развития ребенка – это амплификации развития, т. е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности. Второе – это концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятие – это образы, соответствующие сенсорным эталонам, общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины и др.). В процессе наглядно-образного мышления и воображения они соответствуют различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т.п.). В основе программы «Развитие» - личностно-ориентированная модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми. Цель: развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфических видов деятельности дошкольника. Задачи программы: · сенсорных способностей и усвоение символов, являющихся предпосылкой последующего развития познавательных и творческих, интеллектуальных способностей ребенка; развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной литературы, живописи, музыки; · способностей к наглядному моделированию; · элементов логического мышления. Развитие у детей характерных для их возраста способностей проявляется в умении самостоятельно анализировать ситуацию, создавать идею будущего продукта и план ее реализации, в развитии децентрации. Программа «Развитие» разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей и подготовительной. В структуре воспитательно-образовательного процесса, организуемого по программе «Развитие»: 1. Развитие сенсорных способностей (мл.возраст). 2. Развитие речи и ознакомление с художественной литературой. 3. Введение в грамоту (мл., ср.группы); подготовка к обучению грамоте (со старшей группы). 4. Формирование представлений об окружающем мире о себе (мл.возраст). 5. Ознакомление с природой (средняя группа). 6. Формирование элементарных экологических представлений. 7. Развитие элементов логического мышления (со ст.группы). 8. Формирование элементарных математических представлений (со средней группы). 9. Ознакомление с пространственными отношениями (со средней группы). 10. Конструктивная деятельность. 11. Изобразительная деятельность. 12. Игровая деятельность. Технология программы «Развитие» требует установления новых взаимоотношений взрослых с детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагает использование новых форм и методов. Развивающее обучение характеризуется самостоятельным поиском ребенка в решении различных проблем, осмысленным усвоением знаний, формированием активности, самостоятельности. В комплексе программы отсутствуют разделы«Развитие музыкальности» и «Физического развитие». Авторы рекомендуют программы: «Гармония», «Синтез» (К.В.Тарасова, Т.В.Нестерено); «Малыш» (В.А.Петрова) – музыкальное воспитание и развитие; рекомендации по организации физического воспитания в ДОУ Маханевой. Программой предлагаются дополнительные разделы: «Художественное конструирование», «Выразительное движение», «Режиссерская игра». Программно-методическое обеспечение:Программа «Развитие» (для каждой возрастной группы); планы занятий к программе «Развитие» (для каждой возрастной группы); «Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста»; «Педагогическая диагностика»; «Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста» (теоретический и практический материал); «Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей 5-6 лет». Пособия программы "Развитие"
М.А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду» Авторский коллектив под ред. М. А. Васильевой, ВВ Гербовой, Т.С.Комаровой. Составители программы основывались на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Развитие выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей. С учетом обозначенных подходов программа представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечит учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнит недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд). Программа представляет все направления дошкольного воспитания: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое; представляет широкие возможности для познавательного, социального и личностного развития ребенка. Ведущие цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой. Для достижения целей программы первостепенное значение имеют: забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; максимальное использование разнообразных видов детской деятельности: их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса; креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения; вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; уважительное отношение к результатам детского творчества; обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения; координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом; соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста. Пособия программы Васильев

Лекция 4 – 5. Специфика региональных образовательных программ для детей дошкольного возраста.

Примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста составлена с учетом современной нормативно-правовой и концептуальной базы дошкольного образования:
· Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено);
· Региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста характеризуется тем, что:
- направлена на разностороннее развитие детей от трех до семи лет с учетом психофизиологических закономерностей их развития;
- направлена на развитие эмоционально-чувственной сферы, способности ребенка понимать эмоциональные состояния свои и других людей, выражать эмоции и чувства вербально и невербально (в движении, мимикой, голосом), на формирование групповой сплоченности и эмоциональной открытости;
- направлена на развитие социально-коммуникативных умений, способности сопереживать другому, на овладение социально приемлемыми способами самовыражения в ситуациях общения, расширение представлений ребенка о себе и своих возможностях, способствует формированию социально-уверенного поведения;
- имеет базисный характер, направлена на поддержку основных линий развития ребенка, отвечающих своеобразию возраста, учитывающих сензитивность разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и новообразований, роли ведущей деятельности в их формировании. Образовательная деятельность строится на развитии воображения и основанного на нем творчества (творческого отношения к действительности); исходных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, элементов логического мышления); речи и речевого общения; произвольности, регуляции поведения и др.), призвана обеспечивать проектируемый уровень общего психофизического развития ребенка на каждом возрастном этапе дошкольного детства и на стадии его завершения;
- задает базисное содержание образовательного процесса в дошкольных учреждениях с учетом региональной специфики (географических условий, национальных и культурных традиций), предусматривает вариативность его реализации, способствует развитию инициативы и творчества педагогов дошкольных образовательных учреждений;
- включает содержание образования, соответствующее психолого-педагогическое обоснование потенциала психофизического развития детей дошкольного возраста, которое может служить условием для выравнивания их стартовых возможностей при поступлении в школу;
- носит преемственный, перспективный характер с примерными программами начальной ступени общего образования, определяя связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации образовательного процесса), обеспечивающей развитие ребенка;
- является ориентиром для разработки образовательных программ дошкольного учреждения, составления авторских рабочих программ педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Примерная региональная программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста определяет инвариантную (обязательную) часть содержания образования для реализации в дошкольных образовательных учреждениях, оставляя возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы рабочих программ могут предложить собственный подход в части структурирования содержательного материала, а также путей освоения детьми представлений, знаний, умений, навыков, средств и способов деятельности, необходимых для развития и социализации воспитанников.
Тем самым примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы педагогов, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению образовательного процесса в дошкольных учреждениях.
Реализацию содержания программы рекомендуется осуществлять не столько в организованных формах обучения (занятиях), сколько через организацию работы с детьми вне занятий, в совместной и самостоятельной деятельности. Ведущее место здесь должно принадлежать развивающим играм, чтению художественной литературы, продуктивным видам деятельности (изобразительной, музыкальной, театрализованной), активному исследованию социального и природного мира, а также грамотно организованной развивающей предметно-пространственной среде, где дети могут заниматься самостоятельно, по собственной инициативе.
Оптимальным условием развития ребенка является социально-педагогическая культура педагога, раскрывающаяся в такой категории, как «взаимодействие». Сущностно-содержательные характеристики этого процесса фиксируют степень личностной включенности педагога в образовательный процесс, ведущей к осознанной заинтересованности в ребенке как самоценности. Именно от системы отношений «ребенок-взрослый» зависят направленность и смысловое содержание всего педагогически организованного деятельностного комплекса.
В основу программы положена идея как личностно-ориентированного, так и деятельностного подхода в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.
Содержание:
- учитывает приоритет практической деятельности (деятельностно-коммуникативная составляющая образованности), в ходе которой дети получают необходимую информацию (предметно-информационная составляющая образованности), постепенно овладевая ценностно-ориентационной составляющей образованности;
- структурировано на основе компетентностного подхода, направленного на формирование у ребенка новых универсальных способностей личности и поведенческих моделей, готовности эффективно интегрировать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т.п.) и внешние ресурсы для достижения поставленной цели;
- имеет яркую воспитывающую направленность, т.е. способствует формированию толерантности, уважения к традициям и обычаям своего народа и других народов, культурного и экологически грамотного поведения и др.
В соответствии с этим на дошкольной ступени образования одновременно с развитием личностных качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений.

Умение не только различать направления, но и двигаться в указанном направлении, определять положение того или иного предмета в комнате по отношению к себе;
- умение различать части суток и ориентироваться в последовательности названий ближайших дней (сегодня, вчера, завтра), вспоминая, что было вчера, что происходит сегодня и что будет завтра.
В сфере речевого развития ребенка
- представление о формах вежливого обращения к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарностью, обидой, жалобой.
В сфере естественнонаучных представлений, экологической культуры
- представление о смене времени суток, времён года, суток, характерных особенностях каждого сезона;
- представление о взаимосвязи живой природы (деревьев, кустарников, цветов, птиц, насекомых) от времени года;
- представления о признаках живых организмов у отдельных представителей растений и животных;
- представления о назначении основных органов и частей растений, животных, хорошо знакомых детям, человека;
- представления об основных потребностях растений и животных и собственных потребностях;
- представления о труде человека по созданию условий и уходу за живыми существами, об отношении к ним.
В сфере развития элементарных математических представлений ребенка
- представления об основных эталонах формы, цвета, величины;
- представления об окружающем мире, о количественных и пространственных отношениях в нем;
- представление о числе как существенном признаке явления (одного предмета или их группы).
В сфере конструктивной деятельности ребенка
- обобщенные представления о конструируемых объектах;
- представления о свойствах деталей (цвет, форма, размер и пр.) и способах их соединения;
- способность в ходе экспериментирования с новыми материалами самим открывать способы крепления и создавать простейшие постройки для игры.

В примерной программе содержание образования представлено (структурировано) модулями в соответствии с основными сферами взаимодействия ребенка с окружающим миром (социально-личностной, физической, познавательно-речевой, художественно-эстетической) и с учетом трех возрастных ступеней дошкольного детства: младшего дошкольного возраста (4-ый год жизни), среднего дошкольного возраста (5-ый год жизни) и старшего дошкольного возраста (6-7-ой годы жизни).
Структура каждого модуля программы включает в себя:
- краткую характеристику возрастных возможностей развития каждой сферы ребенка в определенном возрастном периоде;
- приоритетные цели и задачи воспитания и обучения детей младшего, среднего и старшего дошкольных возрастов, решаемые в процессе ведущей деятельности: игры, общения, физической деятельности;
- содержание образования в соответствии с основными сферами развития ребенка (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие), реализуемое в специально организованных интегрированных видах деятельности, в совместном коммуникативном взаимодействии. Содержание каждого модуля программы нацелено на развитие представлений, выработку практических умений, навыков, способности ребенка к деятельностному, ценностно-ориентированному взаимодействию с природным и социальным миром региона, ближайшего окружения;
- основные подходы к решению задач каждой из сфер развития ребенка (направлений развития);
- рекомендуемый результат образования воспитанников , отражающий основные образовательные достижения детей определенного психологического возраста и обеспечивающий целостность психофизического и социального развития ребенка в условиях регионального образовательного пространства.
Модуль 1. Физическое развитие ребенка дошкольного возраста
Цель: Формирование ценностного отношения к собственному здоровью, совершенствование двигательных навыков и физических качеств ребенка, развитие представлений о своем теле и своих физических возможностях, через знакомство с доступными способами его укрепления, создание эмоционально-благоприятной (поддерживающей, стабилизирующей, настраивающей, активизирующей, тренирующей) среды физического развития, профилактику негативных эмоций.
Происходит рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система. Интенсивно развиваются моторные функции. Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. Двигательная активность детей характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий. Движения имеют преднамеренный и целеустремленный характер. Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети стремятся к новым сочетаниям движений, испытывают желание попробовать свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями, неустойчивость волевых усилий по преодолению трудностей.

Модуль 2. Социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста
Цель: Формирование у ребенка социальных способностей и навыков, определяющих становление базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», социально-коммуникативной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми на основе приобщения к культуре своего народа и других народов, содержательного общения с окружающим миром, с учетом уже достигнутого ребенком уровня социального развития, личностных особенностей, специфики развития эмоционально-аффективной сферы.
Ведущим условием реализации содержания образования детей дошкольного возраста является освоение детьми социального опыта совместной деятельности со сверстниками, взрослыми и установление отношений, которые основаны на чувстве общности и доверия, и которые учитывают собственные интересы и интересы других (детей, взрослых).